Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКИХ НПО КИРГИЗИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКИХ НПО КИРГИЗИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИРГИЗИЯ / НПО / ЖЕНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФОРУМ / ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРАВА ЖЕНЩИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудаяров К.А.

Статья посвящена деятельности женских неправительственных организаций, сыгравших значительную роль в процессе продвижения законодательных инициатив, защищающих права женщин. Знаменательным в этом отношении явился 1996 г., когда Киргизия присоединилась к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Помимо правовых аспектов, влияющих на социально-экономическое положение женщин в республике, большое внимание уделяется женскому предпринимательству, обеспечивающему финансовую и экономическую самостоятельность женщин, что, в свою очередь, ведет к укреплению статуса женщин в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF WOMEN'S NGO'S IN KYRGYZSTAN

The article is devoted to the activities of women's non-governmental organizations that have played a significant role in the process of promoting legislative initiatives that protect the rights of women and girls. Significant in this respect was the year 1996, when the Kyrgyz Republic acceded to the UN Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women. In addition to the legal aspects that affect the socio-economic status of women in the republic, much attention is paid to women's entrepreneurship, which ensures the financial and economic independence of women, which, in turn, leads to strengthening the status of women in society.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКИХ НПО КИРГИЗИИ»

сов и их распределения между государствами региона; проблематика религиозного экстремизма; наркотрафика и т.д.

Статья поступила в редакцию 23.06.2023.

Принята к публикации 07.07.2023.

Kudayarov K.A.

Scientific and Educational Policy

of Kazakhstan in Kyrgyzstan

Kanybek A. Kudaya rov,

PhD(History), Research Associate,

Center for Interdisciplinary Research INION,

INION RAN,

e-mail: kana8306@mail.ru

Abstract. In this article, the author made an attempt to consider some aspects of the scientific and educational policy of Kazakhstan in Kyrgyzstan. Despite the existence of a legal framework in the field of cooperation in the educational and scientific fields, which has existed since 2006, significant progress in the issue under study began only in 2022. As a further deepening of bilateral cooperation, the author proposes the creation of analytical centers, the research of which could be a powerful tool for the implementation of the policy of "soft power" of Kazakhstan in Kyrgyzstan and lobby Kazakhstan 's interests in Kyrgyzstan and the region as a whole.

Keywords: Kazakhstan; Kyrgyzstan; scientific and educational policy; universities; analytical center.

Кудаяров К. А.*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКИХ НПО КИРГИЗИИ

DOI: 10.31249/rimm/2023.03.04

Для цитирования: Кудаяров К.А. Деятельность женских НПО Киргизии // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2023. № 3 (329). DOI: 10.31249/rimm/2023.03.04

* Кудаяров Каныбек Акматбекович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований ИНИОН РАН, e-mail: kana8306@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена деятельности женских неправительственных организаций, сыгравших значительную роль в процессе продвижения законодательных инициатив, защищающих права женщин. Знаменательным в этом отношении явился 1996 г., когда Киргизия присоединилась к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Помимо правовых аспектов, влияющих на социально-экономическое положение женщин в республике, большое внимание уделяется женскому предпринимательству, обеспечивающему финансовую и экономическую самостоятельность женщин, что, в свою очередь, ведет к укреплению статуса женщин в обществе.

Ключевые слова: Киргизия; НПО; женские организации; форум; женское предпринимательство; права женщин.

В 2004 г. число женских НПО в Киргизии равнялось 1501. Информации, касающейся их точной численности, на сегодняшний день, - нет. Тем не менее, они представлены как сообществами деловых женщин, так и социально и политически активных женщин, ведущих свою деятельность в рамках определенных организационных структур. Площадками, объединяющими различные женские организации Киргизии, являются: Альянс женских законодательных инициатив (включающий 157 физических и юридических лиц); «Форум женских НПО Киргизии» (в который входят 54 организации)2; Агентство социальных технологий; «Жен-

1 Второй периодический доклад Кыргызской Республики о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 2004 г. // Центр Помощи Женщинам. URL: http://wsc.kg/sovet-npo/periodicheskie-doklady-kr-o-vypolneni/vtoroj-periodicheskij-doklad-kyrgyzs/ (дата обращения: 18 мая 2023).

2 Члены «Форума»: «Республиканская независимая ассоциация женщин-инвалидов», ОО «Астерия», ОФ «Ай-Жарык», ОФ «Жар-Булак», НПО «Community Development Alliance», ОФ «Келечек Плюс», ОФ «Юнихэлп», ОО «Ассоциация женщин- художников и искусствоведов КР»; Чуйская область: ОО «Эпкин», НПО «Алга», НПО «Демоор», ОФ «Green Work», НПО «Онор булагы», ОФ «Общество Корнелиуса» гендерный центр г. Токмок, ОО «Дом мира»; Баткенская область: Лейлек Аялзаты, ОФ «Инсан Лейлек», ОО «Буукамал»; Нарынская область: КЦ «Тендеш», Сеть «Жарандык демилге», ОО «Ызаат», ОО «Ру- Тулобайдын»; Жалал-Абадская область: Джалалабадская бюджетная группа, НПО «Седеп», НПО «Жаш-Муун», Сельский фонд «Бай Тушум», ОФ «Центр Поддержки женщин-Ариет», Аял Жааматардын федерациясы, Общественный фонд «Гилярэм»; Ыссык-Кульская область: НПО «Аялзат», НПО «Алтынай», ОФ «Кырк кыз», ОБ «Санрей», ОО «Жети Огуз айымдары», Ассоциация женских сообществ Ыссык Куля, Женское сообщество «Жанырык», НПО «Адамант», Развитие Иссыкуля, ОО «Аруузатым»,

ский форум «Курак», выступающнй в качестве организации, объединяющей женщин, занимающихся предпринимательской деятельностью; Коалиция по развитию женского предпринимательства и снижению тендерного насилия в Киргизии (19 организаций); Женская демократическая сеть Киргизии и другие платформы.

Женские НПО имеют успешный опыт подготовки как государственных, так и альтернативных отчетов о реализации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, представленных на международных форумах. Используя международные институты, НПО имеют реальную возможность лоббировать свои интересы. Организация просветительских, образовательных или протестных кампаний через средства массовой информации - уже давно применяемая техника НПО. Воздействие через СМИ позволяет привлечь к проблеме внимание местного и международного сообщества, расширить число сторонников, а также активировать чиновников на сотрудничество. Прежде всего, это выражается в проведении различных мероприятий - конференций, круглых столов, семинаров, тренингов по социальным проблемам, благотворительных акций, культурно-массовых кампаний и др.

Одним из наиболее успешных примеров лоббирования женских инициатив является кампания, организованная женскими сообществами по принятию методом гражданской законодательной инициативы закона «О социально-правовой защите от насилия в семье». Другим успешным примером может послужить внесение поправок в Кодекс о выборах, ст. 72 которого требует, чтобы в партийных списках было не более 70% лиц одного пола1. Таким образом, законодательно гарантируется, что 30 мест в парламенте всегда остаются за женщинами.

Группа инициативных женщин Тюпского района; Ошская область: КЦ «Мээрбан», ОФ «Центр по гендеру и психологической помощи», Демилгелуу инсандар, ОФ «Гулмайдан», Ене Назары, ОФ «Мээркан Пальмира», ОФ «Деловые инициативные женщины», ОФ «Цимир», Женсовет Кара-Сууйского р-на, ОО «Алай Иш-кер Айымдары», ОФ «Смайл KG».

1 Краткий обзор гражданского общества в Кыргызской Республике // Сайт Постоянного представительства Азиатского банка реконструкции и развития в Кыргызской Республике, ноябрь, 2011, 12 с. URL: https://www.adb.org/sites/default/ files/publication/29513/csb-kgz-ru.pdf (дата обращения: 18 мая 2023).

Законодательство в области защиты прав женщин

Если говорить о нормативно-правовой базе, существующей в области защиты прав женщин в Киргизии, то прежде всего следует сказать о Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин1, к которой Киргизия присоединилась в 1996 г.2, взяв на себя обязательства по достижению гендерного равенства в рамках республики. В соответствии с положениями ст. 18 Конвенции, Киргизия представляет Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Комитету) периодические доклады3, которых к сегодняшнему дню республика подготовила и предоставила пять4. Координационно-консультативным

1 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Принята резолюцией 34 / 180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года // Сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/cedaw.shtml (дата обращения: 18 мая 2023).

2 Кыргызская Республика присоединилась к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в соответствии с постановлениями Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 января 1996 года № 320-1 и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 6 марта 1996 года № 257-1.

3 Распоряжение Правительства Кыргызской Республики об одобрении пятого периодического доклада Кыргызской Республики по выполнению норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин за период с 2013 по 2018 г. // Сайт Министерства Юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/216900#unknown (дата обращения: 18 мая 2023).

4 Первый периодический доклад Кыргызской Республики по выполнению норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1998 г. // Сайт Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. URL: https://mlsp.gov.kg/download/pervyj-periodicheskij-doklad-kyrgyzskoj-respubliki-po-vypolneniyu-norm-konvenczii-o-likvidaczii-vseh-form-diskriminaczii-v-otnoshenii-zhenshhin-1998-g/ ; Второй периодический доклад Кыргызской Республики по выполнению норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1999-2002 гг. // Сайт Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. URL: https://mlsp.gov.kg/download/vtoroj-periodicheskij-doklad-kyrgyzskoj-respubliki-o-vypolnenii-konvenczii-o-likvidaczii-vseh-form-diskriminaczii-v-otnoshenii-zhenshhin-za-period-s-1999-g-po-2002-g/; Третий периодический доклад Кыргызской Республики по выполнению норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 2002-2005 гг. // Сайт Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. URL: https://mlsp.gov.kg/download/tretij-periodicheskij-doklad-kyrgyzskoj-respubliki-o-vypolnenii-konvenczii-o-likvidaczii-vseh-form-diskriminaczii-v-otnoshenii-zhenshhin-za-period-s-2002-po-2005-god/; Четвертый периодический доклад Кыргызской Республи-

органом, обеспечивающим осуществление государственной политики в отношении женщин, семьи и гендерного развития с 2001 г. является Национальный совет по вопросам женщин, семьи и ген-дерному развитию при Президенте КР. Уполномоченным органом по реализации гендерной политики выступает Министерство труда и социального развития Киргизии.

Для реализации гендерной политики и снижения насилия в отношении женщин в стране были приняты следующие законы и программы: Национальная программа «Аялзат» (1996-2000), разработанная при содействии женских неправительственных и международных организаций1, Закон «О репродуктивных правах граждан» (1999); Национальный план действий по достижению гендерного равенства на 2002-2006 гг.; Закон «О социально-правовой защите от насилия в семье» (2003), «О государственных гарантиях обеспечения гендерного равенства» (2003), «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и возможностей для мужчин и женщин» (2008); Национальный план действий по достижению гендерного равенства на 2002-2006 гг.; Национальный план действий по достижению гендерного равенства на 2007-

ки по выполнению норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 2008-2012 гг. // Сайт Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. URL: https://mlsp.gov.kg/downIoad/chetvertyj-periodicheskij-doklad-kyrgyzskoj-respubliki-o-vypolnenii-konvenczii-o-likvidaczii-vseh-form-diskriminaczii-v-otnoshenii-zhenshhin-za-period-s-2008-goda-po-2012-god/; Пятый периодический доклад Кыргызской Республики по выполнению норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 2013-2018 гг. // Сайт Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. URL: https: //mlsp.gov.kg/download/pyatyj-periodicheskij-doklad-kyrgyzskoj-respubliki-po-vypolneniyu-norm-konvenczii-o-likvidaczii-vseh-form-diskriminaczii-v-otnoshenii-zhenshhin-za-period-s-2013-po-2018-g/ (дата обращения: 20 мая 2022).

1 Основные направления национальной программы «Аялзат» на 1996-2000 гг. (разработана при содействии женских неправительственных и международных организаций (Утверждены Указом Президента Кыргызской Республики от 6 марта 1996 г. № УП-94). URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/46430; Положение о порядке присуждения премий Президента Кыргызской Республики в области гендерного развития в Кыргызстане (Утверждено Указом Президента Кыргызской Республики от 5 марта 2004 г. № 81). URL: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/4098?ckwds=%25d0%25b6%25d0%25b5%25d0%25bd%25d1%2581% 25d0%25ba ; Национальная стратегия охраны репродуктивного здоровья населения Кыргызской Республики до 2015 года // Сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/4506? ckwds=%25d0%25b6%25d0%25b5%25d0%25bd%25d1 %2581 %25d0%25ba (дата обращения: 10 мая 2023).

2010 гг.1; Национальная стратегия охраны репродуктивного здоровья населения Киргизии до 2015 г.2; Постановление об утверждении инструкции о порядке проведения правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз проектов подзаконных актов республики (от 8 декабря 2010 г. № 319)3; Национальная стратегия Киргизии по достижению гендерного равенства до 2020 г. (2012)4; Национальная стратегия республики по достижению гендерного равенства до 2030 г. (2022)5; Национальный план действий по достижению тендерного равенства на 20222024 гг. (2022)6; План по предотвращению детских и принудительных браков на 2023-2024 гг. (2023)7 и др. НПА.

1 30-летие со дня принятия Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW): шаги по искоренению насилия в Кыргызстане, деятельность Ассоциации кризисных центров, Бишкек, 2009, 16 с. // Сайт Фонда «Сорос-Кыргызстан». URL: https://soros.kg/wp-content/uploads/ 2019/07/CEDAW_30-anniversary.pdf (дата обращения: 10 мая 2023).

2 Национальная стратегия охраны репродуктивного здоровья населения Кыргызской Республики до 2015 года (Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 15 июля 2006 года № 387) // Сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/4506?cl=ru-ru (дата обращения: 10 мая 2023).

3 Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции о порядке проведения правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз проектов подзаконных актов Кыргызской Республики» // Сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92342?ckwds=%25d0%25b6%25d0% 25b5%25d0%25bd%25d1%2581%25d0%25ba (дата обращения: 23 мая 2023).

4 Национальная стратегия Кыргызской Республики по достижению ген-дерного равенства до 2020 года // Сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/12728 (дата обращения: 23 мая 2023).

5 Национальная стратегия Кыргызской Республики по достижению ген-дерного равенства до 2030 года // Сайт Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. URL: https://mlsp.gov.kg/ru/ gendernaya-politika2/ (дата обращения: 23 мая 2023).

6 Национальный план действий по достижению гендерного равенства на 2022-2024 гг. // Сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/159488?cl=ru-ru (дата обращения: 25 мая 2023).

7 Утвержден План по предотвращению детских и принудительных браков на 2023-2024 гг. // Сайт Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. URL: https://mlsp.gov.kg/ru/2023/02/02/utverzhden-plan-po-predotvrashheniyu-detskih-i-prinuditelnyh-brakov-na-2023-2024-gody/ (дата обращения: 23 мая 2023).

Ведущие женские организации Киргизии

Рассмотрим деятельность ключевых женских объединений республики, среди которых наиболее крупным является Альянс женских законодательных инициатив (АЖЗИ), представляющий собой объединение юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере расширения возможностей и улучшения положения женщин Киргизии, содействия их всестороннему участию в общественно-политической жизни. АЖЗИ функционирует без образования юридического лица. Целью Альянса является усиление политического голоса и влияния женщин через лоббирование гендерно ориентированных законотворческих инициатив и мониторинг реализации гендерной политики. На базе Альянса была создана Академия женского лидерства. Целью Академии является получение знаний и опыта в реализации широкого спектра возможностей развития политических, лидерских способностей и организации избирательных кампаний, а также консультации юристов, женщин-политиков, экспертов как национального, так и международного уровня. Публикации Альянса представлены в виде различных отчетов по результатам гендерного мониторинга, осуществленных «Агентством социальных технологий»1.

К инициативам Альянса относится обращение к Центральной избирательной комиссии республики с призывом к соблюдению положения конституционного закона «О выборах Президента Киргизии и депутатов Жогорку Кенеша (Парламента) страны» о распределении не менее 30 % от общего числа мандатов, полученных политическими партиями, между кандидатами женского пола. К более ранним обращениям относится требование к депутатам парламента поддержать изменения в ст. 155 Уголовного кодекса республики2 и ужесточить наказание за похищение женщины для вступления в брак вопреки ее воле.

1 Публикации Альянса женских законодательных инициатив // Сайт Альянса женских законодательных инициатив. URL: https://awli.kg/publikaczii-datkajym/ nasilie-v-otnoshenii-zhenshhin-v-politike-kyrgyzskoj-respubliki-rezultaty-issledovaniya-2/ (дата обращения: 26 мая 2023).

2 Статья 155. Принуждение женщины к вступлению в брак, похищение женщины для вступления в брак или воспрепятствование вступлению в брак: 1) Принуждение женщины к вступлению в брак или продолжению брачного сожительства, а равно воспрепятствование женщине вступлению в брак - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот расчетных показателей либо ограничением свободы на срок до 3 лет; 2) Похищение женщины для вступления в брак

Общественное объединение «Агентство социальных технологий» (АСТ) является одной из ведущих женских неправительственных организаций, активно и эффективно работающих по продвижению политики гендерного равенства и укреплению женского движения. Именно эксперты Агентства социальных технологий начиная с 2001 г. были инициаторами создания первой в Киргизии национальной женской сети «Женщины Могут Всё!» из числа женщин-лидеров во всех регионах республики и оказывали в рамках многолетней программы Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ)1 (в 2001-2006) методическую, экспертную, техническую, информационную и организационную поддержку становления и развития этой сети. Сегодня данная сеть продолжает работать и является одним из ключевых партнеров АСТ в регионах. АСТ выступало «локомотивом» и «мозговым центром» кампаний лоббирования гендерных квот в электоральном законодательстве, сохранения принципа светскости государства в Конституции, сохранения уголовного наказания за многоженство, совершенствования гендерного законодательства и выделения в составе правительства уполномоченного органа в сфере гендерной политики. Гендерная экспертиза законов и государственных программ - один из инструментов работы АСТ. За годы своего существования Агентство социальных технологий добилось значительных успехов в закреплении института гендер-ной экспертизы и применения гендерного анализа в процессе выработки законов и государственной политики. Так, в результате многолетнего лоббирования требование о проведении гендерной экспертизы проектов законов закреплено в Законе «О нормативных правовых актах» (2009), а также в Законе «О регламенте парламента» (2011).

В конце 2007 г., после того как в парламент страны были впервые избраны женщины, благодаря введенным гендерным квотам, Агентство социальных технологий выступило с предложением объединения в Альянс женских законодательных инициатив женщин-депутатов парламента, женщин-руководителей мини-

вопреки ее воле - наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет. (В редакции Закона КР от 25 января 2013 года № 9) // Сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/568 (дата обращения: 25 мая 2023).

1 Бюро по демократическим институтам и правам человека.

стерств и ведомств совместно с лидерами женских НПО для продвижения вопросов гендерного равенства в законодательном органе страны. Сегодня в Альянсе более 150 членов, в том числе 71 НПО, 85 физических лиц, включающих 24 женщины-депутата Жогорку Кенеша КР IV, V и VI созывов. Альянс сегодня проводит гендерную экспертизу законодательства и проектов законов, лоббирует гендерные вопросы на уровне правительства и парламента. АСТ продолжает оказывать Альянсу женских законодательных инициатив помощь в координации деятельности и выступает своего рода секретариатом Альянса.

Агентство социальных технологий начиная с 2008 г. последовательно работает по продвижению изменения подходов к бюджетированию и планированию, методологии гендерного бюджетирования, гендерного анализа эффективности внешней помощи и принимает непосредственное участие в фасилитации1 процесса обсуждения и выработки женскими организациями Киргизии обращений к Форуму доноров в г. Аккра 2008 г. и Бусан 2011 г. АСТ настоятельно призывает сосредоточить внимание на актуальных и неотложных гендерных проблемах и принимать гендерно-ориентированные решения и рекомендации, направленные на поощрение политики равенства при осуществлении программ развития, в том числе постконфликтных стратегических планов развития страны, безопасного развития и укрепления мира.

Проекты Агентства, направленные на гендеризацию бюджетных инициатив, включают как национальный масштаб, так и касаются местных бюджетов. Например, проведен гендерный анализ бюджетов городов Бишкек и Кант, Московского района и бюджета местного сообщества в Чуйской области. По итогам анализа организованы публичные слушания и другие форматы обуж-дений с общественностью. Впервые был сделан гендерный анализ проекта среднесрочного прогноза бюджета на 2010-2012 гг.

В течение 2010-2011 гг. Агентство социальных технологий в рамках проекта ЮНИФЕМ2 «Укрепление экономической безопасности женщин» оказывало экспертную поддержку Министерству труда, социального обеспечения и миграции как уполномоченному государственному органу в сфере гендерной политики. Многолет-

1 Метод проведения совещаний, позволяющий повысить их эффективность до максимальной. Суть заключается в том, чтобы устранить препятствия для обмена идеями и вовлечь в обсуждение абсолютно каждого сотрудника.

2 Женский фонд ООН.

нее сотрудничество АСТ с уполномоченным органом в сфере ген-дерной политики способствовало утверждению министерством Руководства по внедрению комплексного гендерного подхода в отраслевые / секторальные политики, а также разработке и принятию правительством впервые в истории страны долгосрочного стратегического документа в сфере гендерной политики - Национальной стратегии по достижению гендерного равенства до 2020 г.1 Публикации АСТ затрагивают гендерные и инклюзивные исследования, опубликованные при финансовой поддержке Европейского союза и других спонсоров2.

Форум женских НПО Киргизии был создан в 1994 г. и работает как сеть женских НПО в стране. Он получил специальный консультативный статус в ЭКОСОС ООН3. Обучение в рамках

1 История // Сайт Агентства социальных технологий. URL: https://sta.kg/about-ru/ (дата обращения: 26 мая 2023).

2 Гендерное и инклюзивное развитие в Кыргызстане: вызовы и рекомендации. Базовое исследование. (Опубликовано в рамках проекта «Содействие развитию справедливого и инклюзивного общества в Кыргызстане» при финансовой поддержке Европейского союза».), Агентство социальных технологий, Бишкек, 2023, 154 с. URL: https://sta.kg/wp-content/uploads/2023/03/gendernoe-i-inklyuzivnoe-razvitie-v-kr_02.02.2023.pdf ; Гендерные аспекты деятельности СМИ в Кыргызской Республике: вызовы и рекомендации. Базовое исследование. (Опубликовано в рамках проекта «Содействие развитию справедливого и инклюзивного общества в Кыргызстане» при финансовой поддержке Европейского союза».), Агентство социальных технологий, Бишкек, 2023, 82 с. URL: https://sta.kg/wp-content/ uploads/2023/03/baseline_report_02.03.2023.pdf ; Итоговый отчет о наблюдении за ходом организации и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Результаты гендерного мониторинга. («Отчет по результатам гендерного мониторинга выборов депутатов ЖК Кыргызской Республики, прошедших 28 ноября 2021 г.»). (Опубликовано при финансовой поддержке Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке) // Агентство социальных технологий, Бишкек, 2021, 55 с. URL: https://sta.kg/wp-content/uploads/2023/04/gendermonitoringjk_2021-1-1.pdf ; «Как сообща бороться с семейным насилием на местном уровне: опыт деятельности местных комитетов по охране и защите от семейного насилия». (Опубликовано в рамках проекта «ДаткАйым: продвигаем гендерное равенство по-новому!», реализованного ОО «Агентство социальных технологий» (Кыргызская Республика) и Центром творческого развития «Данило Дольчи» (Италия)) // Агентство социальных технологий, Бишкек, 2022, 9 с. URL: https://sta.kg/wp-content/uploads/2023/03/o-kpns_proekt-datkajym.pdf и др. (дата обращения: 28 мая 2023).

3 ЭКОСОС ООН (Экономический и Социальный Совет ООН) был учрежден в 1945 г. Уставом ООН в качестве одного из шести главных органов Организации Объединенных Наций. Совет занимает центральное место в деятельности системы ООН по продвижению всех трех аспектов устойчивого развития - экономического, социального и экологического. Он представляет собой централь-

программ Форума прошли более 5 тыс. женщин - членов женских организаций. Основной миссией Форума является консолидация и укрепление женских НПО в целях улучшения положения женщин, обеспечения гендерного равенства в обществе, защиты прав женщин и расширения их участия в общественной жизни.

Форум работает в рамках четырех программ: 1) «Женщины и экономика» - реализуется Форумом в партнерстве с местными женскими организациями и активистами женского движения, а также с женщинами - депутатами айыльных кенешей (сельских советов). Целями программы являются продвижение экономических прав и возможностей сельских женщин; содействие развитию женского сельского предпринимательства; усиление роли женщин в местном самоуправлении; 2) «Борьба с дискриминацией и насилием в отношении женщин» - направлена на уменьшение гендерной дискриминации и насилия в отношении женщин. Женские организации и женские группы тесно работают с населением, государственными органами и другими заинтересованными организациями для профилактики и реагирования на насилие; 3) «Сопротивление гендерному насилию во имя культуры и религии» - появилась в связи с растущим влиянием фундаментализма на женскую часть населения, приведшего к активизации защитников прав женщин, которые организуются для поиска решения проблемы «губительных» требований фундаментализма, защиты прав женщин и девочек, как посредством закона, так и в самом обществе; проведения альтернативных диалогов на основе гендерного равенства. Женские активисты полагают, что стремительная и усиленная мобилизация фундаменталистских сил против прав женщин, якобы совершаемая во имя культуры и религии, и дальнейшее обоснование насильственных действий в отношении их прав могут быть преодолены и побеждены только более сильным, решительным и стратегическим объединением женских правозащитных организаций и активистов; 4) «Сквозные инициативы» - нацелена на всестороннее продвижение женских инициатив и достижение гендер-

ную платформу, способствующую ведению дискуссий и развитию инновационного мышления, достижению консенсуса в отношении дальнейших направлений деятельности, а также координации усилий по достижению согласованных на международном уровне целей. ЭКОСОС ООН также отвечает за осуществление последующей деятельности по итогам крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций // Сайт ООН. URL: https://www.un.org/ ecosoc/ru/content/about-us (дата обращения: 25 мая 2023).

ного равенства на национальном и местном уровнях; 5) «Участие женщин в политических процессах» - представляет собой комплексную стратегию по продвижению участия женщин в политических процессах на всех уровнях и в органы принятия решений. Участники Форума полагают, что для достижения целей программы необходимо: преодолеть преграды в виде стереотипов, патриархальных норм и традиций; добиться учета интересов и потребностей женщин в государственных программах и местных планах развития; увеличить количество женщин в политических процессах на местном и национальном уровнях: айыльные кенеши (сельсоветы), айыл окмоту (сельские управы), министерства и ведомства, агентства, Жогорку Кенеш (парламент), правительство; добиться ген-дерного равенства для женщин и защиты их прав; активно участвовать в политических процессах; получить знания и навыки для участия в политических процессах на всех уровнях; создать партнерства для продвижения идей; 6) «Мониторинг Пекинской платформы действий и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» - предполагает измерение достижений страны на пути обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. При этом государство должно осуществлять эту политику на основе разработанных для данной цели развития международных стандартов и принятых международным сообществом концептуальных подходов, важнейшими из которых являются: современная концепция прав человека, концепция гендерного равенства, концепция развития человеческого потенциала. Каждая из этих концепций предполагает учет гендерной составляющей общественного развития, гендерной направленности государственных актов, программ и решений.

Форум отличается большой публикационной активностью1, включающей обзор социально-экономического влияния COVID-19

1 Джанаева Н., Картанбаева Ч., Койчуманова З. Тематическое исследование эффективности мер реагирования на COVID-19 в Кыргызской Республике // Сайт Форума женских НПО Кыргызстана совместно с Партнерством ОГО для эффективного сотрудничества в области развития: Бишкек, 2020. 46 с. https://drive.google.com/file/d/1j43ihKHpk797CkW3hJpubmpuj6DHgOa5/view ; Джанаева Н. Обзор выполнения ЦУР в Кыргызской Республике // Форум женских НПО Кыргызстана: Бишкек, 2020. 38 c. URL: https://drive.google.com/ file/d/15u7n2DxcOB-Ing_saE8DdMbwGc_tKsFE/view ; Теневой отчет Форума женских НПО Кыргызстана. К Четвертому периодическому докладу Кыргызской Республики по выполнению норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Насилие в отношении женщин. Участие женщин в

в Киргизии, резюме и описание официальной помощи в целях развития (ОПР1); обзоры Добровольных национальных отчетов республики, труды, посвященные гендерным исследованиям, положению женщин в стране и годовым отчетам2.

Женский форум «Курак» — это некоммерческая общественная организация, объединяющая женщин из разных сфер деятельности, включая бизнес. Миссией форума является поддержка и развитие предпринимательства в Киргизии и странах Центральной Азии, повышение экономического уровня жизни женщин, их семей, а также их духовного, личностного и профессионального роста.

Членами организации являются женщины, занимающие видные места в экономической, общественной, культурной и научной сферах. Например, Эльмира Ногойбаева (руководитель аналитического центра «Полис Азия»), Айнура Сагынбаева (соучредитель форума «Курак», директор консалтингового агентства «81АЯ» и посол Всемирного дня женского предпринимательства) и многие другие.

Форум «Курак» стремится стать организацией, которая могла бы объединить женщин не только из разных регионов Киргизии, республик Центральной Азии, но и других стран, поддерживающих развитие женского предпринимательства. Организация позиционирует себя как предоставляющую качественные и эффективные услуги и программы, содействующие духовному, личностному и профессиональному росту женщин-предпринимателей3. Продвижение женского предпринимательства стало возможным во многом благодаря проекту «Развитие женского предпринимательства», осуществление которого состоялось после соглашения,

политических процессах // Сайт Форума женских НПО Кыргызстана. Теневой отчет, Бишкек, 2013. 18 c. URL: https://docs.google.com/file/d/0B_tPAZH twes0Y2FiREgzMFlnU3M/edit?resourcekey=0-ZFgS9L3lCR8CnAxZV1Gg9A ; Женщины в политике. Том I, II и др. (дата обращения: 25 мая 2023).

1 Официальная помощь в целях развития (ОПР) - один из видов иностранной помощи, один из основных инструментов предоставления помощи развивающимся странам международной политики содействия развитию. ОПР предоставляется в форме грантов, кредитов (займов) и иных трансфертов в денежной или натуральной форме (товаров или услуг) странам-партнёрам, определённым в качестве получателей ОПР в списке Комитета содействия развитию ОЭСР, и международным многосторонним институтам.

2 Годовые отчеты // Сайт Форума женских НПО Кыргызской Республики. URL: https://forumofwomenngos.kg/godovye-otchety/ (дата обращения: 28 мая 2023).

3 О нас // Сайт Общественного объединения «Женский Форум «Курак». URL: http://kurak.kg/ (дата обращения: 25 мая 2023).

заключенного между правительством страны и Азиатским банком развития (2013)1.

Одним из крупнейших проектов «Курака» является реализация менторской программы «Женщины в бизнесе» совместно с Европейским банком реконструкции и развития (с 2020 г.), который проводит большую работу по созданию благоприятных условий для развития женского предпринимательства в Центральной Азии в рамках стратегии тендерного равноправия, принятой в 2017 г. Члены Форума также создают рабочие места для женщин-инвалидов в специально организованной для этой цели инклюзивной мастерской, функционирующей с 2017 г.

Курак на ежегодной основе проводит празднование Всемирного дня женского предпринимательства2, в рамках которого проводятся мастер-классы и конференция с участием женщин-лидеров со всей республики, представителей бизнес-структур, госорганов и международных партнеров, подчеркивающих вклад женщин в развитие экономики страны.

В декабре 2022 г. в рамках государственной программы по поддержке и развитию женского предпринимательства в Киргизии на 2022-2026 гг. была запущена программа по поддержке разработки районных ПСЭР (Программ социально-экономического развития) для Ат-Башинского и Ноокатского районов республики. Программа реализуется общественным объединением «Женский форум «Курак» совместно с «Институтом политики развития» при поддержке ACTED Kyrgyzstan3.

1 О проекте закона Кыргызской Республики «О ратификации Письма-соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Азиатским банком развития по проекту «Развитие женского предпринимательства», подписанного 23 мая 2013 г. в городе Бишкек // Сайт Министерства Юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/94510?ckwds=%25d0% 25b6%25d0%25b5%25d0%25bd%25d1%2581 %25d0%25ba ; http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/72925?ckwds=%25d0%25b6%25d0%25b5%25d0%25bd%25d1%2581% 25d0%25ba (дата обращения: 28 мая 2023).

2 Всемирный день женского предпринимательства - это глобальная инициатива, поддерживаемая ООН с 2014 г., направленная на поддержку и расширение прав и возможностей предпринимательниц во всем мире, охватывающая более 140 стран мира.

3 Общественный благотворительный Фонд «ACTED» «Агентство по техническому сотрудничеству и развитию» присутствует в Кыргызстане (ACTED Kyrgyzstan) с 1999 г., работая во всех семи регионах республики: Баткенском, Чуй-ском, Иссык-Кульском, Джалалабадском, Нарынском, Ошском и Таласском. Организация занимается наращиванием потенциала институтов и гражданского общества,

Целями программы являются проведение реформ, принятие мер и действий, которые должны быть направлены на создание благоприятных условий для инвестирования, развития женского предпринимательства, а также экономического роста через оптимизацию государственного регулирования, улучшение качества институциональной среды, формирование в регионах адекватной социальной и производственной инфраструктуры в целом. Форум «Курак» является членом Женского делового совета («Women's Business Council») Всемирной ассоциации развития женского предпринимательства.

К достижениям «Курака» также относится то, что ее член - генеральный директор консалтинговой компании ОсОО «Ассортис Кей Джи», коуч и консультант в электронной коммерции и в управлении экспортом, - Абдыкеримова Салтанат, получила именную награду как самая влиятельная женщина 2023 г. («Most Influential Woman 2023») на Всемирной женской конференции в ОАЭ (Women's Global Conference) за свои проекты по поддержке женского предпринимательства и их продвижение на международный уровень.

Большая роль в деле защиты прав и свобод женщин отводится и кризисным центрам, образовавшим Ассоциацию кризисных центров (АКЦ). АКЦ представляет собой общественное объединение, созданное в 2001 г. и включающее 12 НПО из семи регионов Киргизии. Политика Ассоциации кризисных центров в основном построена на Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Миссия Ассоциации заключается в содействии снижению насилия и ликвидации дискриминации в отношении женщин в стране.

История АКЦ начинается в 1997 г., когда организация «Лига женщин за сохранение народных обычаев и традиций» впервые в Средней Азии решила создать убежище (англ. вариант - shelter) и вести работу по оказанию помощи женщинам - жертвам насилия. В рамках этой инициативы был проведен пяти-дневный тренинг о том, как профессионально вести работу в кризисном центре, как консультировать пострадавших, о насилии, мифах и стереотипах, об особенностях работы подобных организаций и т. д. Обучение проходило под руководством специалистов из Санкт-Петербурга, которые проводили тренинги для специально отобранных для этой цели психологов и педагогов.

для продвижения прозрачных механизмов управления, основанных на широком участии населения, борьбы с насилием по признаку пола и развития экологически чистых и инклюзивных экономических возможностей.

Таким образом, впервые в Киргизии и в Средней Азии были созданы и начали функционировать убежище «Умут» и кризисный центр «Шанс». Затем женщины-лидеры из регионов проявили желание создать подобные организации в областных центрах республики. Их обучили тому, как оформить юридическую регистрацию НПО, как работать с персоналом организации и жертвами насилия. С открытием кризисных центров в регионах появилась потребность в создании Ассоциации кризисных центров для достижения гендер-ного равенства и необходимости признания государством этого направления и действий приоритетными. Миссия АКЦ заключается в снижении гендерного насилия в обществе, продвижении прав и свобод женщин, содействии ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, создании возможностей для устойчивого развития и эффективной деятельности кризисных центров страны1.

И наконец, общественная организация «Равенство», основанная в 2004 г. по инициативе 11 человек с инвалидностью, является одной из ведущих организаций людей с инвалидностью в Киргизии и координатором Международной экспертной сети лидеров и организаций женщин с инвалидностью по Центральной Азии, в которую входят более 16 организаций женщин с инвалидностью из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана2. С 2004 по 2018 г. «Равенство» работала как областная организация в Иссыккульской области. В 2019 г. после перерегистрации офис организации переехал в г. Бишкек и ведет работу на страновом уровне. За 19 лет работы ОО «Равенство» осуществило свыше 50 проектов. В рамках этих проектов было проведено более 30 круглых столов, свыше 20 пресс-конференций, более 500 обучающих тренингов, в которых приняли активное участие мужчины и женщины с инвалидностью, лидеры организаций женщин с инвалидностью стран Центральной Азии, представители министерств, парламента, акиматов (районных администраций), айыл окмоту, НПО и СМИ.

В целом, практически любые крупные женские инициативы в стране реализуются при финансовой и консультационной поддержке представительства ПРООН в Киргизии, Европейского банка

1 Ассоциация кризисных центров Кыргызстана // Сайт Ассоциации кризисных центров Кыргызстана. URL: https://acckg.kg/about/ (дата обращения: 26 мая 2023).

2Об организации ОО «Равенство» // Сайт ОО «Равенство. URL: http://ravenstvo.kg/%d0%be%d0%b1-%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%bd% d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8/ (дата обращения: 25 мая 2023).

реконструкции и развития, Всемирного банка, Программы USAID по торговле в Центральной Азии, Коалиции по развитию женского предпринимательства и устранению гендерного насилия «Демилгелуу Айымдар» (в переводе с кирг. яз. - Предприимчивые дамы / женщины), WAGE, USAID Agro trade, Helvetas в КР, ОБСЕ, ЕС и др. спонсоров.

Заключение

Впечатляющие достижения женских организаций Киргизии, выражающиеся в лоббировании женских законодательных инициатив, и последующем упрочении социально-экономического положения женщин и девушек, являются стимулом для дальнейшей работы в этом направлении, поскольку конечная цель - достижение гендерного равенства - пока не достигнута. Мощная сеть женских НПО, существующая в республике, пользуется большой поддержкой международных организаций, получая как политическую, так и материальную и экспертную помощь со стороны ООН, ОБСЕ и др. международных структур.

Обзор общего положения дел в исследуемой сфере показал, что сделанное за последние два с лишним десятилетия в этом направлении изменило гендерную картину в стране к лучшему, значительно приблизив ее к достижению равных возможностей между мужчинами и женщинами в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 19.06.2023.

Принята к публикации 05.07.2023.

Kudayarov K.A.

Activities of Women's NGO'S in Kyrgyzstan

Kanybek A. Kudaya rov,

PhD(History), Research Associate,

Center for Interdisciplinary Research

INION, INION RAN,

e-mail: kana8306@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the activities of women's nongovernmental organizations that have played a significant role in the process of promoting legislative initiatives that protect the rights of women and girls.

Significant in this respect was the year 1996, when the Kyrgyz Republic acceded to the UN Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women. In addition to the legal aspects that affect the socio-economic status of women in the republic, much attention is paid to women's entrepreneurship, which ensures the financial and economic independence of women, which, in turn, leads to strengthening the status of women in society.

Keywords: Kyrgyzstan; NGOs; women's organizations; forum; women's entrepreneurship; women's rights.

Ниязи А.Ш.*

ВОРУХ - ТЕРРИТОРИЯ

ТАДЖИКСКО-КИРГИЗСКОГО РАЗДОРА.

К ВОПРОСУ О РАЗМЕЖЕВАНИИ ПРЕДВОЕННОГО ПЕРИОДА (1928-1941). Часть 2.

DOI: 10.312.49/rimm/2023.03.05

Для цитирования: Ворух - территория таджикско-киргизского раздора. К вопросу о размежевании предвоенного периода (1928-1941). Часть 2. // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2023. № 3 (329). DOI: 10.312.49/rimm/2023.03.05.

Аннотация. Ворух - таджикский анклав в Киргизии, вокруг которого разгорается серьезный межгосударственный конфликт с непредсказуемыми последствиями. Помимо самого Воруха он затрагивает близлежащие территории киргизско-таджикского приграничья. Возрастающая напряженность отчасти связана с незавершенностью определения границ спорных районов. Их история уходит в советское прошлое, из которого оппоненты черпают территориальные претензии. Таджикская сторона опирается преимущественно на документальные источники начального периода национально-территориального размежевания советской Средней Азии (1924-1928), киргизская - на договоренности и карты, фиксировавшие фактические линии границ послевоенного времени, в основном - начиная со 2-й половины 50-х годов.

* Ниязи А.Ш., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, ИВ РАН, e-mail: azizniyazi@mail.ru © Ниязи А.Ш., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.