Научная статья на тему '«МЕЧ ХРИЗАНТЕМЫ» ИЛИ ДОКТРИНА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В БАНЗАИЗИРОВАННОЙ СТРАНЕ РИСОВОДОВ'

«МЕЧ ХРИЗАНТЕМЫ» ИЛИ ДОКТРИНА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В БАНЗАИЗИРОВАННОЙ СТРАНЕ РИСОВОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
японская система / анонимная власть / свобода выбора / новый национализм / должное место / численность населения / общее число избирателей / культурно-институированный разрыв / свершившийся факт / политическая коррупция / Japanese system / anonymous power / freedom of choice / new nationalism / proper place / population size / total number of voters / culturally institutionalized gap / fait accompli / political corruption
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««МЕЧ ХРИЗАНТЕМЫ» ИЛИ ДОКТРИНА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В БАНЗАИЗИРОВАННОЙ СТРАНЕ РИСОВОДОВ»

Арбатская М.Н. д.геогр.н., Иркутск

«МЕЧ ХРИЗАНТЕМЫ» ИЛИ ДОКТРИНА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В БАНЗАИЗИРОВАННОЙ СТРАНЕ РИСОВОДОВ

Ключевые слова: японская система, анонимная власть, свобода выбора, новый национализм, должное место, численность населения, общее число избирателей, культурно-институированный разрыв, свершившийся факт, политическая коррупция.

Keywords: Japanese system, anonymous power, freedom of choice, new nationalism, proper place, population size, total number of voters, culturally institutionalized gap, fait accompli, political corruption.

Японская Система и свобода выбора. Исторически сложившееся устройство централизованного японского государства называется Системой. Данная властная Система с давних пор работала без социальной группы или слоя, стоящего над всеми. История показала, что до периода конституционных монархий слабые коронованные фигуры не были редкостью. Но в Японии удивительным образом безвластным было не конкретное лицо, облеченное сакральной властью, а моновластный институт как таковой: «император полностью зависит от своих подчиненных, на которых возложена вся реальная ответственность и которые решают все актуальные задачи правительства»; при этом, за исключением малости территории, у японцев никогда не было «ограниченности в средствах ведения войны»1.

Карел Ван Вольферен2, на которого неоднократно в данной связи ссылается Франклин Анкерсмит, считает, что «речь идет ... о структурном феномене, не отраженном в понятийном аппарате» европейской и в целом западной политологии. «Существует, разумеется, иерархия или, вернее, комплекс взаимно перекрываемых иерархий ... в форме усеченной пирамиды. Нет верховного института власти, обладающего полномочиями на принятие окончательных решений» [там же, с. 5]. Анкерсмит относительно феномена японской власти предложил термин «анонимность»3. Однако, «анонимная власть» со снятой ответственностью, или «неуловимое государство», «которое в Японии обнаруживается повсеместно, вполне способно организовать сложный социальный и политический мир» [там же]. Отсутствие политического центра - это продуманно-сложившийся принцип японской Системы, которая, благодаря пустой вершине, получает несомненный стратегический бонус для безопасности и самосохранения: коли «если источник реальной власти неясен, то неясно так же, как с ним бороться» [там же, с. 332].

Япония Мэйдзи и второй германский рейх Бисмарка как субъекты международных отношений появились на политической карте одновременно, и сравнение их судеб (ось «Берлин-Рим-Токио») напрашивается само собой. Оба государства нового типа пошли по пути тотального милитаризма и стали внедрять у себя переход от монархии к республиканской форме формирования и воспроизводства власти. Но резоны для применения выборов различались. Отгороженная морями-океанами японская элита, пришедшая к власти вследствие фиаско самоизоляции, устроенного США, реанимировала микадо и устроила кардинальную перестройку всех общественных систем и институтов. В Японии стали внедрять различные новшества, которые высокопоставленные эмиссары, направленные за рубеж, нашли полезными для строительства сильной суверенной страны.

В японский список включили народное образование, всеобщую воинскую повинность (далее - ввп) или «налог кровью» (кэцу-эки), экономику/финансы, календарь, техническое перевооружение, и в самом конце, выборы. Что означают «выборы» было непонятно даже верхушке. В отличие от Германии, где понимание смысла выборов было не только в элите: введение всеобщих выборов на всей территории рейха, стало, наряду с созданием регулярной массовой армии, «главным козырем» Бисмарка против монархической заграницы4.

1 Анкерсмит Ф. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности [пер. с англ.]. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. - С. 339; Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерл. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. - С. 27-28.

2 Wolferen K. van. The Enigma of Japanese Power: People and Politics in a Stateless Nation. - L.: Macmillan, 1989. - 496 p. Реферативное изложение книги опубликовано в: Русский исторический журнал, 1999. - Т. 2, № 1. - С. 205-273.

3 Анкерсмит Ф. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности [пер. с англ.]. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. - С. 340.

4 Тезис, что «у Германии должна быть самая сильная армия в мире», обосновал Гегель: «борьба за независимость и суверенитет государства есть самая высокая обязанность и долг власти и гражданина, тогда как вопросы сохранения собственности и даже личной жизни немцев вторичны по отношению к сохранению независимости Родины» [Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Японский национализм (идеология и политика). - М.: Междунар. отношения, 2012. - С. 64]. Какой-либо нестыковки между правом голоса (всеобщим мужским избирательным правом) и «налогом кровью» в Германии не было: в конституционном «пакете» от 4 мая 1871 г., наряду с ввп государственные граждане мужского пола в возрасте 25 лет и старше получили право голоса.

«Реставрация Мэйдзи представляет собой не столько коренное изменение дореволюционной политики в области торговли, промышленности и дипломатии, сколько тщательную подготовку условий для более быстрого и эффективного вызревания тех тенденций, которые уже проявлялись в последние десятилетия периода Токугава» - переход власти от высших феодальных кругов к самураям низших рангов1. В целом реставрация Мэйдзи - проект коалиции «мечи (самураи) & деньги (купечество, ростовщики)».

Олигархия Мэйдзи была просто одержима идеей создания сильного имперского государства. В течение трех лет ... она упразднила феодальные владения, объяснив это тем, что «для поддержания равенства в отношениях с иностранными государствами слова должны иметь на деле тот смысл, который они обозначают (курсив -наш), и правительство страны должно стать единственным носителем власти»2.

Милитаризм и новый национализм. Страна рисоводов «на протяжении 400 лет ... изолировала себя от внешнего мира ... и построила свою внутреннюю структуру на чувстве гордости за собственную уникальность»3. По мнению Ф. Анкерсмита и Й. Хейзинги4, Япония с 1868 г. воплотила в себе самый старый и неограниченный милитаризм, который когда-либо был известен. Микадо, у которого «в японской истории (реальной) власти никогда не было, и его окружение «вполне осознавали и потому верно понимали, что императорскую власть следует тщательно оберегать и лелеять всеми доступными ... средствами»5. Влияние «системы служения и верности господствовало безраздельно», потому и «очень рано возникла конфигурация, которая без колебаний может быть названа милитаризмом».

В условиях открытости островов восходящего солнца для внешнего мира стало необходимостью «создать новый национализм, позволяющий "любить императора и Родину"» не только самурайскому воинству, но и крестьянам и ремесленникам, которые массово потребовались для наполнения армии на основе всеобщей (обязательной) воинской повинности (ввп). Ибо отряды фанатичных самураев безнадежно устарели и не смогли бы решить новые задачи даже с двумя своими мечами. В связи с этим гибридный "дзассюсэй"6 - старый национализм усобиц традиционного общества с оборонительной доктриной, ограниченной территорией островов, выросший на почве «японской исключительности» и основанный на уникальном «иерархическом феодальном чувстве»7, срочно требовал замены.

Глобальные амбиции новой правящей элиты из самурайских низов, подпираемые появившимся в новом времени демографическим давлением, требовали новых материков-островов. Для завоеваний была нужна современная технически оснащенная мощь армии и флота, а не только суровые и жесткие самураи, которые, тем временем, стали фанатичным и жестоким костяком этой самой армии (и офицерами полиции). Здесь-то и понадобились выборы. Национализм нового времени нуждался в новой политической системе, «в которой каждый гражданин имел бы свободу выбора. Свобода выбора, тем самым, должна стать неотъемлемой чертой цивилизованного правления в Японии, основой ее нового национализма» (курсив - наш)8, направленного на завоевание мира.

Сравнение подводит к выводу: Германию (вороватых немцев) и Японию (ленивых японцев)9 в их развитии путем мобилизации преимуществ отсталости, объединяет внедрение выборов власти главным образом как инструмента реагирования элиты на внешние геополитические факторы.

Насущная и трудная задача, решением которой «ленивые» японцы занялись без промедлений - денежная реформа (в 1867 г. в денежном обращении находилось 1694 вида денежных знаков). В 1871 г. была уничтожена вся феодальная инфраструктура (территориальная и иерархическая), отменены военные и религиозные звания/привилегии. Общественно-политическую и военную модернизацию масштабно начали западным календарем с 1 января 1873 г., народным образованием (обязательное начальное обучение в школах, как в Великобритании) и всеобщей воинской повинностью в январе 1873 г. (реализуя закон 1870 г. о создании национальной армии - с 20 лет, младший сын, на три года10).

1 Герберт Н. Становление капиталистической Японии. - М.: Изд-во Иностранной лит-ры, 1952. - С. 34-35, 42.

2 Wolferen K. van. The Enigma of Japanese Power: People and Politics in a Stateless Nation. - L.: Macmillan, 1989. - С. 37.

3

Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? [пер. с англ. В. Верченко]. - М.: АСТ, 2016. - С. 160.

4 Анкерсмит Ф. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности [пер. с англ.]. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. - С. 240, 336; Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе / Сост., пер. с нидерл. и предисл. Д. Сильвестрова; Коммент. Д. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. -С. 257,277.

5 «.когда император был поднят до положения правящего монарха, он не был в состоянии должным образом выполнить свою роль. Среди ближайшего окружения его двора не было никого, кто был бы в достаточной мере способен править вместо него. Большинство номинальных руководителей кланов ... были физически слабы и не блистали умом, тогда как сильное, здоровое меньшинство почти не обладало качествами политических деятелей. ... глава клана Сацума... был настолько высокомерен и горд, что .лидером клана фактически стал его оруженосец Сайго. ... людьми, способными руководить были только самураи. Они-то и осуществляли политическую власть, хотя и не занимали высших должностей в правительстве». Однако было бы ошибкой полагать, что многие из огромной армии самураев получили посты при новом правительстве [Герберт Н. Становление капиталистической Японии. - М.: Изд-во Иностранной лит-ры, 1952. - С. 55].

6 Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Японский национализм (идеология и политика). - М.: Междунар. отношения, 2012. - С. 20.

7 Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? [пер. с англ. В. Верченко]. - М.: АСТ, 2016. - С. 161.

8 Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Японский национализм (идеология и политика). - М.: Междунар. отношения, 2012. - С. 68.

9 В монографии Чанг Ха-Джуна «Злые самаритяне» есть целая глава (девятая) о «ленивых японцах и вороватых немцах». Корейский автор приводит оригинальное мнение американского миссионера С. Гулика, прожившего в Японии 25 лет в самый разгар реставрации, с 1888 г.: многие японцы «производят впечатление ...ленивых и совершенно безразличных к течению времени» [Ха-Джун Чанг. Злые самаритяне. Миф о свободной торговле и секретная история капитализма; [пер. с англ. А. Коробейникова]. -М.: МИФ, 2018. - С. 201].

10 Пуляев А.В. Япония на рельсах модернизации: опыт реформирования армии и образования во второй половине XIX века // Исторические исследования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). - Самара: АСГАРД, 2017. - С. 25. -https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11939/

Двадцатилетнее опережение объявления ввп перед первым голосованием в императорский парламент объясняется не только сравнительно более простой реализацией первого. Армия, преданная японскому императору - опоздавшая классика вечности. Тем более, что микадо и его свита боролись с многочисленным и воинственным наследием сегуната: «большинство самураев, поднявших оружие за императора, состояло из противников, каких бы то ни было нововведений»1, что они доказали очень быстро.

Новый национализм и культ императора. «Национализм в Японии традиционно олицетворялся с сохранением и укреплением института императорской власти - «тэнносюги», потому что исторически он развивался как национализм государственный»2. А японское государство, опять же «традиционно зиждилось на двух опорах - на системе императорской власти и на идеологии государственного национализма», которые «попеременно обеспечивали нации ее устойчивость, сплоченность и выживаемость в сложных международных условиях» [там же, с. 207-208]. Взаимозависимость столпов государства зиждется на четырех ипостасях микадо: «защитник и отец нации», «моральный авторитет нации», «политический лидер нации» и живой «символ нации» [там же, с. 208]. Представляется, что первое и последнее утверждение в данном функциональном наборе имеют ключевые позиции.

Институт монархии «"кокутай" как постоянство и непрерывность императорской формы правления в Японии» стал основой профильной идеологии с опорой на государственный национализм Синто. «Налог кровью» с 1870 года исподволь уже работал на «защитника и отца нации», т.к. в модернизируемой стране «ведение войны стало исключительной прерогативой государства»3. И пока «потребности в социальном классе, специализирующемся в боевом искусстве, не стало» [там же], то «суровые и жесткие самураи, с редкой стойкостью молчаливо согласились с ликвидацией своего сословия» и «с ненавистью относились к воинской повинности, которой вначале оказывали сопротивление даже суеверные крестьяне»4 [там же, с. 190, 193].

В 1881 году, когда в длительном процессе подготовки к формированию японского парламента случился кризис и прозвучало требование незамедлительно ввести парламентскую систему по британскому образцу, олигархи Мэйдзи поняли, что «для получения поддержки нации в целях обеспечения политической стабильности и сохранения привилегий» себе любимым нужно создать «новую политическую систему государства, в которой именно император будет играть консолидирующую роль объединителя, защитника и отца государства-нации»5. А «поскольку император в течение семи веков не был исполнительным главой государства, нужно было просто увековечить его закулисную роль», что и было моментально сделано переводом исключительно на фигуру микадо потока тю - «безусловной высшей добродетели» всех японцев6, олицетворяющей их поистине безграничную верность царствующему дому. В частности, день рождения Муцухито (Мутсу-гито) 11 февраля 1889 года, когда он лично представил нечто дотоле неслыханно-невиданное - Конституцию7, был освящен специально продуманным по этому случаю государственным символом, пережившим своего отца-императора - приветственным возгласом «банзай» («десять тысяч лет»)8. С тех пор, имея конституцию, страна стала активно банзаизироваться.

После ранней смерти Муцухито в 1912 году в Японии стал назревать политический кризис, т.к. «многие японцы испытали чувство наступающего "конца истории нации"» [там же, с. 235]. Ситуация с правительством развивалась критически, и 11 февраля 1913 года - в день рождения безвременно усопшего микадо, «премьер-министр и весь его кабинет были вынуждены подать в отставку» [там же, с. 236]. Эти события стали результатом действия «Движения в защиту Конституции», а историки оценили период Тайсе, с 1912 по 1926 год как «период расцвета демократии», опираясь «на пример высокой результативности деятельности «Движения в защиту Конституции», рассматривая его как ключевой инструмент в развитии японской "суверенной демократии"» [там же].

Военную касту расцвет демократии никоим образом не затронул, а интервенция 72-тысячного контингента японских войск (сибэриа сюппэй) на Дальний Восток и в Сибирь в 1918-1922 гг. показала невероятную жестокость японцев; действовали они, по разным источникам, как одна сила с «семеновцами9.

1 Все о Японии [сост. Царева Г.И.]. - М.: Профит Стайл, 2013. - С. 96.

Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Японский национализм (идеология и политика). - М.: Междунар. отношения, 2012. - С. 207.

3 Крофтс А., Бьюкенен П. История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия; [пер. с англ. А.И. Куприна]. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2013. - С. 188-189.

4 «Возбуждение крестьян часто усиливалось вследствие распространения диких слухов о том, ... что "налог кровью" (...в декрете 1873 г. о ... воинской повинности) следует понимать в прямом смысле. Т.е.: при зачислении в армию у рекрутов будут брать кровь и отправлять ее за границу с целью изготовления красителей для одеял алого цвета; строящиеся телефонные и телеграфные линии будут служить для перекачивания крови; у детей, которых сгоняют в новые школы, также будут брать кровь» [Герберт Н. Становление капиталистической Японии. - М.: Изд-во Иностранной лит-ры, 1952. - С. 50].

5 Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Японский национализм (идеология и политика). - М.: Междунар. отношения, 2012. - С. 216217.

6 Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия»

(РОССПЭН), 2004. - С. 91.

7

Конституцию Мэйдзи (правильнее будет - Мэйдзи-Бисмарка) готовили в обстановке строжайшей секретности пять человек, одним из которых был немецкий эксперт Карл Фридрих Герман Реслер [Фукуяма Ф. Угасание государственного порядка [пер. с англ. К.М. Королева]. - М.: АСТ, 2017. - С. 390].

8 Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Японский национализм (идеология и политика). - М.: Междунар. отношения, 2012. - С. 211.

9 Грейвс У. Американская интервенция в Сибири. 1918-1920. Воспоминания командующего экспедиционным корпусом / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2018. - С. 166, 202; Кузьминков В. Россия и Япония. Японский взгляд на территориальное размежевание. - М.: Квадрига, 2018. - С. 65.

После второй мировой войны культ микадо как символ государства и единства нации стал известен всему миру именно из-за космической ненависти к людям его банзаизированной военщины. Полагаем, что слепое поклонение простых людей императору в новое время выросло из спартанского прошлого на пережитках феодальных самурайских привилегий. Простолюдины, «когда их суеверие было преодолено, .гордились, что ... "носят униформу императора", и кланялись низко перед его подарком - магазинной винтовкой, вспоминая, что их предкам запрещалось носить какое-либо оружие, кроме заостренных кольев»1.

Японская Система, свершившийся факт и геополитика 'должного места'. Ван Вольферен, разгадывая загадки японской власти, подметил, что "паутина отношений власти в Японии настолько плотно сплетена, что в ней не остается места для учета иностранных интересов... Иностранные факторы обычно игнорируются, даже когда они входят в сферу долгосрочных национальных интересов...»2. В Японии «единственное обстоятельство, при котором международные факторы принимаются во внимание, - это fait accompli (свершившийся факт), т.е. событие, застающее страну врасплох. Система может живо реагировать только тогда, когда происходит всеобщее осознание новой реальности, насквозь пронизывающее ее острым ощущением кризиса» [там же]. В русском языке есть очень близкая по смыслу метафора: жареный клюнул. Для Японии Токугавы таким клюнувшим жареным стала американская эскадра «черных лебедей».

Но всеобщее осознание, как теперь принято выражаться, новой нормальности, приходит в Японию не всегда. Например, вплоть до проигрыша во второй мировой войне, «японцы считали себя не столько частью Азии, сколько нацией, призванной цивилизовать Азию»3. И вполне естественно, что «поражение Японии не повлекло за собой морального отказа от ее идеалов Великой Восточной Азии»4. Гармония целей и средств - это не про японцев. А война, развязанная японскими милитаристами, «воспринимается в сознании рядового японца как стихийное бедствие, за которое никто не несет ответственности: ( "старая добрая " - авт.) Япония стала жертвой обстоятельств и враждебных сил»5.

«Любую попытку понять японцев следует начинать с их версии того, что значит "занимать должное место"»6. В частности, японская версия возникновения войны выглядит так: «В мире долго царила анархия, поскольку каждая нация пользовалась правом полного суверенитета. Япония же считала, что нужно бороться за установление в мире иерархии - конечно же, во главе с ней, так как она одна представляет собой подлинно иерархичную сверху донизу нацию и поэтому понимает необходимость каждого народа занимать "должное место" в мире» [там же, с. 18-19].

Базирование геополитической модели «должного места»7 на полном игнорировании второй мировой как таковой и интересов ближайшего соседа, разгромившего Квантунскую группировку8, живо продемонстрировали всем желающим телетрансляции пленарных заседаний ВЭФ 2018-2019 гг. из Владивостока, предложение провести марафон ОИ-2020 на Курилах как части японской территории с прохладным климатом и т.п., не говоря уже о дежурных японских «протестах» после очередного посещения Курил представителями российской власти. Данный подход - явное наследие геополитических установок времен китайского царя Гороха: «в дипломатии Японии самое плохое - это то, что это дипломатия нападения на соседние страны и союза с далеко лежащими странами». Такое мнение высказал руководитель социалистической партии Японии И. Асанума в беседе с Мао Цзэдуном, на что последний заметил:

1 Крофтс А., Бьюкенен П. История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия; [пер. с англ. А.И. Куприна]. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2013. - С. 193.

2 Wolferen K. van. The Enigma of Japanese Power: People and Politics in a Stateless Nation. - L.: Macmillan, 1989. - P. 418.

Крупянко М. И., Арешидзе Л. Г. Японский национализм (идеология и политика). - М.: Междунар. отношения, 2012. - С. 21.

Историю зарождения японского мессианства подметил один из авторов сборника «Япония и ея обитатели» 1904 года Г. Востоков. Он пишет, что после испытанного чувства бессилия после свершившегося факта появления американской эскадры и последовавших за ним событий, японцы «в тридцать лет совершили в своей стране переворот, в сравнении с которым ... европейские революции представляются топтанием на одном месте. Если в этом перевороте японцами руководило чувство национального достоинства, то национальная гордость стала увлекать их дальше. Утвердившись в мысли, что они сравнились с европейцами в культуре, японцы не удовлетворились сознанием такого равенства и стали мечтать об исключительном признании своего народа в истории человечества. Народился своего рода японский мессианизм» (курсив - наш) [Япония и ее обитатели: сб. очерков, авторы Бернштейн Н., Ранцов В., Шмидт П., Буров Д., Якобзон Л., Востоков Г. / СПб.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1904. - С. 360].

4 Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 19.

5 Wolferen K. van. The Enigma of Japanese Power: People and Politics in a Stateless Nation. - L.: Macmillan, 1989. - С. 37.

6 Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 34.

7 «Японцы ... заявляли о своей вере в «должное место», обращались к своим жизненным правилам, ставшим, благодаря их собственному социальному опыту, неотъемлемой частью их самих. Неравенство в течение веков было правилом их организованной жизни, особенно в наиболее предсказуемых и общеизвестных ситуациях. Основанное на признании иерархии поведение естественно для них, как дыхание» [Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 36-37].

8 Изначально Квантунская армия как часть армии Японии охраняла в Маньчжурии территорию Квантунской зоны, перешедшей после русско-японской войны 1904-1905 гг. под аренду Японии. В 30-х годах «квантунцы» воевали с Китаем и Монголией и начали готовить агрессию против СССР, в которой им отводилась главная роль, а сам план вторжения назывался «Специальные маневры Квантунской армии». В годы войны численность войск доходила до 1 млн. чел. (истинное число было неизвестно даже штабу данной армии); молниеносно уничтожена советскими войсками в августе 1945 г. Источник: https://www.gazeta.ru/ science/2015/08/20_a_ 7696 199.shtml

«Это одинаково с эпохой Воюющих царств в Китае; это - метод Цинь Ши-хуан-ди»1 с его неисчислимо-терракотовым войском вечности.

Голубая мечта японцев о «должном месте» на Курилах, геополитически-очевидные интересанты которой живут за океаном и неустанно провоцируют самурайские грезы2, не дает покоя островитянам уже 75 лет несмотря на то, что их силой заставили вложить «меч хризантемы» в ножны. В связи с чем стратегически мыслящий «премьер-министр Синдзо Абэ3, убежденный националист, который вернулся к власти в 2012 году, заявил о намерении добиваться пересмотра статьи 9 ("американской" конституции Японии1947 г. - авт.) и (для начала - авт.) вернуть Японии права суверенной страны» (курсив - наш)4 - правдиво и нелицеприятно пишет о родине своих предков Фукуяма. Т.е. гармонизация доктрины и возможностей, используя "изящную" терминологию Киссинджера времен вьетнамской войны5, стала интересовать японцев только сейчас. Иными словами, японская геополитическая модель «должного места», основанная на древнекитайских установках агрессии против соседей и союза с заокеанскими партнерами, актуальна как никогда.

Численность населения и общее число избирателей. Для понимания степени включенности цензовых выборов в структуру общества нужна информация о численности населения, краткая сводная динамика которой за 55 лет, с 1892 по 1945 год, представлена на основе сайта популярной статистики от Jan Lahmeyer в табл. 1. Но за точку отсчета возьмем период Токугава, поскольку «как и самураи, крестьяне ограничивали размеры своих семей, и в целом численность населения Японии в течение всего периода Токугава находилась почти на одном и том же уровне. В азиатской стране такая статичность численности населения много говорит о характере ее режима. По ограничениям ... это был спартанский режим... » (курсив - наш)6.

В эпоху Мэйдзи все изменилось и пришло в движение. С 1892 по 1945 гг. численность населения Японии в среднем увеличилась с 40,5 до 72,6 млн. чел., в 1,8 раза; территориальная неравномерность динамики имеет значительно больший разброс и весьма интересна.

Таблица 1

Динамика численности населения Японии по регионам и префектурам. 1892-1945 гг. тыс. чел.7

Название региона и префектуры 1892 г. 1945г. 1945г. / 1892 г., раз Кансай 6273,5 11197,6 1,8

Япония, всего 40 507,4 72 598,4 1,8 § Миэ 901,7 1394,3 1,5

и Хоккайдо 450 3272,7 7,3 а 2 Я о Сига 661,3 860,9 1,3

Тохоку 4245 8268,2 1,7 М Я w о « X Киото 850 1603,8 1,9

н Аомори 523,2 1083,3 1,9 Осака 1250 2801 2,2

К о о Я Ивате 652 1227,8 1,7 Хего 1499,7 2821,9 1,9

« X i ¿ Мияги 780 1461,3 1,6 Нара 489,2 779,7 1,6

Акита 662,9 1212 1,6 Вакаяма 621,6 936 1,5

о X Ямагата 732,9 1326,4 1,5 Тюгоку 4319,9 6230,2 1,5

о Фукусима 894 1957,4 1,8 £ я 0 о Тоттори 390,1 563,3 1,4

Канто 6924,2 14405,1 1,9 Симанэ 688,1 860,3 1,3

¡2 Ибараки 980,8 1944,6 1,7 2 X Окаяма 1051,3 1564,6 1,5

я о Тотиги 670 1546,4 1,8 н о Хиросима 1278,5 1885,5 1,5

* Гумма 690,9 1546,1 1,9 Ямагучи 911,9 1356,5 1,5

Сайтама 1100 2047,1 1,5 „ ^ Сикоку 3663,4 3836,5 1,0

Р « Тиба 1159,3 1966,9 1,4 Токусима 894 835,8 0,9

Токио 1400 3488,3 5,3 О й § О ° о Кагава 650 863,6 1,3

Канагава 923,2 1865,7 2,4 Эхиме 1557,3 1361,5 0,9

Тюбу 8608,1 14512,3 1,7 Коти 562,1 775,6 1,4

Ниигата 590,5 2389,7 1,4 Кюсю 6023,4 10630,8 1,8

2 Тояма 1652,7 953,8 1,3 2 Фукуока 1188,9 2746,9 2,3

я о Исикава 726,1 887,5 1,2 .2 es Сага 550 830,4 1,5

X Фукуи 737,2 724,9 1,2 ^ а CS s Нагасаки 739,8 1318,6 1,8

о Яманаси 1096 839,1 1,9 ™ я Кумамото 1030,3 1556,4 1,5

ю £ Нагано 437,5 2121 1,9 2 0 Оита 773,1 1124,5 1,5

Гифу 899,3 1518,6 1,7 о н Миядзаки 403,8 913,7 2,3

Сизуока 1038,9 2220,4 2,1 Кагосима 962,2 1538,5 1,6

Айти 1429,9 2857,3 2,0 Окинава 375,3 601,8 1,6

1 Галенович Ю.М. Глобальная стратегия Китая: монография. - М.: НП ИД «Русская панорама», 2016. - С. 652.

2 Мильченко А. «Знайте свои границы»: МИД ответил на признание уроженцев Курил японцами. Источник: https://www. gazeta.ru/politics/2020/12/06_a_13389487.shtml

О добровольной отставке Синдзо Абэ по состоянию здоровья было объявлено 28 августа 2020 г. В октябре 2020 г. влиятельная японская газета «Санкэй» в своей редакционной статье потребовала от кабинета Суги жесткости в отношении «зарвавшейся» России и возврата Японии Южных Курил. Источник: - https://inosmi.ru/politic/20201009/ 248283904.html?utm_campaign=main&utm_referrer=https %3 A%2F%2 Fpulse. mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru

4 Фукуяма Ф. Угасание государственного порядка [пер. с англ. К.М. Королева]. - М.: АСТ, 2017. - С. 400.

5 Киссинджер Г. Годы в Белом доме. Т. 1. [пер. с англ. В. Верченко]. - М.: АСТ, 2020. - С. 246.

6 Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 http://www. populstat. info/Asia/japanp. htm

Например, число жителей о-ва Хоккайдо увеличилось в 7,3 раза, что превышает средний показатель в 4 раза. Заселение пустынного в конце XIX века острова к северу от Хонсю произошло в соответствии с военным планом и американской помощью1. Как пишет А. Бух, «при геополитическом столкновении Японии Токугавы и Российской империи, основным предметом спора стали айну, и в 1869 г. правительство Японии объявило земли на Хоккайдо "бесхозными" и конфисковало их в пользу государства вместе с проживавшими на них айну. Тогда же было сформировано Управление по колонизации острова Хоккайдо»2. Российские эксперты Ткачевы, досконально (!) изучив данный вопрос, пишут, что «на острове в последние годы сегуната Токугава проживало около 100 тыс. японцев, в основном на юге ... вокруг укрепленных ... владений клана Мацумаэ (.большинство японцев на зиму возвращались на родину, на остров Хонсю)»3. Т.е. к 1892, году начала статистики от Jan Lahmeyer в табл. 1, число японцев на Хоккайдо уже увеличилось более чем в 4 раза. Японцы очень спешили из боязни, что Россия может занять эти земли, пользуясь мягкой силой своей культуры и совершенно неагрессивной политикой: «расширение русского влияния на коренных жителей пограничных областей считалось (японской элитой - авт.) экспансией цивилизованного народа, шествием высшей культуры, действующей через просвещение и дружелюбную политику» (курсив - наш)4.

Остров Хоккайдо и аборигены «фактически были захвачены Японией и вошли в ее состав в качестве отдельной административной единицы империи и ее заморской колонии, руководство которой осуществлялось через Управление по колонизации Хоккайдо»5, a разжалованные самураи с семьями занимали, как правило, долинные плодородные земли6. Позднее, с 1875 года на острове стали появляться поселения солдат-колонистов7 (тонденхэй), а также крестьян. Военнообязанные колонисты зачислялись в милицию, обучались военному делу, а параллельно строили и пахали8. Хотя колонизация острова «во многом проходила по американской модели заселения индейских земель, общий процесс колонизации9 был основан на государственном управлении заселением»10. Собственно, управление островом «не отличалось от других колониальных проектов: политики и колонизаторы были столь же агрессивны и равнодушны к чаяниям и образу жизни коренного населения, что имело для него самые отрицательные последствия» [там же].

Американская опека помогала процессу технологически: ускоренная «внутренняя колонизация» происходила по рекомендациям американских специалистов по сельскому хозяйству и инженеров. «В Департаменте развития, созданном в июле 1869 г. в качестве центрального органа управления островом, из 62 приглашенных иностранцев 45 бы-

1 Киссинджер Г. Годы в Белом доме. Т. 1. [пер. с англ. В. Верченко]. - М.: АСТ, 2020. - С. 190-191.

2

Бух А. Япония: национальная идентичность и внешняя политика: Россия как Другое Японии [пер. с англ. П. Серебряного] -М.: Новое литературное обозрение, 2012. - С. 116; Крофтс А., Бьюкенен П. История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия; [пер. с англ. А.И. Куприна]. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2013. - С. 56.

3 Ткачев С.В., Ткачева Н.Н. Японская колонизация Хоккайдо (2-я половина XIX — начало XX века) // Вестник СПбГУ. 2015. - Сер. 13. Вып. 3. - С. 108.

4 Бух А. Япония: национальная идентичность и внешняя политика: Россия как Другое Японии [пер. с англ. П. Серебряного] -М.: Новое литературное обозрение, 2012. - С. 116.

5 Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г., Крупянко И.М. Политическая энциклопедия современной Японии: в 2 т.- М.: Междунар. отношения, 2018. - Т. 1. - С. 56.

6 «Современная колонизация Хоккайдо началась в 1870 г. с высылки на новые территории бывших самураев, прежних соперников императора Мэйдзи в ходе реставрации. Переселение происходило целыми кланами; на родине их земля изымалась, но у них оставалось достаточно финансовых и технических средств для обустройства на новом месте. Эта высылка, постепенно сокращаясь, закончилась в 1893 г. .приток экс-самураев на Хоккайдо шел двумя крупными волнами с разницей примерно в 12-14 лет. Так как вторая волна состояла из самураев более южных префектур, то можно предположить, что причины ее возникновения кроются в сфере политических отношений. . В любом случае бывшие самураи всегда занимали долинные плодородные земли с аллювиальными почвами». [Ткачев С.В., Ткачева Н.Н. Японская колонизация Хоккайдо (2-я половина XIX - начало XX века) // Вестник СПбГУ. 2015. - Сер. 13. Вып. 3. - С. 111].

7 Поселения солдат-колонистов (тонденхэй) появились на Хоккайдо в 1875 г. и формировались до 1899 г. включительно. Их распределение по острову диктовалось . прежде всего военными соображениями. Схема (военных поселений - авт.) должна была позволить контролировать основные коммуникации острова и обеспечить формирование тылового дивизиона в закрытом районе города Асахикава. Кроме того, защищались некоторые приустьевые участки бухт острова, удобных для высадки десанта. . У тонденхэй существовала планомерная политика в этом вопросе. Их первые поселения . возникли в непосредственной близости от поселений экс-самураев - на расстоянии до 8 км. Затруднительно, чего здесь было больше, попытки контролировать бывших самураев или возможности использования их боевого опыта. . поселения тондэнхэй (в отличие от поселений экс-самураев) являлись центрами, вокруг которых постепенно возникали крестьянские поселения. То есть они были своеобразными катализаторами освоения территории, обеспечивая безопасность, близость администрации и локальный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции. [Ткачев С. В., Ткачева Н. Н. Японская колонизация Хоккайдо (2-я половина XIX - начало XX века) // Вестник СПбГУ. 2015. -Сер. 13. Вып. 3. - С. 116].

8«В 1884 году Шикотан, изначально необитаемый, был насильственно заселен жителями острова Сюмусю (Шумшу), самого северного из Курил, поскольку правительство Мэйдзи не хотело, чтобы обрусевшие айны жили в непосредственной близости от северной границы империи» (курсив - наш) [Бух А. Япония: национальная идентичность и внешняя политика: Россия как Другое Японии [пер. с англ. П. Серебряного] - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - С. 96-97].

9 В Японии для описания ситуации на острове в период Мейдзи (1852-1912) редко используют термин «колонизация». Экспозиция Исторического музея Хоккайдо (г. Саппоро), посвященная этому этапу, называется по-английски «Progression of Colonization», а с японского переводится . как «освоение целинных земель». То же самое и при описании ситуации на Окинаве после 1879 г. Термин «колонизация» здесь также не используется. Источник: Бух А. Япония: национальная идентичность и внешняя политика: Россия как Другое Японии [пер. с англ. П. Серебряного] - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - С. 104-105.

10 Бух А. Япония: национальная идентичность и внешняя политика: Россия как Другое Японии [пер. с англ. П. Серебряного] -М.: Новое литературное обозрение, 2012. - С. 100-101.

ли американцами»1. Начиная с 1882 года, Хоккайдо стал административной частью «большой Японии» и даже подпал под юрисдикцию первой японской конституции 1889 года, в отличие от более поздних колоний2. Тем не менее, принимать участие в общеяпонских выборах небогатые колонисты стали только на втором этапе с 1902 года, когда снизили имущественный и налоговый ценз.

Интересна также судьба южной полуколониальной до 1870 г. оконечности Японии - префектуры Окинава, которая поддерживала «тесные отношения, как с Китаем, так и с соседней японской преф. Сацума (ныне преф. Кагосима). Жители Окинавы говорили на одном из диалектов японского языка, а японцы, проживающие на Японских островах, относились к ним свысока, как к нечистокровным»3. Количество «нечистокровных» возросло за указанный период несколько меньше, чем в среднем по Японии - в 1,6 раза, а голосовать, как «чистокровные», они стали на 10 лет позднее Хоккайдо, с 1912 года.

Численность самого населенного и урбанизированного региона, Канто, возросла за 55 лет в 1,9 раза; численность Токио увеличилась в 5,3 раза4. Но есть префектуры и острова, где время словно бы остановилось: Токусима и Эхиме (0,9 р.) на о. Сикоку (1,0 р.).

Как видно, прирост численности населения Японии в территориальном разрезе происходил крайне неравномерно. Выделяются два фактора, форсирующих неравномерность: 1) урбанизация и сопутствующие ей развитие промышленности и торговли, прежде всего - на восточном побережье, а также 2) колонизация ранее не принадлежавших Японии территорий на севере и юге. Причем ускоренная «внутренняя» военная колонизация на севере происходила по американской схеме и с американской подсказкой. Колонисты Хоккайдо и жители Окинавы получили избирательные права на общеяпонских выборах на втором этапе снижения цензов, с 1902 и 1912 гг. соответственно.

Спустя десятилетие от высочайшей декларации, с 1878 года поэтапно начинаются выборы в местные ассамблеи. Правительство «приступило к устройству местного самоуправления, надеясь, что это до некоторой степени будет служить для населения подготовкой к участию в национальном собрании, парламенте»5 - пока пишется конституция -«плод тринадцатимесячного путешествия по Европе ... Ито Хиробуми»6 и выверяются цензы избирательного закона.

Динамика общего числа избирателей, их активность на выборах и этапы смягчения избирательных цензов подробно рассмотрены нами ранее7. Повторим, что крестьяне-собственники, которые были в состоянии заплатить налог 10 иен, стали перманентным электоральным ядром цензовой избирательной системы. Десятийеновая планка в течение 30 лет давала право сначала голосовать и быть избранными в собрания префектур, а затем, с шестилетним перерывом, участвовать в выборах парламента. В сравнении с численностью населения это означает, что, например, в 1904 г. таковыми были 16 чел. из каждой тысячи населения, и 29 чел. - в 1917 г. При такой пропорции говорить о заметном влиянии на японское общество, уровне грамотности и тогдашних СМИ не стоит. Тем не менее, процедура голосования на воинственное японское общество все же влияла. Рут Бенедикт рассказывает, что на выборах в 20-е годы чистоплотные и небоязливые крестьяне, «прежде чем опустить бюллетень, говорили: "Моя шея вымыта для меча", -этой фразой они приравнивали выборы к случавшимся в прежние времена нападениям . самураев на простолюди-

нов»8.

Значимые увеличения списочного числа избирателей Японии согласуются со смягчением условий участия в го-лосовании9. Но динамика общего числа между изменениями цензов подвержена не только регуляторно-экономичес-ким факторам. Например, уменьшение в 1903 г. на 2,5% может быть объяснимо житейскими ситуациями, а уменьшение на 20,4% в 1904 г. - это мобилизация 1903 г. для нападения на российские войска в Манчжурии.

Выборы 1908 г. стали первыми послевоенными выборами. Кратное увеличение объемов промышленного производства (работавшего на войну) во время русско-японской войны (и после нее) сопровождалось по-японски жесто-

1 Ткачев С.В., Ткачева Н.Н. Японская колонизация Хоккайдо (2-я половина XIX - начало XX века) // Вестник СПбГУ. 2015. -

Сер. 13. Вып. 3. - С. 105.

2

Бух А. Япония: национальная идентичность и внешняя политика: Россия как Другое Японии [пер. с англ. П. Серебряного] -М.: Новое литературное обозрение, 2012. - С. 98-99.

Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г., Крупянко И.М. Политическая энциклопедия современной Японии: в 2 т.- М.: Междунар. отношения, 2018. - Т. 1. - С. 739.

4 «По численности населения город Эдо (Токио) ... на рубеже XVIII в. был, пожалуй, самым крупным городом в мире. В этом городе насчитывалось от 1300 тыс. до 1400 тыс. жителей. Население города Осака уже в 1665 г. составляло 268 760 человек. Город Кето (Киото) - этот людской муравейник с высокоразвитым ремесленным производством, - ... в 1691 г. являлся крупнейшим производящим центром Японии с разнообразными видами промышленности и торговли» [Герберт Н. Становление капиталистической Японии. - М.: Изд-во Иностранной лит-ры, 1952. - С. 73].

5 Водовозов В.В. Япония (дополнение к статье) / Энциклопедический словарь [под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева и О.О. Петрушевского]. - СПб.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1890-1907. - http://brockhaus-efron-encyclopedia.info

6 Стрельцов Д.В. Политическая коррупция в Японии в период «системы 1955 года» // Японские исследования. 2018. - № 4. -https://cyberleninka.rU/article/n/politicheskaya-korruptsiya-v-yaponii-v-period-sistemy-1955-goda

7 Арбатская М. Организация японской власти в период Мэйдзи и до окончания Второй мировой войны: Милитаризм, национализм и политическая коррупция // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2019. - Вып. 2, ч. 2. - С. 32-34.

8 Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 213.

9 Арбатская М. Организация японской власти в период Мэйдзи и до окончания Второй мировой войны: Милитаризм, национализм и политическая коррупция // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2019. - Вып. 2, ч. 2. - С. 36.

кой эксплуатацией всех категорий рабочей силы (мужчин, женщин, детей). Война истощила людские и финансовые ресурсы страны-победительницы. После нее произошло двукратное увеличение общего числа избирателей в рамках тех же цензов, что следует понимать как: 1) возвращение офицеров и 2) серьезное увеличение невоенного слоя, разбогатевшего на военных поставках. По сравнению с предвоенными выборами 1903 г. увеличение составило 632 тыс. чел. при численности населения 48,6 млн. чел. Свидетельства послевоенной эйфории - демографический взрыв и тяга к роскоши:

1) бэби-бум (численность населения Японии с 1906 г. (самого неблагоприятного для рождений по восточному календарю года Лошади и Огня, который случается раз в 60 лет) по 1907 год увеличилась в 8,3 раза (на 937,7 тыс. чел.), по сравнению с 1905/1906 гг. (112,8 тыс. чел.)1;

2) указ императора от 13 октября 1908 г. об «эйфории», в котором «говорилось о том, что после победы в войне с Россией японцы впали в эйфорию, стали думать только про наращивание собственного благополучия, увлеклись удовольствиями и шикарной жизнью. И это в то время, когда следует озаботиться, прежде всего, верностью императорскому дому, трудолюбием, бережливостью и производственными делами»2.

Партийное меню конца XIX - начала XX века - клановые группировки. Партии, клубы, общества и религиозные секты, организованные до первых выборов, характеризуют японскую Систему как инструмент борьбы клановых группировок - либо между собой, либо с правительством. В 1890-1908 гг. в парламенте3 были представлены различные партии (Либеральная, Конституционная Прогрессивная Партия - Ортодоксальные Конституционалисты, Конституционная Реформистская и др.), всевозможные клубы (Красивый, Кинки Кокутай, Чуо, Докуритсу, Ямашита, Хайоши, Иинин, Кошин, Мумеи); общества (Народное, Юко, Иинин) и пр. Но многочисленные «внешние признаки японской парламентской демократии не следует интерпретировать как доказательство существования реальной парламентской демократии»4. Оценки автора статей по истории и государственному устройству в энциклопедии Брокгауза и Ефрона В.В. Водовозова, голландца Н. Герберта и американца Л. Херна (в изложении Р. Бенедикт) относительно японских партий эпохи Мэйдзи и Тайсе идентичны: олицетворение политиканства, клановой борьбы и новый вид войны.

В парламенте микадо «правильных партийных организаций не было; выработанных и ясных программ у партий также не было; партии образовывались, распадались и вновь образовывались с чрезвычайной легкостью: в действительности за принципиальными разногласиями скрывалась борьба личных честолюбий или, в лучшем случае, старинная борьба кланов»5. И «очень часто политические партии возникали лишь как временные группировки, имеющие своей целью поставить правительство в затруднительное положение и в интересах кучки недовольных клановых политиканов всячески мешать его работе»6. Японцы неожиданно открыли для себя новую форму боевых действий: «политическая борьба велась не между политиками, а между интересами кланов или партий: рьяные приверженцы каждого клана или партии видели в новой политике только новый вид войны, которую ведут, чтобы доказать свою предан-

7

ность лидеру» .

Режим олигархата Мэйдзи задумывался как «временное устройство, на смену которому должна была прийти ... система, сочетающая японские и европейские институты. Но ... боязнь ослабления собственной власти побудила политических архитекторов современной Японии пренебречь вопросом политической подотчетности, необходимой для такой координации»8. Боязнь властного самоослабления олигархов Мэйдзи дала осечку только один раз, который тут же отметил Фукуяма: «они желали получить от западных держав статус равного партнера» и потому вынужденно

- 9

«приняли ограничения своих полномочий» , судя по компетенции и полномочиям депутатов - чисто номинальные.

Политическая коррупция как культурно-институированный разрыв между словом и делом. Развитие капитализма и сверхбыстрые общественно-политические реформы на контрасте с феодальными веками изоляции и закрытости привели к тому, что «отличительной чертой громадного большинства нынешних наших народных представителей является, по-видимому, отсутствие увлечения честными возвышенными идеями и циничная заботливость о своих личных эгоистических интересах»10.

По мнению Р. Митчелла11, чертой японских выборов с самого начала были деньги и подарки, впоследствии ставшие обычной (регулярной) практикой политической жизни «страны восходящего солнца». Для кандидатов дополнительным условием участия и победы на выборах в парламент стал постоянно усиливающийся денежный прес-

1 http://www. populstat. info/Asia/japanp. htm

2 Кузнецова Т.О. Избирательная система Японии / Современные избирательные системы. Вып. 3: Испания, США, Финляндия, Япония [научн. ред. А. Иванченко, В. Лафитский] - М.: РЦОИТ: Типография «Новости», 2009. - С. 350-446.

3

Танин-Львов А. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс. Энциклопедический справочник. -М.: РОССПЭН, 2001. - С. 910-911.

4 Анкерсмит Ф. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности [пер. с англ.]. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. - С. 336.

5 Водовозов В.В. Япония (дополнение к статье) // Энциклопедический словарь [под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева и О.О. Петрушевского]. - СПб.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1890-1907. - http://brockhaus-efron-encyclopedia.info

6 Герберт Н. Становление капиталистической Японии. - М.: Изд-во Иностранной лит-ры, 1952. - С. 60.

7 Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 213.

8 Wolferen K. van. The Enigma of Japanese Power: People and Politics in a Stateless Nation. - L.: Macmillan, 1989. - P. 38.

9 Фукуяма Ф. Угасание государственного порядка [пер. с англ. К.М. Королева]. - М.: АСТ, 2017. - С. 400.

10 Все о Японии [сост. Царева Г.И.]. - М.: Профит Стайл, 2013. - С. 349.

11 Mitchell R.H. Political bribery in Japan. - Honolulu: University of Hawai'i Press, 1996. - 224 р.

синг со стороны «местных боссов», оптом продававших голоса избирателей. Такое давление особенно усилилось в 1908 г. Статистика взяток в избирательной сфере Японии с 1908 г. - года послевоенной эйфории, такова: 1338 - 1908 г.; 3329 - 1912 г; 7278 - 1915 г. [там же, с. 26-27].

«Наиболее характерными чертами японских депутатов являлись невежество, тщеславие и взяточничество, которые не считали нужным даже скрывать»1. Де-факто бенефициарами реставрации Мэйдзи стали самураи низших рангов, однако аристократия и знать при этом никуда не делись: «реформы ... лишь приостановили рост могущества феодальной знати. В последующие годы этот класс ... ожил и пустил пышные побеги. Наиболее ярким проявлением этой метаморфозы ... было назначение ее представителей на высшие правительственные посты. Кроме того, «знать выступила в 1884 г. в качестве сословия пэров и с 1889 г., пользовалась в палате пэров широкими конституционными полномочиями» [6, с.69]. Пореформенная власть очень быстро оказалась в руках бывших феодалов, и оппозиция собрала множество людей сомнительного «содержания», готовых служить всем, кто заплатит.

«Усилению взяточничества способствовало также неслыханно быстрое развитие нашей промышленности и торговли. Народные представители и политические агитаторы нашли здесь для себя настоящий золотой рудник» [там же, с. 349]. «Депутаты нередко оказывались продажными; нуждавшиеся в их услугах капиталисты легко покупали их голоса, чтобы добиться при их посредстве каких-либо концессий. Само правительство покупало их, когда их оппозиция делалась почему-либо особенно неудобной - покупало . индивидуально, . коллективно, такими мерами, как законопроект об увеличении жалованья депутатам с 800 до 2000 иен (1898)» [там же]. Последнее произошло на 13-й «подкупленной» сессии парламента; тогда же «один из депутатов прямо-таки хвастался с парламентской трибуны, что не кладет охулки на руку и, нисколько не возбуждая негодования своих товарищей, объявил палате, что намерен подать жалобу в суд на человека, который его подкупил, а потом отказался уплатить обещанную сумму полностью» [там же].

В. Ранцов справедливо рассудил, что «все это является ... одним из симптомов нравственного распада, проникшего во все сферы общественной деятельности и составляющего самую тяжкую часть выкупа, который должна уплатить Япония за пережитое ей коренное преобразование» [там же, с. 350]. После второй мировой «критики в Японии и за ее пределами .осуждали чудовищную коррупцию, подрывающую репутацию правящей партии и ослабляющую ее способность решать серьезные проблемы»2. Коррупционные скандалы как один из симптомов нравственного распада и часть выкупа, масштабно проявившиеся на выборах 1908 г., регулярно сотрясают Японию3 до сих пор4.

Выше отмечено, что для вхождения в имперский клуб сильных мира сего, конгломерат «мечи & деньги» был просто одержим идеей сильного государства. Первая проба штыка в поединке с русскими представителями белой расы оказалась удачной - членский билет клуба выдали. Тем не менее, повторим, «слова должны иметь на деле тот смысл, который они обозначают»5. «До тех пор, пока разрыв между официально признанной и подлинной реальностью сохраняется как институт, т. е. воспринимается как сам собой разумеющийся и используется для любых целей, действительные махинации остаются малозаметными, а значит - и заведомо безнаказанными» (курсив - наш) [там же, с. 227]. Этот разрыв между словом и делом, возведенный японцами в абсолют (неформальный институт), как и коррупция, благополучно существуют и поныне.

Заключение. Захват власти японскими военными в 30-х годах ХХ века был совершенно логичен при любом обосновании. Настоянная в течение четырех столетий закрытости страны на фанатизме и кастовом превосходстве военщина вырвалась на океанский простор как джинн из бутылки, проявляя запредельную жестокость. Взошедшее над Японией кроваво-империалистическое солнце накрыло почти весь Дальний Восток. Здесь совершенно не имеет значения, какой фактор стал формальным поводом.

По Фукуяме, «как и в Германии, современная ... бюрократия формирующегося милитаристского государства, возникшая в Японии после реставрации Мэйдзи, сделалась настолько автономной и самостоятельной, что привела страну к катастрофе. .японский разворот вправо в 1930-х годах связан именно с этим фактором, а не с какими-либо иными социальными причинами»6, хотя причины были.

И. Моррис считает7, что подлинный урок Первой мировой войны состоял в том, что англо-франко-американский альянс выиграл вопреки своему либерализму, а не благодаря ему. А потому настоящим «выходом была субконтинентальная империя, причем, чем менее либеральная - тем лучше». Стало быть - японская, «банзаизированная». Япония много получила от тогдашней либерально-империалистической глобализации, но, с возвращением в 1920 году европейских держав на азиатские рынки, экономический бум внезапно иссяк. Гипотетический демократический путь развития страны «заблокировали японские военные, причем размещенные не в метрополии, а за пределами Японских островов. японский авторитаризм родился в Манчжурии»8 среди младших и средних офицеров.

1 Все о Японии [сост. Царева Г.И.]. - М.: Профит Стайл, 2013. - С. 349.

2

Кальвокоресси П. Мировая политика с 1945 года [пер. с англ.] - 9-е изд., доп. - М.: Международные отношения, 2016. -

С. 134.

3 В октябре 2019 г. дошло до фарса, показавшего тонкий вкус правящей элиты. Министр экономики И. Сугавара был отправлен в отставку через месяц после назначения, когда выяснилось, что до того он «окормлял» свою электоральную паству разными вкусностями: дынями, крабами, икрой. - https://polit.ru/ news/2019/10/25/ministr-ekonomiki-daril-lyudyam-dyini/

4 Пантелеева М.В. К вопросу о становлении избирательной системы Японии // Россия и АТР. 2014. - № 3 (85). - С. 126-133. -https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-stanovlenii-izbiratelnoy-sistemy-yaponii

5 Mitchell R.H. Political bribery in Japan. - Honolulu: University of Hawai'i Press, 1996. - P. 37.

6 Фукуяма Ф. Угасание государственного порядка [пер. с англ. К.М. Королева]. - М.: АСТ, 2017. - С. 393.

Моррис И. Почему властвует Запад . по крайней мере, пока еще. Закономерности истории, и что они сообщают нам о будущем; [пер. с англ. В. Егоров]. - М.: Карьера Пресс, 2016. - С. 528-529.

8 Фукуяма Ф. Угасание государственного порядка [пер. с англ. К.М. Королева]. - М.: АСТ, 2017. - С. 395.

Парламентаризм, как западный институт, при Мэйдзи и до окончания Второй мировой, со слабой оговоркой на эру Тайсе, был откровенно наполнен «восточным смыслом». Элитарный слой очень активно участвовал в электоральных играх, но он был слишком тонок для японского социума, веками приученного «мыть шею для меча» самурая. В таких условиях никаких «приличных» партий у японцев не могло быть и не случилось, а перед войной самоустранились и те, что были. Де-факто парламентаризм не был целью общественного развития; являясь модным фасадом «политической подотчетности», изначально водруженным японцами на прочный коррупционный фундамент, он был применен как «легитимное» в глазах Запада средство на пути к желанному мировому господству.

Вместо красивой церемонии демократических выборов, придуманных белыми господами, банзаизированная империя микадо в горячке погони за «должным местом» нисколько не раздумывая предъявила миру тотальную демонстрацию ненависти в оккупированных странах. Доктринально модернизация власти в Японии нового времени состоит из триады, включающей милитаризм (безграничный), национализм (новый) и коррупцию (политическую).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.