Научная статья на тему 'Политическое взаимодействие РФ и КНР в брикс и ШОС'

Политическое взаимодействие РФ и КНР в брикс и ШОС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
215
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SECURITY / STABILITY / DEVELOPMENT / POLITICAL INTERACTION / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сунь Юэхуацю

В данной статье рассматривается взаимодействие КНР и России в организациях ШОС и БРИКС, предлагается анализ роли этих организаций в обеспечении мировой безопасности и стабильности. Предметом анализа также является консолидированная позиция России и Китая по основным вопросам безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political interaction of the Russian Federation and the PRC in the BRICS and SCO

This article discusses the interaction of the PRC and Russia in the SCO and BRICS organizations, suggests analysis of the role of these organizations in ensuring global security and stability. The subject of the analysis is also the consolidated position of Russia and China on the main security issues.

Текст научной работы на тему «Политическое взаимодействие РФ и КНР в брикс и ШОС»

СУНЬ ЮЭХУАЦЮ аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*

Политическое взаимодействие РФ и КНР в БРИКС И ШОС

Существуют различные подходы к оценке современной модели взаимодействия РФ и КНР и к главным направлениям их отношений.

Распад СССР и последовавшие за ним дезинтегра-ционные процессы, опасность повтора такого же сценария в Китае безусловно осложнили российско-китайские отношения, были негативно восприняты руководством Китая. Однако новые политические обстоятельства и прошлый опыт взаимодействия подтолкнули РФ и КНР к формированию новых принципов взаимоотношений.

Принято считать, что «в становлении прочных, равноправных и дружественных отношений между Россией и Китаем ключевую роль сыграли переговоры на высшем уровне сторон в ходе взаимных государственных визитов в 1992-1996 гг.»1. Во время визита Президента РФ Б.Н. Ельцина в КНР в 1992 г. были сформулированы основные принципы сотрудничества. «Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР от 18 декабря 1992 г.» зафиксировала, что страны являются «дружественными государствами» и намерены «развивать отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, исходя из принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние

дела друг друга, равенства и взаимной выгоды» и норм

2

международного права .

* Сунь Юэхуацю, e-mail: zoezoesun@icloud.com

1 Титаренко М.Л., Трифонов В.И., Уянаев С.В. Становление и эволюция отношений стратегического партнерства между Россией и Китаем // Стратегический партнерский диалог между Россией и Китаем. Современное состояние, проблемы и предложения. М., 2014, с. 165-183.

2 Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР от 18 декабря 1992 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900032 (Дата обращения: 01.12.2018).

Совместная декларация 1996 г. отметила усилия двух стран в направлении двустороннего и международного сотрудничества1. Она также зафиксировала необходимость качественно нового этапа развития. В апреле 1997 г. стороны подписали совместную декларацию, которая имела международное значение, так как подчеркивала тенденцию к упрочению взаимодействия двух государств на основе доверия и взаимопонимания. В Декларации заявлено, что РФ и КНР как постоянные члены Совета Безопасности ООН несут ответственность перед мировым сообществом и стремятся к установлению полицентричного и справедливого международного порядка2. Данная декларация демонстрирует формирование новой модели отношений двух государств, которая оптимально учитывает их интересы.

Являясь постоянными членами Совета Безопасности ООН, РФ и КНР при голосовании по ряду сложных вопросов выступают консолидированно, тем самым КНР оказывает противодействие США и их союзникам. По наиболее острым ситуациям Россия и Китай используют право вето для защиты обоюдной позиции.

Активным остается сотрудничество государств в формате международных межправительственных организаций, что также позволяет им через механизмы международных организаций влиять на процесс формирования нового миропорядка. Подобная консолидированная позиция не остается незамеченной международным сообществом.

В качестве примера следует привести позицию РФ и КНР по сирийскому конфликту. По данному вопросу оба государства выступают как защитники международного права и традиционных ценностей в системе международных отношений. По их мнению, должны быть соблюдены основные принципы: сохранение государственного суверенитета, принцип невмешательства во внутренние дела государства. Поэтому Россия и Китай в целях недопущения принятия резолюций, разрешающих проведение военной операции по свержению режима действующего президента САР Б. Асада, неоднократно применяли право вето.

1 Совместная Российско-Китайская декларация от 25.04.1996 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/1901175 _(Дата обращения: 01.10.2018).

2 Там же.

Также они заблокировали принятие в СБ ООН проекта резолюции, который предусматривал введение санкций в отношении Сирии за атаки с применением отравляющих веществ. Основанием для такого решения Россия и Китай считают отсутствие достаточно убедительных доказательств виновности правительственных сил.

Следует отметить инициативы России и Китая в СБ ООН по противодействию использования химического оружия во время военных конфликтов. Так, нашими государствами в 2016 и 2017 гг. был внесен проект резолюции по борьбе с химическим оружием в Ираке и Сирии, который, однако, не получил поддержки.

Значимым шагом на пути обеспечения информационной безопасности международного информационного пространства можно считать совместное заявление России и Китая (июль 2017 г.), направленное на необходимость создания в рамках ООН комплекса согласованных правил управления интернетом. Документ регламентирует запрет на использование информационно-коммуникационных технологий в целях вмешательства во внутренние дела государств, нарушения общественного порядка, разжигания враждебных настроений на межнациональной, межрасовой

или межконфессиональной почве, разрушения системы

1

государственного управления» .

Таким образом, Россия и Китай используют ООН как площадку совместных усилий по противодействию различным вызовам безопасности, одновременно укрепляют свой авторитет в качестве центров силы мировой политики.

Важнейшим направлением российско-китайского сотрудничества остается участие государств в ШОС (Шанхайской организации сотрудничества2) и в БРИКС (Группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика).

ШОС была создана в 2001 г. и сегодня представляет собой значимую региональную организацию. Постоянные члены ШОС: Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикис-

1 Россия и Китай считают ООН удобной площадкой по выработке норм противодействия киберугрозам. URL: https://www.pnp.ru/politics/rossiya-i-kitay-schitayut-oon-udobnoy-ploshhadkoy-po-vyrabotke-norm-dlya-protivodeystviya-kiberugrozam.html (Дата обращения: 01.10.2018).

2 Официальный сайт организации http://infoshos.ru/ru/ (Дата обращения: 01.10.2018).

тан, Узбекистан, Индия и Пакистан. Напомним, ШОС не является военным блоком или открытым регулярным совещанием по безопасности, а занимает промежуточную по-зицию1. ШОС была создана прежде всего для решения проблем безопасности и для расширения экономических, политических, культурных связей между странами. Следует подчеркнуть, что имея различный уровень социально-экономического развития, государства-члены ШОС разделяют позицию по вопросу современного мироустройства как многополярной структуры, отрицая доминирование отдельной страны. Международное значение организации обусловлено геополитической ролью ее членов и стратегическим партнерством России, Индии и Китая, которое продолжает развиваться. Поэтому сегодня мы наблюдаем существенную роль ШОС в создании системы коллективной безопасности2.

В данной связи нужно отметить инициаторство России и Китая в создании данной организации и их повышенную заинтересованность в развитии и стабильности Центрально-Азиатского региона, который является основным направлением в деятельности ШОС.

В Уставе организации - «Хартии ШОС» определены следующие основные цели организации в сфере безопасности: совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной

- 3

деятельности, незаконной миграцией .

По мнению многих исследователей, создание ШОС было ответом на возможность превращения Центральной Азии в регион постоянного ведения боевых действий между центральными правительствами и набирающими силу исламистскими террористическими группировками. В 2001 г. ШОС подписала первый документ - Конвенцию о борьбе с

1 Зимонин В.П. Шанхайская организация сотрудничества и евразийское измерение безопасности // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития: Материалы круглого стола. М., 2008, с. 75-88.

2 Антонюк В.С., Неклюдова Н.П. Миграционные процессы в странах ШОС // Экономика региона, 2012, № 4, с. 253-259. URL: file:///Users/NK/Downloads/Migration%20processes%20in%20SCO%20membe r%20states.pdf (дата обращения: 01.10.2018).

3 Хартия ШОС. URL: http://kremlin.ru/supplement/3450 (дата обращения: 01.10.2018).

терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом , что и позволяет говорить о сотрудничестве государств-членов в сфере региональной и международной безопасности. Именно в этом документе содержатся определения терроризма, экстремизма и сепаратизма. Отдельным направлением сотрудничества является организация антитеррористических сухопутных маневров «Мирная миссия» (с 2005 г. на регулярной основе), цель которой - поддержание и повышение антитеррористической готовности.

Принятые в 2002 г. Декларация глав государств-членов ШОС2 и Хартия ШОС зафиксировали стремление участников продолжить сотрудничество в целях поддержания совместными усилиями стабильности и безопасности в регионе для формирования многополярного мира.

Важно отметить, что с 2006 г. ШОС формирует список-реестр сепаратистских, террористических и экстремистских организаций и лиц, объявленных спецслужбами в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении актов сепаратистского, террористического или экстремистского характера. На сегодняшний день в реестр включено более 100 организаций, деятельность которых запрещена на территории государств-членов ШОС3.

Важным направлением считается и противодействие незаконному обороту наркотиков, что также связано с обеспечением национальной и региональной безопасности, для чего создаются эффективные региональные международно-правовые механизмы противодействия.

Еще одним важным направлением сотрудничества является миграционная политика государств-участников. Миграционные потоки в условиях современной глобализации увеличиваются с каждым годом, что привело к формированию особой миграционной системы в рамках государств-членов организации, чему способствовали географическая близость стран, неравномерность их экономического разви-

1 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. URL: http://kremlin.ru/supplement/3405 (дата обращения: 01.10.2018).

2 Декларация глав государств-членов ШОС. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=89 (дата обращения: 01.10.2018).

3 Страны ШОС объявили в розыск более 3 тысяч террористов. URL: http://infoshos. ru/ru/? idn=17010 (дата обращения: 01.10.2018). http://infoshos.ru/ru/?idn=16989

тия, различие демографической ситуации. В этой связи важно отметить интенсивность миграционных потоков из государств Центральной Азии, Китая в Россию1. Обратная миграция развита слабо.

Важным аспектом является борьба с нелегальными миграционными потоками, для чего необходимы совместные меры по противодействию нелегальной миграции. В 2008 г. В.В. Путин выступил с инициативой создания специальной рабочей группы по миграционным вопросам. Затем в апреле 2009 г. по инициативе КНР была проведена встреча экспертов государств-членов ШОС по вопросам миграции, результатом которой стала подготовка документа по многостороннему сотрудничеству в данной сфере.

Проблема незаконной миграции требует комплекса определенных мер, так как нелегальная миграция связана с правонарушениями и криминальной сферой, имеет негативные последствия для экономик стран. Анализ этих проблем позволит выработать общие подходы к противодействию нелегальной миграции.

В данном контексте необходимо отметить сближение России, Индии и Китая, которое многие эксперты рассматривают как противоамериканский альянс. Принципы взаимодействия России, Китая и Индии стали основой формирования механизмов сотрудничества БРИКС. В БРИКС, как уже указывалось, наряду с Россией, Индией и Китаем, присутствуют Бразилия и ЮАР. Организационные принципы деятельности БРИКС аналогичны ШОС. В рамках БРИКС Россия и Китай также взаимодействуют по вопросам международной безопасности. Главная цель организации состоит в достижении мира и безопасности для стабильного развития государств. Первый саммит глав государств Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) прошел по инициативе России в 2009 г. в Екатеринбурге. Формат признали успешным, и встречи на высшем уровне стали проводиться ежегодно. В 2011 г. с целью расширения сотрудничества по линии «Юг-Юг» на саммите в г. Санья (КНР) статус официального члена объединения получило наиболее экономически развитое государство Африки -

1 Антонюк В.С., Неклюдова Н.П. Миграционные процессы в странах ШОС // Экономика региона, 2012, № 4, с. 253-259. URL: file:///Users/NK/Downloads/Migration%20processes%20in%20SCO%20membe r%20states.pdf (дата обращения: 01.10.2018).

Южно-Африканская Республика, что означало официальное оформление диалога пяти развивающихся государств под названием «БРИКС». Впервые возникла межрегиональная союзная группа «больших экономик» с потенциалом в Африку, Азию, Европу и Латинскую Америку.

Саммиты 2009-2010 гг. зафиксировали ведущую роль ООН в решении задач обеспечения безопасности. В 2011 г. организация высказалась за мирное урегулирование конфликта в Ливии, в 2012 г. - за поддержку стабильного развития Афганистана и государств ЦАР, в 2014 г. отметили общую обеспокоенность ситуацией в Южном Судане и Украине, в 2015 г. приняты Уфимская декларация и Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 г., которые содержат анализ современной международной обстановки и основных направлений взаимодействия стран БРИКС. Данные вопросы получают системное обсуждение на последующих саммитах. Так, проблема урегулирования сирийского конфликта постоянно обсуждается в формате БРИКС1.

Необходимо отметить, что вопрос о нераспространении ядерного оружия имеет особое значение в силу того, что три страны-члена являются ядерными державами, а две обладают необходимыми технологиями. Необходимо учитывать расхождение стран по данному вопросу: Индия не подписывает Договор о нераспространении ядерного оружия, Бразилия не ратифицирует Дополнительный протокол к Договору, Китай не ратифицирует Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний и Договор о запрещении производства расщепляющихся материалов. Таким образом, необходим переговорный процесс для выработки общей позиции стран по указанным вопросам.

Однако следует подчеркнуть, что совпадающие интересы Китая и России в сфере обеспечения безопасности обусловлены схожими проблемами, а также то, что основное внимание стран-участниц сосредоточено на экономи-

1 Старчак М.В. БРИКС: общие и частные угрозы международной безопасности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2014, т. 9, № 4, с. 160-176. URL: https://iorj.hse.ru/data/2014/12/24/1104128423/%D0%A1 %D1 %82%D1 %80%D 0% B0% D0%BD% D0% B8%D1 %86%D1 %8B%20% D0% B8% D0%B7%20% D0 %92% D0% B5%D1 %81 %D1 %82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2014_04_%D0 %B4%D0%BB%D1%8F_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1 %80-11 .pdf (дата обращения: 01.10.2018).

ческих вопросах. Возможно, данное обстоятельство объясняется сотрудничеством наших стран по проблемам безопасности в рамках ШОС.

Вместе с тем необходимо отметить общую позицию России и Китая в БРИКС по основным проблемам международной безопасности, что также способствует развитию политического взаимодействия наших государств.

Сунь Юэхуацю. Политическое взаимодействие РФ и КНР в БРИКс и ШОС. В данной статье рассматривается взаимодействие КНР и России в организациях ШОС и БРИКС, предлагается анализ роли этих организаций в обеспечении мировой безопасности и стабильности. Предметом анализа также является консолидированная позиция России и Китая по основным вопросам безопасности.

Ключевые слова: безопасность, стабильность, развитие, политическое взаимодействие, международные организации.

Sun Yuehuatsyu. Political interaction of the Russian Federation and the PRC in the BRICS and SCO. This article discusses the interaction of the PRC and Russia in the SCO and BRICS organizations, suggests analysis of the role of these organizations in ensuring global security and stability. The subject of the analysis is also the consolidated position of Russia and China on the main security issues.

bywords: security, stability, development, political interaction, international organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.