УДК 347.82
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АППАРАТОВ В РОССИИ
Ю. В. Лященко Научный руководитель - Е. В. Фарафонтова.
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: julkajull@yandex.ru.
Беспилотные летательные аппараты все чаще используются в разных сферах деятельности, однако до недавнего времени данная сфера регулировалась общими нормами. В декабре 2015 года в Воздушный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся правил применения дронов, рассмотрению проблемных сторон его содержания посвящена эта статья.
Ключевые слова: авиамоделисты, владельцы дронов, регистрация беспилотников, гражданская авиация, воздушное пространство.
THE LEGAL ASPECTS OF USING UNMANNED DEVAICE IN RUSSIA
Y. V. Lyashenko Scientific Supervisor - E. V. Farafontova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: julkajull@yandex.ru
Unmanned aerial vehicles are increasingly used in various fields, but until recently, this sphere was regulated by the general rules. In December 2015, the Russian Air Code changes relating to rules of drones, review problematic sides of its content is dedicated to this article.
Keywords: model aircraft owners drones, drones registration, civil aviation, airspace.
На взгляд большинства людей, не имеющих отношения к авиации, беспилотные летательные аппараты представляют собой несколько усложненные версии радиоуправляемых моделей самолетов. Если говорить об автоматических летательных и космических дистанционно управляемых системах, то тема эта не нова. По своей сути, советский челнок «Буран», совершивший космический полет без экипажа и благополучно приземлившийся в теперь уже далеком 1988 году, - тоже беспилот-ник. Фото поверхности Венеры и многие научные данные об этой планете (1965) также получены в автоматическом и телеметрическом режиме.
На сегодняшний день беспилотным летательным аппаратом или дроном (далее БЛА) считается летательный аппарат без экипажа на борту, созданный для воздушной съёмки, наблюдения и других задач в реальном времени за наземными объектами [2]. Отметим, что сфера применения данных творений чрезвычайно расширилась. Первоначально беспилотные летательные аппараты чаще всего использовались либо в качестве учебных мишеней, либо как самолеты-снаряды, чуть позже стали применяться для оперативной разведки. Создавались как достаточно крупные модели БЛА, так и маленькие, с возможностью маскировки под птицу или даже насекомое. Все это, и не только, практиковалось сугубо в военных целях.
Сегодня оказались востребованными не только военные, но и мирные БЛА, и примеров этому множество. Комплекс беспилотных летательных аппаратов получен в Красноярске для контроля и мониторинга лесопожарной и гидрологической обстановки, безопасности при проведении массовых мероприятий на открытом воздухе, проведения поисковых работ, а также для разведки в зоне ЧС. Начато тестирование октокоптера для доставки анализов по Кабардино-Балкарии. Известен опыт доставки дронами товаров, в том числе и в России, когда беспилотники разносили пиццу. Разведка метеорологической обстановки, поиск пострадавших и потерявшихся в горах альпинистов, оценка
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
ледовой обстановки, направления распространения огня при лесных пожарах, движения лавы во время извержения вулканов и многие другие задачи решаются при помощи роботизированных аэросистем, что позволяет экономить ресурсы и не рисковать жизнью летчиков в экстремальных ситуациях.
В перспективе российские компании смогут использовать робототехнику для доставки грузов, в сельском хозяйстве, при мониторинге и зондировании земель. Активно развивается радиомоделизм, доступ к управляемым авиаигрушкам есть даже у детей.
Как и любой технический механизм БЛА может потерпеть аварию. Так, в Тихуане в паре километров от границы со США на площадку супермаркета рухнул дрон, который, как выяснилось, перевозил 2,7 кг метамфетамина (достаточно сильно действующий наркотик). Другой летательный аппарат привлек внимание Америки тем, что врезался в дерево в охраняемой зоне Белого дома. Иными словами, беспилотники могут использоваться криминальными структурами, иностранной разведкой и т. д., а крушение такого аппарата может наделать немалый вред.
В России новый закон № 462-ФЗ об использовании БЛА был опубликован 30 декабря 2015 года и вступил в силу спустя 90 дней. В соответствии с данным документом необходимо проводить государственную регистрацию беспилотных систем. Также надо будет указать, является ли дрон военным или гражданским. При этом разделение на некоммерческие беспилотники, спортивные аппараты или авиамодели не предполагается.
Иными словами, фотографы, видеографы и авиамоделисты обязаны регистрировать свои аппараты весом тяжелее 250 грамм и платить за это госпошлину. Данная норма распространяется и на игрушечные коптеры. Формально под это определение попадают не только любимые фотокорами дро-ны и продукция кружков авиамоделирования, но и детские радиоуправляемые игрушки и даже воздушные змеи [1].
Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Россию или произведенные в нашей стране будут учитываться Росавиацией. Чтобы внести в реестр свой летательный аппарат, надо будет подать соответствующее заявление в произвольной форме, указав характеристики беспилотника и информацию о владельце. Если собственник авиаробота изменится, то и процесс регистрации придется пройти еще раз. То же самое ждет владельца аппарата и после его модификации, следует из документов, опубликованных на официальном портале правовой информации. Владелец беспилотного судна автоматически получит статус «внешнего пилота». У каждого работоспособного дрона появится собственный «экипаж» и в обязательном порядке «капитан».
Таким образом, управлять дроном сможет только внешний пилот с правами. Как именно оператор дрона сможет получить право на управление - остается загадкой. Отдельной строкой в законе оговаривается, что если беспилотник терпит бедствие, его поиски и спасение - проблема владельца.
При этом процедура регистрации, сумма госпошлины и наказание для нарушителей в законе не прописаны - их устанавливают постановлениями Правительства РФ, поэтому пока неизвестно какую пошлину владельцам дронов придётся платить за свои аппараты. Для сравнения: в настоящий момент госпошлина за регистрацию легкого гражданского воздушного судна составляет 2,5 тысячи рублей. Но за нарушение правил использования воздушного пространства владелец дрона может быть оштрафован до 5000 руб. для физических и до 300 000 руб. для юридических лиц (КоАП РФ, статья 11.4) [5]. На сегодня, прецедентов с правонарушителями зафиксировано крайне мало, последним стал случай в 2015 году в Сыктывкаре. Владельца пиццерии, который доставил заказчикам пиццу с помощью беспилотника оштрафовали на 50 тысяч рублей, но ему удалось оспорить решение суда, сославшись на то, что российское законодательство не адаптировано под регулирование деятельности, связанной с коммерческими дронами.
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ, устанавливающее разрешительный порядок использования воздушного пространства. Чтобы полет дрона был правомерным, надо получать разрешение на использование воздушного пространства и подать план полета в зональный центр Единой системы организации воздушного движения за три дня до вылета. Накануне полета необходимо подтвердить, что аппарат поднимется в воздух, а после окончания полета по телефону сообщить о том, что работа закончена [3]. Иных правил, конкретизирующих положения закона № 462-ФЗ пока не принято, реализация норм, установленных данным нормативным актом, остается под вопросом.
Оборот использования БЛА растет, по предварительным оценкам, через два десятилетия объем рынка услуг, где будут использоваться беспилотные аппараты, приблизится к сумме в 180 млрд долларов, предполагается, что российские компании могут занять на этом рынке до 40 %. Чтобы данный сектор экономики развивался динамично, необходимо принять четкие ясные правила, регулирующие
полеты робототехники в самое ближайшее время. При этом нормотворцам нужно держаться подальше от двух крайностей: чрезмерного регулирования, которое может привести к тому, что в городе нельзя будет запустить и детский квадрокоптер, и излишней либерализации, которая опасна техногенными рисками, в том числе угрозами терактов [6].
Библиографические ссылки
1. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) // Собр. законодательства РФ. 30.10.2006. № 44.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 24.03.1997. № 12, ст. 1383.
3. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 40. Ст. 4861.
4. Петровский П. С. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве: современный аспект. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://tmbalrf.ru/modules/content/ page.php?id=851 (дата обращения: 20.02.2016).
5. Кондратьева И. Дайджест публикация за 30.03.2016 [Электронный ресурс]. URL: Pravo.ru (дата обращения: 20.02.2016).
6. Официальный сайт АИР «Агентство по инновациям и развитию». Новости [Электронный ресурс]. URL: http://www.innoros.ru/news/regions/15/09/rossiya-zanimaetsya-regulirovaniem-poletov-dronov (дата обращения: 20.02.2016).
© Лященко Ю. В., 2016