Научная статья на тему 'Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию: опыт Китая'

Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию: опыт Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INVESTMENTS / DIRECT FOREIGN INVESTMENTS / CONSUMER MARKET / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL / INTEGRATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Сянь

Рассмотрены вопросы привлечения иностранных инвестиций в Россию. Выделены сильные и слабые стороны, влияющие на приток иностранных инвестиций в страну. Отмечено, что для России полезен опыт Китая в области политики привлечения прямых иностранных инвестиций. Выявлено, что в настоящее время уровень ПИИ в экономику России является низким и не соответствует современному уровню интеграции в мировое хозяйство. Даются рекомендации, направленные на изменение сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY TO ATTRACT DIRECT FOREIGN INVESTMENTS IN RUSSIA: THE CHINESE EXPERIENCE

The author considers the issues to attract foreign investmens in Russia. Strong and weak sides affecting the inflow of foreign investments into the country are distinguished. It is marked that Chinese experience in the field of policy to attract direct foreign investments is useful for Russia. It is revealed that the current level of direct foreign investments in the Russian economy is low and does not conform to the modern level of integration into the global economy. The author proposes recommendations aimed at changing the present situation.

Текст научной работы на тему «Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию: опыт Китая»

Библиографический список

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

2. Баранова И. Аутсорсинг и аутстаффинг: общее и спе-цифическое//СКиП учеба и подготовка. 2007. С. 65 - 67.

3. Власенко М., Костян И. Договор аутсорсинга с точки зрения права// Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. № 11. С. 12 - 16.

4. Золотовская Ю., Федосимов Б. Лизинг персонала//Аудит и налогообложение. 2009. № 4. С. 2 - 3.

5. Зубова А. Аутсорсинг персонала//Подбор кадров. 2009. № 7. С. 20.

6. Тюльпанов А. Технологии подбора и отбора персона-ла//Кадровик. Рекрутинг для кадровика. 2009. № 2. С.14 - 19.

7. Электронный словарь экономических и финансовых терминов на английском языке. URL: http://www.investorwords.com/3534/outsourcing.html.

8. Данные УФМС России по Иркутской области. URL:http://ufms.irkutsk.ru.

9. Dittrich J., Braun M., Business Process Outsourc-ing//Shaeffer-Poeschel Verlag Stuttgart. 2008. № 5. р. 103 -115.

УДК 332.62

ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ: ОПЫТ КИТАЯ

Ли Сянь1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены вопросы привлечения иностранных инвестиций в Россию. Выделены сильные и слабые стороны, влияющие на приток иностранных инвестиций в страну. Отмечено, что для России полезен опыт Китая в области политики привлечения прямых иностранных инвестиций. Выявлено, что в настоящее время уровень ПИИ в экономику России является низким и не соответствует современному уровню интеграции в мировое хозяйство. Даются рекомендации, направленные на изменение сложившейся ситуации. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: инвестиции; прямые иностранные инвестиции; потребительский рынок; научно - технический потенциал; интеграция; конкурентоспособность.

POLICY TO ATTRACT DIRECT FOREIGN INVESTMENTS IN RUSSIA: THE CHINESE EXPERIENCE Lee Hsien

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author considers the issues to attract foreign investmens in Russia. Strong and weak sides affecting the inflow of foreign investments into the country are distinguished. It is marked that Chinese experience in the field of policy to attract direct foreign investments is useful for Russia. It is revealed that the current level of direct foreign investments in the Russian economy is low and does not conform to the modern level of integration into the global economy. The author proposes recommendations aimed at changing the present situation. 7 sources.

Key words: investments; direct foreign investments; consumer market; scientific and technical potential; integration; competitiveness.

На современном этапе развития общества не осталось страны, которая не была бы вовлечена в процесс интеграции и глобализации. Россия не является исключением. После распада СССР в 1991 году, при переходе от административно-командной системы экономики к рыночной, страна начала проводить политику открытости экономики. Но, к сожалению, этот процесс сопровождался трансформационным спадом в экономике, безработицей, крайне низким платежеспособным спросом, дефицитом товаров и капитала. Страна с огромным ресурсным, трудовым и культурным потенциалом оказалась в нищенском положении. Именно недостаток внутренних источников финансирования и поставил Россию перед проблемой привлечения внешних источников финансирования.

Среди всех видов внешних источников финанси-

рования прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются самыми устойчивыми и при грамотной и целенаправленной политике государства в этой области развивают те отрасли экономики, которые наиболее остро нуждаются в привлечении инвестиций (что является очень важным для дальнейшего экономического развития России).

Несмотря на постепенное увеличение притока ПИИ с 2002 по 2005 г. (с 4,0 до 13,0 млрд долл.), Россия пока не является страной, которая успешно привлекает прямые иностранные инвестиции. Объем ПИИ, привлекаемых Россией, не превышает 1,5% общемирового их объема.

Российская Федерация. По состоянию на конец 2005г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 111,8 млрд долл. США, что на 36,4%

1 Ли Сянь, аспирант кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89086601088, e-mail: beregova@istu.edu

Lee Hsien, postgraduate student of the chair of Economics and Management, tel.: 89086601088, e-mail: beregova@istu.edu

больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе -53,8% (на конец 2004г. - 54%), доля прямых инвестиций составила 44,5% (13,1 млрд долл.) (44,1% или 9,4 млрд долл. в 2004г.), портфельных - 1,7% (1,9%). Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2005г. составил 7,3 млрд долларов. Из них ПИИ составляют 47% или 3,5 млрд долл. В 2005г. из России за рубеж направлено 31,1 млрд долларов инвестиций, что на 7,8% меньше, чем в 2004 году. Основные страны получатели ПИИ - Нидерланды (552 млн долл.), США (392), Великобритания (349), Иран (347) и Гибралтар (303).2

Распределение ПИИ по отраслям и регионам России крайне неравномерно. По федеральным округам лидируют Центральный (за счет Москвы и Московской области), Уральский (Свердловская и Челябинская области) и Дальневосточный (Сахалинская область), а также Республика Саха (Якутия). Львиная доля ПИИ направлена в ТЭК, черную и цветную металлургию, затем идут торговля и общественное питание. При этом выравнивание региональной и отраслевой структуры ПИИ невозможно без совместной грамотной инвестиционной политики правительства и региональных органов власти.

Можно выделить сильные и слабые стороны, которые влияют на приток ПИИ в страну. К слабым сторонам относятся: бюрократические барьеры, свойственная стране коррупция, слабое корпоративное управление, неразвитость и противоречивость законодательной базы по инвестиционному, налоговому, таможенному и тарифному регулированию, недостатки в защите прав собственности и кредиторов, слабая инвестиционная политика.

К сильным сторонам можно отнести: быстрорастущий потребительский рынок, научно-технический потенциал России и относительно низкую стоимость высококвалифицированной рабочей силы. Деятельность правительства по сокращению и ликвидации слабых сторон позволит России повысить свою инвестиционную привлекательность.

Так, для России может быть очень полезен опыт Китая в области политики привлечения ПИИ.

Китай в 2004г. привлек 61 млрд долл. ПИИ, что на 12% больше, чем в 2003г. и в 6 раз больше, чем привлекла Россия в 2004г. В основном инвестиции были направлены в такие отрасли экономики, как банковский сектор, финансовый сектор, автомобилестроение, производство полупроводниковой техники. Китайские же инвестиции ориентированы, в первую очередь, на получение доступа к природным ресурсам. Так, в Судане ожидаются вложения в строительство электростанции, перерабатывающего завода и модернизацию железнодорожного транспорта.

2Об иностранных инвестициях в РФ в 2005 г. Федеральная служба государственной статистики, 2006.

Прямые иностранные инвестиции за последнее десятилетие стали для Китая основным внешним источником капитала. Их объемы превосходят общую сумму кредитов иностранных коммерческих банков, внешнюю помощь, доходы от экспорта и ценных бумаг, распространяемых на мировых фондовых рынках. Быстрый рост притока прямых иностранных инвестиций последовал за вступлением Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) 11 декабря 2001 года. Иностранные инвестиции выросли на 1/3. Рост объема и эффективности использования иностранных инвестиций является, по словам руководителей КНР, приоритетной задачей, достижение которой способствует усилению конкурентного потенциала страны. Вместе с иностранными инвестициями Китай заимствует передовые технологии, эффективные методы управления и хозяйствования, способствующие укреплению международной конкурентоспособности экономики страны.

В настоящее время политика китайского руководства нацелена на поощрение притока ПИИ в капиталоемкие отрасли, где страна не имеет достаточного опыта и отработанных технологий; такими отраслями являются машиностроение, автомобилестроение, производство сельскохозяйственной и строительной техники, а также наукоемкие высокотехнологичные отрасли, такие как производство телекоммуникаций, компьютеров, полиграфического оборудования и фармацевтики.

Также, помимо тщательно проработанных правовых основ привлечения иностранных капиталов в китайскую экономику, широко применяются различные меры, стимулирующие инвестиции, и реализуется принцип селективности по отношению к объектам иностранного инвестирования (т.е. дифференциация проектов с участием иностранных инвесторов в зависимости от целей государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций по отраслевому или региональному принципу). В соответствии с законодательством все объекты инвестирования подразделяются на 4 группы: приоритетные, разрешенные, ограничиваемые, запрещенные. Запрещенными в Китае являются иностранные инвестиции в оборонную промышленность, в производство ювелирных изделий, в кустарные промыслы. Приоритетными объектами для иностранного инвестирования являются: производство нового оборудования и новых материалов, которые Китай не может производить «своими силами»; производство экспортной продукции на уровне мировых стандартов; выпуск продукции с улучшенными потребительскими свойствами; ресурсосберегающие технологии; производство машин и оборудования для энергетики, транспорта и добывающих отраслей.

На первом этапе реформ Китай давал иностранным инвесторам налоговые льготы, дешевую землю и другие стимулы, а также тратил миллиарды долларов на строительство портов, дорог, гостиниц, линий оптоволоконной связи и других объектов инфраструктуры. Сначала от иностранных инвесторов требовали, чтобы они брали себе китайского партнера, при этом они могли свободно экспортировать свою продукцию, но

их ограничивали в объемах продаж производимой ими на совместных предприятиях продукции на внутреннем рынке для защиты местных производителей. Также жестко ограничивались иностранные инвестиции в ряде ключевых отраслей, таких как автомобильная, сталелитейная и телекоммуникации. Однако после вступления в ВТО эти ограничения были ослаблены и Китай еще больше открыл свою экономику для внешнего мира. Для создания конкурентоспособных на мировом рынке производств Китай делает все возможное для привлечения иностранных инвестиций, технологий и кадров. Для достижения этой цели в КНР были созданы «зоны высоких технологий», где иностранным инвесторам предлагаются бесплатно земельные участки и освобождение от налогов. В результате на территории Китая было создано много предприятий по производству микросхем с японским, американским и тайваньским капиталом.

Экономическая политика Китая своевременно поддерживалась законодательно, и таким образом страна превратилась в серьезного мирового конкурента. Россия может извлечь много полезного из китайского опыта привлечения ПИИ.

В настоящее время уровень ПИИ в экономику России является крайне низким и не соответствует современному уровню интеграции в мировое хозяйство, поэтому необходима реализация следующих ре-

комендаций, направленных на изменение сложившейся ситуации:

1) Должно быть обеспечено максимальное использование иностранных инвестиций для модернизации производства в России, развития ведущих отраслей экономики и обеспечения их комплексного развития.

2) Должны быть приняты меры по уточнению законов, правовых и нормативных актов, необходимых для эффективной инвестиционной политики.

3) Проведение мероприятий по привлечению прямых иностранных инвестиций должно быть направлено на повышение конкурентоспособности предприятий в России.

4) Необходимо изменение структуры национальной экономики, с целью развития перерабатывающей промышленности и сферы высоких технологий.

5) Следует повысить прозрачность и стабильность политической, правовой и судебной систем, вследствие чего произойдет снижение коррупции.

6) Иностранным инвесторам должна быть обеспечена защита прав на интеллектуальную собственность.

7) Политика привлечения ПИИ должна быть дифференцируемой по отраслям экономики России и обеспечивать комплексное развитие экономики с учетом национальных особенностей России.

УДК 338.24

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.С. Мандрыгина1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены проблемы институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности (на примере госкорпораций) и пути их решения. В частности, исследован институт саморегулирования как основа системы управления инновационной деятельностью. Ил. 1. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: инновации; управление инновациями; инновационная деятельность; саморегулируемые организации; государственная поддержка инновационной деятельности.

SELF-REGULATED ORGANIZATIONS AS A BASIS TO IMPROVE THE INSTITUTIONAL SYSTEM OF STATE INNOVATION ACTIVITY E.S.Mandrygina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author deals with the current problems of institutional system of the government support of innovation activity (on example of state corporations) and ways of their solutions. In particular, she studies the institute of self-regulation as a basis of innovation management system. 1 figure. 8 sources.

Key words: innovations; innovation management; innovation activity; self-regulated organizations; government support of innovation activity.

1Мандрыгина Елена Сергеевна, аспирант, тел.: (3952) 510047, e-mail: elenamandrygina@ya.ru Mandrygina Elena Sergeevna, postgraduate, tel.: (3952) 510047, e-mail: elenamandrygina@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.