12. Yulisman L. Indonesia wary of rise in protectionism. The Jakarta Post, 2014, 10 March. Available at: http://www.thejakartapost.com/ news/2014/03/ 10/indonesia-wary-rise-protectionism.html (accessed 18 September 2014).
Кравченко Алла Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента ДВФУ, г. Владивосток. E-mail: [email protected]
Сергеева Олеся Олеговна, ассистент кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента ДВФУ, г. Владивосток. E-mail: [email protected]
ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ
Статья посвящена аграрной политике Китая. По данным Академии общественных наук КНР, в стране обеспечивается самодостаточность по основным сельскохозяйственным культурам, поддерживается продовольственная независимость на уровне 95%. Тем не менее, у Китая существует зависимость от импорта определенного перечня продуктов питания. Наиболее острые проблемы в продовольственной сфере: сокращение площади пахотных земель, изменение климата, острый дефицит воды, увеличение импорта зерна.
Правительство Китая стремится снизить зависимость страны от импорта продовольствия, которая ставит государство в зависимость от колебания цен на мировом рынке. Для этой цели правительство Китая оказывает помощь агропродовольственному сектору. Одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования сельскохозяйственной отрасли является государственное инвестирование. Сельское хозяйство также вошло в перечень приоритетных отраслей для привлечения иностранных инвестиций. Эффективность аграрной политики государства демонстрируют и ряд программ по развитию и поддержанию сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственной науки и техники, развитию бедных сельских районов. Вопрос о совершенствовании жесткой налоговой политики в сельскохозяйственной отрасли рассматривается в Китае как важный фактор успешного реформирования аграрной сферы. Особое внимание властей уделяется стремительному процессу урбанизации. Миграция населения в городские районы ведет к снижению экономического потенциала аграрного сектора, а в перспективе способна нарушить продовольственную самоокупаемость Китая.
В статье рассматриваются основные направления аграрной политики китайского государства в области продовольственной безопасности на ближайшие годы: увеличение посевных площадей, научное и техническое
перевооружение аграрного сектора экономики, увеличение объемов инвестирования в сельское хозяйство, совершенствование налоговой политики, развитие негосударственных сельскохозяйственных предприятий, формирование резервных и страховых продовольственных фондов, укрепление рыночных отношений, а также концепция комплексного развития частного сектора экономики деревни.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельское хозяйство Китая, импорт продовольствия, достаточность продовольствия, международная торговля, налоговая политика, система инвестиций, государственное регулирование.
Alla A. Kravchenko, Cand. Sci (Economics), Associate Professor of the Department of World Economics, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok. E-mail: [email protected]
Olesya O. Sergeeva, Assistant of the Department of World Economics, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok. E-mail: [email protected]
CHINA POLICY IN THE AREA OF FOOD SECURITY: MODERNIZATION OF AGRICULTURE
The article is devoted to the agricultural policy of China. According to the PRC Academy of Social Sciences, the food security of China is 95%. However, the country is dependent on the import of several food products. The most pressing challenges of Chinese food supply system include the following: reduction in the area of cultivated land, climate changes, significant deficiency of water, and grain import growth.
The government of China is trying to reduce the country's dependence on food imports, which makes China sensitive to price fluctuations at the global market. In order to achieve this goal, the government provides assistance to the agricultural sector. State investment is one of the most efficient tools in state regulation of agriculture. Agriculture was also included into the list of top priority sectors for attracting foreign investment. A number of programs of developing and supporting the agriculture, science and technology, and poor rural areas show efficiency of the agricultural policy. The issue of perfecting the strict tax policy in agriculture is being discussed in China as an important factor of agricultural reforms. Special attention is paid to the rapid urbanization process. Migration of the population into urban areas reduces the economic potential of agriculture and can disrupt the food self-sufficiency of China.
The article reviews the main trends of Chinese agricultural policy in the area of food security for the next few years: increasing the area of cultivated lands, technological modernization of agriculture, increasing the volume of investment
into agriculture, perfecting the tax policy, developing the non-governmental agricultural companies, creating reserve and insurance food funds, improving market relations, as well as the concept of comprehensive development of the private economic sector in rural areas.
Key words: food security, Chinese agriculture, food import, sufficiency of food, international trade, tax policy, system of investment, state regulation.
До провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 г. сельское хозяйство КНР играло главенствующую роль в экономике страны и на его долю приходилось порядка 70% от всего национального дохода и общественного производства. С ускорением урбанизации и индустриализации с 1980-х годов, доля сельского хозяйства в ВВП страны постоянно уменьшалась, но роль данного сектора как основы национальной экономики остается неизменным [1].
Китай, являясь крупнейшей и наиболее динамично развивающейся экономикой мира (темпы роста ВВП за последние 10 лет не опускались ниже 9% [1]), также остается страной с наибольшей в мире численностью населения -1 366 млн чел. по состоянию на октябрь 2014 г. [2]. Эти факторы, наряду с масштабным вовлечением страны в международную торговлю, показателем которой является более чем шестикратный рост внешнеторгового оборота за последнее десятилетие, а также активным вложением инвестиций по всему миру и особенностями системы государственного управления, определяют позиции Китая по решению ключевых проблем глобального управления, оказывают существенное влияние на формирование повестки дня международных форумов и глобальное управление в целом.
Китай поддерживает стабильный и высокий уровень продовольственной безопасности. В стране обеспечивается самодостаточность по основным сельскохозяйственным культурам от 91 до 97% внутреннего потребления. КНР выполняет рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, которая призывает поддерживать уровень продовольственной независимости на уровне 95%. Тем не менее у Китая есть зависимость от импорта определенного перечня продуктов питания. На сегодняшний день КНР наиболее остро ощущает потребность в сое, растительном (соевом) масле и зерновых культурах (рис, пшеница). Экспортирует Китай в основном фрукты, овощи и мясо.
Важным показателем продовольственной безопасности и защищенности государства является производство зерна на душу населения. Данный индикатор отражает обеспеченность населения в зерновых объемах. Минимально приемлемый, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, показатель данного фактора - 230 кг на душу населения [3]. В Китае данный показатель находится на грани минимально приемлемого значения. В 2012 г. производство зерна составило 237,3 кг на душу населения. В России данный показатель дос-
тигает уровня 627 кг на душу населения, что в 2,7 раза больше порогового значения.
Таблица 1
Производство, потребление и запас зерновых, в том числе пшеницы,
2011-2012 с/х г., млн т
Страна Производство % от мирового производства Потребление Запас % запаса от потребления Запасы, кг/чел Производство на душу населения, кг
Зерновые, млн т
Мир 1850,7 100 1851,5 366 19,8 52,1 263,6
Россия 89,7 4,85 65,4 13,6 20,8 95,1 627
Китай 319 17,24 324,5 115,3 35,5 85,8 237,3
Пшеница, млн т
Мир 965,6 100 692,7 197,1 28,5 28,1 137,5
Россия 56,2 5,82 37,6 11 29,3 76,9 392,9
Китай 117,9 12,21 121,5 53,9 44,4 40,1 87,7
Как видно из данных таблицы 1, производство зерновых в Китае в 2011— 2012 сельскохозяйственном году составило 319 млн т, из них 117,9 млн т (51,7%) - пшеница. В то же время потребление составило 324,5 млн т. Разница довольно существенная. При таких темпах потребления запасы зерновых Китая (115,3 млн т) достаточно быстро израсходуются.
Производство зерновых в России в 2011-2012 сельскохозяйственном году составило 89,7 млн т, что в 3,5 раза меньше, чем в Китае. Из них 56,2 млн т (62,6%) - пшеница. В то же время Россия полностью удовлетворяет потребность населения в зерне, потребление составило 65,4 млн т.
В течение 2013 г. специалистами Академии общественных наук КНР было проведено комплексное исследование по выявлению наиболее острых проблем в продовольственной сфере, среди которых выделены четыре:
1. Сокращение площади пахотных земель (рис. 1). В 2012 г. площадь посевных земель Китая составила 8 028 кв. км, на 54 кв. км меньше, чем в 2011 г. В целом с 1983 г. по 2012 г. размер сельскохозяйственных площадей сократился на 2% (178,8 кв. км). Основными причинами стремительного уменьшения пахотных земель является рост городов с сопровождающимся ухудшением состояния окружающей среды. Урбанизация зачастую служит большим препятствием на пути роста сельскохозяйственного производства из-за проблемы обезземеливания крестьян.
(М п п
Рис. 1. Динамика площади сельскохозяйственных земель Китая
в 1983-2012 гг.
2. Изменение климата и как следствие - снижение урожайности, деградация почв. Американскими учеными из Международного института по продовольственной политике было подсчитано, что при повышении среднегодовой температуры на 1 градус происходит уменьшение продукции сельского хозяйства на 10%. По прогнозам международной природоохранной организации «Гринпис», в ближайшие 20-50 лет климатические изменения окажут серьезное влияние на сельскохозяйственное производство в Китае. Повышение температуры воздуха, уменьшение количества воды для полива и другие негативные факторы приведут к сокращению валового сбора зерна в Китае на 14-23%. Климатические изменения могут вызвать эрозию почвы, ослабить способность сельскохозяйственной экосистемы противостоять стихийным бедствиям, привести к распространению сельскохозяйственных вредителей.
3. Острый дефицит воды. Одной из причин сокращения пахотных земель и в целом ключевой проблемой обеспечения продовольственной безопасности является дефицит водных ресурсов в Китае. Сегодня расход воды в КНР составляет более 600 млрд куб. м в год, из них дефицит воды составляет 50 млрд куб. м в год. По данным министерства водных ресурсов КНР, в настоящее время на душу населения приходится лишь 2100 куб. м воды в год, или около 28% от среднего мирового значения. В 2012 г. проблема получения чистой воды стала особенно насущной для регионов Китая, пострадавших от сильной засухи: Сычуаня, Юньнаня и Внутренней Монголии. Между тем большая часть рек Китая серьезно загрязнена и непригодна для использования [4].
4. Увеличение импорта зерна. В 2012-2013 гг. Китай собрал 309 млн т зерна, около 14 млн т было импортировано из-за рубежа. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в структуре китайского импорта зерна в 2012 г. преобладали кукуруза (37%), пшеница (26%), ячмень (18%), рис (17%). Китай все еще остается крупнейшим импортером американского зерна и кукурузы. По прогнозам, в 2020 г. китайский импорт кукурузы может составить 20 млн т. По мнению экспертов Института мировой экономики Шанхайской академии социальных наук,
зависимость Китая от внешних поставок зерна является одной из сложных задач в плане обеспечения продовольственной безопасности.
Зависимость Китая от импорта определенного перечня продуктов ставит страну в сильную зависимость от колебаний цен на мировом рынке. Об этом можно судить по индексу потребительских цен (табл. 2), опубликованному Статистическим бюро КНР. Наивысшие показатели индекса приходятся на 2008 г. и 2011 г., именно тогда Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН был зарегистрирован самый высокий рост цен на продовольствие.
Таблица 2
Индекс потребительских цен в Китае за 2008-2014 гг., %
Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Индекс потребительских цен 6,47 1,71 1,48 4,64 4,05 2,31 2,67
Повышение цен на продукты питания вызывает удорожание стоимости жизни в КНР, что, в свою очередь, становится причиной роста недовольства населения уровнем жизни и вызывает тревогу у китайских властей.
Таким образом, с учетом возможных и уже реальных угроз продовольственной безопасности КНР власти страны принимают комплексные меры. Одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования в сельскохозяйственном секторе является система инвестиций. Консолидированный бюджет сельского хозяйства КНР формируется из 4 источников:
- прямое государственное финансирование;
- кредиты через государственные банки;
- средства коллективных хозяйств в деревне;
- средства, полученные от налогообложения крестьянских, фермерских дворов.
«Закон КНР о сельском хозяйстве» обязывает государство увеличивать капиталовложения в эту отрасль экономики наряду с местными правительствами всех ступеней, которые должны в своих бюджетах специально предусматривать средства на внедрение достижений агротехники и ежегодное их увеличение. Закон определяет источники капиталовложений, прописывает механизм их применения, порядок подготовки специалистов в области сельского хозяйства. Принят также «Закон о внедрении в производство агротехнических достижений», согласно которому их распространение возлагается на административные органы, научные и учебные центры, а сам перечень внедрения агротехнических достижений должен включаться в государственный и местный планы развития науки и техники [5].
Госплан КНР утвердил Перечень приоритетных отраслей экономики, куда намечается привлекать иностранные инвестиции. Сельское хозяйство наряду с транспортом, связью, охраной окружающей среды входит в число этих приоритетов. За последние 20 лет правительство Китая обеспечило
поступление в аграрный сектор около 20 млрд долл. иностранных инвестиций, примерно по 1 млрд долл. в год. В настоящее время в аграрной сфере реализуется более 10 тыс. проектов с иностранными инвестициями. Именно инвестирование является главным рычагом осуществления намеченных на перспективу программ развития аграрного сектора экономики Китая и, в конечном счете, достижения продовольственной независимости страны [6].
Совершенствованию налоговой политики также придаётся важное значение при поддержании продовольственной независимости страны. Цены на продовольствие в Китае определяются рынком, но при контроле со стороны государства, которое гарантирует их стабильность и необходимый уровень. В этих целях созданы резервные и страховые продовольственные фонды в качестве стабилизирующей меры, особенно на период стихийных бедствий и неурожая. По данным за 1999 г., резерв товарного зерна в стране составлял 226,75 млн т [7]. В начале 90-х годов было объявлено о широкомасштабной либерализации цен. Почти повсеместно были введены свободные цены на зерно и другие сельскохозяйственные товары, отменена карточная система распределения. Однако инфляционный подъем заставил правительство КНР в скором времени заявить о частичном возврате к государственному контролю над закупочными и розничными ценами на зерно и растительное масло [8].
Совершенствование налоговой политики в деревне является важным фактором успешного реформирования социально-экономической сферы в АПК. В большинстве стран Запада нет специального налогообложения крестьян, так как проводится политика прямых дотаций производителям. Так, в США на 1 га пашни такие дотации составляют 100-150 долл., в странах ЕС - 300-350 долл. В Китае же, по подсчетам китайских специалистов, сельскохозяйственный налог и «бремя» косвенных сборов играют роль прямых «антидотаций», которые в пересчете на 1 га пашни составляют 100-150 долл. В таких условиях доходы китайских крестьян с 1 га пашни оказываются ниже, чем в США, более чем на 200-250 долл., а по сравнению со странами ЕС - на 400-450 долл. Эти расчеты, сделанные китайскими экспертами, наглядно демонстрируют, что нынешняя налоговая политика в китайской деревне исключает всякую возможность повышения конкурентоспособности китайской сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. Более того, это уже обернулось крайней неэффективностью производства и низкой конкурентоспособностью основных видов продукции отрасли, что, естественно, подрывает продовольственную безопасность страны [9].
Решению проблемы по снижению численности сельского населения отводится важная роль на пути обеспечения нужного уровня продовольственной безопасности Китая. Стремительный процесс урбанизации является основной причиной постепенного снижения продуктивности сельского хозяйства страны [4]. Наряду с критическим уменьшением пахотных земель также происходит отток сельского населения в крупные города, что, в свою
очередь, приводит к снижению производительности сельскохозяйственных производств (рис. 2).
Рис. 2. Динамика численности городского и сельского населения
в 1989-2012 гг.
При общем росте численности населения Китая доля сельского населения снижается. В 2012 г. численность сельского населения составила 54,4 млн чел., 5% от общей численности населения. За период с 1989 по 2012 гг. численность сельского населения сократилась на 51%, что составило 52,2 млн чел.
Государственные меры направлены на решение еще одной немаловажной проблемы при сохранении продовольственной безопасности - уменьшение посевных площадей. В 2010-2030 гг. объемы производства зерна в КНР прогнозируются на уровне 550 и 640 млн т в год соответственно за счет повышения продуктивности средне- и низкоурожайных площадей, которые по оценкам составляют 71,3% пахотного клина страны [10]. В связи с чем большое значение придается решению задачи «несокращения» посевных площадей, так как Китай ежегодно терял и до сих пор продолжает терять посевные площади главным образом из-за изъятия их из сельскохозяйственного оборота для строительства промышленных предприятий, дорог, карьеров по добыче строительного сырья и пр. Предусматривается стабилизация пахотного клина страны или даже увеличение его за счет распашки целинных земель в приграничных территориях на уровне 110 млн га. В последние годы в Китае наряду с распашкой нетронутых земель значительное внимание стало уделяться борьбе с эрозией почв, их заболачиванием, а также орошению, дренажу и выравниванию земельных участков. В 2001 г., по официальным данным, регулярно обрабатываемая пахотная площадь составляла 105,8 млн га. Сейчас, согласно сообщениям Государственного статистического управления КНР, имеется 130 млн га обрабатываемых земель [1].
Промышленное загрязнение воды и почвы привело к ряду экологических бедствий в сельскохозяйственных районах. В конце 2013 г. более
3,3 млн га пахотной земли в Китае стало непригодно для выращивания сельскохозяйственных культур из-за загрязнения промышленными отходами и пестицидами. Особую озабоченность властей вызывают граничащие с Россией северо-восточные области КНР, где скапливающиеся годами экологические проблемы уже привели к уменьшению запасов пресной воды.
Научное и техническое перевооружение аграрной экономики приобретает первостепенное значение при сохранении продовольственной безопасности Китая. В промышленно развитых странах доля научно-технического фактора в росте производительности труда составляет свыше 60%. Политическое руководство страны поставило задачу в ближайшее время увеличить вклад научных разработок в рост сельскохозяйственного производства до 50%, а в дальнейшем, к 2030 г., ликвидировать разрыв по данному показателю между КНР и западными странами [2].
В изменениях структуры производства сельскохозяйственной продукции важная роль отводится мясу и продукции водных промыслов.
По данным Государственного статистического управления КНР, в начале XXI в. среднегодовое производство мяса в стране достигло 60 млн т, а продукции водных промыслов - 32 млн т. Тем не менее, это значительно ниже среднедушевого показателя в развитых странах мира. Провинция Ляонин, единственная из трех северо-восточных территорий, имеет выход к морю и успешно развивает морской промысел, а также марикультуру. Здесь создан ряд предприятий с использованием иностранного капитала, и по современной технологии осуществляется углубленная переработка морепродуктов. Получило развитие искусственное разведение креветок на экспорт. Развивается и животноводческий комплекс - с 2003 г. население провинции полностью обеспечивает себя мясомолочной продукцией [11]. Успешно осуществляется «Программа развития животноводства провинции Хэйлунцзян», в соответствии с которой поголовье молочного стада в 2011 г. достигло 1,45 млн (среднегодовой рост 15,8%), производство молока и мяса - 4,3 млн и 2,6 млн т соответственно, общие доходы хозяйств от сбыта продукции животноводства составили 26 млрд юаней, а чистый среднедушевой доход скотоводов - 650 юаней [1]. Осуществляются поставки мяса за границу, в том числе и на российский Дальний Восток.
Канцелярией Госсовета КНР 05.05.2014 г. был опубликован «План основной работы в сфере продовольственной безопасности на 2014 г.». В документе подчеркивается, что необходимо устранить причины основных проблем в сфере продовольственной безопасности, обеспечения населения здоровыми продуктами питания и включить работы по обеспечению продовольственной безопасности в компетенцию местных правительств.
Потенциальные возможности современного аграрного комплекса страны есть и в развитии негосударственных сельскохозяйственных предприятий. В условиях становления рыночной экономики правительство выдвинуло и активно осуществляет концепцию комплексного развития частного
сектора экономики деревни - ее волостных и поселковых предприятий. Помимо использования ряда льгот, получаемых из государственных и региональных источников с учетом распределения материальных и финансовых ресурсов, волостно-поселковым предприятиям также предоставляется право привлечения иностранных инвестиций, что позволяет создавать прибыльные предприятия с высоким техническим и технологическим уровнем, большим масштабом производства и высокой экономической эффективностью [12].
В последние годы в Китае активно формируются рынки основных фондов производства, земли, рабочей силы и капиталов с целью создания более крупных хозяйств и концентрации земли в руках «умелых крестьян» при сохранении государственного контроля за использованием земли.
Вступление Китая в ВТО в 2001 г. рассматривалось в стране как необходимый шаг для ускорения экономического развития, для привлечения необходимых ресурсов и расширения масштабов открытости китайской экономики внешнему миру. Укрепление рыночных отношений в стране стимулирует ускорение структурных реформ в сельском хозяйстве, что поможет решению проблемы эффективности и конкурентоспособности агросферы.
Эффективность аграрной политики государства демонстрируют приуроченные к вступлению в ВТО средне- и долгосрочные планы и программы:
- «Программа стратегического урегулирования производственной и отраслевой структуры сельского хозяйства, сельской экономики (20012010 гг.)»;
- «Программа развития сельскохозяйственной науки и техники (20012010 гг.)»;
- «Программа развития производства продовольственной продукции и повышения ее питательных качеств (2001-2010 гг.)»;
- «Программа поддержки и развития бедных сельских районов (20012010 гг.)»;
- «Программа освоения Западного Китая (2001-2010 гг.)» и др. [2].
- Поддержка государства способствовала решению основных задач экономической реформы в КНР:
- созданию слоя независимых товаропроизводителей - экономических агентов в различных отраслях экономики, в том числе в сельском хозяйстве, что обеспечило социальную стабильность на селе;
- привлечению дополнительных инвестиций в экономику, в том числе в аграрную сферу, как из государственного бюджета, так и иностранных инвестиций;
- повышению жизненного уровня крестьянства. Прямым следствием реформ стало повышение платежеспособности жителей города и деревни и расширение потребительского рынка, а также укрепление «политического» доверия к руководству государством и заинтересованности населения в дальнейшем проведении экономических реформ.
15 января 2008 г. в Китае был введен режим государственного регулирования цен на основные виды товара, в том числе и продукты питания. Мера была введена как временная, но действует и по настоящий момент [13].
В рамках программы «Продовольственная корзина» предполагается также осуществление следующих мер:
1. Создание системы взаимодействия провинций - основных производителей риса и баз продовольствия в больших и средних городах. Предполагается, что для каждого города будет отведена определенная площадь сельскохозяйственных земель, благодаря которым города будут полностью обеспечиваться сезонными овощами и фруктами.
2. Создание фондов регулирования и сдерживания роста цен на товары. Работа этих фондов предполагает компенсирование расходов крестьян в рамках данной программы.
3. Упрощение цепочки «производитель - продавец». Уменьшение количества посредников в этой цепи поможет существенно снизить стоимость товара и сэкономить на логистических услугах.
Таким образом, в настоящее время благодаря принимаемым мерам правительству КНР в целом удается в некоторой степени сдерживать рост цен на продукты, и продовольственная безопасность в основном гарантирована. Однако, по прогнозам специалистов, в ближайшее время КНР предстоит столкнуться с новыми угрозами и вызовами относительно продовольственного обеспечения, среди которых негативные последствия демографического роста, дефицит пахотных земель, проблема снабжения пресной водой, трудности в работе закупочной системы, а также рост потребностей населения страны. Тем не менее, проблеме продовольственной безопасности в Китае на государственном уровне отводится только второе место. На первом же месте по-прежнему стоит задача стимулирования экономического роста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Statistical Yearbook of the Republic of China [Electronic resourse] // Statistical. - Access: http://eng.dgbas.gov.tw.
2. OECD Statistics [Electronic resourse] // The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). - Access: http://www.oecd.org.
3. FAO: Applications and uses for food balance sheets data [Electronic resourse] // Food and Agriculture Organization. - Access: http://www.fao.org.
4. Chen, J. Rapid urbanization in China: A real challenge to soil protection and food security // CATENA. - 2007. - Vol. 69 (1). - P. 1-15.
5. Zhu, J. 2004. Public investment and China's long-term food security under WTO // Food Policy. - 2004. - Vol. 29 (1). - P. 99-111.
6. Hansen, J. Impact of China's Agriculture Policies on Domestic and World Commodity Markets / J. Hansen, F. Tuan, A. Somwaru, R. Seeley. -Washington DC : Economic Research Institute, 2009. - 124 p.
7. Kwiecinski, A. Quantitative Evaluation of Agricultural Policy Reforms in China: 1993-2005 / A. Kwiecinski. - Paris : OECD Publ., 2007. - 242 p.
8. Anderson, K. Food security policy options for China : Lessons from other countries / K. Anderson, A. Strutt // Food Policy. - 2014. - Vol. 49 (1). -P. 50-58.
9. Wang, J. Food Security, Food Prices and Climate Change in China : a Dynamic Panel Data Analysis // Agriculture and Agricultural Science Procedia.
- 2010. - Vol. 1. - P. 321-324.
10. Wei, T. Climate change impacts on crop yield : Evidence from China / T. Wei, T. Cherry, S. Glomrod, T. Zhang // Science of The Total Environment.
- 2014. - Vol. 499. - P. 133-140.
11. Bender, W. Population, food and nutrition / W. Bender. - Washington DC : United States Department of Agriculture, 2002. - 100 p.
12. Gandhi, P. Food demand and the food security challenge with rapid economic growth in the emerging economies of India and China / P. Gandhi, Z. Zhangyue. Food Research International. - 2014. - Vol. 63. - P. 108-124.
13. Badami, M. Urban agriculture and food security: A critique based on an assessment of urban land constraints. Global Food Security. 2014 / M. Badami, N. Ramankutty [Electronic resourse]. - Access: http://www.sden cedirect.com/science/article/pii/S2211912414000431.
REFERENCES
\
1. Statistical Yearbook of the Republic of China. Statistical. Available at: http://eng.dgbas.gov.tw (acessed 23 November 2014).
2. OECD Statistics. The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). Available at: http://www.oecd.org (acessed 23 November 2014).
3. FAO: Applications and uses for food balance sheets data. Food and Agriculture Organization. Available at: http://www.fao.org (acessed 23 November 2014).
4. Chen J. Rapid urbanization in China: A real challenge to soil protection and food security. CATENA, 2007, vol. 69, no.1, pp. 1-15.
5. Zhu J. Public investment and China's long-term food security under WTO. Food Policy, 2004, vol. 29, no. 1, pp. 99-111.
6. Hansen J., Tuan, F. , Somwaru, A., Seeley, R. Impact of China's Agriculture Policies on Domestic and World Commodity Markets. Washington DC: Economic Research Institute, 2009. 124 p.
7. Kwiecinski A. Quantitative Evaluation of Agricultural Policy Reforms in China: 1993-2005. Paris: OECD Publishing, 2007. 242 p.
8. Anderson K., Strutt A. Food security policy options for China: Lessons from other countries. Food Policy, 2014, vol. 49, no. 1, pp. 50-58.
9. Wang J. Food Security, Food Prices and Climate Change in China: a Dynamic Panel Data Analysis. Agriculture and Agricultural Science Procedia, 2010, vol. 1, pp. 321-324.
10. Wei T., Cherry T., Glomrod S., Zhang T. Climate change impacts on crop yield: Evidence from China. Science of The Total Environment, 2014, vol. 499, pp. 133-140.
11. Bender W. Population, food and nutrition. Washington DC: United States Department of Agriculture, 2002. 100 p.
12. Gandhi P., Zhangyue Z. Food demand and the food security challenge with rapid economic growth in the emerging economies of India and China. Food Research International, 2014, vol. 63, pp. 108-124.
13. Badami M., Ramankutty N. Urban agriculture and food security: A critique based on an assessment of urban land constraints. Global Food Security, 2014. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/ artcle/pii/S2211 912414000431 (acessed 23 November 2014).
Жариков Евгений Прокофьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток. E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА -ПУТЬ К ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Статья посвящена проблеме повышения эффективности рыбохозяйст-венного комплекса (РХК) России с целью выработки эффективных подходов к организации морской хозяйственной деятельности.
Цель статьи реализуется через решение следующих задач:
- анализ и вычленение проблем рыбохозяйственного комплекса;
- обоснование необходимости интегрированного развития РХК;
- обоснование стратегии повышения эффективности РХК России.
Интегрированная структура рыбной промышленности России, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства страны, сыграла позитивную роль в начальные годы демонтажа административно-командной системы управления. Снижение влияния деструктивных факторов было достигнуто за счет:
- сочетания в РХК практически всех основных составляющих производства;
- меньшей зависимости РХК от горизонтальных связей с предприятиями других отраслей;
- наличия резервов в виде производственного потенциала.
Но затем, по мере перехода к новым формам производственных отношений и собственности, разрыва интегрированных отношений, начался длительный спад производства. РХК распался на отдельные структуры. Нарушение управления привело к дезинтеграции отрасли по всем ключе-