DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10026
теология
Библеистика
Протоиерей Игорь Рогатенюк
диспенсационализм как модель соотношения ветхого и нового заветов
Вопрос соотношения Ветхого и Нового Заветов является одним из ключевых для христианского богословия. В среде протестантизма в XIX и XX вв. оформились различные модели соотношения двух Заветов. Одной из таких моделей является диспенсационализм. Данная работа посвящена описанию основных положений диспенсационализма. Рассматриваемая тема недостаточно или полностью не освещена в имеющихся пособиях по библеистике и библейскому богословию. Проделанная работа позволяет делать выводы о частичной приемлемости положений диспенсационализма для православного богословия и библеистики, когда речь идет о необходимости говорить об имеющихся различиях между Ветхим и Новым Заветами. В то же время ряд положений диспенсационализма не могут быть приняты по причине их жесткого отрицания духовного единства двух Заветов.
Ключевые слова: соотношение Ветхого и Нового Заветов, современное западное богословие, протестантизм, диспенсационализм, Церковь, Израиль, хилиазм.
Вопрос соотношения двух Заветов стоял на повестке дня уже с первых лет существования Церкви1. Нагорная проповедь Христа, Апостольский собор 51г., Послания ап. Павла к Римлянам, Галатам, Евреям, — все это было посвящено роли и месту Ветхозаветного Писания и образа жизни в уже новозаветных реалиях. Возникшая во II в. ересь Маркиона дала повод отцам и учителям Церкви снова прояснить этот вопрос.
Последующие века также давали поводы для обращения к этому вопросу. Достаточно вспомнить свт. Иоанна Златоуста и, к примеру, его «Беседу о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов...» [Иоанн Златоуст, 2005, 1-Ш, 1144]; или равноапостольных Кирилла и Мефодия, которым приходилось объяснять иноверцам взгляд Церкви на соотношение двух Заветов [Жития, 2006, 334, 346-358]. Над этим же вопросом, как известно, размышлял и византийский император Иоанн Кантакузен [См. Кантакузин, 2013].
Стоит отметить, что в Средневековье2, подобно гностикам первых веков, Ветхий Завет как Откровение Божие отвергали богомилы и катары. Что же касается Древней Руси, то вопрос о соотношении Заветов рассматривался в отечественном богословии уже с первых десятилетий и веков после Крещения. Это подтверждает «Слово о Законе и Благодати» митр. Илариона, богословие Климента Смолятича, проповеди
Протоиерей Игорь Юрьевич Рогатенюк — соискатель Санкт-Петербургской духовной академии ([email protected]).
1 «Мир после Голгофы стал жить совершенно иначе. Это был уже другой мир, христианство привнесло в него слишком многое. В том числе и еврейский вопрос. Никто его не выдумывал. Он возник на Голгофе. Никакой России тогда еще не было и в помине. А еврейский вопрос уже был. И ответ на него был дан очень скоро — евангелистами и апостолами» [Разумовский, 2007, 13].
2 «Проявление Ветхого Завета в Новом не является чем-то новым, поскольку отцы Церкви и их средневековые потомки понимали необходимость пребывания в традициях апостолов, прочитывая текст во многом так же, как делали авторы Нового Завета, пребывавшие внутри той же истории спасения, что и они сами. Таким образом, изучение Ветхого Завета через и изнутри Нового приводит христианскую библейскую интерпретацию к законченному циклу» [Нште^а, 2015, 18].
свт. Кирилла Туровского [Замалеев, 2007, 16-29]. Известно, что возникшая в XV в. ересь жидовствующих также касалась вопроса о соотношении Заветов.
Животрепещущим этот вопрос был и для первых реформаторов. Это подтверждают имевшие место споры3 о законе и благодати, проходившие в протестантской среде во время и после Реформации [Исаев, 2000Ь, 9]. Вообще, если говорить о Мартине Лютере, то вопрос соотношения Заветов занимал значительное место в его богословии [Шварц, 2014, 137-164].
Не было исключением и Новое время4, особенно если говорить о Российской империи, где в предреволюционные годы, в свете известных политических событий, всплыл на поверхность вопрос об отношении православных христиан к Ветхому Завету [Агурский, 1979, 75-83]: «Что же касается нашего отечества, то вопрос о соотношении Заветов в конце XIX — начале XX в. приобрел особую актуальность в связи с так называемым еврейским вопросом. Националистически настроенные политики, публицисты и некоторые представители духовенства для спасения России решили бороться со всем еврейским, в том числе и с Ветхим Заветом, с преподаванием Закона Божия в школах. Среди таких ревнителей можно назвать журналиста М. О. Меньшикова, Г. В. Бутми де Кацмана, члена главного совета Союза Русского Народа; на схожих позициях стоял и В. В. Розанов. На защиту церковного учения о том, что книги Ветхого Завета являются Словом Божиим, встали известные иерархи и священнослужители. Достаточно назвать имена митр. Антония (Храповицкого), архиеп. Никона (Рождественского). Особо стоит отметить вышедшую в начале ХХ в. работу священника Александра Глаголева [Глаголев, 1909, 61], в которой последний прекрасно показал православное видение данного вопроса, а также коснулся предшествующей истории нападок на Ветхий Завет как на Слово Божие» [Материалы, 2018, 200-207].
Что касается современных реалий, то ХХ в.5 был ознаменован рядом трагических и знаковых событий, которые прямо или косвенно связаны с вопросом соотношения двух Заветов. Это, прежде всего, Вторая Мировая война, Холокост, создание государства Израиль, Второй Ватиканский собор, еврейско-христианский диалог6.
Попытка осмыслить вопрос о соотношении двух Заветов привела к тому, что в среде протестантского богословия был выработан ряд моделей и теорий их соотношения: диспенсационализм, теория множественной теологии, ковенантная модель, эпигенетическая модель и собственно классическая лютеранская модель [Верклер, 1995, 62-82]. Стоит отметить, что перечисленные модели во многом противоречат друг другу [Помазанский].
3 «Согласно Лютеру, содержащийся в Ветхом Завете Закон изначально относился только к Израилю; он не предназначался для христиан, а значит, и необязателен. Не так, однако, считали анабаптисты и спиритуалисты, которые часто ссылались на ветхозаветные предписания для оправдания своих действий» [Шварц, 2014, 147].
4 «Для Канта даже политеизм, раз он представляет богов требующими нравственного, скорее подходил бы к понятию религии, чем религия (ветхозаветная), где Бог дает только заповеди, которые не требуют исправления морального настроения; этика ветхозаветная гетерономна, а потому и религия ветхозаветная не имеет цены» [Глаголев, 1909, 4].
5 «В ХХ веке возник новый интерес к использованию новозаветными писателями Ветхого Завета. Одна из причин заключалась в апологетических задачах начала века. Несколько позже новый взгляд на Павла и иудаизм приведут к новому пониманию еврейского характера раннего христианства и, следовательно, к значению древних еврейских способов интерпретации для понимания Нового Завета и усвоения Священных Писаний Израиля, называемых христианами „Ветхий Завет". Развитие таких направлений в литературной теории, как интертекстуальность, а также новые попытки вернуть Библию как христианское писание, дали дополнительный импульс» [Hшzenga, 2015, 19].
6 «В католичестве и протестантизме уважение к иудаизму усилилось столь заметно, что возникают реалии, которые были немыслимы всего лишь несколько десятилетий назад. Пересмотр христианского богословия осуществляется на официальном уровне: все Церкви оказывают противодействие антисемитизму и учат, что Иисус был евреем. Проблема миссии к евреям во многом утратила актуальность» [Кесслер, 2013, 3].
Стоит отметить, что богословские вопросы тесно связаны с общественной жизнью7. Поэтому при рассмотрении диспенсационализма мы вкратце рассмотрим исторические предпосылки его возникновения, перечислим основных представителей, а также упомянем о той политической роли, которую играют положения диспен-сационализма в современном общественно-политическом пространстве, что еще раз должно подтвердить связь богословия с различными сторонами человеческой жизни.
Появление и распространение диспенсационализма
Диспенсационализм (англ., от dispensation — «устроение», «разрешение от отступлений») является такой моделью соотношения Ветхого и Нового Заветов, которая постулирует прерывный характер действий Бога в различных этапах домостроительства. В основе диспенсационализма лежит представление о том, что история человечества разделена на временные периоды, диспенсации, в каждый из которых действуют определенные, Богом установленные законы. Число диспенсаций может быть различным, но наиболее распространенным является мнение о семи диспенсациях [Верклер, 1995, 41-46].
Диспенсационализм возник в среде протестантизма, а именно кальвинизма, около двухсот лет назад. За это время на Западе положения диспенсационализма проникли в различные богословские системы. Появление диспенсационализма было обусловлено развитием рационализма и критицизма в среде тогдашних протестантов8. Диспенсационализм стал своего рода реакцией на эти процессы9. Данная модель была обращена «к среднестатистическому человеку с его упором на то, что любой средний, заинтересованный человек может понять Библию без просвещенной помощи либерального образования» [Ice, 2009b, 11].
Основоположником диспенсационализма считается Джон Нельсон Дарби (18001882). Дарби был воспитан на основе кальвинисткой сотериологии [Исаев, 2007a, 402]. В молодости он обучался в Дублинском колледже Святой Троицы, где ключевое влияние на него оказал профессор Ричард Грэйвс10, который, будучи постмилленаристом, придерживался мнения, что пророчество о тысячелетнем царстве должно пониматься буквально [См.: Ice, 2009a, 6]. В 1885 г., после своего обращения к Богу, Дарби становится англиканским священником. В этой должности он занимался миссионерством
7 «10 марта 2014 года секретарь Петербургского отделения „Партии прогресса" адвокат Анатолий Чаплыгин обратился в прокуратуры шести районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием признать Библию экстремистской литературой». «Цитаты, которые приводит Чаплыгин, в основном взяты из Ветхого Завета. В то же время он признается в глубоком почтении к этическому учению Христа, выраженному в Нагорной проповеди... Таким образом, А. Чаплыгин пытается отделить Ветхий Завет от Нового» [Лытус, 2014, 20-21].
8 «Америкнский историк М. Нолл рассматривает диспенсационализм кон. XIX — нач. ХХ в. как одну из форм реакции на упадок христианской религиозности и кризис традиционных Церквей (наряду с „Движением святости", фундаментализмом и пятидесятничеством). Заслугу диспенсационализма он усматривает в защите Библии как Слова Божия и в привлечении внимания верующих к пророчествам Ветхого Завета, пусть и путем примитивной и произвольной „привязки" их к современным событиям. „Однако, поскольку диспенсационализм был наиболее интеллектуальной формой фундаментализма, он нес и наибольшую ответственность за разрушительное воздействие, оказанное им на разум христиан"» [Исаев, 2007a, 401-402].
9 «Культурный сдвиг Запада во второй половине XIX в., вызванный открытиями в естественных науках, дарвинизмом, психологией, палеоантропологией, заставляет отвечать на вопрос об истинности Библии. Что она представляет — относительный опыт одного племени и своего времени или абсолютную истину, по которой должны выверяться все научные открытия и социальные практики» [Зубов, 2003, 145].
10 «Грэйвс и Дарби верили в особую роль еврейского народа в истории, которую ему уготовал Бог. Они оба верили в обращение евреев ко Христу и в восстановление их земного отечества. Именно евреи как народ будут править со Христом до воскресения, Церковь же будет царствовать со Христом по телесном воскресении» [Ice, 2009a, 11].
и обратил в протестантизм сотни католиков [Ice, 2009a, 4]. Однако вскоре его постигло разочарование из-за указа его епископа, в котором говорилось о необходимости для всех новообращенных поклясться в верности королю Англии. Дарби видел в этом неприемлемый компромисс.
После отхода от Англиканской церкви Дарби начал искать свой путь к Богу через изучение Библии и воскресные богослужения. Он сблизился с группой верующих, которая впоследствии стала именоваться «Плимутскими братьями». Дарби и его единомышленники считали, что современные им Церкви отошли от новозаветных идеалов, особенно это касалось представителей духовенства [Леоненкова, 2006, 192— 193]. В своей личной жизни Дарби отличался аскетизмом, он никогда не был женат. Его слабостью была покупка книг для богословской деятельности.
Именно Дарби вместе со своими соратниками принес диспенсационализм в Америку и в большинство европейских стран [Ice, 2009a, 5]. В целом, Джон Дарби в период между 1862 и 1877 гг. совершил семь поездок в США и Канаду [Ice, 2009a, 7]. «Дис-пенсационализм пришел в Северную Америку благодаря Дарби и другим братьям до Гражданской войны. После войны учение диспенсационализма захватило умы ряда христианских лидеров, и к 1875 г. его отличительные черты были распространены по всей Канаде и США. Диспенсационализм распространялся через проповедь, конференции, создание школ и литературу. На рубеже веков диспенсационализм был хорошо известен и быстро стал самой популярной протестантской богословской системой» [Ice, 2009a, 7].
Вкратце обратим внимание на известных представителей и популяризаторов дис-пенсационализма в Америке. Во-первых, следует упомянуть Джеймса Брукса — пастора из Пресвитерианской церкви в Сент-Луисе. Он был одним из первых, кто принял Дарби в своей церкви. Брукс написал книгу под названием Maranatha, в которой был широко распространен и популяризировал диспенсационалистский взгляд на пророчество. Брукс также редактировал журнал The Truth и возглавлял Ниагарскую Библейскую конференцию. Эта деятельность играла важную роль в распространении диспенсационалистских убеждений среди христианских лидеров Северной Америки. Именно Брукс ввел Скофилда в суть диспенсационализма [Ice, 2009a, 7].
Сайрус Ингерсон Скофилд (1843-1921) — канзасский адвокат, который был обращен ко Христу в возрасте 36 лет. Позже, в 1880-х гг., в Сент-Луисе уже упоминавшийся Джеймс Брукс наставлял Скофилда, обучая его диспенсационализму. Скофилд был пастором Конгрегационалистской и Пресвитерианской церквей. Он также был активным миссионером. Скофилд стал известен как систематизатор и популяризатор диспенсационализма через издание широко известной и противоречивой редакции Библии — Scofield Reference Bible (1909)11. Его работы сделали для распространения дис-пенсационализма во всем англоязычном мире больше, чем чьи-либо еще. Скофилд был высоко оценен в диспенсационалистских кругах, и его влияние остается заметным и по сей день.
Адонирам Джадсон Гордон (1836-1895) — баптистский пастор, в честь которого названы колледж12 и семинария13, был одним из первых лидеров диспенсациона-лизма. Он был крупным лидером Пророческих конференций и редактором журнала The Watchword.
Другим известным представителем диспенсационализма в США был Арно Гебе-лейн (1861-1945). В молодости Гебелейн эмигрировал в США из Германии. Он был методистским пастором, но больше всего известен своей деятельностью по евангели-зации евреев и редакторством в журнале Our Hope. Гебелейн сделал многое для распространения диспенсационализма через свои выступления и книги [Ice, 2009a, 7].
11 «Скофилд разработал свой вариант диспенсационализма и в 1909 и 1917 гг. в США издал Библию с комментариями и таблицами, в которой вся человеческая история была поделена на 7 диспенсаций» [Исаев, 2007a, 402].
12 Gordon College.
13 Gordon-Conwell Theological Seminary (GCTS).
Как и многие диспенсационалисты, Уильям Блэкстоун (1841-1935) также был вовлечен в служение евангелизации евреев. Блэкстоун жил в Чикаго, его авторству принадлежит бестселлер — книга Jesus Is Coming (1878). Несмотря на то, что Уильям Блэкстоун был христианином, он рассматривается как один из основателей сионистского движения. Он постоянно работал над возвращением евреев в Израиль14 и лоббировал политиков, созывал конференции, собирал средства на это дело [Ice, 2009a, 8].
Льюис Сперри Чефер (1871-1952) был пресвитерианским преподавателем Библии. Чефер был учеником Скофилда. Самым значительным его трудом является восьмитомное сочинение по систематическому богословию, написанное через призму диспенсационализма, систематизатором которого он и являлся. Для распространения диспенсационализма Чефер стал одним из основателей Далласской богословской семинарии в 1924 г.15.
Во многом популярность диспенсационализма обеспечивалась его критикой либеральных подходов в изучении Писания16. Диспенсационализм предлагал буквальное понимание текста и учение о различных диспенсациях. Появление либерализма было для диспенсационализма знаком близости конца мировой истории. Диспенсациона-лизм в США менее чем за 75 лет с момента первой проповеди стал доминирующей силой в религиозной жизни17. Местные христиане были недовольны доминирующими пророческими взглядами на будущее18. Диспенсационализм давал объяснение19 происходящего роста технологического прогресса в свете своей модели видения истории, что было очень востребовано.
Диспенсационализм, т. о., оказался востребованным в связи с произошедшим во второй половине XIX в. культурным сдвигом Запада, который был вызван открытиями в естественных науках, дарвинизмом, психологией, палеоантропологией. Все это заставляло христиан отвечать на вопрос об истинности Библии, представляет ли она относительный опыт одного племени и своего времени, или абсолютную истину, по которой должны выверяться все научные открытия и социальные практики [См.: Зубов, 2003, 145].
Учение диспенсационализма
Количество диспенсаций у различных авторов может варьироваться от четырех до девяти, но наиболее распространенным является мнение о семи диспенсациях. Согласно Чарльзу Райри20, в Священном Писании можно найти следующие семь
14 «Наконец, очень важным призывом диспенсационализма был его взгляд на восстановление евреев на территории Израиля в последние дни. Взгляд диспенсационализма на существование двух Божиих народов — Израиля и Церкви, был обращен к тем, кто придавал важное значение будущему плану Бога для Израиля» [Ice, 2009a, 7].
15 «Именно Даллас был центром распространения диспенсационализма в течение 70 лет» [Ice, 2009a, 8].
16 «Ответ фундаментализма — диспенсационализм... Принципы диспенсационализма — буквально, где возможно. Библейские пророчества — как реальные события и пророчества о реальных фактах. Текст Библии непогрешим ни в одной детали. Духовно преображенная жизнь, постоянное чтение Писания и молитва, жажда евангелизации и миссии» [Зубов, 2003, 145].
17 «Начиная с XIX в. благодаря движению Плимутских братьев и особенно Джону Дарби, диспенсационализм преодолел доктринальные преграды, разделяющие деноминации, как в Британии, так и здесь, в Северной Америке» [Bateman, 1999, 21].
18 «Постмилленаризм, несмотря на свою популярность, был слишком оптимистичен. В то же время премилленаризм был более реалистичен. Диспенсационалистский взгляд на восхищение Церкви в соединении с премилленаризмом обрел много сторонников» [Ice, 2009a, 8-9].
19 «В отчаянной попытке держаться за якобы буквальный подход к толкованию Библии, сторонники восхищения Церкви участвуют в абсурдной библейской „игре", разъединяя, а затем снова собирая фрагменты из самых разных библейских книг» [Scherer-Emunds, 2009]
20 В 1965 г. Чарльз Райри опубликовал книгу Dispensationalism today (затем она была переиздана под названием Dispensationalism). В ней Райри называет три принципа, без которых
диспенсаций: диспенсация совести (Быт 4:1 — 8:14), диспенсация гражданского управления (Быт 8:15-11:9), диспенсация обетования (Быт 11:10 — Исх 18:27), диспенсация Закона Моисеева (Исх 18:28 — Деян 1:26), диспенсация благодати (Деян 2:1 — Откр 19:21), диспенсация тысячелетнего царства (Откр 20).
Между диспенсационалистами нет единства по ряду вопросов. Различия касаются вопроса о том, как именно понимать предписания каждой диспенсации, «представляют ли они различные средства спасения, или же различные установления для благочестивой жизни после получения спасения» [Верклер, 1995, 65]. Также существует различные взгляды на вопрос «о степени приемлемости заповедей, которые были даны в одной диспенсации, верующими другой диспенсации. В данном вопросе есть как и крайние взгляды, как, например, взгляды Чарльза Кука, который утверждает, что в „Ветхом Завете нет ни одного предложения, которое бы являлось для христиан правилом веры и практической жизни — ни одной связывающей заповеди, как нет и ни одного обетования, полученного христианами из первых рук, за исключением того, что входит в широкий поток Плана Искупления, представленного там в виде символов и пророчеств"». Причем подобные взгляды выражали и другие диспенсационалисты. Однако большинство современных теологов, «придерживающихся этой (диспенсационалист-ской) позиции, считает, что в процессе развития Откровения воля Божия раскрывается в различных домостроительствах. Закончив свое существование в качестве принципа, они растут или переходят в следующее домостроительство» [Верклер, 1995, 65].
Согласно диспенсационализму, «все ветхозаветные мессианские пророчества о Христе толкуются как пророчества не об Искупителе и Основателе Церкви, а о Царе, Который был послан, чтобы восстановить Израильское царство» [Исаев, 2007a, 402]. Скофилд считал, что Христос не смог восстановить трон Давидов и поэтому создал видимую Церковь, переживающую в начале XX в. глубокий упадок. Он также настаивал на том, «что человеческая история должна длиться ровно семь тысяч лет, видя в числе 7 основу, на которой строится понимание Библии» [Исаев, 2007a, 402]. После 6-й диспенсации, при которой жил, согласно его собственному мнению, Скофилд, должно совершиться Второе Пришествие Христа, после чего наступит тысячелетнее царство, или миллениум. Пришествие «Христа должно побудить евреев принять Его как Царя и создать в Палестине „царство Славы" во главе с Ним, которое будет признано всеми народами Земли» [Исаев, 2007a, 402].
Согласно диспенсационализму, «схема истории спасения представляется в виде трех циклически повторяющихся этапов: (1) Бог возлагает на человека определенный ряд обязанностей или условий повиновения, (2) человеку не удается жить в соответствии с данными требованиями и (3) Бог по Своей милости предлагает человеку другой ряд обязанностей, т. е. новую диспенсацию (домостроительство)» [Верклер, 1995, 65]. Однако данное положение нуждается в важном уточнении: «каждая дис-пенсация начинается новым Откровением Бога людям, а заканчивается катастрофой — карой за неповиновение людей Богу» [Исаев, 2007a, 402].
Второе Пришествие Христа, согласно диспенсационализму, будет выглядеть следующим образом: «за 7 лет до явного Второго пришествия Христа (срок исчисляется на основании Дан 9:24-27) начнутся „скорби конца времен" (endtime tribulation)» [Исаев, 2007a, 402]. Пришествие Христа совершится невидимым образом, причем Он совершит воскресение всех умерших праведников, преобразит живущих верующих и вознесет тех и других на небо. Видимым же образом Христос явится на Еле-онской горе. После этого состоится сокрушение антихриста, обращение всех евреев
не может существовать диспенсационализм: 1) Диспенсационализм сохраняет различие Израиля и Церкви; 2) Различие между Израилем и Церковью вытекает из герменевтической системы, которая обычно называется буквальным толкованием, а именно использованием обычного простого толкования; 3) Диспенсационализм понимает, что основная цель Бога во всех Его отношениях с людьми состоит в том, чтобы принести славу Себе через спасение и другие цели. Однако новое поколение диспенсационалистов поставило под сомнение определение Райри [См.: Bateman, 1999, 34-35].
в христианство и суд над народами. Однако в период тысячелетнего царствования Христу будут покорны не все народы. «Миллениум кончится „судом у Белого Трона", поражением сатаны и разрушением Земли. Только тогда верные войдут в рай, а неверные навеки погибнут» [Исаев, 2007a, 402].
Для диспенсационализма характерно противопоставление Церкви и Израиля, для которых предусмотрены различные диспенсации. Поэтому диспенсационализм предвидит будущее для народа Израильского, которое начнется после диспенсации века Церкви (т. е. после восхищения Церкви перед Великой скорбью конца мира). «Когда Церковь будет восхищена, Бог продолжит свой план с Израилем во время скорби и тысячелетнего царства. Подразумевается, что буквально истолковываемые ветхозаветные пророчества будут исполнены в будущей диспенсации для Израиля» [Солоха, 2006, 9]. Именно эта особенность отличает диспенсационализм от другой распространенной на Западе модели соотношения двух Заветов — ковенантной модели [Солоха, 2006, 11-12]. «Диспенсационализм представляет будущее для народа Израильского, а богословие Заветов — нет» [Солоха, 2006, 16].
На данный момент отдельные положения диспенсационализма проникли прежде всего в мировоззрение баптистов, адвентистов, пятидесятников и атеистов21. В то же время диспенсационализм стал тем средством, благодаря которому наиболее экспансионистски и глобалистски настроенные политики рассматривают США как политическую силу, создавшую универсальную модель социального благополучия и призванную подготовить политическое объединение всего человечества22.
Деспенсационализм оказывает мощное влияние на мировоззрение многих американцев. К 2007 г. число диспенсационалистов в США насчитывало 16 млн человек (41 514 общин). Только за 2003 г. активисты совершили 10 тыс. зарубежных миссионерских акций. «Морально религиозное большинство Америки выросло на Библии Скоуфилда. Известно, что почти все американские телепроповедники являются дис-пенсационалистами, т. е. адептами учения Дарби-Скоуфилда. Их аудитория в Америке только в 80-е гг. прошлого века насчитывала 60 млн человек» [Цеханская, 2015, 248].
В художественной форме положения диспенсационализма были раскрыты в книге протестантского проповедника Х. Линзда под названием «Оставленная планета Земля», тираж которой составил 18 млн экземпляров.
заключение
На основании проделанной работы можно сделать ряд выводов. Во-первых, вопрос соотношения Ветхого и Нового Заветов действительно является одним из актуальнейших вопросов современного западного богословия. Очевидна его связь не только с экзегетикой Священного Писания, но и с экклезиологией, сотериологией и эсхатологией. Во-вторых, рассмотрение диспенсационализма как одной из моделей соотношения Заветов и его основных положений позволяет нам утверждать о неприемлемости для православного богословия таких идей, как противопоставление Церкви и Израиля, учение о буквальном тысячелетнем царстве Христа, резкое разграничение различных этапов домостроительства спасения и отрицание духового единства между Ветхим и Новым Заветом.
Изучение диспенсационализма и его основных положений способно помочь православному читателю уяснить логику миссионерской активности протестантских проповедников и дать возможность подготовить богословски аргументированные ответы, основанные на учении Священного Писания и Отцов Церкви.
21 «Повсюду в США премилленаризм и диспенсационализм широко проникли в евангелическую протестантскую субкультуру через Библейские и пророческие конференции (1870-е — начало 1900-х), „Систематическое богословие" Льюиса Сперри Чэфера (1948) и особенно Scofield Reference Bible (1909, репринт в 1917, исправлена в 1967)» [Bateman, 1999, 21].
22 «Подобная идеология дает возможность оправдать в глазах христиан практически любые действия США» [Исаев, 2007a, 402].
источники и литература
1. Агурский (1979) — Агурский М. Борьба вокруг Ветхого Завета в России перед революцией // Вестник РХД. 1979. № 130. С. 75-83.
2. Верклер (1995) — ВерклерГ.А. Герменевтика: Принципы и процесс толкования Библии. Русское издание. Gospel Literature Services. Schaumburg (Illinois), 1995.
3. Глаголев (1909) — ГлаголевА.А, свящ. Ветхий Завет и его непреходящее значение в Христианской Церкви. Киев, 1909.
4. Жития (2006) — Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра,
2006. Кн. 9.
5. Замалеев (2007) — Замалеев А. Ф. Русская религиозная философия: XI-XX вв. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2007.
6. Зубов (2003) — Зубов А. Б. Религиозный фундаментализм как мировая тенденция XXI века // Россия и мусульманский мир: бюллетень реферативно-аналитической информации. М., 2003. № 8 (134). С. 143-148.
7. Иоанн Златоуст — Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата. Т. 1-3.
8. Иоанн Кантакузин (2013) — Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения / вступ. ст., пер. с греч. и коммент. Г. М. Прохорова. Изд. 3-е, исправ. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).
9. Исаев (2007a) — Исаев С.А. Диспенсационализм // Православная Энциклопедия. М.,
2007. T.XV.Q 401-402.
10. Исаев (2000b) — Исаев С.А. Ереси и расколы в раннем лютеранстве. СПб.: Светоч, 2000. С. 3-47.
11. Кесслер (2013) — Кесслер Э. Введение в еврейско-христианские отношения. М.: Издательство ББИ, 2013. (Серия «Диалог»).
12. Леоненкова (2006) — Леоненкова И.Р. Дарби // Православная Энциклопедия. М., 2006. T.XIV.C. 192-193.
13. Лытус (2014) — Лытус А. С. Отменяет ли Новый Завет Ветхий? // Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. Саратов, 2014. № 8. С. 20-38.
14. Помазанский — Помазанский М, протопресв. Ветхий Завет в Новозаветной Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazanskij/vethij-zavet-v-novozavetnoj-tserkvi/ (дата обращения: 08.04.2019).
15. Разумовский (2017) — Разумовский Ф.В. Кто мы? Еврейский вопрос — русский ответ / сост. и ред. Н. Астахова. М.: Печатная слобода, 2017.
16. Материалы (2018) — Рогатенюк И.Ю., прот. К вопросу соотношения Ветхого и Нового Завета в отечественной богословской и религиозно-философской мысли ХХ века. Церковь. Богословие. История: материалы VI Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 10-12 февраля 2018 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2018. С. 200-207.
17. Солоха (2006) — Солоха С. Пророчества о будущем Израиля: Герменевтика «богословия заветов» и диспенсационализма // Theological Reflections: Euro-Asian Journal of Theology. 2006. № 7. С. 7-22. URL: http://reflections.e-aaa.info/article/view/88745/84623 (дата обращения: 08.04.2019).
18. Цеханская (2015) — Цеханская К.В. Американский мессианизм — духовная сила глобализма // Проблемы национальной стратегии. Москва, 2015. № 1 (28). С. 236-252.
19. Шварц (2014) — Шварц Ганс. Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды. М.: Издательство ББИ, 2014. (Серия «История Церкви»).
20. Huizenga (2015) — Huizenga L.A. The Old Testament in the New, Intertextuality and Allegory // Journal for the Study of the New Testament. 2015. Vol. 38(1). P. 17-35.
21. Ice (2009a) — Ice T.D. A Short History of Dispensationalism (2009) // Article Archives. Paper 37. P. 1-10. URL: http://digitalcommons.liberty.edu/pretrib_arch/37 (дата обращения: 08.04.2019).
22. Ice (2009b) — IceT.D.The Calvinistic Heritage of Dispensationalism (2009) // Article Archives. P.1-14. URL: http://digitalcommons.liberty.edu/pretrib_arch/11 (дата обращения: 08.04.2019).
23. Scherer-Emunds — Scherer-Emunds M. In case of Rapture, don't get fooled: Debunking end-time myths. URL: www.uscatholic.org/church/2009/11/case-rapture-don't-get-fooled (дата обращения: 08.04.2019).
24. Bateman (1999) — Three Central Issues in Contemporary Dispensationalism: A Comparison of Traditional and Progressive Views / Herbert W. Bateman IV (Editor), Stanley D. Toussaint, J. Lanier Burns. Grand Rapids: Kregel Academic, 1999. 347 p.
Archpriest Igor Rogateniuk. Dispensationalism as a Model of the old and New Testament Relationship.
Abstract: The question of the relationship between the Old and New Testaments is one of the key issues for Christian theology. Among Protestantism in the 19th and 20th centuries, various models of the ratio of the two Covenants were formed. One such model is Dispensationalism. This work is devoted to the description of the main provisions of Dispensationalism. This topic is not fully or fully covered in the existing manuals on Biblical Studies and Biblical Theology. This work allows us to draw conclusions about the partial acceptability of Dispensationalism provisions for Orthodox Theology and Biblical Studies, when it comes to the need to talk about the existing differences between the Old and New Testaments. At the same time, a number of provisions of Dispensationalism cannot be accepted because of their rigid denial of the spiritual unity of the two Covenants.
Keywords: Old and New Testament correlation, modern Western theology, Protestantism, Dispensationalism, Church, Israel, chiliasm.
Archpriest Igor Yuryevich Rogatenyuk — Applicant at St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).
Sources and References
1. Agurskiy (1979) — Agurskiy M. Bor'ba vokrug Vetkhogo Zaveta v Rossii pered revolyutsiyey [The struggle around the Old Testament in Russia before the revolution]. Vestnik RKHD, 1979, no. 130, pp. 75-83. (In Russian).
2. Verkler (1995) — Verkler G. A. Germenevtika: Printsipy i protsess tolkovaniya Biblii. [Hermeneutics: principles and process of Bible interpretation]. Gospel Literature Services. Schaumburg, Illinois, USA, 1995. (Russian translation).
3. Glagolev (1909) — Glagolev A. A., priest. Vetkhiy Zavet i ego neprekhodyashcheye znacheniye v Khristianskoy Tserkvi [The Old Testament and its eternal significance in the Christian Church]. Kiyev, 1909. (In Russian).
4. Zhitiya (2006) — Zhitiya svyatykh na russkom yazyke, izlozhennyye po rukovodstvu Chet'ikh-miney sv. Dimitriya Rostovskogo [The lives of saints in the Russian language set forth in the guide Lives of the saints by St. Dimitry of Rostov]. Kiyev: Izd-e Svyato-Uspenskoy Kiyevo-Pecherskoy Lavry, 2006. Vol. 9. (In Russian).
5. Zamaleyev (2007) — Zamaleyev A. F. Russkaya religioznaya filosofiya: XI-XX vv. [Russian religious philosophy: XI-XX centuries]. Saint Petersburg: SPbGU Publ., 2007. (In Russian).
6. Zubov (2003) — Zubov A. B. Religioznyy fundamentalizm kak mirovaya tendentsiya XXI veka [Religious fundamentalism as a world trend of the XXI century]. Rossiya i musul'manskiy mir: byulleten' referativno-analiticheskoy informatsii [Russia and the Muslim world: bulletin of analytical information]. Moscow, 2003, no. 8 (134), pp. 143-148. (In Russian).
7. Ioann Zlatoust (1187) — Polnoye sobraniye tvoreniy svyatitelya Ioanna Zlatousta [Full collection of the works of St. John Chrysostom]. Minsk: Belorusskiy Ekzarkhat Publ., vols. 1-3. (Russian translation).
8. Ioann Kantakuzin (2013) — Ioann Kantakuzin. Beseda s papskim legatom. Dialog s iudeyem i drugiye sochineniya [Conversation with the papal legate. Dialogue with the Jew and other works]. Transl., comm. and prefaced by G. M. Prokhorov. 3rd ed. Saint Petersburg: Oleg Abyshko Publ., 2013. (Russian translation).
9. Isayev (2007a) — Isayev S. A. Dispensatsionalism. Pravoslavnaya Entsiklopediya. Moscow, 2007, vol. XV, pp. 401-402. (In Russian).
10. Isayev (2000b) — Isayev S. A. Eresi i raskoly v rannem lyuteranstve [Heresies and schisms in early Lutheranism]. Saint Petersburg: Svetoch, 2000, pp. 3-47. (In Russian).
11. Kessler (2013) — Kessler E. Vvedeniye v evreysko-khristianskiye otnosheniya [Introduction to Jewish-Christian relations]. Moscow: BBI Publ., 2013. (Russian translation).
12. Leonenkova (2006) — Leonenkova I. R. Darbi. Pravoslavnaya Entsiklopediya. Moscow, 2006, vol. XIV. pp. 192-193. (In Russian).
13. Lytus (2014) — Lytus A. S. Otmenyayet li Novyy Zavet Vetkhiy? [Does the Old Testament abolish the Old?] Trudy Saratovskoy Pravoslavnoy Dukhovnoy seminarii. Saratov, 2014, no. 8, pp. 20-38. (In Russian).
14. Pomazanskiy — Pomazanskiy Mikhail, protopresviter. Vetkhiy Zavet v Novozavetnoy Tserkvi [The Old Testament in the New Testament Church]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_ Pomazanskij/vethij-zavet-v-novozavetnoj-tserkvi/ (accessed: 08.04.2019). (In Russian).
15. Razumovskiy (2017) — Razumovskiy F. V. Kto my? Evreyskiy vopros — russkiy otvet [Who are we? The Jewish Question — Russian Answer]. Compl. and ed. by N. Astakhova. Moscow, Pechatnaya sloboda, 2017. (In Russian).
16. Materialy (2018) — Rogatenyuk I.Y., archpriest. K voprosu sootnosheniya Vetkhogo i Novogo Zaveta v otechestvennoy bogoslovskoy i religiozno-filosofskoy mysli XX veka [On the question of the relationship of the old and New Testament in the domestic theological and religious-philosophical thought of the twentieth century]. Tserkov' Bogosloviye. Istoriya: materialy VI Vserossiyskoy nauchno-bogoslovskoy konferentsii [Church. Theology. History: Materials of the 6th All-Russian Scientific Theological Conference (Yekaterinburg, February 10-12, 2018)]. Ekaterinburg: Ekaterinburgskaya dukhovnaya seminariya, 2018, pp. 200-207. (In Russian).
17. Solokha (2006) — Solokha S. Prorochestva o budushchem Izrailya: Germenevtika «bogosloviya zavetov» i dispensatsionalizma [Prophecies about the future of Israel: Hermeneutics of "theology of covenants" and Dispensationalism]. Theological Reflections: Euro-Asian Journal of Theology, 2006, no. 7, pp. 7-22. Available at: http://reflections.e-aaa.info/article/view/88745/84623 (accessed: 08.04.2019). (In Russian).
18. Tsekhanskaya (2015) — Tsekhanskaya K.V. Amerikanskiy messianizm — dukhovnaya sila globalizma [American messianism — the spiritual power of globalism]. Problemy natsional'noy strategii. Moscow, 2015, no. 1 (28), pp. 236-252. (In Russian).
19. Shvarts (2014) — Schvarz G. Martin Lyuter. Vvedeniye v zhizn' i Trudy [Martin Luther. Introduction in life and works]. Moscow: BBI Publ., 2014.
20. Huizenga (2015) — Huizenga L. A. The Old Testament in the New, Intertextuality and Allegory. Journal for the Study of the New Testament, 2015, vol. 38(1), pp. 17-35. doi: 10.1177/0142064X15595929.
21. Ice (2009a) — Ice T. D. A Short History of Dispensationalism (2009). Article Archives, Paper 37, pp. 1-10. Available at: http://digitalcommons.liberty.edu/pretrib_arch/37 (accessed: 08.04.2019).
22. Ice (2009b) — Ice T. D. The Calvinistic Heritage of Dispensationalism (2009). Article Archives, pp. 1-14. Available at: http://digitalcommons.liberty.edu/pretrib_arch/11 (accessed: 08.04.2019).
23. Scherer-Emunds — Scherer-Emunds M. In case of Rapture, don't get fooled: Debunking end-time myths. Available at: www.uscatholic.org/church/2009/11/case-rapture-don't-get-fooled (accessed: 08.04.2019).
24. Bateman (1999) — Herbert W.Bateman IV, StanleyD. Toussaint, J.Lanier Burns. Three Central Issues in Contemporary Dispensationalism: A Comparison of Traditional and Progressive Views. Grand Rapids: Kregel Academic, 1999.