Научная статья на тему 'Принципы и стратегии информационной политики ЕС'

Принципы и стратегии информационной политики ЕС Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4291
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курышева Ю. В.

В этой статье автор анализирует особенности информационной политики Европейского Союза в условиях расширения сфер сотрудничества стран-членов. Информационная политика рассматривается как надгосударственное явление, как информационно-коммуникационная деятельность институтов Евросоюза, которая, в соответствии с целями ЕС, национальными интересами стран-членов и граждан объединенной Европы, направлена на создание и поддержку функционирования единого европейского культурно-информационного пространства. Внутренняя и внешняя цели информационной политики создание единого медиапространства ЕС и защита внутреннего коммуникационного пространства Европейского Союза от внешнего воздействия определяют принципы политики европейских институтов в информационной и медиа сферах. В результате исследования автор выделяет три группы базовых принципов, на которых строят свою политику в информационной сфере институты Евросоюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles and strategies of EU information policy

The author analyses EU information policy in the context of widening of cooperation spheres inside Community borders. EU Information policy should be seen as super national activity, as information and communication activity of the EU institutions, which are aimed at the development of a single European cultural and information space. Two EU information policy aims are creating of a single common media space and its protection from external influence. Although author defines three groups of common EU information policy principles and gives its short descriptions.

Текст научной работы на тему «Принципы и стратегии информационной политики ЕС»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 9. 2007. Вып. 4. Ч. II

Ю.В. Курышева

ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕС

Определяющее влияние на современные информационные процессы в Европе оказывает интеграция. Интеграционный процесс начался с разработки общей политики в области угольно-металлургической промышленности и закончился созданием глобального европейского наднационального и мультикультурного сообщества. В ходе регулирования деятельности ЕС европейским институтам приходится учитывать все многообразие культур, традиций и интересов стран-членов. Евросоюз строит свою политику на основе духа единства и целостности при сохранении национальных различий. Создание и поддержание этого духа невозможно без общеевропейской информационной политики, способствующей взаимопониманию, взаимоуважению, формированию единых социальных и политических ценностей, целей и идеалов.

Так как Европейский Союз не является государством в традиционном смысле, то его информационная политика будет носить надгосударственный характер. Поэтому существующие определения не позволяют в достаточной мере раскрыть суть исследуемого явления в пределах интеграционного объединения, каковым является ЕС.

Информационная политика ЕС должна отвечать интересам самого Сообщества и при этом не ущемлять интересы стран-членов и европейцев. Это возможно только при обеспечении диалога, направленного на совместное принятие решений в разных сферах жизни. Эта особенность определяет двусторонний характер информационной политики ЕС.

С 1987 телекоммуникационная политика ЕС становится одним из центральных вопросов общей политики1. Европейская комиссия сформулировала внутреннюю и внешнюю цели информационной политики: это соответственно создание единого медиа-пространства ЕС и защита внутреннего коммуникационного пространства Европейского Союза от внешнего воздействия2.

Информационную политику ЕС можно определить как информационно-коммуникационную деятельность институтов Евросоюза, которая, в соответствии с целями ЕС, национальными интересами стран-членов и граждан объединенной Европы, направлена на создание и поддержку функционирования единого европейского культурно-информационного пространства.

Базовые принципы информационной политики ЕС можно условно разделить на три группы, приняв за основной критерий интересы и ценности трех ключевых сторон: общества в целом, национальных государств и Европейского Союза. Эти принципы определяются: социально-политическими ценностями, принятыми в объединенной Европе (закреплены общеевропейскими законами, принятыми ЕС), интересами Европейского союза (сформулированы законами и директивами ЕС, основанными на нормах международного права), национальными интересами стран-членов ЕС (сформулированы законодательством стран-членов, отвечающим нормам международного права и законодательству Европейского Союза).

Первая группа принципов информационной политики ЕС исходит из тех базовых ценностей социально-политической сферы, которые зафиксированы международным

© Ю.В. Курышева, 2007

правом и законодательством о создании и функционировании ЕС. Изначально идея объединенной Европы позиционировалась не как идея экономического союза, а как стремление положить конец интернациональной ненависти в Европе. Поэтому ЕС придерживается той модели общества, которая одобряется большинством граждан. Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина определяют эту группу принципов. Основные права граждан ЕС признаются в том виде, как они сформулированы Всеобщей декларацией прав человека, подтверждены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) и Декларацией основных прав и свобод ЕС (Ницца, 7 декабря 2000 г.).

Свобода выражения мнений. Естественное право человека на информацию и свободу выражения гарантировано Европейской конвенцией по правам человека и 11 статьей Декларации основных прав и свобод ЕС, которые определяют, что каждый имеет право на свободу самовыражения. Здесь же оговаривается, что лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий не является ограничением свободы выражения. Кроме того, в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия законом предусмотрены ограничения на распространение и получение информации.

Открытость управления. Принцип открытости управления отражен в Белом документе Еврокомиссии по управлению (A White Paper on European Governance, Brussels, 2001), его суть в том, что информация о процессе и результатах работы институтов Евросоюза должна быть открыта для ознакомления всем гражданам Европы. В последние годы все европейские институты сделали значительные усилия для улучшения их способа взаимодействия со СМИ, Примерами этому является аккредитация в Брюсселе более тысячи журналистов, благодаря чему пресса информирована о ключевых решениях в режиме реального времени, а также запуск программы «Европа по спутнику», которая поставляет видеоизображение для СМИ3.

Один из наиболее значимых проектов ЕС в этом направлении - создание глобального Интернет проекта, сайта Европейского Союза, предоставляющего гражданам стран-членов всю полную информацию о деятельность ЕС, Сайт ЕС - «Европейский Союз онлайн» (http://eu.europe.eu/int) доступен на всех национальных языках стран-членов.

Всеобщий доступ к информации. Этот принцип подразумевает, что ЕС гарантирует доступ гражданам к информации, составляющей общественный интерес, на их родном языке через большое количество каналов, включая СМИ и новые технологии, такие как Интернет. Информация общественного интереса, от политических до интернациональных спортивных событий, таких как Олимпийские игры или Чемпионат мира по футболу, не может транслироваться только платными каналами, и, таким образом, оказаться недоступной остальной части населения. Интересным направлением по реализации этого принципа является стимулирование медиаграмотности. Люди всех сфер жизни во всех странах ЕС должны получить помощь в развитии навыков, которые необходимы для поиска и использования информации. Это особенно важно в отношении меньшинств, людей с ограниченными возможностями и других групп, которые могут систематически оказываться исключенными из участия в общественной сфере.

Вторая группа принципов информационной политики ЕС базируется на общеевропейских интересах ЕС, которым необходима информационная поддержка:

Принцип свободного движения телевизионных программ на территории единого рынка. Открытость внутренних границ для свободного движения информации

и идей в границах Европейского Союза определяется ключевым документом ЕС, устанавливающим правила трансляции телевизионных программ на территории сообщества, Директивой «Телевидение без границ». Этот документ определяет минимум правил, которые должны выполнять страны-члены, осуществляя свободный обмен программами. Забота о недопущении действий, которые могут привести к нарушению свободного потока телепередач, возлагается на страны-члены. Для контроля за выполнением правил Еврокомиссия требует со стран-членов отчет о соблюдении Директивы.

Принцип медиаплюрализма. Европейский Союз определяет несколько условий, соблюдение которых может обеспечить медиаплюрализм как один из столпов демократии, свободы выражения и информации в Сообществе.

Во-первых, необходимо регулировать взаимодействие между политическими и экономическими интересами организаций и работой СМИ. Так как СМИ играют важную роль в распространении экономической и политической информации, необходимо препятствовать использованию их политическими и экономическими группами в своих интересах. Это регулирование пока находится в компетенции стран-членов.

Во-вторых, необходимо учитывать вопрос медиаконцентрации. ЕС стремится не допустимость преобладания на медиарынке ограниченного количества медиамагнатов и обеспечить доступ на рынок новых игроков в сфере массмедиа. Регулирование этого вопроса определяется Европейским законом о свободной конкуренции на рынке товаров и услуг и основанной на нем Директивой Еврокомиссии 2002/77/ЕС от 16 сентября 2002 года «О конкуренции на рынке электронных коммуникационных сетей и услуг». Общеевропейское регулирование не может достаточно глубоко контролировать этот вопрос на национальных рынках, поэтому страны-члены ЕС могут принимать дополнительные меры для защиты медиаплюрализма.

В-третьих, обеспечение плюрализма медиаконтента. Очень часто разные газеты и телевизионные каналы предлагают одну и ту же информацию. Причиной подобного явления в Европе является то, что медиакомпании не производят медиапродукцию самостоятельно, а используют информацию, фотографии и видеоизображение агентств. Особенно заметна эта проблема в территориально небольших странах. Опасение ЕС вызывает также сокращение собственных корреспондентов и большая зависимость от информационных агентств.

Принцип свободной конкуренции на информационном рынке. Он основывается на принципе свободного движения товаров и услуг на территории ЕС. Регулирование вопроса осуществляется Директивой Комиссии 2002/77/ЕС от 16 сентября 2002 г. «О конкуренции на рынке электронных коммуникационных сетей и услуг» и Директивой «Телевидение без границ». Суть этого принципа заключается в том, что информационное пространство должно быть открыто для новых членов как в сфере создания медиапродукта, так и в сфере оказания других медиауслуг на всей территории Европейского Союза независимо от национальных границ. ЕС требует, чтобы национальные законодательства отменили те ограничения, которые могут помешать свободному перемещение информации и информационных услуг в рамках общего телекоммуникационного рынка.

Принцип культурного исключения. Понимание того факта, что американский продукт занимает господствующее положение на европейском рынке, привел к тому, что ЕС для защиты собственного культурного отличия и для продвижения местной продукции «ищет и защищает в рамках ВТО то, что называется «культурным исключение».

Это понятие позволяет странам ЕС не открывать полностью рынок для иностранного медиапродукта, сохраняя эфир для национальных программ и фильмов.

Принцип преобладания европейского медиапродукта. Директива «Телевидение без границ» требует, чтобы телевещатели резервировали основную часть своего вещательного времени - за исключением новостей, спортивных и развлекательных программ, рекламы, телетекста и телеторговли - для передачи европейских произведений. На данный момент европейские производители не могут предоставить достаточное количество медиапродукта, поэтому Европейский Союз запустил специальную программу для оказания финансовой поддержки производству и созданию европейских телевизионных программ и фильмов.

Третья группа принципов информационной политики ЕС основывается на праве стран-членов проводить самостоятельную внутреннюю информационную политику, отражающую внутринациональные интересы.

Принцип субсидарности. Этот принцип введен Маастрихтским договором в отношении национального аспекта информационной политики ЕС, он определяет границы полномочий Евросоюза в отношении национальных вопросов. Национальная информационная политика внешняя информационная политика, контроль за соблюдением общих и внутригосударственных правил для медиарынка входит в компетенцию стран-членов при условии соблюдения общих правил в области информационной деятельности, единых технических стандартов в рамках создания единого европейского информационного пространства.

Принцип органичного взаимодействия общеевропейской и национальной ме-диаполитики. На общую ситуацию на европейском медиарынке существенное влияние оказывают национальные особПринцип органичного взаимодействия общеевропейской и национальной медиаполитики. На общую ситуацию на европейском медиарынке существенное влияние оказывают национальные особенности стран-членов, языковой барьер. Печатные СМИ по большей части остаютсания. Под влиянием интеграционных тенденций европейское информационное пространство стремится к единству, но при этом информационные границы и барьеры стран-членов сохраняются. ЕС вынужден проводить общую информационную политику для поддержки целей и стратегий Союза, и вынужден поддерживать и обеспечивать информационную независимость внутренней жизни каждой страны-члена.

Принцип сохранения культурного многообразия. В рамках общеевропейской традиции сохранения культурного многообразия, страны-члены ЕС оказывают поддержку изданиям на национальных языках меньшинств. В целом, регулирование внутригосударственной информационной политики с учетом требований, закрепленных в документах ЕС, остается в сфере ведения стран-членов.

Аудиовизуальный сектор подвергся значительным изменениям, произошло слияние традиционных аудиовизуальных устройств, теперь телевизионные программы и последние новости можно получать с помощью мобильных устройств, появились нелинейные службы информации, развитие цифрового телевидения, изменение запросов аудитории в отношении контента и времени его получения. В связи с этим в сфере аудиовизуального законодательства пересматривается Директива «Телевидение без границ». Принципиальные изменения заключаются в том, что действие нового документа должно распространяться на все виды аудиовизуальных и медиа служб, включая нелинейные, а также в более конкретном регулировании рекламной деятельности, соответствующем реалиям современной рекламной индустрии.

Ключевые проблемы формирующегося европейского информационного пространства - национализированность источников информации о деятельности ЕС, отсутствие адекватных европейских источников информации и общеевропейских СМИ. Это является причинами информационного и коммуникационного разрыва между ЕС и гражданами Европы. Для уменьшения этого разрыва Комиссия определяет следующие стратегии:

1. осуществление коммуникации на уровне Европы;

2. организация диалога и дебатов на общеевропейские темы;

3. создание общеевропейской общественной сферы - формирование панъевропейского культурного пространства;

4. формирование партнерской работы по решению этого вопроса, привлечение всех заинтересованных организаций, институтов, партий к обсуждению и поиску решений проблемы;

5. установление обратной связи между гражданами и общественными институтами;

6. активное привлечение национальных СМИ к освещению деятельности ЕС за счет снабжения СМИ высококачественными новостями и материалами о текущих делах, осуществления более тесной связи всех институтов ЕС с вещателями, основания новых связей с региональными и локальными коммуникационными системами, активного использования новых технологий;

7. изучение общественного мнения по ключевым вопроса функционирования ЕС;

8. активные исследования Институтов ЕС совместно со специалистами в области СМИ о наиболее выгодных путях производства панъевропейского, национального или локального продукта и в области адаптации информации к нуждам разных стран и разных социальных групп.

Информационная политика ЕС формируется и развивается параллельно с интеграционными процессами в Европе, в соответствии с международным законодательством, законодательством Союза и законодательством стран-членов в контексте технологического прогресса. Ее отличительными чертами являются над государственный характер и стремление соблюсти интересы всех заинтересованных сторон: ЕС, национальных государств и общества - как на уровне Европы, так и перед лицом информационной экспансии других государств.

1 Портал ЕС об информационном обществе // http://ec.europa.euyinformation_society/policy/ecomm/history/in-dex_en.htm).

2 Аудиовизуальная политика ЕС. Сайт Европейской Комиссии: http://ec.europa.eu/comm/avpolicy/reg/index_ en.htm.

3 Краткая история аудиовизуальной политики ЕС: http://ec.europa.eu/infonnation_society/policy/ecomm/historu/ index en.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.