Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА КАК СФЕРА-ИСТОЧНИК ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕКЛАМЕ'

ПОЛИТИКА КАК СФЕРА-ИСТОЧНИК ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕКЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА-ИСТОЧНИК / РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ / ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН / ПРЕЦЕДЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ / ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салынова Ольга Васильевна

Рассматривается политика как сфера-источник прецедентных феноменов. Приведены примеры применения прецедентных феноменов, выполняющих воздействующую функцию рекламного текста. Наиболее частотными среди прецедентных феноменов сферы-источника «политика» являются имена политических деятелей и представителей королевских династий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICS AS A SPHERE-SOURCE OF THE PRECEDENT PHENOMENA IN THE ENGLISH ADVERTISEMENT

The article deals with the politics as a sphere-source of the precedent phenomena. There are given the examples of the use of the precedent phenomena fulfilling the influencing function of an advertising text. The most frequent precedent phenomena of the sphere-source “politics” are the names of the political leaders and the representatives of the king’s dynasty.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА КАК СФЕРА-ИСТОЧНИК ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕКЛАМЕ»

языкознание

2. Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологиче-ского анализа. Краснодар, 2002.

3. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград, 2000. С. 5-20.

4. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 2005.

5. Якубинский Л.П. Избранное: Язык и его функционирование. М., 1986.

6. Cambridge Dictionary [Electronic resource]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 19.09.2021).

7. Collins Dictionary [Electronic resource]. URL: https://www.collinsdictionary.com (дата обращения: 17.09.2021).

8. Dictionary.com: world's leading digital dictionary [Electronic resource]. URL: https://www.dictio nary.com (дата обращения: 20.09.2021).

9. Election Night Victory Speech Grant Park, Illinoisn November 4, 2008: [Electronic resource]. URL: http://obamaspeeches.com/E11-Barack-Obama-Election-Night-Victory-Speech-Grant-Park-Illinois-No vember-4-2008.htm (дата обращения: 18.09.2021).

10. Hillary Clinton's 2016 Election Concession Speech [Electronic resource]. URL: https://abcnews. go.com/Politics/full-text-hillary-clintons-2016-electi on-concession-speech/story?id=43388311 (дата обращения: 18.09.2021).

11. Merriam-Webster Dictionary [Electronic resource]. URL: https://www.merriam-webster.com/dic tionary/ (дата обращения: 18.09.2021).

12. Remarks by President Biden on Fighting the COVID-19 Pandemic [Electronic resource]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/09/09/remarks-by-president-biden-on-fighting-the-covid-19-pandemic-3/ (дата обращения: 17.09.2021).

13. Thesaurus [Electronic resource]. URL: https://

www.thesaurus.com (дата обращения: 21.09.2021). * * *

1. Vinogradov S.I. Normativnyj i kommunika-tivno-pragmaticheskij aspekty kul'tury rechi // Kul'tu-ra russkoj rechi i effektivnost' obshcheniya. M., 1996 . S. 121-151.

2. Vorkachev S.G. Koncept schast'ya v russkom yazykovom soznanii: opyt lingvokul'turologicheskogo analiza. Krasnodar, 2002.

3. Karasik V.I. O tipah diskursa // Yazykovaya lichnost': institucional'nyj i personal'nyj diskurs: sb. nauch. tr. Volgograd, 2000. S. 5-20.

4. Kolshanskij G.V. Ob#ektivnaya kartina mira v poznanii i yazyke. M., 2005.

5. Yakubinskij L.P. Izbrannoe: Yazyk i ego funk-cionirovanie. M., 1986.

О Салынова О.В., 2021

The pronoun 'we' as a means

of the representation of the concept 'ally'

in the American political discourse

The article deals with the peculiarities of the use of the pronoun 'we' as a means of the representation of the concept 'ally' in the American political discourse. There is specified the concept of the political discourse and concept, there is given the analysis of the definitions of the concept "ally" according to the data of the English vocabularies. The pronoun 'we' is used as the integrator allowing to achieve the national unity as an important component of the American dream and to consider the American population as a key ally.

Key words: language picture of world, discourse, institutional discourse, political discourse, concept, addresser, addressee, integrator.

(Статья поступила в редакцию 23.09.2021)

О.В. САЛЫНОВА (Элиста)

политика как сфера-источник прецедентных феноменов в Англоязычной рекламе

Рассматривается политика как сфера-источник прецедентных феноменов. Приведены примеры применения прецедентных феноменов, выполняющих воздействующую функцию рекламного текста. Наиболее частотными среди прецедентных феноменов сферы-источника «политика» являются имена политических деятелей и представителей королевских династий.

Ключевые слова: сфера-источник, рекламный текст, прецедентный феномен, прецедентная личность, прецедентное имя, воздействующая функция.

За последние годы изучению прецедентных феноменов посвящено большое количество научных исследований. Интерес ученых к данному явлению объясняется их ролью в современной массовой коммуникации, в том числе в рекламе, имеющей прагматическую направленность, а именно: привлекать внима-

известия вгпу. филологические науки

ние читателя, побуждать его к покупке рекламируемого товара или услуги [1; 3; 4].

Рекламный дискурс является благодатной почвой для сопоставительного изучения источников прецедентных феноменов, т. к. отсылает к ключевым элементам национально-культурного пространства. Из-за расхождения ученых во взглядах существует множество классификаций источников прецедентных феноменов, каждая из которых заслуживает особого внимания. В основе большинства классификаций прецедентных феноменов лежат роды, виды и жанры словесности. В наших работах мы придерживаемся классификации Е.А. Нахимовой, которая выделяет три группы источников прецедентных феноменов: социальная субсфера (политика, спорт, экономика религия и др.), субсфера искусств (литература, кино, музыка и др.), субсфера науки (физика, история, география и др.) [2, с. 51].

В предыдущих работах мы подробно рассмотрели прецедентные феномены, источником которых выступает литература, и пришли к выводу, что этот источник является одним из наиболее частотных в калмыцкой и англоязычной рекламе. В рекламных текстах применяются имена известных писателей, названия произведений и персонажей (А.С. Пушкин, У. Шекспир, Ф.С. Фицджеральд, Ш. Бронте, Ж. Верн, «Джангар», «Аранзал», «Красавица и чудовище», «Маленький принц», «Спящая Красавица»). Данные прецедентные имена вызывают широкий спектр позитивных эмоций, привлекают внимание читателей, вызывают у них положительные ассоциации [5-7].

При изучении классификаций источников прецедентных феноменов мы отметили, что некоторые ученые выделяют политику как сферу-источник прецедентных феноменов в отдельную группу. Так, описывая характер бытования прецедентных феноменов в прессе, Р.Л. Сму-лаковская выделяет следующие сферы-источники: 1) литературные произведения; 2) па-ремиологический фонд русского языка; 3) кинофильмы; 4) популярные песни; 5) клише советского политического дискурса [10, с. 113].

М.В. терских, изучая феномен интертекстуальности в рекламном дискурсе, рассматривает рекламные тексты как «часть массовой культуры» и выделяет следующие прото-тексты: 1) пословицы и поговорки; 2) афоризмы и крылатые выражения; 3) поэзия, художественная литература; 4) кино- и мультфильмы; 5) песни и классические музыкальные произведения; 6) идиоматические выражения;

7) фрагменты политического дискурса; 8) произведения живописи; 9) анекдоты; 10) тексты рекламного дискурса [11, с. 13-14].

Г.Г. Слышкин в результате анализа фольклорных смеховых произведений русской культуры выделяет такие жанровые группы прецедентных текстов: 1) политические плакаты, лозунги и афоризмы; 2) произведения классиков марксизма-ленинизма и руководителей Советского государства; 3) классические и близкие к классическим произведения русской и зарубежной литературы, включая Библию; 4) сказки и детские стихи; 5) исторические афоризмы; 6) анекдоты; 7) пословицы, загадки, считалки; 8) советские песни; 9) зарубежные песни; 10) рекламные тексты [8, с. 72; 9].

Выделение сферы «политика» как источника прецедентных феноменов можно объяснить тем, что данные прецедентные феномены в рекламном тексте отсылают к историческим событиям и политическим деятелям, имеющим важное историческое и культурное значение для всей нации.

Проведенный анализ показал что, прецедентные феномены из сферы-источника «политика» являются частотными в рекламных текстах англоязычных периодических изданий. В проанализированных рекламных текстах применяются имена политических и исторических деятелей, например:

Romney Marsh: The fifth continent. Discover one of England's most intriguing regions, renowned for its rugged beauty and rich history full of famous names, fascinating stories and strange mysteries since the times of Julius Caesar. Dr Christopher Cole invites you on an intimate exploration of lost villages and hidden churches in a landscape coloured by the sea (Discover Britain, February/March 2018, p. 81).

Прецедентное имя Юлий Цезарь применяется в рекламе туристического агентства, которое приглашает посетить Ромни Марш -завораживающее место на юго-востоке Англии, известное своей грубой красотой, богатой историей наполненной удивительными рассказами и тайнами со времен Юлия Цезаря. Юлий Цезарь является одним из величайших полководцев и государственных деятелей, которому приписывают множество крылатых выражений.

On Saturday 14 October, join our editor-in-chief Justine Picardie as she talks about the new edition of her Coco Chanel biography (the designer was a great friend of Winston Churchill, famously born at Blenheim)... (Harpers Bazaar UK, October 2017, p. 187).

В рекламном тексте сообщается о новом издании биографии Коко Шанель и упоминается, что дизайнер была хорошим другом Уинстона Черчилля. Уинстон Черчилль -это известный британский политический деятель, премьер-министр Великобритании, который оказал огромное влияние на развитие своей страны. Образ У. Черчилля представлен в многочисленных документальных и художественных фильмах. В 2002 г., по версии BBC, У. Черчилль признан величайшим британцем в истории.

Рассмотренные выше политические деятели являются прецедентными личностями, т. е. реально существовавшими или существующими, широко известные представителям одного или нескольких национальных сообществ, которые выступают в роли символа определенных качеств и событий. Прецедентные личности представляют собой ментальные образования, закрепленные в сознании носителей языка в виде образов, знаний, оценок и являющиеся объектами постоянной рефлексии со стороны членов социума, т. е. образуют лингвокуль-турные концепты [12, c. 8].

В проанализированных рекламных текстах применяются прецедентные феномены, относящиеся к политической, социально значимой и культурной сферам, отражающие прошлое и современное в жизни британской нации. Так, встречаются имена королей Георга III и Генри VIII, королевы Шарлотты, королевы Марии, королевы Виктории.

Festivals. Palatial inspiration. Culture and conversation at Blenheim, Britain's grandest stately home. «We have nothing to equal this», gasped George III to Queen Charlotte, or so the legend goes, as their carriage made its way towards Blenheim Palace in 1786 (Harpers Bazaar UK, October 2017, p. 187).

В данном рекламном тексте приводят слова короля Георга III королеве Шарлотте: нам не с чем это сравнить. Эту фразу он произносит при виде дворца Бленхейм, одного из крупнейших дворцов Англии.

It survived the Middle Ages, Henry VIII and two world wars. How would it cope with death watch beetle? (The Times Magazine, 24 June 2017, p. 43).

В рассматриваемом примере мы наблюдаем призыв принять участие в реставрации и сохранении церквей, подчеркивается, что церкви пережили Средневековье и две мировые войны. особенно делается акцент на имени короля Генри VIII, проводившего церковную ре-

форму, результатом которой стала ликвидация монастырей и передача их имущества в собственность королевского дома тюдоров. Генри VII фактически объединил церковь и государство, став главою Церкви Англии.

Кроме имен британских королей, в рассмотренных нами примерах часто упоминается династия тюдоров. В рекламных текстах сообщается о проведении свадебных церемоний в зданиях времен династии тюдоров, во время правления которой появился стиль Тюдоров, сочетающий в себе элементы архитектуры эпохи Ренессанса и средневековой готики. Данный стиль был популярен при возведении загородных домов и усадеб.

The Grasshopper Inn. The perfect venue for your perfect day. The Grasshopper Inn is a privately owned, beautiful Tudor building set in the idyllic Surrey Hills, fully licensed for civil ceremonies. It has been meticulously renovated and, with the addition of 9 exquisite Boutique Hotel rooms, made even more desirable as the perfect wedding venue (National Weddings Magazine, Summer 2017, p. 67).

Sussex past. Make it an Historic Day. Anne of Cleves House, Lewes, BN7. Steeped in character and charm, this historic Tudor house is tucked away in the Southover in Lewes. Oak beams, leaded windows and Tudor gardens offer guests a sense of romance and tranquility (National Weddings Magazine, Summer 2017, p. 69).

Bradbourne House is a breathtakingly beautiful venue, available for weddings, receptions and civil partnerships. The Grade I listed house was originally built in Tudor times, a historic venue for a day of elegance and splendor. (National Weddings Magazine, Summer 2017, p. 70).

Большим авторитетом и популярностью пользуются королева Елизавета и королевская семья, апелляции к которым частотны в рекламе британских периодических изданий. В настоящее время королева и члены королевской семьи выполняют лишь представительскую политическую роль, однако их влияние на общественную жизнь Великобритании очень высоко, каждый выход членов королевской семьи в свет широко освещается в прессе.

Имя королевы Елизаветы II достаточно часто применяется в рекламе туристических фирм:

Cruise the British Isles on the Queen Elizabeth or chose from a great selection of guided or self-drive tours. Custom vacations for all ages, Families, Couples or Groups (Discover Britain, February/March 2018. p. 75).

известия вгпу. филологические науки

В этом рекламном тексте турфирма предлагает отправиться в круиз по Британским островам на корабле Queen Elizabeth.

В следующем рекламном тексте event-агентства предлагается провести день рождения, юбилей или деловой ужин на королевской яхте, одном из самых роскошных мест в мире. Кроме того, отмечается, что однажды яхта была домом Ее Величества Королевы и королевской семьи.

BRITANNIA. For the event of a lifetime. Once home to Her Majesty The Queen and the Royal Family, The Royal Yacht Britannia is one of the most luxurious events venues in the world. The Queen's former floating palace can now be exclusively yours for the evening. Whether it's a special birthday or anniversary celebration, a corporate dinner or drinks reception, an evening on the Royal Yacht promises to be the event of a lifetime (Exclusively British, November/December 2017, p. 44).

Ярким примером является реклама ресторана с роскошным интерьером, превосходной кухней и обслуживанием:

Dining at The Ritz Restaurant is an experience that defies description. You simply have to visit the restaurant to discover the irresistible allure and to see why in 2002 The Ritz London received a Royal Warrant from His Royal Highness The Prince of Wales, for Banqueting and Catering Services. The first hotel to have achieved this. The dining room is known as the most beautiful in the world with the finest cuisine and an attitude to service you thought had disappeared forever, a personalized attention to every last detail (Tatler, 05/2015).

Высокий статус ресторана подчеркивается употреблением в рекламном тексте прецедентного имени принц Уэльский, благодаря которому ресторан приобрел статус официального поставщика королевского двора. Использование прецедентного имени принц Уэльский объясняется тем, что английская королевская семья считается одной из самых популярных фамилий соединенного королевства, поэтому использование в рекламе имени кого-либо из членов королевской семьи является ярким рекламным приемом. Имя члена королевской семьи, несомненно, привлечет внимание читателя и, как в данном примере, вызовет желание посетить ресторан. Это эффективное средство достижения цели рекламного сообщения, реализации функции воздействия публикуемого текста.

В следующем рекламном тексте упоминается принцесса Диана, имя которой неразрывно связано с королевской семьей. Принцесса

Диана была не только любимицей британцев, ее называли королевой сердец и признали иконой стиля.

Vogue insider and fashion adviser to Diana, Princess of Wales, Anna Harvey lifts the lid on how to dress well at any age (Vanity Fair UK, March 2017, p. 41).

В рекламных текстах также упоминаются имена сыновей принцессы Дианы, принцев Уильяма и Гарри. В тексте приглашают посетить яхту, на которой принцы Уильям и Гарри провели летние каникулы:

The Royal yacht Britannia. The Queen's former floating palace is Scotland's Best Visitor Attraction and an exclusive evening events venue... See where world leaders and celebrities were entertained and where Prince William and Prince Harry spent their summer holidays (Exclusively British, May/June 2017, p. 77).

Кроме имен политических деятелей, в рекламных текстах применяются названия партий, официальных документов и государственных символов. Наше внимание привлек следующий рекламный текст:

Ликер Tia Maria. In TIA we trust (Cosmopolitan, January 2015, p. 27).

В рассматриваемом рекламном тексте применяется медиальная субституция, т. е. происходит замещение элемента в середине высказывания. Соответственно смещается акцент на срединный компонент прецедентного высказывания. Источником является официальный девиз США In God we trust.

Материал проанализированных рекламных текстов с применением прецедентных феноменов сферы-источника «политика» свидетельствует о том, что прецедентные феномены часто используются дословно. Трансформация прецедентных феноменов в рекламных текстах встречается нечасто, но стоит отметить, что трансформированные прецедентные феномены в рекламных текстах способствуют созданию более ярких, стилистически окрашенных текстов.

Прецедентные феномены выполняют воздействующую функцию рекламного текста, а сферы-источники прецедентных феноменов и прецедентные единицы выступают сигналами прецедентности. Прецедентные личности из сферы-источника «политика» выполняют важную роль в сохранении и передаче национального культурного кода. Данные прецедентные феномены олицетворяют ключевые концепты национальной культуры. Имена политических

деятелей и представителей королевской семьи широко применяются в современных рекламных текстах и выполняют информативную и воздействующую функции, привлекая внимание читателя и вызывая интерес к рекламируемому товару или услуге.

Список литературы

1. Кушнерук С.Л. Сопоставительное исследование прецедентных имен в российской и американской рекламе: дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2006.

2. Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. Екатеринбург, 2007.

3. Пикулева Ю.Б. Прецедентный культурный знак в современной телевизионной рекламе: линг-вокультурологический анализ: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003.

4. Постнова Т.Е. Прецедентные тексты в рекламе. М., 2007.

5. Салынова О.В. Прецедентные феномены и их источники в рекламных текстах англоязычных периодических изданий // Вестн. Калм. ун-та. 2016. № 4. С. 122-127.

6. Салынова О.В. Сопоставительный анализ источников прецедентных феноменов (на примере рекламных текстов республики Калмыкия и англоязычных периодических изданий) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Родные языки: проблемы и перспективы развития». Махачкала, 2017. С. 47-51.

7. Салынова О.В. Языковая презентация рекламы (на материале рекламных текстов Калмыкии) // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2015. № 10(1). С. 88-92.

8. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000.

9. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 1999.

10. Смулаковская Р.Л. Своеобразие использования прецедентных феноменов в газетном дискурсе // Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2004. Т. 12. С. 111-120.

11. Терских М.В. Реклама как интертекстуальный феномен: дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2003.

12. Черноморец М.В. Лингвокультурные концепты германских канцлеров: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2010.

1. Kushneruk S.L. Sopostavitel'noe issledovanie precedentnyh imen v rossijskoj i amerikanskoj reklame: dis. ... kand. filol. nauk. CHelyabinsk, 2006.

2. Nahimova E.A. Precedentnye imena v massovoj kommunikacii. Ekaterinburg, 2007.

3. Pikuleva Yu.B. Precedentnyj kul'tumyj znak v sovremennoj televizionnoj reklame: lingvokul'tu-rologicheskij analiz: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ekaterinburg, 2003.

4. Postnova T.E. Precedentnye teksty v reklame. M., 2007.

5. Salynova O.V. Precedentnye fenomeny i ih istochniki v reklamnyh tekstah angloyazychnyh pe-riodicheskih izdanij // Vestn. Kalm. un-ta. 2016. № 4. S. 122-127.

6. Salynova O.V. Sopostavitel'nyj analiz istoch-nikov precedentnyh fenomenov (na primere reklam-nyh tekstov respubliki Kalmykiya i angloyazychnyh periodicheskih izdanij) // Materialy Vserossijskoj na-uchno-prakticheskoj konferencii «Rodnye yazyki: problemy i perspektivy razvitiya». Mahachkala, 2017. S. 47-51.

7. Salynova O.V. Yazykovaya prezentaciya re-klamy (na materiale reklamnyh tekstov Kalmykii) // Vestn. Buryat. gos. un-ta. 2015. № 10(1). S. 88-92.

8. Slyshkin G.G. Lingvokul'turnye koncepty pre-cedentnyh tekstov v soznanii i diskurse. M., 2000.

9. Slyshkin G.G. Lingvokul'turnye koncepty precedentnyh tekstov: dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd, 1999.

10. Smulakovskaya R.L. Svoeobrazie ispol'zova-niya precedentnyh fenomenov v gazetnom diskurse // Lingvistika. Byulleten' Ural'skogo lingvisticheskogo obshchestva. Ekaterinburg, 2004. T. 12. S. 111-120.

11. Terskih M.V. Reklama kak intertekstual'nyj fenomen: dis. . kand. filol. nauk. Omsk, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Chernomorec M.V. Lingvokul'turnye koncep-ty germanskih kanclerov: avtoref. dis. . kand. filol. nauk. Volgograd, 2010.

Politics as a sphere-source of the precedent phenomena in the English advertisement

The article deals with the politics as a sphere-source of the precedent phenomena. There are given the examples of the use of the precedent phenomena fulfilling the influencing function of an advertising text. The most frequent precedent phenomena of the sphere-source "politics" are the names of the political leaders and the representatives of the king's dynasty.

Key words: sphere-source, advertising text, precedent phenomena, precedent person, precedent name, influencing function.

(Статья поступила в редакцию 01.10.2021)

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.