КАМИЛОВ МАГОМАГАЗИ КАМИЛОВИЧ
д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и управление в АПК» «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова», e-mail: [email protected]
КАМИЛ ОВА ПА ТИМА Т ДАДАЕВНА
д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и управление в АПК» «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова», e-mail: [email protected]
КАМИЛОВ А ЗАИРА МАГОМЕДГАЗИЕВНА
д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление в АПК» «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова», e-mail: [email protected]
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ И КИТАЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация. Цель работы. В статье рассматривается ситуация в агропромышленном комплексе России и Китая. Метод или методология проведения работы. Статья посвящена сравнительному анализу изменений, происходящих в агропромышленном комплексе России и Китая. Результаты исследования. Выявлены основные тенденции, определяющие дальнейшее развитие агропромышленного комплекса России в непростой период экономических санкций Евросоюза и ответных санкций России. Для сравнения взят агропромышленный комплекс Китайской Народной Республики, который в настоящее время демонстрирует высокие показатели производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, проводит активную социальную политику в сельской местности и оказывает существенное влияние на конъюнктуру мировой торговли продовольствием. Это стало возможным благодаря гибкому сочетанию административных и экономических мер в системе государственного регулирования сельского хозяйства в направлении повышения эффективности отрасли и устойчивого обеспечения населения продовольствием. Важным аспектом сотрудничества России и Китая в аграрной сфере является инвестиционная деятельность, а именно: создание совместных инвестиционных проектов на территории нашей страны. Область применения результатов. Результаты проведённого исследования могут быть использованы при прогнозировании развития агропромышленного комплекса страны. Опыт модернизации сельского хозяйства Китая может быть использован в России по той причине, что в обеих странах были распространены похожие производственные и политические процессы в предшествующий экономическим преобразованиям период. Выводы. Различия в законодательствах России и Китая мешают привлечению китайских инвестиций для расширения российского сельскохозяйственного производства. Активно развивая двустороннее взаимовыгодное сотрудничество с КНР, России необходимо активнее отстаивать свои национальные интересы и перенимать тот положительный опыт, который приемлем для нашей страны. Ключевые слова: агропромышленный комплекс, экономические санкции, импортозамеще-ние, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырьё, продовольственная безопасность.
KAMILOV MAGOMAGAZI KAMI LO VICH
doctor of Economics, Professor, Professor of chair "Economy and management in AIC" "Dagestan state
agrarian University. M. M. Dzhambulatova", e-mail: [email protected]
KAMILOVA PATIMAT DADAEVA
doctor of Economics, Professor, Professor of chair "Economy and management in AIC" "Dagestan state
agrarian University. M. M. Dzhambulatova", e-mail: [email protected]
KAMILOVA ZAIRA MAGOMEDGAZIEVNA
doctor of Economics, Professor of chair "Economy and management in AIC" "Dagestan state agrarian
University. M. M. Dzhambulatova", e-mail: [email protected]
THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA AND CHINA: A COMPARATIVE ANALYSIS
Abstract Summary: The goal of the paper. The manuscript discusses a situation in the agro-industrial complex of Russia and China. The method or methodology of performing work.
The manuscript is devoted to a comparative analysis of changes happening in the agro-industrial complex of Russia and China. The results of the study. The main tendencies have been found that determine the further development of the agro-industrial complex of Russia during a complex period of economic sanctions of the European Union, and the retaliatory sanctions of Russia. We have taken the agro-industrial complex of the People s Republic of China that, at the present moment, demonstrates high indicators of production of agricultural and food products, conducts an active social policy in the rural area, and significantly impacts the market environment of the world food trade. This became possible due to a flexible combination of administrative and economic measures in the system of state regulation of agriculture towards improving the effectiveness of the industry, and sustainable provision of food to the population. An important aspect of cooperation of Russia and China in the agrarian sphere is the investment activity, specifically creating joint investment projects on the territory of our country. The area of application of the results. The results of the study performed may be used when forecasting the development of the agro-industrial complex of the country. The experience of modernization of agriculture of China may be used in Russia due to the fact that similar production and political processes were common in both countries in the period preceding economic transformations. The conclusions. The differences in the legislation of Russia and China hinder attracting Chinese investments to expand Russian agricultural production. Through an active development of the bilateral mutually beneficial cooperation with the People s Republic of China, Russia needs to be more active when advocating for its national interests, and should copy the positive experience that is adoptable in our country.
Keywords: the agro-industrial complex, economic sanctions, import substitution, food products, agricultural raw materials, food security.
Введение. Агропромышленный комплекс России является одним из самых крупных межотраслевых комплексов страны, объединяющим более десяти отраслей экономики, которому принадлежит основная роль источника продуктов питания для населения, сырья для отраслей промышленности и участника формирования ВВП страны. И, как любая другая отрасль, АПК имеет свои особенности и проблемы развития, обусловленные политической, исторической, культурной, демографической, технологической и другими причинами, позволяющими разделять страны на экономически развитые и развивающиеся. Его динамичное развитие обеспечивается при достижении устойчивого воспроизводства как в АПК в целом, так и в каждом его структурном подразделении и, особенно, в его ключевой отрасли — сельском хозяйстве.
АПК России не является обособленным организмом в современном мире, характеризующемся глобальными интеграционными процессами. Отдельные страны не производят самостоятельно весь ассортимент продуктов, необходимый для обеспечения потребностей собственного населения. Это означает, что в мировом масштабе постоянно сохраняется продовольственная, сырьевая, технологическая и другие формы зависимости. События, происходящие в современном мире в связи с экономическими санкциями к России, привели к тому, что государство принимает активные меры по проведению политики импортозамещения, направленные на возрождение собственной продовольственной базы и защиту отечественного производителя сельхозпродукции.
Агропромышленный комплекс включает 4 сферы деятельности:
— сельское хозяйство — ядро АПК, которое включает растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и т. д.;
— отрасли и службы, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства и материальными ресурсами: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, химикатов и др.;
— отрасли, которые занимаются переработкой сельскохозяйственного сырья — пищевая
промышленность, отрасли по первичной переработке сырья для лёгкой промышленности;
— инфраструктурный блок — производства, занимающиеся заготовкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой, хранением; торговля потребительскими товарами, подготовка кадров для сельского хозяйства, строительство в отраслях АПК.
Методы исследования. Располагая существенным человеческим, научным и образовательным потенциалом, обладая значительными природными ресурсами, Россия давно могла бы занять лидирующее положение на мировом рынке по производству продовольственных товаров первой необходимости. Однако нестабильное развитие отечественного АПК при условии многолетнего периода застоя и деградации всех отраслей хозяйствования привело к многочисленным проблемам в этой сфере. Современное состояние АПК находится в зависимости от многих факторов — государственной стратегии развития, уровня финансирования, технических возможностей производства, исторических условий развития. «Ситуацию усугубляет и санкционная политика, проводимая странами Евросоюза в отношении России с 2014 г., которая является наглядным примером влияния политических разногласий глав государств на экономику страны» [1].
Агропромышленный комплекс развитых стран — это, как правило, крупные товарные хозяйства (плантации, фермы, фазенды и т. д.), в максимальной степени использующие современные средства производства на всех стадиях хозяйственной деятельности — от поля до хранения, переработки и расфасовки готовой к потреблению продукции. Производительность хозяйств АПК в развитых странах определяется значительными капиталовложениями в расчете на единицу площади, например, в Японии, Бельгии, Нидерландах — доходящая до 10000 долл./га, а также широким использованием достижений научно-технического прогресса.
Базовым сектором отечественного агропромышленного комплекса является сельское хозяйство, которое относится к одной из основных жизненно важных отраслей народного хозяйства, имеющее максимальный производственный и трудовой потенциал комплекса. Оно создает необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, являющиеся единственным фактором производства, способным создавать прибавочную стоимость. Сельскохозяйственная продукция является главным источником жизненных благ населения; отличительная особенность данной продукции заключается в том, что её нельзя заменить другими видами продукции, воспроизвести в других сферах АПК, имеет ограниченный срок годности.
Сельское хозяйство является потребителем продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, электроэнергии, комбикормов, химических и биологических стимуляторов роста, средств защиты растений и животных и т. д. В то же время сельское хозяйство служит сырьевой базой для перерабатывающей, текстильной, кожевенно-обувной и других отраслей промышленности. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд человек экономически активного населения, из них в развитых странах — всего 22 млн человек. Функцией собственно аграрного сектора является создание первичного продукта, при этом лишь 1/4 поступает конечному потребителю в свежем виде, а 3/4 подвергается технологической переработке.
Экономическая ситуация в агропромышленном комплексе неоднородна. Одной из самых динамично развивающихся отраслей является пищевая промышленность, к которой относится совокупность отраслей, производящих пищевкусовые, а также табачные изделия, парфюмерно -косметическую продукцию. Пищевая промышленность отличается повсеместностью размещения, хотя набор её отраслей в каждом районе определяется структурой сельского хозяйства, а объём производства — численностью населения данной территории и условиями транспортировки готовой продукции. Пищевая промышленность тесно связана с сельским хозяйством и объединяет более 20 отраслей, использующих разное сырье. Одни отрасли, например, сахарная, чайная, масложировая, используют необработанное сырье, другие — хлебопекарная, кондитерская, макаронная — сырье, прошедшее переработку, третьи представляют собой сочетание мясной и молочной отраслей.
Эта отрасль характеризуется устойчивым финансовым положением, она активно модернизируется и в связи с политикой импортозамещения, проводимой правительством в ответ на экономическое эмбарго. «В России за последние четыре года в пищевую и перерабатывающую промышленность привлечено более 600 млрд руб. инвестиций. По долгосрочной про-
грамме социального развития на 2020-2030 гг. в пищевую отрасль планируется инвестировать от 900 млрд руб. до 1150 млрд руб., из них 55% будет направлено на технологическую модернизацию отрасли. Ресурсосберегающий путь развития АПК на основе форсированного развития инфраструктуры и перерабатывающей промышленности видится наиболее эффективным для решения как продовольственной, так и экологической проблем» [2].
«В настоящее время в России особое внимание уделяется формированию и развитию инфраструктурного комплекса АПК, который включает в себя отрасли производственно-технической, социальной, научной и информационной структуры, без которой немыслимо не только функционирование сельскохозяйственного производства, но и всего агропромышленного комплекса страны. Ситуация осложняется недостаточным взаимодействием между различными отраслями, незначительным притоком инвестиций, устаревшей системой регулирования и высокой степенью износа основных фондов. При этом отмечается, что инфраструктура является одним из ключевых конкурентных преимуществ российских регионов, особенно учитывая протяженность России. Инфраструктурная сфера рассматривается как область, в которой развитие инноваций способно изменить состояние всего аграрного сектора. На сегодняшний день отмечается слабая изученность экономических механизмов инфраструктурного обеспечения АПК» [3].
Все сферы агропромышленного комплекса находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости между собой, и сбалансированное развитие всех звеньев АПК — необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. АПК как важнейший жизнеобеспечивающий сектор экономики России,нуждается в государственной поддержке и регулировании. Государственное регулирование устойчивого развития АПК представляет собой систему экономического, организационного, социального, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и развития устойчивого воспроизводства предпринимательского типа. Цель такого регулирования состоит в постоянном и полном объёме удовлетворении потребностей населения в продуктах питания.
Государственное регулирование аграрного комплекса является одной из главных составляющих системы государственного регулирования экономики. Состояние всего комплекса, особенно сельскохозяйственного производства, во многом зависит от целенаправленного и успешного выполнения наиболее важных направлений, форм, методов и инструментов аграрной политики государства. Адаптируясь к новым условиям рыночной экономики и проводимой правительством политике импортозамещения, регионы России вырабатывают собственные модели экономического развития. Основными формами участия государства в регулировании федерального, регионального и муниципального развития должны стать государственные федеральные и региональные программы, финансируемые как из государственного бюджета, так и за счёт внебюджетных средств. «Программой, осуществляющей реализацию государственной политики в сфере АПК, является реализация аграрной политики в рамках федеральной Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» [4].
С 2014 г. Россия живёт в условиях экономических санкций Запада и существенного обострения международной обстановки, в связи с чем значение АПК в сфере обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения продуктов питания существенно возрастает. В этой области в последнее время наметились серьёзные успехи и достижения, в то же время остаётся и немало проблем, корни которых уходят в ошибки и просчёты недавнего прошлого, когда отсутствие системного подхода и соответствующего контроля, поспешное и непродуманное «реформирование» всех отраслей АПК привели к ухудшению ситуации, вплоть до упадка целых отраслей и разорения крупных хозяйств.
«На современном этапе Россия уделяет приоритетное внимание вопросу замещения импортной сельхозпродукции, и курс на импортозамещение стал естественной составляющей продовольственной политики. В стране сформирован перечень из 460 инвестиционных проектов, направленных на расширение внутреннего производства товаров этой группы, а на их поддержку из бюджета выделено 265 млрд рублей. Президент страны поставил задачу перед правительством: до 2020 г. по основным видам продукции (молоко, мясо говядины, овощи,
фрукты, плоды, ягоды) закрыть от 80 до 90% внутреннего потребления в России» [4].
В России уже есть немало регионов, где агробизнес достаточно успешно реализует политику импортозамещения в сфере АПК и сельхозпереработке. Это даёт надежду на то, что сельское хозяйство в стране, наконец, встало на путь превращения в успешную и конкурентоспособную отрасль. Тем более что сегодня и власть, и представители агробизнеса отчётливо понимают, что импортозамещение в сельском хозяйстве — это не просто политика поддержки отечественного производителя, это ещё и стратегия обеспечения продовольственной и национальной безопасности России, залог социально-экономической стабильности и поступательного развития страны.
Для отечественных производителей продукции АПК введённое экономическое эмбарго странами Евросоюза можно рассматривать, как шанс увеличить объёмы производства продовольствия, освободившись от конкуренции с не всегда качественной и экологически чистой, но в неизменно яркой красочной упаковке с всевозможными добавками, импортной продукцией. В результате политики импортозамещения и государственной поддержки агропромышленного комплекса можно ожидать рост объёмов производства российской экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
«В этом контексте сохранение продовольственного суверенитета страны напрямую коррелирует с текущим состоянием АПК Российской Федерации. В большинстве случаев понятие продовольственной безопасности предполагает обеспеченность населения основными продуктами питания, такими, как зерно, картофель, овощи, мясо, молоко и яйца. Само обеспечение населения страны продовольствием в достаточном количестве и ассортименте представляет сложную проблему, включающую комплекс вопросов производства продовольственной продукции, импортной зависимости и экспортной ориентированности продовольственного рынка, платежеспособности и структуры питания населения» [5].
В 2011 г. при вступлении во Всемирную торговую организацию российская экономика отличалась более высоким уровнем защиты своей экономики, чем у развитых стран, но уступающим большинству развивающихся стран, поскольку чем выше тариф внешнеторговой защиты, тем комфортнее условия для национальных производителей. Значительный выигрыш от членства в ВТО, но в совершенно другой экономической ситуации, по сравнению с Россией приобрёл Китай.
Китайская Народная Республика — пример страны, хорошо подготовившейся к вступлению в BTO и получившей максимальный выигрыш от членства в этой организации. Процедура переговоров, как и в случае с Россией, заняла значительное время. Китай потратил 15 лет на переговоры об открытии китайских рынков сельского хозяйства, финансовых услуг и телекоммуникаций для зарубежных производителей. Руководство КНР последовательно добивалось от партнёров по переговорам значительных уступок, продолжая, в то же время, активно развивать собственную промышленность. Недорогие факторы производства и дешёвая национальная валюта позволили Китаю выиграть от снятия торговых барьеров, однако после вступления в BTO пострадали отдельные отрасли экономики Китая. Первоначальный эффект для сельского хозяйства страны был негативным: масса разорившихся крестьянских хозяйств, низкая конкурентоспособность по сравнению с зарубежными производителями сельхозпродукции. Однако постепенно крестьяне, лишившиеся источников дохода, адаптировались в новых экономических условиях и нашли работу в быстро развивающихся промышленных производствах. Рост безработицы в аграрном секторе в целом соответствовал общему курсу страны на урбанизацию и индустриализацию. Вступление в BTO и интеграция Китая в мировую экономику логично стали стимулом к развитию социальной сферы села за счёт расширения использования таких инструментов финансово-бюджетной политики, как различные субсидии и программы по регулированию рождаемости, здравоохранению, образованию, медицинскому обслуживанию и социальному развитию.
При всех благоприятных внешних и внутренних факторах, способствовавших успешному использованию Китаем выгод взаимодействия с ВТО, нельзя недооценивать роль китайского правительства в этих условиях: быстрый рост внешнеторговых операций Китая является результатом взвешенного управления притоком иностранных инвестиций и поддержание стабильно низкого курса национальной валюты, обеспечивавшего несомненную конкурентоспо-
собность китайских товаров.
Сельское хозяйство в Китае является самой важной отраслью экономики страны, одним из крупнейших в мире по количеству производимой продукции, оно является основным поставщиком сырья (70%) для легкой промышленности. «Количество жителей страны, занятых в сельском хозяйстве, составляет около 313 млн человек. Китай традиционно относится к крупнейшим производителям сельскохозяйственной продукции в мире. Около 7% мировых пахотных земель приходится на КНР, что составляет порядка 110 млн гектаров. Из всего земельного фонда только 21% угодий является высокопроизводительным, так как не все районы имеют благоприятный климат для активного земледелия» [18]. Районы, являющиеся высокопроизводительными, характеризуются благоприятными условиями для растениеводства: продолжительный вегетативный период, высокие суммы активных температур, обилие осадков, что позволяет выращивать два, а на крайнем юге Китая и три урожая в год.
В Китае всего 110 млн га пашни, однако страна стала одним из крупнейших мировых производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции. Из-за недостатка высокопроизводительных пахотных земель одно лишь полеводство не способно привести 300 млн человек, занятых в сельском хозяйстве, к зажиточной жизни. Власти страны пришли к выводу, что только местное предпринимательство может превратить главное богатство Китая — трудовые ресурсы — в реальные товары и услуги.
Основой АПК Китая на сегодня является сельское хозяйство, которому традиционно присуще зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, корнеплоды и соя. Это дает возможность занимать стране первые позиции по выращиванию риса, хлопка и пшеницы среди сельхозпроизводителей всего мира. «Около 20% посевных площадей занято под рисом, по сбору риса страна занимает первое место в мире, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране. Основные рисоводческие районы находятся южнее реки Хуанхэ» [20]. Пшеница является второй по значению зерновой культурой Китая, и на сегодняшний день ни одна страна мира не собирает таких высоких урожаев пшеницы, как Китай. Страна входит в мировую тройку лидеров по выращиванию хлопка.
Важное значение для сельского хозяйства Китая имеет выращивание технических культур, производство которых приносит значительную прибыль по сравнению с производством зерна, хлопка, овощей и фруктов. Китай занимает ведущие места в мире по объёмам экспорта овощей и выращивания фруктов, в связи с чем в стране увеличивается количество посевных площадей под овощные культуры. Значительная часть овощной продукции и фруктов идёт на экспорт, включая Россию. В связи с санкциями, объявленными странами ЕС и США в отношении России, Китай высказал готовность полностью покрыть её потребности в овощах, фруктах и другой продукции растениеводства.
Животноводство в Китае не столь развито, как земледелие, что вызвано интенсивным использованием земельных ресурсов и большой плотностью населения. Слабый уровень развития животноводства молочного направления и преобладающее выращивание скота для тягловой работы — характерные особенности животноводства страны. На значительной части территорий Китая агропромышленный комплекс в полной мере зависит от наличия оросительных сооружений. Учитывая разные природные условия и особенности вегетации выращиваемых культур, сборы урожая, искусственное орошение является одним из главных условий повышения уровня урожайности сельскохозяйственных культур.
«Основной задачей АПК Китая в 2015 г., согласно ежегодно издаваемому ЦК КПК программному «Документу № 11», стало обеспечение продовольственной безопасности и развитие сельскохозяйственной инфраструктуры. Китаю по-прежнему приходится думать о том, как накормить своё быстро растущее население. По официальным данным статистического агентства КНР, за последний год естественный прирост составил 7,3 млн чел.» [7] (табл.).
Таблица
Прирост населения Китая (countrymeters.info/ru/China)
Год Население Прирост населения, %
2013 1 354 040 000 0,50
2014 1 360 720 000 0,49
2015 1 367 820 000 0.52
2016 1 375 137 837 0,53
В первую очередь, китайское правительство обеспокоено необходимостью повышения объёмов сельскохозяйственного производства, поскольку стране необходимо поддерживать самоокупаемость продовольственной отрасли на уровне 95%, хотя, согласно официальной статистике, сельскохозяйственная отрасль в последние десять лет показывает устойчивые темпы роста.
«Борьба с загрязнением окружающей среды в сельской местности является частью усилий китайского правительства по обеспечению продовольственной безопасности страны, и правительство страны намерено приложить усилия по обеспечению страны зерном собственного производства. При этом особое внимание обращено на поддержание достаточного количества пахотных земель и повышение производительности сельского хозяйства» [19].
Проведённая в Китае модернизация аграрного сектора экономики позволила резко увеличить производство и экспорт сельскохозяйственной продукции и занять лидирующие позиции на мировом аграрном рынке. Опыт Китая свидетельствует о том, что государство является не противником рынка, а способствует его развитию вместе с государственным сектором экономики, обеспечивая, тем самым, занятость сельского населения страны.
Правительство Китая считает усиление роли государства в аграрной сфере наиболее перспективным направлением аграрной политики, для того чтобы за счёт действенных административных рычагов обеспечивать внутреннюю продовольственную безопасность и поддерживать высокий экспортный потенциал продукции агропромышленного комплекса. В настоящее время Китай демонстрирует высокие показатели производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, проводит активную социальную политику в сельской местности и оказывает существенное влияние на конъюнктуру мировой торговли продовольствием. Это стало возможным благодаря гибкому сочетанию административных и экономических мер в системе государственного регулирования сельского хозяйства в направлении повышения эффективности отрасли и устойчивого обеспечения населения продовольствием.
«Опыт государственного регулирования сельского хозяйства Китая может быть использован в России по той причине, что обе страны располагают значительными территориями, многообразием природно-климатических условий, а также в предшествующий экономическим преобразованиям период в обеих странах были распространены похожие производственные и политические процессы» [8].
«В настоящее время правительству КНР приходится полагаться на так называемую стратегию "умеренного импорта" сельскохозяйственных культур, что означает "импорт" сельскохозяйственных культур путём покупки или долговременной аренды сельскохозяйственных угодий и строительства логистических центров на территориях других стран, то есть тех стран, которые остро нуждаются в притоке иностранных инвестиций» [17].
«В июне 2014 г. Россия и Китай создали Российско-китайский инвестиционный фонд. (РКИФ), который является фондом прямых инвестиций, вкладывающим средства в уникальные возможности, возникшие в результате быстрого развития экономического сотрудничества, динамично развивающейся торговли и повышения покупательной способности среднего класса в России, Китае и странах СНГ. Создан Российским фондом прямых инвестиций и China Investment Corporation. РКИФ уделяет особое внимание трансграничным сделкам, а также инвестициям в различные секторы экономики региона с целью содействия структурным реформам и повышения эффективности экономик России и Китая. Однако, несмотря на положительную оценку работы фонда, китайские инвесторы, судя по высказываниям зам. председате-
ля КНР, хотели бы активнее участвовать в инвестиционных проектах на территории России и, в первую очередь, в агросфере и инфраструктурных проектах» [9].
В рамках политики «умеренного импорта», проводимой правительством страны, заместитель председателя КНР Ли Юаньчао предложил создать единую экономическую зону, которая включала бы российский Дальний Восток и север Китая. «У России не хватает рабочих рук, тогда как у соседа на Востоке их много, Россия обладает гигантскими земельными ресурсами, однако ей не хватает людей, для того чтобы их осваивать самостоятельно. Российская молодёжь выбирает для себя работу «белых воротничков», в то время как в Китае есть много рабочих. Надо поторопиться и извлечь из этого пользу... Экономическое сотрудничество России и Китая отличается от экономического сотрудничества других стран. Во-первых, оно естественное, для него не нужны какие-то агенты. Во-вторых, оно взаимодополняемое. Можно постепенно создать новый блок в Восточной Азии — Дальний Восток России и север Китая. Они могут создать экономическую зону» [10].
Как для России, так и для Китая характерен дисбаланс в уровнях доходов городского и сельского населения. Обнародованный в Китае «План по национальной урбанизации на 20142020 гг.» ставит своей целью достичь 60% уровня урбанизации к 2020 г. К настоящему времени показатель городского населения в Китае составляет менее 54% [11].
В аграрной сфере производства сложилось крайнее неравенство между территориями и отдельными сёлами, которые вовлечены в индустриальный бум в процессе модернизации в восточных, приморских и центральных провинциях АПК КНР, и теми, кто занят земледелием и сельскохозяйственным трудом в глубинке. Прямым следствием «дисбаланса» доходов стало растущее отчуждение сельскохозяйственных угодий.
Руководство КНР хорошо понимает сложившуюся ситуацию и предпринимает конкретные меры для стабилизации отрасли и её дальнейшего устойчивого развития. Однако остаются нерешёнными проблемы системного характера, связанные, в первую очередь, с правом собственности на землю, её использованием, свободной куплей-продажей земли. Отсутствие гарантированных прав землевладения у крестьян и реального рынка земли в стране тормозит рост внутреннего спроса и препятствует капитализации деревни. Решение этих вопросов связано с общей проблемой модернизации социального, экономического и, главным образом, политического устройства китайского государства и общества в целом, но это уже проблема будущего китайского руководства.
В современных условиях Россия и Китай всё больше сотрудничают как в политической, так и в экономической сферах. Эффективное взаимодействие и сотрудничество между странами невозможно без юридической составляющей. В связи с этим ведущие эксперты — юристы и представители бизнеса двух стран встретились для обсуждения актуальных вопросов взаимоотношений российского и китайского бизнеса на конференции «Россия и Китай: партнёры по праву», проходившей в Москве 27 октября 2016 г.
«"Различия в законодательствах России и Китая мешают привлечению китайских инвестиций для расширения российского сельскохозяйственного производства, — заявил замглавы Минсельхоза РФ Сергей Левин. — Несмотря на взаимную заинтересованность и большие объёмы торговли между Россией и Китаем, у нас есть большой задел, нереализованный сегодня, для развития сотрудничества. Но при этом не меньший задел находится в области инвестиционного сотрудничества, в области расширения сельхозпроизводства на территории РФ, поставок, как на рынки Китая, так и третьих стран. Товарооборот сельхозпродукцией между странами стабильно растёт: за восемь месяцев 2016 г. он вырос на 7% и составил почти 3 млрд долл.", — сказал С. Левин во время выступления на конференции. Россия и Китай также планируют создание совместного агрокластера и сети агрологистических центров на Дальнем Востоке» [12].
Круглый стол под эгидой российско-китайской межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству состоялся в апреле 2016 г. в Пекине. С китайской стороны участие приняли более 20 компаний, финансовых учреждений и инвестиционных агентств, в том числе Банк развития Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Банк Китая, Фонд Шелкового пути и др. С российской стороны китайским инвесторам был представлен ряд перспективных проектов.
В частности, компания «Русагро» представила проект по строительству свиноводческого комплекса в Приморье оценочной стоимостью один миллиард долларов. Второй проект — Агромир, предполагающий создание сети оптово-распределительных центров сельхозпродукции в Московской и Ростовской областях, а также в Республике Татарстан, был представлен Национальной продуктовой компанией. Комплекс из этих трех центров оценивается в 950 млн долл.
«В текущем году китайские бизнесмены инвестируют в сельское хозяйство республики от 700 до 800 млн руб., сообщил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Он рассказал, что первые сельхозпроизводители из Китая уже начали засаживать выделенные им участки. В начале мая группа бизнесменов Китая, в составе которой находились руководители крупнейших корпораций, посетила Ингушетию. Они побывали на ряде производственных и социальных объектов, изучили потенциал региона и перспективы вложения инвестиций в экономику республики. По итогам визита китайские инвесторы решили вложиться в агропромышленный комплекс Ингушетии, они намерены запустить производство по выращиванию грибов, построить парниковое хозяйство» [12].
«В мае 2016 года министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев во время визита в Пекин провёл рабочую встречу с министром сельского хозяйства Китайской Народной Республики Хань Чанфу. Александр Ткачев отметил, что за первый квартал 2016 г. товарооборот между странами увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. — до 800 млн долл. США. В 2 раза увеличились объёмы поставок из Китая цитрусовых и яблок, а также мороженой рыбы и ракообразных. Россия, в свою очередь, увеличила в 2 раза объёмы поставок кукурузы, соевых бобов, соевого и подсолнечного масел. В ходе встречи стороны обсудили основные направления российско-китайского взаимодействия в области сельского хозяйства, в частности, вопросы обеспечения доступа сельхозпродукции на рынки двух стран» [12].
Важным аспектом сотрудничества России и Китая в аграрной сфере является инвестиционная деятельность, а именно: создание совместных инвестиционных проектов в рамках деятельности подкомиссии по сельскому хозяйству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. «После встречи в присутствии глав аграрных ведомств двух стран состоялось подписание договора по строительству кролиководческого комплекса. Документ предполагает создание совместного предприятия полного цикла по производству мяса кролика мощностью 5 тыс. тонн в год на территории Воронежской области» [9].
В рамках второго Восточного экономического форума, проходившего 2-3 сентября 2016 г. во Владивостоке, секретарь горкома Компартии Китая Мэн Сянвэй объявил о том, что китайские компании города Циньхуандао провинции Хэбэй, Северный Китай, собираются инвестировать около пяти миллиардов юаней (750 млн долл.) в выращивание сои и других сельскохозяйственных культур на территории российского Дальнего Востока. «Принимая участие в Восточном экономическом форуме, мы надеемся лучше понять механизмы торгово-экономического сотрудничества и найти новые формы партнёрства. Проект по производству сои и других зерновых на Дальнем Востоке пока прорабатывается, но мы очень заинтересованы в его реализации», — сказал он» [10].
«Дальнейшему развитию инвестиционного сотрудничества двух стран послужит Российско -Китайский фонд агропромышленного развития (РКФАР), официально зарегистрированный в августе 2016 г. Это стратегически важный проект, который позволит привлечь огромный азиатский капитал и реализовать неординарные возможности в развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке. Капитал РКФАР составит до 10 млрд долл. ,на первом этапе — 13 млрд руб. На всех этапах 90% капитала фонда формируют китайские инвесторы, 10% — российские» [9].
Примечательно и то, что правительство Китая проводит по отношению к налогоплательщикам гибкую стимулирующую налоговую политику. «Предприятия, работающие в низкорентабельных отраслях, находящиеся в отстающих, отдалённых провинциях, получают налоговые льготы в виде 15-30% снижения на 10 лет. Иностранцам, реинвестирующим в стране прибыль на срок не менее 5 лет, возвращается 40% уплаченного налога. Фирмы, занимающиеся экспортом, получают 20% дотаций. Таким способом обеспечивается рост производства и расширяет-
ся налогооблагаемая база. Сельскохозяйственные предприятия страны освобождают от налогов на 15 лет. В КНР нет частной собственности на землю, возможна только аренда земли сроком до 50 лет» [13].
Переход от уравниловки народных коммун к семейному подряду вызвал всплеск трудовой активности крестьян. Хотя количество жителей в стране увеличилось, удвоились и сборы сельскохозяйственной продукции. «Стоит отметить, что значительным сдвигом в экономической политике Китая стал переход от налогового давления на аграрный сектор экономики к активной поддержке сельхозпроизводителей и увеличению производительности сельскохозяйственных предприятий» [14].
«По отношению к другим странам Китай проводит мирную внешнюю политику, которая строится на основе принципов мирного сосуществования, но при строгом учёте национальных интересов. Страна не вступает в блоки, выступает против силовой политики и гегемонии в любой форме, за многополярный мир. Правительство целенаправленно работает над развитием страны и увеличением внешнеторгового оборота. В этих условиях экспорт технологий и товаров с добавленной стоимостью в Китай позволит оживить экономику России» [15].
Результатом проведения взвешенных экономических и внешнеполитических мер руководством КНР является и то обстоятельство, что в ноябре 2015 г. директор-распорядитель международного валютного фонда Кристин Лагард объявила китайскую национальную валюту — юань — международной резервной валютой. По уровню экономического развития Китай приблизился к США, однако по политическому «весу» несколько отстаёт, ибо политический рейтинг страны имеет много составляющих.
Результаты. Выявлены основные тенденции, определяющие дальнейшее развитие агропромышленного комплекса России в непростой период экономических санкций Евросоюза и ответных санкций России. Экономическая ситуация в агропромышленном комплексе России неоднородна. Одной из самых динамично развивающихся отраслей является пищевая промышленность, которая характеризуется устойчивым финансовым положением, она активно модернизируется и в связи с политикой импортозамещения, проводимой правительством в ответ на экономическое эмбарго, объявленное России странами Евросоюза. По долгосрочной программе социального развития на 2020-2030 гг. в пищевую отрасль планируется инвестировать от 900 млрд руб. до 1150 млрд руб., из них 55% будет направлено на технологическую модернизацию отрасли. В стране сформирован перечень из 460 инвестиционных проектов, направленных на расширение внутреннего производства товаров этой группы, а на их поддержку из бюджета выделено 265 млрд рублей.
Для сравнения взят агропромышленный комплекс Китайской Народной Республики, который в настоящее время демонстрирует высокие показатели производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, проводит активную социальную политику в сельской местности и оказывает существенное влияние на конъюнктуру мировой торговли продовольствием. Это стало возможным благодаря гибкому сочетанию административных и экономических мер в системе государственного регулирования сельского хозяйства в направлении повышения эффективности отрасли и устойчивого обеспечения населения продовольствием. Важным аспектом сотрудничества России и Китая в аграрной сфере является инвестиционная деятельность, а именно: создание совместных инвестиционных проектов на территории нашей страны. Товарооборот сельхозпродукцией между странами стабильно растёт, за восемь месяцев 2016 г. он вырос на 7% и составил почти 3 млрд долл. Различия в законодательствах России и Китая мешают привлечению китайских инвестиций для расширения российского сельскохозяйственного производства. Дальнейшему развитию инвестиционного сотрудничества двух стран послужит Российско-Китайский фонд агропромышленного развития (РКФАР), официально зарегистрированный в августе 2016 г.
Выводы. Активно развивая двустороннее взаимовыгодное сотрудничество с КНР, России необходимо активнее отстаивать свои национальные интересы и перенимать тот положительный опыт, который приемлем для нашей страны. Естественно, учёт зарубежного опыта аграрного развития в АПК России не означает его копирования, нужно сочетать всё лучшее и эффективное в мировом аграрном производстве с уже имеющимися достижениями отечественного агропромышленного комплекса, учитывая все изменения, происходящие в совре-
менном динамично развивающемся мире.
В заключениё можно согласиться с высказыванием профессора С. Наделя о том, что «ни одно государство не станет полностью копировать чужой, даже самый позитивный, опыт. Из практики других стран извлекаются те моменты, которые считаются наиболее приемлемыми и полезными» [16].
Литература
1. Санкционная война. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.tvc.ru/news/theme/id/138 (Дата обращения: 03.06.16).
2. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. — URL : www.economy.gov.ru. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (разработан Минэкономразвития России).
3. Современное состояние и проблемы развития АПК России. — URL : http://agro-archive.ru/. (Дата обращения: 20.07.2016).
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
5. О текущей ситуации в агропромышленном комплексе Российской Федерации [Электронный ресурс].
— URL : http://mcx.ru/documents/document/v7show/31743.Mm. (Дата обращения: 30.07.16).
6. Морозова, О. В., Тимашкова, Т. Е. Продовольственное импортозамещение в РФ : реалии и перспективы развития сельского хозяйства на 2015 г. [Статья] // Фундаментальные исследования. 2015. № 5 (часть 3). С. 658-662.
7. Статистические данные социально-экономического развития КНР. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201502/t20150226_685799. Html. [Дата обращения: 03.06.2016].
8. Сравнительный анализ государственного регулирования АПК развитых зарубежных стран / Камило-ва П.Д. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. №10. С. 90.
9. Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ). — URL : www.rcif.com.
10. КНР намерена создать с РФ единый экономический блок на Дальнем Востоке [Электронный ресурс]. — URL : http://ria.ru/economy/20140524/1009143669.html. [Дата обращения: 21.06.2016].
11. Доклад о работе правительства, зачитанный премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ 12-го созыва 17 марта 2015 г. [Электронный ресурс]. — URL : http://russian.people.com.cn/n/2015/0317/ c31521-8863978.html. [Дата обращения: 06.07.2016].
12. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. — URL : www.mcx.ru. [Дата обращения: 03.07.2016].
13.Доклад о работе правительства КНР [Электронный ресурс]. — URL : http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2015-3/17/. [Дата обращения: 06.07.2016].
14. Логинова, О. А. Опыт государственного регулирования аграрного производства за рубежом // Вестник Алтайского гос. аграрного ун-та. 2012. Т. 93. № 7. С. 105.
15. Экономика и сельское хозяйство Китая /В.А. Зальцман //Нивы России. №7 (140). 29.08.2016.
16. Надель, С. Рыночная экономика и экономическая демократия //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 1. С. 45.
17. Китай планирует ускорить модернизацию сельского хозяйства путем реформ // Синьхуа. (Дата обращения: 01.06.2016).
18. Правительство КНР обнародовало план развития сельского хозяйства [Электронный ресурс]. — URL : http://china24news. com/ economics/933-china-s-government-announced-a-plan-to-developagriculture. [Дата обращения: 21.06.2016].
19. Статистические данные социально-экономического развития КНР в 2015 г. [Электронный ресурс].
— URL : http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201502/t20150226_685799. Html. [Дата обращения: 03.07.2016].
20. Сунь Хаожан. Повышение эффективности интенсификации производства риса в Китае : автореферат. — М., 2005.
References:
1. Sanctions War. [Electronic resource]. —URL : http://www.tvc.ru/news/theme/id/138. (Reference date: 06.03.16).
2. The official website of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation. — URL: www.economy.gov .ru. Prediction of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2030y. "(developed by Ministry of Economic Development of Russia).
3. Current state and problems of development of Russian agro-industrial complex. — URL : http://agro-archive.ru/. (Reference date: 20.07.2016) .
4. State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 years.
5. On the current situation in the agro-industrial complex of the Russian Federation [Electronic resource]. — URL : http://mcx.ru/documents/document/v7_show/31743..htm. (Reference date: 30.07.16).
6. Morozova, O. V., Timashkova, T. E. Food import substitution in Russia : Realities and prospects for the development of agriculture for 2015 [Article] // Basic research. 2015.. No. 5. (Part 3). P. 658-662.
7. Statistics of China socio-economic development. [Electronic resource]. — URL : http://www.stats.gov.cn/ tjsj/zxfb/201502/t20150226_685799. Html. [Reference date: 03.06.2016].
8. Comparative analysis of state regulation of agrarian and industrial complex developed foreign countries / Kamilova P.D. // Regional problems of economic transformation. 2014. No.10. P. 90.
9. The Russian-Chinese investment fund (RKIF). — URL : www.rcif.com.
10. China intends to create a single economic unit of the Russian Federation in the Far East [electronic resource]. — URL : http://ria.ru/economy /20140524 / 1009143669.html. [Treatment date: 21.06.2016].
11. Report on the work of the government, read out by Chinese Premier Li Keqiang at the 3rd session of allChina meeting of national representatives /VSNP/ 12th convocation March 17, 2015 [electronic resource]. — URL : http://russian.people.com.cn/n/2015/0317/c31521-8863978.html [Reference date: 06.07.2016].
12. The official internet-portal of the Russian Federation Ministry of Agriculture. [Treatment date: 07.03.2016.]
13. Report of the Chinese government [electronic resource]. — URL : http://russian.china.org.cn/exclusive/ txt/2015-3/17/. [Reference date: 07.06.2016].
14. Loginova, O. A. The experience of state regulation of agricultural production abroad //Bulletin Altai State. Agricultural Univ. 2012. V. 93. No. 7. P. 105.
15. Economy and Agriculture of China / V.A. Salzman // Russian Niva. No. 7 (140). 29.08.2016.
16. Nadel, S. Market economy and economic democracy // World Economy and International Relations, 2000. № 1. P. 45.
17. China plans to accelerate the modernization of agriculture through reform // Xinhua. (Reference date: 01.06.2016).
18. The Chinese Government promulgated the plan for the development of agriculture [electronic resource]. — URL : http://china24news. com/ economics/933-china-s-government-announced-a-plan-to-developagriculture. [Treatment date: 21.06.2016].
19. Statistics of China socio-economic development in 2015) [Electronic resource]. — URL : http:// www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201502/t20150226_685799. Html. [Treatment date: 03.07.2016].
20. Sun Haozhan. Increasing the efficiency of an intensification of rice production in China : the dissertation. — M., 2005.