А.А. БРЕСЛАВЕЦ,
аспирант Владивостокского института международных отношений
Азиатско-Тихоокеанского региона, ДВГУ
ПОЛИТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АТЭС
В ноябре 1999 г. форуму Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества исполнилось 10 лет. Аналитики считают эту организацию наиболее динамично развивающейся структурой современного мира. За время существования АТЭС (АРЕС) превратилось во всемирно признанное региональное объединение, которое в настоящее время оказывает огромное влияние на политическую и экономическую жизнь Азиатско-Тихоокеанского региона. Принятые обязательства и принципы деятельности в рамках форума имеют большое значение и отражаются на общем политикоэкономическом курсе государств-участников. «Эту организацию называют крупнейшей за всю историю политической инициативой в сфере торговых отношений», - заявил министр внешней торговли Новой Зеландии Локвуд Смит1.
В то время как в мире существует и другой яркий пример интеграции — Европейское экономическое сообщество - деятельность АТЭС постоянно привлекает внимание исследователей и политиков. Немалый успех азиатско-тихоокеанского интеграционного процесса, который даже в пору экономического кризиса лишь снизил обороты, но не остановился, объясняется универсальностью участия в данном объединении. Политика интернационализации в качестве базисного элемента структурно оформляет АТЭС как регионального лидера, выделяет его в процессах глобализации, тем самым отличая его от прочих регионосвязующих структур и организаций универсального типа. Основу данной политики составляют принципы блок-процесса АТЭС, направленные на либерализацию взаимодействия как участников организации, так и нечленов Сотрудничества. В августе 1994 г. консультативная «Группа авторитетных экспертов» в своем сообщении тихоокеанскому сообществу подтвердила основные принципы сотрудничества. Это принципы свободной торговли и инвестиций, международного сотрудничества, взаимного уважения, принятия решений на основе согласия, «открытого регионализма» и др.
Феномен политики интернационализации, по мнению некоторых исследователей, в том числе и тех, кто не верит в тихоокеанскую интеграцию, аргументируя это несовместимостью доиндустриальных и постиндустриальных обществ2, насчитывает массу недостатков. Однако нельзя не видеть, что благодаря именно ей слаборазвитые страны почувствовали внимание к своим проблемам, заинтересованность во всеобщем развитии и процветании; стал возможен диалог между акторами
международных отношений с различными политическими системами, идеологиями, уровнями развития экономик, тем более различным культурным и религиозным сознанием. Образно говоря, восточноазиатская цивилизация отчетливо «услышала» западноевропейскую, перенимая при этом все лучшие традиции и знания, транслируя их в XXI в., подтверждая тезис, что следующее столетие — время Азиатско-Тихоокеанского региона. Политика интернационализации стала отчетливой особенностью АТЭС, с помощью которой абсолютно разные по экономическому развитию, социально-политическому и этническому составу государства реализовали важную в международных отношениях перцептивную функцию. Факт приостановления приема в члены организации свидетельствует о том, что блок-процесс не исповедует принципов различия. По этой причине многие государства стремятся стать членами АТЭС. С другой стороны, это показывает, что Сотрудничество, не возводя принципы различия во главу угла, последовательно реализует достигнутые договоренности. Изложенное свидетельствует об изменении качественной составляющей взаимодействия, об углублении интеграционного процесса.
Политика интернационализации АТЭС строится на укоренившихся принципах содружества. Суть принципа свободной торговли и инвестиций сводится к отказу от протекционистских мер в отношении участников Сотрудничества. Дух свободной торговли и инвестиций должен быть знаком и нечленам АТЭС, выразившим желание взаимодействовать в рамках блок-процесса. Трансакты могут носить и двусторонний, и региональный, и глобальный характер (принцип международного сотрудничества). Согласно принципу взаимного уважения, странам-участницам не следует пренебрегать другими членами сообщества, имеющими различные приоритеты, возможности перспективы. Гибкость и согласие взаимодействия проявляется в принципе принятия решения на основе консенсуса вне зависимости от доминирующих целей участников. Главными критериями должны выступать реалистичность и продуктивность принимаемого решения.
Официальное принятие Российской Федерации в АТЭС во время десятой годовщины его деятельности явилось знаковым событием накануне смены тысячелетий. «Принятие России в члены АТЭС станет признанием ее в качестве страны Азиатско-Тихоокеанского региона»3. Ясно, что для нашего государства открываются перспективы доступа к динамично развивающимся рынкам мировых экономических лидеров. Результатом «включения» России стало завершение сегментарного «окольцевания» азиатско-тихоокеанского пространства, на всей территории которого имеются государства-члены АТЭС. Включение России в качестве базового компонента в систему многополюсного миропорядка существенно повысило авторитет организации на международной арене, которая стала значительно влиять на политику Всемирной торговой организации. Как отметил министр иностранных дел России Игорь Иванов, Россия в состоянии удовлетворить возможный спрос в странах АТР на многие виды машин и оборудования, предоставить богатый выбор современных промышленных технологий и научных разработок. В то же время, по оценке
многих партнеров России по АТЭС, капиталовложения в развитие энергетического комплекса нашей страны, в освоение богатейших российских нефтяных и газовых месторождений, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке (прежде всего, имеются в виду шельф о-ва Сахалин и перспективные залежи нижнего течения р. Амур), а затем поставки на рынки АТР дешевых энергоносителей, могут иметь для ряда стран долгосрочное стратегическое значение.
Политическую фундаментальность организации придает тот объективный факт, что в составе ее участников теперь три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН: США, КНР, Российская Федерация. Таким образом, в АТЭС представлены австралийский (Австралия и Новая Зеландия), североамериканский (США, Канада, Мексика,), евразийский (Россия), азиатский (КНР, Тайвань, Республика Корея, страны-члены АСЕАН) и южноамериканский (Чили, Перу) континенты земного шара.
Предтечей азиатско-тихоокеанской интеграции стал активный поиск концепций, идей, путей и способов, которые могли бы в полной мере выразить суть и интересы столь разноликого и разновеликого сообщества. Начало исследовательской работы в этом направлении было положено в первой половине 60-х гг.4 Выделяются два основных этапа: первый - с начала 60-х гг. до 1967 г., времени создания АСЕАН; второй - с 1967 до 1977 г. В это время активизировал свою деятельность Тихоокеанский экономический совет (ТЭС). Г лавными целями теоретических поисков и практически-политических шагов стали развитие экономического потенциала региона, стимуляция расширения связей, развитие торговли и частного бизнеса, создание условий для притока иностранных инвестиций, технологий, квалифицированного персонала и т.д.
В начале третьего периода премьер-министры Австралии и Японии инициировали создание новой «мягкой» региональной структуры - так возник Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, в который вошли большинство стран Юго-Восточной Азии (Канберра, 1980 г.). СТЭС представляется прообразом АТЭС главным образом потому, что в структуре первого предусматривались национальные комитеты и секторы, состоящие из представителей научных, деловых и правительственных кругов. СТЭС - неправительственная организация, поэтому принимаемые способом консенсуса решения зачастую не носили ориентации в пользу какого-либо конкретного государства, а выражали согласованную позицию «частного» большинства. Понимание необходимости совершенствования регионального взаимодействия в политико-экономической сфере, повышения статуса сотрудничества привело к тому, что ряд политических деятелей Австралии и Японии взялись за разработку обоснования необходимости создания интеграционной структуры более высокого уровня. В промежуточном докладе международного департамента министерства международной торговли и промышленности Японии (1988 г.), например, выдвигалось предложение организовать структуру по подобию Организации экономического сотрудничества и развития, которая могла бы содействовать «взаимопониманию и взаимозависимости», «способствовать реализации взаимных интересов»5.
Политическая инициатива мировой дипломатии по закреплению модели тихоокеанской интеграции увенчалась успехом в 1989 г., когда премьер-министр Австралии Боб Хоук на встрече в Сеуле заявил, что пришло время «существенно активизировать наши усилия по созданию системы регионального сотрудничества и серьезно подумать над возможными областями и формами такого сотрудничества»6. Хоук назвал перспективной моделью азиатско-тихоокеанского сотрудничества ОЭСР, а также определил первостепенные направления в будущей деятельности предполагаемой структуры. Приоритетными целями стали содействие успешному завершению Уругвайского раунда, изучение возможностей для дальнейшего снятия торговых барьеров в АТР, оказание помощи в реализации общих для стран региона экономических интересов, изучение возможностей извлечения выгоды из «чрезвычайной взаимодополняемости» экономик региона. В марте того же года премьер-министр Японии Нобуро Такэсита положительно отреагировал на предложение австралийского премьера. После этого высокопоставленный австралийский дипломат Дик Вулкотт предпринял ознакомительную поездку по странам АТР с целью выяснить степень заинтересованности стран региона в организации подобной структуры. Заметим, что эта крупнейшая политическая инициатива была международным дебютом как Австралии, так и Японии.
Принято определять ряд существенных факторов, обусловивших возникновение организации Азиатско-Тихоокеанского экономического
7
сотрудничества .
Во-первых, АТЭС явился объективным итогом демилитаризации планеты в целом и Азиатско-Тихоокеанского региона в частности. В это время уже закончилась «холодная война», одна из сверхдержав перестала существовать, исчезла «советская угроза», но не было еще материала, из которого можно было бы строить новое мировое сообщество, основанное на экономических ценностях.
Во-вторых, рост количества закрытых торговых блоков, деятельность которых негативно влияла на либерализацию мировой экономики. Некоторые из них реально исповедовали протекционистские идеи. Прежде всего к ним следует отнести ЕС. К 1994 г. в мире насчитывалось более 4000 международных организаций, из них более 300 - неправительственных8. Инициатива АТЭС рассматривалась как ответ на тенденцию протекционистского изоляционизма ЕС, отгораживающегося от всего мира. «АТЭС -это стимул ЕС быть более открытым», - заявил бывший министр внешней торговли Японии Мацунага".
Третий и четвертый факторы тесно связаны между собой. Это индустриальный скачок азиатских «тигров» и возможность, а скорее даже необходимость ввести в регионе режим свободной торговли. 80-е годы стали знаменательными для развития промышленности «новых индустриальных стран». Итогом внедрения в эксплуатацию новейших ресурсосберегающих технологий, перестройки производства на наиболее конкурентоспособные товары и экспортоориентированного перепрофилирования предприятий стал резкий рост ВВП (среднегодовой прирост 7 — 9%)10. Поскольку избыток
товарной массы внутри стран-производителей достигал критической отметки, возникла потребность ее реализации на региональных рынках, которые, впрочем, не всегда были для этого открыты. Очевидной стала необходимость в свободной торговле, которая, вне сомнений, была выгодна всем при правильных усилиях и координации экономической политики стран. Вторая половина 80-х годов побила все рекорды по росту сектора внутрирегиональной торговли. Интернациональность торговых потоков в открытой системе международного бизнеса захлестывала АТЭС, что поставило на повестку дня вопрос либерализации торговли в АТР.
Следующий фактор — торговое противостояние Соединенных Штатов, Японии и Китая. Перманентно эти отношения приобретали форму правильного или равнобедренного треугольника, вершиной которого становилась то одна, то другая держава по схеме: КНР - Япония - США. Упреками США к Японии порой выступала степень защиты платежеспособного японского рынка от американских товаров, и наоборот. Большое недовольство в Америке всегда вызывала проблема «Великого Китая» (Great China), его споры с Тайванем и огромный экспорт пиратской аудио-и видеопродукции. Развязать этот проблемный узел могло лишь сотрудничество в рамках АТЭС, которое было призвано сгладить острые углы и прекратить «торговые войны».
Первоначально планировалось создать орган, который имел бы статус консультативного, защищал принцип добровольности участия, способствовал реализации экономического сотрудничества и процветания. Однако на сегодняшний день возник ряд противоречий внутри интеграционной модели АТЭС. Аргументом «контра» достаточной эффективности является утверждение тех стран, которые полагают, что организационные рамки форума слишком «рыхлы»11, а отсутствие механизмов принуждения делает невозможным претворение в жизнь достигнутых договоренностей. Эти страны выступают за наделение АТЭС полномочиями переговорной структуры межгосударственного уровня, за создание на его базе зоны свободной торговли и экономически благоприятного климата, за придание статуса переговорного аппарата по военно-политической проблематике.
В изложенной позиции без труда угадываются интересы экономически развитых стран. Однако в условиях функционирования АТЭС и участия в нем «малых» и «слабых» государств существуют моменты, которые указывают на то, что организация должна быть свободной и добровольной, все решения необходимо принимать на основе принципа согласия, а встречи должны проводиться каждый второй раз в развивающейся стране. Позиция «сильных» держав явно противоречит свободолюбивому духу АТЭС и политике интернационализации. Более того, такая позиция способна лишь усилить позиции тех, кто говорит о глобализации как об «улице с односторонним движением» и сетует на аморальность существования золотого миллиарда, на обслуживание интересов которого уходят жизнь и творческие силы остального населения планеты.
Вспыхнувшие противоречия побудили развивающиеся страны, которые составляют подавляющее большинство членов АТЭС, отстаивать свое видение модели тихоокеанской интеграции. Они выступают против
давления индустриально развитых государств, за соблюдение принципов равенства, взаимной выгоды, требуют учитывать уровнь развития экономики и помнить об универсальности Сотрудничества. Они выступают против придания блок-процессу АТЭС статуса региональной военнополитической группировки12. Очевидно, что корнем сложившихся споров стало неясное видение общих целей, функций и перспектив форума, что ставится в упрек этой молодой организации.
Сложно и неоднозначно происходило политическое приобретение Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудничеством статуса форума межправительственного, межпрезидентского уровня. Непростыми были правовое нормотворчество в рамках организации, регламентирующей порядок международной торговли, а также переход от практики консультационных встреч к реальному воплощению принятых обязательств. В целом всю организационную работу по разработке программных целей Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, общих и секторальных проектов, институциональных мер можно разбить на два основных этапа, водоразделом между которыми явилась встреча в японском городе Осака в 1995 г. На первом этапе (1989-1995 гг.) происходило теоретическое оформление образа АТЭС: в ходе консультаций обсуждалась программная и структурная основа сотрудничества, проводился анализ потенциала и перспектив. Это позволяет нам определять АТЭС как блок-процесс, в котором присутствуют черты организации (Секритариат, «Группа авторитетных экспертов», рабочие группы и т. д.). Однако в самом названии АТЭС имеется упоминание о некоем сотрудничестве, что позволяет определять его как процесс. Обретший явные очертания, АТЭС на саммите в Осака провозгласил переход от теории к практике, к реализации поставленных целей и задач. Осакская встреча знаменовала начало второго, практического этапа (1995 - 2000 гг.). На начальном этапе важно отметить встречу 12 - 14 ноября 1991 г. в Сеуле, на которой была разработана концепция «открытого регионализма», включенная в заключительный документ. Сеульская Декларация сформулировала четыре принципа: способствовать развитию и благосостоянию отдельных стран в рамках роста мировой экономики; увеличивать экономическую заинтересованность в развитии взаимозависимости, стимулируя движение товаров, капиталов и технологий; содействовать развитию системы многосторонней торговли как для членов организации, так и для тех государств, которые таковыми не являются; устранять барьеры для инвестирования, движения товаров внутри региона13. Этот саммит показал острую необходимость компромисса в современных международных отношениях, что является прямым следствием мировой глобализации. Проявилось это в принятии в члены АТЭС таких ярых антагонистов, как КНР и Тайвань, а также одного из потенциальных субъектов «Великого Китая»- Гонконга, который после перехода в 1997 г. под протекторат КНР потерял свое политическое, но не экономическое значение. Макао на одном из этапов также стремилось подчеркнуть свой международный статус вступлением в АТЭС, что не было воспринято государствами-членами всерьез, в 1999 г. этот анклав должен был присоединиться к Китаю. Было принято решение о создании еще трех проектов в дополнение к ранее созданным семи рабочим группам.
Статус АТЭС развивался на протяжении всего времени его существования. Первоначально проводились ежегодные консультационные встречи министров стран-членов и старших должностных лиц. Первые из них вырабатывали и координировали на форумах стратегию участия государств в процессе экономического строительства общего азиатско-тихоокеанского дома АТЭС. Вторые собирались гораздо чаще (3-4 раза в год) и подготавливали проведение саммитов и работу по группам. Таким образом, наметившаяся на сеульской встрече в ноябре 1991 г. институционализация процесса АТЭС приобретала определенные очертания. В сентябре 1992 г. в Бангкоке было принято решение об учреждении Секретариата со штаб-квартирой в Сингапуре14. По первоначальному определению данная структура не имела наднациональных функций. Напомним, что Европейский Союз вправе выдвигать распоряжения, обязательные для выполнения его участниками. Также в столице Таиланда впервые заговорили о «группе авторитетных экспертов», или «группе мудрецов», коллективе ученых-советников, которая после ряда рекомендательных докладов, в частности, разработала и обосновала концепцию «открытого регионализма».
Привлекательность АТЭС состоит в ее интернациональной политике «открытого регионализма». С момента создания организация придерживалась открытости для стран-нерезидентов АТР, что было изложено в сеульской Декларации и докладе «группы авторитетных экспертов». Данный подход касается невмешательства государственного сектора в процесс экономического сотрудничества, что стимулирует развитие частнопредпринимательской деятельности15. Согласно ему, как члены АТЭС, так и представители не входящих в организацию стран, могут участвовать в рабочих группах. Так, Россия до своего официального приема в состав блок-процесса имела своих представителей в 7 из 10 рабочих групп.
Принцип «открытого регионализма» является основой процесса регионального сотрудничества. Результатом его действия должно стать, не только сокращение внутренних барьеров экономического взаимодействия, но также и фактическое устранение внешних барьеров экономикам, не являющимся частью регионального проекта (АТЭС). Блокирование следует процессу глобальной либерализации. Управляемое принципом «открытого регионализма», оно будет способствовать обеспечению более свободной глобальной экономики. Данный принцип исключает создание или реконстукцию блок-процесса закрытого типа. Концепция «открытого регионализма» может быть полностью достигнута при условии, что члены АТЭС будут продолжать работать в направлении глобальной либерализации в поле Всеобщего соглашения по тарифам и торговле ГАТТ/ ВТО, считают авторитетные эксперты. В региональную программу либерализации входят: максимально возможная степень односторонней либерализации; блокирование с целью снижения в последующем торговых и инвестиционных барьеров в отношении стран-нечленов АТЭС; распределение выгоды от либерализации в рамках АТЭС на нечленов на взаимном основании; признание того, что любой член АТЭС может расширять либерализацию свободной торговли в рамках АТЭС в
направлении нечленов на условном или на безусловном основании (всем нечленам или развивающимся странам в соответствии с правилами Генерального соглашения по тарифам и торговле). В соответствии с принципом «открытого регионализма» в Сотрудничестве абсолютно не возникает вопрос создания таможенного союза, который требовал бы, чтобы члены поддержали общую торговую политику по отношению к нечленам.
В 1993 г. произошло событие, которое качественно изменило политический статус организации АТЭС. Им стал саммит в Сиэтле, после которого по приглашению президента США Клинтона лидеры государств-членов собрались на о-ве Блэйк для обсуждения текущих проблем в неофициальной обстановке. Данный прецедент стал поворотным моментом в судьбе организации и привел к изменению формата сотрудничества. Инициативу США по изменению формата переговорного процесса можно рассматривать как тактический ход американской внешней политики с целью прочно захватить лидерство, играть первую скрипку в АТЭС. Так возникла традиция ежегодных «встреч лидеров». Сюда же следует отнести и подписание некоторых документов. Это, прежде всего, совместные «Заявление о видении целей АТЭС», Декларация по Уругвайскому раунду и запротоколированные совместные инициативы. В ходе встречи лидеров в Богоре (1994 г.) была принята совместная Декларация по либе-рализационным мерам к 2020 г. («Декларация всеобщей решимости»)16.
Этот документ предусматривал выполнение всех достигнутых соглашений по либерализации торговли, открытию рынков к 2010 г. для индустриально развитых стран и к 2020 г. - для развивающихся17. Предполагается упразднить барьеры не только между членами АТЭС, но и другими странами. Предстоит снизить таможенные пошлины. Были разработаны рекомендательные принципы по инвестированию, развитию экономического сотрудничества. В частности, был принят Кодекс принципов иностранных инвестиций АТЭС. Странам-членам было предложено учитывать их при разработке законодательства. Было заявлено, что АТЭС приобрел статус консультационного органа, дополняющего механизм Всемирной торговой организации.
Наконец, в завершение первого этапа становления АТЭС состоялась третья «встреча лидеров» и седьмая министерская встреча в Осаке в 1995 г. По их итогам были приняты ключевые документы, регламентирующие практическую реализацию поставленных целей и программных обязательств. Это Декларация действий и Осакская программа действий. Первая вновь подчеркивала основные направления деятельности АТЭС -либерализацию торговли и инвестиций, сотрудничество в экономической и технической сферах. Помимо намеченных тринадцати областей экономического и технического взаимодействия в Программе говорилось о пятнадцати сферах, в которых планировалось проводить работу по либерализации, например, по рассмотрению тарифных и нетарифных мер. Также предлагался ряд мероприятий по либерализации в одностороннем порядке. Одна из них — так называемый «первый взнос» в соответствии с Уругвайским раундом («правило пятидесяти процентов»), который должен быть совершен индустриально развитыми странами. В рамках реализации
достигнутых соглашений определялись «согласованные односторонние действия», закрепленные в «индивидуальных планах». Последние должны были идти в русле «коллективных действий», координируемые в многостороннем порядке членами АТЭС. В работе по институционализации блок-процесса АТЭС примечателен факт роспуска Тихоокеанского делового форума, а также создание Делового консультативного совета, в чью компетенцию теперь входят функции рекомендательного характера.
На втором этапе процесса становления АТЭС, охватывающем 1995 -2000 гг., существенно важным моментом стал отказ от принятой на саммите в 1996 г. в столице Филиппин Маниле программы ранней досрочной секторальной либерализации. Вопрос о ее рассмотрении был передан в ведение Всемирной торговой организации. В 1997 г. в Ванкувере обсуждалась проблема влияния на кризис и создание Азиатского антикризисного фонда. В 1998 г. в столице Малайзии Куала-Лумпуре был учрежден Фонд экстренной помощи, средства из которого должны были идти на поддержку терпящих бедствие экономик региона, но прежде всего стран-участниц АТЭС18.
Говоря о политике интернационализации, проявляющейся в составе организации и ее принципах, прежде всего принципе «открытого регионализма», представляется интересным сосредоточить внимание на экономических, демографических, культурных составляющих АТЭС. «Метод АТЭС» стал основой азиатско-тихоокеанской интеграции, включающей разные по экономическому уровню развитости страны. Российский исследователь С. Гончаренко приводит следующие цифры, характеризующие экономический потенциал АТЭС. Совокупный прирост ВВП за 1996 г. составил 3,7%, за 1997 г. - 3,4%, 1998 г. - 3,1% (на снижение повлиял азиатский финансовый кризис). Товарооборот АТЭС измеряется 65% внешней торговли США, 74% - Китая, 71% - Японии. По статистической информации Б. Болотина, валовой внутренний продукт в США составил в 1997 г. 7075 млрд дол., в Японии - 2640, в России- 580, в Мексике - 685, в Малайзии - 210 млрд дол. Демографический фактор интернационального АТЭС также неоднозначен. Блок-процесс насчитывает в своих рядах 60% населения земного шара. Население Китая по переписи 1997 г. составило 1243 млн чел., США - 269,5, России - 147,2, Японии - 126,5, Мексики - 98,5, Малайзии - 21,7 млн чел.
Участие в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2000 г. в Брунее Президента Российской Федерации Владимира Путина подтвердило международную значимость этой структуры, решимость нашего государства двигаться путем сотрудничества и взаимодействия. «Костюм на вырост», который примеряет на себя Россия, вступив в АТЭС, представляет собой «лоскутное одеяло», сшитое из материала разного качества, цвета и размера.
Интернационализм Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества играет важную роль в процессе глобализации мирового хозяйства в рамках ГАТТ / ВТО. Кроме того, в ходе развития организации пробивают себе дорогу черты политической институционализации, в процессе которой отдельные государства уже признаны или еще будут признаны в качестве
активных акторов международных отношений. Резиденты региональных торговых связей смогут плодотворно реализовывать свой экономический потенциал, развивающиеся экономики получат импульс к долгожданному промышленному росту. Подобные планы могут быть воплощены в жизнь только при многостороннем диалоге, протекающем в формате АТЭС. Этим политическая воля и дипломатические усилия государств не ограничиваются. В начале второго десятилетия своей деятельности предстоит решить массу проблем, стоящих на пути азиатско-тихоокеанской интеграции.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Смит Л. Грядет вступление России в АТЭС// Междунар. жизнь. 1998. № 6. С. 47. 2 См.: Иноземцев В. Fin De Siecle. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы (1973 - 2000) // Свободная мысль. 1999. № 7 - 8.
1 См.: Смит Л. Указ. соч. С. 47.
4Hadi Soesastro. Pacific Economic Cooperation: The History of an Idea // Asia-Pacific Regionalism. Washington. DC. 1994. P. 77-100.
5Asia Pacific Trade and Development Study // Interim Report. Tokyo. MITI. June. 1988. APEC site.
c Australia: Hawke Pushes for Regional Economic Body // The Age. Feb.1989. Lexic Library. ASIAPAC File.
' Целищев И. Сотрудничество в АТР: основа, возможности, специфика // Междунар. экономика и междунар. отношения. 1991. № 11. С. 27.
" Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. Междунар. право. М., 1994. С. 189.
9 Целищев И. Указ.соч. С. 25-38.
" Тончаренко С. Россия и АТЭС // Междунар. экономика и междунар. отношения. 1998. № 10. С. 89.
п Иванов О. Дебют России в АТЭС // Междунар. жизнь. 1999. № 3. С. 55.
12Там же.
1:1 Seoul APEC Declaration. Nov.14.1991. APEC site.
14Целищев И. Указ. соч. С. 29.
'■'Bangkok Declaration on Asia-Pacific Economic Cooperation Institutional Arrangement. Sep.10. 1992. APEC site.
"* АРЕС Economic Leaders Declaration of Common Resolve. Nov. 15. 1994. APEC site. "Asia-Pacific Regional Cooperation: APEC.. Diplomatic Blue Book. 1995. P. 25. APEC site.
'" Иванов О. Дебют России в АТЭС //. Междунар. жизнь. 1999. № 3. С. 57.
Andrey A. Breslavets. The internationalism in the development strategy of the Asia-Pasific economic cooperation
The paper is concerned about internationalism of the Asia-Pacific economic cooperation. This principle consist of multilateral contacts between members of this organization. The process of the Asia-Pacific economic cooperation concludes of liberalize actions of the development in the free trade area. The measures of the economic cooperation are discussed at the APEC Forum, which conduct for every at the country-member of the bloc-process APEC.