Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИМПОРТ РЕСУРСОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / САНКЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунова Е. А., Чернов В. В.

В данной работе произведен анализ влияния политики импортозамещения на социально-экономическую безопасность Российской Федерации. Данная тема является особенно актуальной в условиях внешнеэкономического давления, в результате которого отечественный рынок нуждается в усилении собственного производства для удовлетворения внутреннего спроса и поддержки предприятий, ориентированных на экспорт продукции. Отмечено, что западные санкции, введенные против России после начала специальной военной операции на Украине, не просто нарушили логистические цепочки с ключевыми игроками мирового рынка, но и поставили Россию перед необходимостью интенсификации инновационной деятельности в плане разработки необходимых технологий, способных восполнить утраченные, для обеспечения самодостаточности российских предприятий, в том числе ориентированных на экспорт. Альтернативой этому выступает трансфер технологий. Заключается, что обеспечение социально-экономической безопасности Российской Федерации требует разработки новых стратегий в рамках политики импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трунова Е. А., Чернов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION POLICY AS A FACTOR OF INCREASING RUSSIA’S SOCIO-ECONOMIC SECURITY

This paper analyzes the impact of the import substitution policy on the socio-economic security of the Russian Federation. This issue is particularly relevant in the context of foreign economic pressure, as a result of which the domestic market needs to strengthen its own production to meet domestic demand and support export-oriented enterprises. The remarkable thing is that the Western sanctions imposed against Russia after the start of the special military operation in Ukraine, not only disrupted the logistics chains with key players in the world market, but also put Russia in front of the need to intensify innovation activities in terms of developing the necessary technologies that can replace the lost ones to ensure self-sufficiency of Russian enterprises, including export-oriented ones. The alternative to this is technology transfer. Conclusion dwells upon the fact that ensuring the socio-economic security of the Russian Federation requires the development of new strategies within the framework of import substitution policy.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

Научная статья УДК 338.2

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.9

Политика импортозамещения как фактор повышения социально-экономической безопасности России

Екатерина Александровна Трунова1, Виталий Вениаминович Чернов2

''Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3340-7387 2Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8671-5079

Аннотация. В данной работе произведен анализ влияния политики импортозамещения на социально-экономическую безопасность Российской Федерации. Данная тема является особенно актуальной в условиях внешнеэкономического давления, в результате которого отечественный рынок нуждается в усилении собственного производства для удовлетворения внутреннего спроса и поддержки предприятий, ориентированных на экспорт продукции. Отмечено, что западные санкции, введенные против России после начала специальной военной операции на Украине, не просто нарушили логистические цепочки с ключевыми игроками мирового рынка, но и поставили Россию перед необходимостью интенсификации инновационной деятельности в плане разработки необходимых технологий, способных восполнить утраченные, для обеспечения самодостаточности российских предприятий, в том числе ориентированных на экспорт. Альтернативой этому выступает трансфер технологий. Заключается, что обеспечение социально-экономической безопасности Российской Федерации требует разработки новых стратегий в рамках политики импортозамещения.

Ключевые слова: импортозамещение, импорт ресурсов, социально-экономическая безопасность, санкционное давление, трансферт технологий Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Трунова Е.А., Чернов В.В. Политика импортозамещения как фактор повышения социально-экономической безопасности России // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7. С. 73-78. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.9.

Original article

Import Substitution Policy as a Factor of Increasing Russia's Socio-Economic Security

Ekaterina A. Trunova1, Vitaly V. Chernov2

1Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3340-7387 2Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8671-5079

Abstract. This paper analyzes the impact of the import substitution policy on the socio-economic security of the Russian Federation. This issue is particularly relevant in the context of foreign economic pressure, as a result of which the domestic market needs to strengthen its own production to meet domestic demand and support export-oriented enterprises. The remarkable thing is that the Western sanctions imposed against Russia after the start of the special military operation in Ukraine, not only disrupted the logistics chains with key players in the world market, but also put Russia in front of the need to intensify innovation activities in terms of developing the necessary technologies that can replace the lost ones to ensure self-sufficiency of Russian enterprises, including export-oriented ones. The alternative to this is technology transfer. Conclusion dwells upon the fact that ensuring the socio-economic security of the Russian Federation requires the development of new strategies within the framework of import substitution policy.

Keywords: import substitution, resource imports, socio-economic security, sanctions pressure, technology transfer

Funding: Independent work.

For citation: Trunova, E.A. & Chernov, V.V. (2023) Import Substitution Policy as a Factor of Increasing Russia's Socio-Economic Security. Theory and Practice of Social Development. (7), 73-78. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.7.9 (In Russian).

© Трунова Е.А., Чернов В.В., 2023

Структура производства, организация процессов импорта и экспорта в России были относительно стабильными в течение последних 20 лет, однако в последние годы зависимость страны от импортируемых ресурсов из высокотехнологичных отраслей возросла. Особенно это заметно в отношении машин и электрооборудования. Зависимость России от импорта ресурсов, предоставляемых этими секторами, увеличилась на 12 процентных пунктов в период с 2013 по 2022 гг. (Готовский, 2021: 63).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что после начала Россией специальной военной операции на Украине западные страны ввели санкции против нее, сотни из них приостановили сотрудничество с Россией, что затруднило получение нашей страной технологий, оборудования и услуг, необходимых для полноценного функционирования ключевых отраслей промышленности. Данное обстоятельство побудило российские власти к поиску альтернативных способов приобретения необходимых для промышленности составляющих, в частности, к интенсификации процессов импортозамещения.

Целью данной научной статьи выступает выявление роли такой политики в повышении социально-экономической безопасности Российской Федерации.

В рамках достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

1) рассмотреть результаты оценки показателей импортозамещения по данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

2) определить сущность и специфику технологического суверенитета;

3) изучить генезис реализации политики импортозамещения в России;

4) определить возможности применения передачи технологий как эффективного инструмента развития экспорта.

Объектом изучения в данной научной статье является социально-экономическая безопасность Российской Федерации, а предметом - влияние на нее политики импортозамещения.

Постоянное усиление давления Запада на национальную экономику России требует значительной мобилизации усилий отечественных производителей для обеспечения самодостаточности и независимости страны. На наш взгляд, не следует надеяться, что западные санкции бумерангом ударят по экономике Европы и США или что западные партнеры заменятся восточными - только сильная национальная экономика с конкурентоспособной на мировом рынке продукцией позволит России чувствовать себя устойчивой и независимой на мировой арене в условиях широкого спектра геополитических и экономических изменений.

При анализе вопросов и перспектив решения проблемы импортозамещения в отечественной экономике в текущих геополитических и экономических условиях на первом этапе нами был осуществлен анализ планов Министерства промышленности и торговли России по импортозаме-щению1. В ходе него были установлены отрасли, в которых средний темп роста импортозамещения в год превышает отметку в 10 % (табл. 1).

Таблица 1 - Результаты оценки показателей импортозамещения2

Table 1 - Results of Assessment of Import Substitution Indicators

Направление Средняя доля отечественной продукции до реализации планов импортозамещения, % Средняя доля отечественной продукции, ожидаемая в результате реализации плана импортозамещения до 2024 г., % Средний темп роста импортозамещения отечественной продукцией, % в год

1 2 3 4

Гражданское авиастроение 2 96,7 37,9

Фармацевтическая промышленность 1,9 67,3 26,2

Управление отходами 9,7 46,2 24,3

Химическая промышленность 12,4 58,4 18,4

1 Отраслевые планы импортозамещения Минпромторга России [Электронный ресурс] // Фонд развития промышленности. URL: https://frprf.ru/zaymy/prioritetnye-proekty/?docs=334 (дата обращения: 18.07.2023).

2 Составлено автором на основе данных А.В. Тебекина (Tebekin, 2022: 57-59), а также информации, опубликованной Росстатом: Показатели, характеризующие импортозамещение в России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/1l188 (дата обращения: 18.07.2023).

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4

Промышленность

строительных

материалов, производящая 21,1 66,1 18

композиционные

материалы и изделия

из них

Промышленность

строительных материалов (изделий) и строительных 42,3 85,6 17,3

конструкции

Цветная металлургия 29,4 66,1 14,7

Энергетика,

электротехническая и кабельная 20,8 56,3 14,2

промышленность

Всего 25 54,5 11,7

До начала специальной военной операции на Украине процессы импортозамещения были частью стратегии России по достижению экономического суверенитета, охватывающей широкий спектр областей и соответствующей рыночной логике. С февраля 2022 г. стратегия импортозамещения приобрела новые характеристики, в частности, она была переакцентирована на обеспечение технологического суверенитета страны в областях, связанных с безопасностью.

Введенные против России в 2022 г. западные санкции с целью ослабления технологической базы и промышленного потенциала нашей страны, в целом разрушения национальной экономики России были беспрецедентными и сделали очевидной важность развития отечественных технологий для обеспечения безопасности и развития государства.

Для России технологический суверенитет предполагает формирование «зеленой» повестки дня, создание собственной технико-экономической базы для промышленности, разработку направления экспорта сельскохозяйственной продукции на Восток и создание новых транспортных коридоров со странами Азии.

В этом контексте Россия рассматривает технологический суверенитет как важнейший шаг к обеспечению национальной безопасности и развития, а импортозамещение - как способ его достижения. Российский депутат Д. Чернышенко официально определил данное понятие как «способность государства обладать технологиями, необходимыми для обеспечения процветания и конкурентоспособности, а также способность самостоятельно разрабатывать и приобретать эти технологии в экономике других стран без односторонней структурной зависимости»1. Санкт-Петербургский международный экономический форум в России, выставка военной техники «Армия -2022», Международный форум по развитию технологий и другие масштабные отечественные мероприятия в последнее время были посвящены обсуждению возможностей и необходимых действий по достижению Россией технологического суверенитета (Голованов, 2022: 179).

Первоначальная российская стратегия импортозамещения включала широкий спектр отраслей промышленности и проектов. В апреле 2014 г. была официально запущена государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»2.

В 2015 г. в России был создан правительственный комитет для разработки планов им-портозамещения более чем 2 000 товаров и технологий в 19 секторах экономики, включая сельское хозяйство, производство продуктов питания, машиностроение и нефтехимию.

После украинского кризиса в 2022 г. условия развития России кардинально изменились, и политика импортозамещения в стране была скорректирована таким образом, чтобы сосредоточиться на отдельных областях, которые связаны с ее национальной безопасностью и экономическим суверенитетом. После своего назначения вице-премьером Д. Мантуров обозначил пять стратегически важных областей, в которых технологические суверенитет имеет решающее значение: национальная безопасность и оборона, энергетический сектор, судостроение, авиастроение и химическая промышленность3.

1 Чернышенко: технологический суверенитет РФ во многом зависит от преподавателей вузов. [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/16374337 (дата обращения: 19.05.2023).

2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» : Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 (ред. от 14.06.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3 Денис Мантуров: тотального отказа от принципов рыночной экономики не будет [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/russia/856544 (дата обращения: 19.07.2023).

Акцент на отраслях, связанных с безопасностью, основан на практических соображениях. С одной стороны, существует настоятельная необходимость в укреплении военной сферы страны. Несмотря на то, что импортозамещение в области российской обороны проходит относительно успешно, ведение специальной военной операции выявило значительный разрыв между Россией и западными странами с точки зрения военной модернизации. Недостатки наиболее заметны в области военной цифровизации и разведки. Россия, которая долгое время проводила политику «безопасность превыше всего», несомненно, должна усилить импортозамещение в секторах обороны и безопасности не только для достижения 100 % обеспеченности войск, но и для создания опережающего высокотехнологичного их оснащения.

С другой стороны, достаточные энергетические и продовольственные ресурсы, а также достижения в области импортозамещения за последние восемь лет значительно повысили уровень экономической безопасности России, укрепили способность ее народного хозяйства и общества в целом противостоять давлению и создали благоприятные условия для объединения ресурсов в целях решения проблем, связанных с безопасностью.

С 2014 г. Россия добилась быстрого прогресса в импортозамещении в сельском хозяйстве, химической промышленности и легкой промышленности. Достигнута самообеспеченность зерном на 150 % в 2021 г., растительным маслом, рыбой и мясом - на 100 %, картофелем, молоком и овощами - на 80 % (Vorobeva et al., 2020: 94). Более того, Россия неуклонно увеличивает объемы международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в частности, за счет экспорта зерна и семян подсолнечника.

После начала специальной военной операции и введения против России новых мировых ограничений правительство страны активно помогало предприятиям в борьбе с кризисом, реализуя различные меры поддержки предприятий и организаций в ключевых отраслях, такие как снижение налогов, сокращение административных проверок и выдача льготных кредитов.

Сложнее всего ситуация была в тех отраслях промышленности, которые были ориентированы на экспорт с промежуточным применением импортных комплектующих, сырья, материалов. Компании, которые экспортируют свою продукцию, традиционно имеют более высокий уровень зависимости от импорта. Среди экспортеров России только 25 % предприятий не используют импортное сырье, другие материалы или комплектующие (Мищенко, Мищенко, 2021: 81). В первую очередь это связано с высокой степенью конкуренции на международных рынках, что диктует необходимость производства продукции более высокого качества. Таким образом, импортозамещение становится ориентированным на экспорт, и это требует от предприятий разработки новых стратегий функционирования.

Именно разработка или передача инновационных технологий может стать эффективным инструментом развития экспорта и взять на себя задачу импортозамещения без потери качества для потребителей.

Для инновационного развития и обеспечения трансфера технологий в России необходимо увеличить интенсивность обмена высокотехнологичной продукцией. Согласно оценкам, инновационная активность в области технологических процессов является одним из ключевых показателей потенциала модернизации российской экономики (Abdikeev, 2022: 59). В большинстве отраслей российской экономики эта активность низкая по следующим причинам:

1) ученые, как правило, не знают рынка и с трудом представляют, как научные результаты могут быть преобразованы в востребованный на рынке продукт;

2) менеджеры практически не знакомы с природой современной науки, структурой и важнейшими направлениями ее деятельности, прорывными достижениями. Они не всегда могут судить о достоверности научных результатов, предлагаемых к внедрению, и их технологической эффективности;

3) государство призвано установить правила передачи технологий, но имеет слабое представление об условиях проведения исследований и разработки технологий, возможных последствиях реализации принятых законодательных положений по производству научных знаний и их коммерциализации.

Таким образом, в России (за исключением некоторых отраслей промышленности) практика передачи технологий не получила пока должного распространения. Пятнадцать лет назад, если возникала необходимость в каких-то продуктах, их просто импортировали, хотя были попытки решить этот вопрос за счет локализации производства и привлечения прямых иностранных инвестиций. На современном этапе реализация политики импортозамещения требует актуализации деятельности в этом направлении ввиду невозможности применения прежних алгоритмов работы при поставленных целях формирования стабильной, устойчивой и самодостаточной экономической системы России, которая вне зависимости от геополитической обстановки будет способна удовлетворить внутренний спрос.

Список источников:

Голованов А.А. Теоретические основы разработки стратегий импортозамещения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-1 (87). С. 177-180. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-5-1-177-180.

Готовский А.В. Вклад импортозамещения в экономический рост России // Вопросы экономики. 2021. № 4. С. 58-78. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021 -4-58-78.

Мищенко В.В., Мищенко И.К. Эскалация импортозамещения как реальность и необходимость для совершенствования структуры отечественной экономики // Экономика. Профессия. Бизнес. 2021. № 2. С. 77-83. https://doi.org/10.14258/epb202125.

Abdikeev N.M. Import Substitution in High-Tech Industries under External Sanctions // Management Sciences. 2022. Vol. 12, iss. 3. Р. 53-69. https://doi.org/10.26794/2304-022x-2022-12-3-53-69.

Tebekin A.V. Analysis of the Problems of Import Substitution in the National Economy // Journal of Regional and International Competitiveness. 2022. Vol. 3, iss. 2. Р. 56-64. https://doi.org/10.52957/27821927_2022_2_56.

Vorobeva S.L., Abasheva O.V., Kislyakova E.M., Berezkina G.Yu., Kokonov S.I. Analysis of Potential and Elaboration of State Regulation Measures to Improve the Efficiency of Beekeeping (a Case Study of the Udmurt Republic) // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7, iss. S2-1. Р. 88-98.

References:

Abdikeev. N. M. (2022) Import Substitution in High-Tech Industries under External Sanctions. Management Sciences. 12 (3), 53-69. Available from: doi:10.26794/2304-022x-2022-12-3-53-69.

Golovanov, A. A. (2022) Theoretical Foundations of the Development of an Import Substitution Strategy. Economy and Business: Theory and Practice. (5-1 (87)), 177-180. Available from: doi:10.24412/2411-0450-2022-5-1-177-180. (In Russian).

Gotovsky, A. V. (2021) Import Substitution Contribution to Russia's Economic Growth. VopreosyEkonomiki. (4), 58-78. Available from: doi: 10.32609/0042-8736-2021 -4-58-78. (In Russian).

Mishchenko, V. V. & Mishchenko, I. K. (2021) Escalation of Import Substitution as a Reality and a Necessity for Improving the Structure of the Domestic Economy. Ekonomika. Professiya. Biznes. (2), 77-83. Available from: doi:10.14258/epb202125. (In Russian).

Tebekin, A. V. (2022) Analysis of the Problems of Import Substitution in the National Economy. Journal of Regional and International Competitiveness. 3 (2), 56-64. Available from: doi:10.52957/27821927_2022_2_56.

Vorobeva, S. L., Abasheva, O. V., Kislyakova, E. M., Berezkina, G. Yu., Kokonov, S. I. (2020) Analysis of Potential and Elaboration of State Regulation Measures to Improve the Efficiency of Beekeeping (a Case Study of the Udmurt Republic). Revista Inclusiones. 7 (S2-1), 88-98.

Информация об авторах Е.А. Трунова - ассистент департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1174893

В.В. Чернов - кандидат социологических наук, доцент, доцент Академии базовой подготовки Российского университета транспорта (МИИТ), Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=472750

Вклад авторов:

Трунова Е.А. - научное руководство; концепция исследования; развитие методологии, написание исходного текста.

Чернов В. В. - доработка текста, написание введения, написание заключения.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.A. Trunova - Assistant, Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1174893

V.V. Chernov - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor at the Academy of Basic Training of the Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=472750

Contribution of the authors: Trunova Е.А. - scientific management; research concept; methodology development, writing the

draft.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chernov V.V. - follow-on revision of the text, writing an introduction, writing a conclusion.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.