Научная статья на тему 'Политическое сознание современной российской молодежи: политико-психологический анализ'

Политическое сознание современной российской молодежи: политико-психологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
620
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОКОЛЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / POLITICAL CONSCIOUSNESS / POLITICAL GENERATIONS / POLITICAL REPRESENTATIONS / POLITICAL VALUES / POLITICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Антонина Владимировна, Дождиков Антон Валентинович

Статья посвящена теоретическому анализу феномена политического сознания молодежи с позиции политической психологии. В соответствии с выбранным подходом дается определение социальной группы «молодежь» как поколенческой общности, а также рассматриваются основные характеристики таких базовых компонентов политического сознания, как политические представления и ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the theoretical analysis of a phenomenon of youth political consciousness from the political psy-chology perspective. In accordance with the chosen approach we define a social group «youth» as generational commonness and consider the main characteristics of such base components of politi-cal consciousness, as political representations and values.

Текст научной работы на тему «Политическое сознание современной российской молодежи: политико-психологический анализ»

А.В. СЕЛЕЗНЕВА кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

А.В. ДОЖДИКОВ кандидат политических наук, зам. директора ДОНИ МГГУ имени М.А. Шолохова*

Политическое сознание современной российской молодежи: политико-психологический анализ

На протяжении последних пяти-семи лет в нашей стране наблюдается заметное повышение интереса к проблемам молодежи со стороны власти, общественности и научного сообщества.

Интерес государства к вопросам молодежной активности, связанный не только с необходимостью ее повышения, но и с приданием ей конструктивных и социально значимых форм, на практике выразился в инициировании Администрацией Президента РФ создания нескольких молодежных движений («Идущие вместе», «НАШИ», «Молодая Гвардия Единой России», «Россия Молодая», «Местные» и т.д.), институционализации работы с молодежью в виде молодежной политики и Федерального агентства по делам молодежи как реализующего ее органа государственной власти, а также в проведении крупных образовательных форумов на федеральной (Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер») и региональных (Молодежный образовательный форум «Патриот» в Костромской

* Селезнева Антонина Владимировна, e-mail: ап1опта@таП.ги,

* Дождиков Антон Валентинович, e-mail: antondnn@rambler.ru

** Статья подготовлена по материалам проекта «Политико-психологический анализ политического сознания современной российской молодежи: механизмы трансляции социальной и исторической памяти» по государственному контракту № 16.740.11.0694 от 08 июня 2011 г. в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.».

области, Дальневосточный молодежный образовательный форум «СелиСах» в Сахалинской области и т.д.) площадках.

Интерес общественности связан с бурным развитием институтов гражданского общества, увеличением количества некоммерческих организаций (в первую очередь, волонтерских, благотворительных), в деятельности которых активную роль играет молодежь.

Научным сообществом проводятся многочисленные исследования в русле разных теоретических парадигм и на различных методологических основаниях, предметом которых выступают особенности политической социализации молодежи, ее роль в политическом процессе, спектр ее политических предпочтений, специфика восприятия молодежью власти и политики'.

В изучении проблем молодежи политическая психология фокусируется, в первую очередь, на особенностях политического сознания молодежи и социализационной специфике его формирования. При этом основными вопросами, на которые она призвана ответить, являются следующие. Какое место в структуре политического сознания личности занимают политические представления и ценности? Каковы их основные характеристики? Какова типология собственно политических ценностей? Какими методами следует изучать групповые и персональные политические представления и ценности? Анализ указанной проблематики базируется на фундаментальных теоретико-методологических основаниях, ключевые из которых представлены в данной статье.

1См.; например: Быканова А.В. Формальные общественные организации как агенты политической социализации современной российской молодежи // Политическая психология, культура и коммуникация / Редколл.: Е.Б. Шестопал (отв. ред.) и др. М., 2008; Лебедев П. «Вместе веселее», или «Один в поле не воин» // Социальная реальность, 2008, №5; Шкаев Д.Г. Менталитет молодежи в постсоветский период: Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии. М., 2009; Недова А.В. Образ России в сознании политически активной молодежи // Актуальные проблемы современной политической психологии / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2010; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010; Титов В.В. Национально-государственная идентичность российской молодежи в начале XXI века. М., 2012.

В социологии молодежь определяется в структуре общества в первую очередь по возрастным признакам. В.И. Чупров и Ю.А. Зубок определяют молодежь как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в воспроизводстве социальной структуры общества, специфических интересов и ценностей»1. С точки зрения политико-психологического подхода молодежь выделяется как поколенческая общность, обозначаемая как «постсоветское поколение». Под политическим поколением понимается общность людей определенного возраста, имеющих сходные представления о политике и власти, сформированные в процессе первичной политической социализации под влиянием историко-политического и социокультурного контекста его протекания. Политические поколения относятся к категории символических и означают общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав именно их свидетелями и участниками политических событий, реформ, революций. Критерием для выделения политических поколений в рамках политико-психологического подхода является формативный период (17-25 лет в интерпретации К.Мангейма), оказывающий наибольшее влияние на судьбу поколения.

Каждое политическое поколение, в том числе и постсоветское, обладает присущим только ему политическим сознанием, сформированным под влиянием особенностей процесса первичной политической социализации.

В политической психологии политическое сознание определяется как совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и иррациональных представлений человека, которые опосредуют его отношение к власти, политике, политическим субъектам, процессам и институтам. В структуре

1 Чупров В.И. Социология молодежи: Учебник / В.И. Чупров, Ю.А Зубок. М., 2011, с. 45-46.

3

политического сознания выделяются такие компоненты, как политические представления, политические ценности, установки и стереотипы. При этом первые два являются наиболее существенными для понимания поколенческой специфики, поскольку представляют рациональный уровень сознания и наиболее рельефно отражают особенности социализации молодежи.

Политические представления суть когнитивные компоненты в структуре индивидуального и массового политического сознания. Традиционно в психологической науке они трактуются как «особая форма социального знания, возникающая в результате соотнесения индивидуального и коллективного сознания с реальностью и одновременно являющаяся важным фактором социального конструирования реальности»'.

Политические представления (репрезентации) нельзя отождествлять с простой реакцией индивида или группы на объекты политической реальности в рамках традиционной бихевиористской схемы. Их не следует также рассматривать исключительно с когнитивистских позиций как «отражение» политического мира. Политические представления - это своего рода призма, сквозь которую люди смотрят на политические процессы. Кроме того политические представления несут в себе конструирующий элемент, связанный с групповым или индивидуальным конструированием политической реальности2.

Продолжая традиции французской школы социальной психологии, российские политические психологи считают, что социальные и политические представления носят групповой характер, коллективно

о

создаются и коллективно поддерживаются3. Отсюда можно говорить о

1 Паутова Л.А. Комплексный подход к исследованию социального представления о стабильности // Социология: 4М. 2004, №19, с. 33.

2 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

3 См.: Образы российской власти: От Ельцина до Путина / Под ред. Е.Б.Шестопал. М., 2009.

4

существовании политических представлений определенной социальной группы и социальной группе как носителе этих представлений. При этом социальными группами могут быть различные поколенческие общности1. В нашем случае - молодежь как представители постсоветского поколения.

Следует отметить, что коллективные политические представления первичны по отношению к существующим на уровне индивида. Их интериоризация в структуру личности происходит в процессе политической социализации и политического воспитания человека.

Политические представления обладают рядом характерологических особенностей. Во-первых, они неоднородны по своей структуре. С точки зрения устойчивости к воздействиям изменений социальной среды в структуре политических представлений выделяются устойчивое ядро и

о

изменчивая периферия2. Рассматривая политические представления как результат социального познания, исследователи традиционно выделяют три компонента в их структуре: «информацию», «установку» и «поле

о

представления»3. Данные подходы к трактовке структуры политических представлений не противоречат друг другу, так как отражают разные аспекты формирования и функционирования политических представлений в структуре массового и индивидуального политического сознания.

Во-вторых, политические представления опираются на актуальный политический дискурс. Изменение социально-политического контекста

1 См. об этом; Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию "поколение" // Россия реформирующаяся: Ежегодник / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М., 2003; Шестопал Е.Б. Политическая социализация и ресоциализация в современной России // Полития, №4, зима 2005-2006; Селезнева А.В. Политические представления современной российской молодежи // Модернизационные процессы в обществе: проблемы теории и практики: Материалы международной научно-практической конференции. Тверь, 2007; Селезнева А.В. Политические ценности и образы власти в сознании разных поколений россиян // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008.

См.: Abric J.-CI. Central System, Peripheral System: Their Function and Roles in the Dynamics Social Representations // Paper on Social Representation, 1993, vol. 2, №; Образы российской власти: От Ельцина до Путина / Под ред. Е.Б. Шестопал.

3 Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations. Cambridge, 1984; Паутова Л.А. Комплексный подход к исследованию социального представления о стабильности // Социология: 4М, 2004, №19.

жизни индивида и социальной группы, сопровождаемое трансформацией политического дискурса, влечет за собой изменения в структуре политических представлений, в первую очередь в периферийной их части. В случае же возникновения социокультурного кризиса кардинальной ломке подвергается вся система представлений. В этой связи выделяются следующие виды политических представлений: представления о политике, представления о власти, представления о политической системе, представления о политических институтах, представления о государстве, политические представления в контексте исторической памяти.

В-третьих, политические представления носят эмоционально-оценочный и ценностный характер. В структуре политического сознания политические представления занимают более периферийное положение и определяются центральным его элементом - политическими ценностями. Оценочность представлениям придает тот элемент их структуры, который называется «установка». Политические представления сочетают в себе осознаваемые и неосознаваемые компоненты; их содержательное наполнение включает в себя стереотипные, символические, мифологические, архаические конструкты.

С точки зрения эмпирического изучения политических представлений их важной особенностью является то, что они поддаются прямой вербализации. Это обстоятельство представляется существенным, так как облегчает процесс их фиксации, типологизации и интерпретации.

Центральным компонентом политического сознания являются ценности. В психологии термин «ценности» часто используется для обозначения «качества избирательных ориентаций», которые связаны с

существующими на уровне индивида предпочтениями, мотивами, потребностями и установками1.

Анализируя политические ценности с точки зрения политико-психологического подхода, мы определяем их как политические убеждения и цели индивидуума или общества, отражающие в их сознании устойчивую положительную значимость тех или иных смыслов, принципов и явлений и являющиеся ориентирами в мире политики.

Политические ценности существуют в двух основных формах. Это:

- групповые политические ценности, т.е. выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в политической сфере общественной жизни;

- персональные политические ценности, т.е. когнитивные конструкты в структуре личности, определяющие ее отношение к политическим событиям, явлениям и процессам, а также практическую реализацию в своем поведении и деятельности общественно-политических идеалов.

В психологической литературе принадлежность ценностей к некой общности людей определяется в понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности»2. Авторами был выбран термин «групповые» для обозначения политических ценностей в структуре массового сознания в связи с необходимостью подчеркнуть, с одной стороны, их значимость и признаваемость большинством членов группы (общества), а с другой - специфичность именно для данной общности, позволяющую отличить ее от других. Кроме того, термин «групповые» отражает количественную характеристику носителей данных ценностей (в противовес персональным, носителем которых является отдельно взятая личность). Обозначение принадлежности политических ценностей к некоторой общности людей термином «социальные» могло

1 См.: Van Deth J.W., Scarbrough E. The Impact of Values. N.Y., 1995, p. 22.

2 См.: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001, с. 121.

7

бы вызвать терминологическую путаницу, связанную с содержательным наполнением и ориентацией ценностей (мир политики - мир социальных отношений).

Применительно к нашей проблематике носителем групповых политических ценностей выступает особая группа - поколенческая общность - молодежь.

Политические ценности обладают рядом специфических характеристик: они составляют ядро политического сознания личности, они относительно немногочисленны, отличаются, прежде всего, своей отвлеченностью, абстрактностью и иерархичной упорядоченностью.

Политические ценности существуют не изолированно, а в виде систем. При этом система политических ценностей является подсистемой общей системы базовых ценностей личности, которая, в свою очередь, входит в структуру сложного и многоуровневого образования, обозначаемого учеными как образ мира или картина мира.

Политические ценности носят стереотипизированный характер, как правило, более устойчивы к воздействиям изменений политического контекста жизни. Они могут быть трансформированы лишь в ситуации глубокого социокультурного кризиса, который приводит к «потере оснований для оценки происходящих событий, проявляющейся в ощущении отсутствия возможностей субъективного контроля над ними»1.

Политические представления и ценности не даются человеку с рождения, а приобретаются в ходе взросления, социального становления личности. Формирование политического сознания личности происходит в процессе политической социализации, которая рассматривается по аналогии с общим процессом социализации, традиционно трактуемой в психологии как «двусторонний процесс,

1Евгеньева Т.В. Культурно-психологические основания образа «Другого» в современной России // «Чужие» здесь не ходят. Политический экстремизм и радикальная ксенофобия в социокультурном пространстве современной России. М., 2004., с. 43.

8

включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»1. Применительно к политической социализации «средой» является все многообразие политической реальности.

Процесс политической социализации представляет собой усвоение индивидом политических норм и ценностей общества, к которому он принадлежит, и одновременно приобретение им политического опыта и политических ориентаций, требуемых для участия в политической жизни. «Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой стороны, обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции»2.

С точки зрения системы в ходе политической социализации происходит воспроизводство ее институтов, осуществляется преемственность важнейших политических ценностей. Необходимость этого процесса для сохранения системы связана, прежде всего, с приходом в политику новых поколений: «...со сменой политического ландшафта даже в рамках одного жизненного цикла возникает необходимость рекрутировать новых участников, снабдить их

о

официальными ценностями и, тем самым, укрепить систему»3.

Формирование персональных политических ценностей происходит путем интериоризации существующих в обществе ценностей. Однако не все общественные ценности, даже если они осознаются и признаются человеком в качестве таковых, действительно становятся личностными.

1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М., 2000, с. 276.

2Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000, с. 176.

3Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2002, с. 130.

9

Можно сказать, что структура политических ценностей личности лишь в некоторой степени отражает структуру ценностей общества, при этом «точность» отражения зависит от множества как социальных, так и индивидуально-психологических факторов. Как считает Д.А. Леонтьев, обязательным условием перехода ценностей общества в структуру личности является деятельность, направленная на реализацию данной ценности. Особую роль в этом процессе играют ценности референтной (значимой) для человека малой группы (семьи, группы сверстников). Ценности социального окружения являются фактором развития персональных политических ценностей: «Соотношение ценностей общества и ценностей отдельных индивидов нередко можно рассматривать как соотношение ценностного инварианта и его вариантов. Ценности личности - это не просто вариант, а скорее конкретизация ценностей общества, индивидуальное преломление групповых и общественных ценностей. Отсюда и различия у разных индивидов в интерпретации их содержания и расстановке акцентов»1.

Д.А. Леонтьев выделяет четыре варианта соотношения между персональными и общественными ценностями, обусловленных особенностями политической социализации индивида: конформное развитие (максимальное совпадение структур ценностей), вариативное развитие (частичное совпадение), маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение при сильном расхождении) и девиантное развитие (полное несовпадение структур).

Политическая социализация - процесс, который не имеет точки своего завершения, ведь взаимодействие человека с политической реальностью, адаптация к ней, освоение новых и усложнение уже имеющихся паттернов поведения осуществляются всю жизнь. Тем не менее принято выделять несколько стадий политической социализации,

1

Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестник Моск. ун-та, сер. 14. Психология, 1997, № 1, с. 23.

на которых происходят существенные приращения или изменения в структуре политического сознания и поведения личности, связанные с возрастными изменениями и воздействием новых факторов и агентов социализации. Вслед за П. Бергером и Т. Лукманом в политической психологии ученые выделяют, в первую очередь, две основные формы политической социализации - первичную и вторичную. При этом считается, что решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников.

Р. Инглхарт основывает свою концепцию культурного «сдвига» - от модернистского к постмодернистскому - на гипотезе социализации, согласно которой взаимоотношение между социоэкономическим окружением и ценностными приоритетами не является отношением непосредственного регулирования. Между ними пролегает существенный временной лаг, поскольку базовые ценности личности в значительной степени отражают условия, которые доминировали в годы, предшествовавшие периоду ее зрелости. Таким образом, Р. Инглхарт приходит к выводу, что обстоятельства, в которых социализировалось то или иное поколение, оказывают решающее влияние на систему ценностей этого поколения, которая заменяется в обществе только тогда, когда на смену этим поколениям приходят новые, воспитанные в других условиях и являющиеся носителями другой системы ценностей1.

Таким образом, наиболее значимыми для формирования политического сознания являются периоды первичной и вторичной политической социализации, поэтому условно к 18-20 годам можно говорить не только о существовании системы представлений и ценностей конкретной личности, но и о наличии у нее психологических образований (Я-концепции, мировоззрения, самосознания), позволяющих ей осознавать собственные представления и ценности и

1 Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис, 1997, №4.

11

облекать их в вербальную форму. В дальнейшей жизни система политических ценностей остается постоянной, возможны частичные изменения в иерархии ценностей, связанные с удовлетворением определенных потребностей человека и следующей за этим актуализацией других потребностей и ценностей.

Применительно к исследованию политических представлений и ценностей ключевыми методологическими принципами политической психологии выступают:

- принцип максимального внимания к политическому и социальному контексту исследуемых явлений;

- принцип сочетания количественных и качественных методических процедур и приемов сбора данных.

Данные принципы дополняют фундаментальные принципы научного познания - принцип детерминизма, принцип соответствия и принцип дополнительности - и отражают специфику собственно политико-психологических исследований. Необходимо также отметить, что данные принципы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, что еще раз подчеркивает особенности научного познания в предметном поле политической психологии.

Политико-психологическое исследование политических

представлений и ценностей подразумевает не только и не столько фиксацию их современного состояния, определение их структуры и/или типологии, но и выявление, характеристику и объяснение детерминирующего их социально-политического контекста.

Использование сочетания количественных и качественных методов сбора и анализа данных наиболее адекватно в области исследования политического сознания. Использование стандартизированных методик опроса позволяет выявить и зафиксировать категории, поддающиеся операционализации, и установить между ними статистическую связь.

Качественные же методы исследования предоставляют возможность

12

детально описать аспекты изучаемой проблемы, раскрыть существующие скрытые субъективные смыслы и внутриличностные психологические механизмы исследуемого процесса. Качественные методы политико-психологических исследований позволяют достичь полноты отражения политических ценностей не опираясь на заранее заданный, хотя и ограниченный их перечень.

Сочетание количественных и качественных методик при изучении политического сознания поколения позволяет существенно расширить исследовательские возможности, выявить и проанализировать различные составляющие системы политических представлений и ценностей, а также раскрыть социализационный контекст их формирования.

Основными методами сбора данных, которые использует политическая психология, являются: в рамках количественного подхода - анкетирование, в рамках качественного - глубинное интервью.

Поскольку политические ценности эмпирически не обозримы (не наблюдаемы) и поэтому напрямую не измеримы1, не поддаются прямой вербализации, они могут быть косвенным образом выявлены специальными методиками политико-психологического анализа (глубинные интервью, ассоциативные и проективные техники).

Политическая психология как междисциплинарная отрасль научного знания обладает обширными теоретическими основаниями и инструментами эмпирического исследования политического сознания молодежи, специфика которого заключается не только в возможности фиксации содержания структурных элементов сознания, но и объяснении особенностей их формирования под влиянием социализационного контекста.

Изучение политического сознания современной российской

1См.: Abendschon S. The Beginning of Democratic Citizenship: Value Orientations of Young Children. Politics, Culture & Socialization, 2010, vol.1, №1, р. 64.

13

молодежи имеет и научную, и практическую значимость. Грамотное осуществление молодежной политики, организация работы с молодежью, воспитание гражданственности и патриотизма как интегральных качеств личности средствами образовательных учреждений и СМИ могут быть эффективными только при опоре на понимание особенностей видения мира современной молодежью, специфики ее отношения к себе и окружающим людям.

Селезнева А.В., Дождиков А.В. Политическое сознание современной российской молодежи: политико-психологический анализ. Статья посвящена теоретическому анализу феномена политического сознания молодежи с позиции политической психологии. В соответствии с выбранным подходом дается определение социальной группы «молодежь» как поколенческой общности, а также рассматриваются основные характеристики таких базовых компонентов политического сознания, как политические представления и ценности.

Ключевые слова: политическое сознание, политические поколения, политические представления, политические ценности, политическая психология.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Selezneva A.V., Dozhdikov A.V. The Political Consciousness of Contemporary Russian Youth: the Political Psychological Analysis. The article is devoted to the theoretical analysis of a phenomenon of youth political consciousness from the political psychology perspective. In accordance with the chosen approach we define a social group «youth» as generational commonness and cjnsider the main characteristics of such base components of political consciousness, as political representations and values.

Key words: political consciousness, political generations, political representations, political values, political psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.