УДК 94”19
Э. А. Бабаев
КАНАДА И СТРАНЫ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: ТЕНДЕНЦИИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
Статья посвящена политике Канады в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 70-90-е годы ХХ в. Анализируются усилия канадских дипломатов, направленные как на интенсификацию двусторонних связей, так и на сотрудничество в рамках региональных международных организаций.
Ключевые слова: международные отношения, Канада, Япония, КНР, Содружество, АТЭС, АСЕАН.
В последней трети ХХ в. центр мировой деловой активности переместился в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Вслед за Японией значительных экономических успехов достигли такие страны региона, как Австралия, Китайская Народная Республика, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и др. В связи с этим представляет определенный научный интерес изучение эволюции политики ведущих стран Запада (к которым в полной мере может быть отнесена и Канада) в отношении стран АТР.
В качестве одного из ключевых направлений канадской внешней политики Азиатско-Тихоокеанский регион начал фигурировать в конце 1960-х гг. Это стало следствием широкомасштабного пересмотра внешнеполитических приоритетов, предпринятого правительством П. Трюдо на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. и направленного на преодоление однобокой ориентации на США.
Озвучивая внешнеполитическую программу на 1970-е гг., правительство П. Трюдо поставило перед собой следующие задачи в АТР:
1. Способствовать расширению торговых отношений.
2. Содействовать свободному передвижению и обмену туристами.
3. Поощрение взаимных инвестиций.
4. Межправительственная кооперация.
5. Взаимодействие между правительством и деловыми кругами [1, р.18].
Таким образом, можно отметить, что на данном направлении политика Канады первоначально преследовала преимущественно экономические цели. Несмотря на различия в менталитете людей Запада и Востока [2, с. 84-85], пришло осознание того, что торговые связи важны для обеих сторон.
Предполагалось, что канадские представители будут активнее участвовать как в работе международных организаций, так и строить более тесные отношения со странами региона на двусторонней основе. Так, отмечалось, что для проведения более самостоятельной политики должны использоваться «традиционно тесные межправительственные отношения в рамках Британского Содружества, особенно с такими государствами, как Австралия,
Новая Зеландия, Малайзия и Сингапур. Возможности Канады как франкоговорящей страны могут быть расширены за счет развития отношений со странами Индокитая, где французский язык остается важным элементом международного общения, а также с государствами Французской Полинезии» [1, р. 12]. Поэтому поначалу основные перспективы развития политических и экономических отношений связывались с работой таких международных организаций, как Содружество и Франкофо-ния.
Премьер-министр Канады на саммитах Содружества неоднократно выступал против доминирования в нем какой-либо одной страны или группы стран. Так, выступая на конференции 1971 г. в Сингапуре, он изложил свой взгляд на Содружество в будущем: «Мы желаем, чтобы ассоциация стала неким подобием Организации Объединенных Наций, где все участники круглого стола были бы равны» [3, р. 180].
На конференции 1971 г. была принята Декларация о принципах Содружества, в которой подтверждался добровольный характер организации, действующий на принципах консенсуса. Провозглашались следующие принципы организации:
1. Обязательность мира и международного порядка для безопасности и благосостояния человека.
2. Обеспечение свободы и равноправия каждого без расовых различий, а также свободы выражения мнений по политическим и другим вопросам.
3. Право каждого гражданина на:
- участие в политическом и демократическом развитии своего общества;
- борьбу с колониализмом и расизмом.
4. Предотвращение войны и ее причин, содействие взаимоуважению и терпимости, достижение прогресса через сотрудничество народов [4, с. 255].
В период правления П. Трюдо главными темами конференций Содружества стали не только вопросы торгово-экономического сотрудничества, но и проблемы мира и безопасности (расовая ситуация в Южной Африке, конфликты Индии и Пакистана и др.).
В рамках Франкофонии Канада активно развивала двусторонние отношения не только с Франци-
ей, но и с азиатскими и африканскими странами организации. Правительство П. Трюдо на протяжении 1970-х гг. оказывало существенную финансовую и технологическую помощь, участвуя в таких институтах Франкофонии, как Агентство по техническому и культурному сотрудничеству [5, с. 137138]. Кстати, именно правительство П. Трюдо в
1969 г. выступило одним из организаторов этого Агентства.
Подобная политика правительства П. Трюдо способствовала тому, что во Франкофонии, как и в Содружестве, за страной закрепился имидж «благотворительного» и открытого к сотрудничеству государства. Вместе с тем сотрудничество Канады со странами этих организаций приносило выгоды и канадской стороне. В 1970 - первой половине 1980-х гг. двусторонняя торговля Канады практически со всеми странами ассоциаций быстро росла, что подтверждало правильность выбранной правительством П. Трюдо стратегии.
В области двусторонних отношений канадское руководство на рубеже 1960-1970-х гг. намеревалось максимально расширить политические и, главным образом, экономические контакты с целым рядом стран АТР. В правительственной Белой книге «Внешняя политика для канадцев» важнейшими экономическими партнерами Канады в Азиатско-Тихоокеанском регионе назывались Япония, Китайская Народная Республика, а также Австралия.
Япония объявлялась крупнейшим рынком для канадских товаров в регионе, а также крупнейшим поставщиком. Отмечалась также неудовлетворительная для Канады структура двусторонней торговли: канадский экспорт был ограничен поставками сырья и продовольствия, а импорт - исключительно промышленными товарами. Поэтому на 1970-е гг. ставилась задача не только способствовать увеличению двусторонней торговли, но и содействовать улучшению ее структуры.
В 1970 г. Японию посетил с официальным визитом П. Трюдо. Формальным поводом к визиту премьер-министра Канады стало приглашение лидеров ряда промышленно-развитых государств на выставку «Экспо-70», проходившую в Осаке. П. Трюдо решил использовать визит с максимальной пользой для налаживания диалога со своим японским коллегой и деловой элитой Японии. Итоги этого визита в самой Канаде были оценены очень высоко, и в комментариях зазвучала уверенность в том, что у канадско-японских отношений хорошие перспективы. И действительно в 1970-е гг. уровень двусторонних отношений был возведен на небывалую высоту по всем направлениям - политическому, экономическому и культурному.
С конца 1970 г. начался этап активного обмена официальными и деловыми делегациями между
Канадой и Японией. Получив такой мощный импульс, канадско-японская торговля стала быстро расти и уже в 1973 г. по абсолютным показателям превысила торговлю канадско-британскую. С этого времени в среде канадской политической элиты Канады Японию стали воспринимать в качестве реального противовеса экономическому доминированию США.
В сентябре 1974 г. Канаду с официальным визитом посетил премьер-министр Японии К. Танака. Японский лидер заявил в Оттаве, что его страна в принципе готова стать экономическим противовесом Соединенным Штатам. Вместе с тем к неудовольствию своего канадского коллеги К. Танака признал, что Япония заинтересована в получении исключительно промышленного сырья и продовольствия.
В октябре 1976 г. П. Трюдо нанес ответный официальный визит в Японию. Главной целью премьер-министра Канады на этот раз стало подписание двух важнейших документов: Соглашения об экономическом сотрудничестве и Канадо-японского соглашения по культуре. Первый документ содержал ряд договоренностей, направленных на «устранение препятствий в торговле, расширение их коммерческих операций, совместную работу в рамках ГАТТ, ликвидацию проблем доступа на рынок друг друга, поощрение промышленной кооперации, создания совместных предприятий и обмена информацией».
Значительное внимание было уделено и сотрудничеству двух государств на международной арене. В совместном коммюнике лидеры Канады и Японии единодушно высказались за нераспространение ядерного оружия, за полное прекращение ядерных испытаний, против использования силы и угрозы применения силы, а также за возобновление диалога между КНДР и Южной Кореей с целью улучшения их отношений [6, р. 84-85].
Канадско-японское соглашение о культуре предусматривало, что усилия правительств двух стран будут направлены на поощрение контактов в сфере образования, профессиональных союзов и изучения языков двух стран. Оно предполагало выделение грантов на академические исследования, продвижение книг, радиопрограмм, фильмов, выставок, концертов, фестивалей, а также расширение туристического обмена [7, с. 369].
В целом Соглашение об экономическом сотрудничестве и Канадско-японское соглашение по культуре к концу 1970-х гг. подняли уровень развития канадско-японских отношений на новую высоту, особенно в политической сфере. Что касается экономики, то ситуация здесь не была однозначной. С одной стороны, налицо весьма значительный рост объемов двусторонней торговли. Так, с
1970 по 1980 г. канадский экспорт в Японию увеличился с 810 до 4370 млн долл., импорт из Японии - с 582 до 2792 млн долл., а объем торговли - с 1395 до 7162 млн долл. То есть за десятилетие произошел пятикратный рост по всем направлениям. Между тем структура как канадского, так и японского экспорта осталась практически неизменной: ведущей статьей канадского экспорта продолжало оставаться сырье - 90 %, а японский экспорт в Канаду на 87 % - готовые промышленные изделия [8, р. 210-211].
Большие надежды на расширение канадского экспорта правительство П. Трюдо связывало также с китайским рынком. Хотя показатели товарооборота Канады с КНР были скромные (в 1969 г. - менее 150 млн долл.), Китайская Народная Республика являлась крупнейшим рынком для канадской пшеницы с большими перспективами для наращивания двусторонних торговых связей. Для увеличения экономических показателей правительство Канады было готово пойти на улучшение политических отношений. Так, в Белой книге «Внешняя политика для канадцев» упоминалась возможность установления дипломатических отношений между Канадой и КНР, а также обещание открыть в Пекине канадское посольство. Эти планы были осуществлены уже в октябре 1970 г., когда Канада установила дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой.
Вместе с тем в Белой книге отмечалось, что в перспективе КНР может стать доминирующей силой в Азии. Более того, Китай назывался «потенциальной третьей Супердержавой». Поэтому правительство П. Трюдо не поддержало курс на международную изоляцию КНР, которого придерживалось большинство стран Запада. Так, в 1971 г. канадские представители в ООН активно поддержали вступление Китайской Народной Республики в эту международную организацию, а также проголосовали за предоставление ей места в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций [9, р. 143].
Улучшение политического климата двусторонних отношений правительство П. Трюдо попыталось использовать для расширения торгово-экономических связей. В октябре 1973 г. премьер-министр Канады посетил Китай с официальным визитом, в ходе которого было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, согласно которому местный рынок становился более открытым для канадской высокотехнологичной продукции.
Однако основой канадского экспорта в Китай на протяжении 1970-х гг. продолжала оставаться пшеница. Экспорт готовых изделий, к разочарованию канадского руководства, ограничивался лишь са-
мым минимумом. А во второй половине десятилетия началось сокращение двусторонней торговли, что было связано с рядом объективных причин (в том числе и проводимой в КНР «культурной революцией»).
Ситуация стала изменяться лишь на рубеже 1980-1990 гг., когда заинтересованное в расширении собственного экспорта руководство КНР стало придерживаться норм Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и частично открыло рынок для канадской готовой продукции. Крупным успехом канадского бизнеса стала продажа двух ядерных реакторов для производства электроэнергии [10, с. 69].
В торговых отношениях Канады с Австралией структура изначально была благоприятной: около 85 % канадского экспорта в эту страну составляли поставки готовых изделий и полуфабрикатов. Поэтому правительство П. Трюдо объявило Австралию принципиально важным рынком для Канады. Хотя абсолютные показатели двусторонней торговли были невысоки: в 1969 г. товарооборот между Канадой и Австралией составлял 261 млн долл.
Начало сотрудничества Канады с Австралией уходит корнями во времена Британской колониальной империи. Развитию торгово-экономических связей способствовала система имперских преференций, которая позволяла вести беспошлинную торговлю не только между Великобританией и доминионами, но и между самими британскими доминионами.
В 1970-е гг. представители двух государств продолжали использовать инструменты Британского Содружества для улучшения отношений, особенно торгово-экономических. Так, на конференции глав государств Содружества, проходившей в апреле-мае 1975 г. канадская и австралийская делегации обсудили широкий круг вопросов, таких как проблемы сбыта минерального сырья и готовой продукции в целях обеспечения более благоприятных условий [11, с. 256] .
Следуя курсу на диверсификацию своих внешних связей, правительство П. Трюдо попыталось активизировать развитие двусторонних отношений с Австралией. Однако руководство Австралии не всегда разделяло идеи о необходимости укрепления двусторонних связей. Дело в том, что с 1972 г. лейбористское правительство страны стало проводить в отношении иностранного (в том числе и канадского) капитала политику «австрализации». Наибольшим ограничениям в 1970-е гг. подверглись иностранные капиталовложения в горнодобывающем секторе экономики. Австралийское правительство объявило о намерении добиться 100 % австралийской собственности в новых проектах по добыче урана, нефти газа и каменного угля. В от-
ношении других видов сырья вводилось правило 50 % участия австралийского капитала в новых проектах [12, с. 72].
Во второй половине 1980-х гг. участие Канады в работе традиционных международных организаций потеряло былую актуальность. Азиатско-Тихоокеанский регион вновь (хотя и ненадолго) оказался на периферии канадской внешней политики. В стране в очередной раз возобладали «континентальные» подходы, правительство Б. Малруни встало на путь тесного сотрудничества с США, и о «политике диверсификации» временно позабыли. Новое «оживление» интереса к сотрудничеству со странами АТР произошло в начале 1990-х гг. и было связано с открывающимися перспективами по дальнейшей либерализации торговли и появлением новых угроз международной безопасности в регионе. Однако в последнем десятилетии ХХ в. канадское руководство предпочитало использовать новые инструменты, такие как АТЭС, АСЕАН, ВТО.
В 90-е гг. ХХ в. (особенно с приходом к руководству Ж. Кретьена) Канада стала привносить в деятельность организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества свое собственное видение, гибкую дипломатию коалиций, а также стремиться воздействовать на трансформацию АТЭС в структуру, в большей степени отвечающую канадским ценностям и интересам. Так, она неоднократно выступала за более широкое и сбалансированное членство в этой международной организации. В ноябре 1997 г. на пятом саммите лидеров АТЭС в канадском Ванкувере наряду с Вьетнамом и Перу в члены этого форума (для многих неожиданно) была принята и Россия [13, с. 107].
Канада стала одним из инициаторов решения совещания АТЭС в Богоре в 1994 г. о создании зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе к 2010-2020 гг. Предполагалось, что для ее создания потребуется сократить торговые тарифы до 5 % к 2010 г. В Осакской программе действий (1995) были названы пятнадцать областей, в которых странам - членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения целей, провозглашенных в Богоре: тарифы и нетарифные ограничения, услуги и инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы и др.
В целом Канада использовала сотрудничество в АТЭС в целях обеспечения ее региональной торговли и продвижении инвестиций. Работа канадских представителей в этой организации способствовала тому, что Азиатско-Тихоокеанский регион стал более доступным и подходящим для канад-
ского бизнеса. Особые надежды канадцы связывали с динамично развивающимся китайским рынком .
С другой стороны, в рассматриваемый период Канада нередко играла роль посредника, в том числе в отношениях между такими государствами, как Япония и Россия, Республика Корея и КНР. Ей также принадлежало лидерство по ряду направлений, а именно в содействии развитию демократии в Восточной Азии, укреплении многосторонней дипломатии, преодолении раскола в регионе на промышленно развитые и развивающиеся государства. Канада внесла существенный вклад и в продвижение идеи сбалансированного развития в таких областях, как рыболовство, охрана окружающей среды, инициировала получивший в свое время резонанс диалог по проблемам безопасности в северной части Тихого океана [13, с. 108].
В последнем десятилетии ХХ в. канадское руководство для обсуждения проблем АТР стало активно использовать ежегодные совещания в рамках АСЕАН и так называемые «диалоги партнеров АСЕАН». Несмотря на ассиметрию экономического развития стран организации этот субрегион является одним из самых быстроразвивающихся и в то же время взрывоопасных в мире. Поэтому пытаясь сохранить и увеличить экономическое проникновение в страны субрегиона, Канада добивалась включения в повестку дня вопросов региональной безопасности. В 1994 г. ее усилия привели к созданию консультативного Регионального форума АСЕАН, где Канада выступает за многосторонние подходы к предупреждению и устранению существующих и потенциальных угроз безопасности в АТР [10, с. 70].
Таким образом, в политике Канады в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона в последней трети ХХ в. можно выделить следующие тенденции:
1. Азиатско-Тихоокеанское направление внешней политики Канады не только стало одним из ключевых векторов ее международной политики, но и оттеснила со второго места по степени приоритетности более традиционное для страны европейское направление.
2. Канада более активно вела переговоры в рамках новых институтов, таких как АТЭС, АСЕАН, ВТО. В то время как участие в работе традиционных международных организаций (таких как Содружество) перестало быть определяющим.
3. К концу ХХ столетия среди массы «стратегических партнеров» Канады в АТР стали резко выделяться два ключевых игрока - к традиционному союзнику (Японии) добавилась Китайская Народная Республика.
Список литературы
1. Foreign Policy for Canadians. Pacific. Ottawa: Information Canada, 1970. 60 р.
2. Люрья Н. А. Запад и Восток: о различии менталитета и философии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University
Bulletin). 2000. Вып. 3 (19). С. 84-85.
3. Trudeau P. E. Conversation with Canadians. Toronto: University of Toronto Press, 1972. 273 р.
4. Шреплер Х.-А. Международные организации: справочник. М.: Международные отношения, 1995. 562 с.
5. Хасбулатов Р. И. Экономика современной Канады. М.: Наука, 1977. 317 с.
6. Canadian Foreign Policy 1977-1992. Selected Speeches and Documents. Ottawa: Carlton University Press, 1994. 385 р.
7. Канада на пороге 80-х годов / отв. ред. Л. А. Баграмов. М.: Наука, 1979. 389 с.
8. Pringsheim K. Neighbors across the Pacific. The Development of Economical and Political Relations between Canada and Japan. Westport: Greenwood, 1983. 286 р.
9. Canadian Foreign Policy 1966-1976. Selected Speeches and Documents. Ottawa: Carlton University Press, 1980. 374 р.
10. Молочков С. Ф. Внешняя политика Канады: факторы, особенности, проблемы // США: ЭПИ, 2000. № 10. С. 59-77.
11. Мартынов А. И., Русакова О. К. Австралия в международных отношения XX века. М.: Международные отношения, 1978. 286 с.
12. Австралия и Канада / отв. ред. И. А. Лебедев. М.: Наука, 1984. 326 с.
13. Актуальные проблемы российско-канадских отношений / отв. ред. С. Ф. Молочков. М.: Наука, 1999. 167 с.
Бабаев Э. А., кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. А. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.05.2011.
E. A. Babaev
CANADA AND COUNTRIES OF THE ASIAN-PACIFIC REGION:
TENDENCIES OF THE LAST THIRD OF THE 20TH CENTURY
The article is devoted to Canada’s policy in the countries of the Asian-Pacific region in the 1970-1990s. It analyzes the efforts of Canadian diplomats in intensification of bilateral links and co-operation in the regional international organizations.
Key words: international relations, Canada, Japan, China, Commonwealth, APEC, ACEAN.
Krasnoyarsk State Pedagogical University.
Ul. A.Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.
E-mail: [email protected]