Научная статья на тему 'Политика государственного регулирования правового статуса применения беспилотных летательных аппаратов'

Политика государственного регулирования правового статуса применения беспилотных летательных аппаратов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС БЛА / ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ / ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / STATE POLICY / STATE REGULATION / AUTHORITIES / LEGAL STATUS OF UAV / ORGANIZATION OF CONTROL / PROHIBITIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисенко В.В.

Сформулированы основные тенденции политики государства в отношении законодательного регулирования правового статуса беспилотных летательных аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF STATE REGULATION OF THE LEGAL STATUS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES

The article sets out the basic trends of the state policy in relation to the legislative regulation of the legal status of unmanned aerial vehicles.

Текст научной работы на тему «Политика государственного регулирования правового статуса применения беспилотных летательных аппаратов»

Секция

«АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОСА

И КОСМОНАВТИКИ»

УДК 1 (075. 8)

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

В. В. Борисенко Научный руководитель - С. П. Дуреев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kamwayfarer@gmail.com

Сформулированы основные тенденции политики государства в отношении законодательного регулирования правового статуса беспилотных летательных аппаратов.

Ключевые слова: политика государства, государственное регулирование, органы власти, правовой статус БЛА, организация контроля, запретительные меры.

POLICY OF STATE REGULATION OF THE LEGAL STATUS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES

V. V. Borisenko Scientific Supervisor - S. P. Dureev

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kamwayfarer@gmail.com

The article sets out the basic trends of the state policy in relation to the legislative regulation of the legal status of unmanned aerial vehicles.

Keywords: state policy, state regulation, authorities, legal status of UAV, organization of control, prohibitive measures.

Беспилотные летательные аппараты (БЛА), применяющиеся для широкого круга прикладных задач, в последние годы стали быстро развивающимся направлением авиационной техники, в связи с чем актуальной становится проблема законодательного регулирования их правового статуса [1,2].

Основным направлением политики государства в отношении БЛА является риск-ориентированный подход, направленный на обеспечение авиационной безопасности и недопущение совершения противоправных действий различного характера с использованием дронов. Для достижения этой цели внедряются законодательные инициативы, направленные на организацию контроля над оборотом беспилотных систем на рынке и разработку правил их применения в воздушном пространстве [3].

Изначально, российское воздушное законодательство было ориентировано на нужды военных и гражданских организаций и, согласно ему, БЛА являются изделиями двойного назначения и относятся к воздушным судам, что накладывает определенные ограничения на их эксплуатацию. Так, использование беспилотных систем осуществляется на основании плана полета и раз-

Секция «Актуальнее политические проблемы космоса и космонавтики»

решения на использование воздушного пространства, вводятся режимы ограничения в интересах пользователей, разрешительный порядок устанавливается для полетов в воздушном пространстве G [2,4]. Кроме того, при ввозе физическими лицами в Российскую Федерацию БЛА, занесенных в список товаров двойного назначения, необходимо проходить экспортный контроль [5].

Однако, ситуация в законодательстве меняется вследствие того, что правовая неопределенность значительно сдерживает развитие рынка БЛА в России. Нормы, регламентирующие правовой статус БЛА появились в законодательстве сравнительно недавно, когда были приняты поправки в Воздушный кодекс РФ (так называемый «закон о беспилотниках»). Новая редакция кодекса содержит уточненное определение БЛА, требования к их регистрации, определение экипажа БЛА, основы правового статуса командира БЛА. Среди всего прочего, введенные поправки выводят из-под действия кодекса авиамодели и большинство рыночных моделей БЛА, взлетный вес которых менее 30 кг, однако не устанавливают четкие требования к их регистрации. Однако с 5 июля 2017 года такие модели все равно будут подлежать учету, порядок которого устанавливает Правительство РФ. Кроме того, наряду с коммерческими БЛА, данные поправки отменяют регистрацию авиамоделей, что снимает угрозу прекращения существования авиамодельного спорта в России. Вместе с тем, Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве РФ отмечают, что полеты БЛА выполняются по правилам, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области обороны.

Таким образом, политика государства в отношении БЛА в последние годы начинает меняться. Так, если прошлые законодательные инициативы были направлены на жесткий контроль и ограничение эксплуатации БЛА, то принятие поправок свидетельствует о стремлении органов власти следовать пути развития беспилотной авиации в стране. Сегодня, законодатели отчетливо понимают, что развитие внутреннего рынка БЛА обладает огромным коммерческим и инновационным потенциалом, и чрезмерные запретительные меры, а также отсутствие правовых норм являются мощными факторами сдерживания прогресса. Результатом проделанной работы является создание особой нормативно-правовой базы, регламентирующей эксплуатацию БЛА, путем внесения соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ и другие правовые документы, что усложняет воздушное законодательство и правоприменительную практику. Кроме того, существует еще значительная неопределенность их правового статуса, например, в различных нормативно-правовых актах содержатся различные определения БЛА, отсутствуют нормы, касающиеся порядка их регистрации и учета и т.д., то есть законодательное регулирование правового статуса беспилотных систем нуждается в дальнейшем совершенствовании [2].

Библиографические ссылки

1. Robotrends: области применения беспилотников [Электронный ресурс]. URL: http://robotrends.ru/robopedia/oblasti-primeneniya-bespilotnikov (дата обращения: 28.03.2017);

2. Макухин А. А. Законодательное регулирование правового статуса беспилотных летательных аппаратов // Научный вестник Крыма. 2017. №1 (6) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnoe-regulirovanie-pravovogo-statusa-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov (дата обращения: 02.04.2017);

3. BizavNews: Российские и зарубежные эксперты сходятся в подходах к регулированию беспилотников [Электронный ресурс]. URL: http://www.bizavnews.ru/236/17276 (дата обращения: 02.04.2017);

4. Решение от 03.2012 г. по делу №А71-2653/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/22526328/21989135/ (дата обращения: 28.03.2017);

5. Группа таможенных брокеров: БЛА в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs1996.ru/posts/821/ (дата обращения: 03.04.2017).

© Борисенко В. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.