Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 3
К.С. Романов
КОНЦЕПЦИЯ МИРА В КАНАДСКОЙ
КУЛЬТУРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье анализируются исторические вехи, позволяющие судить о миротворчестве как об одном из важнейших аспектов канадской национальной идентичности. Среди этих примеров битва за Квебек, история жизни Э. Полин Джонсон, путь интеграции русских эмигрантов-духоборов, "Марафон надежды" Терри Фокса.
Ключевые слова: Канада, национальная идентичность, миротворчество, Полин Джонсон, духоборы, Терри Фокс.
The article analyses a set of historical examples from Canadian history that give evidence to the fact that peace-making is one of the major values that define Canadian national identity. The examples given are: the Battle for Quebec, the life of E. Pauline Johnson, the story of Canadian Doukhobors, Terry Foxes' "Marathon of Hope".
Key words: Canada, national identity, peace-making (peace-keeping), Pauline Johnson, Doukhobors, Terry Fox.
Поиск компромиссов в современный период — одна из важнейших задач мирового сообщества, столкнувшегося с межнациональными, религиозными и этническими противоречиями, вызванными, в частности, активной миграцией населения в разных странах мира. Каждая из стран искала свои ответы на вызовы современной эпохи и находила свои пути к миру и компромиссу.
История и современность Канады представляют нам примеры поиска компромиссов, которые можно считать весьма эффективными. Формирование и развитие канадской национальной идентичности — комплексной и многовариантной — характеризуются стремлением примирить на первый взгляд непримиримые сущности. Многие сложные вопросы, такие, как взаимодействие автохтонных групп и европейской цивилизации, многовековое взаимодействие франкоканадцев и англоканадцев, место других этносов в канадском обществе, решались полностью или отчасти путем компромисса. Можно даже говорить о совокупности, или системе, компромиссов, пронизывающих историю, культуру и общественную жизнь Канады.
Романов Константин Сергеевич — канд. культурологии, преподаватель кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-926532-69-18, e-mail: romanov.konst@gmail.com
Одной из основных достопримечательностей города Квебек считается Долина Авраама. Сегодня она представляет собой поле, окруженное холмами в центре крупного мегаполиса Квебек. Это популярное место прогулок жителей города и туристов, площадка для фестивалей, концертов, митингов, спортивных соревнований. Ежегодно там проводится единственный в мире зимний карнавал, собирающий массу туристов. С исторической точки зрения это место легендарно. В 1759 г. на этом поле произошло сражение, решившее судьбу французской колонии "Новая Франция" и предопределившее дальнейшее развитие Канады и всей Северной Америки, — "Битва за Квебек", или "Сражение на полях Авраама". Сражение было кратковременным (оно длилось всего час), и в нем принимало участие лишь несколько сот солдат с каждой стороны. Однако победа, доставшаяся англичанам, позволила им занять главный город французской колонии, что означало фактически победу на американской арене Семилетней войны Британской империи и Франции. Через три года власть французской короны в Северной Америке прекратилась.
Битва за Квебек, да и, пожалуй, вся Семилетняя война, предстает в культурной памяти канадцев как противостояние двух амбициозных военачальников — Джеймса Вульфа и маркиза Мон-кальма. Противостояние двух сильных и столь разных личностей было драматичным. Оба полководца осознавали свою особую роль в истории (задачей Монкальма было сохранение французских владений в Северной Америке, Вульф должен был добиться капитуляции французов). В своих письмах семье во Францию Монкальм размышлял о том, что война, вероятно, проиграна. Вульф часто сомневался в успехе операции. Так, например, в подаренном ему сборнике стихов поэта Томаса Грея "Elegy Written in a Country Churchyard" он подчеркнул строку, оказавшуюся для него пророческой: "The paths of glory lead but to the grave"1. Следует отметить, что британцы победили скорее вопреки, нежели благодаря руководству Вульфа: его решения были часто спонтанны и непродуманны. Однако ошибка Монкальма именно 13 сентября принять бой на равнине оказалась для французов и союзных индейцев фатальной.
Захват Квебека предрешил дальнейшее развитие региона. С 60-х гг XVIII в. франкоканадцы и англоканадцы вынуждены сосуществовать в рамках единых административных границ — сначала британской колонии, а затем канадской федерации. Было бы неправдой утверждать, что это сосуществование было и продолжает быть безоблачным. Вся история франкофонного Квебека в контексте
1 Narrating a Nation. Canadian History Pre-Confederation. Ottawa, 2011. P. 148.
англоязычной действительности Северной Америки представляет собой борьбу за сохранение самобытности и языка (что во многом предопределило консерватизм канадцев, в том числе в экономике). Хотя объединение не произошло, можно говорить о вполне гармоничном сосуществовании. Это проявляется во многих аспектах (признание языкового равенства, участие политиков Квебека в общенациональной политике, свободная миграция населения).
Культурно значимым и политически верным решением можно считать установку памятника Вульфу и Монкальму в Квебеке в 1763 г. Выгравированная на латыни надпись: "Доблесть принесла им общую смерть, история — общую славу, а потомки — общий памятник" — говорит о первом шаге к компромиссу. Вероятно, первоначальный замысел британского правительства был добиться лояльности 80 тыс. франкофонов, оставшихся в Квебеке после победы Британии. Но этот шаг к компромиссу в самом начале сосуществования французской и английской наций в Канаде задал тон дальнейшим отношениям двух сторон. Оба полководца воспринимаются в Квебеке как равноценные фигуры. Вульф не представляется захватчиком, а занимает равноправное место среди других исторических деятелей французской Канады. В качестве другого подтверждения своеобразного "примирения" полководцев в культурной памяти франкоканадцев можно привести фасад ратуши в Квебеке. Он декорирован скульптурами, изображающими знаменитых деятелей истории города. Среди них можно найти как британцев, так и французов. Фигуры Вульфа и Монкальма стоят в нишах на одном уровне по обе стороны от входа. Показательно, что центр ратуши украшают несколько статуй, изображающих индейскую семью.
Важным фактором, определившим ход канадской истории и оказывающим существенное влияние на развитие страны, по сей день является аборигенная культура. Она во многом определяла вектор развития региона Северная Америка, стала особой отличительной чертой Канады и США в культурном плане. Вопрос взаимоотношения культур колонистов (позднее иммигрантов), конфликта и диалога, сложный и комплексный. Подробный анализ не входит в задачи данного исследования. Важно отметить, однако, что положение аборигенных народов в США и Канаде существенно различается. Американский "плавильный котел" стремился стереть границы и особенности разных этносов, живущих в стране, с целью "выплавления" унифицированного американского гражданина. Канадская политика, отличающаяся большей гибкостью и нацеленностью на компромисс, была более толерантной и по отношению к индейцам, особенно во второй половине ХХ в.
Конечно, положение коренного населения никогда не было простым. Можно вспомнить, например, специальные школы-пансионы для индейских детей — "Canadian Indian Residential Schools", действовавшие во второй половине XIX — первой половине ХХ в. Вырвав детей из индейских семей, эти школы-пансионы навязывали им использование только английского языка (при полном запрещении родного) и христианское воспитание. Условия содержания были крайне тяжелыми, поэтому до конца обучения доживали далеко не все ученики. Разумеется, такая "обработка" губительно сказывалась на идентичности аборигенов и в итоге уничтожила многие их языки и культуры.
Тем не менее уже на рубеже XIX и XX вв. наметилась положительная динамика к мирному сосуществованию европейских канадцев и аборигенов. Это время можно считать переходным периодом. Ярким примером зарождающегося примирения и компромисса была личность поэтессы Э. Полин Джонсон, вобравшая в себя аборигенное и европейское начала.
Джордж, отец Полин Джонсон, происходивший из племени могавков, входившего в Лигу ирокезов, получил образование в Брантфорде, небольшом городе провинции Онтарио. Его родным языком был могавкский, но, обладая хорошими лингвистическими способностями, он изучил английский, французский и все диалекты Лиги Шести Племен2. В 1840 г. Джордж стал официальным переводчиком при англиканской миссии в резервации. Миссионер Адам Эллиот, оказывавший покровительство молодому вождю, был женат на американке Элизе Хоуэллс. В 1843 г. в его дом переехала младшая сестра жены миссионера, Эмили, будущая мать Полин Джонсон. Помолвка Джорджа Джонсона и Эмили Хоуэллс состоялась 21 июня 1848 г. Конечно, родственники с обеих сторон восприняли это событие негативно. Женитьба на белой женщине лишала потомков права на титул вождей. Соплеменники также не поддерживали этот брак, поскольку боялись влияния белой женщины на решения вождя Совета Лиги. Некоторые из родственников Эмили, узнав о ее браке с индейцем, прервали с ней отношения. Однако внутри семьи царила атмосфера взаимоуважения и гармонии, а миротворчество (являющееся важным аспектом идентичности ирокезов) стало жизненным кредо поэтессы.
Полин Джонсон, вопреки веяниям времени, не скрывала, а, наоборот, демонстрировала свои аборигенные корни. Она была не только поэтом и писателем, но и декламатором своих стихов. Интересным было ее решение выступать в разных костюмах. Она делила свое выступление на две части: в первой выступала в традиционном индейском костюме, а во второй — в европейском платье.
2 Keller B. Pauline. A Biography of Pauline Johnson. Vancouver, 1981.
Тематика отделений соответствовала нарядам. Так свое смешанное происхождение она проецировала на общеканадский уровень.
Вопросам сосуществования европейской и аборигенной культур, поиску общенациональной идентичности, сплочению нации посвящена значительная часть ее произведений. К таким относится, например, стихотворение "Canadian Born", давшее название одноименному сборнику, или акростих "Canada". Вот как она открывает свой первый поэтический сборник "Рожденный в Канаде" ("Canadian Born", 1903): "Пусть каждый родившийся в Канаде считает эти стихи написанными для него. Пусть это будет мой белый соотечественник, протянувший мне руку дружбы в годы, когда я взывала к нему пером и со сцены, или краснокожий любого племени. Из какой они провинции — не имеет значения, если они родились канадцами"3. Из этого следует, что основной задачей своего поэтического творчества Джонсон считала утверждение национального чувства канадцев.
Принцип миротворчества — характерная черта творчества Полин Джонсон. Толерантное отношение между этносами должно было стать основой новой нации. Эти идеи нашли отражение главным образом в ее прозе. Таким предстает сборник новелл "Мока-синный мастер" ("Moccasin Maker", 1913). Название метафорично: автор воедино собирает новеллы, сюжеты которых отражают жизнь разных регионов страны, подобно индейскому мастеру, сшивающему мокасины. Женские образы, представленные в сборнике, как правило, воплощают идею мира. Диалог культур и возможность компромисса связаны с идеей материнства, затрагиваемой почти в каждой новелле. Это реализуется, в частности, через усыновление детей, происходящих из другого народа («Катарина из "Вороньего гнезда"» («Catherine of the "Crow's Nest"»), "Теннас Клучман" ("Tenas Klootchman"). Это шаг к общему будущему: на фоне сложностей и противоречий, множественных конфликтов между поселенцами и белыми, ярко описанных в новеллах сборника, усыновление детей выражает надежду автора на мирное будущее для нового поколения канадцев.
Подобным образом тема миротворчества реализуется и в другом сборнике — "Легенды Ванкувера" ("Legends of Vancouver", 1911). В качестве примера можно привести новеллу "Две сестры" ("Two Sisters"), в которой имперскому британскому названию гор в пригороде Ванкувера — "Львы Ванкувера" — противопоставляется древнее индейское — "Две Сестры", в честь двух женщин, принесших в древности на эти земли мир4.
3 Johnson E.P. Canadian Born. Dodo Press, 2009. Р. 2.
4 См.: Ващенко А.В. Народные миротворческие модели в культуре Канады // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2. С. 97—107.
Сегодня, в год 150-летия со дня рождения поэтессы, вопросы, затронутые в ее творчестве, не теряют актуальности для канадцев. Этим объясняется ее широкая известность в Канаде. Предложенная ею миротворческая модель сосуществования, по сути, предвосхитила политику мультикультурализма, провозглашенную правительством в 70-х гг. ХХ в. Хотя в наши дни некоторые аналитики высказывают сомнения как в эффективности мультикультурализ-ма, так и в миротворчестве Канады, очевидно, что в общественном сознании канадцев миротворчество воспринимается как отличительная черта нации, одна из базовых ценностей. В утверждении этого нельзя не отметить особую заслугу авторов и общественных фигур, таких, как Э. Полин Джонсон.
Активная иммиграция также является отличительной особенностью страны. Сегодня в таких мегаполисах, как Торонто, Ванкувер, Монреаль, вчерашние иммигранты составляют почти половину населения. При активной иммиграции (существуют программы, направленные на увеличение населения страны до 1% в год) в Канаде во многом благодаря грамотной иммиграционной политике удается избежать существенных этнических противоречий и вражды.
Стабильность в этническом вопросе достигается не только с помощью государственного контроля над миграционными процессами, но и с помощью самих иммигрантов. Как правило, для иммиграции они выбирают Канаду, поскольку им близки особенности этой страны. Русские духоборы, иммигрировавшие в Канаду в 1899 г., всегда были носителями идеи миротворчества. Они издавна существовали в России как отдельное религиозное течение, не признававшее официального христианства. В основе их веры — признание того, что "дух Божий пребывает в каждом человеке; внутренний голос направляет действия личности"5. Поэтому убийство человека, согласно их учению, приравнивается к убийству Бога. Так пацифизм, утверждение мира, стал их основной отличительной чертой: "Духоборы полагали, что в мире извечно происходит борьба духовного (последователи Авеля) с плотским (последователи Каина). К последним относятся власти, неправедные судьи, богачи. Духоборы считали себя последователями Авеля, истинными людьми и избранным народом, который призван созидать мир на земле, осуществить братство в духе божьей правды"6.
В Российской империи, где служба в армии считалась обязанностью, а те или иные военные конфликты происходили перма-
5 Тарасов К. Канадские духоборы как миротворцы // Долгий путь российского пацифизма. М., 1997. С. 137.
6 Новицкий О. Духоборцы. Их история и вероучение. 2-е изд. Киев, 1882; см. также: Бонч-Бруевич В.Д. Сектантство и старообрядчество в 1-й половине XIX в. // Избр. соч. Т. 1. М., 1959; Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). М., 1965.
нентно, правительство осуществляло гонения на духоборов. Сначала большая часть последователей была сослана в Крым, затем в Закавказье. В 1887 г. на Кавказе была объявлена всеобщая воинская повинность, что вызвало всплеск волнений в среде общины. Ярким проявлением протеста стал акт сожжения оружия в июне 1885 г. За этим актом последовали массовые репрессии, расселение по деревням Тифлисской губернии и ссылки в отдаленные районы. Стало очевидно, что компромисса с властями империи добиться не удастся. При посредничестве русского писателя Л.Н. Толстого духоборам удалось получить право на эмиграцию из страны. В качестве страны иммиграции была выбрана пацифистская Канада.
Причины выбора Канады были как экономические, так и общественно-политические. Канада на рубеже XIX и XX вв. была молодым государством с огромным экономическим потенциалом. Промышленное освоение стало одной из первостепенных задач первого правительства доминиона. В поисках работы на запад устремились многие жители восточных регионов страны, а также иммигранты. Неслучайно в североамериканской культуре с "Западом" связаны лучшие надежды и ожидания на будущее. Кроме того, западные прерии были удобным регионом для занятия земледелием, а в общину духоборов входили преимущественно крестьяне.
С политической точки зрения для духоборов важно, что обретение Канадой самостоятельности, в отличие от США, произошло в результате мирного процесса, а не вооруженного восстания против Британской империи. Государство складывалось путем диалога, а не революции (несмотря на то что в значительной мере предпосылками для этого движения послужило движение "патриотов" и волнения 1837—1838 гг.). Мирный процесс отделения и образования государства заложил основы мира на государственном уровне и предопределил дальнейшее развитие внутренней и внешней политики и самосознания.
В 1898 г. пацифизм духоборов был утвержден на правительственном уровне7. Им официально разрешалось не участвовать в военной службе. Определенные сложности, конечно, возникали в период мировых войн, в которых Канада участвовала как член Британского содружества. Со стороны правительства неоднократно осуществлялись попытки привлечь духоборов к воинской повинности, что встречало активное сопротивление общины. Движение духоборов можно считать своеобразным "индикатором" соблюдения Канадой мирной политики. Они стали активными членами таких общественных организаций, как "Братство примирения", "Совесть Канады", "Международные противники войны",
7 См.: Тарасов К. Указ. соч.
"Лига противников войны", "Проект плужных лемехов", "Всемирная федерация Канады", "Ассоциация объединенных наций", "Канадский альянс мира", "Толстовские общества и общества дружбы"8. Их деятельность направлена на утверждение мира и ненасилия в обществе, а также на международное сотрудничество в этом вопросе.
Национальные герои, безусловно, оказывают влияние на культуру и идентичность народа. При этом они отражают национальные особенности, помогают выявить национальный характер. Среди почитаемых национальных героев Канады много общественных деятелей, представителей интеллигенции, ученых, спортсменов. Среди наиболее значимых обычно упоминаются Пьер Элиот Трюдо (премьер-министр, правительство которого утвердило мультикуль-турализм в качестве официальной политики), Джон Макдональд (первый премьер-министр, добившийся значительных успехов в укреплении государственности), Фредерик Бантинг (физиолог, впервые получивший инсулин), Александр Грэхем Белл (основоположник телефонии), Уэйн Гретцки (известный хоккеист)9. Очевидным фактом можно считать отсутствие доминирования военных деятелей в национальном "пантеоне" и как следствие "мирную" направленность идентичности. Среди наиболее ярких примеров национальных героев, отражающих систему ценностей канадцев, можно назвать спортсмена Терри Фокса.
Национальное признание он получил как человек, внесший колоссальный вклад в исследования методов лечения рака. Окончив школу в Британской Колумбии, молодой спортсмен подал документы в университет с целью получить специальность преподавателя физкультуры. Будучи тяжело больным, в 1980 г. он отважился на "Марафон надежды" от Атлантического до Тихоокеанского побережья Канады, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме лечения онкологических заболеваний и собрать сумму, эквивалентную населению Канады того времени, на исследования в этой области. Ежедневно пробегая с протезом 42 км (типичная марафонская дистанция здорового спортсмена), за 5 месяцев он сумел достичь запада провинции Онтарио (расстояние от Атлантики составило более 5 тыс. километров, почти половину дистанции). В это время состояние его здоровья ухудшилось, и он был вынужден прекратить марафон. Ко дню смерти Терри Фокса в 1981 г. в фонд "Марафона надежды" поступило более 24 млн долларов, что превышало изначально планируемую сумму. За прошедшие годы состояние фонда выросло более чем в 15 раз. Во время марафона
8 Там же.
9 См., например: 101 Things Canadians Should Know about Canada / Ed. R. Griffiths. Toronto, 2008.
канадцы пристально следили за его ходом. Еще при жизни Фокс стал легендой.
В традиционном западном представлении героизм часто связан с военными деятелями. Вспомним, например, нескольких национальных героев Франции — генерала Шарля де Голля, Жанну д'Арк; в России — Суворова, Минина и Пожарского, Жукова; в Великобритании — Веллингтона, Робина Гуда, адмирала Нельсона. Среди национальных героев Канады подобных фигур немного.
Путь героизма Терри Фокса связан со сбором средств. Деньги в этом случае не были целью, стремлением к благополучию, а средством, помогающим объединить народ во имя единой цели (неслучайно было заявлено: по одному доллару с каждого канадца). В жизни Терри Фокса была борьба, но борьба не с неприятелем, а с болезнью. В подтверждение этому можно привести слова премьера Трюдо об этом марафоне: "Терри дал гораздо больше этой стране, чем она когда-либо могла дать ему. Канадцы мечтали, чтобы он выжил и выиграл свою битву со страшной болезнью. И никто из нас не считает его смерть неудачей и поражением. Нет, он не был побежден, он показал нам пример триумфа человеческого духа над несчастьем"10. В массовой поддержке этой "мирной" борьбы проявляется пацифизм канадцев.
Необходимость поиска компромиссов стала насущной проблемой политической и культурной жизни международного сообщества в последние годы. Компромиссные варианты решения многих сложных проблем смогли бы упрочить международные и межнациональные связи. Канадский опыт миротворчества в разных сферах чрезвычайно интересен и может быть использован другими странами.
Среди ярких иллюстраций этого опыта — символическое противостояние британского и французского военачальников Джеймса Вульфа и маркиза Монкальма, увенчавшееся по прошествии лет их признанием как англоканадцами, так и франкоканадцами; духовное наследие русских духоборов как часть канадской культуры; сложная индивидуальная и творческая идентичность ирокезской поэтессы Э. Полин Джонсон, показавшей в своей жизни и творчестве возможность сосуществования культур аборигенов и европейцев, а также выбор обществом "немилитаристских" национальных героев. Благодаря насыщенной компромиссами истории и культуре миротворчество стало для Канады одним из ключевых понятий. Концепция мира является одной из основ идентичности современных канадцев и их отличительной чертой в глазах иностранцев.
10 Scrivener Ь Теггу Беж. Шз 31югу. ТогоПо, 2000. Р. 182.
Список литературы
Бонч-Бруевич В.Д. Сектантство и старообрядчество в 1-й половине XIX в. // Избр. соч. Т. 1. М., 1959.
Ващенко А.В. Народные миротворческие модели в культуре Канады // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2.
Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.). М., 1965.
Новицкий О. Духоборцы. Их история и вероучение. 2-е изд. Киев, 1882.
Тарасов К. Канадские духоборы как миротворцы // Долгий путь российского пацифизма. М., 1997.
Johnson E.P. Canadian Born. Dodo Press, 2009.
Keller B. Pauline. A Biography of Pauline Johnson. Vancouver, 1981.
Narrating a Nation. Canadian History Pre-Confederation. Ottawa, 2011.
Scrivener L. Terry Fox. His Story. Toronto, 2000.
101 Things Canadians Should Know about Canada / Ed. R. Griffiths. Toronto, 2008.