А.И. Никитенко
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Аннотация
В статье рассматривается положительный опыт Европейского Союза в вопросах разработки и реализации молодежной политики; анализируются ключевые моменты базовых нормативно-правовых актов, регламентирующих политику в отношении молодых людей в европейском интеграционном объединении. Особое внимание уделяется ключевым векторам, механизмам и задачам молодежной политики Евросоюза в последнее время, а также совместным программам и направлениям деятельности в рамках кооперации Евросоюза с другими европейскими наднациональными организациями. Отмечается, что основным вектором молодежной политики Евросоюза, является интеграция новых поколений в европейское сообщество. Значительное внимание страны Европы уделяют решению проблем занятости молодежи в экономической и общественной сферах.
Ключевые слова:
Европейский Союз, молодежная политика, молодежные программы, интеграция, мультикультурализм.
A. Nikitenko
YOUTH POLICY IN THE EUROPEAN UNION: MODERN STATE
Abstract
The article deals with the positive experience of the European Union in the development and implementation of youth policy; analyzes the key moments of the basic legal acts regulating policy towards young people of European integration. Particular attention is paid to the key vectors, mechanisms and objectives of the youth policy of the European Union in recent years, as well as joint programs and activities within the framework of cooperation between the EU and other European supranational organizations. It is noted that the main vector of the youth policy of the European Union, is the integration of new generations in the European Community. Considerable attention is paid to European countries addressing youth employment in economic and social sphere.
Key words:
European Union, youth policy, youth programs, integration, multiculturalism.
Молодежная политика, реализуемая в рамках европейского интеграционного объединения, по праву считается сегодня наиболее проработанной и эффективной в мире. Центральное место в системе международных институтов занимают европейские институты молодежной политики, понимание основных принципов и изучение опыта которых могут иметь существенное значение, например, для разработки эффективной российской национальной молодежной политики в перспективе.
Особое внимание при разработке общеевропейской молодежной политики концентрируется на процессе формирования европейского юношеского самосознания в связи с расширением образовательных возможностей и возможностей культурного и духовного развития общественной системы: европейские молодые люди являются большими «европейцами», чем предыдущие поколения. Соответственно, именно они могут стать основной движущей силой нового этапа евроинтеграцион-ных процессов.
В процессе выработки и практической реализации общей политики по отношению к европейской молодежи были учтены принципы и положения официальных нормативно-правовых документов Единой Европы. Договор об учреждении Европейского Союза во многом предопределил главные приоритеты сообщества в сфере образования, профессиональной подготовки и молодежной политики. Так, в частности, в нем фиксируются основные цели сообщества в направлении обеспечения качества образования, в том числе - поощрение и поддержка молодежных обменов и обменов преподавателей социально-образовательных учреждений и служб; отмечается необходимость усиления сотрудничества со стороны сообщества и стран-членов ЕС с третьими странами и компетентными международными организациями в области образования и молодежной политики и т.д. [1].
Не только Открытый метод координации, но и Европейский молодежный пакт, принятый Европейским Советом ЕС в 2005 году, показали, что, с одной стороны, требуется эффективное партнерство между молодежью и ее организациями, а с другой стороны - с институтами Евросо-общества как наднационального объединения, если происходит определение, осуществление, наблюдение и оценка политики, что позволило бы обеспечить учет реальных интересов молодежи. Политические мероприятия, затрагивающие интересы молодежи, в данном случае должны иметь соответствующую направленность.
Коммюнике Еврокомиссии ЕС «Поддержка полноценного участия молодежи в сфере образования, занятости и в общественной жизни», принятое в 2007 году, содержит основные принципы и перспективы развития молодежной политики Евросоюза, подчеркивает необходимость содействия и оказания финансовой помощи молодым европейцам с целью улучшения уровня образования, сокращения безработицы, участия в об-
щественной жизни и проявлении активной гражданской позиции: «оказание поддержки молодым людям и создание благоприятных условий для развития их способностей работать и активно участвовать в общественной жизни является неотъемлемым элементом экономически и социально стабильного Европейского Союза, особенно в рамках процесса глобализации и основанной на знаниях экономики, а также в стареющем обществе, где определяющим фактором является молодой человек и возможности, которые предоставлены ему для реализации его потенциала» [2].
В 2009 году Еврокомиссия ЕС утвердила новую Стратегию молодежной политики до 2018 года и получившую название «Молодежь -инвестирование и расширение возможностей» [3]. В данном документе подчеркивается, что молодежь является одной из наиболее уязвимых групп общества, в особенности в условиях глобального финансово-экономического кризиса, и в европейском стареющем обществе является важнейшим ресурсом.
Стратегия содержит в себе межсекторальный подход, предполагает краткосрочные и долгосрочные меры касательно ключевых сфер молодежной политики: образования, занятости, творчества и предпринимательства, социальной интеграции, здравоохранения, спорта, общественного участия и добровольчества. В документе подчеркивается важная роль молодежной политики в функционировании Европейского Союза, а также обозначаются меры по усилению ее эффективности в странах-членах Евросообщества.
Стратегия «Молодежь - инвестирование и расширение возможностей» предполагает двусторонний подход:
- инвестиции в молодежь, выражающиеся в увеличении объема ресурсов, предоставляемых для развития отраслей, которые оказывают ежедневное влияние на молодежь и обеспечивают их благополучие;
- наделение молодежи правами и полномочиями посредством развития и использования потенциала молодых людей в обновлении общества и реализации европейских целей и ценностей.
Среди приоритетов развития молодежного участия в ЕС на ближайшую перспективу следует отнести:
- обеспечение полноправного участия молодежи в жизни общества посредством ее вовлечения в общественную жизнь на местном и региональном уровнях;
- вовлечение молодежи в процесс ее участия в различных формах представительной демократии;
- поддержку молодежных организаций и других форм обучения участию;
- стимулирование участия неорганизованной молодежи;
- обеспечение качества информационных услуг.
Для решения поставленных задач Еврокомиссия обозначила план действий на краткосрочную перспективу, где среди прочего можно выделить:
- разработку стандартов качества молодежного участия, информирования и консультирования;
- дальнейшую политическую и финансовую поддержку молодежных организаций, национальных и местных молодежных парламентов;
- дальнейшее развитие возможностей для диалога между европейскими, национальными институтами и молодыми людьми.
Комментируя новую молодежную стратегию Евросоюза, Европейский Комиссар по вопросам образования, обучения, культуры и молодежи Я. Фигель отметил, что молодежь является настоящим и будущим Европы. Структуры ЕС должны оказывать молодежи поддержку с трудностями, с которыми они сталкиваются сегодня в эпоху глобализации. Новая стратегия является своевременным ответом на те вызовы, с которыми сталкиваются молодые люди, и распахивает свои двери в новую эру развития молодежной политики на уровне Европейского Союза [4].
Одним из главных инструментов в осуществлении молодежной политики в странах-членах Европейского Союза вплоть до начала 2014 года являлась программа «Молодежь в действии», учитывающая ключевые приоритеты молодежной политики в Европе: европейское гражданство, участие молодежи, культурное многообразие, вовлечение молодежи с ограниченными возможностями. Среди основных целей программы, отражающихся в соответствующих проектах и программах, выделялись следующие:
- поддержка формирования молодежи как категории активных граждан в широком смысле, развитие самосознания молодых граждан Европы;
- поддержка толерантного образа мышления среди молодежи с акцентом на увеличении социального взаимодействия в рамках Евросооб-щества;
- улучшение взаимопонимания среди молодежи разных культур;
- побуждение к улучшению качества деятельности, направленной на поддержку молодежных мероприятий и обеспечение непрерывной деятельности организаций, связанных с реализацией молодежной политики;
- поддержка совместной деятельности в области молодежной работы в Европе [5].
В 2014 году Программа «Молодежь в действии» наряду с шестью другими направлениями деятельности (в т.ч. образование, тренинги, спорт и пр.) была объединена в единую программу действий Европейского Союза, получившую название «Эразмус Плюс» и рассчитанную на 2014-2020 гг.
Векторы новой программы ЕС включают в себя децентрализованные и централизованные программы. Первые управляются Национальными агентствами стран-участниц, реализующих ту или иную подпрограмму в рамках «Эразмус Плюс», вторые - на общеевропейском уровне посредством функционирования специализированного общеевропейского органа - Исполнительного агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре, расположенного в Брюсселе.
Среди ключевых задач Программы «Эразмус Плюс» в отношении молодежи необходимо выделить следующие:
- усиление сотрудничества и обменов между участниками Программы и государствами-партнерами из различных регионов мира;
- повышение качества и признания молодежной работы, неформального образования и волонтерской деятельности в странах-партнерах, повышение их взаимодействия, интеграции и взаимодополняемости с другими образовательными системами, рынком труда и обществом;
- содействие транснациональной мобильности неформального образования между участниками Программы и странами-партнерами;
- углубление стратегического сотрудничества между молодежными организациями и органами государственной власти стран-партнеров, представителями бизнеса и рынка труда;
- расширение возможностей молодежных советов, молодежных платформ на местном, региональном и государственном уровнях;
- усиление взаимодействия в вопросах управления, инновационных возможностей и интернационализации молодежных организаций в странах-партнерах;
- расширение прав и возможностей молодых людей в обществе, содействие в их участии в процессах принятия решений [6].
Следует отметить, что, несмотря на смежность направлений деятельности в вопросах разработки и реализации молодежной политики, деятельность Европейских Сообществ и Совета Европы значительно дифференцирована в механизмах реализаций данных направлений. Так, к примеру, Совет Европы значительное внимание старается уделять исследовательской и образовательной деятельности, а также межгосударственному сотрудничеству своих государств-участников, а Евросоюз, обладая значительными финансовыми возможностями, избрал основным инструментом функционирования выработку централизованной программы действий. Тем не менее, данная дифференциация приоткрыла целый ряд дополнительных возможностей в вопросах сотрудничества между Евросоюзом и Советом Европы, в том числе, касающихся взаимодополняемости повесток дня, формирования позитивного тренда в сфере выработки общей наиболее эффективной и гибкой стратегии по отношению к молодежи на средне- и долгосрочную перспективу.
На первоначальном этапе сотрудничество было нацелено, прежде всего, на выработку и практическое воплощение общего договора, заменяющего целый ряд существующих соглашений в соответствующих направлениях деятельности. Стороны заключили специальное Соглашение об осуществляемых действиях и рамках финансирования, и оговорили общие цели: гражданственность, участие, воспитание в области прав человека, межкультурный диалог; социальная сплоченность, включенность, равенство возможностей; качество, признание и наглядность работы с молодежью и тренингов; больше познаний о молодежи и развитие молодежной политики [7].
Так, Советом Европы в партнерстве с Европейской Комиссией ЕС и Европейским молодежным форумом была организована совместная реализация программ «Все различны - все равны», «Движение против языка и ненависти», «Молодежное партнерство» в рамках кооперации с восемью ресурсными центрами «САЛТО» (поддержка, углубленное изучение, тренинги в рамках европейской молодежной программы), различных европейских молодежных образовательных программ и др. мероприятий.
Помимо этого, функционирует немало специализированных учреждений, занимающихся вопросами выработки и реализации европейской
молодежной политики. Так, например, Европейское молодежное информационное и консультативное агентство, включающее представителей национальных молодежных информационных и координационных центров и сетей, занимается интенсификацией и углублением информационной поддержки в сфере общеевропейской молодежной политики; центр молодежной информации «Евродеск» предоставляет молодежи стран-членов ЕС, ЕАСТ и Турции доступ к информации, касающейся европейской политики, возможностей, открытых для молодежи и для тех, кто будет с ней непосредственно взаимодействовать.
Следует отметить, что в течение прошедших лет партнерство между Европейскими Сообществами и Советом Европы систематически развивалось и укреплялось и в настоящее время является составляющей, без которой невозможно представить целостную и действенную систему европейской молодежной политики. Европейская институциональная система молодежной политики прошла долгий путь становления и развития, и сегодня предстает перед нами как вполне действенный механизм реализации молодежной политики в регионе. Изменения в управлении молодежной сферой сегодня ставят перед европейцами новые требования и задачи по созданию необходимых условий и возможностей для формирования эффективной национальной и общеевропейской молодежной политики, а также полноценной самореализации молодых людей и их интеграции в общество. И в зависимости от того, насколько гибкой, оперативной и трансформирующейся окажется политика Европейского Союза, будет зависеть, в первую очередь, уровень интеграции молодежи в общественно-политическую жизнь общества - в частности, и процесс формирования стабильного, здорового и процветающего европейского общества - в целом.
Литература
1. Модернизация политических институтов, процессов и технологий в условиях глобализации / Под ред. О.Е. Гришина, А.К. Сковикова. М.: Моск. гуман. ун-т, 2012. 2012.
2. Соколов А.В. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций. 2009. №1(23).
3. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions COM. Final on Promoting young people's full participation in education, employment and society: communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Commission of the European Communities. Brussels. 2007. URL: https://www.google.ru/urPsa =t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&cad = rja&uact=8&ved = 0CDUQFjAD &url = http%3A%2F%2Fpjp-eu.coe.int%2Fweb%2Fyouth-partnership%2Frelated-
docu-
ments&ei = 1sYAVbPXJYW2ygPux4E4&usg=AFQjCNEG7XRpvuaZM8SgzjZzEQ24 WVrGvA&sig2=z5l0TQk9YpWoBWZgu20U8Q&bvm=bv.87920726,d.bGQ (дата обращения: 05.04.2014).
4. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee of the Regions COM. Final on an EU Strategy for Youth: Investing and Empowering. A renew method of coordination to address youth challenges and opportunities. Brussels. 2009. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2004_2009/ documents/com/com_com(2008)0412_/com_com(2008)0412_en.pdf (дата обращения: 05.04.2014).
5. European Parliament and of the Council. Establishing the «Youth in Action» programme for the period 2007 to 2013 // Official Journal. URL: http://www.agenziagiovani.it/media/3552/decision%201719-2006-en.pdf (дата обращения: 05.04.2014).
6. Erasmus Plus: Supporting Projects and Activities in the Fields of Education, Training, Youth and Sport. URL: http://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/ (дата обращения: 05.04.2014).
7. Spotlight on: A new era for youth policies // Newsletter of the European Commission. 2009. №216.
References
1. Modernizatsiya politicheskikh institutov, protsessov i tekhnologii v usloviyakh globalizatsii. Pod red. O.E. Grishina, A.K. Skovikova. M.: Mosk. guman. un-t, 2012. 2012.
2. Sokolov A.V. Sovremennye instituty molodezhnoi politiki v Evrope: istoriya stanovleniya i razvitiya. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii. 2009. №1(23).
3. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions COM. Final on Promoting young people's full participation in education, employment and society: communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Commission of the European Communities. Brussels. 2007. URL: https://www.google.ru/urPsa =t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&cad = rja&uact=8&ved = 0CDUQFjA D&url = http%3A%2F%2Fpjp-eu.coe.int%2Fweb%2Fyouth-partnership%2Frelated-
documents&ei = 1sYAVbPXJYW2ygPux4E4&usg=AFQjCNEG7XRpvua ZM8SgzjZzEQ24WVrGvA&sig2 = z5l0TQk9YpWoBWZgu2OU8Q&bvm = bv.8792 0726,d.bGQ (data obrashcheniya: 05.04.2014).
4. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee of the Regions COM. Final on an EU Strategy for Youth: Investing and Empowering. A renew method of coordination to address youth challenges and opportunities. Brus-sels. 2009. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/ 2004_2009/documents/com/com_com(2008)0412_/com_com(2008) 0412_en.pdf (data obrashcheniya: 05.04.2014).
5. European Parliament and of the Council. Establishing the «Youth in Action» programme for the period 2007 to 2013. Official Journal. URL: http://www.agenziagiovani.it/media/3552/decision%201719-2006-en.pdf (data obrashcheniya: 05.04.2014).
6. Erasmus Plus: Supporting Projects and Activities in the Fields of Education, Training, Youth and Sport. URL: http://eacea.ec.europa.eu/ erasmus-plus/ (data obrashcheniya: 05.04.2014).
7. Spotlight on: A new era for youth policies. Newsletter of the European Commission. 2009. №216.