Научная статья на тему 'Российское юридическое образование в евразийском образовательном пространстве'

Российское юридическое образование в евразийском образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / НЕДОСТАТКИ РОССИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ПРАВОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуглина М.Г.

Автором статьи представлен анализ состояния и развития российского юридического образования на национальном и евразийском пространстве. Выделены основные недостатки российского юридического образования. Изучен российский опыт в сфере международного образовательного сотрудничества в евразийском пространстве. На основе проведенного исследования автор выделяет проблему подготовки юридических кадров, способных работать в условиях международной интеграции, уделяя особое внимание реализации совместных проектов в соответствующих областях сотрудничества. Особое внимание уделяется роли Ассоциации юридических вузов и Евразийской ассоциации университетов в развитии российского высшего образования. Обозначена необходимость создания правового сетевого университета, приоритетным направлением которого станет возможность получения качественного юридического образования, что позволит осуществлять подготовку профессиональных юристов для реализации совместных проектов на евразийском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Legal Education in the Eurasian Educational Space

The author of the article gives analysis of the state and development of the Russian legal education in the national and Eurasian area. The author determines the main shortcomings of the Russian legal education. The article scrutinizes the Russian experience in the field of international educational cooperation in the Eurasian space. The author highlights the problem of training legal personnel capable of working in the conditions of international integration paying special attention to the implementation of joint projects in the relevant areas of cooperation. Special attention is paid to the role of the Association of Law Universities and the Eurasian Association of Universities in the development of the Russian higher education. The necessity of creating a legal network University, the priority direction of which will be the possibility of obtaining a high-quality legal education, which will allow training of professional lawyers for the implementation of joint projects in the Eurasian space.

Текст научной работы на тему «Российское юридическое образование в евразийском образовательном пространстве»

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

М. Г. Чуглина*

Российское юридическое образование в евразийском образовательном пространстве

Аннотация. Автором статьи представлен анализ состояния и развития российского юридического образования на национальном и евразийском пространстве. Выделены основные недостатки российского юридического образования. Изучен российский опыт в сфере международного образовательного сотрудничества в евразийском пространстве. На основе проведенного исследования автор выделяет проблему подготовки юридических кадров, способных работать в условиях международной интеграции, уделяя особое внимание реализации совместных проектов в соответствующих областях сотрудничества. Особое внимание уделяется роли Ассоциации юридических вузов и Евразийской ассоциации университетов в развитии российского высшего образования. Обозначена необходимость создания правового сетевого университета, приоритетным направлением которого станет возможность получения качественного юридического образования, что позволит осуществлять подготовку профессиональных юристов для реализации совместных проектов на евразийском пространстве.

Ключевые слова: юридическое образование, высшее юридическое образование, евразийское пространство, Евразийская ассоциация университетов, недостатки российского юридического образования, сетевой университет, научно-правовая образовательная деятельность, научно-правовое образовательное пространство.

001: 10.17803/1994-1471.2018.97.12.187-195

Евразийское пространство на современном этапе, кроме географического региона, представляет собой сочетание исторических, экономических, религиозных и геополитических принципов, которые формируют современный социально-политический образ. Общеизвестно, что экономики стран Евразийского экономического союза, стран СНГ и их регионов в недавнем прошлом сформировали единый экономический комплекс. И все «разногласия»,

которые сейчас происходят между странами, не могут исключить задачу укрепления сотрудничества в экономике, финансах, в том числе в сфере образования.

Евразийское пространство станет единым только тогда, когда оно станет единым в образовательной сфере, так как это касается интересов многих поколений и создается настрой молодежи на терпимость к иному мировоззрению, участие в различных международных проектах.

© Чуглина М. Г., 2018

* Чуглина Мария Глебовна, аспирант кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), старший следователь Пресненского межрайонного следственного отдела следственного управления по Центральному административному округу Главного следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, старший лейтенант юстиции 08062009@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Так, по словам В. Матвиенко, «прогрессивное развитие евразийской интеграции в значительной степени зависит от молодежи, от их знаний и профессиональной подготовки, от способности специалистов и менеджеров понимать своих коллег из соседних стран, относительно отношения иностранных элит к России»1. Поэтому формирование согласованной политики в научной и образовательной сфере является абсолютным императивом процесса интеграции.

Сегодня образование выступает фактором упрочнения высших морально-нравственных ценностей российского общества, его объединения при возникновении проблем внешнего и внутреннего характера, консолидации социального единства, роста доверия людей к согражданам и обществу своей страны. Это касается любого высшего учебного заведения, особенно юридических вузов.

Действующий на сегодняшний день Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»2, вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., многократно представлялся на публичное обсуждение и вызвал много дискуссий, справедливо и предвзято критиковался. После окончательного принятия он установил в краткосрочной перспективе фундаментальное направление развития национального, в том числе юридического, образования.

По мнению Д. А. Пашенцева, внимание, вызванное к юридическому образованию, обусловлено несколькими факторами3:

1. Юридическое образование, как и экономическое, сегодня пользуется большим спросом на евразийском пространстве. Престиж и прибыльность юридической профессии в условиях рыночной экономики значительно возросли, что является главным ориентиром для абитуриентов при выборе профессии. И выбор, разумеется, основывается на оценке своих шансов

устроиться на престижную и высокооплачиваемую должность.

Наиболее востребованными специалистами юридической области как в государственных учреждениях, так и в коммерческих структурах являются юрисконсульты. В компетенцию юрисконсульта входит ревизия документации фирм, юридическое сопровождение заключаемых ими сделок, оптимизация налогов, составление договоров и т.д. Юрисконсульт обязан внимательно следить за изменениями законодательства с целью максимальной защиты интересов клиентов, подбора наиболее оптимальной схемы их бизнеса. При выборе вакансии юрисконсульт ориентируется прежде всего на зарплату и на респектабельность работодателя. А работодатели предпочитают специалистов, имеющих образование соответствующего профиля и опыт работы от пяти лет.

Из-за активно развивающихся международных рыночных отношений все большее количество компаний нуждается в таком специалисте, как юрист-международник. Он занимается всеми юридическими вопросами, связанными с внешнеэкономической работой фирмы. В его обязанности входит составление договоров с учетом международных норм, контроль над исполнением требований контрактов или договора, он представляет интересы своего работодателя во всех организациях за рубежом.

Что касается узких направлений в юридической деятельности, необходимо отметить, что ни одно предприятие не обойдется без такой единицы в штате, как юрист по трудовому праву, также юристы нужны для защиты прав граждан во всех видах социальной жизни и профессиональной деятельности. К самым востребованным юридическим видам деятельности сейчас относятся следующие специальности: юрисконсульт, юрист в сфере международного права, нотариус, адвокат.

В. Матвиенко: Создание единого образовательного пространства — ключевая задача евразийской интеграции // Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/16424. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Пашенцев Д. А. Перспективы развития высшего юридического образования в условиях евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. 2013. № 6.

2

3

2. Юридическое образование выполняет одну из важных государственных задач — повышение уровня правовых знаний населения. Достижение или неудача политики государства в различных областях зависит от выполнения этой задачи, особенно в сфере государственного и муниципального управления, а также в правоохранительной сфере, где чаще всего встречаются коррупционные проявления со стороны органов власти. Национальная система юридического образования напрямую влияет на уровень развития закона и его общественное восприятие, на функционирование всех законодательных структур и применение закона, в чем проявляется его особое значение.

Также актуальна проблема подготовки вновь принятых специалистов на государственную и муниципальную службу. Ее значимость определяется периодической заменой должностных лиц ввиду административного реформирования как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне власти, увеличением числа государственных и муниципальных служащих, многие из которых не имеют необходимых правовых знаний и опыта в области государственного и муниципального управления.

3. Развитие юридического образования и науки юриспруденции во многом осуществляется методологией, разработанной еще в советское время. Такая преобладающая методология, имеющая место в науке и образовании более половины столетия, позволяет говорить о неизменном вечном положении, но никак не о солидности, основательности и надежности в российской юриспруденции4.

4. Юридическое образование является объектом особого внимания высшего руководства России. Этот факт подтверждает Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»5. Данный Указ направлен на оказание российским правительством содействия российской общественной организации «Ассоциация юристов

России» в разработке и внедрении механизма государственной аккредитации государственных и негосударственных федеральных вузов, обучающих будущих юристов. Главной целью Указа является повышение качества образовательных программ вузов в области права, усиление контрольной деятельности за вузами в сфере подготовки юридических специалистов.

Также стоит отметить, что с 1 сентября 2017 г. вступило в силу решение Министерства образования и науки Российской Федерации, касающееся запрета на заочное обучение юриспруденции в отношении тех абитуриентов, которые не имеют законченного высшего образования. Новый образовательный стандарт призван повысить качество образования будущих выпускников-юристов.

С одной стороны, такое решение имеет немало плюсов: очная форма получения высшего образования подразумевает больший (по сравнению с заочной) объем даваемой профессорско-преподавательским составом информации, большее число часов практических занятий, которые способствуют выработке навыков. Юриспруденция — это прежде всего огромный объем информации. Каждый день принимаются нормативные правовые акты, регулирующие практически все сферы нашей жизни, и будущие выпускники должны хорошо ориентироваться во всех происходящих изменениях.

С другой стороны, тысячи поступающих рассчитывали на то, что смогут выбрать заочную форму обучения для получения юридического образования.

5. Юридическое образование содействует динамичному развитию общественных отношений, укреплению государственно-общественных связей. Вузы являются значимым элементом зарождающегося гражданского общества как в России, так и на всем евразийском пространстве.

6. Развитие юридического образования предполагает существование значительного потенциала в области инноваций. В инновационной экономике государственно-политической целью

4 Немытина М. В. Миф о фундаментальном юридическом образовании // Вестник МГПУ. Серия : Юридические науки. 2011. № 2. С. 86.

5 Российская газета. № 5775 (102).

в области образования должна стать гарантия нового качества подготовки юристов, а также формирование мощного источника идей и инновационных технологий в системе высшего юридического образования.

К вышерассмотренным факторам, на наш взгляд, следует также добавить, пожалуй, самый главный — это состояние юридического образования. Именно от него в основном зависит как подготовка высококвалифицированных специалистов, так и качество юридической деятельности, которую они будут осуществлять. Как известно, деятельность, связанная с применением права, оказывает существенное воздействие на разностороннее развитие российского общества, включая экономику, культуру, социально-политические факторы.

Несомненно, на ход развития юридического образования в России влияет евразийская интеграция, действующая прежде всего в сфере экономики. Это естественно, так как в условиях экономики, основанной на знаниях, формируется глобальная как информационная, так и правовая культура6. В свою очередь, деятельность юристов предполагается в одном экономическом пространстве, а, соответственно, будущие юристы должны получать аналогичное образование, как формальное, так и содержательное.

Здесь необходимо отметить роль Ассоциации юридических вузов, основанной в 1996 г. На сегодняшний день она объединяет 196 юридических вузов7. В качестве членов Ассоциации выступают государственные и негосударственные юридические университеты России, СНГ и других зарубежных стран, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности, их региональных ассоциаций, юридических организаций.

Ассоциацией поставлены цели: — объединить усилия юридических вузов на

выполнение задач по повышению качества

российского юридического образования;

— формировать и проводить согласованную образовательную политику;

— обеспечить образовательную деятельность квалифицированным персоналом;

— отвечать на общественные и государственные потребности в высококвалифицированных юристах;

— содействовать в предоставлении образовательных услуг населению;

— разрабатывать и внедрять интеллектуальные продукты и услуги, которые обеспечивают подготовку и переподготовку юристов. Важную роль в развитии российского образования выполняет Евразийская ассоциация университетов, созданная в 1992 г. и объединяющая 139 университетов Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины8.

В настоящее время Евразийская ассоциация университетов является признанной и престижной международной организацией. Она включает в себя национальные университеты всех стран СНГ, основные региональные университеты и вузы стран евразийского пространства.

Евразийская ассоциация университетов — единственная социальная организация на евразийском пространстве. В течение 20 лет ее деятельность была сосредоточена на практической реализации идей евразийства в научно-образовательной области, сохранения и развития единого образовательного пространства и гуманитарного взаимодействия, а также получения глобального опыта в области реформ высшего образования в определенных условиях основания новых государств на бывшем советском пространстве.

Таким образом, можно заключить, что в России имеются все предпосылки к динамичному развитию российского юридического образования в евразийском пространстве — как на базе законодательства, так и на уровне функциони-

6 Бадмаев В. Н., Демичев Д. М., Хутыз З. А. Евразийское образовательное пространство и интеграционный потенциал университетов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 3. С. 124.

7 Ассоциация юридических вузов. URL: http://www.jurvuz.ru/.

8 Евразийская ассоциация университетов. URL: http://www.eau-msu.ru/about.

рования соответствующих образовательных институтов.

Тем не менее в настоящее время российское юридическое образование имеет ряд серьезных недостатков.

Во-первых, невостребованность юристов-бакалавров на трудовом рынке. Так, например, органы прокуратуры и государственной власти не принимают на работу бакалавров. При отказе они ссылаются на решение высшей квалификационной коллегии судей о том, что степень бакалавра юриста лишь первая ступень высшего юридического образования. Однако данное положение касается только судейской должности.

Поэтому необходимо обратить внимание на многократное вынесение предложений по разработке и фиксации в законе перечня должностей, в отношении которых необходимо наличие высшего юридического образования определенной ступени. В то же время должны быть введены специальные экзамены отдельно для каждой квалификации, необходимые для приема на эти должности, как это уже было определено для судей и нотариусов.

Говоря о магистратуре как о второй ступени высшего юридического образования, следует отметить, что подготовка студентов магистерской степени отягощена тем, что магистратура до конца не сформирована и не адаптирована в системе высшего профессионального образования. Прием студентов в магистратуру на юридический факультет производится как с наличием юридического образования, так и без него. Эта ситуация справедливо критикуется9. В течение двух лет обучения в магистратуре без основного юридического образования невозможно охватить все фундаментальные отрасли юрисдикции. Магистерская программа предполагает такое направление обучения, которое ориентировано не на практическую правоприменительную деятельность в государственных и муниципальных органах, а на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность выпускников.

Следует заметить, что государства Евразии в развитии высшего юридического образова-

9 Пашенцев Д. А. Указ. соч.

ния часто руководствуются российским опытом в этой области.

Второй существенный недостаток российского юридического образования заключается в отношении к образованию как к услуге, а не как к государственной ценности. Конечно, образование можно считать сферой услуг только потому, что студенту нужно предоставить определенный набор знаний. Тем не менее система образования еще его и воспитывает. Этот факт соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в котором понятие «образование» определяется как «общественно значимое благо, что означает целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности».

В наши дни люди привыкли к некоторым традиционным идеям, что такое образование, и не видят в законе модели его динамичного и творческого развития. Только при понимании этой модели образование станет не областью услуг, а действительно значимой сферой деятельности.

Третий недостаток российского юридического образования — это бюрократизация. Министерство науки и высшего образования, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а также Федеральное агентство по научным организациям (ФАНО) предъявляют к учебным заведениям огромное количество требований. Бюрократия не может полагаться на репутацию и доверие, поэтому государство создало документы, которые заменяют доверие и рецензирование. Профессора и учителя явно возмущены, но они находятся в положении, когда протесты бесполезны. Несомненно, преподаватели отвлечены от преподавания, так как им приходится фиксировать каждое свое действие.

Помимо рассмотренных выше недостатков, существует еще множество пробелов в системе российского юридического образования, ко-

торые необходимо восполнять. Эффективная реформа высшего российского юридического образования необходима для расширения и углубления межвузовского сотрудничества на евразийском пространстве, повышения вузовского развития и углубления хозяйственных связей между странами и взаимного объединения лучших образовательных практик и профессионального опыта.

Одной из важных сторон межвузовского сотрудничества является взаимное согласование и унификация образовательных стандартов по юриспруденции, действующих в евразийских вузах, условий обучения, разработки и применения международных образовательных программ, расширения форм взаимодействия университетов и взаимного признания результатов деятельности в области юридического образования10. Поэтому сегодня просматривается необходимость:

— внесения поправок в нормативные правовые акты стран евразийского пространства, которые регулируют отношения в области высшего юридического образования;

— совершенствования правовой и организационной поддержки взаимного признания документов юридического образования;

— расширения межгосударственного обмена информацией в сфере юридического образования.

В настоящее время уже предпринимаются практические шаги, направленные на углубление интеграционных процессов в сфере юри-

дического образования на евразийском пространстве, которые можно представить в двух направлениях: западном и восточном.

1. В западном направлении:

— стажировки преподавателей в ведущих университетах Европы;

— обмен профессиональным опытом преподавателей;

— участие студентов в международных конкурсах и конференциях;

— проведение международных конференций с участием ведущих ученых.

2. В восточном направлении:

— межвузовское согласование учебных программ по участию в сетевых университетах11;

— стажировки в ведущих научных и образовательных центрах Азии.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, особое значение приобретает проблема подготовки юридических кадров, способных работать в условиях международной интеграции, уделяя особое внимание реализации совместных проектов в соответствующих областях сотрудничества.

Несомненно, сетевые университеты (далее также СУ), которые в настоящее время создаются в качестве университетов-синдикатов, могут оказать определенную помощь в сфере российского юридического образования. В последние годы создано несколько сетевых университетов, в которых активно участвуют российские университеты. Среди них можно выделить такие,

10 Евразийское пространство: добрососедство и стратегическое партнерство : материалы VIII Евразийского экономического форума молодежи (Екатеринбург, 19—21 апреля 2017 г.) : в 3 т. / отв. за вып. Я. П. Силин, Р. В. Краснов, Е. Б. Дворядкина ; ред. кол.: Е. Г. Анимица, В. Ж. Дубровский, А. Ю. Коковихин [и др.]. Екатеринбург, 2017. Т. 1. С. 29.

11 Здесь стоит привести опыт создания российской стороной Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС). Любая страна — участница ШОС выбирала базовые университеты в соответствии с собственными принципами. В России проводился открытый конкурс с участием любого университета, имеющего возможность зарекомендовать себя по одному из пяти направлений: регионоведение, экология, энергетика, 1Т-технологии, нанотехнологии. В результате было отобрано 16 российских вузов, а всего в УШОС — 53 университета. Студент сетевого университета может провести один год магистратуры в ассоциированном университете, а второй — в родном вузе. По окончании обучения он получит два диплома. В связи с этим при проведении подобных конкурсов необходимо включать также направление юрисдикции.

12 Университеты в евразийском образовательном пространстве / ред. кол.: В. А. Садовничий [и др.]. М., 2017. С. 282.

как СУ СНГ, СУ ШОС, СУ БРИКС12. Однако следует заметить, что в данных университетах направление «Юриспруденция» отсутствует.

В этой связи необходимо обсудить возможности создания правового сетевого университета, основным приоритетным направлением которого станет возможность получения юридического образования.

Современное динамичное развитие Евразийского экономического союза, включающее расширение состава участников до пяти государств, переговорный процесс по формированию зон свободной торговли евразийских стран с третьими странами, поиск источников правового развития евразийской интеграционной системы, происходит в условиях изменения глобальной геоэкономической конфигурации, геополитических конфликтов, формирования альтернативных коалиций и моделей развития13.

В этом смысле формирование единого регионального научно-правового образовательного пространства, организация и развитие согласованной политики в научной и образовательной сфере приобретают особую значимость для полной реализации экономико-политического потенциала евразийской интеграции.

Реализация этой стратегии может быть выражена путем создания правового сетевого университета (ПСУ)евразийских стран.

Целями ПСУ является создание эффективной образовательной системы в рамках Евразийского союза на основе открытой сети междисциплинарного сотрудничества университетов евразийских государств и обеспечение эффективного развития интеграционных процессов в области юридического образования, юридических наук, молодежной политики и бизнес-инициатив на евразийском экономическом и правовом пространстве.

Создание ПСУ должно основываться на ряде принципов, предопределяемых целью, задачами и структурой функционирования университета:

1. Принцип открытости. Сетевой университет создается в виде вузов-синдикатов евразийских государств, является открытым для присоединения новых участников и формирования сетевого взаимодействия со всеми заинтересованными структурами (научно-образовательные организации, деловое сообщество, органы государственной власти, правоохранительные органы, международные организации) из евразийских государств и третьих стран.

2. Принцип доверия. Основан на прозрачности практик правового администрирования и процедур принятия новых участников, равенстве возможностей студентов для получения новых знаний и навыков, развития открытой информационной правовой среды.

3. Сетевой принцип. ПСУ является университетом, в рамках которого основным средством коммуникации является интернет-платформа, с помощью которой происходит координация правовой сети. Сетевые юридические образовательные программы и формирование международных сетей исследователей также должны стать специфическими чертами ПСУ.

4. Принцип междисциплинарного подхода к научно-правовой образовательной деятельности. Получение синергетического эффекта от сочетания в рамках научно-правовых проектов и юридических образовательных программ по правовым направлениям в их взаимосвязи.

5. Принцип кластерного взаимодействия. Связан с созданием научно-юридического образовательного кластера, который основан на сотрудничестве университетов с научно-правовыми центрами, правоохранительными органами и органами власти, деловым сообществом евразийских и третьих стран.

6. Принцип формирования единого научно-правового образовательного пространства. По мере развития сетевого сотрудни-

13 Евразийская интеграция: правовой и образовательный аспекты : материалы Междунар. науч.-практ. конференции (Новосибирск, 3—5 декабря 2014 г.) и II Школы интерэкоправа (Новосибирск, 4—5 декабря 2014 г.) / редкол.: В. С. Курчеев, В. А. Прошин, Е. А. Высторобец [и др.] ; Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2015. С. 163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чества в рамках ПСУ создается пространство для беспрепятственного «перелива» информации и происходит гармонизация лучших образовательных и профессиональных юридических практик.

Таким образом, можно заключить, что реализация цели, задач и принципов создания ПСУ позволит осуществлять подготовку профессиональных юристов для осуществления совместных проектов в евразийском пространстве.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аничкин Е. С., Костенко М. А. Перспективы евразийского образовательного пространства // Аккредитация в образовании. — 2014. — № 7 (75). — С. 61—63.

2. Бадмаев В. Н., Демичев Д. М., Хутыз З. А. Евразийское образовательное пространство и интеграционный потенциал университетов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2016. — № 3. — С. 124—128.

3. В. Матвиенко: Создание единого образовательного пространства — ключевая задача евразийской интеграции // Международная жизнь. — URL: https://interaffairs.ru/news/show/16424.

4. Евразийская интеграция: правовой и образовательный аспекты : материалы Междунар. науч.-практ. конференции (Новосибирск, 3—5 декабря 2014 г.) и II Школы интерэкоправа (Новосибирск, 4—5 декабря 2014 г.) / редкол.: В. С. Курчеев, В. А. Прошин, Е. А. Высторобец [и др.]; Новосиб. гос. ун-т. — Новосибирск, 2015. — 410 с.

5. Евразийское пространство: добрососедство и стратегическое партнерство : материалы VIII Евразийского экономического форума молодежи (Екатеринбург, 19—21 апреля 2017 г.) : в 3 т. / отв. за вып. Я. П. Силин, Р. В. Краснов, Е. Б. Дворядкина ; ред. кол.: Е. Г. Анимица, В. Ж. Дубровский, А. Ю. Коковихин [и др.]. — Екатеринбург, 2017. — Т. 1. — 154 с.

6. Курчеев В. С. Итоги и перспективы юридического образования в сфере интегративных процессов на евразийском пространстве // Вестник НГУ. Серия : Право. —2013. — Т. 9. — № 2. — С. 5—9.

7. Немытина М. В. Миф о фундаментальном юридическом образовании // Вестник МГПУ. Серия : Юридические науки. — 2011. — № 2. — С. 86.

8. ПашенцевД. А. Перспективы развития высшего юридического образования в условиях евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. — 2013. —№ 6.

9. Университеты в евразийском образовательном пространстве / ред. кол.: В. А. Садовничий [и др.]. — М., 2017. — 392 с.

Материал поступил в редакцию 25 февраля 2018 г.

RUSSIAN LEGAL EDUCATION IN THE EURASIAN EDUCATIONAL SPACE

CHUGLINA Maria Glebovna, Postgraduate Student of the Department of Theory of the State and Law of the Kutafin Moscow State Law University, Senior Lecturer of the Presnensky District Investigative Department of the Investigative Department for the Central Administrative District of the Main Investigation Committee of the Russian Federation in Moscow, Senior Lieutenant of Justice 08062009@mail.ru

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Abstract. The author of the article gives analysis of the state and development of the Russian legal education in the national and Eurasian area. The author determines the main shortcomings of the Russian legal education. The article scrutinizes the Russian experience in the field of international educational cooperation in the Eurasian space.

The author highlights the problem of training legal personnel capable of working in the conditions of international integration paying special attention to the implementation of joint projects in the relevant areas of cooperation. Special attention is paid to the role of the Association of Law Universities and the Eurasian Association of Universities in the development of the Russian higher education. The necessity of creating a legal network University, the priority direction of which will be the possibility of obtaining a high-quality legal education, which will allow training of professional lawyers for the implementation of joint projects in the Eurasian space.

Keywords: Legal education, higher legal education, Eurasian space, Eurasian Association of universities, shortcomings of Russian legal education, network University, scientific and legal educational activities, scientific and legal educational space.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Anichkin E. S., Kostenko M. A. Perspektivy evraziyskogo obrazovatel'nogo prostranstva // Akkreditatsiya v obrazovanii. - 2014. - № 7 (75). - S. 61-63.

2. Badmaev V. N., Demichev D. M., Khutyz Z. A. Evraziyskoe obrazovatel'noe prostranstvo i integratsionniy potentsial universitetov // Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. — 2016. - № 3. - S. 124-128.

3. V. Matvienko: Sozdanie edinogo obrazovatel'nogo prostranstva - klyuchevaya zadacha evraziyskoy integratsii // Mezhdunarodnaya zhizn'. - URL: https://interaffairs.ru/news/show/16424.

4. Evraziyskaya integratsiya: pravovoy i obrazovatel'niy aspekty : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii (Novosibirsk, 3-5 dekabrya 2014 g.) i II Shkoly interekoprava (Novosibirsk, 4-5 dekabrya 2014 g.) / redkol.: V. S. Kurcheev, V. A. Proshin, E. A. Vystorobets [i dr.]; Novosib. gos. un-t. - Novosibirsk, 2015. - 410 s.

5. Evraziyskoe prostranstvo: dobrososedstvo i strategicheskoe partnerstvo : materialy VIII Evraziyskogo ekonomicheskogo foruma molodezhi (Ekaterinburg, 19-21 aprelya 2017 g.) : v 3 t. / otv. za vyp. Ya. P. Silin, R. V. Krasnov, E. B. Dvoryadkina ; red. kol.: E. G. Animitsa, V. Zh. Dubrovskiy, A. Yu. Kokovikhin [i dr.]. -Ekaterinburg, 2017. - T. 1. - 154 s.

6. Kurcheev V. S. Itogi i perspektivy yuridicheskogo obrazovaniya v sfere integrativnykh protsessov na evraziyskom prostranstve // Vestnik NGU. Seriya : Pravo. -2013. - T. 9. - № 2. - S. 5-9.

7. Nemytina M. V. Mif o fundamental'nom yuridicheskom obrazovanii // Vestnik MGPU. Seriya : Yuridicheskie nauki. - 2011. - № 2. - S. 86.

8. Pashentsev D. A. Perspektivy razvitiya vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v usloviyakh evraziyskoy integratsii // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2013. -№ 6.

9. Universitety v evraziyskom obrazovatel'nom prostranstve / red. kol.: V. A. Sadovnichiy [i dr.]. - M., 2017. -392 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.