Научная статья на тему 'Политика Э. Хита в Северной Ирландии: попытка перехода от силовых методов к переговорному процессу'

Политика Э. Хита в Северной Ирландии: попытка перехода от силовых методов к переговорному процессу Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
769
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ / CONSERVATIVE PARTY / ЭДВАРД ХИТ / EDWARD HEATH / ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС / PEACEFUL PROCESS / ОЛЬСТЕРСКИЙ КРИЗИС / ULSTER CRISES / САННИНГДЕЙЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / SUNNINGDALE AGREEMENT / ПРЯМОЕ ПРАВЛЕНИЕ / DIRECT RULE / "БЕЛАЯ КНИГА" / WHITE PAPER / "ЗЕЛЕНАЯ КНИГА" / GREEN PAPER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Надолинская Анастасия Игоревна

На материалах зарубежных и отечественных источников рассматривается политика Эдварда Хита в Северной Ирландии. Раскрываются характерные признаки курса консерваторов, поэтапно анализируются действия правительства в регионе во время усугубляющегося Ольстерского кризиса. Обосновывается актуальность, а также детально исследуются причины трансформации политики Эдварда Хита от силовых мер к переговорному процессу. Обеим стратегиям дается подробная характеристика. Анализируется вклад правительства 1970-1974 гг. в перспективу мирного урегулирования конфликта в Северной Ирландии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E. Heath Policy in Northern Ireland: the Attempt of Transition From Force Methods to the Negotiation Process

The article considers Edward Heath's policy in Northern Ireland by using domestic and overseas sources. The author reveals characteristic features of the Tories and analyzes step-by-step the government's actions in the region during the deepening crisis in Ulster. The reasons for Heath's political transformation from enforcement measures to the negotiating process are investigated. Both strategies are characterized in detail. The government's contribution to the prospects of a peaceful settlement of the conflict in Northern Ireland in 1970-1974 is analyzed.

Текст научной работы на тему «Политика Э. Хита в Северной Ирландии: попытка перехода от силовых методов к переговорному процессу»

3. Очерки истории СССР. XIV-XV вв. М., 1953.

4. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

5. Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. М., 1991.

6. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.

7. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. М., 1997.

8. Ермолаев И.П. Становление Российского самодержавия. Истоки и условия его формирования: Взгляд на проблему. Казань, 2004.

9. Черникова Т.В. Европеизация России во второй половине XV-XVII веках. М., 2012.

10. Лубский Р.А. Российская государственность как предмет концептуального мышления // Философия права. 2014. № 6.

References

1. Paips R. Rossiya pri starom rezhime [Russia under the Old Regime]. Moscow, 2004.

2. Mavrodin V.V. Obrazovanie edinogo Russkogo gosudarstva [The Formation of Unified Russian State]. Leningrad, 1951.

3. Ocherki istorii SSSR. XIV-XV vv. [Essays on the History of the USSR. XIV-XV centuries]. Moscow, 1953.

Поступила в редакцию

УДК 94(410)

4. Cherepnin L.V. Obrazovanie Russkogo tsentral-izovannogo gosudarstva v XIV-XV vekakh. Ocherki sotsi-al'no-ekonomicheskoi i politicheskoi istorii Rusi [The Formation of the Centralized Russian State in the XIV-XV Centuries. Essays on the Socio-economic and Political History of Russia]. Moscow, 1960.

5. Zimin A.A. Vityaz' na rasput'e. Feodal'naya voina v Rossii XV v. [Knight at the Crossroads. Feudal War in Russia of XV Century]. Moscow, 1991.

6. Kobrin V.B. Vlast' i sobstvennost' v srednevekovoi Rossii (XV-XVI vv.) [Power and Property in Medieval Russia (XV-XVI Centuries.)]. Moscow, 1985.

7. Skrynnikov R.G. Istoriya Rossiiskaya. IX-XVII vv. [Russian History. IX-XVII Centuries]. Moscow, 1997.

8. Ermolaev I.P. Stanovlenie Rossiiskogo samoderzhaviya. Istoki i usloviya ego formirovaniya: Vzglyad na problemu [Formation of the Russian Autocracy. The Origins and Conditions of its Formation: A View at the Problem]. Kazan, 2004.

9. Chernikova T.V. Evropeizatsiya Rossii vo vtoroi polovine XV-XVII vekakh [The Europeanization of Russia in the Second Half of the XV-XVII Centuries]. Moscow, 2012.

10. Lubskii R.A. Rossiiskaya gosudarstvennost' kak predmet kontseptual'nogo myshleniya [Russian Statehood as a Subject of Conceptual Thinking]. Filosofiya prava, 2014, no 6.

11 сентября 2015 г.

DOI 10.18522/0321-3056-2015-4-77-83

ПОЛИТИКА Э. ХИТА В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ: ПОПЫТКА ПЕРЕХОДА ОТ СИЛОВЫХ МЕТОДОВ К ПЕРЕГОВОРНОМУ ПРОЦЕССУ

© 2015 г. А.И. Надолинская

Надолинская Анастасия Игоревна -аспирант,

Институт истории и международных отношений Южного федерального университета, ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082. E-mail: anastasia.nadolinskaya13@gmail.com

Nadolinskaya Anastasia Igorevna -Postgraduate Student,

Institute of History and International Relations of the Southern Federal University, B. Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia. E-mail: anastasia. nadolinskaya13 @gmail. com

На материалах зарубежных и отечественных источников рассматривается политика Эдварда Хита в Северной Ирландии. Раскрываются характерные признаки курса консерваторов, поэтапно анализируются действия правительства в регионе во время усугубляющегося Ольстерского кризиса. Обосновывается актуальность, а также детально исследуются причины трансформации политики Эдварда Хита от силовых мер к переговорному процессу. Обеим стратегиям дается подробная характеристика. Анализируется вклад правительства 1970-1974 гг. в перспективу мирного урегулирования конфликта в Северной Ирландии.

Ключевые слова: Консервативная партия, Эдвард Хит, переговорный процесс, Ольстерский кризис, Саннинг-дейльское соглашение, прямое правление, «Белая книга», «Зеленая книга».

The article considers Edward Heath's policy in Northern Ireland by using domestic and overseas sources. The author reveals characteristic features of the Tories and analyzes step-by-step the government's actions in the region during the deepening

crisis in Ulster. The reasons for Heath's political transformation from enforcement measures to the negotiating process are investigated. Both strategies are characterized in detail. The government's contribution to the prospects of a peaceful settlement of the conflict in Northern Ireland in 1970-1974 is analyzed.

Keywords: Conservative Party, Edward Heath, peaceful process, Ulster crises, Sunningdale agreement, direct rule, White Paper, Green Paper.

Североирландский конфликт является одним из самых масштабных, произошедших в мире в ХХ в. Его пик пришелся на 70-е - начало 80-х гг. В парламентских выборах летом 1970 г. в Великобритании победу одержали консерваторы во главе с Эдвардом Хитом. К этому времени в Северной Ирландии началась активная фаза Ольстерского кризиса, сопровождаемая открытыми военными столкновениями между католиками и протестантами, а также повсеместным вмешательством британской армии в регулирование конфликта. Перед новым премьер-министром стал нелегкий выбор политической стратегии урегулирования кризиса. Многие эксперты признают, что основным методом ведения политики консерваторов в регионе с 1970 по 1974 г. являлось наращивание воинского контингента, попытка решить конфликт с помощью британской армии, иными словами - силовая политика. Однако несмотря на это, Хит стал первым премьер-министром, кто начал развивать переговорный процесс.

Рассматриваемая проблема представляется весьма сложной и неоднозначной. Различным аспектам правления Хита, анализу его политической стратегии уделялось внимание в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов [1-8]. В нашей статье поэтапно проанализируем действия правительства в регионе, чтобы показать, что к концу премьерства Хит осознал неэффективность военных методов, а также необходимость перехода к переговорному процессу.

В начале своего срока правления премьер-министр имел достаточно сложившиеся взгляды относительно методов урегулирования Ольстерского конфликта. 2 июля 1970 г. на парламентских дебатах в Вестминстере, отвечая на реплику политического конкурента и лидера лейбористов Гарольда Вильсона, Хит очертил свою стратегию относительно кризисной ситуации в Северной Ирландии так: «Я хочу, чтобы было ясно, что армия останется в Северной Ирландии до тех пор, и в достаточном количестве, пока это необходимо... В первые несколько дней после вступления в должность мы санкционировали отправку в Северную Ирландию существенных подкреплений» [9]. В марте 1971 г. после убийства Ирландской республиканской армией (ИРА) трех шотландских солдат премьер-министр Северной Ирландии Чичестер-

Кларк полетел в Лондон на встречу с Хитом. Однако в качестве дополнительных мер безопасности последний не предложил ничего кроме увеличения армии в регионе, в результате Чичестер-Кларк подал в отставку [10]. Очевидно, что в первый период своего правления Хит не видел другого решения проблемы кроме как силового. Именно силовой сценарий он и воплощал в жизнь. Проблемы региона решались только с помощью армии.

Одним из самых трагических проявлений данной практики стало так называемое «Кровавое воскресенье», которое потрясло Северную Ирландию и в значительной степени повлияло на ее дальнейшую политическую историю. 30 января 1972 г. местные жители устроили мирный марш, посвященный защите гражданских прав населения Северной Ирландии. Ядро вышедших на улицу составляли католики. Начинаясь как мирное событие, марш закончился убийством тринадцати демонстрантов английскими солдатами. Результатом этого стал значительный приток добровольцев в ряды ИРА, что повело за собой резкое увеличение терактов [11]. Это событие шокировало и напугало не только всех жителей Северной Ирландии, правительство Республики Ирландия, но и сами британские власти. Стало очевидно, что ситуация вышла из-под их контроля. Премьер-министр комментировал ситуацию следующим образом: «Я ошеломлен и потрясен, что британские солдаты стреляли без разбора по толпе граждан, которые вышли на мирную демонстрацию. В результате, погибли 13 молодых людей... Действия британской армии были бесчеловечны» [12]. Столь жестокое поведение в первую очередь компрометировало Вестминстер. Попытки Хита осудить трагедию только лишь усугубили ситуацию. Теракты участились, было сожжено британское посольство в Дублине. Очевидно, что авторитет британского правительства падал, а кризис в Северной Ирландии все более укоренялся.

Бесспорно, в пользу аргументов проведения правительством силовой политики в Северной Ирландии выступает также введение прямого правления в регионе 30 марта 1972 г. Столь радикальный шаг в отношении Северной Ирландии, предпринятый Хитом и его кабинетом, означал разрушение привычной модели взаимодействия и разделение функций между британским парламентом

и правительством Северной Ирландии. Этот вид управления являлся новой моделью отношений Великобритании и Ольстера, он ограничивал до этого существовавший в значительной степени суверенитет провинции, уничтожал ее политические привилегии в составе Великобритании.

Прямое правление изначально вводилось на 12 месяцев. Такая форма управления таила в себе определенные опасности. Одной из них было то, что местные политики, на протяжении долгого времени игравшие немаловажную роль в политической жизни региона, теперь были практически выключены из нее, их влияние на систему реформирования Северной Ирландии значительно уменьшилось [1, р. 102].

Так как ломалась привычная форма управления, требовались новые законы, регулирующие систему парламентского контроля Великобритании над Северной Ирландией. В связи с тем, что вводилась новая должность - государственный секретарь по делам Северной Ирландии, - следовало разграничить его функции на юридическом уровне. Лондон выпустил ряд биллей, регламентирующих должностные обязанности государственного секретаря, а также полномочия Вестминстера в Северной Ирландии.

До 30 марта 1972 г. в Северной Ирландии существовал собственный двухпалатный парламент, избранный в начале 1969 г. После 30 марта парламент и правительство распускались. Законодательная и исполнительная власть передавалась английскому правительству. Английский министр по делам Северной Ирландии получил неограниченные полномочия. Им стал Уильям Уайтлоу. В мае 1973 г. правительство приняло конституционный акт Северной Ирландии, в соответствии с которым упразднялся пост губернатора и создавалась Североирландская ассамблея. Однако полномочия и функции этого нового органа власти имели ограниченный характер.

После введения прямого правления экономика и вопросы безопасности непосредственно находились в ведении английского парламента, а английский министр по делам Северной Ирландии обладал правом вето на решения ассамблеи. Так как Стормонт - национальный парламент Северной Ирландии прекращал свою работу, обязанности его на себя брал Вестминстер. Это порождало дополнительные полномочия английских парламентариев. В их круг обязанностей теперь входила разработка и одобрение законов для Северной Ирландии. Иными словами, парламент Англии принимал на себя ответственность за законодательство, которую до этого нес Стормонт. Согласно

биллю, при необходимости срочного принятия закона, государственный секретарь по делам Северной Ирландии вносил его в список, чем признавалась необходимость экстренности принятия и значимость закона для провинции. При этих условиях закон вступал в силу немедленно, а одобрение его парламентом Англии требовалось в течение 40 календарных дней. Если по каким-либо причинам этого не происходило, то закон прекращал свое действие на территории провинции [13]. Таким образом, секретарь по делам Северной Ирландии обладал достаточно обширными полномочиями, что многократно отмечали парламентарии в ходе дебатов.

Недостатком данной системы власти можно считать то, что не были сформулированы критерии, по которым государственный секретарь мог определять срочность принятия того или иного закона единолично. А это означало, что в силу неосмотрительности или давления на него различных политических сил действие принятого им какого-либо закона в течение 40 дней могло нанести урон экономической или политической системе провинции. Правящая партия дала столь обширные права государственному секретарю по делам Северной Ирландии, вероятно, чтобы обезопасить себя от еще большего общественного недовольства нововведениями со стороны жителей провинции.

С введением прямого правления Великобритания получила полный контроль над провинцией, с этих пор правительство Хита имело полномочия на принятие важнейших решений для Северной Ирландии, возможность прокладывать собственную траекторию урегулирования кризиса практически без вмешательства местных властей. Прямое правление длилось 27 лет и несмотря на то, что в течение этого периода политические методы урегулирования конфликта менялись, до 1999 г. власти Англии не решались его отменить.

Прямое правление стало апогеем силовой политики Хита, его последней попыткой урегулировать кризис. Хотя к этому моменту стало понятно, что все действия силового характера, которые предпринимались правительством в провинции провоцировали новые вспышки агрессии и усугубляли кризис. Не явилось исключением и прямое правление. После его введения и упразднения Стормонта ИРА почувствовала себя главной в провинции. Основой деятельности группировки по-прежнему оставались насилие и убийства, что в результате влекло за собой новые теракты.

Ужесточение силовой политики британского правительства являлось реакцией на увеличение

жертв в провинции. Наибольшее количество погибших в результате терактов имело место в 1972 г. (480 человек), а самое меньшее количество жертв в период правления Хита составило 26 человек в 1970 г. [14]. За два года число погибших увеличилось в десятки раз. Реакцией правительства на теракты стало увеличение численности войск в Северной Ирландии. До начала премьерства Хита в январе 1970 г. численность британских войск в провинции составляла 8100 человек, тогда как в 1974 г. -23900 человек. В июле 1972 г. (уже после случившегося «Кровавого воскресенья», а также введения прямого правления) она дошла до 30300 [15]. Численность армии в Северной Ирландии за время правления Хита увеличилась в несколько раз, что связано с эскалацией конфликта, реформированием важнейших сторон политической сферы Северной Ирландии, а также постоянными терактами.

Прямое правление, а также основные политические принципы консерваторов по отношению к провинции окончательно были закреплены в так называемой «Зеленой книге», которая получила официальное название «Будущее Северной Ирландии: документ для обсуждения». Английское правительство издало ее в октябре 1972 г.

Казалось, что «Зеленая книга» - это первый шаг к миру в провинции. Ее особенностью являлось то, что впервые предложения по реализации мира различных североирландских партий (юнионистов, партии Альянса, лейбористов, социал-демократов, ольстерской либеральной партии и др.) были объединены в одном документе, суммировались и подвергались тщательному анализу. Декларировались принципы полной политической интеграции, закреплялось упразднение Стормонта, оговаривалось, что при сложившемся положении законы, принятые в Вестминстере, должны действовать и для провинции. Ее управление доверялось госсекретарю по делам Северной Ирландии. В будущем предполагалось создание Ассамблеи Северной Ирландии, которая играла бы важную роль в создании законов, касавшихся исключительно Северной Ирландии [16].

В целом о документе можно сказать, что он носил скорее теоретический характер, нежели практический, его реализация не требовала непосредственного участия правительства Республики Ирландия. Но тем не менее документ явился первой попыткой сблизить и обобщить позиции партий, без участия которых к мирному решению конфликта было прийти невозможно.

Продолжением политической линии «Зеленой книги» стал новый документ, выпущенный прави-

тельством Хита 20 марта 1973 г., - «Белая книга» -свод новых предложений по урегулированию ситуации в Северной Ирландии. В ведении местных властей оставались такие важные сферы жизни, как образование, развитие региональной инфраструктуры, вопросы занятости, жилищная политика. Но главный вопрос безопасности по-прежнему был в рамках юрисдикции английских властей.

Самостоятельность местных властей во многом ограничивалась «Белой книгой», согласно которой парламент Великобритании имел право издавать нормативные акты в отношении любого вопроса в Северной Ирландии. Хит предпочел оставить в ведении британских властей и такие важнейшие вопросы, как назначение судей, городских магистратов, выбор франшиз, меры в области правопорядка [17].

К 1973 г. стало ясно, что происходит эскалация кризиса, теракты участились, все больше случалось столкновений между католиками и протестантами. Подписанные ранее документы не были способны стать инструментом для урегулирования кризиса, так как не отвечали основным требованиям сторон конфликта. Но тем не менее появление «Белой» и «Зеленой» книг в то же время заставило стороны задуматься о поисках компромисса.

Мнение о невозможности разрешить ольстерский кризис с помощью силовых методов понемногу начинает набирать силу среди британской общественности. Пять лет правительство безрезультатно пыталось урегулировать кризис с помощью присутствия британской армии в регионе. К тому же постоянное усиление воинского контингента Северной Ирландии, столкновения армии и мирных жителей влияли и на международный авторитет страны в глазах всего мира. В Ольстере гибли английские солдаты, в результате чего росло недовольство в стране. Присутствие армии в регионе раздражало католиков, так как, изначально одобряя ввод войск, видя в них защиту, они довольно быстро разочаровались в своих взглядах. Английские части нередко демонстрировали жестокость по отношению к ним. Все эти факторы, напряженность в регионе, постоянная гибель мирного населения привели Хита к тому, что необходимо искать новые способы решения проблем в регионе.

Из истории известно, что любая война, какой бы кровопролитной и жестокой она ни была, заканчивается мирными переговорами. Дипломатический путь решения конфликта зачастую более эффективен, чем убийства и использование армии. Статистика показывала: чем больше частей армии вводилось правительством в Северную Ирландию, тем больше росла террористическая активность

Ирландской республиканской армии, Ольстерских добровольческих сил, а также Ассоциации обороны Ольстера.

Спустя 3 года после начала правления Хита, ситуация в Северной Ирландии не только не улучшилась, но и усугубилась, кризис нарастал. Стало очевидно, что силовая политика не в состоянии его решить. Она казалась эффективной в силу того, что давала возможность подавлять волнения католиков и протестантов, ликвидировать группы террористов сиюминутно. Необходимо было пробовать новые способы решения конфликта. Таковым стало начало переговорного процесса. В результате правление Хита относительно проводимой политики в Северной Ирландии можно условно разделить на два периода: июнь 1970 -декабрь 1973 г. - осуществление бескомпромиссной силовой политики в регионе; декабрь 1973 -март 1974 г. - комбинирование силовой политики (лежащей в основе действий в провинции) и начала переговорного процесса.

Только к 1973 г. у Хита сложилось глубокое понимание природы проблемы. Важным проявлением переговорного процесса стало подписание Саннингдейльского соглашения, которое произошло в декабре 1973 г. Его заключили британский премьер-министр и ирландский премьер Косгрейв. Отличительной особенностью документа стала попытка вовлечь с помощью него в переговорный процесс партии, которые, по мнению сторон, играли важную роль в процессе установления мира в провинции, что являлось продолжением политической линии «Белой» и «Зеленой» книг. Были приглашены юнионисты, социал-демократы, лейбористы, партия Альянса Северной Ирландии [18].

Подписание соглашения заключало в себе попытку отойти от полицейских методов урегулирования конфликта и сесть за стол переговоров. Важной особенностью документа стало то, что в ст. 5 декларировалось конституционное положение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства, что признавалось и Республикой Ирландия. Таковым оно должно было оставаться до тех пор, пока народ Северной Ирландии не решит иначе [19].

Итогом соглашения являлось создание Совета Ирландии. Его состав ограничивался представителями из обеих частей Ирландии, которые гарантировали соблюдение финансовых и других интересов британского правительства. Совет министров действовал на основе единогласного принятия решений, что учитывало интересы консерваторов, так как неугодные решения для них таким образом

не имели шансов быть принятыми. Совет министров включал в себя 7 членов с правом голоса от Республики Ирландия и такое же количество от Северной Ирландии. В заседаниях могли участвовать и другие члены, но без права голоса, председательство согласовывалось между членами совета. Согласно документу, Совет министров определял порядок и место встреч. Создавалась ассамблея, которая имела консультативную роль. Она состояла из 60 членов, включая 30 из нижней палаты парламента Ирландии, выбранных на основе пропорционального представительства, и 30 из Ассамблеи Северной Ирландии [18].

Подписание такого рода документа впервые предполагало непосредственное взаимодействие властей двух Ирландий, создавались органы на первый взгляд свободные от британского присутствия. Роль Лондона в созданной системе - координатор, который должен был контролировать исполнение обязательств, прописанных в соглашении. Демонстрировались намерения консерваторов решать проблемы при участии Республики Ирландии, а также региональных властей провинции. Подписание соглашения имело важное значение еще и потому, что Британия наконец признала, что Республика Ирландия тоже имеет свой интерес в делах Северной Ирландии, и готова была поделиться ролью соавтора. В газете «Таймс» Совет Ирландии оценивался как орган, который «по существу менял отношения между Дублином и Белфастом» [20].

Казалось, соглашение заложило основы дальнейших отношений между Британией и Республикой Ирландия. И тем не менее оно не изменило ситуацию в провинции к лучшему. Обе стороны на момент подписания не были готовы к подобного рода договоренностям, так как гражданская война достигла своего апогея, а само соглашение не избавляло их от главного противоречия. По-прежнему в ирландской конституции существовали вторая и третья статьи, согласно которым территория Ирландии состояла из всего острова, законы государства распространялись на обе его части, что полностью противоречило конституционному статусу Северной Ирландии в составе Великобритании. Немаловажно, что в документе не упоминались проблемы, связанные с обеспечением безопасности, так как они продолжали находиться в ведении британских властей. Именно правом решения данных проблем хотели обладать власти и общественность Северной Ирландии.

Таким образом, Саннингдейльское соглашение явилось первой попыткой официального перего-

ворного процесса между Британией и Ирландией в целях урегулирования Ольстерского кризиса. Решение конфликта предполагалось достичь с помощью Республики Ирландия, а также партий Северной Ирландии. Но тем не менее консерваторы не отказывались от генеральной линии своей политики, которая предполагала роль «первой скрипки» во всех основополагающих, злободневных и спорных вопросах в судьбе провинции. Можно с уверенностью сказать, что правление Хита стало переломным в истории Северной Ирландии не только потому, что было введено прямое правление, новая модель политических отношений между центром и провинцией. В первую очередь его политика определила траекторию развития кризиса на два десятилетия вперед - на 70 и 80-е гг. Консервативное правительство пошло по пути наращивания воинского контингента в провинции. Время для полномасштабного переговорного процесса еще не наступило. Он предполагал не сиюминутное, а постепенное решение конфликта. Силовая политика точечно и быстро могла локализовать военные столкновения, что было более приемлемо для правительства в условиях эскалации конфликта.

Несмотря на то что Саннингдейльское соглашение можно по праву считать первой, закрепленной на бумаге, попыткой Великобритании и Республики Ирландия урегулировать кризис совместно, все же британское правительство делало ставку на силовые методы урегулирования конфликта. Но при этом оно не исключало и возможностей переговорного процесса. Тем не менее опыт совместного решения ольстерской проблемы был позже заимствован Маргарет Тэтчер, для правления которой переговорный процесс со временем стал главным методом урегулирования кризиса.

Литература

1. Cochrane F. Northern Ireland. The reluctant peace. N. H.; L., 2013.

2. McEvoy J. The Politics of Northern Ireland. Edinburgh, 2008.

3. Bardon J. A History of Ulster. Belfast, 1992.

4. The Ulster Debate. Report of study group of the Institute for the Study of Conflict. The Bodley Head. London; Sydney; Toronto, 1972.

5. Addison P. The British Conservative Party from Churchill to Heath: Doctrine of men // Contemporary European History. 1999. № 8.

6. Aitken I. Fresh Start - Heath. URL: http:// www.theguardian.com/uk/1972/mar/25/northernireland.past (дата обращения: 22.09.2014).

7. Грибин Н.П. Трагедия Ольстера. М., 1980.

8. Перегудов С. П. Тихая революция Эдварда Хита // Мировая экономика и международные отношения. 1971. № 4.

9. Parlament Debate. URL: http://hansard. millbanksys-tems.com/commons/1970/jul/02/sessional-orders (дата обращения: 12.09.2014).

10. McKittrick D., McVea D. Making Sense of the Troubles. L., 2000. P. 65.

11. Mulholland M. The Longest War. Northern Ireland's Troubled History. N. Y., 2002. P. 97.

12. Wood D. Home Secretary Expected to make a statement in Common. URL: http://www.thetimes.co.uk/ tto/archive/article/1972-01-31/2/9.html#start%3D1972-01-31 %26end%3D1972-01-31 %26terms%3Dhome%20secretary %26back%3D/tto/archive/find/home+secretary/w: 1972-01 -

31/1%26next%3D/tto/archive/frame/goto/home+secretary/w:

1972-01-31/2. (дата обращения: 05.07.2015).

13. Northern Ireland (Temporary Provisions) (No. 2) BILL [H.L.]. URL: http://hansard.millbanksystems. com/lords/1972/mar/30/northern-ireland-temporary-provisio ns-no#S5LV0329P0_19720330_H0L_102 (дата обращения: 02.12.2014).

14. Annual Killings by Military and Paramilitary Groups (1969-2001). URL: http://cain.ulst.ac.uk/sutton/book/ (дата обращения: 17.08.2015).

15. Background Information on Northern Ireland Society - Security and Defence. URL: http://cain.ulst.ac.uk/ ni/security.htm (дата обращения: 10.10.2014).

16. The Future of Northern Ireland: A Paper for Discussion (Green Paper; 1972). URL: http://cain.ulst.ac.uk/ hmso/nio1972.htm (дата обращения: 12.11.2014).

17. Northern Ireland Constitutional Proposals. URL: http:// cain.ulst.ac.uk/hmso/cmd5259.htm (дата обращения: 09.09.2014).

18. 1973: Sunningdale Agreement signed. URL: http:// news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/december/9/newsid _2536000/2536767.stm (дата обращения: 28.10.2014).

19. Sunnigdale agreement. URL: http://cain.ulst.ac.uk/ events/sunningdale/agreement.htm (дата обращения: 14.10.2014).

20. Taylor D. Four day talks end in deal on police, internees. URL: http://www.thetimes.co.uk/tto/archive/article/1973-12-10/1/1.html#start%3D1973-12-10%26end%3D1973-12-10 %26terms%3DSunningdale%20Agreement%26back%3D/tto/ archive/find/Sunningdale+Agreement/w: 1973-12-10/1 %26 prev%3D/tto/archive/frame/goto/Sunningdale+Agreement/w:

1973-12-10/1 %26next%3D/tto/archive/frame/goto/ Sunning-dale+Agreement/w:1973-12-10/3 (дата обращения: 20.06.2015).

References

1. Cochrane F. Northern Ireland. The reluctant peace. New York; London, 2013.

2. McEvoy J. The Politics of Northern Ireland. Edinburgh, 2008.

3. Bardon J. A History of Ulster. Belfast, 1992.

4. The Ulster Debate. Report of study group of the Institute for the Study of Conflict. The Bodley Head. London; Sydney; Toronto, 1972.

5. Addison P. The British Conservative Party from Churchill to Heath: Doctrine of men. Contemporary European History, 1999, no 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Aitken I. Fresh Start - Heath. Available at: http:// www.theguardian.com/uk/1972/mar/25/northernireland.past (accessed 22.09.2014).

7. Gribin N.P. Tragediya Ol'stera [The Tragedy of Ulster]. Moscow, 1980.

8. Peregudov S. P. Tikhaya revolyutsiya Edvarda Khita [Quiet Revolution of Edward Heath]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 1971, no 4.

9. Parlament Debate. Available at: http:// hansard. mill-banksystems.com/commons/1970/jul/02/sessional-orders (accessed 12.09.2014).

10. McKittrick D., McVea D. Making Sense of the Troubles. London, 2000, p. 65.

11. Mulholland M. The Longest War. Northern Ireland's Troubled History. New York, 2002, p. 97.

12. Wood D. Home Secretary Expected to make a statement in Common. Available at: http://www.thetimes.co.uk/ tto/archive/article/1972-01-31 /2/9.html# start%3D 1972-0131 %26end%3D 1972-01-31 %26terms%3Dhome%20secretary

Поступила в редакцию

УДК 93/94

%26back%3D/tto/archive/find/home+secretary/w: 1972-01 -31/1%26next%3D/tto/archive/frame/goto/home+secretary/w: 1972-01-31/2 (accessed 05.07.2015).

13. Northern Ireland (Temporary Provisions) (No 2) BILL [H.L.]. Available at: http:// hansard.millbanksystems. com/lords/1972/mar/3 0/northern-ireland-temporary-provisions-no#S5LV0329P0_19720330_H0L_102 (accessed 02.12.2014).

14. Annual Killings by Military and Paramilitary Groups (1969-2001). Available at: http://cain.ulst.ac.uk/sutton/book/ (accessed 17.08.2015).

15. Background Information on Northern Ireland Society -Security and Defence. Available at: http:// cain.ulst.ac.uk/ ni/security.htm (accessed 10.10.2014).

16. The Future of Northern Ireland: A Paper for Discussion (Green Paper; 1972). Available at: http://cain. ulst.ac.uk/hmso/nio1972.htm (accessed 12.11.2014).

17. Northern Ireland Constitutional Proposals. Available at: http://cain.ulst.ac.uk/hmso/cmd5259.htm (accessed: 09.09.2014).

18. 1973: Sunningdale Agreement signed. Available at: http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/december/9/n ewsid_2536000/2536767.stm (accessed 28.10.2014).

19. Sunnigdale agreement. Available at: http:// cain.ulst. ac.uk/events/sunningdale/agreement.htm (accessed 14.10.2014).

20. Taylor D. Four day talks end in deal on police, internees. Available at: http://www.thetimes.co.uk/tto/archive/ article/1973-12-10/1/1 .html# start%3D 1973-12-10%26end% 3D1973-12-10%26terms%3DSunningdale%20Agreement%26 back%3D/tto/archive/find/Sunningdale+Agreement/w: 1973-12-10/1%26prev%3D/tto/archive/frame/goto/Sunningdale+ Agreement/w1973-12-10/ 1%26next%3D/tto/archive/fame/goto/ Sunningdale+Agreement/w1973-12-10/3 (accessed 20.06.2015).

11 сентября 2015 г.

ИПОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО ПОЗЕМЕЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© 2015 г. К. А. Олифиров

Олифиров Константин Александрович -аспирант, кафедра социальных технологий, Ростовский государственный университет путей сообщения,

пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: olifirov_k@mail.ru

Olifirov Konstantin Alexandrovich -Postgraduate Student, Department of Social Technologies, Rostov State Transport University, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya Sq., 2, Rostov-on-Don, 344038, Russia. E-mail: olifirov_k@mail.ru

Рассматриваются деятельность и результаты ипотечных операций Крестьянского поземельного банка на примере Донского отделения в конце XIX - начале XX в. Начальная дата связана с учреждением этой кредитной правительственной структуры в 1883 г. 1914 г. - начало Первой мировой войны, которое внесло корректировку в функциональные особенности этого кредитного учреждения. Обозначенный временной отрезок делится на ряд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.