А. А. БРЕСЛАВЕЦ,
аспирант Владивостокского института международных отношений азиатско-тихоокеанского региона, ДВГУ
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ ЯПОНИИ В СТАНОВЛЕНИИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Центральное место Японии в азиатско-тихоокеанском регионе делает необходимым ее активное участие в политико-экономической жизни. Выгодное положение страны, развитость экономического фактора делают ее финансово-промышленным центром, связи которого распространяются на всю территорию АТР.
Острая полемика вокруг модели азиатско-тихоокеанской интеграции в разное время будоражила умы ведущих исследователей в этой области. В качестве основного аргумента «contra» приводятся уровни индустриализации государств, ставящие под вопрос дальнейшее интегрирование национальных экономик в процесс взаимопроникновения, взаимодополняемости, взаимозависимости. Постиндустриальные страны, какими являются Япония, США и некоторые другие, качественно отличаются от индустриально развивающихся — Российской Федерации, Вьетнама, Папуа-Новая Гвинея и др. Таким образом, проникновение «сильных» экономик на внутренние рынки «слабых» грозит подрывом и разрушением нестабильных национальных производств и превращением их в сырьевой придаток. В такой перспективе большинство стран не заинтересовано, что проявилось в разногласиях на форумах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Тем не менее в рамках процесса глобализации мирового хозяйства уже пора примерять «костюм на вырост», каким является АТЭС1.
Существует позиция, что помимо новейших технологий и интеллектуальной помощи экономических гигантов развивающимся странам необходимо, чтобы лидеры стали первопроходцами в плане открытия своих рынков по некоторым товарным номинациям, что было закреплено в богорской «Декларации общей решимости» 1994 г.2 Согласно этому документу, меры по либерализации и торговле должны быть имплементированы к 2020 г. развивающимися странами и к 2010 г. — развитыми3. Различия в видении концепций, целей, функций в модели тихоокеанской интеграции, способов и путей ее реали-
зации заставляют скептически относиться к эффективности и осуществлять тщательный поиск новых точек соприкосновения.
В истории политико-экономической мысли выделяются несколько этапов в становлении концепции сотрудничества, что отразилось в ряде международных структур. Так, индонезийский ученый Хади Со-есастро выделяет три основных этапа4. Первый этап— начало 60-х годов до середины 1967г.; второй— с 1967 по 1977г.; третий — с 1977 г. по настоящее время.
Первый этап характеризуется деятельностью японского политического деятеля Мориносукэ Кадзима и японских экономистов
— Са-буро Окита, Киоси Кодзима и др. Действующий в то время Японский центр экономических исследований принимал активное участие в изучении проблем азиатско-тихоокеанской интеграции; в частности, по его инициативе обсуждалась возможность ежегодных встреч политиков, ученых и бизнесменов Японии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. В 1967 г. (год создания АСЕАН) японские деловые круги, выступающие за развитие торговоэкономических отношений в АТР на уровне частнопредпринимательской деятельности, за либерализацию азиатско-тихоокеанского рынка, привлечение иностранных инвестиций в регион для финансирования совместных проектов, за развитие в целом зоны свободной торговли, инициировали образование Тихоокеанского экономического совета (ТЭС). Диалог между странами АТР, Северной и Южной Америкой стал возможен благодаря общности понимания перспектив региона, его мощного экономического потенциала. В конце 90-х годов в формате ТЭС принимают участие 17 государств АТР.
Второй этап примечателен созданием в 1968 г. ПАФТАД — Конференции по вопросам торговли и развития АТР, в рамках которой проводились регулярные дискуссии по проблемам региона. Конференция не имеет руководящих органов и носит открытый характер. В состоявшихся 12 встречах участвовала и Япония. В 1972 г. получил финансовое одобрение японо-австралийский научноисследовательский проект по разработке концепции более «мягкой» переговорной без наднациональных институтов структуры (по подобию Организации экономического сотрудничества и развития) регионального сотрудничества. В работе были задействованы Японский центр экономических исследований под руководством Сабуро Окита и Австралийский национальный институт с Джоном Кроуфордом. В 1978 г. к исследованиям присоединились американцы
— Патрик Хью из Йель-ского университета и Питер Дрисдайл (Австралийский университет). Проект заказывался председателем подкомитета по Восточной Азии и Тихому океану комитета по международным делам Сената США Джоном Пленном. Параллельно с этим шла работа в недрах японских исследовательских центров. В том же году японский премьер-министр Охира распорядился создать Исследовательскую группу по вопросам сотрудничества в бассейне тихого океана для рассмотрения
путей активизации регионального взаимодействия в АТР. Ключевым событием явилось образование в 1980 г. в Канберре Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, который стал плодом инициатив японо-австралийской политики в лице экс-премьер-министров Японии и Австралии. СТЭС представляет неправительственную организацию, состоящую из национальных комитетов и секторов, которые включают деловые и научные круги, правительственных чиновников; последние не навязывают проправительственных взглядов, а выступают в качестве частных лиц. В объединение входят страны Азии, Океании, Северной, Центральной и Южной Америки. Конференция координируется постоянным комитетом. Обсуждение проходит по 9 приоритетным направлениям— науке, связи, сельскому хозяйству, транспорту, людским ресурсам, туризму, торговле, рыболовству, энергетике и полезным ископаемым. В преддверии возникновения АТЭС в 1988 г. международный департамент министерства международной торговли и промышленности Японии подготовил доклад, призывающий вывести обсуждение по вопросу создания модели азиатско-тихоокеанской интеграции на качественно новый уровень. В нем выражались пожелания создать «мягкую» организацию по подобию ОЭСР, которая способствовала бы «углублению понимания», «содействовала диалогу и исследованиям», «наращивала
5
сотрудничество» .
Очевидно, что формирование модели азиатско-тихоокеанской интеграции и становление АТЭС вышито «красной нитью» японской политики и дипломатии. В первых рядах стран, поддержавших идею организации АТЭС, была Япония. В рамках сеульской встречи Боб Хоук выдвинул предложение образовать новую более «гибкую» переговорную структуру, которая могла бы наладить диалог в интернациональном сообществе азиатско-тихоокеанского
пространства, углубить взаимопонимание между абсолютно разными странами, разработать скоординированную стратегию развития зоны свободной торговли, учитывающую интересы всех членов.
Создание АТЭС явилось закономерным результатом всепланетного «потепления» в отношениях, демилитаризации азиатско-тихоокеанского региона, торгово-промышленной революции в «новых индустриальных странах», а также необходимостью реализации избыточной товарной массы. АТЭС— это ответ на растущее количество международных организаций (к 1994 г. их насчитывалось более 4000, из них 300— неправительственных)6. Первое время японский премьер-министр НобуроТакэсита с премьер-министром Австралии Бобом Хоуком принимали меры по изучению последствий влияния создания двух «закрытых» торговых блоков— Европейского Союза и НАФТА. Как выразился экс-министр внешней торговли Японии «АТЭС — это стимул ЕС быть более открытым»7. На открытии саммита в Осака в ноябре 1995 г. премьер-министр Японии Томиити Мураяма еще раз подчеркнул историческое значение азиатско-тихоокенского сотрудничества. По его словам, АТЭС может явиться той моделью интег-
рационного сотрудничества, которую ищут страны с различным уровнем развития экономики. Для Японии АТЭС имеет особое значение в следующих областях:
1. Защита долгосрочного экономического развития Японии.
2. Дальнейшее укрепление доверия с другими областями азиат ского региона.
3. Вклад в политическую стабильность других субъектов регио на путем защиты экономического роста.
4. Обеспечение условий активного участия США в событиях в АТР.
5. Активное участие КНР в рамках участия в международном со трудничестве.
6. Упрочнение отношений между Австралией и Новой Зеландией и экономиками Восточной Азии в целом.
7. Усиление диалога между Японией и Центральной и Южной Америкой8.
Организация АТЭС рассматривается как крупнейшая политическая инициатива японской и австралийской политики и дипломатии. Обе страны с момента образования организации занимают активную позицию в жизни АТЭС. Япония изначально планировала играть одну из ведущих ролей и тем самым привести свой международный статус в соответствие с мощнейшим экономическим потенциалом. На протяжении всей 10-летней истории молодой, но многообещающей организации японская политика заметно влияла на процесс регионального экономического сотрудничества в формате АТЭС. Она достигла апогея на саммите в Осаке в 1995 г., который явился водоразделом в истории деятельности этой структуры. Осакская встреча стала переходным пунктом от теоретических разработок к реальному практическому воплощению достигнутых договоренностей. На ней блок-процесс получил «Осакскую программу действий», которая призывала государства-члены совершить «первый взнос» на основе «пятидесяти процентов». В повестке дня работы форума проходили мероприятия по секциям, в которых озвучивались генеральные принципы организации. Это — многосторонность, прозрачность, одновременность старта, продолжительность процесса, сотрудничество, следование за Всемирной торговой организацией (ВТО), настойчивость, сравнительность (относительность), отсутствие дискриминации, гибкость.
В отношении либерализационных действий отмечалась необходимость немедленных консультаций по разработке индивидуальных планов вскоре после саммита. Мероприятия по индивидуальным планам включались в повестку манильской встречи 1996 г. Воплощение должно было начаться в январе 1997 г. На форуме также были уточнены индивидуальные планы и вопросы, связанные с их реализацией. На саммите были намечены 15 специальных областей сотрудничества, в которых должны были предприниматься энергичные усилия. Это прежде всего тарифные и нетарифные меры, сервис, инвестиции, стандарты, таможенные процедуры, право интеллектуальной
собственности, дерегуляция, сертифицирование соответствия, сбор и анализ информации и некоторые другие. Во второй части повестки форума «Экономическое и техническое сотрудничество» описывались основные существенные элементы сотрудничества— общие концепции политики (цели, основные принципы, приоритеты), объединение усилий, политика диалога. В отдельной секции определилось 13 секторов, в которых предстояло провести либерализационную работу сфера людских ресурсов, энергетики, телекоммуникации и информации, торговли и инвестиций,
рыболовства, сельского хозяйства, туризм и др.9
Сегодня АТЭС — это мировой региональный лидер в торговоэкономической жизни планеты. Он объединяет 40 % населения
земли, 56% ВВП и 46 % всемирной торговли10. В блок-процессе АТЭС состоят 12 государств-членов, которые будучи различными по социально-политическому, экономическому, культурному,
религиозному развитию объединены единой целью,— достижением всеобщего экономического благосостояния, прогресса и
процветания. Благодаря созданию АТЭС между странами АТР наметился диалог, направленный на реализацию индивидуальных и коллективных обязательств в области экономических мероприятий, укрепление политической и экономической стабильности в регионе, в котором политические инициативы Японии играют ключевую, исторически важную роль.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Иванов О. Дебют России в АТЭС// Международная жизнь. 1999. № 3. С. 55.
2 Bangkok Declaration on Asia-Pacific Economic Cooperation Institutional Arrangement. Sep. 10. 1992.
3 Asia-Pacific Regional Cooperation: APEC. Diplomatic Blue Book. 1995. P.25
4 Hadi Soesastro. Pacific Economic Cooperation. The History of an Idea // Asia-Pacific Regionalism. Washington. DC. 1994 P 77—100.
5 Asia Pacific Trade and Development Study// Interim Report. Tokyo. MITI. June1988.
6 Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. М., 1994. С.189.
7 Гончаренко С. Россия и АТЭС// Международная экономика и международные отношения. 1998. № 10. С. 89.
8 Asia-Pacific Regional Cooperation: APEC. Diplomatic Blue Book. 1996. P. 15.
9 Ibid. P. 19.
10 Ibid. P. 20.
Andrey A. Breslavets
The role of the political initiatives in the becoming of the Asian-Pacific economic cooperation
The paper is concerned about the political initiatives of Japan in the becoming of the Asia-Pacific economic cooperation. Japan takes part in the bloc-process APEC actively. The Osaka summit in 1995 discussed some actions for stimulation regional economic development. This article describes the APEC progress and Japanese political and diplomatic initiatives in the Asian-Pacific economic cooperation.