Секция
«АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОСА _И КОСМОНАВТИКИ»_
УДК 343.34
ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Д. О. Лукерин, С. П. Дуреев
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: denislukerin75964@gmail.com
Исследуется проблема терроризма на воздушных судах. Представлены предложения, направленные на совершенствование борьбы с террористическими актами.
Ключевые слова: терроризм, воздушный терроризм, террористический акт, противодействие терроризму,
ANTI-TERRORISM POLICY IN AIR TRANSPORT
D. О. Lukerin, S. P. Dureev
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: denislukerin75964@gmail.com
The problem of terrorism on aircraft is being investigated. Proposals aimed at improving the fight against terrorist acts are presented.
Keywords: terrorism, air terrorism, terrorist act, counteraction to terrorism.
Проблема терроризма в XXI веке остра как никогда прежде, несмотря на развитие технологий систем видео наблюдений, увеличение финансирования спецслужб, ежегодно мы слышим новости о новых террористических актах, или подготовках к ним. Терроризм охватывает огромную сферу влияния на умы граждан, прежде всего это человеческие жертвы и психологическое воздействие, направленное на запугивание властей и простого народа. Только в период с 2012 по 2018, был выявлен 1201 случай незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации [4].
Меры борьбы с терроризмом не стоят на месте, они развиваются, и мы действительно достигли определенных результатов в данной деятельности, но нам все еще есть к чему стремиться, дабы искоренить проблему полностью.
Наиболее наглядно последствия террористических актов можно наблюдать в сфере авиации, так как аэропорты и самолеты - важнейшие и наиболее дорогостоящие объекты транспортной инфраструктуры, а также наименее защищенные с точки зрения изолированности пространства.
Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3 удивляет своей бескомпромиссностью. Статья 7 «Пресечение
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
террористических актов в воздушной среде» пункт 1 гласит, что Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта. Следующий пункт данной статьи говорит о том, что если судно не реагирует на сигналы вооруженных сил, то оно может быть уничтожено, то есть если самолет был захвачен террористами для осуществления их кровавых деяний, а на борту находятся мирные граждане, военные все равно уничтожат самолет, выбрав «наименьшее зло» [1].
Взрыв воздушного судна, который может произойти в результате действий военных сил Российской Федерации, способен принеси жертвы не только в небе, но и на земле, так как обломки обрушившегося самолета, имеют вполне реальный шанс упасть на населенный пункт.
Такой подход практичен, но он не является гуманным. Ведь воздушный терроризм это не только взрывы и убийства, но еще и захват заложников с целью получить личную выгоду (требование связаться с кем-то, выкуп). Россия не идет на уступки захватчикам, это демонстрирует статья 16 все того же закона «О противодействии терроризму»: Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции:
1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.
Случай 29 июля 2010 года подтверждает это, один из пассажиров самолета Ту-154, прибывший в московский аэропорт "Домодедово" из Минеральных Вод, захватил самолет после приземления. На борту находилось 105 человек, в том числе 7 членов экипажа. Мужчина угрожал взорвать судно, если ему не обеспечат связь с Президентом России. В ходе спецоперации все заложники были освобождены [3].
Президент России В. В. Путин еще 6 февраля 2004 года заявил, что не вел, и не будет вести никаких переговоров с террористами. Только за последние 10 лет, в Российской Федерации было совершено более 10 попыток захвата гражданских авиарейсов, но ни в одном случае, требования захватчиков выполнены не были.
Теперь рассмотрим практику Запада в подобных случаях: они, как правило, выполняют требования террористов, ради спасения граждан, а только потом ловят и наказывают преступников. В среду, 24 ноября 1971 года в США человек захватил самолет и потребовал выкуп в 200 тысяч долларов, при невыполнении его требований он озвучил, что уничтожит самолет со всеми пассажирами на борту. Его требование было выполнено, после чего он спрыгнул с парашютом вместе с деньгами и больше его никто и никогда не видел. Этого человека звали Ди Би Купер, однако, даже зная имя, он так и остался не пойманным [3].
Представленные подходы к решению данного вопроса наталкивают на вывод, что проблема воздушного терроризма все еще остается острой, а методы ведения переговоров с преступниками не являются идеальными, они либо слишком бескомпромиссны, либо слишком халатны, необходима золотая середина
Для решения этих аспектов, как мне кажется, необходимо: во-первых, создать подготовленный штат психологов и менталистов, которые будут юридически подкованы и смогут вести переговоры с захватчиками на должном уровне. Такие специалисты должны быть психически устойчивыми людьми, иметь опыт работы с преступниками и потенциально опасными людьми, а также, уметь вывести на диалог человека, который замыслил террор или уже его совершает. Такой подход, в худшем случае, выиграет время для спецслужб, а в лучшем - предотвратит катастрофу.
Секция «Актуальные политические проблемы космоса и космонавтики»
Во-вторых, имеет место быть подготовка граждан, совершающих перелеты, к террористическим актам, да, брошюры с рекомендациями действительно существуют, но мало кто их читает. Мое мнение такого, что поведение человека в экстренной ситуации можно и нужно натренировать. Для этого отлично подходит современная система VR (виртуальная реальность). Технологический прогресс позволяет нам использовать мир дополненной реальности, не только для развлечений, но и для обучения, таким способом давно уже пользуются начинающие водители и пилоты воздушных судов, значит, это может быть полезно и для обычных граждан. Моделирование экстренных случаев, позволит спрогнозировать устойчивость человека к подобным жизненным ситуациям, улучшит его навыки контролировать происходящее, а также, повысит шансы обучающегося на выживание.
Таким образом, предложенные методы решения проблемы воздушного терроризма хоть и не являются «панацеей», но способны значительно сократить плачевную статистику по захватам воздушных судов.
Библиографические ссылки
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ : [принят 6 марта 2006 года]. - Текст : электронный. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/792bcd6f05f9d127f278b75c2a51524a4743b06a/ (дата обращения: 07.03.2022).
2. Новостной портал LENTA.RU : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://lenta.ru/articles/2018/08/17/db_cooper/ (дата обращения: 08.03.2022). -Текст : электронный.
3. Новостной портал ГАЗЕТА^и : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://www.gazeta.ru/social/2010/07/29/3402725.shtml (дата обращения: 08.03.2022). - Текст : электронный.
4. Федеральное агентство воздушного транспорта РОСАВИАЦИЯ: официальный сайт. -Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://favt.gov.ru/ (дата обращения: 11.03.2022). - Текст : электронный.
© Лукерин Д. О., Дуреев С. П., 2022