Научная статья на тему 'Политика ЕС в информационной сфере: европейская идентичность и культурное разнообразие. Нравственный аспект в работе фотоагентства поставщика изображений'

Политика ЕС в информационной сфере: европейская идентичность и культурное разнообразие. Нравственный аспект в работе фотоагентства поставщика изображений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1318
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курышева Ю. В.

В статье рассматривается история становления европейской политики в сфере информации. Наиболее характерные проблемы формирующегося европейского информационного пространства национальная разрозненность информационного рынка ЕС, доминирование американского информационного продукта на внутреннем рынке и информационно-коммуникационный разрыв между Евросоюзом и гражданами. Существенное влияние на формирование политики Евросоюза в информационной сфере оказывает интеграция и этот процесс взаимосвязанный. Информационная политика, в свою очередь, направлена на решение интеграционных задач. Под влиянием интеграционных процессов и с целью формирования полноценного наднационального союза европейское информационное пространство стремится к единству, формируя европейский контент, при сохранении информационной независимости стран-членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The EU Policy in the Information Sphere: European Identity and Cultural Diversity

The author analyzes the EU policy in the information sphere, the history of information and audiovisual policy. The main problems of emerging European information area are national fragmentation of the information market, predominance of the American information product and information and communication gap between European citizens and European institutions. Integration exerts essential influence on the European policy in the information sphere, and the process is interconnected. The information policy is aimed at integration objectives.

Текст научной работы на тему «Политика ЕС в информационной сфере: европейская идентичность и культурное разнообразие. Нравственный аспект в работе фотоагентства поставщика изображений»

Ю. В. Курышева

ПОЛИТИКА ЕС В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ:

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Все современные процессы в Европе так или иначе отражают две противоречивые тенденции: стремление к единству и стремление к обособлению. В основе каждого устремления лежит информационно-психологический фактор: самоидентификация человека в качестве члена определенной группы людей, стимулированная определенными условиями.

Стремление к единству формировалось на основании многочисленных идей, распространяемых по европейской территории на протяжении всей истории. Религиозные, философские, культурные идеи курсировали по Европе, создавая предпосылки к дальнейшей интеграции на основе зарождающихся общих традиций. Распространение знаний, создание единой системы образования, развитие информационных технологий стало факторами, определяющими развитие самосознания жителей европейских земель, побуждающими их осознавать себя частью Европы.

В дохристианское время формируются идеи, аккумулирующие изначальные ценности европейцев, которые и являются точкой отсчета объединения народов Европы. В 1923 г. зарождаются основы осмысленного объединения Европы. Формирующиеся в этот период идеи являются теоретическим поиском общих ценностей, которые могли бы стать связующими звеньями для разрозненных суверенных европейских государств. В 80-е гг. XX в. начинается период практического использования информационных ресурсов для объединения Европы.

Основные противоречия интеграционным устремлениям зародились в эпоху начала великих географических открытий и раздела сфер влияния. Конкуренция и борьба за власть стимулировали развитие идеи обособления, националистических идей суверенных государств, которые побуждали отдельные общественные системы осознавать себя как отличные от других на основании каких-либо характеристик.

Современные понятия «европейская идентичность» и «культурное разнообразие» - это совокупность ценностей, обуславливающих соответственно самосознание индивида как жителя Европы или как представителя своей национального государства. Задача европейских институтов по укреплению и развитию интеграционных процессов в информационной сфере строится на разрешении противоречия между этими двумя явлениями.

Весной 2003 г. в рамках европейского социологического исследования «Евробарометр» в очередной раз прошел опрос населения ЕС с целью выяснить, какой идентичностью обладают граждане ЕС. 57 % граждан считают, что они обладают общеевропейской идентичностью наравне с принадлежностью к своей национальности, странами-рекордсменами здесь стали Италия (72 %) и Люксембург (75 %). Незначительная часть населения Союза обладает лишь европейской идентичностью, не соотнося себя со своим национальным государством, - в среднем от 2 % до 4 %. Существенно выбивается из общей картины Люксембург, где таких людей - 20 %, что объясняется большим числом живущих и работающих в нем граждан других стран ЕС1.

© Ю. В. Курышева, 2008

Важнейшую роль в решении этого противоречия играет информационный фактор. В начале 70-х гг. во время дебатов о будущем европейской интеграции европейские политики поставили развитие наднациональной идентичности среди приоритетных задач политической повестки дня ЕС. Основная проблема заключалась в отсутствии объединяющего стержня для этого единства.

Концепция европейской идентичности не имеет ясного изложения, так необходимая ЕС, она не существует сама по себе и не может возникнуть вдруг, без помощи правящих элит. Без формулирования этой концепции невозможно достичь единства. Во-первых, потому что чувство национальной принадлежности трудно преодолимо. Во-вторых, потому что в европейских странах нет языковой и культурной гомогенности. В-третьих, потому что основа для этой идентичности условно естественна. Европейская культура представляет собой фрагментированную реальность. Несмотря на то что культурное наследие Европы имеет давние корни, оно не имеет решающего значения для граждан европейских стран, так как традиция осознавать мир через призму национальных культурных особенностей сохраняется и не подменяется другими подходами.

Национальные системы образования, национальные системы СМИ, культурные особенности и традиции воспитывают и формируют в человеке сознание своей принадлежности к той или иной национальной группе, обществу, государству. Однако это не спонтанный процесс, нельзя забывать о том, что социальная идентичность - это не статическое явление. «... Когда мы говорим о социальной идентичности и, в частности, о национальной идентичности, эта идентичность часто классифицируется как «воображаемая». Воображаемая - не значит нереальная, а потому что любая организация оперирует интерпретациями и планами, как в случае с Европой»2. Поэтому чувство социальной принадлежности - результат процесса самоидентификации, который происходит в заранее заданных информационных рамках. Эти информационные рамки, как правило, определяются правящими элитами, в данном случае, к ним относятся европейские институты, национальные правительства.

Интеграция европейских стран началась с разработки общей политики в области угольно-металлургической промышленности и закончился созданием глобального европейского наднационального и мультикультурного сообщества. Современная политика ЕС в информационной сфере развивалась в русле интеграционных процессов и направлена на помощь в реализации интеграционных задач. В этом контексте ЕС стремится к созданию европейской идентичности при сохранении культурного и языкового разнообразия на сочетании национальной идентичности и общих политико-экономических элементов. Европейская идентичность представляет собой поэтапный поиск и формирование общеевропейских ценностей, при сохранении национального разнообразия, которые скрепляли бы политико-экономический союз.

В условиях интеграции массмедиа приобретают дополнительные функции, которые в национальных государствах не имеют такого ярко выраженного значения: формирование европейской публичной сферы, европейского духа, европейской идентичности.

Несмотря на политическую, социальную и культурную важность информационного сектора долгое время деятельность Евросоюза в этой сфере была незначительной. Римский договор не давал Сообществу особой роли в области аудиовизуальной политики. В начале 80-х гг. развитие новых технологий вещания и распространения информации и все большего отставания Евросоюза от США в создании телевизионных программ обратило внимание ЕС на эту сферу. Начало формирования политики ЕС

в информационной сфере можно отнести к середине 80-х, и началась она с регулирования телекоммуникационного рынка.

Столкнувшись с возникновением европейского пространства, свободного для информационной деятельности, евроинституты оценили основные проблемы, обостряющие противоречие между чувством европейской идентичности и чувством национальной принадлежности. Это противоречие проявляется в таких проблемах информационной сферы как национальная разрозненность информационного пространства, как таковое отсутствие единого информационного пространства, наличие информационно-коммуникационного разрыва между европейскими гражданами и институтами ЕС, доминирование американского информационного продукта.

Европейская комиссия сформулировала внутреннюю и внешнюю цели информационной политики: это соответственно создание единого медиапространства ЕС и защита

внутреннего коммуникационного пространства Европейского Союза от внешнего вози 3

действия3.

Национальная разрозненность информационного пространства Европы, оказывает существенное влияние на процесс обретения европейской идентичности, а в политическом плане - на отсутствие поддержки гражданственности и политических институтов Евросоюза. Эта проблема обусловлена тем, что медиатрадиции и развитие медиаиндустрии в разных странах Европы существенно различается. Традиционно национальные медиакорпорации Европы фокусировали свою активность на национальных рынках, и долгое время медиакоцентрация была явлением в пределах национальных границ. Основными причинами тому были лингвистический и культурный барьер, высокая стоимость или техническая сложность распространения сигнала вещания за границы, государственное регулирование, налоги и ориентирование рекламы на национальный языковой рынок4.

Несмотря на увеличение количества каналов, большинство европейских стран по-прежнему являются приверженцами национальных каналов5. Существенной проблемой остается отсутствие общеевропейской публичной сферы, политическая жизнь Европы протекает в пределах отдельных национальных публичных сфер, европейские вопросы рассматриваются через призму национальной перспективы. СМИ остаются преимущественно национальными, частично из-за языкового барьера. Еврокомиссия обеспокоена тем, что на сегодняшний день граждане Европы изучают свои политические права, общеевропейские права в масштабах ЕС в большей части через национальные системы образования, национальные, региональные и локальные СМИ, и, самое главное, люди обсуждают эти вопросы преимущественно в национальных сообществах.

Консолидированной европейской публичной сферы как таковой не существует, однако таковая активно существует на национальных уровнях. Одной из стратегий по решению этого вопроса ЕС считает активное внедрение и обсуждение тем ЕС в рамках национальных общественных сфер6. Преодоление изоляции национальных сфер возможно только с помощью коммуникационных стратегий ЕС.

Процесс интеграции множества участников в единое целое усиливает необходимость демократических тенденций и лояльности, для того, чтобы эти части могли уживаться. Поэтому роль информации и коммуникации в таких условиях, в ЕС, по максимуму приближается к ее идеалистическому пониманию, и не отражаться в политике ЕС этот вопрос не может.

ЕС всегда представляется безликим. Необходимо придать Европе человеческое лицо, так как отсутствие ясной общественной идентификации отрицательно сказывается

на духе ЕС. Поэтому институты Европейского Союза должны на всех уровнях придать человеческий облик той информации, которую они поставляют7. СМИ - важнейший посредник, создающий и поддерживающий европейскую идентичность и единство в ЕС. Европейским гражданам необходима помощь в осуществлении связи с Европой и «политическая информация имеет больше влияния, когда облечена в рамки человеческого интереса», потому что это помогает понять гражданам, почему эта информация должна быть интересна именно им, касается их персонально. Информационная и коммуникационная стратегия будет безрезультатна до тех пор, пока не сможет объяснить европейскому обществу, что в действительности значит «европейский дух»8.

В то же время, на обретение европейской идентичность оказывает влияние вторая проблема европейской информационной сферы, культурное разнообразие стран-членов находится под влияние американского медиапродукта.

Большой процент детских программ, фильмов и сериалов представляют продукт, сделанный в США, и не только в развлекательных жанрах. Особенно это заметно на национальных коммерческих каналах, где едва ли можно говорить о национальном контенте, так как, например, более % программ на ТУ-3 и ТУБК в Дании - американские9. Опять же в Дании - на общественных каналах общая доля национальных программ составляет более 50 %, но американские программы и сериалы занимают большую часть эфирного времени, потому что они сильнее в плане конкуренции. Процент же европейских программ очень маленький. Таким образом, европейские граждане все еще в большей степени смотрят на глобальную среду через локальную, национальную перспективу, а американский продукт воспринимается как естественная часть медиа потребления. Противопоставление американской индустрии - на европейской повестке дня уже на протяжении почти века, потому как массовая аудитория просто принимает американский образ жизни и их культуру как нечто фундаментальное и естественное, хорошо знакомое. Парадокс европейской интеграции заключается в том, что европейские граждане живут в локальной культуре с глобальными направлениями и воспринимают глобальную американскую массовую культуру как естественную часть национальной и локальной культуры. Иными словами, американский продукт и культура для европейцев ближе, нежели европейские попытки объединить национальные локальные культуры в единое европейское культурное пространство.

В 2006 г. Еврокомиссия подняла вопрос о том, что изменения, происходящие в ЕС, не отражаются в информационной и коммуникационной политике, что эта политика стабильна и не отражает интересов меняющегося общества. Информационно-коммуникационная брешь между ЕС и гражданами существенно влияет на обретение европейской идентичности. Коммуникационный разрыв между ЕС и гражданами явление не новое. Этот вопрос поднимался еще после вступления в силу Маастрихтского договора. Информационные и коммуникационные усилия институтов ЕС не решили проблемы, рассказывая гражданам ЕС о его функционировании. Необходимость перехода к двусторонней коммуникации - от институционно-ориентированной коммуникации к граждано-ориентированной остается насущной задачей для европейских институтов. Развитие информационно-коммуникационная политика признана приоритетом деятельности ЕС в информационной сфере, так как «она не будет эффективной, пока знание о ЕС и его институтах является только предметом в учебном плане школ стран-членов»10.

СМИ - ключевые игроки в европейской информационной и коммуникационной политике. В последние годы европейские институты сделали значительные усилия для

улучшения их взаимодействия со СМИ. Более 1000 журналистов были аккредитованы в Брюсселе, что должно помочь сделать прессу более информированной о ключевых решениях ЕС в режиме реального времени.

Недостаток доверия СМИ и политическим институтам подрывает развитие политического и гражданского участия. Недавние показатели Евробарометра свидетельствуют о различном уровне доверия СМИ. Наименьший уровень доверия СМИ наблюдается в Италии и Греции. Несмотря на это, остается очевидным, что граждане Европы полагаются на СМИ в поиске политической и культурной информации. Использование Интернета растет стабильно, но в качестве источника информации его определяют примерно 12-15 % респондентов11.

Коммуникация должна стать самоценной политикой ЕС на службе общества. Люди должны быть уверены в том, что они не только имеют право слышать, получать достоверную информацию, но и в том, что их мнению будет услышано институтами ЕС.

В контексте европейского интеграционного процесса цель любой информационной политики должна заключаться в продвижении ценностей активного участия в политике и гражданском обществе: к примеру, важности голосования на выборах в Европарламент и пробуждения чувства гордости от осознания того, что люди являются гражданами Европы12.

Основной задачей информационной и коммуникационной политики ЕС в первую очередь является полное и постоянное информирование граждан Союза о функционировании институтов ЕС с целью развивать их знание, интерес и участие в делах ЕС и сделать их ближе к ЕС.

Процесс становления политики ЕС информационной сфере в середине 80-х существенно повлиял на ситуацию. Либерализация телекоммуникационного рынка стимулировала развитие иностранного владения, транснациональные компании имеют большую аудиторию в Европе, в частности RTL-Group Бертельсмана имеет прибыльные ТВ станции более чем в 10 странах ЕС. Ключевой документ, регулирующий аудиовизуальный рынок, Директива «Телевидение без границ» в целях создания и развития европейской идентичности требует минимальной квоты на европейские программы, также Европейским Союзом осуществляется поддержка европейских производителей медиапродукта. Страны-члены не могут запретить трансляцию сигнала на свою территорию другой страны-члена, если это не нарушает пункты, оговоренные законом. Важным требованием ЕС национальным правительствам является и обеспечение взаимосовместимости технических средств передачи и принятия сигнала.

Культурное разнообразие и национальный информационный интерес сохраняет евроинститутами за счет принципа субсидарности, который устанавливает границы полномочий ЕС отношении национальных информационных пространств, в частности, регулирование содержания информационных сообщений остается в национальном ведении.

С целью поддержания европейского единства информационным способом в 1993 г. европейскими общественными вещателями был учрежден единственный паневропейский многоязычный канал, сегодня - Euro news (Евроньюс), который только в ЕС смотрят 8 млн человек13. В 2005 г. ЕС подписал с Евроньюс контракт на 5 лет, который предусматривает максимальное содействие канала целям ЕС по созданию единого информационного пространства и европейской идентичности. Канал Евроньюс обязан независимо от любых сторон комплексно и профессионально обеспечивать трансляцию контента, касающегося планов, целей и результатов функционирования ЕС.

Таким образом, под влиянием интеграционных процессов и с целью формирования полноценного наднационального союза европейское информационное пространство стремится к единству, формируя европейский контент, при сохранении информационной независимости стран-членов.

1 How Europeans see themselves. Looking through the mirror with public opinion surveys. September 2000 // http://ec.europa. eu/publication/booklets/eu_documentation/05/txt_en.pdf.

2 Dirk Jacobs, Robert Maier. European Identity: construct, fact and fiction // http://users.belgacom.net/jacobs/europa.pdf.

3 Аудиовизуальная политика ЕС // http://ec.europa.eu/comm/avpolicy/reg/index_en.htm.

4 Media Concentration and pluralism // www.venice.coe.int/docs/2005/CDL-UDT(2005)004-e.pdf.

5 Nordicom, 1999 // http://www.nordicom.gu.se/eng/php?portal=mt&main=info_publ2.php&ex=658me=2.

6 Report on the implementation of the EU’s information and communication strategiy (2004/2238(INI) Luis Francisco Herrero-Tejedor //www.europarl.europa.eu/meetdocs/2004_2009/documents/pr/557/557811/557811en.pdf.

7 Plan D for democracy, dialogue and debate // http://europa.eu/scadplus/leg/en/lvb/a30000.htm.

8 Report on the implementation of the EU’s infirmation and communication strategiy (2004/2238(INI) Luis Francisco Herrero-Tejedor //www.europarl.europa.eu/meetdocs/2004_2009/documents/pr/557/557811/557811en.pdf.

9 Nordicom, 1999 // http://www.nordicom.gu.se/eng/php?portal=mt&main=info_publ2.php&ex=658me=2.

10 Report on the implementation of the EU’s infirmation and communication strategiy (2004/2238(INI) Luis Francisco Herrero-Tejedor // www.europarl.europa.eu/meetdocs/2004_2009/documents/pr/557/557811/557811en.pdf.

11 How Europeans see themselves. Looking through the mirror with public opinion surveys. September. 2000 // http://ec.europa. eu/publication/booklets/eu_documentation/05/txt_en.pdf.

12 Report on the implementation of the EU’s infirmation and communication strategiy (2004/2238(INI) Luis Francisco Herrero-Tejedor // www.europarl.europa.eu/meetdocs/2004_2009/documents/pr/557/557811/557811en.pdf.

13 Аудиовизуальная политика ЕС // http://ec.europa.eu/auservice/about/euronews_en.cfm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.