Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения качества подготовки юридических кадров в современной России'

Проблемы обеспечения качества подготовки юридических кадров в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / юридическое образование / подготовка профессиональных кадров / качество образования / проблемы подготовки квалифицированных кадров / кадровый дефицит / студенты / система образования / закон об образовании / юридическая наука / юридическая практика / правоприменительная практика / higher education / legal education / professional training / guality of education / problems of training gualified personnel / staff deficit / students / education system / law on education / legal science / legal practice / law enforcement practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Александровна Маслова

В статье рассмотрены проблемы обеспечения качества подготовки юридических кадров в современной России. Автор детально анализирует указанные проблемы, выявляет причины их возникновения, а также предлагает некоторые варианты решения таких проблем. Автор проводит анализ и делает выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of ensuring the quality of training of legal personnel in modern Russia

This article deals with problems of ensuring the guality of training of legal cadres in modern Russia. The author analyzes in detail these problems, identifies the causes of their occurrence, and also offers some solutions to such problems. The author analyzes and draws conclusions.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения качества подготовки юридических кадров в современной России»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10011

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Анна Александровна МАСЛОВА, старший инспектор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина E-mail: aa_maslova@ mail.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы обеспечения качества подготовки юридических кадров в современной России. Автор детально анализирует указанные проблемы, выявляет причины их возникновения, а также предлагает некоторые варианты решения таких проблем. Автор проводит анализ и делает выводы.

Ключевые слова: высшее образование, юридическое образование, подготовка профессиональных кадров, качество образования, проблемы подготовки квалифицированных кадров, кадровый дефицит, студенты, система образования, закон об образовании, юридическая наука, юридическая практика, правоприменительная практика.

Annotation. This article deals with problems of ensuring the quality of training of legal cadres in modern Russia. The author analyzes in detail these problems, identifies the causes of their occurrence, and also offers some solutions to such problems. The author analyzes and draws conclusions.

Keywords: higher education, legal education, professional training, quality of education, problems of training qualified personnel, staff deficit, students, education system, law on education, legal science, legal practice, law enforcement practice.

Важнейшим направлением правовой политики является юридическая наука, так как именно в ее рамках разрабатывается идеология права как социального института, его принципы, функции, цели, смысл, его дух1. Кроме того, происходит формирование новых отраслей, институтов и норм права, новых понятий и правовых конструкций, развивается юридическое прогнозирование. Вместе с тем наука неразрывно связана с образованием, которое, в свою очередь, воспроизводит новые кадры для науки2.

В настоящее время вопросам развития юридического образования в России, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание. Уровень профессиональной подготовки выпускников юридических факультетов и высших учебных

заведений зачастую не устраивает ни работодателей, ни потребителей этих услуг. Кроме того, в стране наблюдается избыток людей, имеющих высшее юридическое образование; как следствие, многие из них остаются невостребованными и вынуждены, таким образом, искать себя в других профессиях. В связи с этим налицо проблема обеспечения качества подготовки юридических кадров в современной России3.

Правовое сообщество Российской Федерации, включающее судей, адвокатов, прокуроров, ученых-правоведов, чиновников от Министерства образования, сегодня пришло к единому мнению относительно тех мер, которые необходимо принять с тем, чтобы повысить не только качество юридического образования, но и его престиж4. Так, солидарные выводы специалис-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

тов и заинтересованных лиц сводятся к тому, что следует разработать социально востребованную и последовательную стратегию развития российского юридического образования.

По нашему мнению, к основным критериям низкого качества юридического образования в Российской Федерации можно отнести следующие:

1. Выпуск юристов непрофильными высшими учебными заведениями нашей страны. В отличие от значительного числа специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования юридическое образование позволяет кандидату поступить на службу на государственные должности, т.е. должности, занятие которых наделяет лица властью, хотя также и специальной ответственностью. По этой причине подготовка профессиональных юристов, по природе своей, должна быть организована особенным образом под пристальным контролем и заботой со стороны государства.

Высокий уровень востребованности в юридических кадрах, имевший место в конце прошлого и начале нынешнего столетия, привел к появлению и резкому росту количества негосударственных юридических учебных заведений, а также юридических факультетов в непрофильных государственных вузах, имеющих к тому же множество филиалов по всей стране5. Отметим, что многие из них действовали с нарушением российского законодательства об образовании и были впоследствии закрыты.

Однако и сегодня немало образовательных учреждений, готовящих юристов, которые зачастую не обеспечены преподавательскими кадрами требуемой квалификации, и, как следствие, выпускают слабо подготовленных специалистов и нацелены главным образом на получение прибыли за счет реализации платных образовательных услуг, которые, к слову, ныне легко доступны, если человек имеет необходимую для оплаты обучения сумму денежных средств.

2. Увеличение количества студентов, обучающихся по юридической специальности на внебюджетной основе, которые не имеют достаточного уровня знаний. Фактическое отсутствие конкурса при поступлении привело к значительному снижению начального уровня знаний у студентов. Указанная тенденция как непосредственно, так и опосредованно отражается не только на содержании и формах преподавания, но и на минимальных требованиях к положительным знаниям, а также других параметрах образовательного процесса.

3. Увеличение числа студентов юридических факультетов и высших учебных заведений, предпочитающих заочную форму обучения или так называемые дистанционные технологии в обучении. Качественный анализ студентов, получающих образование по названным формам обучения, показал, что в практической деятельности они редко оказываются заняты в юридической сфере. На наш взгляд, нет сомнений в том, что эффективность и качество подготовки юристов на заочной и дистанционной формах обучения в существенной степени ниже, нежели на дневной форме обучения.

4. Введение многоуровневой системы высшего профессионального юридического образования. Законодательство Российской Федерации не закрепляет перечень или категории должностей, которые могут занимать выпускники бакалавриата и магистратуры. В связи с этим возникают обоснованные опасения, что данный процесс может негативно повлиять на формирование профессионального правосознания юристов в высших учебных заведениях.

5. Низкий уровень интеграции юридического образования и юридической науки как процесса научно-образовательного взаимодействия в рамках деятельности высшего учебного заведения, а также процесса сотрудничества организаций академической науки и высшего образования в целях повышения эффективности научной и образовательной деятельности, подготовки высококвалифицированных специалистов, рационального использования финансовых, а также материально-технических и кадровых ресурсов.

6. Перенасыщение теоретическими курсами в период обучения и, вместе с тем, явный недостаток практически ориентированных занятий. Особенность юридического образования выражается в том, что теоретические знания и практические навыки должны быть тесно связаны и постоянно пересекаться. В настоящее время в учебном плане преобладают теоретические курсы, а дисциплин, позволяющих обучать студентов практическим навыкам, в нем явно недостаточно.

Таким образом, на основании обозначенных выше проблем представляется возможным сделать ряд выводов:

1. Главной причиной снижения качества подготовки специалистов в области права и их невостребованности, кризиса профессионального правосознания, падения престижа права ста-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

ла доступность платного высшего юридического образования. Кроме того, оно теперь воспринимается как источник высокого дохода.

2. Образовательные программы должны соответствовать единым критериям и стандартам, закрепленным в законодательстве и действующим во всех учебных заведениях Российской Федерации.

3. Следует, на наш взгляд, установить правило, согласно которому допуск к получению высшего юридического образования по программам заочной и дистанционной форм обучения смогут получать лишь те, кто уже работает в юридической сфере, правоохранительных органах, а также органах государственной власти и местного самоуправления.

4. Следует всеми способами стимулировать и поощрять творческое начало во всех аспектах организации юридического образования и науки, поскольку важнейшим направлением правовой политики является юридическая наука. Именно в ее рамках разрабатывается идеология права как социального института, его принципы, функции, цели, смысл, его дух. Кроме того, происходит формирование новых отраслей, институтов и норм права, новых понятий и правовых конструкций, развивается юридическое прогнозирование.

5. Следует максимально использовать возможности практикоориентированных учебных занятий как одной из форм эффективного обучения. При этом усиление интеграции юридического образования и правоприменительной практики может быть достигнуто, в частности, посредством:

■ увеличения сроков и объема практической подготовки студентов;

■ законодательного закрепления обязанности для государственных юрисдикцион-ных органов предоставлять места для прохождения практики студентами специа-

лизированных государственных вузов в пределах контингента, обучающегося за счет средств государственного бюджета;

■ совершенствования и развития системы ознакомительных и учебных практик, подразумевающих исключение формализма при прохождении практики, возможность составления скользящих графиков, а также заключение долгосрочных договоров с ведомствами, испытывающими кадровый дефицит;

■ внедрения инновационных форм практики.

6. Следует в целях улучшения качества высшего юридического образования внедрять и активно использовать в процессе обучения новые информационные и телекоммуникационные технологии.

1 Калиниченко И.А., Саудаханов М.В. К вопросу о роли образования в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Междуна. журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2017. № 4. С. 7—9

2 Калиниченко И.А., Саудаханов М.В. Конституционно-правовое регулирование образовательного процесса и преподавательской деятельности в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2016. № 6. С. 75—78.

3 Берулава Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник ун-та академии образования. 2009. № 1. С. 32.

4 Законный брак. Государство намерено повысить качество юридического образования в стране // Рос. газ. 2009. № 68. 17 апр.

5 Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Осавелюк А.М., Казанцева Л.А., Калиниченко И.А., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Ласкин А.А., Осавелюк Е.А., Илиджев А.А., Евсеева И.Г. / Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 319.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.