УДК 342 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10005
ББК 67
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анна Александровна МАСЛОВА, старший инспектор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина E-mail: aa_maslova@ mail.ru
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Аннотация. В статье рассмотрена современная политика Российской Федерации в сфере высшего юридического образования. Автор выявляет основные принципы, цели и направления развития, а также проводит анализ и делает выводы.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, высшее образование, юридическое образование, подготовка профессиональных кадров, качество образования, проблемы подготовки квалифицированных кадров, кадровый дефицит, студенты, система образования, законодательство, закон, закон об образовании, юридическая наука, юридическая практика, правоприменительная практика
Annotation. This article deals with the modern policy of the Russian Federation in the sphere of higher legal education. The author reveals the main principles, goals and directions of development, and also conducts analysis and draws conclusions.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, higher education, legal education, professional training, quality of education, problems of training qualified personnel, staff deficit, students, education system, legislation, law, law on education, legal science, legal practice, law enforcement practice.
Действующая в Российской Федерации система образования является фундаментом и основой сохранения места России в когорте развитых и развивающихся государств мира, ее престижа на международном уровне как страны, обладающей мощным научным, интеллектуальным и образовательным потенциалом. Важность и роль образования в данном контексте нельзя переоценить, поскольку оно при условии удовлетворения соответствующих потребностей социума позволит решать любые задачи личного, общественного и государственного уровней, уверенно смотреть в лицо вызовам времени.
Однако отметим, что это возможно лишь при условии эффективно действующей системы права, правовых норм1.
Сегодня в условиях глобализирующегося мира, всеобщей интеграции и активного межгосударственного взаимодействия все более жесткой становится конкурентная среда во всех сферах деятельности. Так, на авансцену государственных приоритетов выходит развитие человеческого капитала и потенциала, грамотных и профессиональных кадров. А это, в свою
очередь, зависит от состояния и уровня развития системы образования, поскольку именно в этой сфере воспроизводятся и формируются двигатели устойчивого экономического роста страны2.
Следует сказать, что в настоящее время дискуссии о реформировании российского образования высшей школы становятся более активными, такие обсуждения все чаще можно услышать не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Суть указанных дискуссий, в сущности, сводится к одному: повышение конкурентоспособности российских специалистов, в том числе юристов, на глобальном профессиональном рынке труда.
Право граждан на образование закреплено в ст. 43 Конституции3 Российской Федерации. Вместе с тем Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Таким образом, можно сделать вывод, что для поступательного развития и совершенствования высшего образования, и, в частности, юридического образования, должна применять-
№ 2/2018
ся и действовать грамотная, продуманная государственная политика.
В качестве одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров Д.А. Медведев в бытность Президентом Российской Федерации в 2011 г. утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»4 (далее — Основы).
В Основах закреплено, что «развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов»5.
Вместе с тем «Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства»6.
Также важно отметить, что «Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач»7.
Надо сказать, что сегодня к проблемам высшего юридического образования приковано пристальное внимание не только среди заинтересованной общественности, но и среди ученых, таких, как: Е.А. Певцова, С.А. Глотов, Н.Я. Соколов, А.Н. Иоффе, Е.А. Руднев, Н.Ф. Криц-кая, О.А. Андросова, В.Д. Гилева, Н.И. Шевченко, И.А. Калиниченко8 и др.
Они приходят к безусловному выводу о необходимости совершенствования правового образования, поскольку от последнего зависит развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в Российской Федерации9.
Однако вернемся к Основам и перечислим те меры, которые предпринимает государство с целью комплексного воздействия на улучшение и повышение качества высшего юридического образования в Российской Федерации:
1. Включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности.
2. Развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий.
3. Применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.
4. Распространение программ дополнительного правового образования для взрослых.
5. Повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.
6. Совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей.
7. Формирование прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровнях в специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста.
8. Распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих под-
№ 2/2018
готовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.
Представляется важным также указать, на каких важных принципах основывается государственная политика в сфере юридического образования, и, в частности, в сфере высшего образования, а также, в каких основных направлениях происходит развитие.
Итак, к основным принципам, на наш взгляд, следует отнести:
■ законность;
■ гуманизм;
■ демократизм;
■ взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей правовой основе;
■ соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества.
В свою очередь, основными направлениями развития являются:
■ правовое просвещение и правовое информирование граждан;
■ развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
■ совершенствование системы юридического образования и подготовка квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
■ преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленной на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан10.
Надо также сказать, что сегодня Министерство образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки) принимает ряд мер по повышению качества юридического образования, возвращения ему элитарности, престижа. Одной из таких мер является сокращение подготовки по этой специальности в филиальной сети11.
Кроме того, Минобрнауки определил две важнейшие задачи ближайшего времени, которые необходимо решить в сфере высшего юридического образования:
1. Формирование конкурентоспособной образовательной системы, которая дает добротное, качественное юридическое образование на уровне бакалавриата.
2. Построение исследовательской среды в этой области на уровне ведущих вузов страны12.
Вместе с тем в ближайшие годы при всех юридических факультетах планируется открыть юридические клиники, где студенты смогут применять на практике свои знания.
1 Осавелюк А.М., Казанцева ЛА., Калиниченко ИА., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Ласкин АА., Осавелюк ЕА., Илиджев АЛ., Евсеева И.Г. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 319.
2 Калиниченко ИА., Саудаханов М.В. Конституционно-правовое регулирование образовательного процесса и преподавательской деятельности в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2016. № 6. С. 75—78.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
4 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 г. № Пр-1168) // Рос. газ. 2011. № 151. 14 июля.
5 http://www.consultant.ru/document/Cons_ doc_ LAW_113761/7327668c04c0470317b26d354e36cb 828a4af319/
6 Там же.
7 Там же.
8 Калиниченко И.А., Саудаханов М.В. К вопросу о роли образования в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Междунар. журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2017. № 4. С. 7—9.
9 Певцова Е.А Детская правовая школа: актуальные вопросы организации. М.: Канцлер, 2011. С. 28.
10 Там же. С. 29.
11 https://xn—80abucjiibhv9a.xn—p1ai/%D0%BD%D0% BE% D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/ 6396
12 Там же.
№ 2/2018