Научная статья на тему 'Инвестиционное сотрудничество России и Китая'

Инвестиционное сотрудничество России и Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1517
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INVESTMENT COOPERATION / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / DIRECT INVESTMENT / ПИИ / FDI / ИНВЕСТОР / INVESTOR / ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ / INVESTMENT DYNAMICS / ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ДВУСТОРОННЯЯ ТОРГОВЛЯ / BILATERAL TRADE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Светлана Юрьевна

Статья посвящена исследованию текущих особенностей деловых отношений России и Китая в свете растущей интернационализации российского бизнеса и санкционной политики западных стран. Инвестиционная политика Китая направлена на приток объемов иностранных инвестиций, которые создают выгоду для роста экспорта, модернизации технологий и навыков, без негативных последствий. По объему иностранных инвестиций Китай занимает лидирующие позиции. Прослеживается динамика изменения объемов иностранных инвестиций Китая. Также проанализировано современное состояние инвестиционного сотрудничества России и Китая, проиллюстрированы динамика и объем прямых инвестиций Китая и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное сотрудничество России и Китая»

Валюта депозита Первоначальная сумма вклада Наращенная сумма вклада Наращенная сумма вклада в рублях

Рубль 1 000 000 1 372 661,53 1 372 661,53

Доллар 32 927,23 34 692,60 2 104 453,12

Евро 24 857,07 26 125,03 1 586 129,64

Расчетные данные таблицы 3 показывают, что вложения на депозит в долларах принесет самый большой доход и первоначальная сумма за пять лет возрастет в 2,1 раза. При вложении денежных средств на вклад в евро мы получим наращенную сумму в 1,5 раза большую, чем первоначальную. И, наконец, на рублевом вкладе вложения увеличатся лишь в 1,3 раза.

Таким образом, несмотря на очень низкие ставки по валютным вкладам в сравнении с рублевыми, первые оказались намного выгоднее, чем последние. Вклады в иностранной валюте дают возможность получать дополнительную прибыль не только благодаря процентам, но также и в результате повышения курса денежных единиц других стран. Однако не стоит бездумно вкладывать деньги на тот или иной вид депозитов, необходимо очень тщательно проанализировать экономическую ситуацию именно в конкретный момент времени, изучить прогнозы специалистов относительно курсов валют и уже тогда принимать окончательное решение по поводу валюты вклада.

Список литературы / References

1. Копылова Г.А., Конвисарова Е.В. Анализ услуг Сбербанка России по депозитным вкладам физических лиц // Территория новых возможностей, 2015. № 2 (29). С. 22-30.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ Тарасова С.Ю. Email: Tarasova630@scientifictext.ru

Тарасова Светлана Юрьевна - магистрант, направление: международная экономика, департамент мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: статья посвящена исследованию текущих особенностей деловых отношений России и Китая в свете растущей интернационализации российского бизнеса и санкционной политики западных стран. Инвестиционная политика Китая направлена на приток объемов иностранных инвестиций, которые создают выгоду для роста экспорта, модернизации технологий и навыков, без негативных последствий. По объему иностранных инвестиций Китай занимает лидирующие позиции. Прослеживается динамика изменения объемов иностранных инвестиций Китая. Также проанализировано современное состояние инвестиционного сотрудничества России и Китая, проиллюстрированы динамика и объем прямых инвестиций Китая и России.

Ключевые слова: инвестиционное сотрудничество, прямые инвестиции, ПИИ, инвестор, динамика инвестиций, объем инвестиций, сотрудничество, двусторонняя торговля, развитие.

RUSSIAN-CHINESE INVESTMENT COOPERATION Tarasova S.Yu.

Tarasova Svetlana Yuryevna—Master's Program Student, DIRECTION: INTERNATIONAL ECONOMY, DEPARTMENT OF WORLD'S ECONOMY AND FINANCES, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: the article investigates the current features of business relations of Russia and China in light of the growing internationalization of Russian business and the sanctions policy of Western countries. The investment policy of China is directed on the inflow offoreign investments that create benefits for

export growth, technological upgrading and skills without negative consequences, China has the leading position in the world according to the amount of foreign investments. The article includes the analysis of foreign investments in China. It also contains information about the current state of investment cooperation between Russia and China, illustrates the dynamics and the volume of direct investments of China and Russia.

Keywords: investment cooperation, direct investment, FDI, investor, investment dynamics, investment, cooperation, bilateral trade, development.

УДК 2964

На сегодняшний день активизация инвестиционного взаимодействия является одним из приоритетов развития российско-китайского стратегического партнёрства. И хотя масштабы взаимных инвестиций пока значительно отстают от объемов двусторонней торговли, сферы инвестиционного сотрудничества постоянно расширяются. Традиционное сотрудничество в сфере энергетики, сырья, лесного хозяйства дополняется проектами в сфере инфраструктуры, высоких технологий, производства оборудования, сельского хозяйства и т.д. [2].

Уровень развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества в настоящее время не в полной мере отвечает уровню сложившихся политических и торговых отношений двух стран. Поставленная руководителями России и Китая задача увеличения китайских прямых инвестиций в российскую экономику к 2020 г. до 12 млрд долл. выглядит весьма амбициозной. Тем не менее, в прошедшем году, по данным Минкоммерции КНР, наблюдалось существенное увеличение притока китайских прямых инвестиций в Россию.

Главными направлениями инвестиционной деятельности КНР в России по-прежнему являлись разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг.

Крупнейшими вложениями китайских компаний в российские активы стали: покупка Китайской национальной нефтегазовой корпорацией 20% акций в проекте «Ямал-СПГ» у компании «Новатэк» (оценивается в 810 млн долл.); покупка Китайской инвестиционной корпорацией 12,5% акций «Уралкалия» (оценивается в 2 млрд долл.); вложение Китайской международной инженерно-строительной компанией цветной металлургии (NFC) в совместный проект с корпорацией «Металлы Восточной Сибири» в Республике Бурятия (оценивается в 750 млн долл.); инвестиции Государственной электросетевой корпорации Китая в совместные проекты с российской ГК «Синтез» (оценивается в 1,1 млрд долл.); приобретение Китайской инвестиционной корпорацией 5,4% акций Московской биржи (оценивается в 100 млн долл.); приобретение Строительным банком Китая 2% акций банка ВТБ (оценивается в 100 млн долл.).

Российские прямые инвестиции в Китае традиционно характеризуются весьма скромными показателями. Основные направлениями российских инвестиций в Китае являются производственная отрасль, строительство, транспортные перевозки.

Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в Китае достигло порядка 2500, что свидетельствует о довольно высоком уроне инвестиционной активности в Китае российского среднего и малого бизнеса. Низкие показатели суммарных вложений российского капитала в китайскую экономику связаны еще и с тем, что зачастую денежные средства поступают из России в Китай не напрямую, а через аффилированные компании, зарегистрированные в Гонконге или других юрисдикциях с льготным налогообложением.

Основными отраслями российско-китайского двухстороннего инвестиционного сотрудничества являются энергетика (атомная энергетика, транспортировка и переработка российской нефти, экспорт в Китай российской электроэнергии, строительство и реконструкция объектов энергогенерации), освоение месторождений полезных ископаемых, переработка древесины, строительство, торговля, промышленное производство.

Сотрудничество России и Китая продолжается на протяжении четырёх столетий, и на сегодняшний день взаимоотношения между двумя странами активно развиваются. Отличительной особенностью российско-китайских отношений является достижение высокого уровня внешнеполитического взаимодействия, и значение Китая как стратегического партнера для России особенно важно в период геополитической напряжённости. Важной характеристикой при оценке взаимодействия двух стран является динамика прямых иностранных инвестиций. Согласно статистическим данным, Китай входит в десятку крупнейших инвесторов в Россию. Рисунок 1 наглядно демонстрирует скачок объёма прямых инвестиций из Китая в Россию в 2013 году, он составил 4,8 млрд долл. в сравнении с 660 млн долл. в предыдущем году

Рис. 1. ПИИ в Россию из Китая и Гонконга в 2008 — 2016 гг. (млн долл. США) [1]

Как показывает график, в остальные годы объём инвестиций из Китая и Гонконга значительно не изменялся. Столь значительный рост прямых инвестиций из Китая в 2013 -2014 годах связан с тем, что в этот период в связи с неблагоприятной политической обстановкой Россия была вынуждена искать новых инвесторов.

Объём инвестиций в Россию с 2013 года к 2015 - 2016 году сократился более чем в 10 раз.

Рис. 2. ПИИ в Россию в 2007-2015 гг. (млн долл. США) [1]

Итак, несмотря на рост в 2015 году общего объёма прямых иностранных инвестиций во всём мире на 36% (1,7 трлн долл.), в России он сократился на 80%. Рост данного показателя в мире обусловлен трансграничными слияниями и поглощениями; как сообщает ЮНКТАД, приток капитала наблюдался в промышленно развитых странах. Материковый Китай и Гонконг сохранили места в десятке наиболее привлекательных для инвесторов стран, объём привлечённых ПИИ в 2015 году — 136 и 163 млрд долл. соответственно.

Между российскими и китайскими компаниями в 2012-2014 годах было заключено несколько десятков соглашений о сотрудничестве, которые будут вносить свой вклад в рост инвестиций в течение нескольких лет. Традиционно средства вкладываются в разработку полезных ископаемых, в лесное хозяйство, энергетику, торговлю, бытовую электротехнику, связь, строительство и сферу услуг.

Для России выгодна долгосрочность подобных инвестиций, но существуют и определённые риски — китайские бизнесмены вкладывают средства в российские компании с целью получить доступ к производству, в особенности для получения контроля над предприятиями, в импорте продукции которых заинтересован Китай. Причина этого — наращивание импорта ресурсов в связи с расширением производства и модернизацией промышленной базы в некоторых частях страны, а также с падением общего уровня цен на энергоресурсы. Также отмечается интерес Китая к участию в разработке ресурсов в восточной части России.

Список литературы / References

1. Никулина О.В., Лугинец Р.В. Стратегия развития российско-китайских торговых отношений: перспективы сотрудничества в условиях преодоления экономического кризиса // Финансы и кредит, 2015. № 3. С. 59-72.

2. Статистика внешнего сектора ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs/ (дата обращения: 05.06.2017).

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНОГО АГЕНТСТВА «EDDISON» В Г. ВЛАДИВОСТОК Кузина А.Е. Email: Kuzina630@scientifictext.ru

Кузина Анастасия Евгеньевна — студент, кафедра международного маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: актуальным вопросом развития современной рекламы является формирование системы точного научного подхода к ее разработке, который является достаточно необходимым для выяснения сущности различных видов рекламы с целью ведения эффективной рекламной деятельности. В данной статье рассмотрен практический аспект рекламной деятельности предприятия на примере рекламного агентства «Eddison». Предложены рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности. Сделаны выводы об эффективности реализации предложенных мероприятий.

Ключевые слова: реклама, рекламное агентство, проектные мероприятия, маркетинговые исследования, анализ.

PRACTICAL ASPECT OF ANALYSIS OF ADVERTISING ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF THE ADDICTIVE ADVERTISING AGENCY

IN VLADIVOSTOK Kuzina A.E.

Kuzina Anastasia Evgenievna — Student, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL MARKETING AND TRADE, VLADIVOSTOK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND SERVICE, VLADIVOSTOK

Abstract: the current issue of the development of modern advertising is the formation of a system of an exact scientific approach to its development, which is sufficiently necessary to elucidate the essence of various types of advertising in order to conduct effective advertising activities. In this article, a practical aspect of the company's advertising activities is considered, using the example of the Eddison advertising agency. Suggested recommendations for improving advertising activities. Conclusions are drawn about the effectiveness of the proposed activities. Keywords: advertising, advertising agency, project activities, marketing research, analysis.

УДК 658.8

Развитие производственных процессов и усиление конкуренции на всех рынках стимулирует субъектов хозяйственной деятельности к разработке проектных рекомендаций по привлечению и удержанию потенциальных клиентов. Одним из наиболее эффективных способов достижения желаемой доли рынка является использование рекламных инструментов при формировании коммуникационной деятельности предприятия.

На сегодняшний день реклама используется практически во всех аспектах жизнедеятельности предприятия. Этим определяется необходимость формирования основных ее целей:

- продвижение компании относительно основных целевых групп;

- распространение информации о компании, предоставление данных об ее истории, достижениях, основных партнерах и клиентах;

- продвижение товара и предоставление основой информации о нем основным целевым группам;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.