УДК 657.1
ПОЛИТИКА ПО УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ
УЧЕТУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В. А. ПИСКУНОВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и экономического анализа E-mail: piskunov-va@mail. ru
В. А. МАНЯЕВА,
доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа E-mail: manyaeva58@ mail. ru Самарский государственный экономический университет
Перед высшей школой стоит задача роста экономической самостоятельности. В управлении вузом ведущая роль принадлежит учетной информации, которая формируется в системе управленческого учета. Порядок сбора и обобщения финансовой и нефинансовой информации в процессе формирования управленческой отчетности для внутренних пользователей отражается в политике по управленческому учету вуза. На основе учетных данных по расходам и доходам отслеживается использование средств, координируются расходная и доходная части бюджета вуза, контролируется качество обучения, выполненных научных работ и других услуг вуза.
Ключевые слова: управленческий учет, политика по управленческому учету, доходы образовательного учреждения, расходы образовательного учреждения, внутренняя управленческая отчетность.
В настоящее время курс на модернизацию экономики современной России невозможен без изменений в социальной сфере, составной частью которой выступают наука и
образование. Важное место в системе образования занимают высшие учебные заведения, которые выполняют несколько социально-экономических функций, среди них - культурно-образовательная и производственно-экономическая.
Реформа высшей школы направлена на создание национального интеллектуального потенциала, соответствующего вызовам современного общества. Перед высшей школой в настоящее время стоит задача повышения качества образования, для выполнения которой требуются совершенствование финансово-экономического механизма деятельности, рост экономической самостоятельности, привлечение внебюджетных источников финансирования. Залогом успешного развития и повышения конкурентоспособности образовательных учреждений становится дальнейшее совершенствование системы управления доходами и расходами в качестве решающего условия обеспечения их финансовой устойчивости и платежеспособности.
В общей совокупности управленческой информации о финансово-экономическом состоянии
образовательного учреждения ведущая роль принадлежит учетной информации, которая формируется в процессе осуществления всех видов учета. Полнота и своевременность получения информации о доходах и расходах в решающей степени зависят от организации учетной системы в целом.
Проблемы учета в управлении доходами и расходами образовательных учреждений являются объектами пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. Справедливо мнение, что «в настоящее время вектор развития финансово-бюджетных отношений ориентирует вузы на повышение качества финансового менеджмента, основой которого является система управленческого учета. В качестве приоритетных задач, стоящих перед руководством вузов в области управленческого учета, выделены выбор метода расчета затрат, разработка номенклатуры центров ответственности и оценка эффективности их деятельности» [1, с. 40].
В данной связи возникает научно-практическая проблема формирования учетной информационной системы о доходах и расходах образовательных учреждений на новой организационной и методической основе, адаптированной к современным условиям хозяйствования.
Решение этой проблемы отдельными исследователями видится в использования опыта зарубежных стран [1, 3]. Так, в США Бюро управления и бюджета рекомендует образовательным учреждениям придерживаться стандартов управленческого учета Cost Accounting Standards. Например, циркуляр Circular A-21 Cost Principles for Institutions of Higher Education (принципы учета затрат образовательных учреждений) устанавливает принципы для определения издержек применительно к субсидиям, контрактам и другим соглашениям с образовательными учреждениями [5].
В связи с тем, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует нормативное регулирование управленческого учета, то, по нашему мнению, формирование учетной информационной системы образовательных учреждений на новой организационной и методической основе видится в создании подсистемы управленческого учета вуза, которая гармонически увязывалась бы с подсистемой бухгалтерского (финансового) учета. Следует отметить при этом, что «управленческий
учет представляет собой самостоятельную систему сбора, идентификации, измерения, накопления, подготовки, интерпретации и представления финансовой и нефинансовой информации в рамках данной организации для планирования, анализа, контроля и регулирования деятельности хозяйствующего субъекта в процессе достижения им текущих и стратегических целей» [2, с. 88-89].
Управленческий учет доходов и расходов вуза представляет собой подсистему управления и определяется как учетно-аналитическая система, интегрирующая информацию для оценки и анализа деятельности вуза с целью принятия управленческих решений, повышающих результативность. Управленческий учет направлен на анализ и обобщение информации (в отличие от простого сбора данных и учета ресурсов и хозяйственных операций) и осуществляется с использованием всех учетных данных, необходимых для управления вузом.
Результаты, полученные от внедрения системы управленческого учета, эффективно скажутся на деятельности высшего учебного заведения, так как правильно поставленный управленческий учет даст информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности вуза и планирования его дальнейшей деятельности, предоставит базу:
1) для соблюдения требований федерального законодательства, нормативно-методической базы образовательной сферы, внутренних локальных актов;
2) для точности и полноты составления документов и регистров учета, применения единой методологической схемы и системы документооборота;
3) для предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
4) для исполнения приказов и распоряжений руководства учреждения;
5) для обеспечения достоверности данных по всем элементам структуры вуза и направлениям движения финансовых, материальных и информационных потоков, контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов вуза;
6) для формирования логической связи, позволяющей соединить внешние и внутренние,
финансовые и нефинансовые показатели с мотивацией финансирующих структур, потребителей и исполнителей. На основе мониторинга расходов и доходов отслеживается использование средств, координируется расходная и доходная части бюджета вуза, контролируется качество обучения, выполненных научных работ и других услуг вуза. Руководители подразделений создают необходимые условия для ведения управленческого учета, обеспечивают неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и сотрудниками учреждения требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и иных сведений.
В системе управленческого учета доходов и расходов вуза целесообразно создать следующие справочники:
• справочник видов финансового обеспечения
вуза;
• справочник групп деятельности;
• справочник мест возникновения расходов;
• справочник мест возникновения доходов;
• справочник форм и видов образования;
• справочник видов образовательных программ;
• справочник специализаций;
• справочник профилей в направлении «Бакалавр»;
• справочник образовательных программ магистратуры;
• справочник видов научно-исследовательской деятельности;
• справочник видов деятельности по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процессов;
• справочник расходов;
• справочник центров ответственности вуза. Образовательные учреждения разрабатывают
и утверждают Политику по управленческому учету, которая включает в себя систему сбора, идентификации, измерения, группировки, обобщения и представления финансовой и нефинансовой информации о фактах хозяйственной жизни в процессе формирования управленческой отчетности для внутренних пользователей, на основе которой осуществляются планирование, анализ, контроль и регулирование деятельности вуза.
Политика по управленческому учету вуза может состоять из следующих разделов:
1. Общие положения.
2. Управленческий учет затрат и расходов.
3. Управленческий учет и распределение накладных расходов.
4. Расчет себестоимости услуг и работ.
5. Учет доходов.
6. Управленческая отчетность по расходам и доходам.
7. График документооборота. Рассмотрим отдельные положения каждого
раздела учетной политики.
В разделе «Общие положения» целесообразно указать, какие структурные подразделения вуза отвечают за организацию и ведение управленческого учета доходов и расходов, например управление бухгалтерского учета и финансового контроля, планово-финансовый отдел, коммерческий отдел и все подразделения вуза в зоне своей ответственности под руководством главного бухгалтера.
Ответственными за организацию управленческого учета, по нашему мнению, являются:
• ректор вуза, ответственный за организацию учета, соблюдение законодательства при выполнении фактов хозяйственной жизни, организацию хранения первичных документов и сводных регистров учета;
• главный бухгалтер, ответственный за формирование учетной политики, графика документооборота, подготовку своевременной, полной и достоверной внутренней управленческой отчетности.
Управленческий учет доходов и расходов вуза ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
При реализации управленческого учета в бюджетном государственном или муниципальном вузе целесообразно определиться с составом затрат и расходов. В соответствии с п. 134 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуп-
равления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утверждена приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н) в образовательном учреждении можно выделить прямые и условно-прямые затраты и накладные расходы.
Прямые затраты связаны с оказанием услуг и выполнением работ. Они непосредственно относятся на себестоимость образовательной программы, научно-исследовательской работы и т. д. К ним относятся затраты по ст. 211 «Заработная плата», 212 «Компенсация на приобретение книгоиздательской продукции», 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» профессорско-преподавательского состава (III 1С) и научно-исследовательских работников, работников подразделений вуза, занятых обеспечением образовательного и научно-исследовательского процессов (типография, комбинат питания, общежитие и т. п.).
Условно-прямые затраты - затраты по ст. 22301 «Электроснабжение», 22302 «Теплоснабжение (отопление и горячая вода)», 22303 «Водоснабжение и водоотведение», которые в системе управленческого учета формируются по следующим направлениям потребления: головной вуз, филиалы, общежития, комбинат питания и др. Условно-прямые затраты на основании распределения пропорционально выбранной базе включаются в себестоимость образовательных услуг, научно-исследовательских работ (услуг) и работ (услуг) по обеспечению образовательной и научной деятельности.
Накладные расходы вуза - это расходы деканатов, филиалов и кафедр по организации, обслуживанию и управлению образовательным процессом, а также общевузовские расходы -расходы ректората, управлений и других структурных общевузовских подразделений, связанных с организацией, обслуживанием и управлением образовательного процесса, научной и другой деятельностью. Перечень статей накладных расходов вуз определяет самостоятельно исходя из бюджетной классификации, утвержденной приказом Минфина России от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
В разделе «Управленческий учет затрат и расходов» можно указать, каким образом информация трансформируется из системы бухгалтерского (финансового) учета в систему управленческого учета и как она группируется по отдельным видам затрат и расходов и по местам их возникновения.
В разделе «Управленческий учет и распределение накладных расходов» описывается процесс группировки накладных расходов по структур ным подразделениям (кафедрам, деканатам, филиалам, ректорату, управлениям) исходя из справочника мест возникновения расходов.
В Политике по управленческому учету определяются объекты калькулирования, в которые включаются накладные расходы деканатов, кафедр, филиалов и расходы отдельных общевузовских подразделений. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает методику распределения накладных расходов. Например, накладные расходы деканатов, кафедр, филиалов могут включаться в себестоимость образовательных программ пропорционально приведенному контингенту студентов.
Отдельный раздел учетной политики посвящается калькулированию себестоимости услуг и работ вуза.
Объектом калькулирования образовательной деятельности целесообразно признавать отдельную образовательную программу очной и заочной форм обучения. Затраты по объектам калькулирования можно обобщать либо за первый учебный семестр (сентябрь - январь), второй учебный семестр (февраль - июнь) и финансовый управленческий год (сентябрь - август), либо только за финансовый управленческий год (сентябрь-август). Калькуляционной единицей будет выступать один студент отдельной образовательной программы.
Себестоимость образовательной программы, по нашему мнению, может иметь следующую номенклатуру статей: 1. Прямые и условно-прямые затраты:
1.1. Заработная плата ППС (ст. 22101).
1.2. Компенсация на приобретение книгоиздательской продукции (ст. 21202).
1.3. Начисление на выплаты по оплате труда ППС (ст. 21301).
1.4. Электроснабжение (ст. 22301).
1.5. Теплоснабжение (отопление и горячая вода) (ст. 22302).
1.6. Водоснабжение и водоотведение (ст. 22303).
1.8. Амортизация по основным средствам (ст. 27000).
2. Накладные расходы деканатов, кафедр, филиалов.
3. Накладные общевузовские расходы.
Собранные затраты по отдельным образовательным программам позволяют рассчитать себестоимость обучения одного студента по отдельным образовательным программам, которая определяется путем деления общей суммы затрат по образовательной программе на полный контингент студентов данной образовательной программы.
При расчете себестоимости научно-исследовательских работ и услуг объектом калькулирования может выступать отдельная работа или услуга, одновременно она же является единицей калькулирования. Для исчисления себестоимости отдельной научно-исследовательской работы и услуги учет расходов ведется по видам затрат, предусмотренных сметой. В себестоимости научно-исследовательской работы и услуги затраты являются прямыми.
Для исчисления себестоимости отдельной работы и услуги по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процессов целесообразно вести учет затрат по видам, предусмотренным сметой. Для исчисления себестоимости все затраты являются прямыми. Общая сумма затрат по работам и услугам позволяет рассчитать их себестоимость.
В разделе «Учет доходов» следует указать, от какой деятельности вуз получает доходы, например доходы от оказания образовательных услуг, от выполнения научных работ и услуг, от деятельности по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процессов (обеспечивающие услуги и работы).
В управленческом учете должны найти отражение данные о бюджетных субсидиях на выполнение государственного задания, начисленных и полученных, и их распределение по образовательным программам. Также в управленческом учете отражается сумма начисленных и
полученных доходов за платное обучение за определенный период (месяц, семестр, учебный год). Для анализа эффективности работы структурных подразделений информацию целесообразно предоставлять отдельно по образовательным услугам, оказываемым головным вузом и филиалами. По выполненным научно-исследовательским работам и услугам формируется информация по договорам и видам финансирования. Информация о начисленных и полученных доходах по платным работам и услугам формируется структурными подразделениями, их предоставившими, за определенный период (месяц, год).
Отдельный раздел Политики по управленческому учету посвящен управленческой отчетности по расходам и доходам. Это связано с тем, что для принятия управленческих решений и анализа затрат (расходов), доходов по видам, местам возникновения и центрам ответственности необходима информация, которая содержится во внутренней управленческой отчетности.
Обобщение информации в системе управленческого учета по видам расходов и доходов, по местам их возникновения и центрам ответственности предлагается сформировать в следующих формах внутренней управленческой отчетности:
1. Свод затрат по образовательной программе за учебный семестр, год.
2. Себестоимость обучения одного студента по образовательным программам.
3. Отчет по расходам института (филиала) за месяц (нарастающим итогом).
4. Отчет по расходам центра ответственности за месяц (нарастающим итогом).
5. Сводный отчет по расходам вуза по центрам ответственности за месяц (нарастающим итогом).
6. Отчет по доходам по договорам на образовательные услуги вуза за месяц (нарастающим итогом).
7. Отчет по доходам и отчислениям в централизованный фонд вуза по дополнительным образовательным программам, научным исследованиям, работам и услугам, по обеспечивающим видам деятельности за месяц (нарастающим итогом).
8. Сводный отчет по доходам от основных образовательных программ и поступлений
в централизованный фонд вуза от программ дополнительного образования за месяц (нарастающим итогом).
Для рациональной организации документооборота в системе управленческого учета создается график документооборота. В графике документооборота указываются формы расшифровок по затратам, расходам, доходам и другие документы, необходимые для расчета себестоимости услуг и работ образовательного учреждения.
Перед началом нового учебного и календарного года график документооборота целесообразно согласовывать со всеми задействованными структурными подразделения вуза. Руководители служб и подразделений, участвующие в формировании документов в системе управленческого учета, должны нести персональную ответственность за выполнения графика документооборота.
В заключение необходимо отметить, что управленческий учет вуза, регламентируемый соответствующей политикой, позволяет сформировать управленческую информацию для анализа и диагностики финансово-экономического состояния и реального состояния образовательного учреждения. При этом следует согласиться, что «аналитическая составляющая системы управления имеет двойственную позицию в отношении информационного потока этой системы. С одной стороны, аналитическая продукция должна гибко подстраиваться к запросам лиц, принимающих управленческие решения. С другой - возможности такого подстраивания обеспечиваются как нали-
чием соответствующих данных в бухгалтерской отчетности, учете, так и возможностями иных информационных каналов» [5, с. 86]. К иным информационным каналам в полной мере можно отнести управленческий учет, в котором особое место занимает информация стратегического характера, так как контроль и анализ, с одной стороны, предъявляют особые требования к учетным данным, а с другой - в результате их проведения формируется информация для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Список литературы
1. Гаджиев Н. Г., Ахмедов А. З., Гаджиев А. Н. Проблемы внедрения управленческого учета в высших учебных заведениях // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 8. С. 40-45.
2. Маняева В. А. Формирование учетно-ин-формационного обеспечения в системе стратегического контроллинга // Управленческий учет. 2011. № 11. С. 85-92.
3. Неделько Г. В. Стандарты управленческого учета в высших учебных заведениях // Вестник Академии бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации. 2011. № 1.
4. Фомин В. П. Экономический анализ и информационные потребности бизнеса // Инновационное развитие экономики. 2011. № 3. С. 86-89.
5. Circular A-21 (Revised 8/8/00) // Office of Management and Budget. URL: http://www. uncp. edu/tlc/sacs/SACS_Report/submission/ documents/1553. pdf.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]