Научная статья на тему 'НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В КИРГИЗИИ'

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В КИРГИЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / КИРГИЗИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВУЗЫ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудаяров К.А.

Автор статьи предпринял попытку рассмотреть некоторые аспекты научно-образовательной политики Казахстана в Киргизии. Несмотря на наличие договорно-правовой базы в сфере сотрудничества в образовательной и научной областях, существующей с 2006 г., значительное продвижение в исследуемом вопросе началось только в 2022 г. В качестве дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества автором предлагается создание аналитических центров, исследования которых могли бы стать мощным подспорьем для реализации политики «мягкой силы» Казахстана в Киргизии и лоббировать казахстанские интересы в Киргизии и регионе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POLICY OF KAZAKHSTAN IN KYRGYZSTAN

In this article, the author made an attempt to consider some aspects of the scientific and educational policy of Kazakhstan in Kyrgyzstan. Despite the existence of a legal framework in the field of cooperation in the educational and scientific fields, which has existed since 2006, significant progress in the issue under study began only in 2022. As a further deepening of bilateral cooperation, the author proposes the creation of analytical centers, the research of which could be a powerful tool for the implementation of the policy of “soft power” of Kazakhstan in Kyrgyzstan and lobby Kazakhstan's interests in Kyrgyzstan and the region as a whole.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В КИРГИЗИИ»

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Кудаяров К. А.*

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В КИРГИЗИИ

DOI: 10.31249/rimm/2023.03.03

Для цитирования: Кудаяров К.А. Научно-образовательная политика Казахстана в Киргизии // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2023. № 3 (329). Б01: 10.31249/rimm/2023.03.03

Аннотация. Автор статьи предпринял попытку рассмотреть некоторые аспекты научно-образовательной политики Казахстана в Киргизии. Несмотря на наличие договорно-правовой базы в сфере сотрудничества в образовательной и научной областях, существующей с 2006 г., значительное продвижение в исследуемом вопросе началось только в 2022 г. В качестве дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества автором предлагается создание аналитических центров, исследования которых могли бы стать мощным подспорьем для реализации политики «мягкой силы» Казахстана в Киргизии и лоббировать казахстанские интересы в Киргизии и регионе в целом.

Ключевые слова: Казахстан; Киргизия; научно-образовательная политика; вузы; аналитический центр.

Научно-образовательная политика Казахстана в Киргизии до последнего времени не рассматривалась экспертным сообществом в качестве важной и актуальной темы, требующей внимания. И причиной тому является отсутствие какой-либо заметной динамики в этом направлении вплоть до 2022 г. Только с прошлого года наметилась акти-

* Кудаяров Каныбек Акматбекович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований ИНИОН РАН, e-mail: kana8306@mail.ru

визация политики Астаны в развитии научных и образовательных связей, прежде всего касающихся сферы высшего образования. Открытие филиалов ведущих казахстанских университетов в Киргизии стало знаковым событием в истории казахско-киргизских отношений.

В Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030-е годы четко обозначены основные цели и задачи Казахстана в отношении государств Центральной Азии. Для обеспечения реализации своих интересов Астана проводит разностороннюю политику, направленную на укрепление позитивного имиджа Казахстана в регионе1. Большое внимание уделяется «мягкой силе» Республики Казахстан, выраженной, прежде всего, в гуманитарном сотрудничестве. При этом, как было сказано ранее, большое внимание начинает уделяться научной и образовательной составляющим гуманитарного сотрудничества.

Как известно, Казахстан весьма преуспел в развитии научно-образовательного сектора, достижения которого регулярно фиксируются в международных и глобальных рейтингах. Например, по рейтингу QS World University Rankings 20232, - 15 вузов Казахстана вошли в число лучших высших учебных заведений мира, а по версии Московского международного рейтинга «Три миссии университета», - 11 университетов республики попали в Топ-1800 лучших в мире3. Это наилучший результат среди стран Центральной Азии, поскольку в других странах Центрально-Азиатского региона представлено в общей сложности пять вузов - четыре в Киргизии и один университет в Узбекистане.

Развитие научно-образовательного сотрудничества с Киргизией базируется на «Договоре о вечной дружбе» от 8 апреля 1997 г.4,

1 О Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030-е годы. (Утверждена указом президента Республики Казахстан от 6 марта 2020 года № 280) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/legal_acts/decrees/o-koncepcii-vneshnei-politiki-respubliki-kazahstan-na-2020-2030-gody (дата обращения: 15 мая 2023).

2 QS World University Rankings 2023: Top global universities [Рейтинговая система QS World University Rankings 2023: Лучшие университеты мира] // QS Quacqua-relli Symonds Limited. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2023?&region=Asia&countries=kz (дата обращения: 17 мая 2023).

3 Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета», 2022 год // Сайт Московского международного рейтинга «Три миссии университета». URL: https://mosiur.org/ranking/ (дата обращения: 15 мая 2023).

4 Договор о вечной дружбе между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан (Ратифицирован Законом Кыргызской Республики от 24 июля 1998 года

«Договоре о союзнических отношениях» от 25 декабря 2003 г.1 Ключевым документом в сфере развития научно-образовательного потенциала является Соглашение между правительствами Киргизии и Казахстана о сотрудничестве в области образования от 4 июля 2006 г.2 Большую роль в продвижении двустороннего сотрудничества в области образования сыграли взаимные государственные визиты, совершенные президентами двух республик в 20213 и 20224 гг.

В рамках двустороннего сотрудничества в указанных сферах в Киргизии открыты филиалы двух ведущих университетов Казахстана - Казахстанского национального университета им. Аль-Фараби (КазНУ - 26 мая 2022 г.) и Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева5 (ЕНУ - 6 декабря 2022 г.), который разместился в здании Ошского государственного университета.

Нельзя сказать, что до указанного обмена визитами научно-образовательного сотрудничества как такового между государствами не было, однако строилось оно не только на межгосударственной основе, но и в частном порядке. К примеру, в 2002 г. была создана частная Киргизско-Казахская академия права и госслужбы, которая просуществовала до 2015 г. (В ней обучалось более

№ 112) // Сайт Министерства Юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/17031 (дата обращения: 18 мая 2023).

1 О ратификации Договора о союзнических отношениях между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой (Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года N 187) // Сайт информационно-правовой системы нормативно-правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z060000187_ (дата обращения: 20 мая 2023).

2 Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области образования (от 4 июля 2006 года) // Сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/17758?ckwds=%25d0%25ba%25d0%25b0%25d0%25b7%25d0%25b0% 25d1%2585%25d1%2581%25d0%25ba%25d0%25b8%25d0%25b9%2B (дата обращения: 20 мая 2023).

3 Завершился государственный визит Президента Садыра Жапарова в Казахстан // Официальный сайт президента Кыргызской Республики. URL: https://www.president.kg/ru/sobytiya/18809_zavershilsya_gosudarstvenniy_vizit_prezi denta_sadira_ghaparova_vkazahstan (дата обращения: 20 мая 2023).

4 Президенты Казахстана и Кыргызстана провели переговоры в узком формате // Официальный сайт президента Республики Казахстан. URL: https://akorda.kz/ru/prezidenty-kazahstana-i-kyrgyzstana-proveli-peregovory-v-uzkom-formate-26431 (дата обращения: 21 мая 2023).

5 Сотрудничество Республики Казахстан с Кыргызской Республикой // Сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан. URL: https://www.gov.kz/ memleket/entities/mfa/press/article/details/547?lang=ru (дата обращения: 21 мая 2023).

200 студентов, 95% из них - казахстанцы1). А с 2012 г. работает частный Киргизско-Казахский университет (ККУ), готовящий специалистов преимущественно по гуманитарным специальностям.

В КазНУ им. Аль-Фараби обучение ведется по 13 образовательным программам на уровнях бакалавриата и магистратуры на государственном (киргизском), русском и английском языках. В перечень входят такие направления, как: биология и биотехнологии, механико-математические специальности, география и природопользование, востоковедение, информационные технологии, журналистика, филология, экономика и бизнес, юриспруденция, химия и химические технологии, философия и политология.

В 2022 г. в филиале ЕНУ обучалось около 30 студентов. Первые два курса они получают образование в г. Ош, следующие два года - в Казахстане. В рамках учебной программы молодежь из Киргизии изучает казахский язык. В 2022 / 2023 уч. г. был введен предмет «История Казахстана». Подготовка специалистов в филиале ведется по двум направлениям высшего профессионального образования: «Переводческое дело», «Русский язык и литература». В дальнейшем планируется увеличить количество образовательных программ в области естественных наук, физики и ГГ.

В ККУ готовят специалистов по таким направлениям, как Юриспруденция», «Лингвистика», «Педагогика».

По состоянию на 2019 г. в вузах Казахстана обучалось около 1 тыс. студентов из Киргизии, а в вузах республики - 2 тыс. казахстанских студентов, большинство из них - в частном порядке. Однако из-за пандемии и введенных ограничений число студентов немного сократилось2. В 2021 / 2022 уч. г. количество студентов из Казахстана значительно уменьшилось, составив 3,4%3. В 2022 / 2023 уч. г. количество студентов-казахстанцев составило 4,4%, или 3179 человек1.

1 Валерий Михайленко: Кыргызско-Казахская академия права и государственной службы продолжает отстаивать свои права // Сайт информационного агентства «24.kg». URL: https://24.kg/archive/ru/community/66946-valerij-mixajlenko-kyrgyzsko-kazaxskaya-akademiya.html/ (дата обращения: 21 мая 2023).

2 30-летие отношений Кыргызстана и Казахстана: вековые связи с перспективой // Сайт международного информационного агентства «kazinform». URL: https://www.inform.kz/ru/30-letie-otnosheniy-kyrgyzstana-i-kazahstana-vekovye-svyazi-s-perspektivoy_a3830466 (дата обращения: 21 мая 2023).

3 Более 35% обучавшихся в высших учебных заведениях республики составили иностранные студенты // Сайт Национального статистического комитета Кыргызской Республики. URL: http://www.stat.kg/ru/news/bolee-35-procentov-

При этом Казахстан ежегодно выделяет порядка 50 бюджетных мест в казахстанских вузах для граждан Киргизии и этнических казахов, имеющих гражданство Киргизии2. В свою очередь, со стороны Киргизии ежегодно выделяется десять мест для обучения граждан Казахстана в Киргизии.

Помимо поддержки системы высшего образования, в 20152016 гг. Казахстан построил на свои средства две общеобразовательные школы в Киргизии3, соглашения по строительству которых были подписаны в 2012 г.

Немаловажным аспектом в развитии научно-образовательной политики самого Казахстана является модернизация экономики путем создания научно-образовательных, научно-технических и научно-исследовательских центров, готовящих будущих специалистов, которые привлекаются к работе в высокотехнологичных производствах, созданных иностранными инвесторами - Россией, Южной Кореей, Японией, Германией, США и др.

В Киргизии зарегистрировано 334 совместных предприятия с участием казахстанского капитала. Сосредоточены они в финансовой сфере, добыче полезных ископаемых, производстве пищевых продуктов, торговле, транспорте и связи, строительстве и ремонтной сфере. Казахстанский бизнес привносит в Киргизию инновационные решения, которыми он пользуется в ведении бизнеса, но информации о том, что что-либо из их высокотехнологичных решений передается в научно-образовательный сектор Киргизии нет, т.е. этим навыкам в местных вузах они не обучают. Несмотря на то что технологии в сам Казахстан, например, приходят через создаваемые преимущественно западными странами и

obuchavshihsya-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah-respubliki-sostavili-inostrannye-studenty/ (дата обращения: 20 мая 2023).

1 Сколько иностранных студентов учатся в Кыргызстане // Сайт Новостного агентства «Sputnik». URL: https://ru.sputnik.kg/20230611/kyrgyzstan-inostrannye-turisty-1076129700.html (дата обращения: 20 мая 2023).

2 Кыргызстанцев пригласили обучаться в казахстанских вузах // Сайт Информационного портала «Manas.news». URL: https://manas.news/obschestvo/kyrgyzstancev-priglasili-obuchatsja-v-kazahstanskih-vuzah/ (дата обращения: 20 мая 2023).

3 Орлова М. Школу в Бишкеке, построенную на казахские деньги, отремонтировали // Сайт Информационного агентства «24.kg». URL: https://24.kg/ obschestvo/85596_shkolu_vbishkeke_postroennuyu_nakazahskie_dengi_otremontirovali_/; Исманов А. «Назарбаевская» школа на юге страны будет «элитарной» // Сайт онлайн-газеты «Новые Лица». URL: http://www.nlkg.kg/ru/society/education/nazarbaevskaya-shkola-na-yuge-strany-budet-elitarnoj (дата обращения: 18 мая 2023).

Россией научно-технические центры, в том числе и путем создания новых специальностей при различных вузах, полученный опыт Казахстан не передает гражданам соседней республики.

Например, в Узбекистане существуют узбекистанско-южноко-рейский Университет Инха в Ташкенте, созданный в 2014 г. и готовящий специалистов, занимающихся компьютерным и программным инжинирингом, и вносящий большой вклад в цифровизацию страны; Технологический университет Еджу и другие совместные научно-образовательные и научно-технические центры, которые успешно модернизируют экономику страны посредством привнесения в нее высокотехнологических решений через образование.

Несмотря на рост образовательного сотрудничества между двумя странами, пока не замечена передача технологий Киргизии со стороны Казахстана, что, возможно, объясняется нежеланием последнего создавать себе дополнительную конкуренцию в регионе. По большому счету, в Киргизию технологии не приходят от соседей по региону, за исключением незначительных инновационных решений в горнорудном деле, описанных на страницах научных журналов, а также проектов, связанных преимущественно с цифровизацией экономики.

Перевод делопроизводства на предприятиях в электронный формат является необходимостью, облегчающей производственный / операционный контроль, но он не обеспечивает роста экономики сам по себе, для этого нужны передовые технологии, которые могут работать на программном обеспечении, способствуя автоматизации и оптимизации производственных процессов. Казахстан прежде всего видит в Киргизии рынок сырья и сбыта готовой продукции, что подтверждается отсутствием совместных технопарков, научно-исследовательских центров.

Ежегодно проводится Киргизско-Казахский форум интеллигенции, который в январе 2023 г. завершил свое седьмое по счету мероприятие. Форум традиционно затрагивает культурно-исторические аспекты научно-образовательного сотрудничества и поэтому его сложно рассматривать как некое «подспорье» в экономическом развитии.

Тем не менее созданные в 2022 г. филиалы казахстанских вузов позволяют полагать, что все же помимо гуманитарных специальностей, Казахстан намерен готовить экспертов по естественнонаучным специальностям, требующимся в сфере промышленного сельского хозяйства и других сферах. Это дает основание надеяться на изменение политики Казахстана в исследуемой сфере.

Помимо традиционно проводимых совместных исследований в области культуры и истории, существуют сферы, которые нуждаются в серьезных научных изысканиях. К ним, например, относится всё, что касается тематики водных ресурсов - подземные и поверхностные воды, водосберегающие технологии для орошения, вода для хранения энергии вместо батарей, предотвращение стихийных бедствий, совместное использование суперкомпьютеров и спутников1 - которые могли бы стать предметом двусторонних и многосторонних исследований и всерьез продвинуть научно-образовательные проекты.

Основными барьерами для научной коллаборации являются низкое финансирование науки по всему региону и сложившиеся социально-культурные нормы академических сообществ в странах Центральной Азии2. В странах Центральной Азии финансирование науки намного ниже средних мировых показателей. Если в целом по миру на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) тратится больше 2% от ВВП, то показатели стран Центральной Азии варьируются в пределах 0,1 - 0,22% от ВВП. Государства региона предпочитают выделять средства на имиджевые проекты, нежели на науку.

Как полагает Кайрат Молдашев, для усиления научного сотрудничества на региональном уровне необходимо прежде всего создать совместный фонд для финансирования проектов. Соответственно, должны привлекаться ученые из разных стран региона, чтобы усилить экспертный потенциал и придать большую значимость проектам. Очень важно финансировать сам процесс исследования, а не только проведение конференций и других мероприятий, где нужно презентовать результаты. У Казахстана, в частности, в Государственном центре научно-технической экспертизы уже есть опыт успешного проведения оценки проектов с привлечением международных экспертов, который может быть использован на региональном уровне. Требует регулирования следующий шаг -принятия решения на основе экспертных заключений. Важным шагом может стать создание комиссий из ученых стран Централь-

1 Молдашев К. Как улучшить научное сотрудничество в Центральной Азии? // Сайт Центральноазиатского бюро аналитической журналистики «CABAR.asia». URL: https://cabar.asia/ru/kak-uluchshit-nauchnoe-sotrudnichestvo-v-tsentralnoj-azii (дата обращения: 23 мая 2023).

2 Там же.

ной Азии с большим опытом исследовательской деятельности и обеспечением прозрачности принятия решений.

Помимо озвученного Молдашевым плана по выстраиванию совместных научных проектов, весьма перспективным является и использование базы филиалов казахстанских университетов в Киргизии для создания аналитических центров. Как известно, Казахстан является лидером региона в сфере аналитической индустрии и располагает самым большим количеством «фабрик мысли», которые работают в самых разных направлениях, от политических и социально-экономических вопросов до тем региональной и глобальной экологической повестки. Несмотря на то что в Казахстане не уделяется внимания развитию аналитических центров при вузах, потенциал их в данном формате огромен. С одной стороны, это объясняется тем, что развитие «мозговых центров» при вузах несколько отстает от государственных и негосударственных «think tanks», поскольку при анализе тех либо иных событий и процессов эксперты всё время должны с оглядкой смотреть на реакцию руководства университета. В случае несогласия с экспертным сообществом вуза, руководство университета может прекратить их финансирование либо приостановить деятельность аналитического центра на неопределенное время. С другой стороны, вузы Казахстана видят большую ценность в развитии форсайт-центров, которые стали развиваться в республике с 2010-х годов и являются на сегодняшний день единственными подобными центрами исследований в регионе. Прогнозирование, выведение наиболее возможных сценариев развития тех либо иных процессов в исследуемой тематике позволяют с большей точностью определить те либо иные тренды, которые будут господствовать в средне- и долгосрочной перспективе. Это поистине новый для Центральной Азии вид анализа, который к сегодняшнему дню развит только в Казахстане.

Университетские «фабрики мысли» довольно развиты в Киргизии и Таджикистане. Их основная масса создана на базе международных университетов, также как и, собственно, в Казахстане, - где они существуют на базе Международного Казахско-Турецкого университета им. А. Ясави и Казахско-Немецкого университета. Казахстан мог бы воспользоваться уже существующей университетской инфраструктурой в Киргизии и создать один либо несколько аналитических центров, которые бы продвигали интересы Казахстана, лоббируя конкретные казахстанские инициативы и отстаивая казахстанскую точку зрения по тем или иным вопросам. Например, представляется наиболее важной проблема нехватки водных ресур-

сов и их распределения между государствами региона; проблематика религиозного экстремизма; наркотрафика и т.д.

Статья поступила в редакцию 23.06.2023.

Принята к публикации 07.07.2023.

Kudayarov K.A.

Scientific and Educational Policy

of Kazakhstan in Kyrgyzstan

Kanybek A. Kudaya rov,

PhD(History), Research Associate,

Center for Interdisciplinary Research INION,

INION RAN,

e-mail: kana8306@mail.ru

Abstract. In this article, the author made an attempt to consider some aspects of the scientific and educational policy of Kazakhstan in Kyrgyzstan. Despite the existence of a legal framework in the field of cooperation in the educational and scientific fields, which has existed since 2006, significant progress in the issue under study began only in 2022. As a further deepening of bilateral cooperation, the author proposes the creation of analytical centers, the research of which could be a powerful tool for the implementation of the policy of "soft power" of Kazakhstan in Kyrgyzstan and lobby Kazakhstan 's interests in Kyrgyzstan and the region as a whole.

Keywords: Kazakhstan; Kyrgyzstan; scientific and educational policy; universities; analytical center.

Кудаяров К. А.*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКИХ НПО КИРГИЗИИ

DOI: 10.31249/rimm/2023.03.04

Для цитирования: Кудаяров К.А. Деятельность женских НПО Киргизии // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2023. № 3 (329). DOI: 10.31249/rimm/2023.03.04

* Кудаяров Каныбек Акматбекович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований ИНИОН РАН, e-mail: kana8306@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.