ФАРХАД ЗИРОФОВИЧ САИДОВ, адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право.
УДК 342
DOI 10.24412/2072-9391-2021-359-165-171
Дата поступления статьи: 9 марта 2021 г.
Дата принятия статьи в печать: 10 сентября 2021 г.
FARHAD ZIROFOVICH SAIDOV,
Adjunct** of the 3rd Faculty
(Training of Scientific and Scientific Pedagogical
Personnel)
Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific Specialty: 12.00.02 — Constitutional Law; Constitutional Judicial Process; Municipal Law.
История становления и развития
института Омбудсмена Кыргызской Республики
History of the Formation and Development
of the Institution of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic
Аннотация
Актуальность: Кыргызская Республика, учреждая должность Омбудсмена, стремилась использовать зарубежный опыт существования данного института. Прообраз западных институтов Омбудсменов формировался в неблагоприятных условиях. Среди основных причин следует назвать: недостаточное развитие контрольно-надзорных механизмов, отсутствие системы разделения власти и законодательной базы в области прав и свобод человека.
Следовательно, особенность деятельности новых внесудебных правозащитных органов и их роль в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике должна быть проанализирована в части их правового статуса с учетом культурно-исторических особенностей развития кыргызского общества. Автором рассматривается вопрос о становлении и развитии института Омбудсмена Кыргызской Республики и проводится сравнительно-правовой анализ.
Постановка проблемы: с 1990-х гг. после распада СССР вопрос организации эффективной системы защиты прав и свобод человека
Abstract
The relevance: The Kyrgyz Republic, establishing the position of the Ombudsman, sought to use the foreign experience of the existence of this institution. The prototype of Western Ombudsman institutions was formed in unfavorable conditions. Among the main reasons should be mentioned: insufficient development of control and supervisory mechanisms, the lack of a system of separation of powers and a legislative framework in the field of human rights and freedoms.
Therefore, the specifics of the activities of the new non-judicial human rights bodies and their role in the constitutional system of protection of human and civil rights and freedoms in the Kyrgyz Republic should be analyzed in terms of their legal status, taking into account the cultural and historical features of the development of Kyrgyz society. The author considers the issue of the formation and development of the institution of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic and conducts a comparative legal analysis.
The problem statement: since the 1990s, after the collapse of the USSR, the issue of organizing an effective system for protecting human and civil
* Ранее - старший оперуполномоченный службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.
** Previously - the senior operative of the Drug Trafficking Control Service of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic.
166
и гражданина в постсоветских государствах стал приоритетным, так как произошли значительные изменения в жизни общества. Независимые государства, в том числе Кыргызская Республика, объявили и закрепили в конституциях приверженность к общепризнанным принципам международного права в области прав человека. Кроме того, в Кыргызской Республике стремительно развивался механизм защиты прав человека, в систему защиты прав человека внедрялись западные модели правозащитных органов, среди которых особое место занимает институт Омбудсмена Кыргызской Республики.
Цель исследования заключается в анализе становления и развития института Омбудсмена Кыргызской Республики.
Методы исследования: диалектический метод познания, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический, истори-ко-правовой системный.
В результате проведенного исследования автором сделаны выводы и сформулированы предложения по совершенствованию конституционно-правового статуса Омбудсмена Кыргызской Республики в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Предлагается расширить полномочия Омбудсмена путем наделения его правом законодательной инициативы, повысить требования к кандидату на должность Омбудсмена Кыргызской Республики.
Ключевые слова: омбудсмен; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; институт; внесудебная защита.
rights and freedoms in post-Soviet states has become a priority, since significant changes have taken place in the life of society. Independent States, including the Kyrgyz Republic, have declared and enshrined in their constitutions their commitment to the generally recognized principles of international human rights law. In addition, the human rights protection mechanism was rapidly developing in the Kyrgyz Republic, Western models of human rights bodies were introduced into the human rights protection system, among which the institution of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic occupies a special place.
The purpose of the study is to analyze the formation and development of the institution of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic.
The research methods: dialectical method of cognition, comparative-legal, system-structural, formal legal, historical legal system.
As a result of the conducted research, the author draws conclusions and formulates proposals for improving the constitutional and legal status of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic in the field of ensuring human and civil rights and freedoms. It is proposed to expand the powers of the Ombudsman by giving him the right of legislative initiative, to increase the requirements for a candidate for the post of Ombudsman of the Kyrgyz Republic.
Key words: ombudsman; ensuring human and civil rights and freedoms; institution; extra-judicial protection.
Омбудсмен занимает важное место в системе органов публичной власти, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права и свободы человека и гражданина [2, с. 23], а также является важным инструментом обеспечения законности. В разных странах этот институт имеет свои названия: народный защитник, гражданский защитник, медиатор, общественный адвокат, уполномоченный, обобщающий, национальный защитник. Общепринятым наименованием является «Омбудсмен» [7, с. 163—171].
Институт Омбудсмена является востребованным элементом, осуществляющим функции посредника между обществом и государством [11, с. 84—88]. Основная задача его деятельности во всех государствах мира — восстановление нарушенных прав граждан [9, с.55—59].
В Кыргызской Республике впервые упоминание о данном институте содержится в национальной программе «Права человека», утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики (далее — КР) от 2 января 2002 г. Программой предусматривалось принятие Закона КР «Об Омбудсмене (Акыйкат-чы) Кыргызской Республики», направленного на повышение эффективности национальной системы внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина1. В 2002 г. закон был принят.
Однако в процессе деятельности Омбуд-смена КР была выявлена необходимость совершенствования правового регулирования и первая поправка, внесенная в закон, кос-
1 О Национальной программе «Права человека» на период 2002-2010 годы: указ Президента Кыргызской Республики от 2 января 2002 г. № 1. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/37813 (дата обращения: 07.01.2021).
нулась требований, которые предъявляются к кандидатам на должность Омбудсмена. В результате ее принятия Омбудсменом может стать гражданин КР, владеющий государственным и официальным языком, не моложе 30 и не старше 65 лет (ранее к кандидатам на должность Омбудсмена не применялся возрастной ценз). Кроме того, при рассмотрении правового статуса Омбудсме-на следует обратить внимание на дополнительные требования к кандидатам на эту должность, предъявляемые в других странах. Так, принимая во внимание практику стран СНГ, в первую очередь, Российской Федерации, представляется целесообразным дополнить Закон КР нормой о том, что на должность Омбудсмена не имеет права претендовать кандидат с двойным гражданством [3, с. 38—51]. Также целесообразно предусмотреть наличие опыта работы в области защиты прав человека и гражданина. Данное требование имеет важное значение для Ом-будсмена, так как на него возложена обязанность обеспечивать права и свободы человека и гражданина [13, с. 215].
До 2007 г. Омбудсмен КР не имел такого важного инструмента в своей деятельности как акты реагирования. Акт реагирования — это представление Омбудсмена, направляемое в органы государственной власти, местного самоуправления или юридическим лицам, об устранении выявленных им нарушений прав и свобод человека и гражданина в месячный срок2.
11 июня 2008 г. в Закон КР «Об Омбудсме-не (Акыйкатчы)» внесены поправки, касающиеся ежегодного доклада Омбудсмена. Его ежегодные доклады подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
В ст. 108 Конституции КР от 27 июня 2010 г.3 была закреплена норма о том, что Омбудсмен КР осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. На основании этого положения Омбудсмен на законодательном уровне был наделен следующими полномочиями: давать поручения компетентным государственным органам о проведении экспертных и аналитических исследований; обращаться непосредственно к правоохранительным органам с предложениями по совершенствованию форм и методов взаимодействия, а также в Конституционную палату Вер-
2 Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики: закон Кыргызской Республики от 31 июля 2002 г. № 136. URL: http://cbd. minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1093 (дата обращения: 07.01.2021).
3 Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. (утратил силу). URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/properties/ru-ru/202913/10
(дата обращения: 07.01.2021).
ховного суда для толкования норм международного и национального законодательства, принимать участие в парламентских комиссиях по расследованию массовых нарушений прав человека, вносить Президенту и Правительству КР предложения по разработке национальных целевых программ, комплексных и скоординированных мероприятий по защите прав и свобод человека и гражданина.
В настоящее время, согласно новой редакции Конституции КР от 11 апреля 2021 г., в ст. 40 закреплена аналогичная норма, но в более общем виде — Омбудсмен КР осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина4.
При наличии такого круга полномочий анализ актов реагирования Омбудсмена КР за 2017—2019 гг. дает возможность сделать вывод о том, что их большая часть исполняется органами государственной власти формально для отчетности [5]. В целях должного исполнения актов реагирования Омбудсме-на и защиты прав и свобод человека и гражданина ему необходимо максимально широко использовать предоставленные возможности, такие как: подготовка специальных докладов, инициирование парламентского контроля, опубликование соответствующих материалов на официальном сайте Омбуд-смена, а также предание гласности в средствах массовой информации результатов выявленных нарушений с указанием конкретных нарушителей.
Кроме того, необходимо отметить, что в июле 2019 г. в КР впервые была учреждена должность специализированного Омбудсмена — Омбудсмена по правам ребенка и семьи и вышеуказанные полномочия были возложены на заместителя Омбудсмена КР. Необходимость принятия такого решения была продиктована ростом динамики детской преступности, увеличением насилия в отношении детей, количества суицидов среди несовершеннолетних [12, с. 596].
Полномочия Омбудсмена в сфере совершенствования законодательства КР в области прав человека закреплены в ст. 8—1 гл. 3 Закона КР «Об Омбудсмене (Акыйкатчы)». Данная поправка была внесена в 2007 г. и с этого момента он имеет право оказывать содействие в совершенствовании законодательства в области обеспечения прав человека, что значительно расширило его полномочия. В ст. 85 Конституции КР отражено, что
4 Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 г.)). URL: http://cbd. minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202913 (дата обращения: 10.05.2021).
168
право законодательной инициативы принадлежит 10 тыс. избирателей (народная инициатива), Президенту, депутатам Жогорку Ке-неша, Правительству КР, Верховному суду по вопросам его ведения, народному Курултаю и Генеральному прокурору по вопросам его ведения.
Омбудсмен не входит в число субъектов законодательной инициативы, но именно он в своей деятельности имеет непосредственное отношение к существующим проблемам правоприменительной практики реализации прав и свобод человека и гражданина.
Можно согласиться с мнением В. В. Бойцовой, В. И. Засыпаловой, Ю. Л. Корабельни-ковой и других ученых, которые считают, что отсутствие права законодательной инициативы снижает результативность деятельности Уполномоченного по правам человека ввиду существования посредника — субъекта законодательной инициативы, к которому он обращается со своими предложениями [1, 6, 8].
Согласно п. 3 ст. 8 Закона КР «Об Ом-будсмене (Акыйкатчы)» основанием для обращения Омбудсмена в Конституционную палату Верховного суда КР является представление о признании неконституционными законов и иных нормативных актов КР, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. В данном случае в качестве посредника выступает Конституционная палата Верховного суда КР. По нашему мнению, это еще раз доказывает необходимость включения Омбудсмена в число субъектов права законодательной инициативы и наделения его правом реализации данных полномочий без посредника.
О востребованности института Омбуд-смена свидетельствует количество обращений, поступающих к нему. Так, только в 2019 г. к нему поступило 11 260 заявлений граждан, из них 3 237 письменных и 6 115 устных обращений, при этом большая часть из них (8 280 заявлений) — это жалобы на действия работников правоохранительных и судебных органов. Согласно статистическим данным [5] население КР не проявляет доверия к правоохранительным органам, особенно к судебной власти.
В настоящее время КР проводит судебную реформу, направленную на справедливое и достойное правосудие. В результате реформы при участии Омбудсмена КР были разработаны и приняты многие нормативные правовые акты5.
5 Административно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 25 января 2017 г. № 13 [Электронный ресурс]. URL: http://
Еще одним важным направлением деятельности Омбудсмена является международное сотрудничество по защите граждан, проживающих за пределами КР. Основным содержанием внешнеполитической деятельности Омбудсмена является осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения прав человека, особенно защиты прав мигрантов. По официальным данным за рубежом находится 710 тыс. граждан Кыргызстана, из них 640 тыс. граждан работают в Российской Федерации. Следует отметить, что часть мигрантов пребывает нелегально, нарушая нормы законодательства государств пребывания. Благодаря тесному сотрудничеству с международными, неправительственными организациями и Омбудсменами в зарубежных странах разрешаются вопросы и заключаются договоры о сотрудничестве и помощи друг другу [4, с. 127—141]. Также Омбудсмен имеет право представлять государство в качестве эксперта в области обеспечения прав человека на международной арене. В настоящее время КР является членом Комитета ООН по правам человека со статусом «В», так как пока не полностью соответствует требованиям Парижских принципов. Кыргызская Республика имеет право принимать участие в подготовке докладов для предоставления сведений в международные органы по правам человека, вносить предложения о получении материальной и технической помощи от международных организаций на претворение в жизнь планов в области защиты прав человека.
Сегодняшний мир выдвинул на передний план вопросы повышения уровня взаимодействия с Омбудсменами зарубежных стран, это направление называется «правозащитной дипломатией» [5]. Омбудсмены разных стран должны взять на себя обязатель-
cbd.minjust.gov.kg/act/properties/ru-ru/111520/40 (дата обращения: 10.05.2021); Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 25 января 2017 г. № 14 [Электронный ресурс]. URL: http:// cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111521 (дата обращения: 10.05.2021); Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 г. № 20 [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/111530 (дата обращения: 10.05.2021); Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 г. № 19 [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111527 (дата обращения: 10.05.2021); Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 31 января 2017 г. № 17 [Электронный ресурс]. URL: http:// cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111528 (дата обращения: 10.05.2021); Кодекс Кыргызской Республики о проступках от 1 февраля 2017 г. № 18 [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/111529?cl=ru-ru (дата обращения: 10.05.2021); Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях от 13 апреля 2017 г. № 58 [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111565 (дата обращения: 10.05.2021); О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве [Электронный ресурс]: закон Кыргызской Республики от 28 января 2017 г. № 15. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/111520 (дата обращения: 17.01.2021).
ства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, независимо от гражданства, расы, пола, языка и религии. Уполномоченный по правам человека Российской Федерации Т. Н. Москалькова отметила, что в рамках нового интеграционного сообщества Омбудсмены получат «доброжелательную площадку» для обмена опытом в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина [10, с. 201].
В настоящее время деятельность Евразийского альянса омбудсменов (далее — Альянс) направлена на распространение знаний о способах защиты гражданских и политических прав, на сотрудничество в области обеспечения защиты прав и свобод человека. Во время заседания Альянса, прошедшего 5 декабря 2017 г., участники пришли к взаимопониманию о том, что проблема защиты прав трудовых мигрантов в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) до конца еще не выстроена. В связи с этим в настоящее время совместная деятельность имеет важное значение для членов Альянса, прежде всего, с целью защиты прав трудовых мигрантов от произвола. Кроме того, необходимо отметить, что создание данной международной организации позволило трудовым мигрантам работать без специальных разрешений на предприятиях, организациях и учреждениях стран ЕАЭС.
В настоящее время в рамках Альянса Омбудсмен КР должен призывать к миграционной амнистии. Для Омбудсменов Альянса трудовые мигранты имеют важное значение, особенно для Омбудсмена КР, так как большинство граждан республики едут в Российскую Федерацию, не представляя, где и кем будут работать, и зачастую недобросовестные работодатели пользуются данным положением и не выплачивают заработную плату. Поток трудовых мигрантов увеличился особенно после вступления КР в ЕАЭС.
Омбудсмен КР в настоящее время проводит информационную деятельность, чтобы граждане республики трудоустраивались на основании трудового договора. Проводя просветительскую работу, Омбудсмен сообщает о преимуществах трудового договора. Он также уделяет внимание тому, чтобы трудовые мигранты из КР получили доступ к медицинским услугам. Для получения полиса медицинского страхования необходимо иметь трудовое соглашение, которое заключается с работодателем. Без трудового соглашения доступ граждан КР к медицинской помощи в Российской Федерации очень затруднителен. Еще одной проблемой явля-
ется то, что дети трудовых мигрантов КР не имеют права на получение полиса обязательного медицинского страхования несмотря на то, что у родителей есть трудовые соглашения с работодателем. Полисы обязательного медицинского страхования выдаются только тем детям трудовых мигрантов, у которых один из родителей является гражданином Российской Федерации. Таким образом, дети трудовых мигрантов КР остаются без медицинского обслуживания.
К Омбудсмену поступают обращения с просьбой о содействии в решении вопросов, с которыми сталкиваются трудовые мигранты КР. В настоящее время Омбудсмен КР обращается к государственным органам в лице Министерства иностранных дел КР, Государственной службы миграции при Правительстве КР с просьбой уделить особое внимание трудовым мигрантам, чтобы они имели возможность получать соответствующую медицинскую помощь. В рамках Альянса Омбудсмен КР готовит программу обеспечения защиты прав трудовых мигрантов, которые действительно нуждаются в обеспечении защиты со стороны государств пребывания. Мероприятия, направленные на снижение рисков здоровья трудовых мигрантов, должны включать оказание помощи с учетом религиозных, культурных, лингвистических и гендерных особенностей каждого народа. В настоящее время к Омбудсмену КР поступают обращения, что на предприятиях, организациях и учреждениях, в которых работают трудовые мигранты, базовая охрана здоровья не обеспечивается на должном уровне.
В настоящее время Омбудсмен КР в целях защиты прав и свобод трудовых мигрантов КР прорабатывает совместно с Жогорку Кенешем и Правительством КР проект соглашений между Правительством Российской Федерации и Республикой Казахстан о сотрудничестве в сфере пенсионного обеспечения и медицинского страхования трудовых мигрантов КР, предусмотрев определенные механизмы реализации социальных прав граждан КР, а также детей, которые временно пребывают на территории государств Российской Федерации и Республики Казахстан.
Таким образом, проведенное исследование показало, что институт Омбудсмена КР развивается, его деятельность приносит положительные результаты. Тем не менее правовой статус Омбудсмена КР требует дальнейшего совершенствования с целью повышения эффективности его деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина.
170
Список литературы:
1. Бойцова В.В. Европейский омбудсмен // Журнал российского права. 1998. № 9.
2. Башимов М. С. Институт омбудсмена в Республике Казахстан и зарубежных стран: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2008.
3. Васильев Ф. П. Особенность и необходимость развития уголовно-правовых норм в отношении граждан, имеющих двойное гражданство (ныне слабые уголовно-правовые механизмы в отношении коррупционных факторов) // Economics. Law. State. 2020. № 1 (9).
4. Васильев Ф. П., Мусаева Г. В., Савичева Е. М. Современная внешняя политика Бахрейна: экономико-правовые приоритеты в межрегиональном сотрудничестве и с ведущими мировыми державами // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 9-1.
5. Доклад Омбудсмена Кыргызской Республики за 2017-2019 года. URL: https://ombudsman.kg/ images/files/Ombudsman'sAnnualReportru.pdf (дата обращения: 07.01.2021).
6. Засыпалова В. ^Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2005.
7. Корабельникова Ю. Л. Сравнительно-правовой анализ статуса омбудсмена в современных демократических государствах // Право - явление цивилизации и культуры: сборник II Международной научной конференции / отв. ред. М. В. Немытина. Москва, 2019.
8. Корабельникова Ю. Л. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по совершенствованию законодательства в области обеспечения прав и свобод человека // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 3.
9. Колопов А. С. Становление и пути совершенствования деятельности института Омбудсмена в Кыргызской Республике / под. ред. С. К. Коса-кова. Кыргызстан, 2003.
10. Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбуд-сменов: материалы международной научно-практической конференции (5 декабря 2017 г.) / под ред. Т.Н. Москальковой. Москва, 2018.
11. Хаманева Н. Ю. Место и роль института омбуд-смена в системе правового контроля // Известия высших учебных заведений. Правоведение. Москва, 1992. № 2.
12. Шамрин М. Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка: истори-ко-теоретический аспект: монография / под ред. Д.К. Нечевина. Москва, 2015.
13. ЭмихВ.В. Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: монография / под. ред. В.Н. Реденко. Екатеринбург, 2010.
References:
1. Bojcova V.V. Evropejskij ombudsmen // Zhurnal rossijskogo prava. 1998. № 9.
2. Bashimov M. S. Institut ombudsmena v Respublike Kazahstan i zarubezhnyh stran: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Moskva, 2008.
3. Vasil'ev F. P. Osobennost' i neobhodimost' raz-vitiya ugolovno-pravovyh norm v otnoshenii gra-zhdan, imeyushchih dvojnoe grazhdanstvo (nyne slabye ugolovno-pravovye mekhanizmy v otnosh-enii korrupcionnyh faktorov) // Economics. Law. State. 2020. № 1 (9).
4. Vasil'ev F.P., Musaeva G. V., Savicheva E.M. Sovre-mennaya vneshnyaya politika Bahrejna: ekonomiko-pravovye prioritety v mezhregional'nom sotrudnichestve i s vedushchimi mirovymi derzhava-mi // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2019. T. 9. № 9-1.
5. Doklad Ombudsmena Kyrgyzskoj Respubliki za 2017-2019 goda. URL: https://ombudsman.kg/im-ages/files/Ombudsman'sAnnualReportru.pdf (data obrashcheniya: 07.01.2021)
6. Zasypalova V. /.Institut Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii i v sub"ek-tah Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. Nauk. Moskva, 2005.
7. Korabel'nikova Yu.L. Sravnitel'no-pravovoj ana-liz statusa ombudsmena v sovremennyh demokrat-icheskih gosudarstvah // Pravo — yavlenie civilizacii i kul'tury: sbornik II Mezhdunarodnoj nauchnoj kon-ferencii / otv. red. M.V. Nemytina Moskva, 2019.
8. Korabel 'nikova Yu. L. Deyatel'nost' Upolnomochen-nogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii po sovershenstvovaniyu zakonodatel'stva v oblasti obes-pecheniya prav i svobod cheloveka // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2007. № 3.
9. Kolopov A. S. Stanovlenie i puti sovershenstvo-vaniya deyatel'nosti instituta Ombudsmena v Kyr-gyzskoj Respublike / pod. red. S. K. Kosakova. Kyrgyzstan, 2003.
10. Problemy zashchity prav cheloveka na evrazijskom prostranstve: obmen luchshimi praktikami om-budsmenov: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (5 dekabrya 2017 g.) / pod red. T.N. Moskal'kovoj. Moskva, 2018.
11. Hamaneva N. Yu. Mesto i rol' instituta ombuds-mena v sisteme pravovogo kontrolya // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Pravovedenie. Moskva, 1992. № 2.
12. Shamrin M. Yu. Administrativno-pravovoj status Upolnomochennogo po pravam rebenka: is-toriko-teoreticheskij aspekt: monografiya / pod red. D. K. Nechevina. Moskva, 2015.
13. Emih V.V.Kompetenciya upolnomochennyh po pra-vam cheloveka v Rossijskoj Federacii: konstitucion-no-pravovoe issledovanie: monografiya / pod. red. V. N. Redenko. Ekaterinburg, 2010.
Для цитирования:
Саидов Фархад Зирофович. История становления и развития института омбудсме-на Кыргызской Республики // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59). С. 165-171.
For citation:
Saidov Farhad Zirofovich. History of the formation and development of the Institution of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3 (59). P. 165-171.
О 03 H
и и
У
s
X
s
а н
о и и
0
1
g
а
<
I
Й и
J3 С
0 'К
1
Й и
ш
^
а
<
171