Научная статья на тему 'Политика британской гражданской адмиинистрации в Палестине до принятия мандата в условиях зарождения арабо-еврейского конфликта (1920-1922)'

Политика британской гражданской адмиинистрации в Палестине до принятия мандата в условиях зарождения арабо-еврейского конфликта (1920-1922) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАЛЕСТИНА / БРИТАНСКИЙ МАНДАТ / Г. СЭМЮЭЛ / АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / PALESTINE / BRITAIN MANDATE / SIR HERBERT SAMUEL / ARAB-ISRAELI CONFLICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цветянский Алексей Витальевич

В статье рассмотрена политика британской гражданской администрации в Палестине в 1920-1922 гг. Анализируются действия английских властей во главе с Г. Сэмюэлом в условиях складывания арабо-еврейского конфликта. Указывается неспособность гражданской администрации эффективно противостоять этому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Policy of the Britain Civil Government in Palestine in the Conditions of the Origination of Arab and Europeans' Conflict (1920-1922)

The article discusses the policy of the British civil administration in Palestine in early 1920. The author analyzes the activities of the British authorities in the context of the growing Arab-Jewish conflict. Sir Herbert Samuel was the head of the British Administration in 1920-1925. He tried to implement the Balfour Declaration. He helped to create a Jewish national home, but not to the detriment of the local population. He had to act in a situation of growing conflict between the Arab and Jewish communities of Palestine. The reasons for the conflict were the rise of Jewish immigration and the socio-economic contradictions between the two communities. The policy of the civil authorities was not effective and could not prevent the disturbances in Jaffa in May 1921. As a result of the study, the author comes to the conclusion that the civil administration is unable to effectively resist the conflict between Zionist Jews and Arab nationalists.

Текст научной работы на тему «Политика британской гражданской адмиинистрации в Палестине до принятия мандата в условиях зарождения арабо-еврейского конфликта (1920-1922)»

esis: institutional reproduction of ethnic identity in local communities] Rostov-on-Don, Southern Federal University Publ., 2014, 320 p.

14. Anderson B. Imagined communities. London-New York, Versus, 2006, 240 pp.

15. Gasprinski I. Perevodchik-Terciman. Bakhchesaray 1913. April 13.

16. Gasprinski I. Perevodchik-Terciman. Bakhchesaray, 1913. April 10.

17. Gasprinski I. Perevodchik-Terciman. Bakhchesaray, 1907. December 28.

18. Iz Alupki [From Alupka]. In: Perevodchik-Terciman [Terdiman]. Bakhchesaray, 1904. April 9.

19. Gellner E. Nations and nationalism. New York, Cornell University Press, 2009. 146 p., p. 48.

20. Krasovitskaya T.Y. Etnokulturniy discurs v kontek-ste fevralya-oktayabrya 1917 g. Strategii, struktury, personazhi [Ethnocultural discourse in the context of February-October of 1917. Strategies, structures, characters]. Moscow, Noviy Khronograph Publ., 2015, 416 p., pp. 319-354.

Исследование проведено в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки РФ в сфере научной деятельности №30.2875.2017/8.9.

6 февраля 2019 г.

УДК 94(4)

ПОЛИТИКА БРИТАНСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АДМИИНИСТРАЦИИ В ПАЛЕСТИНЕ ДО ПРИНЯТИЯ МАНДАТА В УСЛОВИЯХ ЗАРОЖДЕНИЯ АРАБО-ЕВРЕЙСКОГО

КОНФЛИКТА (1920-1922)

А.В. Цветянский

DOI 10.18522/2072-0181-2019-97-1-47-51

После подписания Севрского мирного договора с Турцией и беспорядков в Палестине британское правительство приняло решение заменить военную администрацию на гражданскую во главе с известным деятелем Либеральной партии сэром Гербертом Сэмюэлом. Он был ортодоксальным иудеем, убеждённым либералом и во время Первой мировой войны лоббировал создание так называемого «еврейского национального дома» в Палестине. Особенности деятельности первого верховного комиссара Палестины, с учётом его бэкграунда и особенности сложившегося в Палестине положения, вызывали ранее интерес у отечественных исследователей, например, у С.С. Щевелева [1], М.С. Шаповалова [2]; и др. Авторы анализировали, в первую очередь, политику британского правительства по отношению к Палестине и её социально-экономическое развитие. В данной работе мы попытаемся проследить особенности деятельности верховного

Цветянский Алексей Витальевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии Донского государственного технического университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1. e-mail: Venceslav@mail.ru, т. 8(863)2738328.

комиссариата в период 1920-1922 гг. в условиях зарождения арабо-еврейских противоречий и определить её роль в этом процессе. Актуальность работы обуславливается существованием арабо-израильского конфликта, являющегося и сегодня важнейшим узлом напряжённости международных отношений. Корни конфликта уходят в начало XX в., когда в условиях британского мандата в Палестине начали зарождаться арабо-еврейские противоречия.

Назначение Г. Сэмюэля вызвало ликование в рядах сторонников Декларации Бальфура и разочарование среди её противников. Оккупационная администрация Палестины полагала, что это неизбежно вызовет беспорядки и еврейские погромы, так как будет воспринято местным арабским населением как передача страны под управление сионистам [3]. Но Кабинет министров надеялся на позитивный эффект от назначения Сэмюэла. Его большой политический и административный опыт и привержен-

Alexey Tsvetyansky - Don State Technical University, 1 Gagarina Square, Rostov-on-Don, 344000, e-mail: Venceslav@ mail.ru, tel. +7(863)2738328.

ность либерализму гарантировали не только помощь созданию еврейского национального очага, но и защиту прав нееврейских общин Палестины, также зафиксированную в Декларации Бальфура.

Сам будущий верховный комиссар Палестины долго колебался, прежде чем принять своё новое назначение, поскольку опасался, что «те меры, которые нееврейское население воспримет от британского губернатора-христианина, оно не воспримет от еврея» [4, р. 54]. Перед отъездом из Великобритании Сэмюэл опубликовал заявление, в котором основными своими задачами на посту верховного комиссара Палестины назвал установление порядка, экономическое развитие и сохранение свободы веры в Святой Земле [5].

Г. Сэмюэл неплохо знал ситуацию во вверенной ему территории, поскольку весной 1920 г. посетил Ближний Восток. В письме главе МИД Дж. Кёрзону от 2 апреля 1920 г. он отмечал антисионистские настроения арабов, восприятие большинством населения Палестины как части Сирии, растущие социальные противоречия между феллахами и арабскими феодалами, а также стремление последних к образованию национального правительства.

Перед верховным комиссаром Палестины стояло сразу несколько задач, которые было необходимо решать параллельно. Ему предстояло содействовать формированию еврейского национального очага, но не в ущерб местному христианскому и мусульманскому населению, сглаживать растущие арабо-еврейские противоречия и помогать социально-экономическому развитию Палестины.

В своей работе верховный комиссар опирался на кадры из оккупационной администрации. Р. Сторрс остался на посту губернатора Иерусалима, а его протеже Э. Ричмонд занял пост главы политического управления мандатной администрации. Фактически он выполнял обязанности главного советника верховного комиссара по вопросам ислама. Видный деятель арабского движения Р. эль-Нашашиби в 1923 г. так характеризовал роль Ричмонда в мандатной администрации: «Верховный комиссар руководствуется советами Ричмонда, который делает всякое сотрудничество [арабов] с евреями невозможным» [6, с.19.]. Его мнение подтверждает Г. Клейтон: «он - враг сионизма и проеврейской политики. Его надо исключить из секретариата» [4, р. 64-65].

Пытаясь найти направление своей политики на посту верховного комиссара Палестины,

Сэмюэл не предложил ничего принципиально нового по отношению к британскому опыту в Месопотамии. В октябре 1920 г. он создал Консультативный совет в составе 11 должностных лиц - британцев, четырёх мусульман, трёх христиан и трёх евреев; все они назначались верховным комиссаром [7, р. 254]. Было втрое сокращено военное присутствие англичан в Палестине.

Палестина в первой четверти XX в. оставалась преимущественно сельскохозяйственной страной. При этом в первые годы после окончания Первой мировой войны (1919-1923) произошла «Третья алия» - массовая иммиграция в Палестину евреев из Восточной Европы. Стремительно увеличивалось количество и арабского населения. Иммигранты из Синая, Сирии и Трансиордании отправлялись за лучшей жизнью в Палестину, где интенсивное развитие сельского хозяйства вызвало спрос на дешёвую рабочую силу [8].

Увеличение еврейской иммиграции приводило к скупке земель. В 1920 г. палестинские землевладельцы продали около 25 % земельного фонда Палестины [9], что стало причиной сгона с земли большого числа феллахов, которые пополняли число городской бедноты и поддерживали самые радикальные антиеврейские настроения. Представители «третьей алии» были большей частью квалифицированными земледельцами, исповедовали принцип «еврейского труда на еврейской земле» и считали недопустимым эксплуатировать труд местного арабского населения.

Главной проблемой для гражданской администрации являлись растущие арабо-еврей-ские противоречия. В начале 1920-х гг. арабское движение было разношёрстным - в нём участвовали горожане (преимущественно из обезземеленных феллахов), религиозные деятели, интеллигенция, торговцы и ремесленники, молодёжь. В сельской местности движение было слабым. Не было единого идеологического стержня, взгляды участников движения разнились - от ультрарелигиозных до леворадикальных. Единственным объединительным фактором был антисионизм и стремление к созданию национального правительства. Долгое время не было сильного харизматического лидера, обладающего большим духовным авторитетом, который мог бы возглавить движение и предложить конкретную идеологию и программу действий. Ещё одним фактором зарождающихся противоречий была борьба за лидерство в движении между крупными арабскими кланами. Всё это делало

протесты арабского населения степени стихийными и неорганизованными.

Своё недовольство лидеры арабской общины высказывали не только в адрес местной гражданской администрации. В 1921 г. министр по делам колоний У. Черчилль посетил Палестину и встретился с делегацией палестинских арабов, которые вновь потребовали остановить еврейскую иммиграцию, отменить концепцию «еврейского национального дома», создать национальное правительство и прекратить отделение Палестины от сестринских арабских государств [10, p. 6]. Однако Черчилль дал понять, что Великобритания не собирается отменять Декларацию Бальфура или запрещать еврейскую иммиграцию и призвал арабов к сотрудничеству с евреями Палестины [10, p. 27]. Естественно, арабская делегация была крайне разочарована результатом переговоров.

Недовольство арабского населения вылилось в серию стихийных еврейских погромов начале мая 1921 г. в Яффе. Погибло 47 евреев и 42 арабов, при этом 146 евреев и 64 араба получили ранения [5, p. 29, 32, 34, 41]. Если беспорядки прошлого, 1920 г., можно было списать на единственную вспышку взаимной неприязни, то майские события в Яффе выглядели уже как тенденция. Однако сам Г. Сэмюэл или не понимал остроты ситуации или считал необходимым «перетерпеть». Характеризуя погромы, верховный комиссар назвал их «досадным недоразумением», виной которому было недопонимание палестинских арабов того факта, что Декларация Бальфура гарантирует их права [7, p. 257].

Стремясь как-то разрядить ситуацию, Г. Сэмюэл наложил вето на еврейскую иммиграцию. Это вызвало резкую критику верховного комиссара со стороны сионистов, ранее его поддерживавших. Разгневанный лидер Всемирной сионистской организации Х. Вейцман даже попытался добиться замены Сэмюэла на более решительного политика. Общественное мнение метрополии также не разделяло предложенного Г. Сэмюэлом решения. Лондонская «Times» писала, что «приостановка еврейской иммиграции в Палестину после погромов в Яффе, несомненно временная мера, но её разумность сомнительна и требует более сильного утверждения, чем то, которое нам было представлено палестинским правительством» [11].

Активизировались и противники Декларации Бальфура. Командующий войсками на Ближнем Востоке генерал Конгрэв обратился к правительству с заявлением, что, если политика

еврейского национального очага не прекратится, то это рано или поздно вызовет войну в Палестине [12, р. 106].

Впрочем, события 1921 г. мало повлияли на политическую линию правительства Великобритании в отношении Палестины. В инструкции Г. Сэмюэлу, составленной в июле 1921 г., Черчилль отмечал тревожность ситуации в Палестине, но настаивал на продолжении курса в духе Декларации Бальфура. Очевидно, в Кабинете министров осознавали крайнюю сложность одновременного покровительства сионистам и арабскому национальному движению, но не были готовы менять намеченный политический курс.

Комиссия Хейкрафта, расследовавшая беспорядки 1921 г., сочла их главной причиной недовольство арабов евреями из-за политических и экономических причин, связанных с еврейской иммиграцией и политикой сионистов. В докладе комиссии отмечалось враждебное отношение арабского населения и к британской гражданской администрации ввиду её, по мнению опрошенных, чрезмерной поддержке сионистского движения в ущерб остальным народам Палестины [5, р. 51]. Кроме того, комиссия пришла к выводу, что «взрыв не был чем-то прогнозируемым или ожидаемым, и ни одна сторона не была к этому готова, но состояние чувств народа сделало конфликт весьма вероятным при любой провокации со стороны любого еврея... [курсив мой. - А.Ц.]» [6, с. 103]. Приведенная цитата ярко характеризует настроения, царившие в политической элите Великобритании относительно арабо-еврейских противоречий.

Верховный комиссар предпринял попытку взять под контроль деятельность арабской и еврейской общин. В декабре 1921 г. был создан Верховный мусульманский совет для руководства делами мусульманской общины Святой Земли. Он обладал неограниченным контролем и надзором за исламской религиозной иерархией, религиозными школами, судами и фондами вак-фа. Гражданская администрация также согласилась на создание Верховного раввинского совета Палестины. Этим шагом гражданские власти надеялись упорядочить деятельность общин и создать авторитетные органы, с помощью которых можно было бы влиять на настроения арабов и евреев.

Пожизненным председателем Верховного мусульманского совета в 1922 г. был назначен Хадж Амин эль-Хусейни, незадолго до этого «избранный» на должность верховного

муфтия Иерусалима. Он пытался заручиться поддержкой гражданской администрации, заявляя о своём желании серьёзно сотрудничать с британскими властями. Но этот выбор едва ли можно назвать удачным. Хадж Амин был одним из лидеров беспорядков в 1920 г. и выражал резкие националистические и антисионистские взгляды. Утверждение его в качестве верховного муфтия было уступкой наиболее радикальному крылу арабской общины, до этого заявлявшим о сионистском заговоре против Хадж Амина.

Полковник Ричард Майнерцхаген, эксперт по Ближнему Востоку, прозорливо назвал «избрание» муфтием Амина «явным безуми-ем...Рано или поздно о его назначении мы будем горько сожалеть» [13, р. 17]. Недовольные верховным муфтием объединились вокруг клана Нашашиби и созданной им Национальной партии, которая выступала против Декларации Бальфура в гораздо более мягкой форме. Борьба кланов Хусейни и Нашашиби за лидерство в арабском национальном движении в Палестине продолжалось и следующие несколько лет.

В начале 1922 г. британские власти попытались в Каире провести переговоры сионистов и арабских националистов. Арабская делегация предложила евреям помочь вытеснению французов из Сирии, отказаться от Декларации Бальфу-ра и вступить с арабами в прямые переговоры. Но принятие этих предложений осложнило бы англо-французские отношения и означало бы, что проект еврейского национального дома в Палестине зависит не от воли Лондона, а от ара-бо-еврейских договорённостей. Руководствуясь этими соображениями, Министерство по делам колоний попросило стороны отложить переговоры до ратификации палестинского мандата. Обе делегации положительно ответили на просьбу Великобритании.

Итак, необходимо подчеркнуть, что после передачи Палестины под управление мандатной администрации во главе с Г. Сэмюэлем гражданские власти неудачно пытались балансировать между сионистами и сторонниками арабского национализма. Причинами складывающегося арабо-еврейского конфликта следует назвать социально-экономическую политику сионистов, заключавшуюся в скупке земель арабских феодалов с последующим изгнанием феллахов. Кроме того, арабская политическая элита опасалась, что политика благоприятствования созданию «национального очага» и массовая иммиграция евреев в Палестину может привести к утрате арабами политического первенства в Святой

Земле. Попытки британской администрации балансировать между национальными чаяниями арабского и еврейского населения Палестины оказались неудачными в силу крайне противоречивости устремлений обеих общин. Не очень удачной была и кадровая политика Г. Сэмюэла, в значительной степени опиравшегося на служащих оккупационной администрации, сочувствовавших более арабского национальному движению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щевелев С.С. Политика Великобритании в Палестине в период мандата, 1920-1948 гг. Дис. ... д-ра ист. наук. Симферополь, 2000. 435 с.

2. Шаповалов М.С. Палестинский аспект ближневосточной политики Великобритании в 19141931 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2007. 233 с.

3. Documents on British foreign policy, 1919-1939. Ser.1.Vol.XIII. L., 1958. 255 p.

4. Kedourie Elie. The Chatam House version and other Middle-eastern studies. L., University Press of New England, 1984. 490 p.

5. Great Britain. Parliament. House of Commons. L., 1958. Vol.146. Palestine. Disturbances in may, 1921. Reports of the Commission of Inquiry with Correspondence relating thereto. L., His Majesty's stationery office, 1921. 64 p.

6. Сакер Г. История Израиля: от возникновения сионизма до создания государства Израиль. В 3 т. Т. 2. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1994. 384 с.

7. Wasserstein B. Herbert Samuel. A political life. Oxford, Clarendon press, 1992. 427 p.

8. Gottheil Fred M. The Smoking Gun: Arab Immigration into Palestine, 1922-1931 // The Middle East Quarterly [Электронный ресурс] URL: meforum. org/522/the-smoking-gun-arab-immigration-into-palestine.htm (дата обращения 03.04.2009).

9. Ближневосточная политика великих держав и арабо-израильский конфликт. Т. I Закономерности и особенности (ч. 1) / Под ред. О.А. Колобова. Нижний Новгород, ИСИ ННГУУ 2008. 612 с.

10. Caplan N. The Yishuv, sir Herbert Samuel, and the Arab Question in Palestine, 1921-1925 // Zionism and Arabism in Palestine and Israel. L., Frank Cass, 1982. Р.1-51.

11. «The Times». 1920. Vol. 14.

12. Wasserstein B. The British in Palestine. The mandatory Government and the Arab-Jewish conflict. 1917-1929. L., Royal historical society, 1978. 278 p.

13. Hurwitz D.L. Churchill and Palestine // Judaism. 1995. Vol. 44, Issue 1. P. 3-32.

REFERENCES 1. Shchevelev S.S. Politika Velikobritanii v Palestine v period mandata, 1920-1948 [Britain Policy in Man-

date Palestine, 1920-1948. Dissertation for the degree of Doctor of History]. Simferopol, 2000, 435 p.

2. Shapovalov M.S. Palestinskiy aspekt blizhnev-ostochnoy politiki Velikobritanii v 1914-1931 [The Palestinian aspect of Britain Mideast policy during 1914-1931. Dissertation for the degree of Candidate of History]. Omsk, 2007, 233 p.

3. Documents on British foreign policy, 1919-1939. Ser.LVol.XHL L, 1958. 255 p.

4. Kedourie Elie. The Chatam House version and other Middle-eastern studies. London, University press of New England, 1984. 490 p.

5. Great Britain. Parliament. House of Commons. L., 1958. Vol.146. Palestine. Disturbances in May, 1921. Reports of the Commission of Inquiry with Correspondence relating thereto. London, His Majesty's stationery office, 1921. 64 p.

6. Sachar H.M. Istoriya Izrailya: ot vozniknoveniya sionizma do sozdaniya gosudarstva Izrail ' [A History of Israel. From Rise the Zionism to the Establishment of the State of Israel]. In 3 vol. Vol. 2. Jerusalem, Biblioteka-Aliya,1994. 384 p.

7. Wasserstein B. Herbert Samuel. A political life. Oxford, Clarendon Press, 1992. 427 p.

8. Gottheil Fred M. The Smoking Gun: Arab Immigration into Palestine, 1922-1931, available at: http:// www.meforum.org/522/the-smoking-gun-arab-immigration-into-palestine.htm (accessed April 3, 2009).

9. Blizhnevostochnaya politika velikikh derzhav i ara-bo-izrail 'skiy konflikt. Tom I Zakonomernosti i oso-bennosti (chast'pervaya) [The Middleeast Policy of the Great Powers and the Arabo-Israeli conflict.]. In 2 vol. Vo.1. The Patterns and Features. Nizhniy Novgorod, ISI NNSU Pres, 2008, 612 p., p. 189.

10. Caplan N. The Yishuv, sir Herbert Samuel, and the Arab Question in Palestine, 1921-1925. In: Zionism and Arabism in Palestine and Israel. London, Frank Cass, 1982, pp.1-51.

11. The Times, 1920, vol. 14.

12. Wasserstein B. The British in Palestine. The mandatory Government and the Arab-Jewish conflict. 1917-1929. London, Royal Historical Society, 1978, 278 p.

13. Hurwitz D.L. Judaism, 1995, vol. 44, issue 1, pp. 3-32.

2 марта 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.