ношениями крупнейших городов Уральского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 26 (257).- С. 36-46.
3.Плахотникова М. А. Информационные технологии в менеджменте : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. А. Плахотникова, Ю.В. Вертакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт,-2018. -326 с.
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р. О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 гг.)".
5.Кирсанов С. А., Истомин Е. П., Мамедов 3. Ф. Применение информационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве // Информационные технологии системы: управление, экономика, транспорт, право. - 2014. - № 3. - С. 99-109.
6.Кирсанов С. А. Проблемы раскрытия информации в сфере ЖКХ управляющими компаниями Санкт-Петербурга // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. - 2012. - № 6 (57). - С. 31-38.
7.Поручение Президента РФ от 13 октября 2011 г. № Пр-3081 "Обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами".
8.Никонов И. В., Шайбакова Л. Ф. Внедрение ГИС ЖКХ как подготовка к модернизации системы
жилищно-коммунального хозяйства // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. - 2017. - С. 38-42.
Э.Официальный сайт ГИС ЖКХ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dom.gosuslugi.ru/ we bhelp/ma ¡n/¡n dex.htm l#source/_vveden¡e/ kratkoe_opisanie.html (дата обращения: 18 мая 2018).
Ю.Сайт RUS SOFT Внедрение ГИС ЖКХ обсудили в Минкомсвязи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russoft.ru/news/3719 (дата обращения: 18 мая 2018).
11 .Официальный сайт Минкомсвязь России Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ ru/documents/4084/ (дата обращения: 11 мая 2018).
12.Тюшников В. Н. Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров // Известия ЮФУ. Технологические науки. - 2011. - № 11 (124). - С. 224-232.
13. Сайт Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/446565933 (дата обращения: 10 мая 2018).
14.Крюкова Е. С., Рузанова В. Д. Вопросы внедрения государственной информационной системы в сферу жилищно-коммунального хозяйства // Юридический вестник Самарского университета. - 2017. - Т. 3. - С. 41-45.
THE POLICY OF ECONOMIC SECURITY IN CORPORA TE MANAGEMENT: PRINCIPLES, FEA TURES AND DIRECTIONS Alpysbayev Kaisar Serikuly, Postgraduate student, Department Accounting and Audit, National Research Nuclear University "MEPhi", Moscow, Aimaty, Republic of Kazakhstan
The article considers the principles of economic security policy formation and necessary conditions for ensuring economic security in corporate management, determining effective activity directions of the company, increasing competitiveness, contributing to the development of the economic potential of national security in general.
Keywords: economics; economic security; corporate management; effective activity.
ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПА СНОСТИ В КОРПОРА ТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ: ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ
В статье рассмотрены принципы формирования политики экономической безопасности и необходимые условия обеспечения экономической безопасности в корпоративном управлении, определяющие направления эффективной деятельности компанией, повышения конкурентоспособности, способствующие развитию экономического потенциала национальной безопасности в целом.
Ключевые слова: экономика; экономическая безопасность; корпоративное управление; эффективная деятельность.
В условиях международной интеграции и реформирования экономики главной проблемой практики и научных исследований являются создание и формирования подходов к политике экономи-
УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05
©Алпысбаев К.С., 2018
АЛПЫСБА ЕВ Кайсар Серикулы, аспирант, кафедра Бухгалтерского учета и аудита, Национальный исследова тельский ядерный университет "МИФИ", Москва, Алматы, Республика Казахстан
ЪС
ш
s ъс а
г
о
X
о
со
*
* *
228
ческой безопасности корпоративных структур. Происходящие в глобальном мире изменения влияют на формирование рациональной и экономически эффективной структуры, способной обеспечить экономическую безопасность корпоративных структур. Стратегическая цель политики безопасности - это обеспечение экономической безопасности, создание необходимыхусловий для роста. Происходящие процессы интеграции оказывают непосредственное влияние на развитие конкурентных отношений. Динамичный рост экономики снижает уровень влияния внутренних и внешних угроз при обеспечении экономической безопасности [1].
В современных условиях перед многими компаниями стоит задача формирования действенной политики экономической безопасности, которая может определить своевременно проявление угроз работы компаний и создать здоровые условия их функционирования. Основной из всех задач экономической безопасности корпоративных образований, в современном мире является обеспечение динамики роста, стабильной и эффективной их деятельности, формирование сильного потенциала и устойчивого развития корпоративных структур в перспективе. "При определенных условиях возникаетвзаимосвязь определенных показателей, которые в случае повышения опасности превышаетустановленные нормы, становится явным и имеет экстремальный характер" [2].
Рациональное использование всех ресурсов компании, важных для деятельности, может быть получено за счет снижения негативных факторов на экономическую безопасность корпорации и создания: финансовой стабильности и свободы; качества конкурентоспособности; инноваций и инвестиций; действенного корпоративного управления; законодательного обеспечения; информационной защищенности; грамотного персонала, капитала, имущества и коммерческих интересов.
При формировании политики экономической безопасности важно определить ее принципы, которые представлены на рисунке 1.
Принципами политики экономической безопасности являются:
- сочетание стабильности и динамики структуры компании, что приводит к соблюдению взаимосвязей корпоративных структур, обеспечение действующих структур и формирование новых в условиях инноваций;
- соответствие законности, соотношение направлений экономической безопасности существующей нормативно-правовой системе и определение действий по обеспечению экономической безопасности компании в внутренних правовых документах;
- рациональности и экономической эффективности, состоящий в расширении полномочий персонала;
- независимости и коллегиальности, определяющий самостоятельность персонала, входящего в систему экономической безопасности предприятия;
- документирования и секретности, определяет важность состояния экономической безопасности компании;
- системности - формирование системы безопасности помогает защитить имущество компании, сотрудников, информацию;
-непрерывности, связанный с необходимостью постоянно обеспечивать защиту предприятия в условиях конкуренции;
- перспективности деятельности компании с учетом тенденций развития и прогноза на будущее состояние экономической безопасности, направленный на реализацию целей и задач стратегии развития компании.
Рисунок 1 - Принципы политики экономической безопасности компании
С целью формирования эффективной политики экономической безопасности компания должна основываться на представленных выше принципах и придерживаться требований и условий обеспечения экономической безопасности в корпоративном управлении:
Условие 1. Следование четко обозначенной цели: обеспечению экономической Система экономической безопасности компании не должна становиться инструментом борьбы между заинтересованными в контроле над корпоративной
безопасности компании. структурой группами или отдельными сотрудниками.
Условие 2. Наличие беспрепятственной возможности сбора информации, необходимой для оценки экономической безопасности компании. Для эффективного функционирования системы экономической безопасности необходим широкий спектр точной и достоверной информации о деятельности предприятия, отрасли, состоянии экономики государства в целом.
Условие 3. Гибкость структуры и возможность оперативного включения в систему новых Компания, отрасль, экономика государства являются сложными динамическими системами, постоянно изменяющимися, поэтому вместе с изменениями
функциональных и структурных внешней и внутренней среды корпоративной
элементов. структуры необходима адекватная корректировка
системы экономической безопасности.
Условие 4. Распределение функций и задач между элементами системы, позволяющее достичь поставленной цепи. Система обеспечения экономической безопасности должна состоять из элементов управления, направленных на регулирование различных объектов в системе компании, при этом конкретное и однозначное закрепление целей за каждым управляющим элементом позволит избежать дублирования функций и повысит ответственность.
Условие 5. Экономическая Приносимый ее деятельностью экономический
эффективность. эффект должен превышать издержки по ее функционированию, в противном случае системы обеспечения экономической безопасности выгоднее ликвидировать, так как она сама станет источником
угрозы экономической безопасности.
Условие 6. Соблюдение нормативно-правовой базы. Законность деятельности, которая должна обеспечиваться без нарушения действующего законодательства.
Для формирования политики экономической безопасности в корпоративном управлении требования, определенные выше, помогают решить необходимые задачи в реализации целей, поставленных компанией. Предлагаемые принципы и требования к обеспечению эффективной системы экономической безопасности и их взаимосвязи позволяют сформировать концепцию комплексного подхода к стратегии политики экономической безопасности. Общим недостатком существующих методологических подходов к оценке уровня экономической безопасности компании становится ограниченность в применении и отсутствие методики комплексного и всестороннего анализа факторов, влияющих на уровень экономической безопасности компании [4].
Важность использования данных методологических подходов в области экономической безопасности заключается в совершенствовании корпоративного управления и направлена на разработку методов повышения финансовой, экономической и производственной деятельности. Главной задачей корпоративного управления политикой экономической безопасности компании является динамичный и устойчивый рост корпораций. Важными путями развития корпоративного управления политикой экономической безопасности компании являются: концентрация корпоративных ресурсов (капитал, инновации, персонал, ин-
вестиции, информация, технологии); планирование финансово-экономической деятельности; комплекс мероприятий по экономической безопасности; мониторинг состояния экономической безопасности.
При рассморении вышеперечисленных требований видно, что любая из них непосредственно влияет на формирование политики экономической безопасности компании и тесно связана с миссией и достижением целей предприятий. Внутри же существуют проблемы, которые необходимо решать на уровне структурных подразделений компании: обеспечение прав и интересов компании, проведения оценки состояния и прогноз будущего компании; защита структурных подразделений от конкурентов; обеспечение сохранности имущества, информации и ресурсов.
Политика экономической безопасности разных компаний, направленная на высокие результаты в конкурентной среде, индивидуальна. Эффективность зависит от существующей в стране нормативно-законодательной базы, материальных ресурсов, человеческого и финансового потенциала компании, ответственности персонала, важности обеспечения и сохранения экономической безопасности и, прежде всего, политики руководителей при разработке экономической безопасности [5].
Основные направления политики обеспечения экономической безопасности компании, реализация которых создает условия для эффективной деятельности, стабильности устойчивого роста, а также повышения их конкурентоспособности, способствующей развитию экономического потенциала включают:
- создание высокой финансовой эффективности работы, финансовой устойчивости и независимости компании;
- достижение эффективного менеджмента, оптимальной и рациональной организационной структуры управления предприятием;
- обеспечение технологической независимости и достижения высокой конкурентоспособности технического потенциала компании;
- минимизация влияния результатов производственно-хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды;
- качественная правовая защищенность всей деятельности;
-достижение высокого уровня квалификации персонала и его интеллектуального потенциала;
- эффективная организация безопасности персонала компании, его капитала и имущества, а также коммерческих интересов.
Таким образом, разработка и реализация политики обеспечения экономической безопасности корпоративных структур, позволяет прогнозировать негативные вопросы экономической безопасности и оперативно регулировать объемы и структуру издержек на обеспечение экономической безопасности, качественно воздействовать на общее финан-
совое состояние корпоративных структур, что, в конечном итоге, положительным образом отразится не только на деятельности самой компании, но и окажет влияние на оздоровление экономики страны в целом.
Примечания:
1. Инкарбаев Е. Интегративные процессы на постсоветском пространстве в контексте Евразийской идеи // Евразийское сообщество. - 1999.- № 3.
2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник. - М.: Дело, 2005. - С. 25.
3. Садовничий В. Образование и наука как фактор национальной безопасности / под общ. ред. В.И. Добренькова и др. - М., 1995.- С. 10.
4. Матвеев Н.В. Экономическая и национальная безопасность. - М.: Экономика, 2005. - 520 с.
5. Назырова Г.Р., Алпысбаев К.С. Государственная политика обеспечения экономической безопасности// Ес1иса1:юп.ОиаП1у.А55игапсе. - Астана, 2018. - С. 60.
THE APPUCA TION OF TOPS/S METHOD IN THE SELECTION OF MARKETING INTERMEDIARY
Annadurdyev Murat Shammievich, Undergraduate student, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman (National Research University, branch), Kaluga
The purpose of the article is to model the problem of decision-making on the choice of marketing intermediary as a problem of muiticriteria decision-making. The article describes the essence of the TOPSiS method. A formal model of the multi-criteria decision-making problem is presented, as well as an algorithm for solving the problem of choosing a marketing intermediary using the TOPSiS method.
Keywords: optimization model; marketing intermediary; the problem of muiticriteria decision-making.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА TOPSIS ПРИ ВЫБОРЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОСРЕДНИКА
© Аннадурдыев М.Ш., 2018 Целью статьи является моделирование проблемы принятия решения по выбору маркетингового посредника как задачи многокритериального принятия решений. В статье описана сущность метода TOPSiS. Представлена формальная модель задачи многокритериального принятия решений, а также алгоритм решения задачи выбора маркетингового посредника по методу TOPSiS. Ключевые слова: оптимизационная модель; маркетинговый посредник; задача многокритериального принятия решений.
УДК 339.138 ВАК РФ 08.00.05
АННАДУРДЫЕВ Мурат Шаммыевич, магистрант, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Национальный исследова тельский университет, филиал), Калуга
Маркетинговые посредники выполняют важную функцию, помогая компаниям в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. К ним относятся торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Принятие решения по выбору маркетингового посредника усложняется необходимостью учета экспертных оценок и различных критериев, по которым альтернативы не имеют явных преимуществ, и может быть классифицировано как задача многокритериального принятия решений [4]. В работе [5] многокритериальное принятие решений включает набор концепций, методов и приемов, направленных на помощь отдельным лицам или группам для принятия решений с учетом нескольких конфликтующих точек зрения и различных заинтересованных сторон.