ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 2
А.В. Селезнева
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1
В статье представлен политико-психологический анализ становления политического сознания молодежи в процессе политической социализации. Автор рассматривает влияние институтов и агентов социализации на формирование политических представлений, установок и ценностей человека.
Ключевые слова: политическое сознание, политические представления, политические ценности, политическая психология, молодежь, политическая социализация.
Основные компоненты политического сознания — политические представления, установки и ценности не даются человеку с рождения, а приобретаются в ходе взросления, социального становления личности. Становление политического сознания происходит в процессе политической социализации, которая рассматривается по аналогии с общим процессом социализации как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»2. Применительно к политической социализации «средой» является все многообразие политической реальности.
Процесс политической социализации представляет собой, с одной стороны, усвоение индивидом политических норм и ценностей общества, к которому он принадлежит, с другой — приобретение им политического опыта и политических ориентаций, необходимых для участия в политической жизни. «Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом
1 Статья подготовлена на базе результатов проекта «Баланс традиций и нововведений в процессе социализации инновационно и политически активной молодежи: преемственность и трансформация ценностей, стереотипов, моделей и установок деятельности в современном российском обществе» по Государственному контракту 16.740.11.0705 от 08 июня 2011 г. в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.».
2 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000. С. 276.
своей группы, с другой стороны, обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции»3.
С точки зрения системы в ходе политической социализации происходит воспроизводство ее институтов, осуществляется преемственность важнейших политических ценностей. Необходимость этого процесса для сохранения системы связана прежде всего с приходом в политику новых поколений, необходимостью рекрутирования новых участников, разделяющих официальные нормы и ценности.
Формирование персональных политических ценностей происходит путем интериоризации существующих в обществе ценностей. Но не все общественные ценности, даже если они осознаются и признаются человеком в качестве таковых, действительно становятся личностными. В целом можно говорить, что структура политических ценностей личности лишь в некоторой мере отражает структуру ценностей общества в целом, при этом «точность» этого отражения зависит от множества как социальных, так и индивидуально-психологических факторов.
Как считает Д.А. Леонтьев, осознание и положительное отношение к ценности не является ни обязательным, ни достаточным. Обязательным условием перехода ценностей общества в структуру личности является деятельность, направленная на реализацию данной ценности. Особую роль в этом процессе играют ценности референтной (значимой) для человека малой группы (семья, группа сверстников).
Ценности социального окружения являются фактором развития персональных политических ценностей. «Соотношение ценностей общества и ценностей отдельных индивидов нередко можно рассматривать как соотношение ценностного инварианта и его вариантов. Ценности личности — это не просто вариант, а скорее конкретизация ценностей общества, индивидуальное преломление групповых и общественных ценностей. Отсюда и различия у разных индивидов в интерпретации их содержания и расстановки акцентов»4.
Кроме того, Д.А. Леонтьев выделяет четыре варианта соотношения между персональными и общественными ценностями, обусловленных особенностями политической социализации индивида: конформное развитие (максимальное совпадение структур ценностей), вариативное развитие (частичное совпадение), мар-
3 Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. С. 176.
4 Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 1. С. 23.
гинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение при сильном расхождении) и девиантное развитие (полное несовпадение структур) 5.
Политическая социализация — процесс, который не имеет «точки завершения», взаимодействие человека с политической реальностью, адаптация к ней, освоение новых и усложнение уже имеющихся паттернов поведения длятся всю жизнь. Тем не менее принято выделять несколько стадий политической социализации, на которых происходят существенные приращения или изменения в структуре политического сознания и поведения личности, связанные с возрастными изменениями и воздействием новых факторов и агентов социализации. Так, П. Бергер и Т. Лукман, выделяя две основные формы политической социализации — первичную и вторичную, считают, что решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников6.
Р. Инглхарт основывает свою концепцию культурного «сдвига» — от модернистского к постмодернистскому — на гипотезе социализации, согласно которой взаимоотношение между со-циоэкономическим окружением и ценностными приоритетами не является отношением непосредственного регулирования7. Между ними пролегает существенный временной лаг, поскольку базовые ценности личности в значительной степени отражают условия, которые доминировали в годы, предшествовавшие периоду ее зрелости. Таким образом, Р. Инглхарт приходит к выводу, что обстоятельства, в которых социализировалось то или иное поколение, оказывают решающее влияние на систему его ценностей, которая заменяется в обществе только тогда, когда на смену этому поколению приходит новое, воспитанное в других условиях и являющееся носителем другой системы ценностей.
Таким образом, наиболее значимыми являются периоды первичной, вторичной политической социализации, а также ресоциа-лизация.
Первичная политическая социализация связана с воспитанием и развитием ребенка в семье, с взаимодействием с родителями и родственниками как главными агентами политической социализации. Данная стадия является крайне важной, поскольку формирование политического сознания ребенка начинается в раннем детстве. Пси-
5 Там же.
6 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
7 См.: Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4.
хологической основой для исследований политических представлений и ценностей маленьких детей являются концепции развития личности Ж. Пиаже, Л. Кольберга и К. Гиллиган. В интеллектуальном развитии ребенка Ж. Пиаже выделял четыре стадии, в основе которых лежит смена господствующих интеллектуальных структур: сенсомоторная (от рождения до 2 лет), в процессе которой ребенок оперирует материальными предметами и познает мир посредством действий с ними; дооперациональная стадия (2-7 лет), на которой дети учатся мыслить, используя символы и внутренние образы, но их мышление не систематично и не логично; стадия конкретных операций (7-11 лет), которая характеризуется появлением логического мышления, операций с понятиями; стадия формального интеллекта (12-15 лет), определяемая наличием формальных мыслительных операций8.
С несколько иных позиций к периодизации развития личности подходил Л. Кольберг. Он положил в основу своего подхода нравственное развитие человека и выделил три его уровня: преднрав-ственный (с 4 до 10 лет), на котором поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается; конвенциональный (с 10 до 13 лет), на котором человек ориентируется на принципы других людей и постконвенциональный (с 13 лет), на котором достигается истинная нравственность, и человек судит о поведении исходя из собственных критериев9.
К. Гиллиган, критикуя Л. Кольберга за то, что он разработал систему «мужских» нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, сформулировала собственную концепцию стадий нравственного развития личности10. Согласно К. Гиллиган, развитие у женщин нравственности, основанной на заботе о других, проходит три уровня: самоозабоченность, самопожертвование и самоуважение.
Основываясь на концепции Ж. Пиаже о стадиях созревания детского мышления, политические психологи изучали процесс развития когнитивной сферы ребенка применительно к политическим сюжетам. В частности, по данным Дж. Адельсона и его коллег, развитие политических представлений наиболее бурно происходит в возрасте 11-13 лет11. Р. Коннел установил особенности восприятия
8 См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
9 Kohlberg L. Moral development and identification // Child psychology: 62nd Yearbook of the National Society for the the Study of Education. Chicago, 1963.
10 Gilligan C. In a different voice: Women's conceptions of self and morality // Harvard Educational Rev. 1977. N 47(4).
11 Adelson J., Green B., O'Neil R. Growth of Idea of Law Adolescence // Developmental Psychology. 1969. N 1.
ребенком классовых и социальных различий на разных стадиях интеллектуального развития. Эмпирические исследования также показали, что естественные процессы созревания политического сознания в соответствии со стадиями когнитивного развития ребенка и подростка в реальности замедляются или ускоряются под влиянием политической системы, ее институтов, различных агентов политической социализации12.
Кроме того, восприятие властных отношений в семье сказывается в будущем на отношении человека к власти в государстве: «Семейные отношения являются первым специфическим образцом общественных отношений. Недолго оставаясь основным источником социализирующей информации, семья формирует у ребенка психологическую основу моделей политического поведения и установок»13.
Формирование политического сознания ребенка в семье происходит с помощью механизмов политической социализации, под которыми в политической психологии понимаются «процедуры, которые позволяют индивиду освоить нормы и техники политической реальности, а также придать освоенным образцам и приобретенной в процессе социализации картине мира устойчивость»14. Ученые по-разному классифицируют эти механизмы. Так, И.И. Екадумова выделяет механизмы интернализации, предполагающие усвоение личностью требований внешней среды, интеракции, отвечающие за взаимодействие с внешней средой, и экстернализации, регулирующие политическое поведение и выражение политических взглядов и ориентаций15. В рамках другого подхода все механизмы политической социализации подразделяются на две группы — психологические (идентификация, имитация) и социально-психологические механизмы (подкрепление, понимание, социальное воспитание, обучение). При этом, наиболее значимым является механизм воспитания, позволяющий влиять на восприятие власти и политики.
В целом учеными доказано, что политическая социализация в семье является решающей для усвоения политических представлений и ценностей. Последующая за семьей политическая социализация в школе лишь усилит полученные знания, отшлифует концепты, расставит акценты, сформирует установки и ориентации.
12 См.: Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2010. С. 271.
13 Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008. С. 59.
14 Суслина М.В. Политико-психологические механизмы политической социализации в семье // Политическая психология, культура и коммуникация / Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008. С. 107.
15 См.: Екадумова И.И. Политическая социализация личности как категория политической науки: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Минск, 2003.
Так, ценностные ориентации детей 6-7-летнего возраста были объектом изучения в рамках исследовательского проекта «Обучение жизни при демократии»16. Исходными посылками для рассуждений стали обозначенные учеными изменения в процессе первичной социализации детей: «.. .в последние несколько десятилетий опыт детства в постмодернистских обществах подвергался острым изменениям — новые социальные феномены, такие, как "индивидуализм", "ценностные изменения" и "лоскутные (смешанные, пестрые) биографии", сопровождаемые плюрализмом жизненных стилей, не пощадили игровые площадки и, таким образом, оказали влияние на процесс созревания. Социологи и специалисты в сфере образования утверждают, что детство становится все более и более подвержено влиянию медиа- и коммерческого сектора, которые оказывают сильное и неотфильтрованное воздействие на современных детей в западных странах. В этом отношении, некоторые исследователи даже провозглашают "ликвидацию детства". Сегодня социализация происходит, очевидно, в совершенно других условиях, нежели в предыдущее десятилетие»17. Ключевые исследовательские вопросы, которые поставили перед собой ученые: «Можно ли говорить о наличии согласованной структуры ценностных ориентаций уже в детском возрасте? И если да, то можно ли их выявить эмпирическим путем?» В результате исследования немецких школьников в начале и конце их первого школьного года было доказано, что приобретение ценностей играет значительную роль в процессе политической социализации, так как предполагается, что они формируются в раннем возрасте и остаются достаточно стабильными в течение всей жизни. Главным результатом эмпирического анализа стало подтверждение, что дети младшей возрастной группы имеют согласованную систему ценностных ориентаций уже к началу обучения в школе. При этом были выявлены различия в ценностных ориентациях, обусловленные воздействием разных условий первичной (семейной) политической социализации (национальной и социально-экономической спецификой).
В ситуации социальной нестабильности, несмотря на общее увеличение межпоколенных противоречий, семья остается важней-
16 Исследовательский проект «Learning to Leave democracy» (LLD) проводится Центром европейских социальных исследований Мангейма в Германии. В рамках исследования были интервьюированы 800 детей в начале и конце их первого школьного года (2004-2005) в отношении их политических и социальных ориентаций, так же как знаний и медиа с использованием стандартизированного опросника (анкеты).
17 Abendschon S. The Beginning of Democratic Citizenship: Value Orientations of Young Children // Politics, Culture & Socialization. 2010. Vol. 1, N 1. P. 60.
шим источником социального опыта. Более того, по результатам исследований, проводимых в 1990-е гг., роль семьи в социализации подростков растет. Вероятно, семья выступает «буфером» между противоречивыми и разнонаправленными влияниями общества и необходимостью строить собственную систему координат в этой жизни18.
Ключевым институтом периода вторичной политической социализации является школа19, учителя - ее главные агенты. По мнению российских политических психологов, основным отличием политической социализации в школе от других стадий социализации является, во-первых, сензитивность детей школьного возраста к освоению политических представлений, во-вторых, возможность проведения регулируемой целенаправленной политики по привитию тех или иных политических ценностей20. Школа является институтом, официально открытым для политического воспитания со стороны власти благодаря тому, что политическим содержанием наполнена ведущая деятельность этого периода — обучение. Влияние школы на формирование политических ценностей личности определяется особенностями государственной образовательной политики, спецификой организации процесса обучения и воспитания, личностными особенностями учителей, стилем взаимоотношений педагогов и учащихся.
В младшем школьном возрасте начинается формирование «образа Я» в политической картине мира, который в последующем будет определять политическое поведение человека. Исследования И.В. Самаркиной показывают, что для детей данной возрастной категории характерен «эгоцентричный взгляд на политику как часть окружающего мира»21, в котором находят отражение основные социализирующие институты и факторы (семья, СМИ, система образования). При этом ключевое место в структуре политической картины мира занимает образ власти, в котором она символична и персонифицирована.
18 См. подробнее: Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000.
19 Школой в данном случае мы условно называем все образовательные учреждения, которые осуществляют обучение по программам среднего полного общего образования.
20 См., например: Шестопал Е.Б. Политическая психология; Молчанова О.А. Учитель истории как агент политической социализации в современной России // Психологические аспекты политического процесса во «второй путинской республике» / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2006.
21 Самаркина И.В. Первое десятилетие XX века: константы и новации в политической картине мира российских детей // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 3 (15). С. 19.
На период школьного обучения приходятся важные изменения, происходящие в структуре личности и связанные как с формированием, так и с осознанием собственных политических представлений и ценностей. С точки зрения возрастной психологии наиболее значимыми в этом плане являются подростковый возраст (отрочество) и юность. Именно в эти периоды происходит интенсивное личностное развитие. Центральным психическим новообразованием старшего подросткового возраста (14-15 лет) является Я-концепция как новый уровень самосознания, связанный с представлением о самом себе, пониманием своих интересов, склонностей, потребностей, ценностей, своей уникальности и сходства с другими людьми. По мнению Л.С. Выготского, формирование самосознания составляет квинтэссенцию и главный итог переходного возраста. В этот период происходит переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, осознание себя как субъекта собственного развития.
В юношеский период происходят важные приращения, связанные с интеллектуальным развитием. Во-первых, изменения в когнитивных структурах психики (память, мышление) создают фундамент для возникновения способности к интроспекции, к саморефлексии. Собственный внутренний мир (интересы, чувства, ценности, мысли), поступки становятся объектом изучения и анализа молодого человека. Кроме того, в это время формируется способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками.
Во-вторых, интенсивное обучение, а также потребность в самообучении способствуют расширению словарного запаса школьников, появлению в лексиконе абстрактных (философских, политических) категорий, которыми они учатся оперировать. В контексте проблемы вербализации политических ценностей богатство словаря молодых людей играет существенную роль для получения объективных данных в эмпирических исследованиях.
В юности продолжается развитие Я-концепции, по мере накопления опыта деятельности и общения, самооценка становится более реалистичной. Кроме того, именно юность является периодом окончательного оформления мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, людях и самом себе среди них. Однако мировоззрение — это не просто система знаний, это система убеждений, выражающих отношение личности к миру и другим людям. Именно в мировоззрении находят свое выражение политические ценности человека.
Результаты зарубежных исследований показывают, что в 14 лет многие молодые люди уже принадлежат к той политической культу-
ре, которую они разделяют со взрослыми22. При этом ученые особо указывают на «важность выделения в содержании учебного плана высоких образовательных ожиданий, атмосферу в классе, которая побуждает учеников к активному выражению своих мнений, такой тип школьного климата, который позволяет им чувствовать свою силу, просмотр телевизионных новостей и чтение газет»23.
Эмпирическими исследованиями российских политических психологов установлено отсутствие единой государственной политики по формированию политического мировоззрения в школе. Многообразие существующей обществоведческой учебной литературы является фактором противоречивости гражданского и поли-тологическиго образования. За школой признается роль основного института политической социализации, а за учителями — ведущих агентов социализации, самостоятельно и субъективно определяющих содержательную и оценочную составляющую политических представлений. При этом содержательная и организационная не-систематизированность процесса формирования политического мировоззрения школьников в рамках образовательного процесса приводит к увеличению роли СМИ и других агентов политической социализации в этом процессе, а в условиях современной России и к повышению его стихийности и непредсказуемости24. Исследования выявили также положительную возрастную динамику развития осознаваемого компонента образов политики и государства. «Одновременно проявлением стихийности и неконтролируемости процесса формирования политических представлений в школе является специфика неосознаваемого компонента политической культуры школьников, имеющего разрозненный и несистематизированный характер»25.
Таким образом, формирование системы политических представлений и ценностей происходит в периоды первичной и вторичной политической социализации, поэтому условно к 18-20 годам можно говорить не только о существовании системы ценностей конкретной личности, но и о наличии у нее психологических образований
22 Torney-Purta J. The school's role in developing civic engagement: A study of adolescents in twenty-eight countries // Applied Developmental Sci. 2002. Vol. 6. Iss. 4. P. 203-212.
23 Торни-ПуртаДж. Политическая социализация подростков в изменяющемся контексте: Международное исследование в духе Невитта Сэнфорда // Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е.Б.Шестопал. М., 2007. С. 323.
24 См., например: Политическая социализация российских граждан...
25 Молчанова О.А. Формирование образов государства и политической системы в современной российской школе // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б.Шестопал. М., 2008. С. 125.
(Я-концепции, мировоззрение, самосознание), позволяющих ей осознавать собственные ценности и облекать их в вербальную форму. В дальнейшей жизни система политических ценностей остается постоянной, возможны частичные изменения в иерархии ценностей, связанные с удовлетворением определенных потребностей человека и следующей за этим актуализацией других потребностей и ценностей.
В настоящее время все более значительную роль в процессе политической социализации как детей, так и взрослых, играют средства массовой информации, в первую очередь телевидение. Политический контент как собственно политических, так и неполитических программ, усваивается всеми агентами социализации (родители, сверстники, учителя), а затем транслируется молодому поколению. Эмпирические исследования СМИ свидетельствуют, что «для данного института политической социализации характерно полное отсутствие рефлексии своей социальной роли и социальных действий»26.
Таким образом, формирование политического сознания молодежи происходит в процессе политической социализации, основными институтами которой являются семья, школа и средства массовой информации. Наиболее важным периодом в этом процессе является первичная политическая социализация, в процессе которой закладываются основы знаний о политике и власти, ключевые паттерны поведения, формируется ядро ценностной структуры политического сознания. Важную роль при этом играет школа, уточняющая и усложняющая спектр политических представлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000 [Andreeva G.M. Social'naja psikhologija. M., 2000.]
2. ЛеонтьевД.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 1. [Leont'ev D.A. Ot social'nykh cennostejj k lichnostnym: sociogenez i fenomenologija cennostnojj reguljacii dejatel'nosti (stat'ja vtoraja) // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14. Psikhologija. 1997. N 1]
3. Молчанова О.А. Формирование образов государства и политической системы в современной российской школе // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008 [Molchanova O.A. Formirovanie obrazov gosudarstva i politicheskojj sistemy v sovremennojj rossijjskojj shkole // Obrazy gosudarstv, nacijj i liderov / Pod red. E.B. Shestopal. M., 2008.]
26 Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008. С. 481.
4. Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008 [Politicheskaja socializacija rossijjskikh grazhdan v period transformacii / Pod red. E.B. Shestopal. M., 2008.]
5. Психологические аспекты политического процесса во «второй путинской республике» / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2006 [Psikhologicheskie aspekty politicheskogo processa vo «vtorojj putinskojj respublike» / Pod red. E.B. Shestopal. M., 2006.]
6. Самаркина И.В. Первое десятилетие XX века: константы и новации в политической картине мира российских детей // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 3 (15) [Samarkina I.V. Pervoe desjatiletie XX veka: konstanty i novacii v politicheskojj kartine mira rossijjskikh detejj // Vestn. Tomskogo gos. un-ta. Filosofija. Sociologija. Politologija. 2011. N 3 (15).]
7. СуслинаМ.В. Политико-психологические механизмы политической социализации в семье // Политическая психология, культура и коммуникация / Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008 [Suslina M.V. Politiko-psikhologicheskie me-khanizmy politicheskojj socializacii v sem'e // Politicheskaja psikhologija, kul'tura i kommunikacija / Otv. red. E.B. Shestopal. M., 2008.]
8. Торни-ПуртаДж. Политическая социализация подростков в изменяющемся контексте: Международное исследование в духе Невитта Сэнфорда // Политическая психология / Сост. Е.Б. Шестопал. М., 2007. [Torni-Purta Dzh. Politicheskaja socializacija podrostkov v izmenjajushhemsja kontekste: Mezhdun-arodnoe issledovanie v dukhe Nevitta Sehnforda // Politicheskaja psikhologija / Sost. E.B. Shestopal. M., 2007.]
9. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2010 [Shestopal E.B. Politicheskaja psikhologija. M., 2010.]
10. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.. 2000 [Shestopal E.B. Psikhologicheskijj profil' rossijjskojj politiki 1990-kh. Teoreticheskie i prikladnye problemy politicheskojj psikhologii. M.. 2000.]
11. Abendschon S. The Beginning of Democratic Citizenship: Value Orientations of Young Children // Politics, Culture & Socialization. 2010. Vol. 1. N 1.
12. Adelson J., Green B., O'Neil R. Growth of Idea of Law Adolescence // Developmental Psychology. 1969. N 1.
13. Torney-Purta J. The school's role in developing civic engagement: A study of adolescents in twenty-eight countries // Applied Developmental Sci. 2002. Vol. 6. Iss. 4.