Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Й. ХЁЙЗИНГА'

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Й. ХЁЙЗИНГА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЭРИЛИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ГЕРОИЗМ / АВТОНОМИЯ ГОСУДАРСТВА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СУЕВЕРИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Батышева Л.О.

В данной статье анализируются политические взгляды Й. Хейзинга на основе его работ «В тени завтрашнего дня», «Затерянный мир». В контексте его учений рассматриваются такие категории как «снижение способности к критике», «всеобщее ослабление морального принципа», «всеобщий упадок способности суждения», «политическое суеверие» и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Й. ХЁЙЗИНГА»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Батышева Л. О. студент, 1-ый курс

направление магистерской программы «Гражданское право;

предпринимательское право; семейное право;

международное частное право» Юридический факультет Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) Россия, г. Новосибирск ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Й. ХЁЙЗИНГА

В данной статье анализируются политические взгляды Й. Хейзинга на основе его работ «В тени завтрашнего дня», «Затерянный мир». В контексте его учений рассматриваются такие категории как «снижение способности к критике», «всеобщее ослабление морального принципа», «всеобщий упадок способности суждения», «политическое суеверие» и другие.

Ключевые слова: пуэрилизм, политический героизм, автономия государства, политическое суеверие.

В своих работах выдающийся нидерландский историк Йохан Хёйзинга (1872-1945) выступает как социальный критик и культуролог. Имя Хёйзинга современники помещали в одном ряду с именами таких культурпессимистов, как Хосе Оптега-и-Гассет и Освальд Шпенглер. В то же время сам Хёйзинга называет себя оптимистом. Такое определение автора многие или не принимали, или относили к философской риторике. Сын Хёйзинга писал отцу в письме: «...твой вид оптимизма в конце концов не что иное, как вера в относительную неважность всего, что происходит в этой юдоли скорби. Это метафизический оптимизм, если можно так выразиться»74.

Так как свои политические взгляды Хейзинга излагал во многих своих работах, следует обратиться к каждой из них.

В очерке «В тени завтрашнего дня» Хёйзинга с поразительной точностью дал анализ социально-политической европейской истории, поставив диагноз болезни нашей цивилизации. Это была и его собственная боль. Особо интересно то, что многое из его наследия сохраняет актуальность и заслуживает внимания и в наше время. Каковы политические взгляды Хёйзинга, и какой он видел Европу будущего - на эти вопросы мы ответим в ходе нашего исследования. Сквозь призму социальных и культурологических взглядов Хёйзинга, которые он в основном осветил в свое работе, можно выделить его политические взгляды.

74 Сильвестров Д. Предисловие // Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерлан. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича.- Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.- с. 5._

В предисловии к эссе 11 декабря 1938 года Хёйзинга пишет о том, что «ставит диагноз», но при этом не дает прогнозов на будущее. Прочитав книгу Хёйзинга, каждый сам должен сделать выводы, но самое «главное - сохранять

75

мужество, веру, исполнять долг»75.

Хёйзинга пишет в эссе «В тени завтрашнего дня» о том, что «повсюду...смутный страх перед ближайшим будущим, чувство упадка и заката нашей цивилизации». Это относится к разным сферам жизни общества, в том числе и к политике: «государственные институты более не функционируют.безрассудно расточаются силы нашего общества»76. Политика «не сохраняла разум». Политический кризис приводит к тому, что сильно поколеблены устои общества и его порядки, мир стал подвержен интенсивному процессу распада. В эссе Хёйзинга в совокупности рассматривает политический, экономический, культурный кризис, объединяя их общим понятием «кризис мышления и сознания».

Итак, совокупный процесс расстройств в экономике и политике привел к упадку. Прежде всего, Хёйзинга отмечает «всеобщий упадок способности суждения», который нашел наибольшее проявление в политической деятельности. В современном Хёйзингу мире с всеобщим народным образованием, всеобщей публичностью ежедневных событий «средний человек ощущает себя все менее зависимым от собственного мышления и собственных действий». Если человек вдохновляется стремлением к знанию или красоте, ему, вследствие назойливого воздействия аппарата культуры, «трудно избежать опасности приобщения к навязываемым сведениям и суждениям»77. Так, политическая реклама до предела нагружает образ эмоциями, наделяя его настроением, вызывая появление суждения. Таким образом, отдельный индивид уже не может самостоятельно отрефлексировать то, что видит, теряя способность к суждению. Упадок способности к суждению имеет прямую связь с таким проявлением, как способность отдельной личности к критическому осмыслению происходящего.

Далее, Хёйзинга отмечает «снижение способности к критике», т.е. ослабевает потребность размышлять точно и объективно о разумно постигаемых вещах, подвергая свои размышления критическому анализу. Чувство без критических возражений разума, вмешивается в вынесение суждения78. И вот трагический вывод: дух времени сделался восприимчивым к бессмыслице. Хёйзинга имеет ввиду «расовые теории в их приложении к оценке культуры и к политике». Это учение о «феномене расы» отвергалось серьезной наукой как несостоятельное, пока «вдруг политическими обстоятельствами не было возведено на пьедестал, с которого теперь

75 Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерлан. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича.- Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.- с. 18.

76 Там же. С. 18-19.

77 Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерлан. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича.- Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.- С. 53.

78 Там же. С. 58.

отваживается изрекать научную истину». Расовые тезисы всегда к чему-то враждебны79. Итак, Хёйзинга осуждает политическое использование расовой теории нацистской Германией.

По мысли Хёйзинга, упадок способности суждения не ограничивается странами, где восторжествовал крайний национализм. Для многих категории «вымысел и история» утратили отчетливые различия. Это приводит к взлету понятия «миф», когда принимают как данность некий образ, «в котором сознательно допускают элементы желания и фантазии», возвышают, безнадежно смешивая сферы знаемого и желаемого. Если жизнь не находит выражения в понятиях логики, то слово дают поэту80. Таким политическим мифом стал советский миф, широко пропагандируемый в СССР.

Хёйзинга отмечает и «всеобщее ослабление морального принципа», также оказывающего непосредственное влияние на политическую жизнь общества в том, что оправдывается и приветствуется изменение норм поведения индивида. По отношению к действиям, которые совершает государство или от имени государства, широкая публика все менее способна выносить нравственное суждение, за исключением случаев, когда дело касается действий чужого государства или партии - врага в собственном государстве. Преклонение перед успехом может полностью вытеснить порицание в суждениях политического характера. Сторонний наблюдатель не может зачастую судить о характере, цели, средствах достижения идеала, он довольствуется внешними признаками успеха, которые предлагаются внимании. Таким образом, любой человек, который изначально должен презирать политическую систему, бояться ее, потом постепенно признает ее и превозносит как спасительную. При этом он довольствуется внешними признаками благополучия, не углубляясь в суть вещей. Так в политическом суждении масс быстрое оправдание находят несправедливость и насилие вследствие выгод внешнего порядка и дисциплины, являющихся признаками функционирующего государственного механизма81. В данном случае мы можем сказать, что всеобщее ослабление морального принципа наблюдалось как в фашистской Германии, так и в СССР.

Хёйзинга рассматривает теорию автономии государства, которому все позволено, как величайшую из опасностей, которая грозит гибелью западной цивилизации, так как соотносится с могущественным субъектом власти, способным и упорядочить, и разрушить весь мир. Эта теория ведет к взаимному истреблению и истощению национальных государств. Самовластные решения о том, в чем заключаются государственные интересы, и как их следует обеспечить, принимаются теми, кого называют вождями. Если же в правящей группе возникает разлад, то сильнейшие подчиняют или

79 Там же. С. 61-62.

80 Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерлан. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича.- Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.- С. 72.

81 Там же. С. 93-94.

истребляют других82. В данном случае Хёйзинга точно охарактеризовал механизм политических репрессий 30-ых годов в СССР. В случае с Советским Союзом вождь и партия возомнили, что им все позволено. В результате массовые репрессии значительно ослабили государство. В случае же с фашисткой Германией, где восторжествовала эта теория, истреблению подвергались народы других государств.

Хёйзинга обращает внимание и на понятие политического героизма, отмечая, что человечеству для поддержки и утешения в борьбе за жизнь и для объяснения величия совершенных им деяний, необходимы были представления о людях высокой природы, с человеческой силой и доблестью, которая превосходит земные возможности. Эта сфера сверхчеловеческого нашла воплощение в мифологическом мышлении. Но сутью героической идеи был культ мертвых. В христианстве идея героического блекла перед идеей святости. Ницше также провозгласил свой идеал героического, возрождая его в сфере государственного порядка и общественных отношений, но эта идея не для государственных деятелей. Хёйзинга видит трагедию в том, что неуместная вульгаризация идей Ницше о сверхчеловеке положила начало мыслям, превозносящим героизм до уровня лозунга. Героическое стало лозунгом, пунктом политической программы. Усыпление способности к критике при помощи сильных возбудителей воли, заволакивание идеи красивой иллюзией - все игра в новом культе героя. Это означает, что понятия служения, общего дела уже не имеют силы, способной привести в действие энергию общества. Цена политического героизма определяется целью. Реклама героизма навязывает людям свои посылы, как догматические истины: у одних - лозунг, у других - «политический термин: расовая теория, большевизм или что бы там ни было»83. Но если власть проповедует насилие, то слово берут насильники. Люди отказывают себе в праве защиты, а те прибегают к крайним формам жестокости и бесчеловечности. В качестве исполнителей героических дел к ним устремятся элементы, которые находят в насилии удовлетворение своих патологических или животных инстинктов. Они станут подручными палачей84. Здесь Хёйзинга точно определяет то, к чему привела теория автономия государства и политического героизма СССР и гитлеровскую Германию.

Хёйзинга обращает внимание и еще на одно понятие - «пуэрилизм», как состояние общества, поведение которого соответствует поведению несовершеннолетних, общества, которое приспосабливает свое поведение к поведению подростков. Примеры пуэлиризма: надуманные конфликты в результате партийных интриг, переименование больших городов в честь национальных величин наших дней - Сталин, Горький. Это же относится и к

82 Там же. С. 101.

83 Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерлан. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича.- Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.- С. 110.

84 Там же. С.- с. 111.

духу парадов, когда вся нация выстраивается в шеренги подобно оловянным солдатикам. Так пустая форма создает иллюзию полноценного содержания. Никто не способен задуматься над тем, что все это не имеет никакой ценности85.

Хёйзинга обращает внимание на понятие политическое суеверие, как «продолжающуюся веру в целесообразность войны». Вера в средства, непригодность которых очевидна, не что иное, как суеверие86. Фашизм внушил населению Германии необходимость войны для немецкого народа.

Таким образом, Хёйзинга выделяет признаки кризиса в области мышления и знания, такие как снижение отдельного индивида способности к суждению и критике, всеобщее ослабление морального принципа которые нашли выражение в теории автономии государства, политического героизма, «пуэрилизма».

По мысли Хёйзинга, идет процесс «соскальзывания культуры в сферу политического». Сумеют ли политические процессы занять место наивысшей мудрости и благородных помыслов? По мысли Хёйзинга, всякая политика, по сути, направлена на достижение ограниченных целей. А ценности политики, если смотреть на них с отдаления нескольких столетий, лишены смысла. Таким образом, нигде достижение политических намерений не имело длительного успеха. В качестве примера Хёйзинга приводит Афины, Римскую империю и т.п. Итак, Хёйзинга делает вывод: поддержание культуры нельзя доверить политической власти87.

Может ли общество само найти выход из политического кризиса? Какие варианты спасения, выхода из сложившейся непростой политической ситуации предлагает Хёйзинга?

Спасения следует ждать не от вмешательства устанавливающей порядок власти. Необходимо внутреннее очищение, достигнуть которого может сам индивид. Нынешний мир встал на путь отрицания этических норм. Спасение не может быть в победе одного государства, одного народа, одной расы, одного класса. Мир находится в политической неразберихе: повсюду серьезные неурядицы. Для урегулирования этих неурядиц возможны два выхода: 1) вооруженное насилие; 2) урегулирование на основе международной доброжелательности, двухстороннего отказа даже от справедливых требований. 88

Эссе Хёйзинга «Затерянный мир» подводит итог его мыслям. Здесь он снова обращается к сущности эпохи, сотрясаемой фатальными конфликтами политического, экономического и социального характера. Исторический процесс XX века - это революции в Японии, Китае, России, кризис в

85 Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерлан. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича.- Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.- С. 113.

86 Там же. С. 124.

87 Там же. С. 180..

88 Там же. С. 151.

" 89

экономике, две гигантские мировые войны89.

Хёйзинга отказывается от идеи рассматривать историю столетия как политическую фатальность. Политические явления Хёйзинга рассматривает в контексте культуры. И среди крупных утрат культуры называет такие политические явления: 1. милитаризм, когда государство все свои силы направляет планомерно на ведение войн. 2. Гипернационализм, когда превыше всего ставится власть собственной страны и народа. Хёйзинга беспокоит то, что милитаризм выходит за рамки политического явления, оказывая значительное влияние на культуру. Что нужно сделать в политической сфере, чтобы перейти от состояния войны к состоянию мира? Хёйзинга вносит свои предположения: 1. должны быть восстановлены территориальные границы в рамках международного правового порядка на основе действовавшего в 1939 году международного права; 2. Должна быть создана схема целесообразного мирового правления силами нескольких больших и множества мелких государств, которые объединятся в некое облеченное властью целое; 3. необходимо найти форму экономического возрождения, которая удовлетворит большинство90.

Осуждая политическую теорию милитаризма, Хёйзинга видит спасительное решение от милитаризма в федерализме, подразумевающем самостоятельность частей при сохранении целого. Такой Хёйзинга видит всемирную конфигурацию на ближайшее будущее. По его мысли, хорошее государственное управление лучше всего осуществляется в сравнительно малом сообществе и в пределах небольшой территории. Безбедное существование малых государств возможно в условиях демократии, либерализма и парламентской системы. Для этого необходимо отказаться от неограниченного национального суверенитета больших и малых стран. Малые государства обретут надежность и безопасность, в случае если сознательно вступят в единый правовой союз с большими государствами91.

Таким образом, Хёйзинга отмечает проявления политического кризиса, который заключается в следующем: 1. Всеобщий упадок способности к суждению (приобщение индивида к навязываемым сведениям и суждениям).

2. Снижение способности к критике (принятие «расовых теорий» в политике).

3. Принятие некоторыми странами политического мифа («советский» миф). 4. Оправдание изменения норм поведения индивида (широкая публика неспособна выносить нравственное суждение о политической деятельности государства).

Политический кризис привел к следующим негативным проявлениям в политической жизни государств: 1. К торжеству теории автономии государства, которому все позволено (взаимное истребление и истощение

89 Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерлан. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича.- Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.- С. 200.

90 Там же. С. 284-285.

91 Там же. С. 352-353.

национальных государств). 2. К политическому героизму, ставшему пунктом политической программы (лозунг, политический термин - большевизм, расовая теория и т.п.). 3. К пуэрилизму (общество по своему поведению напоминает детей: партийные интриги, парады и т.п.). 4. К политическому суеверию (вера в целесообразность войны).

Любую политику Хёйзинга ценит ниже культуры, так как политика, если рассматривать ее значение в контексте времени, бессмысленна. Каков выход из политического кризиса? 1. Отказ от милитаризма и гипернационализма в пользу федерализма. 2. Создание схемы целесообразного мирового правления силами многих государств, объединенных в некое целое.

Использованные источники:

1. Сильвестров Д. Предисловие // Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерлан. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича.- Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.- с. 5-14.

2. Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерлан. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича.- Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.- 456 с.

3. Хейзинга Й. Осень Средневековья.- Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.-с. 66-71.

Батышева Л.О. студент, 1-ый курс

направление магистерской программы «Гражданское право;

предпринимательское право; семейное право;

международное частное право» Юридический факультет Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) Россия, г. Новосибирск ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ Статья посвящена проблеме возможности использования института наложения обеспечительных мер в судебном порядке после вступления судебного акта в законную силу

Ключевые слова: обеспечительные меры, стадия гражданского процесса, исполнительно производство.

В судебной практике судов общей юрисдикции складывается позиция, согласно которой после вступления судебного акта в законную силу, обеспечительные меры могут быть наложены исключительно в рамках исполнительного производства, так как именно на судебных приставов-исполнителей возлагается обязанность исполнять судебное решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.