Научная статья на тему 'Управленческий учет доходов и расходов высшего учебного заведения'

Управленческий учет доходов и расходов высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПОЛИТИКА ПО УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ УЧЕТУ / РАСХОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ДОХОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маняева В. А., Светкина И. А.

Для эффективного управления вузом необходима информация о доходах и расходах по видам деятельности, местам возникновения и центрам ответственности. Данная информация в необходимых аналитических аспектах формируется в системе управленческого учета и используется для исчисления себестоимости, оказанных услуг и выполненных работ. Общение сведений по доходам и расходам осуществляется во внутренней управленческой отчетности, которая используется для их контроля и анализа по видам и местам возникновения и принимаются управленческие решения оперативного и стратегического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческий учет доходов и расходов высшего учебного заведения»

УПРАВЛЕНЧЕСКИМ УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ*

В. А. МАНЯЕВА, доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа И. А. СВЕТКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа Самарский государственный экономический университет

Основные направления совершенствования управленческого учета образовательных учреждений представлены в ряде работ исследователей [1-5]. В одних работах методологический подход к организации управленческого учета в вузе рассматривается с позиций процессного управления [1], в других - представлены отдельные аспекты методологии и практики стратегического управленческого учета в вузе [4, 5]. Эти исследования, несомненно, вызывают определенный научный и практический интерес.

Изучение практики учета доходов и расходов образовательных учреждений позволило прийти к выводу о том, что для целей бюджетного планирования, учета, контроля и анализа доходов и расходов, на наш взгляд, необходимо осуществить их классификацию, определить их места возникновения и учета, а также центры ответственности.

В вузе выделяются следующие виды деятельности, в результате которых возникают расходы и формируются доходы:

- образовательная деятельность;

- научно-исследовательская деятельность;

- деятельность по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процессов.

Образовательная деятельность высшего профессионального образования - это вид услуги,

* Статья публикуется по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет». 2013. № 32 (278).

обеспечивающей реализацию конституционных гарантий и сложившихся государственных обязательств в области образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и предполагающей затраты определенных экономических ресурсов в процессе удовлетворения образовательных потребностей обучающегося.

Для потребителя образовательной услуги формирование профессиональных знаний, умений и навыков предполагает возмездный характер оказания этих услуг и при частном, и при государственном финансировании, что требует их соответствующего возмещения.

Образовательные услуги вуза оказываются его структурными подразделениями: институтами, факультетами, филиалами. Выделяют следующие формы обучения: очная, вечерняя, заочная. Вуз образовательные услуги предоставляет по различным основным образовательным (специалист, бакалавр, магистратур, аспирант) и дополнительным программам.

Научная деятельность вуза связана с выполнением внутренних научно-исследовательских работ и работ по заказу сторонних организаций, проведением научных и научно-практических конференций, организационных работ по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, участием в выставках и семинарах, ра-

ботой диссертационных советов, международной деятельностью и др.

Деятельность по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процессов включает редакционно-издательскую деятельность, типографские услуги, предоставление услуг по проживанию в общежитии и гостинице, услуги торговли (продажа литературы, канцтоваров и др.), услуги общественного питания (буфеты, столовые и др.).

Под доходами высшего учебного заведения в системе управленческого учета следует понимать субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, собственные доходы учреждения от реализации образовательных, научно-исследовательских работ и услуг, а также от прочей деятельности. Все источники имеют одно общее предназначение - достижение цели, ради которой создается образовательная организация, т. е. обеспечение процесса обучения.

В соответствии с приказом Минфина России от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее - приказ Минфина России № 171н) в бюджетных государственных и муниципальных образовательных учреждениях выделяются следующие статьи в группе доходов:

- статья 130 «Доходы от оказания платных услуг». На данную статью относятся доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, в том числе: доходы от оказания платных услуг; компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений; доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества, закрепленного на праве оперативного управления; плата за пользование общежитием; другие аналогичные доходы;

- статья 171 «Доходы от переоценки активов». На данную статью относятся операции, отражающие положительную либо отрицательную курсовую разницу по средствам в иностранной валюте;

- статья 180 «Прочие доходы». На данную статью относятся таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины; прочие поступления от внешнеэкономической деятельности; гранты и пожертвования; субсидии, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями, и другие аналогичные доходы.

Источниками доходов деятельности вуза выступают бюджетные и внебюджетные средства, а именно:

- деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность) (шифр - 1);

- приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) (шифр - 2);

- средства во временном распоряжении (шифр

- 3);

- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (шифр - 4);

- субсидии на иные цели (шифр - 5);

- бюджетные инвестиции (шифр - 6);

- средства по обязательному медицинскому страхованию (шифр - 7).

В соответствии с приказом Минфина России № 171н можно выделить состав затрат и расходов бюджетного государственного и муниципального вуза по видам.

В системе управленческого учета для формирования информации о сумме начисленных и фактически поступивших доходов от конкретных видов работ по видам деятельности, а также о произведенных расходах необходимо определить места возникновения доходов и расходов.

Местом возникновения доходов и расходов в вузе могут быть институт, деканат, филиал, кафедра, центр предоставления услуг по дополнительному образованию, отдел, выполняющий научно-исследовательские и прочие работы и услуги, т. е. структурные подразделения, где происходит первичное образование доходов и расходов.

В системе управленческого учета предлагается разработать шифры мест возникновения накладных расходов, состоящие из шести знаков. Так, структура шифра места возникновения расходов деканатов, лабораторий, кафедр, филиалов следующая:

- 1-3-й разряды (три знака) - шифр института и филиала;

- 4-й и 5-й разряды (два знака) - шифр кафедры, входящей по структуре управления вуза в состав института или филиала;

- 6-й разряд (один знак) - шифр лаборатории, сектора, входящего в состав кафедры.

Для осуществления общевузовских функций образовательное учреждение устанавливает центры ответственности за расходы и доходы по соответствующим направлениям деятельности исходя из своей организационной структуры.

Структура шифра места возникновения общевузовских расходов следующая:

- 1-й разряд (один знак) - шифр центра ответственности;

- 2-й и 3-й разряды (два знака) - шифр управления вуза;

- 4-6-й разряды (три знака) - шифр отдела, сектора, входящего в состав управления.

Центром учета расходов может выступать первичное место их возникновения.

Как показала практика образовательных учреждений, локализация сформированных по различным классификационным признакам доходов и расходов в управленческом учете позволяет системно увязать их с основными счетами финансового учета. Система управленческого учета обеспечивает сопряженность и взаимосвязь различных информационных потоков, основу для взаимодействия всех функций управления: планирования и организации, учета и контроля, анализа и регулирования.

Для управленческого учета доходов, затрат и расходов по видам деятельности предлагаются соответствующие коды счетов их аналитического учета, состоящие из 26 разрядов:

- 1-й разряд (один знак) - шифр вида финансового обеспечения деятельности вуза;

- 2-6-й разряды (пять знаков) - шифр синтетического счета;

- 7-й разряд (один знак) - шифр группы деятельности:

1 - образовательная деятельность;

2 - научно-исследовательская деятельность;

3 - деятельность по обеспечению образо-

вательного и научно-исследовательского процессов;

- 8-13-й разряды (шесть знаков) - шифр места возникновения доходов (расходов);

- 14-18-й разряды (пять знаков) - шифр вида дохода (расходов);

- 19-й разряд (один знак) - форма и виды образования:

0 - при отсутствии;

1 - бакалавр и специалист (очная);

2 - бакалавр и специалист (заочная);

3 - бакалавр и специалист (вечерняя);

4 - магистратура;

5 - аспирантура;

- 20-26-й разряды (семь знаков) - шифр вида деятельности в группе:

о - шифр образовательной программы; о - шифр научно-исследовательских внутренних работ и работ по заказу сторонних организаций; шифр научных и научно-практических конференций; шифр программы по повышению квалификации профессор-

ско-преподавательского состава; шифры выставок и семинаров, в которых принимает участие вуз, шифр специальностей аспирантуры, шифры диссертационных советов; шифры видов работ по международной деятельности и др.; о - шифры редакционно-издательских заказов, шифры типографских услуг; шифры услуг по проживанию в общежитии и гостинице, шифр услуги торговли литературой, канцтоварами и общественного питания. Для учета доходов по видам деятельности в бюджетных государственных и муниципальных вузах согласно Единому плану счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденному приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Единый план счетов бухгалтерского учета), предлагается использовать пассивный синтетический счет 40110 «Доходы текущего финансового года». К данному счету могут быть открыты аналитические счета, структура которых представлена выше.

Например, шифр счета аналитического учета доходов образовательной программы «Бакалавр экономики», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», очной формы обучения за счет средств физического лица будет иметь вид: 240110100100 00000010801001.

Шифр счета аналитического учета доходов от научно-исследовательской работы за счет средств сторонней организации будет следующим: 240110240200000100001.

Шифр счета аналитического учета доходов от типографских услуг за счет средств сторонней организации предстанет в виде: 240110360300000700001.

Начисление доходов за определенный период (месяц, семестр, год) будет отражаться записью: Д-т сч. 20500 «Расчеты по доходам» К-т сч. 40110 «Доходы текущего финансового года».

Вуз может использовать счет 40140 «Доходы будущих периодов». В этом случае по кредиту данного счета отражается сумма доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету -суммы доходов, зачисленных на соответствующие

счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся. Данные операции отражаются записями:

начисление доходов за определенный период (семестр, год):

Д-т сч. 20500 «Расчеты по доходам»

К-т сч. 40140 «Доходы будущих периодов»;

доходы, относящиеся к текущему финансовому году:

Д-т сч. 40140 «Доходы будущих периодов»

К-т сч. 40110 «Доходы текущего финансового года».

В управленческом учете, по нашему мнению, бюджетные субсидии на выполнение государственного задания (начисленные и полученные) предлагается распределять по образовательным программам. Кроме того, данные о начисленных и полученных доходах за платное обучение за определенный период (месяц, семестр, год) желательно формировать по местам обучения (институтам, факультетам, филиалам) в разрезе образовательных программ.

Для частичного покрытия общевузовских расходов, связанных с образовательной, научно-исследовательской и прочей деятельностью, а также для своего развития вуз может устанавливать размер отчислений в централизованный фонд образовательного учреждения (ЦФОУ) от договора по научно-исследовательской работе или услуге, полученных средств по программе дополнительного образования или от прочей деятельности, например 15-20%.

Управленческий учет затрат и расходов вуза призван сформировать информацию в следующих аналитических разрезах:

- по видам затрат и расходов;

- по источникам финансирования затрат и расходов;

- по местам возникновения и центрам ответственности;

- по видам работ и услуг.

Рассмотрим управленческий учет затрат и расходов по отдельным видам.

Можно согласиться с мнением, что особую сложность вызывает проблема декомпозиции затрат по оплате труда (остальные виды затрат легко идентифицируемы) профессорско-преподавательского состава, занятого одновременно в образовательном и научно-исследовательском процессе [1]. В связи с этим предлагается расходы по ст. 211 «Заработная плата», 212 «Компенсация на приобретение книгоиздательской продукции», 213 «Начисления на вы-

платы по оплате труда» для целей управленческого учета из базы бухгалтерского учета трансформировать в следующих аналитических разрезах:

- расшифровка затрат по оплате труда профессорско-преподавательского состава по кафедрам вуза и филиалам, ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам, научным сотрудникам по кафедрам вуза и филиалов, начислениям страховых взносов;

- расшифровка расходов по оплате труда административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала, прочего обслуживающего персонала, начислениям страховых взносов по кафедрам, институтам, деканатам, филиалам, отделам, управлениям, лабораториям и др.

Заработная плата и начисления страховых взносов на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава, компенсации на приобретение книгоиздательской продукции включаются в себестоимость каждой образовательной программы пропорционально часовой нагрузке кафедры. Для этого предлагается в систему управленческого учета ввести расчеты часовой нагрузки по кафедрам по образовательным программам и формам обучения за учебный семестр (учебный год).

Затраты электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и амортизации основных средств головного вуза распределяют в два этапа:

- первый этап. Определяется сумма данных затрат, приходящаяся на образовательную деятельность и другие виды деятельности вуза. Для этого рассчитывают удельный вес приведенного контингента студентов, среднесписочного профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого, учебно-вспомогательного персонала и прочего обслуживающего персонала кафедр и деканатов (образовательная деятельность) и среднесписочного состава административно-управленческого, учебно-вспомогательного персонала и прочего обслуживающего персонала общевузовских структур (другие виды деятельности);

- второй этап. Сумма расходов по электроэнергии, теплоснабжению, водоснабжению, водоотве-дению и амортизации, приходящаяся на образовательную деятельность, включается в себестоимость образовательных программ пропорционально приведенному контингенту студентов по каждой образовательной программе.

Расходы по электроэнергии, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и амортизации

по основным средствам филиалов включаются в себестоимость образовательных программ пропорционально приведенному контингенту студентов по каждой образовательной программе.

Для осуществления данных расчетов предлагается в систему управленческого учета ввести следующие данные:

- полного и приведенного контингента студентов за учебный семестр по образовательным программам и формам обучения;

- среднесписочный профессорско-преподавательский состав, состав административно-управленческого, учебно-вспомогательного, прочего обслуживающего персонала на 1 февраля и 1 июля.

Информация по статьям расходов 21201 «Суточные (командировочные расходы работников)», 22201 «Оплата проезда (командировочные расходы работников)», 22611 «Проживание (командировочные расходы)», 221 «Услуги связи», 22203 «Наем транспорта», 22504 «Ремонт автомашин», 27213 «Расходование горюче-смазочных материалов», 22301 «Электроснабжение», 22302 «Теплоснабжение (отопление и горячая вода)», 22303 «Водоснабжение и водоотведение», 22306 «Газоснабжение», 22401 «Аренда недвижимого имущества», 22501 «Капитальный ремонт зданий и сооружений»,

22502 «Текущий ремонт зданий и сооружений»,

22503 «Техническое обслуживание имущества», 22505 «Санитарно-гигиеническое обслуживание», 226 «Прочие работы, услуги» по видам расходов 22601-22615, 270 «Амортизация», 272 «Расходование материальных запасов», 290 «Прочие расходы» по видам 29001-29009 из базы бухгалтерского учета трансформируются в базу управленческого учета в форме расшифровок и группируются по местам их возникновения.

Затраты по видам деятельности в бюджетных государственных и муниципальных вузах согласно Единому плану счетов бухгалтерского учета, по нашему мнению, могут учитываться в дебете счета 10961 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Структура аналитических счетов, открываемых для каждого вида работ и услуг, может иметь 26 разрядов. Например, шифр счета аналитического учета расходов по оплате труда профессорско-преподавательского состава по образовательной программе «Бакалавр экономики», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», очной формы обучения за счет средств физического лица будет иметь вид: 210961100100 21101108010001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управленческий учет расходов по видам в разрезе мест их возникновения позволяет определить сумму накладных расходов. В управленческом учете накладные расходы могут группироваться по структурным подразделениям исходя из справочника мест возникновения расходов нарастающим итогом за финансовый управленческий год (сентябрь - август).

Предлагаемый перечень статей накладных расходов представлен в таблице.

Данные по накладным расходам обобщаются на основании следующих документов:

- бухгалтерской справки по распределению заработной платы и начислений по оплате труда;

- бухгалтерской справки по распределению суточных, проезда и проживания при командировках работников;

- расшифровки по услугам связи;

- расшифровки по транспортным расходам и расходам на ремонт автомашин;

- расшифровки по услугам кабельной канализации;

- расшифровки по расходам на ремонт автомашин;

- расшифровки по аренде недвижимого имущества;

- расшифровки по расходам на текущий и капитальный ремонт;

- расшифровки по расходам автострахования;

- расшифровки по расходам на услуги по программному обслуживанию и обеспечению;

- расшифровки по расходам на проведение научных и научно-практических конференций;

- расшифровки по расходам на культурно-массовую, физкультурную работу со студентами, работу по профориентации;

- расшифровки по расходам на участие учебно-методического отдела в семинарах, конференциях;

- расшифровки по расходам на библиотечно-информационное обслуживание;

- бухгалтерской справки по начисленной амортизации;

- бухгалтерской справки по распределению материальных запасов по местам их использования;

- расшифровки по видам прочих расходов.

Учет накладных расходов кафедр, деканатов

и филиалов в бюджетных государственных и муниципальных вузах согласно Единому плану счетов бухгалтерского учета предлагается вести на активном синтетическом счете 10970 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ,

Перечень статей накладных расходов вуза

Код статьи Статья накладных расходов Кафедра Деканат Филиал Общевузовская структура

21102 Заработная плата административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала и прочего обслуживающего персонала + + + +

21302 Начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала и прочего обслуживающего персонала + + + +

21201 Суточные (командировочные расходы работников) + + + +

22201 Оплата проезда (командировочные расходы работников) + + + +

22611 Проживание (командировочные расходы) + + + +

22101-22105 Услуги связи + + + +

22203 Наем транспорта + +

22301-22304 Коммунальные услуги + +

22401-22402 Аренда недвижимого имущества + +

22501 Капитальный ремонт зданий и сооружений + + + +

22502 Текущий ремонт зданий и сооружений + + + +

22504 Ремонт автотранспорта + + +

22601-22612 Работы, услуги по содержанию имущества + +

22700 Амортизация + + + +

27201, 27202 Расходование материальных запасов + + + +

29001-29009 Прочие расходы +

услуг». К данному счету могут быть открыты аналитические счета, состоящие из 26 знаков. Например, шифр счета аналитического учета расходов по оплате труда административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала и прочего обслуживающего персонала института за счет собственных средств вуза будет иметь вид: 2109701001002110200000000.

Накладные расходы деканатов, кафедр, филиалов предлагается включать в себестоимость образовательной программы пропорционально приведенному контингенту студентов. При этом делается бухгалтерская запись:

Д-т сч. 10961 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

К-т сч. 10970 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг».

Для учета общевузовских расходов в бюджетных государственных и муниципальных вузах согласно Единому плану счетов бухгалтерского учета предлагается вести активный синтетический счет 10980 «Общехозяйственные расходы». К данному счету могут быть открыты аналитические счета. Шифр аналитического счета состоит из 26 разрядов. Например, шифр счета аналитического учета расходов по оплате труда административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала и прочего обслуживающего персонала

управления информатизации за счет собственных средств вуза будет иметь вид: 21098030300021102 00000000.

Общевузовские расходы целесообразно включать в себестоимость работ и услуг вуза в два этапа:

- первый этап. Расходы подразделений вуза, связанные с осуществлением только образовательной деятельности (например, расходы учетно-ме-тодического управления, управления по поддержке учебного процесса, расходы компьютерных классов и лабораторий и др.) включаются в себестоимость образовательных программ пропорционально приведенному контингенту студентов;

- второй этап. Оставшаяся сумма общевузовских расходов распределяется между реализованной образовательной услугой, выполненной научной работой и реализованной прочей услугой пропорционально доходам каждого вида деятельности в общей сумме доходов вуза, т. е. данные расходы покрываются за счет дохода от каждого вида деятельности и не включаются в себестоимость конкретной образовательной программы или выполненной научной работы.

При этом делаются бухгалтерские записи:

включение общевузовских расходов в себестоимость образовательных программ (первый этап):

Д-т сч. 10961 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

К-т сч. 10980 «Общехозяйственные расходы»;

отнесение общевузовских расходов в расходы образовательной деятельности, научно-исследовательской и прочей деятельности (второй этап):

Д-т сч. 40120 «Расходы текущего финансового года»

К-т сч. 10980 «Общехозяйственные расходы».

В связи с тем, что студенты учатся 10 мес. и оплату производят за учебный год (с 1 сентября по 30 июня), а вуз осуществляет расходы с 1 сентября по 31 августа, то возможны два варианта учета источников, призванных покрыть расходы образовательного учреждения в июле - августе:

- первый вариант. Вуз создает резервы предстоящих расходов по каждому направлению (например, резерв на выплаты заработной платы профессорско-преподавательского состава за время отпуска с начислениями на социальное страхование, резерв заработной платы с отчислениями на социальное страхование обслуживающего персонала вуза, резерв расходов на капитальный и текущий ремонт основных средств, обеспечивающих учебный процесс и др.). Одна десятая часть резервов ежемесячно включается в расходы текущего месяца. Таким образом, расходы июля - августа будут покрыты за счет соответствующих резервов;

- второй вариант. Вуз осуществляет учет доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде (сентябрь - июнь), но относящихся к будущим отчетным периодам, т. е. использует в учете счет 40140 «Доходы будущих периодов». Следовательно, одна шестая (одна двенадцатая) часть платы за обучение относится в доходы текущего отчетного периода при наступлении периода, к которому эти доходы относятся. Таким образом, расходы в июле - августе будут покрыты доходами, полученными ранее.

Следует согласиться, что «хорошо налаженный управленческий учет и развитая информационная система позволяют рассчитывать фактическую себестоимость образовательных услуг и управлять ею,... определить связь между затратами и результатами по оказанию образовательной услуги, позволяют разработать реальную измерительную систему, повышают заинтересованность всех подразделений в конечных результатах, дают руководству университета эффективный инструмент управления затратами» [4, с. 70].

Большая роль в практической реализации создания системы управленческого учета доходов и расходов вуза принадлежит бухгалтерской и планово-экономической службам. Ввиду однородности работы происходит постоянный обмен данными между ними. Эти два подразделения используют еди-

ный модуль действующего программного продукта, обеспечивающий общность обрабатываемой информации. Так, принимаемая бухгалтерией от планово-финансового отдела информация содержит:

- утвержденные сметы доходов и расходов по источнику финансирования деятельности вуза;

- данные по финансированию структурных подразделений;

- распределение лимитов бюджетных обязательств;

- плановые расшифровки доходов и расходов по кодам бюджетной классификации.

Из бухгалтерии в планово-финансовый отдел для анализа результатов деятельности вуза поступает информация о:

- фактических затратах по учебной, научной и иной деятельности в разрезе статей бюджетной классификации;

- фактических доходах и расходах по местам возникновения и центрам ответственности;

- фактических доходах и расходах по источникам финансирования.

На основании информации о доходах и расходах для целей управления вузом рассчитывается маржинальный доход по видам деятельности и структурным подразделениям (головной вуз и филиалы) и определяется объем средств, заработанных вузом на развитие и модернизацию своей деятельности. Данные управленческого учета можно использовать для анализа, результаты которого позволят оценить реальное финансово-экономическое состояние образовательного учреждения и диагностировать его финансовое состояние, а также подготовить и принять оперативные и стратегические управленческие решения.

Список литературы

1. Глущенко А. В., Егорова Е. М. Методологический подход к организации управленческого учета в вузе с позиций процессного управления // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3 «Экономика. Экология». 2011. № 2 (19). С. 179-188.

2. Зайцев Н. Н. Об управленческом учете в управлении вузом // Вестник Удмуртского гос. ун-та. 2008. № 2-1. С. 25-28.

3. Макарова Е. А. Управленческий учет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность // Вестник Астраханского гос. техн. ун-та. 2004. № 3. С. 150-156.

4. Мальцева Г. И., Митина О. В. Инструменты стратегического управленческого учета в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. С. 62-75.

5. Швецов Н. М. Стратегический управленческий учет в системе управления качеством образования в вузе // Управленческий учет. 2008. № 11. С. 56-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.