Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЙ ОРГАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипицина В.В.

В статье проводится анализ современных угроз национальной безопасности России и путей их преодоления. В рамках исследования особое внимание уделяется трактовке экономической безопасности как одного из видов национальной. Рассмотрены различные подходы к определению этого термина, что позволило выделить характеризующие его категории: рост экономических показателей, независимость, конкурентоспособность, импортозамещение. Экономическая безопасность - многогранное и очень сложное понятие. Сформулирован вывод о невозможности разорвать связь между этой и другими видами безопасности, чтобы обеспечить достижение какой-то одной в ущерб остальным. Отмечается, что в современных геополитических условиях достижение экономической безопасности реализуется при помощи реализации политики импортозамещения, переориентации народного хозяйства страны на Восток, пересмотра законодательных документов в этой сфере, в том числе в плане уточнения понятийной базы. Представлены авторские рекомендации по интенсификации государственных усилий для нормализации ситуации в экономике России и достижения показателей национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN THREATS TO NATIONAL SECURITY AND WAYS TO RESOLVE THEM

The article analyzes the current threats to Russia's national security and ways to resolve them. As part of the research, special attention is paid to the interpretation of economic security as one of the types of national security. Various approaches to the definition of this term are considered, which allowed to identify the categories characterizing it: growth of economic performance, independence, competitiveness, import substitution. Economic security is a multifaceted and very complex concept. Conclusion dwells upon the impossibility to break the link between this and other types of security in order to ensure the achievement of any one at the expense of the rest. It is emphasized that in modern geopolitical conditions the achievement of economic security is realized through the implementation of import substitution policy, reorientation of the national economy of the country to the East, revision of legislative documents in this area, including in terms of clarifying the conceptual framework. The author's recommendations on the intensification of government efforts to normalize the situation in the Russian economy and achieve the indicators of national security of the country are presented.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

ПРАВО LAW

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.39

Современные угрозы национальной безопасности и пути их разрешения Виктория Валерьевна Шипицина

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, vivasi_1 @mai.ru, https://orcid.org/0000-0003-3180-8961

Аннотация. В статье проводится анализ современных угроз национальной безопасности России и путей их преодоления. В рамках исследования особое внимание уделяется трактовке экономической безопасности как одного из видов национальной. Рассмотрены различные подходы к определению этого термина, что позволило выделить характеризующие его категории: рост экономических показателей, независимость, конкурентоспособность, импортозамещение. Экономическая безопасность - многогранное и очень сложное понятие. Сформулирован вывод о невозможности разорвать связь между этой и другими видами безопасности, чтобы обеспечить достижение какой-то одной в ущерб остальным. Отмечается, что в современных геополитических условиях достижение экономической безопасности реализуется при помощи реализации политики импортозамещения, переориентации народного хозяйства страны на Восток, пересмотра законодательных документов в этой сфере, в том числе в плане уточнения понятийной базы. Представлены авторские рекомендации по интенсификации государственных усилий для нормализации ситуации в экономике России и достижения показателей национальной безопасности страны.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, угроза национальной безопасности, правовые основы, обстоятельства, информационная безопасность, координационный орган

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Шипицина В.В. Современные угрозы национальной безопасности и пути их разрешения // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7. С. 279-285. https://doi.org/10.24158/ti-por.2023.7.39.

Original article

Modern Threats to National Security and Ways to Resolve Them Victoria V. Shipitsina

Kuban State University, Krasnodar, Russia, vivasi_1@mai.ru, https://orcid.org/0000-0003-3180-8961

Abstract. The article analyzes the current threats to Russia's national security and ways to resolve them. As part of the research, special attention is paid to the interpretation of economic security as one of the types of national security. Various approaches to the definition of this term are considered, which allowed to identify the categories characterizing it: growth of economic performance, independence, competitiveness, import substitution. Economic security is a multifaceted and very complex concept. Conclusion dwells upon the impossibility to break the link between this and other types of security in order to ensure the achievement of any one at the expense of the rest. It is emphasized that in modern geopolitical conditions the achievement of economic security is realized through the implementation of import substitution policy, reorientation of the national economy of the country to the East, revision of legislative documents in this area, including in terms of clarifying the conceptual framework. The author's recommendations on the intensification of government efforts to normalize the situation in the Russian economy and achieve the indicators of national security of the country are presented.

Keywords: national security, economic security, threat to national security, legal framework, circumstances, information security, coordinating body

Funding: Independent work.

For citation: Shipitsina, V.V. (2023) Modern Threats to National Security and Ways to Resolve Them. Theory and Practice of Social Development. (7), 279-285. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.7.39 (In Russian)

Усиление напряженности глобальных и международных процессов оказывает большое влияние на политику, экономику России, которое характеризуется, в том числе, негативными последствиями. В связи с этим появляется необходимость анализа современных и актуальных рисков, угроз и вызовов с целью защиты национальных стратегических интересов страны и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Последняя представляет собой многогранное и очень сложное понятие, которое, во-первых, характеризует национальную экономику, во-вторых, отражает ее возможность обеспечивать

© Шипицина В.В., 2023

прогрессивное и стабильное развитие страны за счет поддержки приоритетных экономических национальных интересов в перспективе и своевременного реагирования на возникающие вызовы. При отсутствии необходимого уровня экономической безопасности достижение государственных интересов во всех сферах развития страны становится невозможным.

В настоящее время высокую степень актуальности приобретает вопрос о создании и развитии системы обеспечения национальной безопасности России (Семенцов и др., 2016). Решение внешних и внутренних проблем с целью достижения приоритетных интересов страны возможно лишь при комплексном подходе, основывающемся на функционировании многоотраслевого, высокотехнологичного и устойчивого народного хозяйства, способного обеспечить общество и армию необходимыми ресурсами (Лев, 2022).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации1 основывается на неразрывной взаимозависимости социально-экономического развития страны и возможностей сохранения, достижения ее государственных интересов. Национальная безопасность складывается из множества отраслевых - военной, продовольственной, экономической и т.д. Последняя в содержании документа обозначена как стратегический приоритет страны наравне с развитием человеческого потенциала и сбережением народа страны, а также информационной, государственной, общественной, экологической безопасностью страны, ее обороноспособностью.

Решение задач и достижение целей в области экономики является одним из способов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Особое внимание к экономической безопасности обуславливается современными условиями, при которых усиливается нестабильность в мире, происходит рост экстремистских и радикальных настроений, нарастает геополитическая напряженность. Современные инструменты и экономические модели теряют свою актуальность, а в развитии государств усиливается дисбаланс, увеличивается социальное неравенство в рамках процессов глобализации, транснациональные компании лоббируют свои экономические интересы. Все больше усиливаются противоречия между государствами, а влияние международных институтов ослабляется.

Исходя из этого, считаем, что экономическая безопасность представляет собой неотъемлемый элемент безопасности национальной, является ее материальной основой. При этом невозможно разорвать связь между экономической и другими видами безопасности, стратегическими целями, как и обеспечить лишь одну из них. Достижение национальной безопасности возможно только при комплексном подходе.

Обеспечение государственных интересов в сфере народного хозяйства является актуальным направлением современной российской политики. Этот процесс осуществляется с целью повышения конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивого развития и формирования способности противодействовать внутренним и внешним угрозам, а также с целью усиления экономического суверенитета страны.

Обратимся к терминологии и определим такие ключевые понятия, как безопасность, угроза, риск. Все они по-разному трактуются современными учеными.

Авторы А.Г. Хабибулин и В.Н. Анищенко под угрозой экономической безопасности понимают появление такого состояния элементов сферы экономики, как внутреннего, так и внешнего, при котором возможно препятствие достижению поставленных целей и нормальному развитию народного хозяйства страны, а также нарушение экономических процессов (Анищенко, Хабибулин, 2019).

При этом под угрозой национальной безопасности понимается косвенная, или же прямая возможность ущерба конституционным свободам, правам, качеству жизни граждан, целостности территорий, развитию и суверенитету страны2.

Законодательно закрепленное определение угроз национальной безопасности имеется в Стратегии национальной безопасности, где под ними подразумевают «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации»3.

Необходимость анализа условий экономической безопасности поддерживается многими авторами. Так, например, В.А. Муталимов утверждает, что угрозы возникли для России при вступлении ее во Всемирную торговую организацию. По его мнению, соответствующий анализ должен основываться на системе индикаторов экономической безопасности, что позволит не только выявить и оценить возможные угрозы, но и разработать комплекс мер по их нейтрализации (Муталимов, 2011).

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов : учебное пособие. М., 2015. 351 с.

3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 ...

ПРАВО \-A\N

Ю.М. Дененберг отмечает, что в XXI веке количество экономических угроз значительно увеличилось. К внутренним, изначально существующим (высокий уровень безработицы, кумовство, коррупция, легализация незаконных доходов, ухудшение качества образования, увеличивающаяся инфляция, нестабильность банковской и кредитной систем), добавились еще и внешние:

- большое количество импортной продукции;

- вывоз капитала за территорию страны, покупка недвижимости за рубежом;

- приобретение западными компаниями российских заводов и производств;

- иммиграция из России специалистов и талантливых ученных;

- введение санкций против страны (Дененберг, 2018).

Угрозы являются результатом неосознанных или же целенаправленных действий людей, органов управления и органов власти, иных систем, а также природных процессов. Источники их могут быть результатом неблагоприятного развития политических, экономических, социальных и других процессов, происходящих во внутренней или внешней среде конкретного государства. Все угрозы, в случае их наступления, оказывают негативное воздействие на сферы государственной деятельности, о чем свидетельствуют конкретные индикаторы.

Деятельность государства в области обеспечения национальной экономической безопасности выражается в мониторинге возможных угроз и источников опасности, а также в создании и корректировке нормативно-правовых актов, направленных на нейтрализацию возникающих вызовов.

В России процесс по выявлению угроз и вызовов происходит с помощью определения слабых сторон и пробелов в экономике, а для оценки выявленных слабых мест используются системы индикаторов экономической безопасности. Помимо множества авторских, предлагаемых специалистами, имеется законодательно закрепленный перечень показателей состояния экономической безопасности.

В современных условиях, ввиду неустойчивой и постоянно меняющейся внешней среды, появления все новых рисков и развития существующих, необходимо наличие такой системы, противодействующей внешним и внутренним вызовам, которая создаст условия для нормального функционирования и развития экономики страны. Этому будет способствовать принятие решений на основе результатов и выводов, полученных в ходе стратегического анализа.

Последний рассматривается нами как синтез различных методов исследования и основывается на оценке экономических показателей, предложенных Стратегией экономической безопасности1, рассмотрении документов стратегического планирования, охватывающих вопросы обеспечения безопасности в экономической сфере, применении сравнительно-правового анализа.

Ввиду интенсивно изменяющихся внешних условий в текст Стратегии национальной безопасности2 были внесены небольшие изменения, вместе с тем, они являются существенными. Определение «национальной безопасности» дополнено качественными категориями «согласие в стране» и «гражданский мир», а стратегические национальные приоритеты теперь содержат направления обеспечения устойчивого развития страны.

Произошло расширение понятия «конкурентоспособность» страны, теперь оно заключается не только в экономическом аспекте, но и в состоянии образования, науки, культуры, промышленности, здравоохранения. Помимо повышения качества жизни граждан к национальным интересам относится благосостояние населения, сбережение народа страны, чем подчеркивается недостаточность проводимой ранее демографической политики. Также акцентируется важность искоренения коррупции, правовой защиты собственности и граждан, укрепление законности. Появление интереса «устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе» говорит о смене индикаторов оценки экономики - от снижения роли внешнеэкономических сравнений до внутрисистемных характеристик (инновационная составляющая и рост).

Отдельно выделены задачи, которые обобщенно касаются финансового и реального сектора экономики: развития инженерной, энергетической, инновационной, транспортной, рыночной, социальной, финансовой инфраструктуры. Новым в стратегических задачах является принцип приоритетности трудоустройства граждан страны, дедоллоризации отечественной экономики, сохранение стратегических предприятий в собственности государства или пакетов их акций.

Ключевым является обозначение границ пересечения устойчивости национальной экономики и экономической безопасности, их индикаторов и параметров (Феофилова и др., 2021).

Для оценки уровня экономической безопасности в России проанализируем несколько основных показателей.

1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 ...

Рассмотрим динамику изменения индексов физического объема внутреннего валового продукта (ВВП) в рыночных ценах в 2018-2022 гг. Показатель отражает изменение физического объема ВВП, связанное с внедрением методологии оценки жилищных услуг, потребляемых собственниками, оценку использования основного капитала в связи с его рыночной стоимостью и др. Он является одним из самых важных макроэкономических показателей, так как характеризует темпы экономического роста.

Скачок объема ВВП произошел во втором квартале 2021 г. по сравнению с его абсолютным снижением в соответствующем периоде 2020 г., что было обусловлено пандемией. В целом, объемы внутреннего валового продукта росли до 2022 г. Годовое целевое значение по данному показателю составляет 4 %. С конца 2020 г. изменение соответствует прогнозному1.

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП резко снизилась в 2020 г. на фоне плавного увеличения в течение предыдущих двух лет2. В 2021 г. она составила менее 19,75 %, что стало наименьшим показателем с 2016 г.3

Изменение ВВП на душу населения по паритету покупательной способности являлось положительным и демонстрировало постоянный рост с 2016 по 2021 гг., что благоприятно отражалось на состоянии отечественной экономики4.

Динамика грузооборота транспорта, в том числе коммерческого и некоммерческого, в процентном соотношении, после небольшого роста в марте 2022 г. демонстрирует снижение показателей, обуславливается ростом цен на комплектующие, сырье, уходом иностранных компаний с логистического рынка5.

На фоне геополитической обстановки и введения против нашей страны санкций, производство сельскохозяйственной продукции увеличивалось вплоть до апреля 2022 г., после чего последовало незначительное снижение показателей6.

Рассмотрим количество выявляемых преступлений в сфере экономики за январь - август в 2022 г. и в соответствующий период с 2018-2021 гг. как один из факторов, ответственных за состояние безопасности в этой сфере.

Количество выявленных преступлений за 8 месяцев 2022 г. было самым низким за исследуемый период и по факту составило 85 100. Намеченная тенденция может трактоваться двояко - показывать уменьшение общего количества совершаемых преступлений или же говорить об их совершенствовании, что влечет за собой сложности их выявления и отсутствие фиксации в статистических данных.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что на уровне национальной экономической безопасности в последние годы негативным образом сказалась пандемия и ухудшение геополитической обстановки. С февраля 2022 г. народное хозяйство страны характеризуется неустойчивыми процессами и кризисными явлениями, что вызывает необходимость его укрепления и оздоровления для достижения уровня национальной и экономической безопасности страны, в том числе путем разработки предложений, направленных на актуализацию механизма обеспечения экономической безопасности в целях соответствия современным условиям и адекватного своевременного реагирования на обострение геополитической обстановки.

В первую очередь предложим изменения в законодательстве, касающиеся теоретических аспектов. Полагаем, что обеспечить достижение поставленных в Стратегии национальной безопасности7 целей может именно конкретное состояние экономики, а не «состояние защищенности». При этом следует также отметить, что единство экономического пространства и суверенитет могут быть обеспечены и при максимально низких экономических показателях, что негативно может отразиться на национальной безопасности. В связи с этим можно предложить следующую

1 Итоги 2022: Росстат дал первую оценку ВВП за прошлый год [Электронный ресурс] // Открытый журнал. URL: https://journal.open-broker.ru/research/rosstat-dal-pervuyu-ocenku-vvp/ (дата обращения: 26.07.2023).

2 Инвестиции в основной капитал в России в 2020 году снизились на 1,4 % [Электронный ресурс] // Banki.ru. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10942465 (дата обращения: 26.07.2023).

3 Инвестиции в РФ: динамика позитивная, но «вялая» [Электронный ресурс] // Финам. URL: https://www.finam.ru/publications/item/investicii-v-rf-dinamika-pozitivnaya-no-vyalaya-20210618-152000/ (дата обращения: 26.07.2023).

4 ВВП по ППС России [Электронный ресурс] // SULARU. URL: https://www.sularu.com/vvp_po_pps/RUS (дата обращения: 26.07.2023).

5 Транспорт [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: https://clck.ru/357Gmb (дата обращения: 26.07.2023).

6 Карабут Т. Как отреагировал на санкции российский АПК [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/03/28/rekordnyj-urozhaj-zerna-obespechil-rost-ekonomike.html (дата обращения: 26.07.2023).

7 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021. № 400 ...

ПРАВО

трактовку определения «экономическая безопасность»: «состояние национальной экономики, при котором происходит предупреждение и нейтрализация внешних и внутренних угроз и вызовов с целью достижения ее устойчивого развития и реализации стратегических национальных интересов Российской Федерации».

Говоря об экономической безопасности, следует отметить, что на данный момент отсутствует законодательное закрепление понятия «единство экономического пространства», в то время как остальные определяющие сущность экономической безопасности категории (экономический суверенитет, национальный интерес, угроза, вызов, риск экономической безопасности) определены. В связи с этим предлагается кодифицировать обозначенное понятие в следующей трактовке: «применение единых правовых норм и механизмов регулирования экономики на всей территории Российской Федерации».

Кроме того, в связи с современной общемировой обстановкой и проводимой на ее основе политикой по нейтрализации последствий санкций, введенных западным сообществом против России, логичным будет добавление в список индикаторов экономической безопасности, например, показателя, отражающего уровень импортозамещения в стране.

Серьезную угрозу в настоящее время представляет запрет на ввоз в Россию передовых технологий, в том числе тех, которые необходимы в нефтеперерабатывающей отрасли, в производстве военного оборудования, электроники и другого. Поддерживание структурных сдвигов, которые служат адаптации к условиям, возникшим после введения санкций, требуют быстрого реагирования для уменьшения уязвимости в связи с нарушением важных производственных цепочек и возникновением помех в международных финансовых расчетах. В этом случае предполагается выборочная целевая активация мобилизационных механизмов экономического регулирования. Более актуальным становится механизм индикативного планирования и контроль использования важных ресурсов. Также ликвидации отдельных угроз способствует экономически обоснованное, рыночное импортозамещение.

В то же время появляются стратегические задачи по переориентации экспорта углеводородных потоков и других ресурсов на страны Азии и Китай. Большое значение имеет создание благоприятной экономической среды с целью развития инновационной несырьевой деятельности с высоким экспортным потенциалом в страны со средним и низким уровнем дохода, что могло бы компенсировать снижение выручки от экспорта ископаемого топлива. Решение данных задач требует форсированного развития экспортной инфраструктуры, которая необходима для изменения ориентации поставок энергии и сырья с европейского направления на азиатское, а также привлечения инвестиций восточных партнеров, развитие новых инструментов в международных расчетах. Значимую роль в этом должны сыграть проектные и программные механизмы.

В настоящее время важным является соблюдение баланса между решением задач неотложного характера (развитие альтернативных платежных механизмов, критическое импортоза-мещение, экстренные меры, направленные на поддержку уязвимых социальных групп, значимых производств) и осуществлением долгосрочных мер поддержки актуальных структурных изменений (создания таких условий, которые необходимы для развития несырьевого экспорта и дальнейшего его продвижения на рынках в странах с низким и средним уровнем дохода, развития импортозамещения, осуществление экономической интеграции на евразийском пространстве, адаптации к процессам, связанным со снижением энергопотребления европейскими странами). Правительство страны пока фокусируется преимущественно на решении краткосрочных задач, что связано не только лишь с обострением геополитической обстановки, но и с волнами заболеваемости коронавирусом в последние несколько лет.

В рамках предложений по снижению санкционного давления на Россию, рассмотрим такой инструмент, как укрепление экономических отношений и усиление стратегического партнерства с Китаем. Данная мера выгодна для обеих сторон в связи с действиями США, которая также проводит невыгодную для Китая политику, вторгаясь в сферу их национальных интересов. Для нашей страны КНР может выступить в качестве поставщика комплектующих и промышленного оборудования, что также выгодно и для китайской экономики.

В условиях западных санкций России следует вести свою внешнюю политику, учитывая общие интересы с КНР. Это может проявляться в: укреплении позиций двух стран в Совете безопасности ООН, сотрудничестве в рамках объединения РИК (Россия, Индия, Китай), БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) и ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), обеспечения стабильности Азиатско-Тихоокеанского региона и т. д.

В свете сказанного необходимо:

- разработать концепцию развития Евразийского экономического союза, учитывая экономические интересы КНР;

- увеличить пропускную способность Транссибирской железнодорожной магистрали, чтобы грузы, направляемые в Европу из Китая, проходили по российской территории;

- создать «дорожную карту», которая включала бы конкретные мероприятия по реализации интересов стран, в том числе касающихся модернизации транспортных коридоров в Евразии;

- работать над развитием транспортной артерии «Север - Юг», привлекать страны Индии, Афганистана и Пакистана к строительству, в результате чего пути в Европу из Азии окажутся под контролем Китая и России;

- упорядочить режим пересечения границы грузовым транспортом и ускорить переформатирование логистики;

- усовершенствовать законодательство в части, касающейся инвестиций, в виде устранения административных преград и применения более гибких методов в финансировании общих проектов двух стран по важным направлениям;

- увеличить поставки газа по газопроводу «Сила Сибири» в Китай, ускорить запуск линии «Союз Восток» с целью компенсации финансовых потерь на «Северном потоке-2»;

- увеличить объемы взаиморасчетов в национальных валютах;

- ускорить реализацию совместных проектов в промышленной сфере, в том числе в рамках важных проектов в освоении космоса, авиастроения, добычи энергоресурсов.

В целом, вся сложившаяся ситуация, характеризующаяся появлением множества новых угроз и вызовов для национальной экономической безопасности, связанная с обострением геополитической обстановки, нуждается в комплексном, регулярном и своевременном анализе. В связи с этим целесообразным является создание дееспособного координационного федерального органа, который отвечал бы за соответствие среднесрочных планов и стратегических документов, а также за практическую реализацию необходимых мер. Такой орган должен иметь более широкие полномочия и авторитет, чем большинство функциональных и отраслевых органов исполнительной власти, так как в настоящее время практические потребности в координации охватывают большой круг вопросов и требуют своевременного взаимодействия.

На наш взгляд, обозначенные меры теоретического и практического характера будут способствовать совершенствованию механизма правового регулирования в области обеспечения и повышения уровня экономической безопасности Российской Федерации.

Список источников:

Анищенко В.Н., Хабибулин А.Г. Криминальные и финансовые угрозы реализации социально-экономических реформ и проектов в России. М., 2019. 352 с.

Дененберг Ю.М. Методы осуществления финансового мониторинга и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 4-5. С. 703-706.

Лев М.Ю. О возрастании значимости исследований национальной безопасности в современной экономической науке // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5, № 1. С. 303-338. https://doi.Org/10.18334/ecsec.5.1.114415.

Муталимов В.А. Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. Т. 7, № 23 (116). С. 70-76.

Семенцов В.А., Гладышева О.В., Лукожев Х.М. Теоретические и правовые основы обеспечения национальной безопасности Северо-Кавказского региона Российской Федерации. М., 2016. 152 с.

Феофилова Т.Ю., Радыгин Е.В., Литвиненко А.Н. Экономическая безопасность - стратегический национальный приоритет РФ: анализ новой стратегии национальной безопасности РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 7-1. С. 83-88. https://doi.org/10.17513/vaael.1784.

References:

Anishchenko, V. N. & Khabibulin, A. G. (2019) Kriminal'nye i finansovye ugrozy realizatsii sotsial'no-ekonomicheskikh reform i proektov v Rossii [Criminal and financial threats to the implementation of socio-economic reforms and projects in Russia]. Moscow. 352 p. (In Russian).

Denenberg, Yu. M. (2018) Implementation Methods of Financial Monitoring and Provision Economic Security in Russian Federation. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik. (4-5), 703-706. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Feofilova, T. Yu., Radygin, E. V. & Litvinenko, A. N. (2021) Economic Security - Strategic National Priority of the Russian Federation: Analysis of the New Strategy of National Security of the Russian Federation. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava. (7-1), 83-88. Available from: doi:10.17513/vaael.1784. (In Russian).

Lev, M. Yu. Concerning the Increasing Importance of National Security Research in Modern Economics. Economic Security. 5 (1), 303-338. Available from: doi:10.18334/ecsec.5.1.114415. (In Russian).

Mutalimov, V. A. (2011 ) Gosudarstvennyi monitoring ugroz ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii pri vstuplenii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu [State monitoring of threats to Russia's economic security upon accession to the World Trade Organization National Interests: Priorities and Security. 7 (23 (116)), 70-76. (In Russian).

Sementsov, V. A., Gladysheva, O. V. & Lukozhev, Kh. M. (2016) Teoreticheskie ipravovye osnovy obespecheniya natsion-al'noi bezopasnosti Severo-Kavkazskogo regiona Rossiiskoi Federatsii [Theoretical and legal foundations of ensuring national security of the North Caucasus region of the Russian Federation]. Moscow. 152 p. (In Russian).

ПРАВО LAW

Информация об авторе В.В. Шипицина - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=640868

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author V.V. Shipitsina - PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Criminal Procedure, Kuban State University, Krasnodar, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=640868

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.