УДК 94 (438)+94(6)
Лошкарёв И.Д., преподаватель, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия).
ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ В АФРИКЕ ЮЖНЕЕ САХАРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье проанализированы истоки и современное состояние политики Республики Польша в отношении стран Африки южнее Сахары. Хотя отдельные контакты Польши и поляков с африканскими народами имеют давнюю историю, собственная политика Варшавы в регионе начала складываться недавно. Характерные особенности данной политики заключаются в игнорировании проблематики безопасности и упоре на экономическую дипломатию в странах-потенциальных партнерах. Хотя пока количество стран-партнеров Польши в Африке невелико, существуют основания предполагать, что в среднесрочной перспективе Варшава расширит свое присутствие в Южной и Восточной Африке. Сдерживающим фактором для развития польско -африканских отношений остается формирование политической повестки дня для совместного сотрудничества. Ключевые слова: Польша, Африка, «польское присутствие», экономическая дипломатия. БОТ: 10.22281/2413-9912-2018-02-03-102-107
Традиционными игроками на Африканском континенте остаются европейские государства, которые ранее участвовали в колониальном разделе континента - Великобритания, Франция, Германия. Однако существуют достаточно крупные государства, которые в силу различного рода обстоятельств только в настоящее время открывают для себя Африку. Одной из таких стран является Польша. У Варшавы большие амбиции на международной арене: одна внешнеполитическая парадигма видит в Польше державу, равновеликую традиционным европейским лидерам (этим объясняется возникновение формата «Веймарского треугольника» с участием ФРГ и Франции); другая - регионального лидера в Восточной Европе (отсюда недавний проект «Трехморья» - объединения стран от Балтики до Адриатики и Черного моря). Подобные запросы (региональный лидер, общеевропейский лидер) подразумевают наличие существенных контактов с удаленными регионами, обращение к межрегиональным и глобальным проблемам [11]. Отношения со странами Африки южнее Сахары, вероятно, остаются своеобразным тестом для амбициозных государств, которые стремятся заявить о своих претензиях на авторитет и влиятельность в Европе и других частях света (кроме самой Африки).
История отношений Африки и Польши, как ни парадоксально, прослеживается с XVII века. В 1651 году представители герцогства Курляндского, вассала польской короны, высадились на острове, которые они назвали островом Святого Андрея, и построили Форт
Якоб. Сейчас это остров Джеймс в составе Гамбии. Не менее увлекательна история авантюриста Мауриция Бенёвского, который при поддержке Франции в 1774 году высадился на о. Мадагаскар с отрядом из 200 с небольшим моряков, завоевал большую часть острова и в 1776 году был провозглашен правителем (королем) Мадагаскара. Бенёвский пытался перейти под покровительство империи Габсбургов, Великобритании и США, но, в конце концов, был убит карательным отрядом французов в построенной им столице Мадагаскара [1]. В 1882 году этнограф Стефан Шольц-Рогожинский купил у местного вождя небольшой остров Мондолех у побережья современного Камеруна. Известна даже цена покупки: 10 кусков материи, 6 металлических брусков, 3 бутылки джина, 4 ружья, черные кисточки, 1 цилиндр, 3 шляпы и 12 красных фуражек, 60 банок краски для волос, 12 браслетов и 4 шелковых носовых платка. Хотя С. Шольц-Рогожинский вскоре вынужден был продать остров Великобритании, он успел исследовать побережье Камеруна, нанести на карту озера и горные местности, что внесло важный вклад в исследование западной части континента.
Наконец, в период между двумя Мировыми войнами в Польше всерьез обсуждались «колонизационные акции», то есть претензии на некоторые территории в Африке и Латинской Америке. Подтверждать эти претензии должны были польские колонисты, переселение которых считалось началом процесса «присвоения» колонии. Для этого в стране были учреждены Колониальная и
Морская лиги, которые оказывали поддержку переселенцам. Две эти организации насчитывали несколько миллионов членов и пользовались поддержкой правительства. Это позволило направить волны польских мигрантов в Либерию и Анголу, где в скором времени выходцы из Польши заняли заметное место в сельскохозяйственном бизнесе. Однако деятельность Колониальной и Морской лиг не была в полной мере системной, что привело к неэффективности колонизационной программы. Кроме того, местные колониальные администрации негативно отнеслись к претензиям Польши: например, Португалия ввела ограничения на переселения в свои португальские колонии для граждан из третьих стран [6].
Еще одна малоизвестная страница польско-африканских отношений связана со Второй Мировой войной. В 1940-1944 году в порту Кайес, в колонии Французский Судан, хранился золотой запас Польского Банка, вывезенный через Турцию и Сирию из занятой Германией Польши. По курс того времени золотой запас крупнейшего польского государственного банка оценивался в 60 миллионов долларов, сегодня это порядка 700 миллионов долларов [8, с. 192].
«Польское присутствие» в Африке усилилось в период холодной войны, когда специалисты из Польши направлялись для помощи странам социалистической ориентации на континенте. Многие из них остались потом на новом месте проживания. К началу XXI столетия на Африканском континенте проживало до 17.000 лиц польского происхождения и поляков. Свыше 90% жителей Африки из данной категории имеют высшее образование, многие также получили ученые степени. Преимущественно, речь идет о специалистах в инженерных и гуманитарных дисциплинах [4, с. 115-118]. Также немалую долю составляют католические миссионеры-поляки - преимущественно в Западной Африке [8].
На современном этапе страны Африки южнее Сахары интересуют Польшу преимущественно с экономической точки зрения. Долгое время Варшава в принципе не выказывала интереса в развитии отношений со странами Африки южнее Сахары. В Стратегии в отношении неевропейских развивающихся
государств (2004) подчеркивалось, что отношения нужно развивать преимущественно со странами Северной Африки. Из остальных стран континента как потенциальные партнеры были названы Нигерия, Кот д'Ивуар, Мозамбик, ДРК, Малави, Намибия, Ангола, Гана и Кения [15]. В недавно вышедшей Стратегии внешней политики (2017-2021) Африка упоминается 10 раз - либо как сосредоточие нестабильности и опасных изменений, либо как пространство для экспорта польских товаров и взаимовыгодного сотрудничества. Интересно, что документ одновременно подчеркивает важность единства позиции государств-членов Евросоюза и необходимость самостоятельного продвижения на рынки удаленных государств с целью продажи польских товаров и получения доступа к редким ресурсам. Противоречие с общеевропейской позицией еще более заметно при сравнении Стратегии внешней политики с совместной Стратегией ЕС-Африка, принятой в 2007 году. Первым приоритетом в общеевропейских документах относительно Африки стоит «мир и безопасность», в то время как польские внешнеполитические документы делают акцент на демократизации, совершенствовании государственного управления и обеспечении прав человека [3]. Стратегия внешней политики Польши подчеркивает важность обеспечения безопасности партнеров Польши, в том числе «южных соседей» ЕС. И единственный доступный Польше способ укрепления безопасности в Африке - это экономическое сотрудничество, надежда на то, что вслед за экономическим ростом придет политическая стабильность на континенте [14].
В то же время, страны Африки южнее Сахары не являются крупными экономическими партнерами Польши. По данным за 2016 год, объем торговли африканских государств (без учета северной части континента) с Польшей составил 1,94 млрд. долларов, наиболее значительным показатель объема взаимной торговли товарами и услугами был у ЮАР (867 миллионов долларов). Также существенную сумму составила торговля Польши с Либерией (380 млн.), Кот д'Ивуа-ром (180 млн.), Нигерией (132 млн.), Ганой (71 млн.), Кенией (67 млн.) и Эфиопией (55 млн.) [12, с. 121-122].
Кроме того, у потенциальных инвесторов из Польши существуют опасения по поводу рискованности вложений в экономики африканских стран. 40 из 48 стран Африки Южнее Сахары, согласно рейтингу "Doing business" входят в 100 стран с наихудшими показателями по комфортности ведения бизнеса. Все же, несмотря на постоянную угрозу политической нестабильности и влиятельность неформальных институтов (а не, например, норм и правил, защищающих инвесторов), Африка по-прежнему привлекает отдельные компании и предприятия. В основном, инвестиции приходят в добывающую промышленность (газовую и нефтяную), но также отмечается бум в строительной отрасли и сфере услуг (например, мобильная связь). В частности, компания «Кульчик инвестментс» получила лицензии на добычу и геологоразведку нефти в Нигерии, инвестиционная группа «Крезус» в Гвинее занимается добычей бокситов. Группа "Exalo Drilling" ведет разведку небольших месторождений нефти в Гане, Мозамбике, Кении, Уганде и Эфиопии.
Один из крупнейших польских инвесторов в Африке, химический концерн «Группа Азоты» приобрел несколько месторождений титанистого железняка и фосфатов в Сенегале с целью в дальнейшем выстроить производственную цепочку по производству удобрений. Также в Африке присутствуют несколько фирм, специализирующихся на строительстве электростанций - «Цегельски-Познань», «Консус Карбон инжиниринг»[13].
Что касается сферы услуг, то необходимо отметить крупнейшую польскую IT-компанию «Asseco», которая приобрела контрольный пакет в португальской компании «Exictos SGPS», благодаря чему стала одним из лидеров по предоставлению телекоммуникационных и банковских транзакционных услуг в Мозамбике, Анголе и Кабо-Верде [2]. Также компания предоставляет услуги банковским и страховым предприятиям в Эфиопии и Нигерии.
Дальнейшее расширение инвестиционного и торгового присутствия Польши в Африке южнее Сахары напрямую связано с несколькими факторами. Во-первых, речь идет о социально-экономической и политической стабильности в государствах-партнерах, поскольку европейские инвесторы традиционно неодобрительно относятся к рискованным вложениям.
Во-вторых, для польского бизнеса преимущественно интересны страны, богатые ресурсами, что сужает возможный круг поиска. Наконец, в-третьих, для польских предпринимателей имеет значение «польское присутствие», то есть наличие небольших общин поляков в стране. С этой точки зрения, перспективными можно назвать Анголу, Нигерию, Гану, Габон, Руанду, Намибию и Мозамбик [13].
Важным элементом продвижения Польши на Африканском континенте остается официальная помощь развитию. Традиционно, большая часть помощи перечисляется через многосторонние институты, в частности, бюджет ЕС и Европейский фонд развития. Однако в последнее время Польша наращивает собственную программу помощи развитию, которая распределяется через различные министерства и координируется МИДом страны. Многолетняя программа в области сотрудничества по вопросам развития на 20122015 гг. выделяла 8 африканских стран в качестве приоритетных - Бурунди, Кению, Руанду, Сомали, Танзанию, Уганду, Южный Судан и Эфиопию. Заметно, что речь шла только Восточной Африке, что отражает имевшийся тогда интерес к расширению сотрудничества с вышеперечисленными странами. Объем перечисленных средств достигал 1,2 миллиона евро ежегодно [5]. В 2015 году к власти пришло правительство, представляющее консервативную партию «Право и Справедливость», - которое заметно сократило список приоритетных стран. Согласно Многолетней программе сотрудничества по вопросам развития на 2016-2020 гг. главными получателями польской помощи развитию стали только 4 страны Африки южнее Сахары: Эфиопия, Кения, Сенегал и Танзания[16].
Вслед за экономическими контактами набирает обороты и установление политических связей. В Африке южнее Сахары открыто 5 дипломатических миссий Польши (ЮАР, Эфиопия, Кения, Нигерия и Ангола). В 2016 году в ходе выступления в сейме министр иностранных дел В. Ващиковский отметил, что МИД Польши намерен в ближайшее время открыть дипломатические миссии в Сенегале и Танзании, а в более отдаленной перспективе -в Замбии [7]. Помимо расширения сети зарубежных представительств польская дипломатия также обратила внимание на контакты на
высшем и высоком уровнях. В 2016 году в Варшаве побывали с визитами президент Сенегала Маки Салл, председатель Комиссии Африканского Союза Нкосазана Дламини-Зума. В 2013 году, впервые после окончания холодной войны, польский премьер-министр Д. Туск совершил африканское турне, посетив Нигерию, ЮАР и Замбию. В мае 2017 года президент А. Дуда совершил трехдневный визит в Эфиопию, где провел переговоры не только с руководителями органов исполнительной власти, но и с функционерами Афро -союза [10]. В августе того же года заместитель главы МИД Польши И. Вронецка посетила Гану и Нигерию [17].
Помимо этого, важным механизмом сотрудничества и согласования совместных проектов стала площадка экономического Форума «Африка-Центральная Европа», созданного в 2013 году. После проведения трех ежегодных форумов Варшава решила перевести диалог на двусторонний уровень: в 2016 году был проведен Польско-африканский экономический форум [9]. Основной смысл данных мероприятий заключался в установлении контактов африканского и польского бизнеса, определении существующих проблем инвестиционного климата и возможностей для совместных проектов - в рамках специальной правительственной программы «Go Africa», запущенной в 2013 году. Долгое время проблема для польской стороны заключалась в том, что в значительной мере отсутствовала содержательная повестка экономического межгосударственного сотрудничества - даже при готовности польской стороны выделять финансовые средства. Однако проведение крупных мероприятий позволило польской стороне сформулировать для себя существующие ограничения, а также определенные индикаторы, которые помогли бы в дальнейшем оценивать прогресс в одобренных проектах (например, создания учреждений среднего профессионального образования в Анголе и Эфиопии).
Таким образом, политические контакты Польши со странами Африки южнее Сахары пока строятся на идее сопровождения национального бизнеса (то, что нередко называют экономической дипломатией). Собственно политические проблемы континента Польшу волнуют в значительно меньшей степени,
нежели вопросы доступа к ресурсам и рынкам сбыта. Такой сдержанный подход предопределяет то, что Варшава заинтересована в контактах не со всеми, а только с некоторыми африканскими государствами. Объем товарооборота и география контактов на высшем уровне позволяют определить в качестве приоритетных стран ЮАР, Нигерию, Гану, Сенегал и Эфиопию. Также польская сторона имеет в виду расширение сотрудничества со странами Восточной и Южной Африки - Кенией, Танзанией, Замбией, Анголой, Мозамбиком. Необходимо подчеркнуть, что Польша относительно недавно вернулась к идее выстраивания отношений со странами Африки южнее Сахары, так что пока польско-африканские отношения находятся в состоянии «сборки».
С учетом этого, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, определенно расширяется география польско-африканского сотрудничества. Если ранее Польша уделяла внимание, в основном, экономически состоятельным государствам Западной Африки, то сейчас в поле зрения польской дипломатии (в том числе, экономической) попали страны Южной и Восточной Африки. Во-вторых, Польша пока недостаточно использует конфессиональный ресурс дипломатии, хотя в других регионах Варшава традиционно использует возможности костела (Римско-католической церкви). Основные контакты Варшавы происходят с бывшими британскими колониями, в то время как отношения с бывшими французскими колониями, где существуют серьезные католические общины, - пока не налажены. Несколько лучше ситуация с бывшими португальскими колониями (Ангола, Мозамбик). Наконец, в-третьих, существуют проблемы в наполнении повестки дня политического диалога Польши и стран. В польском видении отношений со странами континента практически отсутствуют вопросы миротворчества и постконфликтного урегулирования, в то время как универсальные (в плане тематического наполнения контактов с третьими государствами) для любой европейской страны проблемы укрепления демократии и защиты прав человека в меньшей степени интересны государствам Африки южнее Сахары.
Список литературы
1. Керов В. Л. Деятельность графа М.-А. Бенёвского по созданию поселения на Мадагаскаре (по материалам его мемуаров) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2010. № 1. С. 38-45.
2. Asseco Poland enters new markets in Africa and invests in Portugal. URL: https://asseco.com/en/press-room/asseco-poland-enters-new-markets-in-africa-and-invests-in-portugal-32/
3. Joint Africa-EU Strategy. URL: https://ec.europa.eu/europeaid/regions/africa/continental-cooperation/joint-africa-eu-strategy_en
4. Knopek J. Afrykanskie elity polskie i polonijne w drugiej polowie XX wieku. Studium poli-tologiczne // Studia Polonijne. № 34. S.109-120.
5. Kugiel P. Poland's Development Cooperation in Africa: Limits and Opportunities. URL: http://www.pism.pl/files/?id_plik=12231
6. Michalik L. Tego nie ma w podr^cznikach: sny o polskim imperium kolonialnym. URL: https://gadzetomania.pl/3735,tego-nie-ma-w-podrecznikach-sny-o-polskim-imperium-kolonialnym
7. Minister Witold Waszczykowski o priorytetach polskiej dyplomacji. URL: http://www.msz.gov.pl/pl/p/msz_pl/aktualnosci/wiadomosci/minister_witold_waszczykowski_o_pri orytetach_polskiej_dyplomacji
8. Ndiaye B. Stosunki polsko-senegalskie. Stan obecny i perspektywy // Forum Politologiczne. 2006. №3. S. 189-212
9. Polsko-Afrykanskie Forum Ekonomiczne w Warszawie. URL: http://www.msz.gov.pl/pl/p/msz_pl/aktualnosci/wiadomosci/polsko_afrykanskie_forum_ekonomicz ne_w_warszawie
10. Prezydent: Trzeba zwi^kszyc wymian^ handlow^ mi^dzy Polsk^ i Etiopi^. URL: http://www.prezydent.pl/aktualnosci/wizyty-zagraniczne/art,164,prezydent-zwiekszyc-wymiane-handlowa-miedzy-polska-i-etiopia.html
11. Przybylska-Maszner B. Od strategii Unii Europejskiej na rzecz Afryki do strategicznego partnerstwa z Afryk^-dylematy o realnej wizji wspolpracy // Przegl^d Strategiczny. 2011. №1. рр. 183-197.
12. Rocznik Statystyczny Handlu Zagranicznego 2017. Warszawa: Zaklad wydawnictw statystycznych,
2017.U^:http://stat.gov.pl/download/gfx/portalinformacyjny/pl/defaultaktualnosci/5515/9/11/1/roc znik_statystyczny_handlu_zagranicznego_2017.pdf
13. Rostowska M. Investment in Sub-Saharan Africa: Opportunities for Polish Companies. URL: https://www.files.ethz.ch/isn/166071/PISM%20Strategic%20File%20no%204%20(31).pdf
14. Strategia Polskiej Polityki Zagranicznej, 2017-2021. URL: http://www.msz.gov.pl/resource/978285e3-5684-4fcb-8d7e-d0a8bfdb0fdb:JCR
15. Strategia RP w odniesieniu do pozaeuropejskich krajow rozwijaj^cych si§. URL: http://www.msz.gov.pl/resource/aaf21c98-4082-45c9-996c-a6f6c6a40a7b:JCR
16. Wieloletni program wspolpracy rozwojowej na lata 2016-2020. URL: https://www.polskapomoc.gov.pl/download/files/Dokumenty_i_Publikacje/Program_wieloletni_201 6-2020/Program_2016-2020.pdf
17. Wizyta wiceminister Joanny Wroneckiej w Ghanie. URL: http://www.msz.gov.pl/pl/p7 msz_pl/aktualnosci/wiadomosci/wizyta_wiceminister_joanny_wroneckiej_w_ghanie
POLAND'S POLICY TOWARDS SUB-SAHARAN AFRICA AT THE PRESENT STAGE
The article analyzes the origins and current state of the policy of the Republic of Poland towards sub-Saharan Africa. Although the separate contacts between Poland and the Poles with the African peoples have a long history, Warsaw's own policy in the region began to develop recently. The characteristic features of this policy are the ignoring of the problems of security and the emphasis on economic diplomacy with the potential partners. With the number of partner countries of Poland in Africa being small so far, there are reasons to believe that in the medium term, Warsaw will expand its presence in South and East Africa. Constraining factor for the development of Polish-African relations is the formation of a political agenda for the joint cooperation.
Keywords: Poland, Africa, "the Polish presence", economic diplomacy.
References
1. Kerov V.L. Dejatel'nost' grafa M.-A. Benjovskogo po sozdaniju poselenija na Madagaskare (po materialam ego memuarov). Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Vseob-shhaja istorija. 2010. № 1. S. 38-45.
2. Asseco Poland enters new markets in Africa and invests in Portugal. URL: https://asseco.com/en/press-room/asseco-poland-enters-new-markets-in-africa-and-invests-in-portugal-32/
3. Joint Africa-EU Strategy. URL: https://ec.europa.eu/europeaid/regions/africa/continental-cooperation/joint-africa-eu-strategy_en
4. Knopek J. Afrykanskie elity polskie i polonijne w drugiej polowie XX wieku. Studium poli-tologiczne // Studia Polonijne. № 34. S.109-120.
5. Kugiel P. Poland's Development Cooperation in Africa: Limits and Opportunities. URL: http://www.pism.pl/files/?id_plik=12231
6. Michalik L. Tego nie ma w podr^cznikach: sny o polskim imperium kolonialnym. URL: https://gadzetomania.pl/3735,tego-nie-ma-w-podrecznikach-sny-o-polskim-imperium-kolonialnym
7. Minister Witold Waszczykowski o priorytetach polskiej dyplomacji. URL: http://www.msz.gov.pl/pl/p/msz_pl/aktualnosci/wiadomosci/minister_witold_waszczykowski_o_pri orytetach_polskiej_dyplomacji
8. Ndiaye B. Stosunki polsko-senegalskie. Stan obecny i perspektywy // Forum Politologiczne. 2006. №3. S. 189-212
9. Polsko-Afrykanskie Forum Ekonomiczne w Warszawie. URL: http://www.msz.gov.pl/pl/p/msz_pl/aktualnosci/wiadomosci/polsko_afrykanskie_forum_ekonomicz ne_w_warszawie
10. Prezydent: Trzeba zwi^kszyc wymian^ handlow^ mi^dzy Polsk^ i Etiopi^. URL: http://www.prezydent.pl/aktualnosci/wizyty-zagraniczne/art,164,prezydent-zwiekszyc-wymiane-handlowa-miedzy-polska-i-etiopia.html
11. Przybylska-Maszner B. Od strategii Unii Europejskiej na rzecz Afryki do strategicznego partnerstwa z Afryk^-dylematy o realnej wizji wspolpracy // Przegl^d Strategiczny. 2011. №1. рр. 183-197.
12. Rocznik Statystyczny Handlu Zagranicznego 2017. Warszawa: Zaklad wydawnictw statystycznych, 2017. URL: http:// stat.gov.pl/download/gfx/portalinformacyj ny/pl/defaultaktualnosci/5515/ 9/11/1/rocznik_statystyczny_handlu_zagranicznego_2017.pdf
13. Rostowska M. Investment in Sub-Saharan Africa: Opportunities for Polish Companies. URL: https://www.files.ethz.ch/isn/166071/PISM%20Strategic%20File%20no%204%20(31).pdf
14. Strategia Polskiej Polityki Zagranicznej, 2017-2021. URL: http://www.msz.gov.pl/resource/978285e3-5684-4fcb-8d7e-d0a8bfdb0fdb:JCR
15. Strategia RP w odniesieniu do pozaeuropejskich krajow rozwijaj^cych si§. URL: http://www.msz.gov.pl/resource/aaf21c98-4082-45c9-996c-a6f6c6a40a7b:JCR
16. Wieloletni program wspolpracy rozwojowej na lata 2016-2020. URL: https://www.polskapomoc.gov.pl/download/files/Dokumenty_i_Publikacje/Program_wieloletni_201 6-2020/Program_2016-2020.pdf
17. Wizyta wiceminister Joanny Wroneckiej w Ghanie. URL: http://www.msz.gov.pl/pl/p/ msz_pl/aktualnosci/wiadomosci/wizyta_wiceminister_joanny_wroneckiej_w_ghanie
Об авторе
Лошкарёв Иван Дмитриевич - преподаватель кафедры политической теории, Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия), E-mail: [email protected]
Loshkariov Ivan Dmitrievich - Lecturer at the Political Theory Department, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA RF (Russia), E-mail: [email protected]