ИСТОРИЯ
Э.А. Бабаев
ПОЛИТИКА КАНАЛЫ В ООН В 70-е ГОДЫ XX века
ООН, Канада, международные отношения, миротворчество.
Уже более полувека Организация Объединенных Наций остается главным международным инструментом по урегулированию мировых вооруженных конфликтов и преодолению бедности. Опыт ведущих зарубежных стран по содействию миротворчеству и поступательному развитию в рамках этой ассоциации представляется весьма важным, но недостаточно изученным в отечественной историографии.
Считается, что по уровню сотрудничества с международными организациями канадская внешняя политика превосходит политику других стран Запада [Бодмен, 1990, с. 32]. Основы современных подходов канадского руководства к работе в ООН были заложены в 70-е годы XX века. Поэтому целью данной статьи является исследование политики Канады, проводимой в данной организации именно в этот период.
С момента создания ООН Канада стала активным членом этой организации, интересы которого распространялись на сферу безопасности, экономического и социального сотрудничества. В международных делах страна тогда пыталась отстоять свой особый статус Державы среднего ранга, который сформировался в годы Второй мировой войны благодаря ее участию в антигитлеровской коалиции [Актуальные..., 1999, с. 101].
В то время в Организации Объединенных Наций Канада видела «посредством общественного обсуждения на Генеральной Ассамблее и участия Великих Держав в Совете безопасности подлинно авторитетный наднациональный орган с возможностью сохранить порядок в мире» [Westell, 1972, р. 193]. По инициативе министра иностранных дел страны JI. Пирсона в 1956 г. при ООН были созданы чрезвычайные силы по поддержанию мира. Активное участие Канады в миротворческих операциях способствовало тому, что за страной закрепился ореол посредника, а ее международный авторитет значительно возрос.
Однако изменения в мире, которые произошли в 1960-е годы, а также неудачные миротворческие операции под эгидой ООН в Конго и Вьетнаме послужили причиной пересмотра политики Канады в этой организации. В 1970 году правительство П. Трюдо опубликовало программный документ «Внешняя политика для канадцев», в котором рассматривались внешнеполитические перспективы страны на 1970-е годы.
В брошюре, посвященной участию Канады в Организации Объединенных Наций, назывался целый ряд задач, достижение которых должно было способствовать укреплению международного авторитета страны:
— поощрение социального и экономического развития;
— предотвращение гонки вооружений;
— проведение миротворческих операций под эгидой ООН;
— выработка канадской позиции по Южной Африке;
— принятие мер по защите окружающей среды;
— содействие институциональному развитию ООН как центру по гармонизации действий его членов [Foreign..., 1970, р. 10].
Содействовать социальному и экономическому развитию предполагалось через активизацию работы канадских представителей в специальных агентствах при ООН, таких как Организация промышленного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Всемирный банк и т. д. Эта идея была почерпнута в докладе международной комиссии экспертов под председательством бывшего премьер-министра и министра иностранных дел Канады JI. Пирсона.
В соответствии с рекомендациями комиссии канадцами в 1970 году было учреждено Агентство международного развития (CIDA), которое должно было способствовать более эффективной работе в этом направлении. При его создании правительство П. Трюдо руководствовалось не только гуманитарными аргументами, но и чисто прагматическими соображениями: помощь являлась источником финансирования экспорта канадских товаров и услуг; предоставление финансовых средств развивающимся странам обеспечивало Канаде новые внешние рынки; создавало широкое поле деятельности для канадских инвесторов.
В первой половине 1970-х годов Канада постоянно наращивала выделяемые суммы и объемы участия. Одновременно произошло значительное расширение географии направления помощи. К азиатским странам Содружества наций и государствам Латинской Америки добавились африканские страны Содружества и Французского сообщества.
Канадские представители на саммитах Организации Объединенных Наций неоднократно обращались к коллегам из «благополучных» стран с призывами поддержать усилия Канады в этом вопросе. Так, выступая на шестой спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в апреле 1974 года, министр иностранных дел М. Шарп озвучил канадский взгляд на глобальные экономические проблемы середины 70-х годов. По его словам, их было три:
1) проблема голода и недоедания;
2) высокая стоимость энергоресурсов;
3) воздействие инфляции на международную торговую и денежную систему [Canadian..., 1980, р. 208].
В 1975 году Канадское Агентство международного развития подготовило специальный доклад «Стратегия международного сотрудничества в целях развития на 1975—1980 годы», распространенный на седьмой спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН в качестве официального документа правительства Канады. Отмечая постоянный рост ассигнований страны на программы развития, авторы доклада обещали увеличить финансовую помощь до 1 млрд. дол. в год с целью следовать рекомендациям ООН правительствам высокоразвитых стран по предоставлению помощи в размере 0,7 % ВНП развивающемуся миру [Strategy..., 1975, р. 13].
Правительство П. Трюдо стало добросовестно выполнять взятые на себя обязательства. В результате этого уже в 1976 году Канада занимала пятое место среди
ведущих доноров стран Запада по выделению помощи на программы развития, следуя за США, Францией, Германией и Японией. По этому показателю страна опередила не только такие «малые» государства, как Нидерланды, Швеция и Австралия, но и некоторые великие державы (Великобритания, Италия). В расчете же на душу населения во второй половине 1970-х годов по объему помощи Канада вместе со Швецией возглавила список самых «благотворительных» государств. Две трети Канадской помощи направлялось в Ассоциацию международного развития и Программу развития ООН, два агентства, которые наряду с Международным банком реконструкции и развития составляли механизм распределения помощи [Lyon, Tomlin, 1979, p. 147].
В целом, на протяжении 1970-х годов канадская помощь по программам международного развития, постоянно увеличиваясь по своему объему, возросла более чем в два раза, а странам Африки - более чем в пять раз (табл.).
Таблица
Региональное распределение помощи Канады, млн. дол.
[Васюкова, 1984, с. 211]
Финансовый год Азия Африка Лат. Америка Всего
1970-1971 180, 6 54,8 28,2 263,6
1975-1976 257, 8 213,3 48,9 519,0
1979-1980 238,0 286,0 66,2 590,2
Таким образом, можно отметить, что правительство П. Трюдо в 1970-е годы стало уделять значительно больше внимания и выделять гораздо больше средств на программы содействия социального и экономического развития, чем это делали его предшественники.
В условиях противоборства двух общественно-политических систем постоянно существовала угроза перерастания «холодной войны» в войну «горячую», а с учетом накопленного к концу 1960-х годов в мире ядерного потенциала эта угроза представляла опасность для самого существования человечества. На рубеже 1960-1970-х годов новое канадское руководство взяло курс на разрядку международной напряженности и предотвращение гонки вооружений.
На протяжении 1970-х годов Канада неоднократно подчеркивала необходимость разрядки, а ее руководители постоянно призывали остановить гонку вооружений, иногда даже в ущерб «блоковой солидарности». Так, в сентябре 1976 года канадские представители выступили в ООН в поддержку советского предложения о созыве Всемирной конференции по разоружению [Канада..., 1979, с. 358].
Канадские представители приняли активное участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, разрабатывали и подписали его Заключительный Акт. Важность, придаваемая канадцами своему участию в этом саммите, была связана с осознанием опасности для страны третьей мировой войны, в условиях, когда участие в ней Канады было неминуемым.
Во времена «холодной войны» также существовала угроза трансформации в большую войну локальных конфликтов. В правительственной Белой книге «Оборона в 70-е годы» по этому поводу было заявлено, что руководство страны «продолжает поддерживать концепцию миротворчества и положительно смотрит на использование канадского опыта в разработке ООН последующих миротворческих операций». Там же назывались Индокитай и Ближний Восток в качестве двух территорий, где уместно проведение миротворческих и посреднических операций в
будущем. Если возникнет необходимость, говорилось в книге, канадское правительство готово послать национальные силы для участия в международном воинском контингенте [Canadian..., 1980, р. 55].
Канадские «голубые каски» принимали участие во всех без исключения миротворческих операциях под эгидой Организации Объединенных Наций в 1970-е годы. Страна являлась одним из главных спонсоров операций по поддержанию мира. Канада направляла в горячие точки представителей Красного креста, военных наблюдателей и военнослужащих, полицейских и связистов, специалистов по проведению выборов [Актуальные..., 1999, с. 123]. Так, во время индо-пакистанского военного конфликта 1971 года Канада вошла в группу наблюдателей ООН в Кашмире и была одним из посредников в его урегулировании. Затем в начале 1973 года ее представители принимали участие в работе Международной контрольной комиссии во Вьетнаме во время вывода американских войск.
Центральное же место в процессе канадского миротворчества 1970-х годов занимал Ближний Восток. В 1973 году, когда разразилась очередная арабо-изра-ильская война, Канада даже подверглась ограничениям на поставки нефти со стороны арабских государств, руководство которых заподозрило Канаду в произра-ильской позиции. Но после того как правительство П. Трюдо дало согласие на участие канадских «голубых касок» в силах ООН по поддержанию мира на Ближнем Востоке, все ограничения на поставку в Канаду арабской нефти были сняты.
Вместе с тем, несмотря на посреднические заявления, канадское руководство не всегда стремилось к проведению политики, удовлетворяющей интересы обеих сторон. Симпатии правительства П. Трюдо в первой половине 1970-х годов скорее были на стороне Израиля. Так, в 1974 году канадский представитель в Организации Объединенных Наций воздержался при голосовании вопроса о приглашении Организации освобождения Палестины принять участие в обсуждении будущего территории в качестве представителя палестинского народа, а также при подтверждении права последнего на самоопределение, национальную независимость и суверенитет. Более того, делегат Канады проголосовал против предоставления Организации освобождения Палестины статуса наблюдателя в ООН. Однако, когда эти предложения были приняты большинством членов ООН, правительство П. Трюдо было вынуждено пересмотреть свое отношение к Организации освобождения Палестины и отменить иммиграционные правила, запрещавшие ее представителям въезд на канадскую территорию [DEA..., 1975, р. 16].
Энергетический кризис середины 1970-х годов и реальная угроза подвергнуться нефтяному бойкоту со стороны ближневосточных государств способствовали тому, что правительство страны во второй половине десятилетия стало занимать более взвешенную позицию по этому вопросу. Канада поддержала переговоры 1978 года между Израилем и Египтом, в результате которых последнему был возвращен Синайский полуостров, оккупированный Израилем еще в 1967 году. В феврале 1979 года министр иностранных дел Канады Д. Джеймисон выступил с осуждением экономического бойкота Израиля, объявленного арабскими странами и обратился к ним с предложением вместо «бесполезного бойкота» присоединиться к переговорам с Израилем [Canadian..., 1994, р. 15].
К тому же правительство П. Трюдо не стало переносить посольство Канады из Тель-Авива в Иерусалим, чего настойчиво добивалось руководство еврейского государства. Необходимо отметить в целом позитивную роль участия Канады в 1970-х годах в качестве посредника при урегулировании конфликтов в Кашмире, во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Хотя иногда вопросы «блоковой солидарности»
брали верх над позицией нейтралитета, необходимой при решении миротворческих задач.
Одной из самых болезненных международных проблем на протяжении 1970-х годов оставался южноафриканский апартеид. Выработка новой канадской позиции по Южной Африке, о необходимости которой так много говорили в конце 1960-х, оказалась делом непростым. Требования канадской общественности присоединиться к международному бойкоту находились в противоречии с интересами национального бизнеса и планами правительства на расширение внешней торговли. Правительство П. Трюдо следовало принципу осуждения политики апартеида, проводимой руководством ЮАР, настаивало на соблюдении прав человека в этой стране [Canadian..., 1994, р. 166].
Вместе с тем поначалу верх брали коммерческие интересы. Поэтому в первой половине 1970-х годов Канада занимала сдержанную в отношении к южноафриканскому руководству позицию в Организации Объединенных Наций. Так, на 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН ее представители голосовали «против предложения не признавать полномочия делегации ЮАР, против решения председателя Ассамблеи, что делегация ЮАР не может пр одолжить участвовать в работе Генеральной Ассамблеи ООН, за призыв Совету Безопасности пересмотреть отношения между ООН и ЮАР» [Канада..., 1979, с. 376].
Министр иностранных дел Канады А. Макехен в 1975 году заявил, что разрыв дипломатических отношений с ЮАР и введение торгового бойкота — менее эффективные меры воздействия, чем призыв к белому руководству пойти на уступки африканскому большинству населения. Это заявление министра способствовало тому, что на правительство П. Трюдо обрушился шквал критики со стороны академических кругов, деятелей церкви и журналистов.
Канадский же бизнес, заинтересованный в получении высокой прибыли в условиях эмбарго настаивал на дальнейшем развитии экономических связей с ЮАР. Правительство не могло не считаться с тем, что за период с 1972 по 1975 год канадский экспорт в эту страну увеличился в 2,6 раза, а импорт из ЮАР возрос в 3,3 раза [Канада, 1979, с. 377]. Таким образом, позиция правительства П. Трюдо по южноафриканскому вопросу была одним из немногих случаев проведения им международной политики, выдержанной преимущественно в духе «холодной войны».
Во второй половине XX века в связи с бурным промышленным развитием, одной из важных проблем стало загрязнение окружающей среды. Попытки американского супертанкера «Манхэттен» в 1969 и 1970 годах переплыть северным путем с Атлантического побережья до Аляски серьезно обеспокоили канадское руководство и общественность. В случае установления регулярного маршрута нефтеперевозок очевидной становилась угроза экологии Канадского Севера. Реакция правительства П. Трюдо была незамедлительной. В течение 1970 года оно подготовило и провело через парламент два законопроекта: «Акт о расширении территориальных вод Канады с трех до двенадцати миль» и «Акт о предотвращении загрязнения арктических вод». Первый ставил под суверенный контроль проливы, через которые проходил морской арктический путь из Атлантики в Тихий океан. Второй устанавливал зону исключительной ответственности Канады за охрану окружающей среды Арктики, распространяющуюся на 100 миль к северу от канадской территории [Documenting..., 1992, р. 554].
Руководство Организации Объединенных Наций в 1972 году в Стокгольме созвало специальную конференцию, посвященную проблемам окружающей среды. В ходе ее проведения было выработано решение о создании Международной прог-
раммы ООН в области охраны окружающей среды (ЮНЕП). Профессор П. Лайон описывал борьбу канадских представителей на конференции так: «Канадская делегация подготовила убедительные аргументы и располагала превосходными контактами с большинством других делегаций, включая представителей Китайской Народной Республики, которая недавно заняла свое место в ООН благодаря канадской поддержке. Поэтому принципы итогового заявления конференции были очень близки плану, предложенному Канадой» [Lyon, Tomlin, 1979, p. 183].
Канадские лидеры также всегда большое внимание уделяли институциональному развитию Организации Объединенных Наций с целью повышения эффективности ее работы. Воспринимая ООН в качестве ведущего инструмента международного взаимодействия, представители Канады на протяжении 1970-х годов неоднократно высказывали недовольство по поводу недостаточной эффективности его руководящих органов. Так, в сентябре 1977 года на Генеральной Ассамблее ООН министр иностранных дел Д. Джеймисон выступил с предложением по совершенствованию системы ООН. Он предложил, чтобы Экономическому и социальному совету Организации были предоставлены более серьезные полномочия, и порекомендовал работать над улучшением работы Специализированных агентств ООН [Canadian..., 1994, р. 3].
Канадцы выступали также с критикой процесса принятия решений в Совете Безопасности Организации Объединенных наций, который по ее мнению нуждался в реформировании. Представители Канады предлагали сделать работу Совета более открытой и ввести практику консультаций его членов с экспертами и не входящими в его состав государствами. В самой стране вообще считали, что постоянные члены Совета Безопасности злоупотребляли своим влиянием. По словам канадского политолога Дж. Холмса, «когда постоянные члены Совета Безопасности во что-то впутываются, они используют право вето и поддержку других стран, как это было при советском вторжении в Афганистан» [Holmes, 1986, р. 63].
В декабрьском коммюнике 1979 года министр иностранных дел Канады Ф. Макдональд заявила, что «канадское правительство не признает причины, побудившие Советский Союз к военному вторжению. Оно не видит очевидных причин тому, чтобы Афганистан стал объектом внешней агрессии». По ее мнению, ситуация в Афганистане подпадала под действие статьи 51 Устава ООН, однако тот факт, что СССР являлся постоянным членом Совета Безопасности, исключал адекватную реакцию международного сообщества [Canadian..., 1994, р. 11].
Подводя итог, следует заметить, что в целом на протяжении 1970-х годов канадские представители в ООН, за редким исключением, занимали конструктивную позицию. Грамотные действия канадских дипломатов при решении таких международных проблем, как предотвращение гонки вооружений и обострение локальных конфликтов, содействие мировому экономическому развитию и защита окружающей среды, способствовали тому, что международный авторитет Канады значительно вырос. Цели, провозглашенные во внешнеполитической программе правительства П. Трюдо, были в основном достигнуты: роль Канады в Организации Объединенных Наций заметно возросла, а международное сообщество увидело в Канаде надежного и прогрессивного партнера.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы российско-канадских отношений / отв. ред. С.Ф. Молочков. М.:
Наука, 1999. 167 с.
2. Бодмен Р. Канадская дипломатия в ООН. Тенденции, факторы и подходы // США: ЭПИ. 1990. № 12. С. 32-41.
3. Васюкова Н.В. Политика государственной помощи Канады развивающимся странам в 1970-е - начале 1980-х годов. М.: ИСКАН, 1984. 196 с.
4. Канада на пороге 80-х годов / отв. ред. JI.A. Ваграмов. М.: Наука, 1979. 389 с.
5. Canadian Foreign Policy 1966-1976. Selected Speeches and Documents. Ottawa: Carleton University Press, 1980. 364 p.
6. Canadian Foreign Policy 1977-1992. Selected Speeches and Documents. Ottawa: Carleton University Press, 1994. 386 p.
7. DEA: Statements and Speeches. 1975. № 6.
8. Documenting Canada. A History of Modern Canada in Documents. Saskatoon, 1992: Fifth House Publishers, 1992. 702 p.
9. Foreign Policy for Canadians. United Nations. Ottawa: Information Canada, 1970. 46 p.
10. Holmes J. No Other Way. Canada and International Security Institutions. Toronto: University of Toronto, 1986. 162 p.
11. Lyon P., Tomlin B. Canada as an International Actor. Toronto: Macmillan, 1979. 258 p.
12. Strategy for International Development Cooperation 1975-1980. Ottawa: Information Canada, 1975. 48 p.
13. Westell A. Paradox. Trudeau as Prime Minister. Scarborough: Prentice-Hall, 1972. 204 p.