Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН'

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЖЕНЩИН / ПАТРИАРХАТ / РЕФОРМА / КОНСТИТУЦИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / WOMEN'S RIGHTS / PATRIARCHY / REFORM / CONSTITUTION / DISCRIMINATION / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тилекова А.Т.

Поскольку женщины являются опорой нашего общества, они играют жизненно важную роль в построении нации. В статье рассматривается правовое положение женщин с X-XI в. когда стали господствующими среди предков киргизских и родственных им племен патриархально-феодальные отношения. Остатки патриархальных семей сохранились у киргизов еще в первой половине XIX в., а в отдельных случаях и позднее. Статья представляет собой попытку описать меняющуюся роль и ее законные права женщин. Исследование также показывает, что кыргызские женщины имеют несколько более низкий статус, чем мужчин, несмотря на многие усилия, предпринятые правительством и конституцией Кыргызской Республики. В статье предусмотрены различные правовые и конституционные средства правовой защиты улучшения правового положения женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF THE LEGAL STATUS OF KYRGYZ WOMEN

Since women are the pillars of our society, they play a vital role in nation building. The article examines the legal status of women from the X-XI century, when patriarchal-feudal relations became dominant among the ancestors of the Kyrgyz and related tribes. Remnants of patriarchal families were preserved by the Kirghiz as early as the first half of the 19th century, and in some cases even later. The article is an attempt to describe the changing role and its legitimate rights of women. The study also shows that Kyrgyz women have a slightly lower status than men, despite many efforts made by the government and the constitution of the Kyrgyz Republic. The article provides for various legal and constitutional remedies for improving the legal status of women.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН»

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН А.Т. Тилекова, аспирант

Центр политологических исследований и экспертиз НАН КР (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11293

Аннотация. Поскольку женщины являются опорой нашего общества, они играют жизненно важную роль в построении нации. В статье рассматривается правовое положение женщин с XX в. когда стали господствующими среди предков киргизских и родственных им племен патриархально-феодальные отношения. Остатки патриархальных семей сохранились у киргизов еще в первой половине XIXв., а в отдельных случаях и позднее. Статья представляет собой попытку описать меняющуюся роль и ее законные права женщин. Исследование также показывает, что кыргызские женщины имеют несколько более низкий статус, чем мужчин, несмотря на многие усилия, предпринятые правительством и конституцией Кыргызской Республики. В статье предусмотрены различные правовые и конституционные средства правовой защиты улучшения правового положения женщин.

Ключевые слова: права женщин, патриархат, реформа, конституция, дискриминация, демократия.

Правовой статус женщин в Кыргызской Республике претерпел множество серьезных изменений за последние несколько тысячелетий. Из неравного статуса с мужчинами с древних времен до низов средневековья, до поощрения равноправия многими реформаторами, история женщины в Кыргызской Республике были полны событий. В современном Кыргызстане женщины украшают высокие посты, как экс-президент Роза Исаковна Отунбаева, вице-спикер Жогорку Кенеша Асия Сасыкбаева, вице-мэр Бишкека Айгуль Рыскулова и т.д. Несмотря на то, что женщины занимают руководящие должности, они продолжают сталкиваться с дискриминацией, социальными проблемами и часто становятся жертвами жестокого обращения и насильственных преступлений.

Социальные изменения - неизбежное явление любого общества. Социально-экономические тенденции и политические движения общества диктуют баланс между правами и обязанностями личности. Таким образом, закон и справедливость обеспечивают потенциальную силу для достижения прогрессивных социальных изменений.

Правовой статус кыргызских женщин с Х-Х1в. потерпел патриархально-

феодальные отношения. Хотя до карасук-ского времени (1200-700 лет до н. э.) правили матриархатские семейные общины.

Остановимся на правовом положении женщин в нормах обычного права. Нормы обычного права (адата) функционируют в кыргызском обществе как неписаные правовые нормы, сохраняя регулятивную ценность в сфере социальных отношений, где особое место занимают вопросы правового положения женщин. Согласно исследованиям С. Абрамзона существование патриархальной семьи у племен, послуживших базой формирования киргизской народности, подтверждается многими источниками. А правовое положение женщин определил распространенный в недавнем прошлом в быту киргизов, как и других народов Средней Азии и Казахстана институты левирата и сорората. Этим институтам относились такие формы брака как - «Брак покупкой». Как отмечается в литературе, родители старались подыскать для своих дочерей богатых женихов, а для сыновей - некрасивых и бедных невест, за которых не требовали большого калыма. Таким образом, можно заметить, что женщина выступала, своего рода товаром за который можно получить вознаграждение [1, с. 657].

В условиях господства патриархально-феодальных общественных отношений имущественные отношения основывались главным образом на нормах обычного права, которая основывалась на интересах мужчины-собственника и, следовательно, покоилось на вполне оформившемся принципе социального неравенства, отстаивал принципы господства и подчинения женщины мужчине [2, с. 45]. Давая общую характеристику имущественных отношений в киргизской семье, можно отметить, что женщины исключались из круга наследников. Вопрос о личных взаимоотношениях в старой киргизской семье был решающим образом связан с положением в ней женщины. Положение же женщины вытекало из господствовавшего в семье патриархального уклада. Оно определялось и бесправием ее в общественной жизни. Но при всей категоричности норм обычного права, ставивших женщину в неравноправное положение с мужчиной, киргизские женщины проявляли значительную самостоятельность в домашнем быту, а иногда и за его пределами. Заслуживают внимания замечания, сделанные известным исследователем и путешественником Н.А. Северцовым, посетившим Тянь-Шань. Он писал: «...вообще киргизки не робкого десятка». По его заметкам, кыргызские женщины не признают власти. Они постоянно заняты домашними делами, но это не говорит о том, что она «раба» она «хозяйка», так как муж часто у ней на посылках. По наблюдениям Н.А. Северцова в домашнем быту «смирение нередко приходится на долю мужчины», который в кибитке «почти что гость, по возможности ублаготворяемый, но безгласный и пассивный, а она самостоятельная и полновластная хозяйка» [3, с. 355]. Другой наблюдатель, И.П. Ювачев, отмечал: «Киргизка - прекрасная наездница, отличная работница и разбитная женщина в кругу гостей. Случалось, что киргизки выступали и на общественную деятельность» [4, с. 53-55].

Полигамия - еще одно проявление отсутствие прав у женщин, которая появилась в первой половине XVII в. и господствовало у киргизов вплоть до 1930 года.

Многоженство было доступно богатому слою населения. А, следовательно, тянул за собой шлейф господства мужчин над женщинами и безоговорочного подчинения последних. Отдав выкуп за невесту, богатые мужья удовлетворяли свои похотливые инстинкты, а также хозяйственные расчеты. Оно вместе с тем использовалось как одна из форм эксплуатации женского труда. Например: первая, старшая жена ведала домашней жизнью семьи, распоряжалась снохами и дочерьми, намечала виды домашней работы, которую они должны были выполнить. Она учила их и давала им разъяснения, о том, как правильно и в каком количестве готовить еду, при приеме гостей она только давала распоряжения. В ее обязанности также входило нравственно-воспитательная часть всех представителей прекрасного пола. Первая жена подчинялась только мужу. Вторая жена была заместителем первой жены. Даже распределение еды говорит о том, что женщины не имели никаких прав, так как снохи или младшие жены всегда ели остатки пищи. Религия всегда гласила о том, что отношения должно быть одинакова ко всем женам, но обычай левирата были сильнее религиозных убеждений.

Бракоразводный процесс был доступным для женщин, но не был востребован. В отличие от того, что мужчина всегда в любом месте и в любую минуту мог произнести слово «талак» и развестись. Еще унизительнее было только «уч талак» троекратный развод (особая форма развода, когда восстановить брачный союз возможно только после того, как разведенная жена выйдет замуж, хотя бы фиктивно, за другого, и новый муж даст ей развод; для того чтобы троекратный развод стал действительным, достаточно три раза произнести слово «талак», дальше следуют только формальности)».

Социально-экономические и политические факторы сыграли важную роль в их подавлении. Социальные запреты и дискриминационная практика в отношении женщин продолжали существовать вплоть до приобретения независимости Кыргызстана. С рождением независимого Кыргызстана появился великий документ, на-

полненный новыми идеями, новой философией и новыми правами, а именно -Конституция. Он вызвал радикальные изменения и социальную революцию. Конституция представляла собой достижение многих целей, основная и самая значительная среди которых была цель социальной революции. Благодаря этой революции должны быть полностью удовлетворены основные потребности простого человека. Основной закон Кыргызской Республики - документ обеспечивающий равенство женщин с мужчинами в вопросах гражданских, политических и экономических прав. Политические права также были предоставлены кыргызским женщинам в соответствии с положениями Конституции. Кроме того, они получили право голосовать и баллотироваться на любой пост.

Будучи ведущим демократическим государством в регионе, Кыргызстан присоединился к более чем 50 международным пактам, в том числе к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) [5], Пекинской платформе действий [6], выполнению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРТ), и Парижской декларации по повышению эффективности внешней помощи [7].

Кыргызстан располагает солидной законодательной базой, гарантирующей равенство мужчин и женщин. В гражданском, уголовном, трудовом и семейном кодексах провозглашены равные права для мужчин и женщин. В 2013 году Кыргызстан утвердил дорожную карту по устойчивому развитию на 2013-2017 годы, подготовленную Аппаратом Президента. Эти меры содействуют реализации первой долгосрочной инновационной Стратегии по обеспечению гендерного равенства (20122020 гг.) и его первоначального Национального плана действий на 2012 год.

В феврале 2013 года при активной информационной поддержке со стороны Структуры «ООН-женщины» в сотрудничестве с Региональным центром ООН по

превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПДЦА) и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Кыргызстан принял Национальный план действий по осуществлению резолюции 1325 Совета Безопасности ООН, которая, наряду с шестью вспомогательными резолюциями Совета Безопасности ООН - 1820, 1888, 1889, 1960, 2106, 2122 -является частью обязательств ООН в отношении прав женщин. Эти политические документы представляют собой новый подход к обеспечению гендерного равенства в Кыргызской Республике.

Согласно вышесказанному, мы можем сделать вывод, что после обретения независимости Кыргызстаном было принято много законов для расширения прав, возможностей и улучшения положения женщин, но эти законы остаются только на бумаге.

Несмотря на принятые меры, в стране по-прежнему наблюдается высокий и растущий уровень неравенства, и существенный дисбаланс между регионами. Женщины практически исключены из процесса принятия решений. Насилие в отношении женщин является широко распространенным явлением и принимает различные формы, включая бытовое насилие, похищение невест, торговлю людьми, ранние браки и физическое насилие. Отрицательное истолкование некоторых культурных и социальных традиций все больше ограничивает право женщины самостоятельно распоряжаться своей жизнью. В этой связи возрастает риск вовлечения женщин в радикальные религиозные группировки.

Необходимо оказывать поддержку семьи и молодой мамы, помощь от государства во время родов, воспитания ребенка, возможность устроить ребенка в ясельные учреждения, для того чтобы мама могла устроиться на работу. Неоплачиваемый труд по дому ограничивает возможности трудоустройства сельских женщин в фермерские хозяйства или другие предприятия. Производственные ресурсы должны быть доступны для кыргызских женщин.

Библиографический список

1. Хрестоматия по истории государства и права Кыргызстана: Учебное пособие. - Т. 1 / Сост. Б.И. Борубашов. - Б., 2008. - 657 с.

2. Загряжский Г.С. Кара-киргизы. Туркестанские ведомости, 1871. №42.

3. Северцов Н.А. Путешествия по Туркестанскому краю. - 355 с.

4. Абрамзон С.М. Этнографические экспедиции в Киргизской ССР в 1946-1947 гг. Изв. ВГО, т. 80, вып. 4, 1948, 53-55.

5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. - Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.

6. Пекинская Декларация от 4-15 сентября 1995 года.

7. Парижская декларация по повышению эффективности внешней помощи от 2 марта 2005 года.

STAGES OF DEVELOPMENT OF THE LEGAL STATUS OF KYRGYZ WOMEN A.T. Tilekova, Postgraduate

Center for Political Science and Expertise of the National Academy of Sciences of the Kyr-gyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. Since women are the pillars of our society, they play a vital role in nation building. The article examines the legal status of women from the X-XI century, when patriarchal-feudal relations became dominant among the ancestors of the Kyrgyz and related tribes. Remnants of patriarchal families were preserved by the Kirghiz as early as the first half of the 19th century, and in some cases even later. The article is an attempt to describe the changing role and its legitimate rights of women. The study also shows that Kyrgyz women have a slightly lower status than men, despite many efforts made by the government and the constitution of the Kyrgyz Republic. The article provides for various legal and constitutional remedies for improving the legal status of women.

Keywords: women's rights, patriarchy, reform, constitution, discrimination, democracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.