Научная статья на тему 'Исследование рынка беспилотных летательных аппаратов России'

Исследование рынка беспилотных летательных аппаратов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1809
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / UNMANNED AERIAL VEHICLES / MARKET BARRIERS / LICENSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чугунова С. В., Шеметова О. В.

Рассмотрены основные тенденции становления и развития рынка беспилотных летательных аппаратов в нашей стране. Выявлены проблемы нормативно-законодательного характера по дальнейшему освоению и использованию беспилотных летательных аппаратов в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чугунова С. В., Шеметова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE MARKET OF UNMANNED AERIAL VEHICLES OF RUSSIA

The main tendencies of formation and development of the market of unmanned aerial vehicles in our country. Identified problems of a legislative nature for the further development and use of unmanned aerial vehicles in modern society.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка беспилотных летательных аппаратов России»

УДК 338.27

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ РОССИИ

С. В. Чугунова*, О. В. Шеметова Научный руководитель - В. В. Прохоров

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*Е-шаП: [email protected]

Рассмотрены основные тенденции становления и развития рынка беспилотных летательных аппаратов в нашей стране. Выявлены проблемы нормативно-законодательного характера по дальнейшему освоению и использованию беспилотных летательных аппаратов в современном обществе.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, рыночные барьеры, лицензирование.

RESEARCH OF THE MARKET OF UNMANNED AERIAL VEHICLES OF RUSSIA

S. V. Chugunova*, O. V. Shemetova Scientific Supervisor - V. V. Prokhorov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: [email protected]

The main tendencies of formation and development of the market of unmanned aerial vehicles in our country. Identified problems of a legislative nature for the further development and use of unmanned aerial vehicles in modern society.

Key words: unmanned aerial vehicles, market barriers, licensing.

В ближайшие 10-18 лет, благодаря развитию технологий, существенно расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе. Возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе и на низких космических орбитах. В рамках НТИ этот рынок получил название Аэронет. Рынками-предшественниками являются рынок авиаработ, выполняемых с применением пилотируемых воздушных судов, и рынок услуг дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), предоставляемых космическими аппаратами.

Развитие беспилотных авиационных и космических систем, а также технологий беспроводной связи приведет к росту распределенных систем безопасности полетов и обмена информацией. Повышение надежности защищенных сетевых коммуникаций обеспечит массовое безопасное использование беспилотных аппаратов, в том числе и в городских условиях. Над территорией Российской Федерации к 2035 году постоянно (в режиме 24/7/365) могут находиться в воздухе не менее 100 тыс. беспилотных летательных аппаратов, объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей общества. Занятость в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов составит 50 тыс. человек, численность занятых в эксплуатации БЛА, обеспечении комплексных решений и услуг на их основе достигнет 500 тыс. человек к 2035 году.

Секция «Инновационная экономика и управление»

Оценки показывают, что объем мирового рынка БЛА, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд. долларов (в текущих ценах). Изменится не только структура рынка, но и запросы потребителей, под которые придется адаптироваться новым лидерам в глобальной конкуренции. Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 35-40 млрд. долларов. Возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах.

Уже сейчас дроны применяют в самых разных сферах [1]:

1) Для обнаружения небольших воздушных, надводных, наземных объектов.

2) Для управления воздушным движением в труднодоступных районах, при стихийных бедствиях и авариях, на временных воздушных трассах, в авиации народного хозяйства.

3) Для поиска и обнаружения судов, предупреждения аварийных ситуаций в портах, контроля морских границ, контроля правил рыболовства.

4) Для аэрофотосъемки и контроля земной поверхности.

5) Для радиационного, газохимического контроля, контроля состояния газо- и нефтепроводов, опроса сейсмических датчиков.

6) Для определения характеристик почвы, разведки полезных ископаемых, подповерхностного зондирования Земли (до 100 м).

7) Для разведки ледовой обстановки, слежения за волнением моря, поиска косяков рыбы.

С позиции технических возможностей беспилотные летательные аппараты уже сейчас способны выполнять все виды авиационных работ, за исключением перевозки пассажиров. Отметим, что современные авиалайнеры, совершающие межконтинентальные и региональные авиаперевозки, управляются автоматикой 95% летного времени. Современные системы связи и управления полетом, навигационные средства и системы организации и управления воздушным движением позволяют обеспечить приемлемый уровень безопасности при выполнении авиационных работ, не требующих присутствия человека на борту.

К тому же, такой важный параметр, определяющий экономическую эффективность применения авиационной техники, как максимальная продолжительность полета, давно уже ограничен физиологическими способностями человека, а не возможностями техники. Стандартное время нахождения в воздухе для серийных БЛА определенных классов уже сейчас превышает 24 часа. Экспериментальный БЛА с водородными двигателями Phantom Eye, разрабатываемый корпорацией Boeing, сможет находиться в воздухе в течение четырех суток, а разрабатываемый компанией Aerovironement концепт стратосферного БЛА «постоянного присутствия» Global Observer будет способен обеспечивать круглосуточное наблюдение на протяжении недели. Способность оставаться в воздухе продолжительное время является ключевым фактором, определяющим экономическую эффективность применения БАС.

На сегодняшний день в России, как и во всем мире, рынок гражданского использования беспилотных аппаратов (разработка и производство воздушных судов, их комплектующих и оказание услуг) не сформирован.

Одним из самых серьезных барьеров является законодательство, которое применительно к использованию потребительских и коммерческих дронов и запрет их свободного использования (лицензирование) в воздушном пространстве России остается недостаточно ясным [3].

Стоит вопрос как регистрации и сертификации, так и страховки (и самого летательного аппарата, и полезной нагрузки).

Но данная проблема уже решается, так как после обращения к президенту идет рассмотрение поправок в Федеральном законе 462, с учетом предложений участников этой отрасли.

Не менее значимая проблема заключается в отсутствие производственной базы, которая была бы ориентирована на массовое производство и потребление беспилотников. Поэтому сейчас компании производят БЛА только по заказу, что приводит к высоким издержкам и как следствие повышенной стоимости товара.

Помимо этого, присутствует опасность того, что такие летательные аппараты будут мешать другим участникам воздушного движения, так как сейчас нет системы по отслеживанию и предотвращению столкновений. Поэтому государственные службы не разрешают полеты над густонаселёнными территориями и городскими кварталами. Рассмотренные риски можно снизить страхованием БЛА, но как было сказано выше, на сегодняшний день, этот вопрос также не решен.

Но, несмотря на все препятствия, спрос на беспилотники растет с каждым днем [2]. Их владельцами желают стать люди всех возрастов и профессии. Дети мечтают о беспилотных самолетах - игрушках, люди, работающие в самых различных сферах о помощниках - дронах, а военные о больших боевых машинах.

Несмотря на всю сложность технической задачи, и большое число пока еще не решенных организационных и регулятивных проблем, гражданское применение БАС вне всякого сомнения является переходом на следующую технологическую ступень развития многих отраслей. Группа «Транзас» - одна из наиболее активных отечественных игроков на этом рынке, нацеленных именно на освоение практического применения БАС в гражданской сфере (Санкт-Петербург), уверена в перспективах беспилотной техники, и, обладая необходимыми технологическими и интеллектуальными ресурсами, инвестирует в развитие этих технологий уже сейчас. У компании нет сомнений, что амбициозный, но технически выполнимый проект беспилотного авиационного комплекса гражданского назначения, будет реализован, и востребован в самых разных сферах промышленности, телекоммуникаций, безопасности и обеспечения жизнедеятельности.

В результате технологического развития, свершившегося в течение последних нескольких лет в развитии беспилотных летательных аппаратов, массовые гражданские коммерческие применения БЛА уже не выглядят сюжетом из нереального будущего. У нашей страны есть все необходимые ресурсы, чтобы занять позиции в ряду мировых лидеров перспективного инновационного направления мировой авиационной отрасли: разработки, производства и применения беспилотных летательных аппаратов. Техническая, организационная и нормативно-правовая подготовка этого процесса должна осуществляться уже сегодня.

Библиографические ссылки

1. Итоги года: Россия на пути к революции инноваций // Прайм - агентство экономической информации [Электронный ресурс]. URL: http://1prime.ru/articles/20161227/826988005-print.html (дата обращения 15.03.2017).

2. К 2025 году дроны создадут 100 тысяч рабочих мест в США // Хайтек - интернет журнал [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.fm/2017/02/03/100_thousand_jobs (дата обращения 17.03.2017).

3. Области применения беспилотников // RoboTrends - интернет журнал [Электронный ресурс]. URL: http://robotrends.ru/robopedia/oblasti-primeneniya-bespilotnikov (дата обращения 19.03.2017).

© Чугунова С. В., Шеметова О. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.