Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ: ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ: ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / ПРОПОВЕДЬ / ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИКА / ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕСАКРАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бирюков И.Л.

Одним из актуальных вопросов христианского мира является такой вопрос: в какой мере проповедник может публично затрагивать сферу политического. Можно ли поднимать вопросы политики в проповеди? Если да, то в каких пределах? Время от времени появляются обвинения в адрес священнослужителей во вмешательстве в политику, но, с другой стороны, есть люди, которые как раз ожидают от проповедников четкой позиции по различным социально-политическим проблемам. Не имея возможности участвовать в политической борьбе, проповедник не остается на обочине политического, осуществляя целенаправленную миссию в области политической деятельности в аспекте духовного здоровья нации. Он должен формировать сознание людей и пробуждать их духовные силы для поддержки политики государства и активного участия в текущей социальной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CONTENT OF PREACHING: PHILOSOPHICAL AND THEOLOGICAL ASPECT

One of the current issues of the Christian world is the following: to what extent can a preacher publicly affect the political sphere? Is it possible to raise political issues in preaching? If so, to what limits? From time to time, accusations of priests’ interference in politics appear, but, on the other hand, there are people who are just expected from preachers a clear position on various socio-political problems. Without opportunities to participate in political struggle, a preacher does not remain on the side of the political, carrying out a targeted mission in the field of political activities in the aspect of spiritual health of the nation. It must form the consciousness of people and awaken their spiritual forces to support the policies of the state and active participation in the current social policy.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ: ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 101.1:796.011:141.333

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ: ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

И.Л. Бирюков

POLITICAL CONTENT OF PREACHING: PHILOSOPHICAL AND THEOLOGICAL ASPECT

I.L. Biryukov

Аннотация. Одним из актуальных вопросов христианского мира является такой вопрос: в какой мере проповедник может публично затрагивать сферу политического. Можно ли поднимать вопросы политики в проповеди? Если да, то в каких пределах? Время от времени появляются обвинения в адрес священнослужителей во вмешательстве в политику, но, с другой стороны, есть люди, которые как раз ожидают от проповедников четкой позиции по различным социально-политическим проблемам. Не имея возможности участвовать в политической борьбе, проповедник не остается на обочине политического, осуществляя целенаправленную миссию в области политической деятельности в аспекте духовного здоровья нации. Он должен формировать сознание людей и пробуждать их духовные силы для поддержки политики государства и активного участия в текущей социальной политике.

Abstract. One of the current issues of the Christian world is the following: to what extent can a preacher publicly affect the political sphere? Is it possible to raise political issues in preaching? If so, to what limits? From time to time, accusations of priests' interference in politics appear, but, on the other hand, there are people who are just expected from preachers a clear position on various socio-political problems. Without opportunities to participate in political struggle, a preacher does not remain on the side of the political, carrying out a targeted mission in the field of political activities in the aspect of spiritual health of the nation. It must form the consciousness of people and awaken their spiritual forces to support the policies of the state and active participation in the current social policy.

Ключевые слова: политическая теология, проповедь, церковь и политика, духовное здоровье, ресакрализация.

Keywords: political theology, preaching, church and politics, spiritual health, resacralization.

Сегодня актуальным становится наделение религиозными и сакральными элементами пространства политического. Многие священнослужители, говоря об исторической миссии страны, правителях, военных конфликтах, желаемом социальном мироустройстве, даже не подозревают, что затрагивают политическое содержание в своей нравственно-религиозной проповеди. В статье под политической проповедью автор понимает религиозную проповедь духовенства, которая содержит социально-политическое содержание. Политическая проповедь священников соотносится с идеями и действиями патриотического и социального значения. Целью статьи является выявление философско-теологического аспекта политической проповеди. Новизна в авторской оценке заключается

в выявлении проблемных сфер «политической проповеди» на основе рассмотрения различных форм христианской проповеди.

Проповедь является спасительным событием. Проповедь - это название, определяющее провозглашение слова Божьего как во время христианского богослужения или же в форме увещевательной беседы, которая направлена на обращение и поклонение Богу. Более того, провозглашение Слова Божьего вне литургии дает возможность выбирать разнообразные риторические средства и использовать современные технологии [1]. Он создает условия для развития миссии и веры, которая «рождена от слышимого, а слышимое есть слово Христово» (Рим. 10:17).

Понятие «политическое» имеет значение для рассматриваемой темы. В узком смысле - оно включает в себя стремление к власти, партийную и административную работу, деятельности правительства, отношений между государствами. В широком смысле термин лсХгтеш, используется для описания стремления к общему благу и связан с коллективной жизнью всех граждан, «с достоинством, правами человека и социальной справедливостью» [4, с. 335-350]. Право проповедовать в дискурсе политического имеет свое богословское оправдание в пророчествах. Пророки, проповедуя суд и наказание, увещевали людей к обращению, провозглашая Царство Божье. В библейском смысле политическая проповедь направлена против угнетения и несправедливости в мире. Она является голосом угнетенных и безмолвных, всегда предлагая принятие решения без насилия.

Общую специфику христианской политической проповеди можно проследить в работах В.В. Милькова «Политический элемент в нравственно-религиозной проповеди епископа новгородского Луки Жидяты» [8]; Л.И. Журовой «К вопросу о нравственном богословии митрополита Даниила» [5]; Р.В. Тупикина «Общественно-политические взгляды епископа смоленского Иоанна (Соколова)» [11]; К.Д. Бугрова «Политическое богословие и легитимация екатерининского переворота 1762 года: «слово торжественное» Константина (Борковского)» [3]; Г.А. Корнеевой «Политизация духовенства сибирских епархий в контексте историографии консолидации сил и оформления право-монархического движения в регионе в период первой русской революции (1905-1907 гг.)» [6]; М. Богачёва, К. Сорвина «Политика в церкви: за кого агитируют православные священники?» [2] и других работах.

Воспринимается ли проповедь как политическая, определяется не только ее содержанием, но и контекстом высказываний. Речь, произнесенная в одном контексте, не вызовет восторгов или возмущений, а в другом контексте может быть воспринята как поддержка или критика политического курса. Иеремия призывал к молитве в ситуации, когда народ находился под чужеземным правлением. Эти тексты являются источником для проповедника, который может подчеркнуть, что христиане верят в Божье провидение, и знают, что даже в самых сложных политических ситуациях можно жить по Евангелию [13, 8. 106-107]. Как ни парадоксально, именно в самых сложных

ситуациях можно ощутить наиболее глубокое присутствие и действие Бога в своей жизни. Такую интерпретацию действительности можно предложить в проповеди. Служение Господа Иисуса также осуществлялось в политическом контексте. Его народ находился под римской оккупацией, и Он Сам пострадал, став жертвой политических и религиозных объединений.

Согласно Юргену Цимеру, каждая христианская проповедь потенциально является политической, поскольку она публична. На этой основе выделяют три типа политических проповедей [14, с. 29-31]:

1. В описательной политической проповеди проповедник говорит как представитель определенного сообщества. Такая проповедь может быть реакцией на какое-то политическое событие, будь то похвала, плач, благодарность, досадный проигрыш или несчастный случай. Она также может быть приурочена к какой-либо важной дате или годовщине событий. Ценность такой проповеди заключается в том, что она основана на опыте проповедника и обращена к реальностям жизни своих слушателей. Она призывает к серьезному и ответственному отношению, излагая позицию Церкви по проблемам общественной жизни. Ее опасность в злоупотреблении торжественными восхвалениями и некритическим настроем по отношению к существующей реальности.

2. Оценочная политическая проповедь содержит критическую оценку текущего социального и политического положения общины верующих в свете Слова Божьего. Это проповедь суждение, она предоставляет необходимую информацию и служит для того, чтобы углубить осведомленность аудитории, помогая людям осознавать несправедливости, влияющие на все сообщество. Задача такой проповеди показать несправедливость, помещая в центр повествования драматическую судьбу людей, например, пострадавших в результате определенных действий или событий. Она очерчивает перспективы решения проблем на основе солидарности в духе Евангелия.

3. Проповедь как напоминание представляет собой описание социально-политических изменений, несовместимых с Евангелием. Такое провозглашение является неким продолжением пророческих провозглашений, напоминающим речи пророков Амоса и Исайи, Иоанна Крестителя и Господа Иисуса Христа о Царстве Божьем. Такая проповедь, помимо пророческой критики, призывает к действию и определенной социальной позиции. В Священном Писании есть много страниц, описывающих утешение, силу и исцеление, которые исходят от Господа. Она является эхом слова Божьего в контексте человеческих страданий, страхов и надежд. Это происходит вследствие того, что проповедник слушает людей, в дальнейшем вещая от их лица.

Проповеднику стоит учитывать, что его слова имеют социальное воздействие. Он интерпретирует человеческую жизнь в свете слова Божьего, чтобы помочь слушателям распознать Его присутствие и действие как в их жизни, так и в глобальных событиях, происходящих в мире. Проповедь предназначена для того, чтобы привести людей ко Христу или укрепить их в вере [10]. Если проповедь понимается как провозглашение слова Божьего,

тогда очевидно, что здесь нет места агрессивной риторике. «Не стоит наполнять проповедь абстрактными речами, оторванными от реальности. Политические вопросы не всегда могут быть предметом проповеди как минимум по трем причинам:

1. Бог не является Покровителем одной из политических сил. Он Творец и Господь мира. Он - Властелин, и им нельзя манипулировать. Его всемогущество не может ограничиваться лоббированием узкопрофильных интересов. Светские власти могут попытаться использовать Церковь для поддержки своих идей, ища своего союзника в проповедях иерархов. Иногда политики берут на себя роль религиозных лидеров. Задача представителей Церкви - четко дистанцироваться от любых попыток подобных манипуляций, партийных властей и идеологий, которые хотят найти легитимность своих временных политических действий в Церкви и ее богословии. Элементы религиозной проповеди в политическом пространстве можно обозначить в наделении сакральным началом светские категории, предавая им священный аспект, например «правам человека», «всеобщей безопасности» и даже «во имя мира на Земле».

2. Как граждане земного общества, слушатели Слова Божьего имеют свободу выбора в соответствии со своей совестью и убеждениями. Ни проповедник, ни Церковь в целом не ставят перед собой задачу указать конкретные решения во временных вопросах, которые Бог оставил на свободный и ответственный выбор каждого человека. Возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь, исходя из их свободного волеизъявления с тем, чтобы таковое устроение, являющееся ответом на «искаженную грехом земную реальность» [9, п. III. 1].

3. Задача проповедников - строить общину и укреплять братские связи со всеми людьми, а не вносить разделения и раздоры. «Церковь должна вести диалог по вопросам принятия решений, имеющих отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви» [9, п. Ш.9]. Такое определение хорошо описывает построение проповеди перед политическими событиями в контексте того, что «перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир среди людей, придерживающихся различных политических взглядов [9, п. V.2].

Однако ничто не мешает проповедникам размышлять над политическими вопросами в более широком смысле в ракурсе социального или межличностного диалога и «допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания [9, п. V.2]». Через призму политической теологии они могут интерпретировать реальность для осуществления конкретных жизненных

решений. Проповедник злоупотребляет авторитетом, когда ведет явную агитацию, призывает к принятию определенного выбора и указывает, кого нужно поддерживать. Эти действия имеют все признаки манипулирования. Стремление проповедника формировать социальное сознания людей, которое будет отражаться в их действиях, более трудная задача [12]. Пастырский аспект -это возможность учить слушателей занимать рациональную, политически разумную и теологически адекватную позицию.

Стоит обратить внимание на рекомендации проповеднику [15, с. 205], который хочет затронуть в проповеди международные или межличностные вопросы политики. Если он захочет овладеть необходимыми навыками, то ему нужно научиться размышлять на обозначенную тему. Постараться вникнуть в ситуацию с разных сторон, чтобы углубить свое понимание проблем, а не упрощать их [7, с. 36-43]. Полезно переговорить со специалистами для различения политических и психологических нюансов, о которых он может не догадываться или быть недостаточно информирован. Также следует подчеркнуть первооснову Евангелия, поскольку оно определяет рамки социальных действий для всех христиан.

Подготовку проповеди выстраивают, исходя из следующих положений. Во-первых, нужно понять: достаточно ли проверена информация; в чем состоит проблема; как выглядят земные проблемы в свете библейских божественных истин и другие вопросы. Готовясь к проповеди, нельзя забывать о ее сути как спасительного увещевания, которое напоминает нам о том, что Бог никого не отвергает и хочет всем спастись (1 Тим. 2:4). Проповедь становится нецелесообразной, когда она ставит перед слушателями этические и политические проблемы, которые невозможно осуществить в обществе.

Одним из важных элементов политической проповеди можно обозначить реализацию в ней принципов национального духовного здоровья как отдельного проекта социальной политики. Важной социальной проблемой является проблема формирования человека здорового телесно-физически и духовно-нравственно. Процесс сплочения светской и религиозной духовности отвечает на вопрос об «экологии души» и морально-нравственной ответственности. В аспекте духовного здоровья это отражается в факторах оптимистической надежды, способствующей развитию индивидуальных и социальных качеств личности, ее стрессоустойчивости.

Эсхатологический образ будущего, наполненный позитивным смысловым содержанием, дарует и сообщает человеку внутреннюю свободу. Личность, применяя методологию аскетизма в приобретении духовной автономии, как своеобразной победы, в конечном итоге оказывает влияние на духовную жизнь общества. Мировоззренческая парадигма духовного здоровья представляет собой не только концепты или идеи в виде готовых форм, но, прежде всего, сам процесс их духовного производства, дальнейшего распределение и потребления в социуме.

Таким образом, ответ на вопрос, можно ли поднимать политико-теологические вопросы в проповеди, является положительным и находится

в миссионерском дискурсе. Важно, чтобы проповедь не превращалась в светскую речь о политическом. Формально по Конституции РФ Церковь отделена от государства, но она ни в коей мере не отделена от политики. Политическое пространство религиозной деятельности выражается в социальных формах служения. Перед священником стоит непростая задача: как поднимать социально-политические вопросы в проповедях и размышлять над ними в свете Слова Божьего, не допуская прямой агитации. Политика не способна построить Царство Божье на земле, но с помощью медиативных функций способна уменьшить зло в обществе, сформировав ценности, снизить конфликтность, повысить плодотворность взаимодействия и консолидации социальных групп.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бирюков, И. Л. Спортивная духовность в ресакрализации феномена политического / И. Л. Бирюков. - Текст : непосредственный // Современная наука и инновации. - 2021. - № 1 (33). - С. 154-162.

2. Богачёв, М. «Политика в церкви: за кого агитируют православные священники?» / М. Богачёв, К. Сорвин. - Текст : непосредственный // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2020. - Т. 38. - № 3. - С. 331-361.

3. Бугров, К. Д. «Политическое богословие и легитимация екатерининского переворота 1762 года: «слово торжественное» Константина (Борковского)» / К. Д. Бугров. - Текст : непосредственный // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». - 2020. - Т. 30. - № 1. - С. 18-25.

4. Гаррет, С. Богословие и справедливость наций: поиски неуловимой справедливости в политически многообразном секулярном мире / С. Гаррет. - Текст : непосредственный // Политическое богословие. - М. : Изд-во ББИ, 2019. - С. 335-350.

5. Журова, Л. И. «К вопросу о нравственном богословии митрополита Даниила» / Л. И. Журова. - Текст : непосредственный // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2016. - № 4 (16). - С. 63-83.

6. Корнеева, Г. А. Политизация духовенства сибирских епархий в контексте историографии консолидации сил и оформления правомонархического движения в регионе в период первой русской революции (1905-1907 гг.) / Г. А. Корнеева. - Текст : непосредственный // Молодежь: свобода и ответственность : материалы и доклады Межрегиональной научно-практической конференции. - М., 2019. - С. 60-83.

7. Лункин, Н. Р. Церкви в политике и политика в церквях. Как современное христианство меняет современное общество / Н. Р. Лункин. - М. : Нестор-История, 2020. - 504 с. - Текст: непосредственный.

8. Мильков, В. В. Политический элемент в нравственно-религиозной проповеди епископа новгородского Луки Жидяты / В. В. Мильков. - Текст: непосредственный // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. - 2019. -№ 1 (11). - С. 6-27.

9. Основы социальные концепции Русской Православной Церкви. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 15.12.2021). - Текст : электронный.

10. Сила нации - в силе духа. Книга размышлений Святейшего Патриарха Кирилла. - Мн. : Белорусская Православная Церковь, 2009. - 400 с. - Текст : непосредственный.

11. Тупикин, Р. В. «Общественно-политические взгляды епископа смоленского Иоанна (Соколова)» / Р. В. Тупикин. - Текст : непосредственный // Церковь и время. - 2018. - № 1 (82). - С. 169-183.

12. Шишков, А. В. Протесты Навального и православная а-политическая теология / А. В. Шишков. - URL: https://vk.com/wall-111677185_129213 (дата обращения: 20.12.2021). - Текст : электронный.

13. Michaud Т. Demokracja potrzebuje religii // Wyzwania wspôlczesnej demokracji "Czlowiekw Kulturze". 2008. № 20. Ss. 101-111.

14. Slawinski, H. Problematyka polityczna w Kazaniu. // "Polonia Sacra" XVI (XXXIV). 2012. № 31 (75). Ss. 17-39.

15. Thiele M. Geistliche Beredsamkeit. Reflexionen zur Predigtkunst, Stuttgart 2004, Ss. 367.

REFERENCES

1. Biryukov I.L. Sportivnaya dukhovnost v resakralizatsii fenomena politicheskogo [Sports spirituality in the resacralization of the political phenomenon]. Sovremennaya nauka i innovatsii = Modern Science and Innovations, Stavropol, Pyatigorsk, 2021, No. 1 (33), pp. 154-162. (In Russian).

2. Bogachev M., Sorvin K. Politika v tserkvi: za kogo agitiruyut pravoslavnyye svyashchenniki? [Policy in the church: who are agitating for Orthodox priests?]. Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom = State, Religion, the Church in Russia and Abroad, 2020, vol. 38, No. 3, pp. 331-361. (In Russian).

3. Bugrov K.D. Politicheskoye bogosloviye i legitimatsiya yekaterininskogo perevorota 1762 goda: «slovo torzhestvennoye» Konstantina (Borkovskogo) [Political theology and the legitimation of Catherine d'état in 1762: "a solemn word" by Constantine (Borkowski)]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya = Bulletin of Udmurt University. Series "History and Philology", 2020, vol. 30, No. 1, pp. 18-25. (In Russian).

4. Garrett S. Bogosloviye i spravedlivost' natsiy: poiski neulovimoy spravedlivosti v politicheski mnogoobraznom sekulyarnom mire [Theology and justice of the nation: the quest for elusive justice in politically diverse secular world]. Politicheskoye bogosloviye = Political Theology, Moscow, Publishing House BBI, 2019, pp. 335-350. (In Russian).

5. Zhurov L. K voprosu o nravstvennom bogoslovii mitropolita Daniila [On the moral theology of Metropolitan Daniel].Vestnik Yekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii = Bulletin of Ekaterinburg Theological Seminary, 2016, No. 4 (16), pp. 63-83. (In Russian).

6. Korneev G.A. Politizatsiya dukhovenstva sibirskikh yeparkhiy v kontekste istoriografii konsolidatsii sil i oformleniya pravomonarkhicheskogo dvizheniya v regione v period pervoy russkoy revolyutsii (1905-1907 gg.) [The politicization of the Siberian diocese clergy in the context of the historiography of consolidation of forces and design of the right monarchy movement in the region during the First Russian Revolution (1905-1907)]. Molodezh': svoboda i otvetstvennost'. Materialy i doklady Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii = "Youth: Freedom and Responsibility". Materials and Reports of the Inter-Regional Scientific-Practical Conference, 2019, pp. 60-83. (In Russian).

7. Lunkin N.R. Tserkvi v politike i politika v tserkvyakh. Kak sovremennoye khristianstvo menyayet sovremennoye obshchestvo [Churches in politics and politics in churches. The way modern Christianity is changing modern society]. Moscow, Nestor Istoria, 2020. 504 p.

8. Milkov V.V. Politicheskiy element v nravstvenno-religioznoy propovedi yepiskopa novgorodskogo Luki Zhidyaty [The political element in the moral and religious sermons of Bishop of Novgorod Luka Zhidyata]. Paleorosiya. Drevnyaya Rus': vo vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh = Paleorussia. Ancient Rus: in Time, Persons, Ideas, 2019, No. 1 (11), pp. 6-27. (In Russian).

9. Osnovy sotsial'noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Basics of the social concept of the Russian Orthodox Church. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/ dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/. (In Russian).

10. Sila natsii - v sile dukha. Kniga razmyshleniy Svyateyshego Patriarkha Kirilla [The strength of the nation isin the power of the spirit. Book of thoughts of His Holiness Patriarch Kirill]. Minsk, Belarusian Orthodox Church, 2009. 400 p.

11. Tupikin R.V. Obshchestvenno-politicheskiye vzglyady yepiskopa smolenskogo Ioanna (Sokolova) [Socio-political views of the bishop of Smolensk Ioann (Sokolov)]. Tserkov i vremya = Church and Time, 2018, No. 1 (82), pp. 169-183. (In Russian).

12. Shishkov A. Protesty Naval'nogo i pravoslavnaya a-politicheskaya teologiya [Navalny's protests and Orthodox apolitical theology]. Available at: https://vk.com/wall-111677185_129213. (In Russian).

13. Michaud T. Democracy needs religion. Challenges of contemporary democracy. Man in Culture, 2008, No. 20, pp. 101-111.

14. Slawinski H. Political issues in Kazan. Polonia Sacra XVI (XXXIV), 2012, No. 31 (75), pp. 17-39.

15. Thiele M. Spiritual eloquence. Reflections for preaching. Stuttgart, 2004. P. 367.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Бирюков, И. Л. Политическое содержание проповеди: философско-теологи-ческий аспект / И. Л. Бирюков. - Текст : непосредственный / / Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1. -С. 185-192.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Biryukov I. L. Political Content of Preaching: Philosophical and Theological Aspect / I. L. Biryukov // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2022, No. 1, pp. 185-192. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.