Т. Хаузоттер, А. Ниманн, А. Шрац
ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ БЕЛАРУСИ
T. Hausotter, A. Niemann, A. Schratz
Die Belarus-Politik der Europäischen Union // Osteuropa. -Stuttgart, 2007. - N 7. - S. 57-69.
Отношения Евросоюза с его соседями определяются едиными рамками европейской политики соседства (ЕПС), направленной на поддержку политических и экономических реформ в пограничных странах и их модернизацию. «Целью этих усилий является создание на основе общих целей и ценностей пространства вокруг ЕС, отмеченного благосостоянием, стабильностью и безопасностью» (с. 57).
До конца 1990-х годов Беларусь не играла большой роли во внешних связях ЕС. Только на конечной фазе его расширения, когда граница придвинулась непосредственно к этой бывшей советской республике, ситуация изменилась.
Представители Европейского союза оценивают Беларусь как особый случай в числе его новых соседей, поскольку Лукашенко, используя референдум, сосредоточил в своих руках всю полноту власти, подавляет оппозицию и тем самым урезает права белорусских граждан. Поэтому «авторитарная система Лукашенко не имеет общего ценностного фундамента с Евросоюзом, что делает немыслимым развитие партнерства в рамках ЕПС... Несмотря на серьезные усилия Союза способствовать демократическим изменениям в Беларуси - особенно после расширения ЕС в 2004 г. и последних президентских выборов в 2006 г., - политическая ситуация в этой стране нисколько не изменилась» (с. 58).
Демократизация Беларуси является основной целью Евросоюза, но она тесно связана с экономическими интересами и инте-
ресами безопасности. Значение Беларуси состоит в том, что она служит важным связующим звеном между ЕС и Россией, прежде всего в плане транзита нефти и газа, обеспечения стабильности в регионе. По замыслу Брюсселя Беларусь должна была поэтапно подключаться к европейской политике соседства, если бы там состоялись свободные выборы. В настоящее время все контакты ограничиваются необходимым минимумом.
Свои усилия по демократизации Беларуси Евросоюз был намерен предпринимать не в одиночку, а объединять силы, подключая другие государства и международные организации. При этом было необходимо учитывать наличие тесных отношений между Беларусью и Россией. Уже после президентских выборов в марте 2006 г. Евросоюз скоординировал введенные им санкции в отношении Беларуси с другими государствами. Так, почти все европейские государства присоединились к заявлению Совета Европы (от 23 марта 2006 г.) по поводу состоявшихся выборов. Принятые санкции спустя полтора месяца поддержали Швейцария, Лихтенштейн и США. Хотя действие санкций имело ограниченный характер, вместе с тем они послужили, по оценке экспертов, «политическим сигналом». И он становился тем мощнее, чем больше государств решило применять санкции.
На основе принятых решений координация западной политики далее осуществляется в таких международных институтах, как Совет Европы и ОБСЕ. Обе организации уже длительное время интенсивно занимаются Беларусью. Помимо этого, ОБСЕ имеет варшавское Бюро по демократическим институтам и правам человека, задачами которого являются, прежде всего, контроль над соблюдением прав человека и наблюдение за выборами. В рамках ОБСЕ есть возможность обходить запреты на контакты между чиновниками ЕС высокого ранга и белорусскими функционерами, организовывать обмен на неформальной основе между белорусскими и европейскими парламентариями.
Совет Европы и ОБСЕ имеют также возможность более подробно обсуждать тему Беларуси с Россией, делая акцент на политической ответственности последней. Таким образом, говорится в статье, на основе особых отношений между Россией и Беларусью, а также развивающейся кооперации ЕС с Россией могло бы расшириться пространство для действий европейских политиков. «Хотя российско-белорусские отношения не лишены напряженности и были отягощены в прошедшие месяцы разногласиями по поводу
нефти и газа, до сих пор Беларусь могла полагаться на тыловое прикрытие России в международных организациях, таких как ОБСЕ и Совет Европы» (с. 67).
Следовательно, вполне осмысленным является требование Европарламента сделать более действенным влияние России на введение в Беларуси минимальных стандартов демократии и прав человека. На основе принятой в Страсбурге 6 апреля 2006 г. резолюции европейские страны должны «более настойчиво требовать от России как члена Совета Европы и ОБСЕ, чтобы российское правительство осознавало свою ответственность за нарушение прав человека в Беларуси и открытую поддержку режима Лукашенко» (с. 67).
На практике тема Беларуси многосторонне обсуждалась между ЕС и Россией, особенно под углом зрения нового соглашения о партнерстве. Например, во время визита в 2006 г. главы Евроко-миссии Ж. Баррозу в Москву и встречи с Путиным (за два дня до президентских выборов в Беларуси). По оценке авторов, это имело свои позитивные последствия. Благодаря влиянию России сами выборы, а также сопровождающие их демонстрации прошли «бескровно». Именно этот пример показывает достаточно ясно, что тесная кооперация с Россией расширяет возможности для действий европейских организаций. «Но в любом случае остается вопрос, насколько Европейский союз может полагаться на такое вмешательство России. Поскольку позиция российского правительства производит впечатление, что оно по гео- и внутриполитическим причинам скорее будет поддерживать дружественный России авторитарный режим. Поэтому кажется уместным и в будущем Евросоюзу придерживаться самостоятельной европейской стратегии, но продолжать последовательно обсуждать тему Беларуси с Россией и апеллировать к общим интересам» (с. 68).
Сдержанную политику Евросоюза в отношении Беларуси авторы статьи считают правильной. Вместе с тем в целях координации этих действий представляется целесообразным белорусскую политику ЕС привязать институционально. Высказывается идея об открытии в Минске официального представительства Еврокомис-сии. На этой основе можно будет установить прямые контакты с критически настроенными белорусскими государственными чиновниками и использовать их для выработки совместного «теневого плана действий» (с. 68). Можно также создать при Верховном комиссаре Совета Европы по вопросам внешней политики Х. Солане «контактную площадку Беларуси» (с. 69). Назначение особого упол-
номоченного невозможно ввиду разрыва официальных отношений. «В целом Европейский союз должен исходить из того, что нужно постоянно проявлять активность накануне выборов в Беларуси, во время выборов и сразу после них. Если он (ЕС) будет развивать последовательную белорусскую политику, возможно, и Беларусь сможет занять свое место в кругу европейских демократий» (там же).
Л.Н. Шаншиева