Секция
«АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОСА
И КОСМОНАВТИКИ»
УДК 1 (075. 8)
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
В. В. Борисенко Научный руководитель - С. П. Дуреев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Сформулированы основные тенденции политики государства в отношении законодательного регулирования правового статуса беспилотных летательных аппаратов.
Ключевые слова: политика государства, государственное регулирование, органы власти, правовой статус БЛА, организация контроля, запретительные меры.
POLICY OF STATE REGULATION OF THE LEGAL STATUS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES
V. V. Borisenko Scientific Supervisor - S. P. Dureev
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article sets out the basic trends of the state policy in relation to the legislative regulation of the legal status of unmanned aerial vehicles.
Keywords: state policy, state regulation, authorities, legal status of UAV, organization of control, prohibitive measures.
Беспилотные летательные аппараты (БЛА), применяющиеся для широкого круга прикладных задач, в последние годы стали быстро развивающимся направлением авиационной техники, в связи с чем актуальной становится проблема законодательного регулирования их правового статуса [1,2].
Основным направлением политики государства в отношении БЛА является риск-ориентированный подход, направленный на обеспечение авиационной безопасности и недопущение совершения противоправных действий различного характера с использованием дронов. Для достижения этой цели внедряются законодательные инициативы, направленные на организацию контроля над оборотом беспилотных систем на рынке и разработку правил их применения в воздушном пространстве [3].
Изначально, российское воздушное законодательство было ориентировано на нужды военных и гражданских организаций и, согласно ему, БЛА являются изделиями двойного назначения и относятся к воздушным судам, что накладывает определенные ограничения на их эксплуатацию. Так, использование беспилотных систем осуществляется на основании плана полета и раз-
Секция «Актуальнее политические проблемы космоса и космонавтики»
решения на использование воздушного пространства, вводятся режимы ограничения в интересах пользователей, разрешительный порядок устанавливается для полетов в воздушном пространстве G [2,4]. Кроме того, при ввозе физическими лицами в Российскую Федерацию БЛА, занесенных в список товаров двойного назначения, необходимо проходить экспортный контроль [5].
Однако, ситуация в законодательстве меняется вследствие того, что правовая неопределенность значительно сдерживает развитие рынка БЛА в России. Нормы, регламентирующие правовой статус БЛА появились в законодательстве сравнительно недавно, когда были приняты поправки в Воздушный кодекс РФ (так называемый «закон о беспилотниках»). Новая редакция кодекса содержит уточненное определение БЛА, требования к их регистрации, определение экипажа БЛА, основы правового статуса командира БЛА. Среди всего прочего, введенные поправки выводят из-под действия кодекса авиамодели и большинство рыночных моделей БЛА, взлетный вес которых менее 30 кг, однако не устанавливают четкие требования к их регистрации. Однако с 5 июля 2017 года такие модели все равно будут подлежать учету, порядок которого устанавливает Правительство РФ. Кроме того, наряду с коммерческими БЛА, данные поправки отменяют регистрацию авиамоделей, что снимает угрозу прекращения существования авиамодельного спорта в России. Вместе с тем, Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве РФ отмечают, что полеты БЛА выполняются по правилам, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области обороны.
Таким образом, политика государства в отношении БЛА в последние годы начинает меняться. Так, если прошлые законодательные инициативы были направлены на жесткий контроль и ограничение эксплуатации БЛА, то принятие поправок свидетельствует о стремлении органов власти следовать пути развития беспилотной авиации в стране. Сегодня, законодатели отчетливо понимают, что развитие внутреннего рынка БЛА обладает огромным коммерческим и инновационным потенциалом, и чрезмерные запретительные меры, а также отсутствие правовых норм являются мощными факторами сдерживания прогресса. Результатом проделанной работы является создание особой нормативно-правовой базы, регламентирующей эксплуатацию БЛА, путем внесения соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ и другие правовые документы, что усложняет воздушное законодательство и правоприменительную практику. Кроме того, существует еще значительная неопределенность их правового статуса, например, в различных нормативно-правовых актах содержатся различные определения БЛА, отсутствуют нормы, касающиеся порядка их регистрации и учета и т.д., то есть законодательное регулирование правового статуса беспилотных систем нуждается в дальнейшем совершенствовании [2].
Библиографические ссылки
1. Robotrends: области применения беспилотников [Электронный ресурс]. URL: http://robotrends.ru/robopedia/oblasti-primeneniya-bespilotnikov (дата обращения: 28.03.2017);
2. Макухин А. А. Законодательное регулирование правового статуса беспилотных летательных аппаратов // Научный вестник Крыма. 2017. №1 (6) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnoe-regulirovanie-pravovogo-statusa-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov (дата обращения: 02.04.2017);
3. BizavNews: Российские и зарубежные эксперты сходятся в подходах к регулированию беспилотников [Электронный ресурс]. URL: http://www.bizavnews.ru/236/17276 (дата обращения: 02.04.2017);
4. Решение от 03.2012 г. по делу №А71-2653/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/22526328/21989135/ (дата обращения: 28.03.2017);
5. Группа таможенных брокеров: БЛА в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs1996.ru/posts/821/ (дата обращения: 03.04.2017).
© Борисенко В. В., 2017