Научная статья на тему 'Процесс мирного урегулирования в Северной Ирландии и консервативная партия Великобритании (1988-1996)'

Процесс мирного урегулирования в Северной Ирландии и консервативная партия Великобритании (1988-1996) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1141
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ОЛЬСТЕРСКАЯ ПРОБЛЕМА / КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ / ДЖОН МЕЙДЖОР / МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / UNITED KINGDOM / ULSTER PROBLEM / THE CONSERVATIVE PARTY / JOHN MAJOR / PEACE PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волков Тимофей Александрович

В статье исследуется политика Консервативной партии Великобритании по ольстерской проблеме в 1988-1996 гг. Раскрываются характерные признаки курса консерваторов, их вклад в процесс мирного урегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peace process in Northern Ireland and the Conservative Party of Great Britain (1988-1996)

This article examines the Conservative Party policy regarding Ulster problem in 1988-1996. The author reveals the characteristic features of the course of conservatives, their contribution to the peace process.

Текст научной работы на тему «Процесс мирного урегулирования в Северной Ирландии и консервативная партия Великобритании (1988-1996)»

УДК 94(416+410)"1988/1996"

Т. А. Волков

ПРОЦЕСС МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ И КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (1988-1996)

В статье исследуется политика Консервативной партии Великобритании по ольстерской проблеме в 1988-1996 гг. Раскрываются характерные признаки курса консерваторов, их вклад в процесс мирного урегулирования.

This article examines the Conservative Party policy regarding Ulster problem in 1988-1996. The author reveals the characteristic features of the course of conservatives, their contribution to the peace process.

Ключевые слова: Великобритания, Ольстерская проблема, Консервативная партия, Джон Мейджор, мирное урегулирование.

Keywords: United Kingdom, Ulster problem, the Conservative Party, John Major, Peace process.

Во второй половине XX в. весомую роль в международных отношениях начали играть региональные конфликты, основой которых чаще всего являются этнически-религиозные противоречия. Ольстерская проблема - пример такого конфликта, который и сейчас имеет важное международное значение и потому является актуальным для научных исследований.

Остров Ирландия разделен на два государственных образования: Республика Ирландия, которая является независимой, и Северная Ирландия (ее еще называют Ольстером), которая остается составной частью Великобритании. Большинство населения Северной Ирландии исповедуют протестантизм и выступают за неизменность государственного статуса своей страны. В Республике Ирландия, как и в Ольстере, много сторонников объединения острова в единое целое, которые в основном являются католиками. В непримиримом антагонизме этих двух сообществ, в радикальной полюсности, бескомпромиссности их стремлений суть ольстерской проблемы, представляющей собой целый комплекс противоречий как внутриполитического, так и межгосударственного характера.

Наиболее радикальные представители враждующих общин объединены в военизированные группировки. Среди католической общины это Ирландская Республиканская армия (ИРА), которая широко применяет средства террористического характера. Протестанты Ольстера также имеют свои террористические военизированные организации («Ассоциация обороны Ольсте-

© Волков Т. А., 2013

ра», «Союз волонтеров Ольстера»). Политические партии, которые представляют интересы протестантов, объединяют под названием «юнионисты», а католиков - «республиканцы». Их жесткое противостояние и дискриминационная политика правительства Северной Ирландии по отношению к католикам привели к эскалации насилия в 1968 г., когда произошли массовые столкновения протестантов и католиков. В 1969 г. для предотвращения дальнейших столкновений были введены части британской армии. Из этих событий берет свое начало новейшая фаза ольстерской проблемы.

Перелом в развитии ситуации в Северной Ирландии произошёл в 1988-1996 гг., когда у власти находилась Консервативная партия Великобритании. Именно в этот период произошли события, которые стали стержневыми в процессе мирного урегулирования, именуемом в британской историографии «Peace process». Именно благодаря действиям консерваторов противоборствующие стороны начали трудный путь к компромиссу, который, в конце концов, закончился так называемым «Договором Страстной Пятницы» (1998).

В украинской историографии можно выделить три периода в исследовании ирландской истории. К первому периоду следует отнести работы первой трети XX в., появление которых обусловлено сопоставлением национально-освободительной борьбы украинского народа со стремлением населения Ирландии обрести независимость. Это труды историков Д. Дорошенко, Н. Григоровича, Ф. Крушинского [1]. В течение второго периода - времён господства марксистской методологии - в украинской науке внимания истории Северной Ирландии почти не уделялось, хотя данный вопрос становился всё более актуальным. Можно отметить лишь кандидатскую диссертацию С. Толстого [2]. Третий период - современный. В последние два десятилетия интерес к истории Ирландии неуклонно растет. Об этом свидетельствуют работы Е. М. Кучменко, О. М. Теленка, К. А. Гули, А. Е. Сахновского [3].

Конец 80-х - начало 90-х гг. XX в. были отмечены новыми инициативами по урегулированию ольстерской проблемы. В 1988 г. Ольстерская Юнионистическая партия (ОЮП), Демократическая Юнионистическая партия (ДЮП), Партия Альянса и Социал-Демократическая Лейбористская партия (СДЛП) провели в Германии серию переговоров, но не выработали общей позиции. Тем не менее эта встреча отметила готовность юнионистских партий искать компромисс вместе с представителями республиканского лагеря. Также в первой половине 1988 г. состоялось несколько встреч между представителями СДЛП и Шинн Фейн [4] (обе партии представ-

ляют католиков Северной Ирландии), на которой происходило согласование общей линии поведения.

Министр по делам Северной Ирландии Питер Брук публично заявил, что ИРА не может быть побеждена военным методом и что он не исключает вероятность переговоров между Шинн Фейн и британским парламентом по «прекращению огня». Эти события привели к началу серии переговоров с участием ОЮП, ДЮП, Партии Альянса и СДЛП, которые впоследствии назвали «переговоры Брук - Мейхю». Эти встречи состоялись в период между мартом 1991 г. и ноябрем 1992 г. во время перерыва в деятельности Англо-Ирландской межгосударственной конференции, чтобы привлечь юнионистские партии к переговорам. План переговоров имел следующие пункты: 1) отношения внутри Северной Ирландии между двумя противостоящими сторонами, 2) отношения между Северной Ирландией и Республикой Ирландия, 3) отношения между Республикой Ирландия и Великобританией. Несмотря на то что никакого прогресса по первому пункту не было, стороны решили перейти к обсуждению второго пункта плана (отношения между Республикой Ирландия и Северной Ирландией). Но и здесь не было достигнуто какого-либо компромисса и переговоры были свернуты. Несмотря на неудачу, «переговоры Брук - Мейхю» стали еще одной ступенькой к установлению мира на североирландских землях, ведь встречи между противостоящими сторонами приобретали постоянный характер, а не спорадический, как было раньше.

В 1993 г. после серии встреч премьер-министр Республики Ирландия Альберт Рейнолдс и британский премьер-министр Джон Мейджор обнародовали «Объединенную декларацию» [5]. Она стимулировала новые демократические инициативы со стороны Великобритании. Были созданы «Совет отношений между общинами» и организация «Образование для взаимопонимания», учителя школьных заведений получали рекомендации делать больший акцент на том, что объединяет конфликтующие стороны, чем на разъединяющих факторах. Также в этот период берет свое начало еще одна инициатива британского парламента -«Решим социальные нужды» («Targeting the Social Needs»), согласно которой создавался фонд (из государственного бюджета), средства которого должны были идти на срочное решение финансовых и бытовых проблем наиболее кризисных районов Северной Ирландии.

Дальнейшие шаги для стабилизации ситуации сделала Республика Ирландия. Правительство отменило запрет любой рекламной деятельности, связанной с Шинн Фейн. Надежда на взаимопонимание возросла, когда лидеру Шинн Фейн

Джерри Адамсу была выдана виза в США, для того чтобы он мог принять участие в конференции в Белом Доме, посвященной проблемам Северной Ирландии. Кроме того, британские власти дали официальный ответ (в виде декларации) на замечания Шинн Фейн по «Объединенной декларации» 1993 г. [6]

В августе 1994 г. состоялась секретная встреча между министром по делам Северной Ирландии Патриком Мейхю и делегацией Шинн Фейн. Результатом этой встречи стало провозглашение «прекращения огня» со стороны ИРА с 30 августа 1994 г. [7]

В то время как отношения между представителями республиканского лагеря Северной Ирландии и правительством Республики Ирландия становились все более тесными, отчуждение между радикальной частью юнионистов (в основном представителями партии ДЮП) и британским правительством становилось все заметнее. Этот факт стал очевидным, когда 6 сентября 1994 г. Джон Мейджор разорвал переговоры с лидером партии ДЮП Йаном Пейсли, а через 10 дней (16 сентября) отменил запрет любой рекламной деятельности для Шинн Фейн на территории Великобритании. 13 октября 1994 г. «Объединенное Лоялистское Командование» провозгласило «прекращение огня» [8]. В конце года представители британского правительства начали серию переговоров с теми партиями, которые имели свои военные формирования: Шинн Фейн, Прогрессивная Юнионистская партия, Демократическая партия Ольстера. В течение года после подписания «Объединенной декларации» о «прекращении огня» объявили главные террористические организации Северной Ирландии. В дополнение к этому успеху британские власти начали переговоры с представителями парамилитарных организаций, которые впервые представляли две противостоящие общины. В начале 1995 г. произошел качественный прогресс в мирном урегулировании ольстерской проблемы. Впервые за стол переговоров сели представители двух противостоящих сторон, направлять их деятельность на достижение компромисса совместными усилиями пытались как ирландские, так и британские политические деятели.

Желая расширить и углубить процесс мирного урегулирования, правительства Великобритании и Республики Ирландия вместе разработали «Новую основу для соглашения» («A New Framework For Agreement») [9], где были определены новые межгосударственные институты, которые должны были соединять Северную Ирландию с Республикой Ирландия и Республику Ирландия с Великобританией. Оба правительства признали, что урегулирование невозможно без поиска компромисса со стороны всех участни-

ков конфликта, и подтвердили основные принципы «Объединенной декларации» - принципы самоопределения и компромисса, мирные и демократические методы как единственная стратегия для достижения мира и спокойствия в регионе. Также британское правительство консерваторов предложило собственные идеи для возможного решения конфликта в Северной Ирландии в документе «Основа для подотчетного правительства в Северной Ирландии» («A Framework for Accountable Government In Northern Ireland») [10].

Чтобы развить успехи в поиске компромисса, 24 ноября 1995 г. в Республике Ирландия был проведен референдум по вопросу об исключении из конституции республики пунктов о требовании объединения Северной Ирландии с Республикой Ирландия. Хотя результат оказался отрицательным, сам факт, что большая часть населения Республики Ирландия была склонна к компромиссу, влиял положительно на процесс мирного урегулирования.

В том же году правительство Джона Мейд-жора соглашается на использование помощи извне для урегулирования конфликта. 28 ноября 1995 г. для управления процессом разоружения сторон создается международная комиссия во главе с бывшим американским сенатором Джорджем Митчеллом. 22 января 1996 г. комиссия обнародовала отчет, известный как «Отчет Митчелла» [11]. В нем было предложено установить 6 принципов («Принципы Митчелла»), на основе которых политические партии могли принять участие в межпартийных переговорах. Главным достижением работы комиссии явилось предложение не ставить вопрос о разоружении главным препятствием начала переговоров, а решить этот вопрос в ходе переговорного процесса. Это предложение поддержали все участники переговоров, кроме ДЮП во главе с Йаном Пейсли.

Однако внешнее влияние на урегулирование ольстерской проблемы далеко не всегда было продуктивным, даже если речь шла о союзниках. После «суэцкого кризиса» 1956 г. наиболее длительный период разногласий между Британией и США (1984-1985 гг.) наблюдался именно по ольстерскому урегулированию [12]. С точки зрения консервативного кабинета Джона Мейджора (1990-1997 гг.), администрация Билла Клинтона пошла на прямое вмешательство во внутренние дела Лондона, причем действуя не в интересах последнего. Демократическая администрация Клинтона, несмотря на протесты Лондона, активно поддержала республиканские силы в Ольстере, предоставила въездную визу Джерри Адам-су, сняла ограничения на сбор в США средств на нужды Шинн Фейн.

Следует отметить, что с середины 1990-х гг. и до финансового кризиса 2008-2009 гг. Северная

Ирландия показывала уникальный пример экономического развития, который не имеет аналогов в истории Объединенного Королевства: большой рост занятости, темпы промышленного производства в 1,5 раза выше общебританских показателей, 70,8% промышленной продукции, произведенной за последние десять лет, являются продукцией машиностроения, компьютеров и технологии High-Tech.

Экономическое измерение американского интереса к североирландскому урегулированию было особенно заметным. Ирландская экономика имела молодую, талантливую, высокообразованную (к тому же дружески настроенную по отношению к Соединённым Штатам) молодежь. К середине 90-х гг. более чем 430 американских компаний имели свои отделения в Республике Ирландия, примерно 60 000 рабочих получили рабочие места благодаря американским инвестициям (в Северной Ирландии - 14 000). Начиная с 1980-х гг. около 40% инвестиций в Европе в высокотехнологическую отрасль промышленности (в Республике Ирландия и Северной Ирландии это электроника) были вложены именно в этот регион [13]. За три месяца после «прекращения огня» Билл Клинтон назначил Джорджа Митчелла специальным советником по инициативам в Северной Ирландии. В декабре 1994 г. делегация американских бизнесменов, возглавляемая Роном Брауном, прибыла в Белфаст, чтобы принять участие в международной конференции по инвестициям в Северной Ирландии. Подхватывая эту инициативу, Вашингтон организовал подобную конференцию (в Белом Доме) в мае 1995 г., а потом еще одну - в Питтсбурге в октябре того же года.

29 января 1996 г. межпартийные переговоры начались консультациями между СДЛП, Прогрессивной Юнионистской партией и ОЮП. Но 9 февраля 1996 г. возобновилась террористическая деятельность ИРА - был произведен взрыв в Лондоне на станции метро «Докленс». В результате теракта 2 человека погибли, 100 человек были ранены, Великобритании был нанесен ущерб на сумму 150 млн фунтов стерлингов. Руководители ИРА объяснили этот акт тупиком процесса мирного урегулирования, который, по их мнению, был искусственно создан благодаря радикальной позиции юнионистов. Джон Мейджор, не имея большинства в парламенте и опасаясь потерять поддержку юнионистов и части своей партии, прекратил любые контакты с Шинн Фейн.

Несмотря на приостановление переговоров с Шинн Фейн, 28 февраля 1996 г. после встречи в Лондоне ирландский и британский премьер-министры объявили дату начала межпартийных переговоров - 10 июня 1996 г. 4 марта британское правительство сделало заявление, что будущие

межпартийные переговоры будут проходить в Белфасте, и для того чтобы принять в них участие, партия должна быть выбрана в «Североирландский Форум» (на базе которого будут проходить переговоры) и придерживаться «6 принципов Митчелла». 18 апреля 1996 г. правительство Великобритании приняло «Закон о Северной Ирландии (Вступление к переговорам)» («The Northern Ireland (Entry To Negotiations) Act») [14], который определил процедуру выборов в Форум. 30 мая 1996 г. в выборах приняли участие 30 партий. В результате при 65%-й явке населения Северной Ирландии ОЮП завоевала 30 мест (из 110), ДЮП - 24, СДЛП - 21, Шинн Фейн -17, Партия Альянса - 7, оставшиеся места разделили между собой 5 мелких партий [15]. В понедельник 10 июня состоялось торжественное открытие работы Форума. В заседании должны были принять участие все избранные партии, кроме ДЮП, которая отказалась от участия, и Шинн Фейн, которую (несмотря на неоднократные заявления Джерри Адамса о поддержке «Принципов Митчелла») не допустили к межпартийным переговорам. Так, в угоду сохранению парламентского большинства решение ольстерской проблемы снова оказалось под угрозой. Продолжить решение оной суждено было «новым лейбористам» во главе с Тони Блэром, которые и выиграли парламентские выборы 1997 г.

В период 1988-1996 гг. Консервативная партия Великобритании сделала основную подготовительную работу по мирному урегулированию в Северной Ирландии, создав необходимую базу для заключения (уже лейбористским правительством) многостороннего соглашения с протестантами и католиками. Длительность сложного процесса урегулирования, осуществлённого правительством Джона Мэйджора, во многом была обусловлена склонностью Консервативной партии к силовым методам ведения переговоров и негативным отношением к международному посредничеству. Новое лейбористское руководство страны во главе с Тони Блэром проявило большую инициативность, готовность к компромиссу и терпение, но все эти качественные характеристики, отличавшие курс лейбористов, тем не менее, явились логическим продолжением политики консерваторов. Именно Консервативная партия заложила фундамент, на котором лейбористы воздвигли прочное здание мира с помощью «Договора Страстной Пятницы» (1998) и «Договора Сент-Эндрюс» (2006).

Примечания

1. Дорошенко Д. Опсдадання про 1рландш. Кшв: Просвгга, 1907; Григорович М. Як 1рланд1я здобула co6i волю. Катеринослав: Укр. вид-во в Катеринослав^ 1924; Крушинський Ф. Нацюнальна револющя в 1рландп. Париж: Видання «Укр. Визв. Б!блютеки», 1931.

2. Толстой С. Английское общество и ирландское восстание 1916 года: дис. ... канд. ист. наук. Киев, 1983.

3. Кучменко Е. М. Iрландiя i Ольстерська криза: Пошуки шляxiв 11 подолання у другш половин XX столитя (1сторичний огляд) Киев, 2000; Телен-ко О. М. Ольстерська проблема в пoлiтицi Велико! Британп: дис. ... канд. полгг. наук. Львiв, 2005; Сах-новський О. G. 1рландський автoнoмiзм у роки Пер-шо! свиово! вшни: позищя Партп гомруля та пoлiти-ка британських урядiв: дис. ... канд. кт. наук. Чершвщ, 2006; Гула К. О. Шляхи врегулювання конфликту у Швшчнш 1рландп (1968-2007 рр.): дис. ... канд. кт. наук. Ки!в, 2009. 210 с.

4. Шинн Фейн (ирл. Sinn Fein - «мы сами») -название ряда ирландских политических организаций, ведущих свое происхождение от одноименной левой националистической партии, созданной в 1905 г. Артуром Гриффитом. В настоящее время крупнейшей организацией такого рода является «Временная Шинн Фейн», которую с 1983 г. возглавляет Джерри Адамс. Она представлена в Ассамблее Северной Ирландии, парламентах Великобритании (в работе которого представители Шинн Фейн традиционно отказываются принимать участие) и Республики Ирландия, Европейском парламенте (в подгруппе объединённых левых лево-зелёной группы). Критикуется правительствами Ирландии и Великобритании за предполагаемую связь с ИРА, которую сама партия отрицает. Партия придерживается социалистической ориентации и выступает за единую Ирландию.

5. Joint Declaration on Peace: The Downing Street Declaration, Wednesday 15 December 1993. URL: http:// cain.ulst.ac.uk/events/peace/docs/dsd151293.htm

6. British Response to Sinn Fein Request for Clarification. URL: http://cain.ulst.ac.uk/issues/politics/ docs/nio/nio190594.htm

7. Irish Republican Army (IRA) Ceasefire Statement, 31 August 1994. URL: http://cain.ulst.ac.uk/events/peace/ docs/ira31894.htm

8. Combined Loyalist Military Command (CLMC) Ceasefire Statement, 13 October 1994. URL: http:// cain.ulst.ac.uk/events/peace/docs/clmc131094.htm

9. The Framework Documents. URL: http:// cain.ulst.ac.uk/events/peace/docs/fd22295.htm

10. A Framework For Accountable Government In Northern Ireland. URL: http://cain.ulst.ac.uk/events/ peace/docs/fd22295b.htm

11. Report of the International Body on Arms Decommissioning, 22 January 1996. URL: http:// cain.ulst.ac.uk/events/peace/docs/gm24196.htm

12. MacGinty R. American influences on the Northern Ireland Peace Process // The Journal of Conflict Studies. 1997. Vol. XVII. № 2 // The Journal of Conflict Studies. The GREGG CENTRE for the Study of War and Society. URL: http://www.lib.unb.ca/Texts/jCS/bin/get.cgi? directory=FALL97/articles/&filename=MACGINTY.html

13. The Portland Trust. Economics In Peacemaking: Lessons from Northern Ireland. URL: http:// www.portlandtrust.org/ (официальный сайт организации «The Portland Trust»).

14. Northern Ireland (Entry to Negotiations, etc) Act, 1996. URL: http://cain.ulst.ac.uk/events/peace/docs/ act290496.htm

15. Forum Election (NI). Thursday, 30 May 1996. URL: http://cain.ulst.ac.uk/issues/politics/election/ rf1996.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.