УДК 338.27
ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ РОССИИ
С. В. Чугунова*, О. В. Шеметова Научный руководитель - В. В. Прохоров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*Е-шаП: [email protected]
Рассмотрены основные тенденции становления и развития рынка беспилотных летательных аппаратов в нашей стране. Выявлены проблемы нормативно-законодательного характера по дальнейшему освоению и использованию беспилотных летательных аппаратов в современном обществе.
Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, рыночные барьеры, лицензирование.
RESEARCH OF THE MARKET OF UNMANNED AERIAL VEHICLES OF RUSSIA
S. V. Chugunova*, O. V. Shemetova Scientific Supervisor - V. V. Prokhorov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: [email protected]
The main tendencies of formation and development of the market of unmanned aerial vehicles in our country. Identified problems of a legislative nature for the further development and use of unmanned aerial vehicles in modern society.
Key words: unmanned aerial vehicles, market barriers, licensing.
В ближайшие 10-18 лет, благодаря развитию технологий, существенно расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе. Возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе и на низких космических орбитах. В рамках НТИ этот рынок получил название Аэронет. Рынками-предшественниками являются рынок авиаработ, выполняемых с применением пилотируемых воздушных судов, и рынок услуг дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), предоставляемых космическими аппаратами.
Развитие беспилотных авиационных и космических систем, а также технологий беспроводной связи приведет к росту распределенных систем безопасности полетов и обмена информацией. Повышение надежности защищенных сетевых коммуникаций обеспечит массовое безопасное использование беспилотных аппаратов, в том числе и в городских условиях. Над территорией Российской Федерации к 2035 году постоянно (в режиме 24/7/365) могут находиться в воздухе не менее 100 тыс. беспилотных летательных аппаратов, объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей общества. Занятость в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов составит 50 тыс. человек, численность занятых в эксплуатации БЛА, обеспечении комплексных решений и услуг на их основе достигнет 500 тыс. человек к 2035 году.
Секция «Инновационная экономика и управление»
Оценки показывают, что объем мирового рынка БЛА, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд. долларов (в текущих ценах). Изменится не только структура рынка, но и запросы потребителей, под которые придется адаптироваться новым лидерам в глобальной конкуренции. Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 35-40 млрд. долларов. Возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах.
Уже сейчас дроны применяют в самых разных сферах [1]:
1) Для обнаружения небольших воздушных, надводных, наземных объектов.
2) Для управления воздушным движением в труднодоступных районах, при стихийных бедствиях и авариях, на временных воздушных трассах, в авиации народного хозяйства.
3) Для поиска и обнаружения судов, предупреждения аварийных ситуаций в портах, контроля морских границ, контроля правил рыболовства.
4) Для аэрофотосъемки и контроля земной поверхности.
5) Для радиационного, газохимического контроля, контроля состояния газо- и нефтепроводов, опроса сейсмических датчиков.
6) Для определения характеристик почвы, разведки полезных ископаемых, подповерхностного зондирования Земли (до 100 м).
7) Для разведки ледовой обстановки, слежения за волнением моря, поиска косяков рыбы.
С позиции технических возможностей беспилотные летательные аппараты уже сейчас способны выполнять все виды авиационных работ, за исключением перевозки пассажиров. Отметим, что современные авиалайнеры, совершающие межконтинентальные и региональные авиаперевозки, управляются автоматикой 95% летного времени. Современные системы связи и управления полетом, навигационные средства и системы организации и управления воздушным движением позволяют обеспечить приемлемый уровень безопасности при выполнении авиационных работ, не требующих присутствия человека на борту.
К тому же, такой важный параметр, определяющий экономическую эффективность применения авиационной техники, как максимальная продолжительность полета, давно уже ограничен физиологическими способностями человека, а не возможностями техники. Стандартное время нахождения в воздухе для серийных БЛА определенных классов уже сейчас превышает 24 часа. Экспериментальный БЛА с водородными двигателями Phantom Eye, разрабатываемый корпорацией Boeing, сможет находиться в воздухе в течение четырех суток, а разрабатываемый компанией Aerovironement концепт стратосферного БЛА «постоянного присутствия» Global Observer будет способен обеспечивать круглосуточное наблюдение на протяжении недели. Способность оставаться в воздухе продолжительное время является ключевым фактором, определяющим экономическую эффективность применения БАС.
На сегодняшний день в России, как и во всем мире, рынок гражданского использования беспилотных аппаратов (разработка и производство воздушных судов, их комплектующих и оказание услуг) не сформирован.
Одним из самых серьезных барьеров является законодательство, которое применительно к использованию потребительских и коммерческих дронов и запрет их свободного использования (лицензирование) в воздушном пространстве России остается недостаточно ясным [3].
Стоит вопрос как регистрации и сертификации, так и страховки (и самого летательного аппарата, и полезной нагрузки).
Но данная проблема уже решается, так как после обращения к президенту идет рассмотрение поправок в Федеральном законе 462, с учетом предложений участников этой отрасли.
Не менее значимая проблема заключается в отсутствие производственной базы, которая была бы ориентирована на массовое производство и потребление беспилотников. Поэтому сейчас компании производят БЛА только по заказу, что приводит к высоким издержкам и как следствие повышенной стоимости товара.
Помимо этого, присутствует опасность того, что такие летательные аппараты будут мешать другим участникам воздушного движения, так как сейчас нет системы по отслеживанию и предотвращению столкновений. Поэтому государственные службы не разрешают полеты над густонаселёнными территориями и городскими кварталами. Рассмотренные риски можно снизить страхованием БЛА, но как было сказано выше, на сегодняшний день, этот вопрос также не решен.
Но, несмотря на все препятствия, спрос на беспилотники растет с каждым днем [2]. Их владельцами желают стать люди всех возрастов и профессии. Дети мечтают о беспилотных самолетах - игрушках, люди, работающие в самых различных сферах о помощниках - дронах, а военные о больших боевых машинах.
Несмотря на всю сложность технической задачи, и большое число пока еще не решенных организационных и регулятивных проблем, гражданское применение БАС вне всякого сомнения является переходом на следующую технологическую ступень развития многих отраслей. Группа «Транзас» - одна из наиболее активных отечественных игроков на этом рынке, нацеленных именно на освоение практического применения БАС в гражданской сфере (Санкт-Петербург), уверена в перспективах беспилотной техники, и, обладая необходимыми технологическими и интеллектуальными ресурсами, инвестирует в развитие этих технологий уже сейчас. У компании нет сомнений, что амбициозный, но технически выполнимый проект беспилотного авиационного комплекса гражданского назначения, будет реализован, и востребован в самых разных сферах промышленности, телекоммуникаций, безопасности и обеспечения жизнедеятельности.
В результате технологического развития, свершившегося в течение последних нескольких лет в развитии беспилотных летательных аппаратов, массовые гражданские коммерческие применения БЛА уже не выглядят сюжетом из нереального будущего. У нашей страны есть все необходимые ресурсы, чтобы занять позиции в ряду мировых лидеров перспективного инновационного направления мировой авиационной отрасли: разработки, производства и применения беспилотных летательных аппаратов. Техническая, организационная и нормативно-правовая подготовка этого процесса должна осуществляться уже сегодня.
Библиографические ссылки
1. Итоги года: Россия на пути к революции инноваций // Прайм - агентство экономической информации [Электронный ресурс]. URL: http://1prime.ru/articles/20161227/826988005-print.html (дата обращения 15.03.2017).
2. К 2025 году дроны создадут 100 тысяч рабочих мест в США // Хайтек - интернет журнал [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.fm/2017/02/03/100_thousand_jobs (дата обращения 17.03.2017).
3. Области применения беспилотников // RoboTrends - интернет журнал [Электронный ресурс]. URL: http://robotrends.ru/robopedia/oblasti-primeneniya-bespilotnikov (дата обращения 19.03.2017).
© Чугунова С. В., Шеметова О. В., 2017