Научная статья на тему 'Развитие аутсорсинговых отношений на предприятиях Иркутской области (теория и практика)'

Развитие аутсорсинговых отношений на предприятиях Иркутской области (теория и практика) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OUTSOURCING / BUSINESS PROCESSES / INTERNATIONAL TRENDS / FOREIGN TRADE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левицкая Евгения Александровна

Обоснована необходимость применения аутсорсинговых отношений на предприятиях Иркутской области. Предложено разработать систему рационального дробления производственных процессов на подпроцессы перед их передачей на аутсорсинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OUTSOURCING RELATIONS IN ENTERPRISES IRKUTSK REGION (THEORY AND PRACTICE)

The necessity of outsourcing relationships in enterprises of Irkutsk region. Proposed to develop a system of rational production processes before outsourcing.

Текст научной работы на тему «Развитие аутсорсинговых отношений на предприятиях Иркутской области (теория и практика)»

Таблица 2

Динамика рентабельности активов_

Показатель Период

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рентабельность активов (ROA) 0,022 0,026 0,014 -0,015 -0,005 0,002 0,001 0,006 0,008 -0,002 -0,001 -0,020

Относительная энтропия 0,52 0,43 0,55 0,60 0,65 0,55 0,58 0,55 0,39 0,43 0,31 0,55

в структуре системы информации пропорционально степени отклонения системы от состояния равновесия

и, следовательно, мере устойчивости.

Библиографический список

1. Арманд А.Д. Механизмы устойчивости геосистем. М.: Наука, 1992.

2. Благуш П. Факторный анализ с обобщениями. М.: Финансы и статистика, 1989.

3. Занг В.Б. Синергетическая экономика: время и перемены в нелинейной экономической теории. М.: Мир, 1999.

4. Кибиткин А.И. Устойчивость сложных экономических систем в условиях рынка. Апатиты. ИЭП КНЦ РАН, 2000.

5. Математика и кибернетика в экономике. Словарь-справочник/ под ред. Попова Л.А., Немчинова М.Б., Гонтаре-ва И.И. -М.: Экономика. 1975.

6. Рюэль Д. Случайность и хаос. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001.

7. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.

8. Экономика и право: Энциклопедический словарь Габле-ра/ под ред. А.П. Горкина. - Большая российская энцикло-

педия, научное издательство, 1998.

9. Экономическая энциклопедия. Институт экономики РАН/под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экономика, 1999.

10. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Мир, 1959.

11. Cannon W. В. The Wisdom of the Body, Norton, New York, 1936.

12. Hardin G., The Cybernetics of Competition, A Biologists View of Society, in Perspectives in Biology and Medicine VII (Autumn 1963), pp. 61—84.

13. Mantegna R.N., Stanley H.E. An Introduction to Econophys-ics: Correlations and Complexity in Finance. Cambrige Universy-ty Press, 1999.

14. Rothschild M. Bionomics: economy as ecosystem. Henry Holt and Company Inc., New York, 1990.

15. Wiener N., Cybernetics (2nd ed.), M.I.T. Press, Cambridge, Mass., 1961.

УДК 005.591.43

РАЗВИТИЕ АУТСОРСИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)

Е.А. Левицкая1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Обоснована необходимость применения аутсорсинговых отношений на предприятиях Иркутской области. Предложено разработать систему рационального дробления производственных процессов на подпроцессы перед их передачей на аутсорсинг. Табл. 2. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: аутсорсинг; бизнес-процессы; международные тенденции; внешнеэкономическая деятельность.

DEVELOPMENT outsourcing relations in enterprises Irkutsk region (THEORY AND PRACTICE) EA Levyts'ka

Irkutsk State University of Communications, 664074, Irkutsk, ul.Chernyshevskogo, 15.

The necessity of outsourcing relationships in enterprises of Irkutsk region. Proposed to develop a system of rational <crushing> production processes <subprocesses> before outsourcing. 2 tables. 9 sources.

Key words: outsourcing, business processes, international trends, foreign trade activities.

Термин аутсорсинг [9, с. 103] (от англ. outside resource using) означает использование внешних ресурсов или, иными словами, передачу некоторых функций или видов деятельности внешней организации [3, с.

12]. Под аутсорсингом понимают выполнение отдельных функций (производственных, сервисных, информационных, финансово-экономических, управленческих и пр.) или бизнес-процессов внешней организа-

1 Левицкая Евгения Александровна, аспирант, тел.: (3952) 683110, e-mail: gueenj@mail.ru Levyts'ka Eugene A., student, tel.: (3952) 683110, e-mail: gueenj@mail.ru

цией на основе долгосрочного соглашения с организацией-заказчиком. Таким образом, внутренние бизнес-процессы организации-заказчика превращаются в товар или услугу, приобретаемые на свободном рынке.

Понятие «аутсорсинг» вошло в практику в конце 80-х гг. 20 века в результате углубления разделения труда и производственной кооперации в условиях глобализации. Первым опытом аутсорсинга стали услуги американских и английских юридических фирм, в рамках которых решение юридических вопросов передавалось высококвалифицированным и опытным специалистам (например, разрешение деловых споров в судебном порядке). Но в дальнейшем спектр услуг расширился за счет внедрения практики бизнес-консультирования.

В России на современном этапе аутсорсинг активно применяется на практике, несмотря на отсутствие в Гражданско-процессуальном кодексе норм права, не только дающих определение такому типу взаимоотношений, как аутсорсинг, но и напрямую регулирующих механизм таких взаимоотношений и практику их применения. Отсутствие правовых норм в ряде случаев позволяет выстраивать отношения, которые формально не вписываются в правовые рамки. Такие отношения получили название неформальных.

К неформальным отношениям, как правило, применяется аналогия права или аналогия закона [1]. Случаи и порядок применения аналогии закона, аналогии права предусмотрены рядом законодательных актов: договором подряда (ст. 702 ГК РФ), договором строительного подряда (ст. 704 ГК РФ), договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК РФ), договором возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).

Рассмотрим распространенные в мировой практике виды аутсорсинга и их отдельные управленческие решения (табл. 1).

Предприятие перед принятием решения о возможности применения аутсорсинга должно оценить степень необходимости и показатели эффективности его применения по отдельным критериям [9, с. 105]:

- измеримость (возможность количественно измерить степень эффективности от использования аутсорсинга);

- стоимостное выражение;

- риски;

- временная протяженность;

- эффект экономии на масштабе;

- эффект объединения (экономия на объеме);

- повышение производительности вследствие специализации;

- соответствие процессов техническим условиям;

- концентрация внимания и возможностей менеджмента на основных процессах.

Чтобы исключить или сократить возможные негативные последствия внедрения аутсорсинга, уменьшить риск их возникновения, имеет смысл:

1) сохранять производство критически важ-

ных для качественного изготовления продукта элементов внутри компании;

2) оставить производство «ноу-хау» компонентов продукта в организации с тем, чтобы продукт не мог быть воспроизведен другими компаниями;

3) проводить тщательный мониторинг процесса аутсорсинга;

4) прибегать к патентной защите, разрабатывать строгие контракты, исключающие двойное толкование;

5) инвестировать в повышение квалификации, тренинги и программы вознаграждения для поставщиков услуг;

6) лоббировать правительства стран с дешевой рабочей силой для повышения защиты прав интеллектуальной собственности (в случае оффшорин-га).

Компаниям приходится использовать аутсорсинг для улучшения технологических и других производственных процессов, повышения качества функционирования организации и, главным образом, для сокращения издержек при производстве товаров и услуг. Однако им следует учитывать, что аутсорсинг значительного участка производственного процесса товара или услуги создает риск появления в будущем на базе компании-аутсорсера нового конкурента, а также может привести к появлению зависимости от поставщика услуг. С учетом этих фактов целесообразным является рациональное дробление участков производственного процесса на небольшие части для передачи их на аутсорсинг, что будет препятствовать получению полноценного производственного опыта компанией-поставщиком, а также использование «одиночных» контрактов.

По данным УФМС и УФТС России, наиболее часто на территории РФ используются следующие виды внешнеэкономического (международного) аутсорсинга: аутсорсинг бизнес-процессов, аутсорсинг производственной деятельности и аутсорсинг человеческих ресурсов. Это обусловлено развитием торговых, производственных (машиностроение, самолетостроение и т.д.) и строительных отраслей экономики, а также высоким качеством услуг российских специалистов в области информационных технологий.

Остановимся подробнее на аутсорсинге персонала. В настоящее время широкое распространение получила «теория трилистника», которая предполагает разделение всех сотрудников компании на три категории: основные сотрудники; сотрудники, работающие по контрактам; и сотрудники, выполняющие работы организации в рамках подряда с другими организациями. Такая стратегия стимулирует использование внешних организаций для исполнения отдельных работ по управлению персоналом - аутсорсинг [5, с. 20].

Аутсорсинг персонала включает в себя комплекс работы с кадрами:

- аутсорсинг подбора персонала (рекрутинг);

- аутсорсинг кадрового делопроизводства, юридическое сопровождение;

- аутсорсинг бухгалтерии (начисление заработ-

Таблица 1

Виды аутсорсинга

Виды аутсорсинга Управленческие решения Уровень распространенности использования данного вида аутсорсинга на предприятиях Иркутской области

Аутсорсинг бизнес-процессов Передача отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными Распространено

Аутсорсинг производственной деятельности Заказ готовой продукции у внешнего производителя Распространено

Аутсорсинг маркетинговой деятельности (маркетинговые исследования) Приобретение у внешнего поставщика структурированной информации о рынке Не распространено

Аутсорсинг предпродажного и послепродажного обслуживания Передача функций сервиса внешней организации Распространено

Аутсорсинг функций управления организацией Привлечение внешней организации для проведения реорганизации управления Не распространено

Аутсорсинг информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) Внедрение силами внешней организации информационной системы управления Мало распространено

Аутсорсинг логистических функций (транспортировка на удаленные рынки) Привлечение услуг внешней организации для выполнения функций транспортировки Мало распространено

Аутсорсинг человеческих ресурсов (персонала) Привлечение услуг внешней организации для подбора и обучения персонала/Привлечение временных работников Распространено

Примечание. Таблица составлена автором. ной платы, расчет налогов);

- аттестация и обучение;

- аутсорсинг внутрикорпоративных мероприятий, мероприятий по сплочению персонала и формированию корпоративной культуры [7].

Основная мотивация компании при обращении к аутсорсеру - привлечение отсутствующих у нее компетенций или компетенции, от обладания которыми компания сознательно отказывается для достижения своих стратегических целей. Данный подход может дать компании-заказчику множество преимуществ:

- получение доступа к лучшим мировым технологиям менеджмента;

- освобождение внутренних ресурсов для других целей;

- разделение рисков;

- автоматизация процесса управления персоналом аутсорсером (заказчику не приходится покупать специализированные программы);

- стандартизация НР-функций и повышение их качества.

Достижение любого из этих преимуществ позволит компании-заказчику значительно сократить свои издержки.

Нельзя забывать про риски, возникающие при использовании аутсорсинга. К ним можно отнести:

- недовольство результатами;

- недоверие к аутсорсеру;

- зависимость заказчика от партнера;

- потеря рабочих мест;

- ухудшение условий труда;_

- уязвимость трудовых прав работников, отсутствие трудовых гарантий.

На данный момент около 90% российских предприятий, иногда даже не осознавая этого, используют услуги аутсорсинга. Заключение сделки аутсорсинга часто является сигналом для налогового органа: данная организация, возможно, уклоняется от уплаты ЕСН, либо незаконно применяет налоговые вычеты по НДС, либо неправомерно занижает налоговую базу по налогу на прибыль [6, с. 17]. Это связано с указанной выше неопределенностью предмета аутсорсинга в ГПК РФ. Данные споры обычно разрешаются в судебном порядке.

В Иркутске крупнейшими пользователями услуг аутсорсинга являются такие компании, как ОАО ФСК «Новый Город» (аутсорсинг персонала), ОАО НПК «Иркут» (аутсорсинг производственной деятельности), ЗАО «БайкалВестКом» (аутсорсинг бизнес-процессов), ОАО «ВСЖД» (аутсорсинг персонала, клининговых услуг).

Среди крупных поставщиков услуг аутсорсинга на иркутском рынке выделяют компанию ООО «ФОРТ-ИТ» (предоставляет услуги ИТ - аутсорсинга), а также Иркутское областное управление инкассации. В настоящее время оно входит в первую пятерку крупнейших среди 78 управлений РОСИНКАС России. Компания предоставляет перевозку и сопровождение ценных грузов и денежной наличности. Иркутский РОСИНКАС тесно сотрудничает со многими крупными предприятиями города Иркутска и области: ООО «Юпитер», Иркутский ликероводочный завод «Бай-

кальский Кедр», ОАО «ВСЖД», СПК «Окинский», ОАО «Иргиредмет», МНТК «Микрохирургия глаза» и др.

Наиболее активным партнером областных компаний в области аутсорсинга персонала являются китайские предприятия. В области строительства и производства отделочных работ - это ООО «Манчьжурская генеральная строительная компания №2» и ООО «Тоньчжоурская генеральная строительная компания». На долю этих компаний приходится более 90% всех работ в области строительства, оказываемых иркутским компаниям китайскими компаниями - аут-сорсерами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным УФМС России, в Иркутской области при предоставлении аутсорсинговых услуг в сфере строительства и производства отделочных работ (выполнения работ по договору подряда или аренды персонала без включения работника в штат строительной компании) в 35% случаев используется российский, а в 65% - иностранный человеческий капитал [8].

Рассмотрим изменение притока иностранной рабочей силы в Иркутскую область за 2008 и 2009 гг. [8].

Из табл. 2 видно, что приток иностранных граждан составил за 2009 год более 80 тыс. чел. (по сравнению со 109 тыс. чел. в 2008 году), что показывает сокращение притока примерно на 1/4, а в абсолютном выражении - это уменьшение на 28 тыс. чел.

Доля иностранных граждан, прибывших с целью осуществления трудовой деятельности за 2009 г., наоборот, превысила долю за 2008 г. на 2% - около 38% и 36% соответственно.

Увеличился почти в шесть раз и удельный вес мигрантов, заключивших договор на выполнение работ и оказание услуг, на фоне снижения абсолютного значения группы людей, принявших решение о продлении срока временного пребывания.

Можно сделать вывод, что при снижении потока миграции изменяется структура этого потока. Увеличивается доля мигрантов, ориентированных на более длительное пребывание на территории Иркутской области с целью осуществления трудовой деятельности.

Это говорит о том, что китайские компании с разовых контрактов переходят на заключение более долгосрочных договоров, требующих постоянного наличия специалистов, имеющих опыт работы в России.

Наблюдаемое количественное снижение и одновременно качественное увеличение притока иностранных трудовых ресурсов, демонстрирует передачу все более сложных видов работ, требующих специальных навыков, компаниям аутсорсерам.

Интеграция компаний-аутсорсеров в экономику области обладает положительным эффектом для экономики региона, т.к. повышает уровень конкуренции и, как следствие, приводит к повышению качества конечного продукта и снижению его стоимости для потребителя. Однако, как уже было замечено выше, необходимо четко контролировать количество передаваемых

на аутсорсинг иностранным компаниям участков строительных или сельскохозяйственных работ, т.к. игнорирование местных производителей этих видов услуг может привести к банкротству отрасли и зависимости от наличия иностранной рабочей силы. В целом же, учитывая недостаток человеческих ресурсов в Иркутской области, международный аутсорсинг позволяет расширить потенциал применения местной рабочей силы. В свою очередь, оба этих факта: использование иностранной рабочей силы в строительной и сельскохозяйственной отрасли и расширение потенциала применения местного человеческого капитала за пределы этих отраслей - приводят к развитию экономики региона в целом.

Таблица 2

Мониторинг миграционной ситуации в Иркутской области за 2008 - 2009 гг._

Категория миграционного потока Всего с 01.01.2008, чел. Всего с 01.01.2009, чел. Прирост, чел. Прирост, %

Всего поставлено на миграционный учет 108981 80866 28115 25,80

Из них, прибывших с целью осуществления 38726 30615 8111 20,94

трудовой деятельности

Всего принято решений о продлении срока временного пребывания 31397 20913 10484 33,39

из них: в связи с заключением трудового дого- 2672 16915 14243 533,05

вора на выполнение работ (оказание услуг)

Всего снято с миграционного учета 29718 55151 25433 85,58

из них: прибывших с целью осуществления 17697 16446 1251 7,07

трудовой деятельности

Оформлено приглашений с целью работы по 10415 4252 6163 59,17

найму

Примечание. Таблица составлена автором.

Библиографический список

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

2. Баранова И. Аутсорсинг и аутстаффинг: общее и спе-цифическое//СКиП учеба и подготовка. 2007. С. 65 - 67.

3. Власенко М., Костян И. Договор аутсорсинга с точки зрения права// Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. № 11. С. 12 - 16.

4. Золотовская Ю., Федосимов Б. Лизинг персонала//Аудит и налогообложение. 2009. № 4. С. 2 - 3.

5. Зубова А. Аутсорсинг персонала//Подбор кадров. 2009. № 7. С. 20.

6. Тюльпанов А. Технологии подбора и отбора персона-ла//Кадровик. Рекрутинг для кадровика. 2009. № 2. С.14 - 19.

7. Электронный словарь экономических и финансовых терминов на английском языке. URL: http://www.investorwords.com/3534/outsourcing.html.

8. Данные УФМС России по Иркутской области. URL:http://ufms.irkutsk.ru.

9. Dittrich J., Braun M., Business Process Outsourc-ing//Shaeffer-Poeschel Verlag Stuttgart. 2008. № 5. р. 103 -115.

УДК 332.62

ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ: ОПЫТ КИТАЯ

Ли Сянь1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены вопросы привлечения иностранных инвестиций в Россию. Выделены сильные и слабые стороны, влияющие на приток иностранных инвестиций в страну. Отмечено, что для России полезен опыт Китая в области политики привлечения прямых иностранных инвестиций. Выявлено, что в настоящее время уровень ПИИ в экономику России является низким и не соответствует современному уровню интеграции в мировое хозяйство. Даются рекомендации, направленные на изменение сложившейся ситуации. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: инвестиции; прямые иностранные инвестиции; потребительский рынок; научно - технический потенциал; интеграция; конкурентоспособность.

POLICY TO ATTRACT DIRECT FOREIGN INVESTMENTS IN RUSSIA: THE CHINESE EXPERIENCE Lee Hsien

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author considers the issues to attract foreign investmens in Russia. Strong and weak sides affecting the inflow of foreign investments into the country are distinguished. It is marked that Chinese experience in the field of policy to attract direct foreign investments is useful for Russia. It is revealed that the current level of direct foreign investments in the Russian economy is low and does not conform to the modern level of integration into the global economy. The author proposes recommendations aimed at changing the present situation. 7 sources.

Key words: investments; direct foreign investments; consumer market; scientific and technical potential; integration; competitiveness.

На современном этапе развития общества не осталось страны, которая не была бы вовлечена в процесс интеграции и глобализации. Россия не является исключением. После распада СССР в 1991 году, при переходе от административно-командной системы экономики к рыночной, страна начала проводить политику открытости экономики. Но, к сожалению, этот процесс сопровождался трансформационным спадом в экономике, безработицей, крайне низким платежеспособным спросом, дефицитом товаров и капитала. Страна с огромным ресурсным, трудовым и культурным потенциалом оказалась в нищенском положении. Именно недостаток внутренних источников финансирования и поставил Россию перед проблемой привлечения внешних источников финансирования.

Среди всех видов внешних источников финанси-

рования прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются самыми устойчивыми и при грамотной и целенаправленной политике государства в этой области развивают те отрасли экономики, которые наиболее остро нуждаются в привлечении инвестиций (что является очень важным для дальнейшего экономического развития России).

Несмотря на постепенное увеличение притока ПИИ с 2002 по 2005 г. (с 4,0 до 13,0 млрд долл.), Россия пока не является страной, которая успешно привлекает прямые иностранные инвестиции. Объем ПИИ, привлекаемых Россией, не превышает 1,5% общемирового их объема.

Российская Федерация. По состоянию на конец 2005г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 111,8 млрд долл. США, что на 36,4%

1 Ли Сянь, аспирант кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89086601088, e-mail: beregova@istu.edu

Lee Hsien, postgraduate student of the chair of Economics and Management, tel.: 89086601088, e-mail: beregova@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.