Научная статья на тему 'Роль Японии и Австралии в становлении интеграционного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (60-80-е годы ХХ века)'

Роль Японии и Австралии в становлении интеграционного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (60-80-е годы ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1079
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / АВСТРАЛИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА / АТЭС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пузыня Николай Николаевич

В статье рассматривается период в истории японо-австралийского взаимодействия (60-80-е гг. ХХ в.), когда формулировались и апробировались идеи по созданию новой региональной организации стран Азии и бассейна Тихого океана. Исследуется процесс выработки решений политиками, ход работы учёных и предпринимателей, направленной на реализацию проекта. Используемый комплексный подход позволяет обосновать выводы о роли Японии и Австралии для последующего развития и углубления интеграционного сотрудничества между ведущими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Японии и Австралии в становлении интеграционного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (60-80-е годы ХХ века)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 1 (216). История. Вып. 43. С. 129-136.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Н. Н. Пузыня

РОЛЬ ЯПОНИИ И АВСТРАЛИИ В СТАНОВЛЕНИИ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ (60- 80-е ГОДЫХХВЕКА)

В статье рассматривается период в истории японо-австралийского взаимодействия (60-80-е гг. ХХ в.), когда формулировались и апробировались идеи по созданию новой региональной организации стран Азии и бассейна Тихого океана. Исследуется процесс выработки решений политиками, ход работы учёных и предпринимателей, направленной на реализацию проекта. Используемый комплексный подход позволяет обосновать выводы о роли Японии и Австралии для последующего развития и углубления интеграционного сотрудничества между ведущими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Ключевые слова: Япония, Австралия, внешняя политика, интеграционные процессы и сотрудничество, региональные организации стран Азиатско-Тихоокеанского региона, АТЭС.

В начале XXI в. продолжается период коренной трансформации мирового политического процесса и, прежде всего, системы международных отношений как совокупности политических, социально-экономических, культурных и других связей между субъектами этих отношений. Определяющим фактором всех изменений являются процессы глобализации и роста всеобщей взаимозависимости.

Характерной особенностью современного мироустройства является то обстоятельство, что значение Азиатско-Тихоокеанского региона, его роль в мировых экономических процессах и международных отношениях неуклонно возрастает. Это связано, во-первых, с высокими темпами экономического развития, которые демонстрировали в последние десятилетия прошлого и, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, в начале нынешнего века многие страны этой части планеты. Сегодня на государства Азиатско-Тихоокеанского региона приходится свыше половины объема мирового валового продукта. Во-вторых, заметно активизировалось политическое, экономическое, культурное сотрудничество этих стран, как в двустороннем формате, так и в рамках различных региональных и субрегиональных объединений.

Япония и Австралия являются одними из наиболее активных участников интеграционных процессов, которые в последнее время все более набирают силу в АТР. Это и понятно, если учесть, что именно австралийские и японские политики, учёные, предпринимате-

ли сыграли важную роль в становлении интеграционного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в значительной степени повлияли на ход создания, определение форм и методов работы одной из влиятельнейших на сегодняшний день региональных организаций - АТЭС.

Следует подчеркнуть, что попытки создания региональных организаций в Азии и бассейне Тихого океана имели место на протяжении многих лет после окончания второй мировой войны. Однако в большинстве случаев они сводились к созданию блоков и группировок в узких военно-политических целях, что отражало реалии биполярного мира. Так, в 1949 г. по инициативе Англии была создана военно-политическая группировка АНЗАМ, в которую также вошли Австралия, Новая Зеландия и Малайзия. Чуть позже, в 1951 г., был образован военный блок США, Австралии и Новой Зеландии - АНЗЮС. В 1954 г. создаётся Организация договора ЮгоВосточной Азии - СЕАТО. Это был военный союз, в который наряду со странами-членами АНЗЮС вошли некоторые европейские и азиатские государства. В 1966 г. формируется Азиатско-Тихоокеанский Совет (АЗПАК)

- региональная организация, участниками которой стали государства, уже входившие либо в АНЗАМ, либо в АНЗЮС и СЕАТО. В то же время это была первая региональная группировка с участием Японии.

Высокие темпы экономического развития ряда стран региона и значительное рас-

ширение торгово-экономических отношений между ними, наряду с другими причинами, привели к тому, что с начала 60-х гг. появляются идеи о создании региональных экономических группировок стран Азии и бассейна Тихого океана. Япония, преодолев за несколько послевоенных лет проблемы, возникшие в экономике страны после поражения во Второй мировой войне, смогла не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и за кратчайший по историческим меркам период занять второе место в капиталистическом мире по объему валового национального продукта. По темпам экономического развития, особенно начиная с середины 50-х гг., в мире не было стран, равных Японии. В 1961-1970 гг. валовой национальный продукт ежегодно прирастал в среднем на 11,1 %Ч Послевоенные годы ознаменовались также быстрым экономическим развитием Австралии. За 16 лет (1945/46-1960/61 годы) совокупный валовой продукт страны увеличился до 5824 млн фунтов (с 3006 млн), т. е. на 93 %, а среднегодовой темп прироста составил 4,5 %. По темпам роста за 19501961 годы (3,9 %) Австралия занимала 8-е место среди капиталистических стран мира2. В Азиатско-Тихоокеанском регионе по темпам роста лидировали Япония и Австралия.

Поэтому неслучайно, что уже в мае 1963 г. Японский институт экономических исследований, являвшийся организацией деловых кругов, подготовил доклад «О тенденциях к экономическому сотрудничеству в районе Дальнего Востока». В нём содержалось предложение проводить на правительственном уровне совещание пяти ведущих государств региона - Японии, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Предполагалось, что в ходе работы могли обсуждаться вопросы развития связей в области экономики и культуры, перспективы расширения сотрудничества тихоокеанских стран. В ноябре 1965 г. другая японская частная организация - Японский центр экономических исследований, - возглавлявшаяся будущим министром иностранных дел Японии Окита Сабуро, подготовила доклад «Тихоокеанский общий рынок и ЮгоВосточная Азия», в котором предлагалось создать «Тихоокеанскую зону свободной торговли» (аналог «Общего рынка» в Европе). Участниками этой зоны должны были стать на первом этапе те же пять наиболее сильных экономически стран региона. Впоследствии

планировалось расширить состав за счет развивающихся стран. Представители Австралии, как и их новозеландские коллеги, сдержанно отнеслись к этой идее. Они опасались, что отмена таможенных барьеров в рамках предлагаемой зоны торговли приведёт к получению Японией односторонних выгод3.

Во второй половине 60-х гг. генерируется идея создания единой региональной экономической организации - «Тихоокеанского сообщества». При этом лидирующие позиции в разработке концепции и определении мер по претворению её в жизнь с самого начала принадлежали политическим руководителям, учёным и деловым кругам Японии и Австралии. Это объяснялось тем, что, учитывая серьезные экономические и социальнополитические изменения, происшедшие за два десятилетия после окончания Второй мировой войны, увеличение объёма региональной торговли, именно Япония и Австралия были в первую очередь заинтересованы в укреплении своих экономических позиций в регионе. С 1954 по 1967 г. объём импорта Японии из Австралии вырос с 4,9 до 6,8 %, экспорта -с 1,75 до 3,4 %4. В 1964 г. Япония потребляла 18 % австралийского экспорта5. В 1965 г. объём внешней торговли между Японией и Австралией достиг 865 млн американских долларов6. Непоследнюю роль играли и политические амбиции. Ведь обе страны претендовали на лидерство в решении комплекса региональных политических проблем. Работа учёных в этом направлении была инициирована, а затем поддержана правительственными учреждениями, а впоследствии и предпринимателями двух государств.

В октябре 1966 г. в журнале Японского центра экономических исследований была напечатана статья К. Кодзимы и Х. Куромото под названием «Тихоокеанское сообщество и развивающиеся страны Азии». Окончательное оформление взгляды японских учёных, высказанные в данной статье, получили в монографии К. Кодзимы «Япония и тихоокеанская зона свободной торговли»7. Основной идеей К. Кодзимы было формирование организации, в которую вошли бы Япония, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, отказавшиеся от системы тарифов во взаимной торговле, но сохранившие её в отношениях с другими странами. Такое предложение вызвало серьезную критику со стороны, прежде всего, Австралии, Новой Зеландии и Канады,

в которых оно воспринималось как продолжение курса на создание Японией «великой восточно-азиатской сферы совместного процветания» в годы Второй мировой войны.

Именно руководители Страны восходящего солнца первыми предложили обсудить проблему создания новой экономической региональной организации на официальном уровне. В апреле 1967 г. министр иностранных дел Японии Мики Такэо сделал заявление, в котором прозвучала идея сформировать региональное объединение с целью ускорения экономического развития и оказания развитыми государствами помощи развивающимся странам. С идеей учреждения «Тихоокеанского сообщества» тесно связана и деятельность Тихоокеанского экономического совета, созданного в 1967 г. при активном участии Японии. Эта организация проводила ежегодные совещания, в которых принимали участие ведущие деятели делового мира Японии и Австралии. Впоследствии, в период с 1968 по 1977 г. при поддержке министерства иностранных дел Японии было проведено 9 конференций по вопросам тихоокеанской торговли и развития. В ходе этих конференций деятели науки и представители деловых кругов стран региона также обсуждали различные проблемы создания новой региональной организации.

В 1968 г. на первой конференции по тихоокеанской торговле и развитию, проходившей в Токио, австралийский и японский учёные П. Драйсдэйл и К. Кодзима предложили создать межправительственный орган - Организацию по торговле, помощи и развитию стран Тихого океана (ОПТАД). К. Кодзима считал, что этот орган станет промежуточным звеном на пути к «тихоокеанской зоне свободной торговли», будет иметь консультативный характер и заниматься вопросами выработки и согласования единой политики стран региона в области торговли, инвестиций и помощи развивающимся странам. П. Драйсдэйл настаивал на большей самостоятельности формируемой организации.

Это предложение нашло поддержку у руководства Австралии, которое начало в 1972 г. правительственное финансирование деятельности учёных-экономистов, работавших над проблемой создания новой региональной организации. Группу австралийских исследователей возглавил профессор, сэр Дж. Кроуфорд, канцлер (ректор)

Австралийского национального университета, консультант правительства Австралии. С японской стороны продолжали свою деятельность сотрудники Японского центра экономических исследований, президентом которого был доктор С. Окита. Он же возглавлял Управление экономического планирования Японии и Японский фонд внешнеэкономического сотрудничества. В целом к научноисследовательской работе было привлечено значительное количество специалистов из австралийских и японских университетов, исследовательских институтов, ряда министерств и ведомств, банков и корпораций. Для координации деятельности японских и австралийских исследователей, обсуждения промежуточных результатов работы, подготовленных аналитических материалов практиковались двусторонние встречи, несколько раз в год, поочередно в Токио и Канберре. В начале 70-х гг. исследования велись в основном по проблеме создания экономической организации стран западной части Тихого океана. По итогам работы учёными двух стран в 1976 г. был подготовлен доклад правительствам Австралии и Японии «Австралия, Япония и экономические отношения в западной части Тихого океана». Доклад издали на английском и японском языках8.

Япония, с её резко возросшим экономическим потенциалом, пыталась проводить самостоятельную политику в отношениях со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. В своей программной речи перед парламентариями, в январе 1970 г., премьер-министр Сато Эйсаку заявил: «Мы вступили в поворотный период в истории Японии <...> Для нас уже прошла эпоха подражания и следования за другими. Наступило время, когда мы сами должны определить свои цели, вместо того чтобы ориентироваться на другие государства»9. Австралия претендовала на лидирующую роль в юго-западной части Тихого океана и проявляла серьезный интерес к сотрудничеству с государствами ЮгоВосточной Азии. В 1972 г. премьер-министр Э. Уитлем заявил: «Австралия больше не будет сателлитом США»10. И Австралия, и Япония нуждались в скоординированной политике в регионе.

Во второй половине 70-х гг. правительствами Японии и Австралии было принято решение продолжить исследования, для чего выделялись необходимые средства. Целью

работы стала выработка конкретных предложений по созданию региональной экономической организации. По мнению учёных, существовали необходимые предпосылки для создания «Тихоокеанского сообщества». Важнейшими из них были: значительное расширение японо-австралийских торговоэкономических отношений и необходимость поисков новых рынков сбыта после создания Европейского экономического сообщества, что объективно усилило заинтересованность как Японии, так и Австралии в развитии полномасштабных отношений со странами Азии и бассейна Тихого океана. В 1970/71-1975/1976 финансовых годах среднегодовые темпы прироста экспорта и импорта Австралии составляли 16,9 % и 14,8 % соответственно11. Внешнеэкономические связи Австралии были значительно диверсифицированы. При этом к середине 70-х гг. доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в австралийском экспорте составляла 2/3 от общего объёма, а в импорте превысила 55 %. Для Японии эти цифры равнялись 60 % и 54 %12.

Известные опасения в связи с идеей «Тихоокеанского сообщества» высказывали страны Юго-Восточной Азии, прежде всего входящие в АСЕАН. Эти опасения, среди других причин, были вызваны тем, что создание такой региональной организации могло привести к усилению влияния Японии (в рамках продолжения курса на создание «великой восточно-азиатской сферы совместного процветания», проводимого в годы Второй мировой войны) и ослаблению АСЕАН как региональной организации. В Японии проявлялась озабоченность в связи с существующими в странах ЮВА опасениями. Неоднократно японские государственные деятели выступали с заявлениями о том, что предполагаемая организация не будет носить политического, а тем более, военного характера. Начало нового подхода Японии к оказанию официальной помощи развитию оправданно связывают с «доктриной Фукуда», обнародованной во время визита японского премьер-министра Фукуда Такэо в страны Юго-Восточной Азии в августе 1977 г.

К концу 70-х гг. деловые и научные круги ведущих стран региона выработали согласованную позицию по вопросу о целях и характере новой экономической региональной организации. Такая организация должна была обеспечить обсуждение проблем

торгово-экономических отношений, открыто и доверительно; способствовать расширению политических, дипломатических и торговых связей между развитыми и развивающимися странами региона, как коммунистическими, так и некоммунистическими; предоставить возможность развивать тесную экономическую интеграцию. Дело оставалось за правительствами развитых тихоокеанских государств.

Инициатором обсуждения на высшем уровне идеи создания новой региональной экономической организации, которая получила название концепции «Тихоокеанского сообщества», стал премьер-министр Японии Охира Масаёси. В своём первом программном выступлении в парламенте в январе 1979 г., после того, как он занял пост главы правительства Японии, М. Охира заявил: «Я считаю своим долгом содействие дальнейшему развитию отношений дружбы и сотрудничества с США, Канадой, Австралией, Новой Зеландией и другими странами тихоокеанского региона, а также со странами Латинской Америки»13. Затем к идее создания организации по многостороннему сотрудничеству стран Азиатско-Тихоокеанского региона представители Японии вернулись на состоявшемся в июле 1979 г. совещании министров иностранных дел стран АСЕАН, США, Австралии, Новой Зеландии и Японии в г. Бали, Индонезия. Основной целью работы такой организации являлось содействие развитию торгово-экономических отношений, опиравшихся на объективные процессы повышения удельного веса стран региона в мирохозяйственных связях. Идея привлекла к себе внимание, поскольку речь шла о создании региональной организации в таком громадном районе, каким является бассейн Тихого океана, и предполагала в качестве ее возможных участников значительное число стран с разным уровнем экономического развития. Австралия в конце 70-х гг. также активизировала свою внешнюю политику в Азии и бассейне Тихого океана, провозгласив принцип «регионализма»14.

Уже весной 1979 г. по указанию М. Охира была создана группа по изучению сотрудничества в бассейне Тихого океана, подготовившая предварительный доклад о перспективах создания «Тихоокеанского сообщества». В нем отмечалось, что региональные организации, как правило, ставили и ставят перед

собой ограниченные задачи, объединяют небольшое количество стран, имеют неправительственный характер. Новая региональная экономическая организация должна была определить своей целью достижение сотрудничества тихоокеанских государств в большинстве областей деятельности в интересах всестороннего развития стран региона. Для этого сообщество будет объединять значительно большее число стран, имеющих мало общего в исторической, культурной, экономической и других областях15.

В течение всего года японская сторона предпринимала шаги по пропаганде привлекательности проекта, прежде всего, для развивающихся стран региона. В мае того же года М. Охира на встрече в рамках генеральной конференции ЮНКТАД обсуждал концепцию «Тихоокеанского сообщества» с лидерами Австралии и Новой Зеландии

- М. Фрейзером и Б. Тэлбойзом. Японская сторона провела консультации с руководителями государств АСЕАН. А в ноябре 1979 г. министр иностранных дел Японии С. Окита заявил, что вопрос о создании сообщества будет обсуждаться в марте 1980 г. на международном совещании16.

В начале 80-х гг. обсуждение идеи создания «Тихоокеанского сообщества» стало важным элементом консультаций не только на научном, но и на правительственном уровне. Поворотным пунктом на пути реализации идеи можно назвать поездку премьер-министра Японии М. Охира в Австралию и Новую Зеландию в январе 1980 г. Инициатива японского руководителя, предлагавшего особое внимание уделять углублению и расширению регионального экономического и культурного сотрудничества, нашла понимание и поддержку у австралийского и новозеландского лидеров. В одном из выступлений М. Охира сказал: «Наши страны отличаются своеобразием, и поэтому я считаю, что мы должны сыграть важную роль в создании новой тихоокеанской культуры и что укрепление дружбы между нами через тихоокеанское сотрудничество будет, безусловно, содействовать устойчивости, миру и развитию»17.

В японо-австралийском коммюнике, подписанном по итогам переговоров, стороны зафиксировали, что «концепция “Тихоокеанского сообщества” является важной долгосрочной целью», и выразили «намерение развивать её и в дальнейшем на осно-

ве широкого регионального консенсуса»18. Премьер-министры пришли к единому мнению, что в организацию должны войти Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, страны Юго-Восточной Азии и островные государства южной части Тихого океана. Не исключалась возможность участия и стран Восточной Азии и Индокитая, включая социалистические19. Премьер-министр М. Охира в своём выступлении на заседании бюджетной комиссии палаты представителей парламента Японии 5 февраля того же года пошёл ещё дальше и заявил, что не возражает против участия в сообществе СССР и КНР20. Именно после визитов в начале 1980 г. в Австралию и Новую Зеландию формирование «Тихоокеанского сообщества», в которое, кроме Японии, предполагалось включить страны АСЕАН, США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, перешло в стадию практической реализации.

С целью содействовать скорейшей реализации идеи создания «Тихоокеанского сообщества» по инициативе австралийского правительства в сентябре 1980 г. в Австралийском национальном университете состоялся международный семинар на неправительственном уровне. Председатель семинара Дж. Кроуфорд выступил с докладом, в котором сделал упор на постепенности создания новых региональных институтов, призванных оказывать содействие в решении проблем тихоокеанского регионального сотрудничества. Для координации обмена информацией о ситуации в регионе на семинаре был сформирован постоянный орган

- Комитет тихоокеанского сотрудничества, -а также группы по исследованию в области торговли, инвестиций, энергетики, морских ресурсов и туризма21. Итоговый документ семинара был направлен внешнеполитическим ведомствам государств, приславших своих представителей.

Интересен пример ещё одной из форм сотрудничества Японии и Австралии в политической области, направленный на реализацию идеи региональной координации и интеграции. В результате соглашения между руководителями японской ЛДП и Либеральной партии Австралии, достигнутого в 1981 г., в июне следующегогодабыласозданамеждународная региональная организация - Тихоокеанский демократический союз, в который вошли консервативные партии ведущих стран бас-

сейна Тихого океана: Либеральная партия Австралии, Либерально-демократическая партия Японии, Национальная партия Новой Зеландии, Прогрессивно-консервативная партия Канады. Статус наблюдателя получила Республиканская партия США. Целью союза являлась помощь в выработке общей линии партий по региональным проблемам.

В мае 1982 г. премьер-министр Австралии М. Фрейзер в ходе визита в Японию обсуждал идею создания «Тихоокеанского сообщества» с главой японского кабинета Судзуки Дзэнко. Премьер-министр Японии внёс уточнения в список предполагаемых участников организации с учётом внешнеполитической концепции, выдвинутой им в начале года. Д. Судзуки, в отличие от М. Охира, делал упор на политических аспектах регионального взаимодействия и проблемах обеспечения безопасности. В связи с этим в перечень предполагаемых стран-участниц вошли: Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, Южная Корея, КНР и страны АСЕАН.

Активные консультации на правитель-ственномуровне между Японией и Австралией продолжились с приходом к власти премьер-министра Накасонэ Ясухиро, который важную роль в деле обеспечения лидерства Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе отводил реализации идеи «Тихоокеанского сообщества». В 1983 г. с визитом в Японии побывал министр иностранных дел Австралии У. Хэйден. В начале 1984 г. - премьер-министр Р. Хоук.

В 1984-85 гг. японским руководством была принята новая тактика. После вынужденной отставки премьер-министра Д. Судзуки, связанной, в частности, с провалами на международной арене из-за его проамериканской внешней политики, Я. Накасонэ поддержал идею «Тихоокеанского экономического сообщества», выдвинутую на конференции министров иностранных дел АСЕАН в июле 1984 г. Позицию Японии не проявлять инициативу, являясь «экономической сверхдержавой», он изложил, находясь с официальным визитом в Австралии в январе 1985 г. При этом особо выделил идею уважения предложения стран АСЕАН по развитию «тихоокеанского сотрудничества» и акцентировал внимание на его экономических, научных и культурных аспектах22. Я. Накасонэ считал, что в АТР отсутствует поляризация сил, присутствует конструктивное мышление, позволяющее

принимать свежие решения23. Конкретные вопросы взаимодействия по проблемам регионального сотрудничества в контексте «доктрины Накасонэ» обсуждались и в ходе ответного визита в Японию премьер-министра Австралии Р. Хоука в мае 1986 г.

Особое звучание японским предложениям придали инициативы министра иностранных дел Японии Куранари Тадаси, с которыми он выступил во время поездки в Австралию, Новую Зеландию и островные государства юго-западной части Тихого океана в январе 1987 г. В «доктрине Куранари» были воплощены новые нюансы в подходе японского руководства к реализации идеи «Тихоокеанского сообщества».

В феврале 1988 г. по решению правительства Японии был учреждён исследовательский комитет по вопросам торговли и развития в Азии и на Тихом океане. Целью его работы стало изучение возможности создания единой экономической сферы в Азиатско-Тихоокеанском регионе путём расширения японских программ помощи и открытия рынков. При его непосредственном участии в мае того же года в Токио состоялась конференция «Глобальное урегулирование и будущее экономики Азиатско-Тихоокеанского региона», на которой был оглашён документ японского МИД «Перспективы сотрудничества в АТР и общая стратегия Японии». В конференции приняли участие более 300 представителей от многих государств АТР.

Продолжались японо-австралийские консультации по проблемам регионального сотрудничества на высшем и высоком уровне. В начале июля 1988 г. состоялся официальный визит премьер-министра Японии Такэсита Нобору в Австралию для участия в празднованиях, посвящённых 200-летию Австралийского Союза. На переговорах с лидерами Австралии обсуждалась обстановка в АТР, вопросы экономической помощи Японии островным государствам южной части Тихого океана. Позднее представители двух стран приняли участие в расширенном совещании министров иностранных дел АСЕАН в Бангкоке.

Логичным завершением многолетних усилий австралийских и японских политиков, учёных, предпринимателей стало проведение в ноябре 1989 г. в Канберре первой конференции министров иностранных дел и торговли

12 государств Азиатско-Тихоокеанского эко-

номического совета - АТЭС. По итогам работы конференции впервые на правительственном уровне было принято решение о выработке совместной политики по активизации торгово-экономического сотрудничества в регионе. Даже в СССР некоторые специалисты признавали, что «в АТР сделана заявка на создание регионального объединения нетрадиционного типа, возможно наилучшим образом отвечающего нынешним условиям интернационализации и роста взаимозависимости в мире»24. Действительно, впервые экономическое объединение как равноправные партнёры создали государства, сильно различавшиеся между собой не только по уровням хозяйственного развития и структуре экономик, но и по историческим и культурным традициям, национальному менталитету и традициям.

Несмотря на то, что в первые годы работы АТЭС демонстративно подчёркивался чисто экономический характер организации, основными сферами работы объявлялись сотрудничество в области международной торговли, а также технологического развития и создания высокоразвитой инфраструктуры АТР, участники проекта постепенно пришли к пониманию необходимости повышения уровня и политических консультаций. Впоследствии в рамках работы АТЭС регулярный характер приобрели встречи глав государств и правительств. Стали разрабатываться планы сотрудничества в таких сферах, как ядерная энергетика, гидроэлектроэнергетика и др. Расширялся состав участников организации. Спустя всего несколько лет после создания совета в 1997 г. совокупный ВВП, произведённый участниками АТЭС, составил 16,8 трлн американских долларов или около 55 % мирового ВВП, объём торговли превысил 5,2 трлн долларов или 54 % мировой25.

В качестве главных идейных вдохновителей создания «Тихоокеанского сообщества» на протяжении многих лет выступали Япония и Австралия. Усилиями их исследователей с помощью официальных и неправительственных организаций двух стран велись основные разработки в рамках данного проекта. Для Японии это была возможность реализовать себя, прежде всего, в качестве сильного и влиятельного актора в области региональной экономики, расширить и укрепить свои позиции на рынках государств динамично развивавшегося региона. Для Австралии подоб-

ная инициатива стала важнейшей вехой во внешнеполитической истории. Проявив активность в сфере региональной политики, австралийские руководители не только сделали заявку на полноправное участие своей страны в сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и заявили о готовности взять на себя лидирующую роль.

Примечания

1 Кокусай хикаку токэй. 1971 (=Статистика международных сравнений. 1971). Токио, 1971.С. 14.

2 Вартумян, Э. Австралия : борьба монополий // Междунар. жизнь. 1963. № 12. С. 92.

3 См.: Кэйдзай то гайко (=Экономика и дипломатия). 1979. № 11.

4 Trade Strategy and the Asian-Pacific Region / еd. By Hugh Corbet. L., 1970. P. 50-54.

5 Ibid. P. 63.

6 Кэйдзай токэй нэмпо (=Ежегодник по экономической статистике). Токио : Нихон гин-ко токэйкёку, 1974. С. 195-198.

7 См.: Kojima, K. Japan and Pacific Free Trade Area. L., 1971.

8 Подробнее см.: Crawford, J. G. Australia, Japan and Western Pacific Economic Relations / J. G. Crawford, Okita Saburo. Canberra, 1976. 139 p.

9 Вага гайко-но кинкё (=Современное состояние внешней политики Японии). 1970. № 14. C. 350.

10 Чехонин, Б. Политические ориентиры Австралии // Междунар. жизнь. 1974. № 7. С. 63.

11 Прокурнов, В. В. Австралия на мировых рынках // Мировая экономика и междунар. отношения. 1978. № 11. С. 120.

12 См.: Crawford, J. G. Australia, Japan... P. 3538.

13 Japan Times. 1979. 26 Jan.

14 Подробнее см.: Лебедев, И. Внешняя политика Австралии в 70-е годы // Мировая экономика и междунар. отношения. 1979. № 2. С. 25-35.

15 Никонов, С. Н. О планах создания новой региональной организации стран бассейна Тихого океана // Проблемы Дальн. Востока. 1980. № 2. С. 172.

16 Санкэй симбун. 1979. 10 нояб.

17 Japan Times. 1980. 19 Jan.

18 Ibid. 17 Jan.

19 Ёмиури симбун. 1980. 22 янв.

20 Нихон кэйдзай симбун. 1980. 6 февр.

21 Новые тенденции во внутреннем развитии и международных отношениях стран Тихоокеанского бассейна / отв. ред. К. В. Малаховский. М. : Наука, 1985. С. 79.

22 Japan Times. 1985. 17 Jan.

23 Подробнее см.: Накасонэ, Я. Заложить основы нового международного сообщества // Мировая экономика и междунар. отношения. 1988. № 10. С. 73-77.

24 Целищев, И. Сотрудничество в АТР : основа, возможности, специфика II Мировая экономика и междунар. отношения. 1991. № 12. С.27-28.

25 1998 APEC. Economic Outlook. Economic Trends and Prospects in the APEC Region. APEC Economic Committee. APEC Secretariat. Nov. 1998. Singapore, 1998. P. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.