Научная статья на тему 'ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ГРАЖДАНЕ / ЗАКОНЫ / КОНВЕНЦИЯ / МОНИТОРИНГ / МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борубашов Бекбосун Ишенбекович, Токтомамбетова Кыял Кубанычбековна

В данной статье представлены сведения о существующих проблемах, связанных с защитой прав несовершеннолетних граждан на получение медицинской помощи, а также статистические данные необходимые для обозначения роли и степени обеспечения медицинских прав несовершеннолетних в Кыргызской Республике, в том числе детей трудовых мигрантов. Ибо охрана здоровья будущего поколения является особо приоритетным и стратегическим направлением государственной политики КР по укреплению, поддержанию долговременной активной жизни человека посредством различных концептуальных мероприятий, в том числе созданием благоприятных условий для труда, быта, отдыха, образования и обучения будущих граждан, качественное питание - включает производство и реализацию продуктов питания, оказание доступной медицинской и социальной помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHTS OF MINORS TO MEDICAL CARE: PROBLEMS AND PROSPECTS

This article provides information about the existing problems related to the protection of the rights of minors to receive medical care, as well as statistical data necessary to indicate the role and degree of ensuring the medical rights of minors in the Kyrgyz Republic, including children of labor migrants. For the protection of the health of the future generation is a particularly priority and strategic direction of the state policy of the Kyrgyz Republic to strengthen, maintain a long-term active human life through various conceptual measures, including the creation of favorable conditions for work, life, recreation, education and training of future citizens, quality nutrition - includes production and sale of food products, provision of affordable medical and social assistance to the population.

Текст научной работы на тему «ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_2_30 УДК 34.021

ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ THE RIGHTS OF MINORS TO MEDICAL CARE: PROBLEMS AND PROSPECTS

БОРУБАШОВ Бекбосун Ишенбекович,

доктор юридических наук, профессор,

Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина. 720000, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Киевская, 44. E-mail: absankub@gmail.com;

ТОКТОМАМБЕТОВА Кыял Кубанычбековна,

старший преподаватель, Ошский государственный университет. 723500, Кыргызская Республика, г. Ош, Ленин Проспект, 331. E-mail: absankub@gmail.com;

BORUBASHOV Bekbosun Ishenbekovich,

Doctor of Law, Professor, Kyrgyz-Russian Slavic University named after B.N. Yeltsin. 44, Kievskaya str., Bishkek, 720000, Kyrgyz Republic. E-mail: absankub@gmail.com;

TOKTOMAMBETOVA Kyyal Kubanychbekovna,

Senior Lecturer, Osh State University.

723500, Kyrgyz Republic, Osh, Lenin Avenue, 331.

E-mail: absankub@gmail.com

Краткая аннотация. В данной статье представлены сведения о существующих проблемах, связанных с защитой прав несовершеннолетних граждан на получение медицинской помощи, а также статистические данные необходимые для обозначения роли и степени обеспечения медицинских прав несовершеннолетних в Кыргызской Республике, в том числе детей трудовых мигрантов. Ибо охрана здоровья будущего поколения является особо приоритетным и стратегическим направлением государственной политики КР по укреплению, поддержанию долговременной активной жизни человека посредством различных концептуальных мероприятий, в том числе созданием благоприятных условий для труда, быта, отдыха, образования и обучения будущих граждан, качественное питание - включает производство и реализацию продуктов питания, оказание доступной медицинской и социальной помощи населению.

Abstract. This article provides information about the existing problems related to the protection of the rights of minors to receive medical care, as well as statistical data necessary to indicate the role and degree of ensuring the medical rights of minors in the Kyrgyz Republic, including children of labor migrants. For the protection of the health of the future generation is a particularly priority and strategic direction of the state policy of the Kyrgyz Republic to strengthen, maintain a long-term active human life through various conceptual measures, including the creation of favorable conditions for work, life, recreation, education and training of future citizens, quality nutrition - includes production and sale of food products, provision of affordable medical and social assistance to the population.

Ключевые слова: несовершеннолетние граждане, законы, конвенция, мониторинг, медицинское право.

Keywords: minor citizens, laws, convention, monitoring, medical law.

Для цитирования: Борубашов Б.И., Токтомамбетова К.К. Права несовершеннолетних на медицинскую помощь: проблемы и перспективы // Аграрное и земельное право. 2023. № 2(218). С. 30-32. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_30.

For citation: Borubashov B.I., Toktomambetova K.K. The rights of minors to medical care: problems and prospects // Agrarian and Land Law. 2023. No. 2(218). pp. 30-32. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_30.

Статья поступила в редакцию: 30.12.2022

Введение.

Актуальность выбранной темы исследования. Конституция Кыргызской Республики является нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу в Кыргызстане. Следовательно, он определяет основы конституционного строя государства и правового положения личности как гражданина. Правоспособность гражданина возникает с момента рождения и сопровождает гражданина на протяжении всей его жизни. Правоспособность не зависит от возраста, состояния здоровья, возможности осуществления прав и обязанностей, дееспособности лица. Конституция Кыргызской Республики провозгласила права и свободы человека высшей ценностью.

В статье 20 Конституции Кыргызской Республики указано, что дети являются самым ценным достоянием Кыргызской Республики, что государство создает условия для всестороннего развития (физического, интеллектуального) детей, а в статье 19 того же закона говорится, что Кыргызская Республика развивает систему медицинского обслуживания.

Одно из основных прав — право на бесплатное пользование сетью государственных организаций здравоохранения закрепляет статья 43 Конституции КР. В соответствии со статьей 41 Национальной Программы государственных гарантий по обеспечению граждан медико-санитарной помощь1 в КР обеспечение граждан лекарственными средствами в стационарных условиях осуществляется за счет средств государственного бюджета, средств обязательного медицинского страхования, специальных фондов, сооплаты, а также средств гуманитарной помощи и иных средств, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

Охрана здоровья - его укрепление, поддержание длительной активной жизнедеятельности человека посредством различных видов деятельности, в том числе охрана окружающей природной среды, создание благоприятных условий для труда, быта, отдыха, образования и

1 http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1602?ckwds=%25d0%25b7%25d0%25b4%25d0%25be%25d1%2580%25d0%25be%25d0%25b2%25d1%258c%25d1%258f

Теоретико-исторические правовые науки

обучения граждан, качественное питание - включает производство и реализацию продуктов питания, оказание доступной медицинской и социальной помощи населению.

Несмотря на общую формулировку статьи 19 Конституции, в законах Кыргызской Республики особое внимание уделяется здоровью детей. Например, в статье 9 Кодекса о детях КР закреплены права несовершеннолетних на охрану здоровья: на диспансерное наблюдение и лечение при оказании услуг детям и подросткам; исследования и работу в условиях, соответствующих физиологическим особенностям и состоянию здоровья несовершеннолетних и исключающих влияние на них неблагоприятных факторов; Особо говорится о получении необходимой информации о состоянии здоровья и некоторых других правах, доступных детям.

Эта же статья Кодекса подчеркивает, что государственная система здравоохранения гарантирует детям в установленном законодательством порядке доступную и квалифицированную медицинскую помощь, предусматривающую профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей страдающих хроническими заболеваниями, а также лечебно-реабилитационное лечение детей.

Законом запрещаются клинические испытания лекарственных средств для несовершеннолетних в целях охраны здоровья детей, за исключением случаев, когда лекарственное средство предназначено только для лечения детских заболеваний или целью клинических исследований не является получение информации о наилучшей дозировке лекарственного средства для обращение с несовершеннолетними1.

Кодекс Кыргызской Республики о детях от 10 июля 2012 года № 100 является правовым актом, определяющим круг основных прав, свобод и обязанностей несовершеннолетних во всех сферах общественной жизни. Кодекс устанавливает основные гарантии прав и законных интересов детей, предусмотренные Конституцией Кыргызской Республики и Конвенцией Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребенка.

Ни в Кодексе о детях, ни в других нормативных правовых актах нет понятия «дети трудовых мигрантов», но есть определение «дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в трудной жизненной ситуации». Согласно статье 5 Кодекса КР «О детях» и Закона КР от 19 декабря 2001 года № 111 «Об основах социального обслуживания населения», положение, наряду с детьми-инвалидами , дети - жертвы вооруженных и межэтнических конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнь которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Поэтому очевидно, что ребенок, проживающий отдельно от родителей в связи с внутренней или внешней трудовой миграцией, не может самостоятельно выйти из ситуации невозможности получения базовых услуг, таких как образование и здравоохранение, социальные и правовые государственные услуги. Закон КР от 19 декабря 2001 года № 111 «Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике» содержит перечень категорий лиц, имеющих право на получение социальных услуг. Однако данный Закон2 не содержит прямого указания на детей трудящихся-мигрантов, проживающих отдельно от родителей, как на субъектов социального обслуживания. Дети некоторых мигрантов могут находиться в хорошем или достаточном финансовом положении, но они также находятся в очень тяжелом психологическом положении. Поэтому дети трудовых мигрантов должны получить статус ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, для получения социальных и правовых услуг, материальной помощи, социальной адаптации.

Рассмотрим некоторые случаи оставления детей без присмотра. Например. Ребенок был оставлен родителями с бабушкой. При этом бабушка не была назначена опекуном в соответствии со статьей 76 Кодекса о детях КР. На самом деле бабушка не может принимать никаких решений о своих внуках. Таким образом, при необходимости проведения экстренной операции ребенку согласно статье 74 Закона Кыргызской Республики «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» согласие на медицинское вмешательство лиц, не достигших возраста 16 должны давать только их законные представители3. Согласно статье 68 Семейного кодекса Кыргызской Республики родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут ответственность за их воспитание и развитие, а значит, обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственное развитие4. Следовательно, в данном случае родитель, не являющийся законным представителем, не вправе принимать решение о медицинском вмешательстве в отношении ребенка.

Рассмотрим следующую статистику, основанную на исследованиях, проведенных ЮНИСЕФ5. Из 22 детей трудовых мигрантов за границей 13 детей (59%) были взяты на воспитание и проживали с бабушками и дедушками, 6 детей (27%) проживали у своих родственников - с дядями и тётями. Остальные 3 ребенка (13%) сообщили, что живут со своими братьями и сестрами. Эти данные согласуются с ответами опекунов - опекунами в основном были бабушки и дедушки детей трудящихся-мигрантов (39 из 52 опекунов или 75%). В 8 случаях (15,4%) опекунами детей были дяди и тети, а в 5 случаях (9,6%) старшие братья. Из 52 опрошенных опекунов только 10 (19,2%) были официально зарегистрированы в качестве опекунов. Остальные 41 опекун (78,8%) специально не регистрировались, а в оставшемся 1 случае была иная ситуация.

В результате миграции резко возросло социальное сиротство, несовершеннолетние подвергаются физическому и другим формам

1 (см. пункт 5 статьи 25 Закона КР от 2 августа 2017 года № 165 «Об обращении лекарственных средств»)[http://cbd.mmjustgov.kg/actЛ/iew/ш-ш/1215].

2 Закон КР от 19 декабря 2001 года № 111 «Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике». Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/943?cl=ru-ru

3 «Закон КР «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» от 9 января 2005 года № 6 (В редакции Законов КР от 15 сентября 2021 года № 119) http://cbd.minjustgov.kg/acWiew/ru-ru/1602/150?cl=ru-ru&mode=tekst

4 Токтомамбетова К.К. О правах и обязанностях родителей в отношении несовершеннолетних детей в Кыргызской Республике. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41212704_55662972.pdf

5 Анализ пробелов в доступе к основным видам услуг для детей, затронутых миграцией в Кыргызстане 2020.https://www.unicef.org/kyrgyzstan/media/6766/file/Russian_ANALYSISOF GAPS IN ACCESS TO BASIC SERVICES FOR CHILDREN AFFECTED BY MIGRATION IN KYR-GYZSTAN.pdf

насилия. Дети младшего возраста подвержены риску самоубийства, совершения преступлений или правонарушений.

Кроме того, серьезное беспокойство вызывает положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатах, то есть не везде соблюдаются требования закона о надлежащем финансировании этих учреждений. Слабость законов и произвол государственных органов приводят к невозможности реализации социальными сиротами своих конституционных прав на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, оставляя их без документов, удостоверяющих личность, и имущества.

По данным Минздрава, в 2018 г. поступило 50 несовершеннолетних с признаками насилия, из них 23 мальчика и 28 девочек, в 2017 году зарегистрировано 55 таких случаев, из них 32 мальчика и 23 девочки.

В период с 2009 по 2018 годы анализ, проведенный Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, показал, что в большинстве случаев насилие в отношении несовершеннолетних имело следующие показатели: со стороны отца - 163, со стороны матери - 47, со стороны отчима. - 49, от мачехи - 8, от родственницы - 55, от учительницы - 8, от соседки - 34, от других - 59, от неизвестных - 41, от сотрудников милиции - 2 случая.1

Также по проведенному анализу стало известно, что основной причиной вышеуказанных случаев насилия в отношении детей является утрата института семьи, семейных ценностей, отсутствие знаний и навыков быть ответственными родителями. Рост случаев насилия в отношении детей свидетельствует о слабости превентивных мер по устранению причин насилия в отношении детей. Меры на уровне органов государственной и муниципальной власти по вопросам защиты детей не могут реагировать на создавшуюся ситуацию.

Государственные и муниципальные органы должны своевременно выявлять всех детей, оставшихся без попечения родителей, особенно детей трудовых мигрантов. Государству важно знать о каждом ребенке в стране, особенно когда его права нарушаются, а их жизни и здоровью угрожает опасность.

Е. А. Саламахина заявила, что «ни одна страна в мире не может показать себя примером в области защиты прав ребенка». «Даже рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким уровнем жизни, гибель детей из-за отсутствия медицинской помощи и увеличение числа брошенных детей характерны для наиболее демократических и экономически развитых стран». Однако, даже если мы убеждены в сути этого утверждения, вольно или невольно согласуемся с мнением Т.В. Лобанова: «Проблемы реализации и защиты прав детей могут быть одинаковыми для разных стран, но количественные и качественные характеристики этих проблем совершенно разные.

Библиогра фия:

1. Конституция Кыргызской Республики. Принят 11 апреля 2021 года путем референдума (всенародного голосования). Вступил в силу Законом КР от 5 мая 2021 года № 59. Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112215

2. Кодекс о Детях Кыргызской Республики, принятый № 100 от 10 июля 2012 года (с дополнениями и изменениями, внесенными № 109 от 1 августа 2020 года). Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203700.

3. Закон Кыргызской Республики «О внешней миграции» (№ 61 от 17 июля 2000 года/ с дополнениями и изменениями от 13 сентября 2021 года № 116 ). Режим входа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/350

4. Анализ пробелов в доступе к основным видам услуг для детей, затронутых миграцией в Кыргызстане 2020. https://www.unicef.org/kyrgyzstan/media/6766/file/Russiananalysis of Gapsin Access To Basic Services For Children Affected By Migration In Kyrgyzstan.pdf

5. Миграция и насилие сильно влияют на суициды среди подростков. https://cabar.asia/ru/v-kyrgyzstane-sto-detej-v-god-sovershayut-suitsid. 13.12.21.

6. В основном насилие в отношении несовершеннолетних совершается отцом - анализ. https://kabar.kg/news/v-osnovnom-nasilie-v-otnoshenii-nesovershennoletnikh-sovershaetsia-ottcom-analiz/. 06.12.19.

7. Токтомамбетова К.К. О правах и обязанностях родителей в отношении несовершеннолетних детей в Кыргызской Республике. Режим доступа: ttps://www.elibrary.ru/download/elibrary_41212704_55662972.pdf

References:

1. The Constitution of the Kyrgyz Republic. Adopted on April 11, 2021 by referendum (popular vote). The Law of the Kyrgyz Republic No. 59 of May 5, 2021 entered into force. Access mode: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112215

2. The Children's Code of the Kyrgyz Republic, adopted No. 100 of July 10, 2012 (with additions and amendments made No. 109 of August 1, 2020). Access mode: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203700 .

3. The Law of the Kyrgyz Republic "On External Migration" (No. 61 of July 17, 2000/ with additions and amendments of September 13, 2021 No. 116). Input mode: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/350

4. Analysis of gaps in access to basic services for children affected by migration in Kyrgyzstan 2020. https://www.unicef.org/kyrgyzstan/media/6766/file/Russiananalysis of Gapsin Access To Basic Services For Children Affected By Migration In Kyrgyzstan.pdf

5. Migration and violence strongly influence suicide among adolescents. https://cabar.asia/ru/v-kyrgyzstane-sto-detej-v-god-sovershayut-suitsid . 13.12.21.

6. Mostly violence against minors is committed by the father - analysis. https://kabar.kg/news/v-osnovnom-nasilie-v-otnoshenii-nesovershennoletnikh-sovershaetsia-ottcom-analiz/. 06.12.19.

7. Toktomambetova K.K. On the rights and obligations of parents in relation to minor children in the Kyrgyz Republic. Access mode: ttps://www.elibrary.ru/download/elibrary_41212704_55662972.pdf

1 Насилие в отношении детей чаще всего совершают их отцы - анализ Минздрава. Бишкек, 08.05.19. /Агенство Кабар/. https://www.for.kg/news-567898-ru.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.