Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терроризм / воздушный терроризм / террористический акт / противодействие терроризму / terrorism / air terrorism / terrorist act / counteraction to terrorism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д.О. Лукерин, С.П. Дуреев

Исследуется проблема терроризма на воздушных судах. Представлены предложения, направленные на совершенствование борьбы с террористическими актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-TERRORISM POLICY IN AIR TRANSPORT

The problem of terrorism on aircraft is being investigated. Proposals aimed at improving the fight against terrorist acts are presented.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Секция

«АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОСА _И КОСМОНАВТИКИ»_

УДК 343.34

ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Д. О. Лукерин, С. П. Дуреев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: denislukerin75964@gmail.com

Исследуется проблема терроризма на воздушных судах. Представлены предложения, направленные на совершенствование борьбы с террористическими актами.

Ключевые слова: терроризм, воздушный терроризм, террористический акт, противодействие терроризму,

ANTI-TERRORISM POLICY IN AIR TRANSPORT

D. О. Lukerin, S. P. Dureev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: denislukerin75964@gmail.com

The problem of terrorism on aircraft is being investigated. Proposals aimed at improving the fight against terrorist acts are presented.

Keywords: terrorism, air terrorism, terrorist act, counteraction to terrorism.

Проблема терроризма в XXI веке остра как никогда прежде, несмотря на развитие технологий систем видео наблюдений, увеличение финансирования спецслужб, ежегодно мы слышим новости о новых террористических актах, или подготовках к ним. Терроризм охватывает огромную сферу влияния на умы граждан, прежде всего это человеческие жертвы и психологическое воздействие, направленное на запугивание властей и простого народа. Только в период с 2012 по 2018, был выявлен 1201 случай незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации [4].

Меры борьбы с терроризмом не стоят на месте, они развиваются, и мы действительно достигли определенных результатов в данной деятельности, но нам все еще есть к чему стремиться, дабы искоренить проблему полностью.

Наиболее наглядно последствия террористических актов можно наблюдать в сфере авиации, так как аэропорты и самолеты - важнейшие и наиболее дорогостоящие объекты транспортной инфраструктуры, а также наименее защищенные с точки зрения изолированности пространства.

Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3 удивляет своей бескомпромиссностью. Статья 7 «Пресечение

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

террористических актов в воздушной среде» пункт 1 гласит, что Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта. Следующий пункт данной статьи говорит о том, что если судно не реагирует на сигналы вооруженных сил, то оно может быть уничтожено, то есть если самолет был захвачен террористами для осуществления их кровавых деяний, а на борту находятся мирные граждане, военные все равно уничтожат самолет, выбрав «наименьшее зло» [1].

Взрыв воздушного судна, который может произойти в результате действий военных сил Российской Федерации, способен принеси жертвы не только в небе, но и на земле, так как обломки обрушившегося самолета, имеют вполне реальный шанс упасть на населенный пункт.

Такой подход практичен, но он не является гуманным. Ведь воздушный терроризм это не только взрывы и убийства, но еще и захват заложников с целью получить личную выгоду (требование связаться с кем-то, выкуп). Россия не идет на уступки захватчикам, это демонстрирует статья 16 все того же закона «О противодействии терроризму»: Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции:

1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

Случай 29 июля 2010 года подтверждает это, один из пассажиров самолета Ту-154, прибывший в московский аэропорт "Домодедово" из Минеральных Вод, захватил самолет после приземления. На борту находилось 105 человек, в том числе 7 членов экипажа. Мужчина угрожал взорвать судно, если ему не обеспечат связь с Президентом России. В ходе спецоперации все заложники были освобождены [3].

Президент России В. В. Путин еще 6 февраля 2004 года заявил, что не вел, и не будет вести никаких переговоров с террористами. Только за последние 10 лет, в Российской Федерации было совершено более 10 попыток захвата гражданских авиарейсов, но ни в одном случае, требования захватчиков выполнены не были.

Теперь рассмотрим практику Запада в подобных случаях: они, как правило, выполняют требования террористов, ради спасения граждан, а только потом ловят и наказывают преступников. В среду, 24 ноября 1971 года в США человек захватил самолет и потребовал выкуп в 200 тысяч долларов, при невыполнении его требований он озвучил, что уничтожит самолет со всеми пассажирами на борту. Его требование было выполнено, после чего он спрыгнул с парашютом вместе с деньгами и больше его никто и никогда не видел. Этого человека звали Ди Би Купер, однако, даже зная имя, он так и остался не пойманным [3].

Представленные подходы к решению данного вопроса наталкивают на вывод, что проблема воздушного терроризма все еще остается острой, а методы ведения переговоров с преступниками не являются идеальными, они либо слишком бескомпромиссны, либо слишком халатны, необходима золотая середина

Для решения этих аспектов, как мне кажется, необходимо: во-первых, создать подготовленный штат психологов и менталистов, которые будут юридически подкованы и смогут вести переговоры с захватчиками на должном уровне. Такие специалисты должны быть психически устойчивыми людьми, иметь опыт работы с преступниками и потенциально опасными людьми, а также, уметь вывести на диалог человека, который замыслил террор или уже его совершает. Такой подход, в худшем случае, выиграет время для спецслужб, а в лучшем - предотвратит катастрофу.

Секция «Актуальные политические проблемы космоса и космонавтики»

Во-вторых, имеет место быть подготовка граждан, совершающих перелеты, к террористическим актам, да, брошюры с рекомендациями действительно существуют, но мало кто их читает. Мое мнение такого, что поведение человека в экстренной ситуации можно и нужно натренировать. Для этого отлично подходит современная система VR (виртуальная реальность). Технологический прогресс позволяет нам использовать мир дополненной реальности, не только для развлечений, но и для обучения, таким способом давно уже пользуются начинающие водители и пилоты воздушных судов, значит, это может быть полезно и для обычных граждан. Моделирование экстренных случаев, позволит спрогнозировать устойчивость человека к подобным жизненным ситуациям, улучшит его навыки контролировать происходящее, а также, повысит шансы обучающегося на выживание.

Таким образом, предложенные методы решения проблемы воздушного терроризма хоть и не являются «панацеей», но способны значительно сократить плачевную статистику по захватам воздушных судов.

Библиографические ссылки

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ : [принят 6 марта 2006 года]. - Текст : электронный. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/792bcd6f05f9d127f278b75c2a51524a4743b06a/ (дата обращения: 07.03.2022).

2. Новостной портал LENTA.RU : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://lenta.ru/articles/2018/08/17/db_cooper/ (дата обращения: 08.03.2022). -Текст : электронный.

3. Новостной портал ГАЗЕТА^и : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://www.gazeta.ru/social/2010/07/29/3402725.shtml (дата обращения: 08.03.2022). - Текст : электронный.

4. Федеральное агентство воздушного транспорта РОСАВИАЦИЯ: официальный сайт. -Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://favt.gov.ru/ (дата обращения: 11.03.2022). - Текст : электронный.

© Лукерин Д. О., Дуреев С. П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.