УДК 343.326:347.826:340.5(4+470+571) DOI: 10.12737/jflcl.2022.030
Терроризм как угроза авиационной безопасности: сравнительно-правовой анализ опыта европейских государств и Российской Федерации
Дмитрий Владимирович Долгов
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Основной угрозой для транспортной безопасности является терроризм. Разновидностью технологического терроризма является транспортный терроризм, который влечет тяжкие последствия. В последнее время значительно активизировалась террористическая деятельность, направленная против транспорта и ставшая частью глобальной террористической угрозы. Объекты транспорта ввиду высокой их уязвимости по сравнению со многими другими потенциальными целями особенно привлекательны для террористов, и теракты на таких объектах обычно приводят к большому количеству жертв, парализации ключевых секторов экономики и могут вызвать серьезные общественные потрясения. Рост числа террористических нападений в мире подчеркивает важность понимания индивидуальных и организационных мотивов, движущих террористами-смертниками. Антитеррористическая деятельность предполагает реализацию взаимосвязанных мер, направленных в первую очередь на недопущение, выявление и предупреждение причин и условий, способствующих распространению терроризма и, соответственно, на пресечение возникающих террористических проявлений.
Предмет настоящего исследования — нормы действующего уголовного законодательства некоторых европейских стран и Российской Федерации, направленные на обеспечение авиационной безопасности. Проанализированы уголовные наказания, которые могут выполнять функцию обеспечения авиационной безопасности, проведен сравнительный анализ зарубежного и российского уголовного законодательства, отмечены его сильные и слабые стороны.
Методы исследования: общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.) и специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.)
Ключевые слова: авиационная безопасность, теракт, антитеррористическая деятельность, суицидальный терроризм, угроза, международное право, международный терроризм, государственное законодательство
Для цитирования. Долгов Д. В. Терроризм как угроза авиационной безопасности: сравнительно-правовой анализ опыта европейских государств и Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 2. С. 148—154. DOI: 10.12737/jflcl.2022.030
Terrorism as a Threat to Aviation Security: A Comparative Legal Analysis of the Experience of European States and the Russian Federation
Dmitry V. Dolgov
Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The main threat to transport security is terrorism. A kind of technological terrorism is transport terrorism, which entails grave consequences. Recently, terrorist activity directed against transport has significantly intensified and has become part of the global terrorist threat. Transport facilities, due to their high vulnerability compared to many other potential targets, are particularly attractive to terrorists, and terrorist attacks on such facilities usually lead to a large number of victims, paralyze key sectors of the economy and can cause serious public upheaval. The growing number of terrorist attacks in the world underscores the importance of understanding the individual and organizational motives driving suicide bombers. Anti-terrorist activity involves the implementation of interrelated measures aimed primarily at preventing, identifying and preventing the causes and conditions that contribute to the spread of terrorism and, accordingly, at suppressing emerging terrorist manifestations.
The subject of this study is the norms of the current criminal legislation of some European countries and the Russian Federation aimed at ensuring aviation security. Criminal penalties that can perform the function of ensuring aviation security are analyzed, a comparative analysis of foreign and Russian criminal legislation is carried out, its strengths and weaknesses are noted.
Research methods: general scientific methods of cognition (analysis, synthesis, induction, deduction, etc.) and special legal (formal legal, comparative legal, etc.)
Keywords: aviation security, terrorist attack, anti-terrorist activity, suicidal terrorism, threat, international law, international terrorism, state legislation
For citation. Dolgov D. V. Terrorism as a Threat to Aviation Security: A Comparative Legal Analysis of the Experience of European States and the Russian Federation. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 2, pp. 148—154. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2022.030
Транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе. Он играет значительную роль в мировой экономической деятельности и входит в число наиболее быстро развивающихся секторов мировой экономики. Воздушный транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. В силу определенных социально-политических факторов наиболее уязвимым объектом, с точки зрения террористической угрозы, является гражданская авиация.
Теракты в гражданской авиации с использованием террористов-смертников имеют очень широкий резонанс в обществе. Они выполнялись людьми, добровольно стремившимися в силу разных причин уйти из жизни, т. е. являлись суицидальными актами.
В связи со специфическими чертами терроризма на транспорте, такими как применение террористами взрывных устройств, захват заложников и готовность террористов принести в жертву своим идеям не только других людей, но и себя, признается необходимым выстраивать антитеррористические меры на транспорте исходя из названной угрозы (профилактика «бомбового» терроризма, противодействие захвату заложников)1.
Собственно, атаки с использованием смертников можно проследить на протяжении всей истории. Еще в 400 г. до н. э. греческие моряки поджигали корабли и направляли их во вражеские силы — тактика, кото -рая стала настолько распространенной на протяжении всей истории, что вдохновила на создание термина «боевой корабль». Современная история находится под не меньшим влиянием использования тактики самоубийства, наиболее известный пример — японские пилоты-камикадзе во время Второй мировой войны2.
Истоки современного терроризма смертников также могут быть связаны с асимметрией между противостоящими силами. Примером этому могут служить такие крупные террористические акты террористов-смертников, как бомбардировка посольства Ирака в Бейруте в 1981 г. и нападение Хезболлы на казармы американской морской пехоты в Ливане в 1983 г., а также современные — захват террористами-смертниками четырех пассажирских самолетов 11 сентября 2001 г. в США и взрыв в воздухе 24 ав-
1 Подробнее см.: Землин А. И., Козлов В. В., Землина О. М., Холиков И. В. Правовые и организационные аспекты обеспечения противодействия терроризму на транспорте: учебник для вузов. М., 2020.
2 См.: Harmon V., MujkicE., Kaukinen C., WeirH. Causes and Explanations of Suicide Terrorism: A Systematic Review. URL: https://www.hsaj.org/artides/14749.
густа 2008 г. двух пассажирских самолетов, вылетевших из аэропорта Домодедово.
Одним из трагических примеров акта международного терроризма является катастрофа российского самолета Airbus A321 «Когалымавиа» в Египте 31 октября 2015 г., следовавшего рейсом из Египта в г. Санкт- Петербург. Все находившиеся на его борту 224 человека погибли. Данное происшествие оказалось одновременно крупнейшей авиакатастрофой в истории Египта и самолетов семейства Airbus A320, крупнейшей авиакатастрофой 2015 г., а также самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации.
24 января 2011 г. в международном терминале московского аэропорта Домодедово произошел взрыв. Взрывное устройство, начиненное металлическими поражающими элементами, привел в действие террорист-смертник, находившийся в толпе встречающих в зале прилета международного терминала. В результате теракта погибли 37 российских и 10 иностранных граждан. Еще 172 человека получили телесные повреждения различной степени тяжести.
22 марта 2016 г. в столице Бельгии — зале вылета брюссельского аэропорта — произошли два взрыва, совершенные террористами-смертниками — один между стойками American Airlines и Brussels Airlines, другой — возле кафе "Starbucks". В результате атаки погибли 37 и были ранены 96 человек.
28 июня 2016 г. в международном аэропорту Стамбула прогремели два взрыва. Теракт совершили три смертника в разных точках терминала. Одного из нападавших, который открыл огонь по людям, ранил полицейский, но террорист успел привести в действие бомбу. Погибли 43 человека, пострадали 239.
Беспрецедентность событий 2001 г. явилась поводом для признания Советом Безопасности ООН (далее также — СБ ООН) в резолюции 1368 от 12 сентября 2001 г., что крупная террористическая атака представляет собой угрозу международному миру и безопасности. В резолюции также содержится призыв «вести борьбу со всеми формами терроризма в соответствии со своими обязанностями по Уставу Организации Объединенных Наций».
Важным аспектом также является международно-правовой статус террористических организаций. Данный вопрос существенно осложняется тем, что подобные образования нередко находятся одновременно на территории нескольких государств, что неизбежно затрагивает сферу национальной юрисдикции данных государств.
Поскольку определение терроризма, а также перечни террористических организаций, составляемые в различных государствах, существенно отличаются друг от друга, для международно-правовой квалификации той или иной радикальной организации ключевое значение имеют решения Совета Безопасности ООН и Контртеррористического комитета
ООН. С августа 2014 г. согласно решениям СБ ООН на ИГИЛ* распространяются международные санкции в соответствии с резолюциями, принятыми про -тив «Аль-Каиды»* и связанных с ней организаций. Кроме того, ИГИЛ* признан террористической организацией в России, Великобритании, США, Австралии, Канаде, Турции, Египте, Малайзии, Саудовской Аравии, Индии, Индонезии и других государствах3.
В последнее время террористические организации постепенно переходят из подпольного формата к открытой конфронтации с правительственными структурами. В странах с высоким уровнем внутренней нестабильности, особенно переживших революции и гражданские войны, подобные организации начинают развиваться на весьма благодатной почве, представляя растущую угрозу региональной безопасности, например «Аль-Шабааб» в Сомали4.
С учетом существующих вызовов и угроз противодействие терроризму в России осуществляется по трем основным направлениям: предупреждение терроризма, борьба с терроризмом, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма. Основными задачами, которые решаются в рамках противодействия терроризму, являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористической направленности; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, что в полной мере относится к объектам транспортной инфраструктуры; противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий5.
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международ-
* Запрещенная на территории Российской Федерации организация.
3 См.: ХоликовИ. В., Сазонова К. Л. Международно-правовые последствия включения «войны с международным терроризмом» в перечень правомерных оснований индивидуальной и коллективной самообороны (на примере борьбы с ИГИЛ) // Военное право. 2015. № 3(35). С. 327.
4 Подробнее см.: Преступность в XXI веке. Приоритетные направления противодействия / под общ. ред. А. Н. Савенкова. М., 2020. С. 431—459 (автор — И. В. Холиков).
5 Подробнее см.: Дамаскин О. В. Транснациональная орга-
низованная преступность: проблемы международной и национальной безопасности. М., 2019.
ные договоры Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные правовые акты Российской Федерации. К основополагающим правовым актам, регулирующим отечественную общегосударственную систему противодействия терроризму, относятся Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 5 октября 2009 г., указы Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму»6.
Очевидный успех тактики самоубийства, особенно против значительно превосходящих сил, обеспечивает основу для стратегического объяснения эволюции терроризма смертников. Однако стратегический подход — это только одно из многих предложенных причинных объяснений, рассмотренных исследователями.
В Соединенном Королевстве в Законе об авиационной безопасности предусмотрена уголовная ответственность за угон самолета, уничтожение, повреждение воздушного судна или создание угрозы его безопасности, в том числе за совершение на борту воздушного судна в полете любого акта насилия, который может поставить под угрозу безопасность воздушного судна. За данное преступление предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы. В России схожая норма предусмотрена в ст. 211 УК РФ, однако речь в ней идет лишь об угоне или захвате в целях угона судна. За некоторые из указанных британским законодательством действий может наступить уголовная ответственность по ст. 2671 УК РФ, но при условии их совершения из хулиганских побуждений. В статье 267 УК РФ предусмотрена ответственность за разрушение, повреждение или иное приведение в негодное для эксплуатации состояние воздушное судно. При этом ответственность наступает лишь в результате причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба. Максимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи, — лишение свободы на срок до четырех лет. Однако британский законодатель гораздо выше оценивает общественную опасность подобных преступлений, предусматривая за них наказание в виде пожизненного лишения свободы. В статье 3 Закона об авиационной безопасности регламентирована ответственность за незаконное умышленное уничтожение или повреждение любого имущества, связанного с безопасностью полетов и используемого для обеспечения аэронавигационных средств (как на борту
6 Подробнее см.: Дамаскин О. В., Красинский В. В., Козлов А. В. Противодействие современному экстремизму и терроризму. М., 2019.
судна, так и в ином месте), или вмешательство в эксплуатацию любого такого имущества, если уничтожение, повреждение или вмешательство может поставить под угрозу безопасность воздушного судна в полете. Этот состав британский законодатель сконструировал как формальный. Санкция данного преступления влечет наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Иными словами, преступления, посягающие на безопасность полетов воздушных судов, британский законодатель относит к категории наиболее общественно опасных. Подобного состава в УК РФ не содержится, хотя лицо, совершившее указанные действия, может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 168 УК РФ.
Британская формулировка состава преступления выглядит выгоднее, поскольку не ставит привлечение к уголовной ответственности в зависимость от наступивших последствий, позволяя предупреждать крупные аварии и причинение вреда большому количеству людей.
В уголовном законодательстве Франции полностью отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за транспортные преступления. Французский законодатель не предусмотрел ответственность за преступления, посягающие на транспортную безопасность, в какой-либо одной главе Уголовного кодекса. Эти преступления распределены по разным главам УК Франции. Например, согласно ст. 224-6 УК Франции за насильственный захват или контроль над воздушным, водным судном или любым другим транспортным средством, на борту которого находились пассажиры, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет. В уголовном законодательстве Франции не предусмотрен запрет на посягательства на объекты транспортной инфраструктуры. В статье L6372-4 Транспортного кодекса Франции регламентирована ответственность за разрушение или повреждение зданий или сооружений, предназначенных для обеспечения управления движением воздушных судов, навигации, а также за уничтожение или повреждение воздушного судна на территории аэропорта и за препятствование навигации и движению воздушных судов. В случае если подобные деяния повлекли причинение вреда здоровью или смерть, то ответственность наступает по ст. Ь6372-6 Транспортного кодекса Франции с назначением наказания вплоть до пожизненного заключения. В силу той же статьи нападение или сопротивление с применением насилия, а равно применение насилия в отношении сотрудников, осуществляющих охрану или эксплуатацию аэропортов и иных подобных объектов, при исполнении ими своих обязанностей карается наказанием, применяемым к мятежу и вооруженному восстанию. Последние преступления помещены французским законодателем в книгу IV УК Франции (преступления против нации, государства и общественного мира).
В статье 205 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 10 до 20 лет.
В Уголовном уложении Германии в отличие от УК РФ нет специального раздела или главы, посвященных транспортным преступлениям. Однако в разделе 28 данного законодательного акта о преступлениях против общественной безопасности сосредоточено несколько преступлений, которые направлены против транспортной безопасности. К ним относятся нарушение правил безопасности воздушного транспорта, нападения на воздушный транспорт, управление воздушным судном в состоянии опьянения.
Преступления, посягающие на транспортную безопасность, имеются и в других разделах Уголовного уложения Германии. Так, в § 305 размещена норма об ответственности за незаконное уничтожение или повреждение зданий или других сооружений. В § 305 четко говорится, что он прямо нацелен на обеспечение транспортной безопасности. Уголовная ответственность по законодательству Германии предусматривает наиболее высокую степень наказания за совершенные правонарушения.
В польском законодательстве установлена повышенная ответственность за транспортные преступления, совершенные в состоянии опьянения. Так, в силу ст. 178 УК Польши лицу, которое совершило транспортные преступления, находясь в состоянии опьянения или под воздействием наркотических или психотропных веществ, назначается более строгое наказание. Подобной нормы УК РФ не содержит, хотя такой подход можно было бы позаимствовать российскому законодателю для ужесточения ответственности при совершении преступлений. В соответствии со ст. 178а УК Польши управление воздушным транспортным средством в состоянии опьянения влечет уголовную ответственность. По УК РФ аналогичные действия могут быть квалифицированы только как административное правонарушение с последующим увольнением с занимаемой должности.
Особый интерес представляет ст. 42 УК Польши, в соответствии с которой суд вправе запретить управление воздушным транспортным средством пожизненно гражданину, признанному виновным в совершении преступления против безопасности полетов. В УК РФ подобной нормы не существует. В определенной степени имеется схожесть данной нормы с закрепленным в ст. 47 УК РФ наказанием в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. Однако ст. 42 УК Польши выглядит более проработанной и прямо направлена на обеспечение транспортной безопасности. Запрет управления воздушным судном в польском законодательстве отнесен не к наказаниям, а к иным мерам уголовно-правового характера, которые могут назначаться наряду с наказанием. Такой подход вполне можно позаимствовать российскому законодательству, тем более что в последнее вре-
мя в УК РФ прослеживается тенденция расширения иных мер уголовно-правового характера.
Уголовное законодательство изученных европейских стран содержит нормы, направленные на обеспечение транспортной безопасности, причем они касаются как составов соответствующих преступлений, так и наказаний или иных мер. В данных государствах предусмотрена более строгая ответственность за совершение транспортных преступлений по сравнению с российским законодательством.
В перечисленных европейских странах приложениям ИКАО придается статус национального законодательства. Применение регламентов ИКАО государствами-членами связано со многими проблемами по причине быстрого развития гражданской авиации. Именно поэтому приходится часто вносить поправки в эти регламенты. Для европейских государств вообще не возникает необходимости имплементации регламентов этой международной организации, так как их национальные нормы уже давно содержат минимальные требования безопасности, которые признаны международными стандартами ИКАО.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства с учетом возникающих вызовов и угроз, проведение мониторинга правоприменительной практики, постоянного анализа российского и зарубежного опыта противодействия терроризму на транспорте, а также выработка новых научно обоснованных подходов к решению задач в сфере противодействия терроризму на транспорте. Для решения поставленных задач необходима не только координация действий всех заинтересованных органов и организаций, но и глубокая научная проработка указанной проблематики с использованием методологических подходов различных научных школ и направлений, их комплексированием в интересах повышения эффективности, в первую очередь профилактики терроризма на транспорте.
Одним из направлений деятельности, где необходимо расширять международное сотрудничество, является осуществление мер, предложенных СБ ООН в резолюции 2178 (2014 г.), в которой Совет призвал авиакомпании заблаговременно представлять соответствующим национальным властям информацию о пассажирах для выявления случаев выезда с их территории или попыток въезда на их территорию или транзитного проезда через нее лиц, обозначенных Комитетом Совета Безопасности в резолюциях 1267 (1999 г.), 1989 (2011 г.) и 2253 (2015 г.) по «Исламскому государству Ирака и Леванта» (ДАИШ)*, «Аль-Каиде»* и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям.
Генеральный секретарь ООН рекомендует государствам-членам укрепить механизм заблаговре-
* Запрещенная на территории Российской Федерации организация.
менного представления информации о пассажирах и другие такие системы при поддержке соответствующих структур Целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий (включая Исполнительный директорат Контртеррористического комитета), ИКАО, Международную организацию по миграции, Международную ассоциацию воздушного транспорта, Интерпол и Контртеррористический центр ООН, а также создать правовые механизмы для содействия соблюдению международных норм и стандартов в области прав человека с целью устранения возможного конфликта в национальном законодательстве между обязанностью заблаговременно представлять информацию о пассажирах и нормативными положениями о защите частной жизни и данных. Из этого следует, что вопросы контртеррористической деятельности являются глобальными и комплексными по содержанию.
Безукоризненная точность процедур и систем авиационной безопасности возможна благодаря универсально признанным стандартам ИКАО, которые известны как Стандарты и Рекомендуемая практика, для удобства именуемые приложениями к Конвенции. Согласие какой-либо страны с регламентом не связывает волю государства, и оно может в любое время отклонить его. По условиям Чикагской конвенции 1944 г. выполнение указанных регламентов — дело абсолютно добровольное, но в то же время записанный в них международный технико-юридический эталон обязан побуждать государства к его выполнению, так как он дает гарантию поддержания необходимого уровня безопасности, требуемого для международных полетов.
Отказ от выполнения требований, содержащихся в стандартах ИКАО, обрекает государства на отставание в области обеспечения авиационной безопасности в пространстве — над своей территорией. По этим причинам стандарты ИКАО играют существенную роль в области международной гражданской авиации.
На наличие элементов юридической обязательности указывают стандарты, в формулировках которых точно определены требования, необходимые для обеспечения авиационной безопасности или регулярности международной аэронавигации. Для повсеместного обеспечения принципа безопасности международной гражданской авиации необходимо придать регламентам ИКАО, содержащимся в приложениях к Чикагской конвенции, обязательную юридическую силу.
На основе анализа международных и национальных правил гражданской авиации необходимо выделить некоторые коллизии, связанные с обязательностью к исполнению международных правил для России на фоне общего рекомендательного характера. Кроме того, неприменение международных стандартов ИКАО в России может рассматриваться как
противодействие со стороны нашего государства по соблюдению норм в обеспечении безопасности полетов на территории государства. На примере норм воздушного права можно выявить значение норм международного права как правил, восполняющих пробелы во внутреннем праве России и действующих в этом случае напрямую в рамках ее воздушного пространства.
Генеральная Ассамблея ООН в рамках 70-й сессии, завершившей работу 13 сентября 2016 г., поставила на повестку дня ряд вопросов, охватывающих разные сферы международного общения: о поддержании международного мира и безопасности, об эконо -мическом росте, устойчивом развитии, о содействии правосудию и развитии международного права и др.
Принцип международного права — суверенное равенство государств — участников международных отношений — устанавливает равные права любого государства в самостоятельном определении правил, действующих на своей территории, осуществление законодательной, исполнительной, административной и судебной власти без какого-либо вмешательства со стороны других государств, самостоятельное решение вопросов внешней политики. Правовой режим воздушного пространства определяется режимом территории, над которой оно расположено; нормы национального воздушного права, с одной стороны, обусловлены суверенитетом государства, с другой стороны, испытывают также воздействие норм международного права.
Взаимосвязь национального воздушного права и международного воздушного права РФ определяется прежде всего принципиальными положениями Конституции РФ. Необходимо тесное взаимодействие двух систем. От этого зависит обеспечение эффективности и безопасности использования воздушного пространства при осуществлении в нем различных традиционных и появившихся новых видов деятельности.
Неуклонное соблюдение всеми государствами принципа обеспечения безопасности — важное условие дальнейшего развития международных воздушных сообщений, которые в наше время играют существенную роль в укреплении политических, эконо -мических, культурных и других связей между странами и народами.
Проблема безопасности воздушных судов актуальна и составляет одну из важнейших задач международного воздушного права. Повышение роли гражданской авиации в международных перевозках пассажиров и грузов, возрастание интенсивности движения на международных линиях, быстрое развитие авиационной техники требуют особого внимания к вопросам международно-правового обеспечения безопасности гражданской авиации.
Этот вопрос должен решаться в двух направлениях. Во-первых, требуется принять соответствующие меры и установить правила с целью обеспечения тех-
нически надежной эксплуатации авиационной техники как таковой, своего рода «технику безопасности». Во-вторых, необходимо учитывать специфические правовые аспекты борьбы с актами незаконного вмешательства человека в деятельность гражданской авиации, угрожающими ее безопасности. Анализ данных положений дает возможность составить представление об истории и характере становления в международном воздушном праве принципа обеспечения безопасности международной гражданской авиации.
Уже в первой международной конвенции по вопросам воздушного передвижения — Парижской конвенции 1919 г. о воздушной навигации — вопросам обеспечения безопасности было отведено значительное место. В документе были закреплены основные обязательства государств по технико-юридическому обеспечению безопасности международной гражданской авиации. Однако при заключении Конвенции в намерения ее участников не входило принятие норм, направленных на борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Нормы, заложенные в Чикагской конвенции, особенно их реализация в региональных двусторонних соглашениях, а также в национальном законодательстве, свидетельствуют об императивном обязательстве государств обеспечивать техническую безопасность международных полетов. Поэтому если в данном случае и стоит говорить о зарождении в международном воздушном праве принципа обеспечения безопасности гражданской авиации, то исключительно в плане закрепления норм и технических регламентов, призванных обеспечить надежную эксплуатацию авиационной техники.
В связи с увеличением значения и объема регулируемых вопросов возникли и утвердились основные принципы международного воздушного права, а после возникновения проблемы защиты международной гражданской авиации от актов преступных посягательств они стали главными в международном воздушном праве.
В целях борьбы с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации Совет ИКАО 22 марта 1973 г. принял Стандарты и Рекомендуемую практику в приложении 17 к Чикагской конвенции под названием «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». С принятием этого приложения можно считать де-факто законченной дискуссию в рабочих органах ИКАО о том, применять или нет термин «безопасность» в Чикагской конвенции к мерам борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации или, иными словами, входит ли в компетенцию ИКАО обеспечение безопасности международной гражданской авиации не только в узком, но и в широком смысле этого термина. Кро-
ме того, ИКАО опубликовала Руководство по авиационной безопасности, в котором изложены подробные практические аспекты Стандартов и Рекомендуемой практики, чье единообразие применения во всем мире играет решающую роль для обеспечения безопасности международного воздушного транспорта.
Россия выступает за укрепление международной безопасности, стабильности на стратегическом и региональном уровнях. В этих целях наша страна активно участвует в международно-правовом сотрудничестве в сфере противодействия терроризму и предпринимает последовательные шаги на преодоление двойных стандартов в подходах зарубежных партнеров к уголовному преследованию террористов, адекватному использованию имеющихся международных правовых инструментов в части, касающейся борьбы с терроризмом7. Россия ведет работу,
7 См.: Холиков И. В. Международно-правовые аспекты про -тиводействия современным угрозам безопасности // Сбор-
направленную на подтверждение центральной и координирующей роли ООН в деле международного сотрудничества в области противодействия терроризму, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН и положений универсальных конвенций в этой области. В целях повышения эффективности противодействия терроризму на современном этапе представляется необходимым дальнейшее развитие международного сотрудничества, принятие активного участия в гармонизации международного законодательства и оптимизация общегосударственной системы противодействия терроризму и механизмов межведомственной координации, в том числе в связи с созданием новых субъектов антитеррористической деятельности.
ник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Оренбургский государственный университет, 22—24 марта 2017 г. Уфа, 2017. С. 5—14.
Список литературы
Harmon V., Mujkic E., Kaukinen C., Weir H. Causes and Explanations of Suicide Terrorism: A Systematic Review. URL: https:// www.hsaj.org/articles/14749.
Дамаскин О. В. Транснациональная организованная преступность: проблемы международной и национальной безопасности. М., 2019.
Дамаскин О. В., Красинский В. В., Козлов А. В. Противодействие современному экстремизму и терроризму. М., 2019. 143 с. Землин А. И., Козлов В. В., Землина О. М., Холиков И. В. Правовые и организационные аспекты обеспечения противодействия терроризму на транспорте: учебник для вузов. М., 2020.
Преступность в XXI веке. Приоритетные направления противодействия / под общ. ред. А. Н. Савенкова. М., 2020. Холиков И. В. Международно-правовые аспекты противодействия современным угрозам безопасности // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Оренбургский государственный университет, 22—24 марта 2017 г. Уфа, 2017.
Холиков И. В., Сазонова К. Л. Международно-правовые последствия включения «войны с международным терроризмом» в перечень правомерных оснований индивидуальной и коллективной самообороны (на примере борьбы с ИГИЛ) // Военное право. 2015. № 3(35).
References
Crime in the XXI century. Priority directions of counteraction. Ed. by A. N. Savenkov. Moscow, 2020. (In Russ.) Damaskin O. V. Transnational organized crime: problems of international and national security. Moscow, 2019. 344 p. (In Russ.) Damaskin O. V., Krasinskiy V. V., Kozlov A. V. Countering modern extremism and terrorism. Moscow, 2019. 143 p. (In Russ.) Harmon V., Mujkic E., Kaukinen C., Weir H. Causes and Explanations of Suicide Terrorism: A Systematic Review. Available at: https://www.hsaj.org/articles/14749.
Kholikov I. V. International legal aspects of countering security threats. Collection of materials of the III All-Russian scientific and practical conference of students, graduate students and young scientists. Orenburg State University, March 22—24, 2017. Ufa, 2017. Pp. 5—14. (In Russ.)
Kholikov I. V., Sazonova K. L. International Legal Implications of the Inclusion of the "War against Terrorism" in the List of the Legitimate Grounds of Individual and Collective Self-Defense (In Case of the Fight against Islamic State of Iraq and the Levant). Voennoepravo, 2015, no. 3(35), pp. 321—339. (In Russ.)
Zemlin A. I., Kozlov V. V., Zemlina O. M., Kholikov I. V. Pravovye i organizatsionnye aspekty obespecheniya protivodeystviya terrorizmu na transporte. Moscow, 2020.
Информация об авторе
Д. В. Долгов, аспирант кафедры международного и европейского права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ