Научная статья на тему 'Пророчества о будущем Израиля: Герменевтика “богословия заветов” и диспенсационализма'

Пророчества о будущем Израиля: Герменевтика “богословия заветов” и диспенсационализма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9060
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергей Солоха

Тема данной работы касается одного из самых распространенных толкований о буду щей судьбе Израиля, которого придерживаются большинство евангельско баптистских церквей на пост советском пространстве. Во многом эта позиция была сформирована диспенсациональной школой толкования, особенно сильно распространяемой через Библию с комментариями Скоуфилда. В данной статье ведется сравнительный анализ двух противоположных школ толкования пророчеств в отношении будущей судьбы Израиля: диспенсационализма и «богословия заветов». С одной стороны, диспенсациональная школа толкования склонна к буквальному толкованию ветхо заветных пророчеств, которые рассматриваются данным мировоззрением в определен ной временной диспенсации. С другой стороны, богословие заветов делает акцент на большее единство между Ветхим и Новым Заветом, толкуя пророчества о будущей судьбе Израиля образно, относя их к судьбе всего народа Божьего, включающего как национальный Израиль, так и языческую церковь. В двух подходах к толкованию используется различная герменевтическая методология. В статье делается попытка сравнения герменевтики двух школ с герменевтически ми подходами Павла, на примере его толкования о будущей судьбе Израиля в послании к Римлянам 9 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пророчества о будущем Израиля: Герменевтика “богословия заветов” и диспенсационализма»

г

Пророчества о будущем Израиля:

Терменевтика "богословия заветов" и диспенсационализма

Сергей СОЛОХА, Донецк, Украина © с. Солоха, 2006

Введение

Будучи студентом христианского университета на

Украине, я проходил курс по Новому Завету на книгу Откровения у профессора Вильям Клейна (William Klain), профессора Нового Завета из Денверской семинарии. Пройдя уже более половины книги, один из студентов спросил его: «Ну... а где же восхищение Церкви?» Профессор Клейн остановился и ответил: «Восхищение? ... до 19-ой главы Откровения нет восхищения». Впервые я начал серьезно задумываться о библейском учении, о восхищении, скорби и других эсхатологических позициях. Я стал сознавать, что штамп диспенса-ционального мировоззрения в моих «герменевтических» принципах влиял на мое чтение Библии. Однажды, когда я разговаривал с одним из братьев об эсхатологических вопросах, он просто ответил мне: «Это же для Израиля.». Все эти обсуждения побуждали меня думать—почему такое толкование, которое так широко распространено по всему бывшему пост-советскому пространству, присутствует в наших церквях.

Помимо моего личного опыта есть и другие причины думать серьезно о будущем Израиля и о герменевтических принципах, которые применяются для толкования ветхозаветных и новозаветных отрывков о будущем. Меркле (Merkle) указывает на две причины изучения этого вопроса. «Окончательная судьба нации Израиля является чувствительной и важной темой. Чувствительной, потому что она вовлекает настоящих людей и несомненные последствия. Это важно, потому что вовлекает Божьи обещания и полноту»1.

1 Ben L. Merkle, "Romans 11 and the Future of Ethnic Israel," JETS, 43.4 (2000): 709.

Сергей Солоха родился и вырос в г. Харькове. В 1996 году получил степень бакалавра богословия в Донецком Христианском Университете. Затем работал преподавателем в христианском учебном центре миссионерского общества «Свет Евангелия» (г. Харьков.). С 1998 г. работает преподавателем Нового Завета в Донецком Христианском Университете. В настоящее время пишет диссертацию на магистерской программе в Международной Баптистской Богословской семинарии (г. Прага).

г

1

Основные аналитические вопросы, которые я буду рассматривать в данной работе следующие: Какое будущее ожидается для нации Израиля? Как необходимо толковать ветхозаветные пророчества и апокалиптическую литературу о будущем Израиля? Затем, эти аналитические вопросы будут рассматриваться в диспенсациональной школе толкования, реформаторской школе токования и затем в толковании Павла (особенно Рим. 9-11). В заключение, на основании НЗ учения (Рим 9-11) будут оценены две противоположные школы толкования.

Диспенсационализм: ВЗ пророчества и будущее Израиля.

Первые вопросы о будущем Израиля, которые я рассматриваю в дис-пенсациональной школе интерпретации, следующие: Что из себя представляет диспенсационализм как школа толкования и как точка зрения? Какое представление имеют диспенсационалисты в отношении нации Израиля? Как диспенса-

ционалисты толкуют ветхозаветные пророчества о будущем народа Израильского?

Во-первых, диспенсационализм рассматривается как мировоззрение, богословская система, философия истории и как школа толкования. Слово «диспенсационализм» происходит из латинского перевода Мэрепваио греческого слова оЬкопорла, а, которое означает «домоправление, управление, устроение (дома), домоустройство, руковод-ство».2 Райри определяет диспенсационализм как: "Отличительную экономию в работе Божией цели"3 Сердцевина диспенсационализма лежит в понимании того, что история Божьего плана искупления может быть разделена на семь раздельных веков (диспенсаций) в которых Бог обращается с людьми определенным образом4. Следовательно, диспенсационализм можно рассматривать как специфическое "мировоззрение" Божьего плана для людей в различные экономии (века), которое рассматривает план Божий, толкуемый через "очки" определенной перспективы5. Таким образом,

2 W. Bauer "oLKonomia," 5:559-60. Ср. Charles G. Ryrie, Dispensationalism Today (Chicago: Moody Press, 1965), 24-25.

3 "distinguishable economy in the outworking of God"s purpose." Charles G. Ryrie, Dispensationalism Today (Chicago: Moody Press, 1965), 29.

4 Другие защитники диспенсациональной школы предлагают различное количество дис-пенсаций в Божьем плане, но большинство сторонников придерживаются классических семи диспенсаций, предложенных Скоуфил-дом.

5 Каждый век (oLKonomia) характеризуется Божьими отношениями со Своим народом особым образом. Каждый век предоставляет кон-

текст для толкования событий, которые происходят во время определенной диспенсации. Таким образом, Бог имеет один план для Израиля в течение одной диспенсации, но также Он имеет другой план для Церкви в другой диспенсации. Буквальное толкование Ветхозаветных пророчеств требует буквального исполнения в будущем и диспенсациональное мировоззрение настаивает на его исполнении в новой диспенсации, потому что Бог сейчас имеет дело с Церковью, не с Израилем. Следовательно, эти события произойдут в будущем, не в период Церкви, но в будущем веке новой диспенсации, с народом Израиля, где план Божий для нации Израиля придет к концу.

г

п

диспенсационализм—это мировоззрение (или точка зрения), которая рассматривает и толкует всю Библию в контексте определенной дис-пенсации6.

Во-вторых, диспенсационализм также может рассматривается как школа толкования. Если первое слово "о1копо|ла" предполагает диспенсационализм как мировоззрение Божьего плана в истории, второе слово "ор0ото|бы" предполагает, что диспенсационализм — это школа толкования. Эта теория построена на понимании того, что толкователь должен быть уверен, что он должен "верно препода[вать] слово истины" (2 Тим 2:15),7 то есть правильно толковать Библию в соответствии с дис-пенсациональным мировоззрением. Две концепции (о1копо|1а иор0ото|бы) неразрывно сосуществуют вместе, формируют диспенсационализм как мировоззрение и как герменев-

тическую школу в целостную систе-му8.

Наконец, диспенсациональное мировоззрение приводит к тому, что для церкви и для Израиля предлагаются различные диспенсации. Поэтому диспенсациональный подход предвидит будущее для народа Израильского, которое начнется после диспенсации века Церкви (то есть после восхищения Церкви перед Великой скорбью). Когда Церковь будет восхищена, Бог продолжит свой план с Израилем во время скорби и тысячелетнего царства. Подразумевается, что буквально истолковываемые ветхозаветные пророчества будут исполнены в будущей диспенсации для Израиля9. Таким образом, "верно преподающим (в англ. 'Верно делящим') слово истины" в различные периоды и администрирования (в семь диспен-саций) толкователь должен делать

6 Кифлей (Keathley) пишет что "Каждая дис-пенсация характеризуется новым откровением от Бога, испытанием пройти в соответствии с этим откровением, человеческой несостоятельностью, и божественным судом во свете этого провала." (Hampton Keathley, "The

Relationship of the church to Israel," n.p. Cited

24 December 2003. Online: http:// www.bible.org/docs/theology/dispen/ct.htm). Скоуфилд, который посредством свох комментариев к Библии много сделал, чтобы популяризировать и распространить диспенсаци-ональную позицию, написал, что каждый век это: «период времени, в течение которого каждый человек испытывается во свете своего повиновения некоему особому откровению воли

Божьей». (Cyrus. I. Scofield, The Scofield Reference Bible (New York: Oxford University Press, 1945), 5). Кирус Скоуфилд написал свой комментарий в 1909 г. Его комментарий был переведен и широко распространен с 1987 в бывшем Советском Союзе. Он суммировал и расширил то, что Дарби начал, а потом Льюис С. Чафер и Хфрильз С. Райри санкциони-

ровали и систематизировали. Скоуфилд же учил, проповедовал и распространял диспенсационализм среди церквей, среди прихожан и служителей посредством «Библии с комментариями Скоуфилда».

7 В соответствии с диспенсациональным толкованием слово «преподающим» (орбототеы) в 2 Тим 2:15 имеет значении «прямо резать» Писания на правильные части Божьей программы для веков.

8 Правильно разделяя слово истины на различные периоды и администрирования (на семь диспенсаций), толкователь должен сделать логическое различие между евреями, язычниками и Церковью Божьей; евангелием царства и евангелием благодати; двумя пришествиями; днем Господнем и днем Христовым, и т.д.

9 Например, Израиль вернется на свою землю, в свой город и храм будет заново построен, Израиль пройдет через скорбь (Дан 9:2427), войдет в тысячелетнее царство и будет иметь будущее, отличительное от Церкви, и т.д.

L

J

г

1

различие между двумя группами Божьих людей: Израиля (земные) и Церкви (небесные); двумя царствами (на земле и на небе), между евангелиями (евангелием царствия и евангелием благодати), между двумя пришествиями Христа (за Церковью и с Церковью), между днем Господа и между днем Христа, и т.д.10. Так что в данном подходе ветхозаветные пророчества толкуются буквально в отношении будущей диспенсации (века) Израиля11.

Диспенсационализм—это точка зрения Библейской истории искупления, которая основывается на двух ключевых словах (о£копо|ла и

ор0ото|бы) и система, которая становиться фундаментом для герменевтических принципов и толкова-ния12. Четкое отличие—не результат буквального подхода в толковании, а скорее результат ми-ровоззрения13. Именно мировоззрение становится основным герменевтическим принципом для толкования будущего Израиля. Таким образом, диспенсационализм (как школа толкования и как мировоззрение) толкует ветхозаветные пророчества и апокалиптическую литературу об Израиле буквально, находя буквальное исполнение в народе Израильском в будущей диспенсации.

10 Сущность каждой диспенсации характеризуется «(1) представлением Божественного откровения в отношении Божьей воли, (2) изображением Божьих требований, которым человек должен повиноваться; и (3) временным периодом, часто называемым «век», в течение которого Божественное откровение преобладает в испытании человеческого повиновения Богу». (Scofield, The New Scofield Study Bible [New York: Oxford University Press, 1985], 3).

11 Диспенсационализм настаивает, что буквальное толкование является основой диспен-сациональной герменевтики. Буквальный подход к толкованию является «граммати-ко-историческим», «нормальным» и «ясным» (Ryrie, Dispensationalism, 96). В контексте буквального подхода «символы, образы речи и типы толкуются ясно посредством этого метода и они не противоречат буквальному толкованию" (Ryrie, Dispensationalism, 86-87). Райри утверждает, что диспенсационализм является результатом буквального толкования: «Буквальное толкование происходит в результате... признания отличай в Писании... в Новом Завете и слово Израиль не означает церковь и наоборот. Диспенсационализм, следовательно, признает различие между людьми Божьими просто потому, что отличия содержатся в тексте, когда он толкуется буквально.» (Ryrie, Dispensationalism, 96). Он приходит к заключению, что существует логическая связь между буквальным толкованием и принципом отличия: «нормального

толкования, которое ведет к ясному отличию между словами, концепциями, людьми и эко-номиями». (Ryrie, Dispensationalism, 86-87). Райри заявляет, что «диспенсационализм является результатом последовательного применения основного герменевтического принципа буквального, нормального или ясного толкования. Никакая другая богословская система не может это утверждать».

12 Многие ученые и комментаторы не разделяют такое толкование (oLKonomia и opOoTomew). Например, Мэтью Генри (Мэтью Генри, Толкование на книги Нового Завета, Т.6. [Gouda: Dutch Reformed Tract Society, 1999], 205) предлагает другую перспективу на значение слова "op9oTomew": "Верно преподавать слово истины. Не выдумывать нового Евангелия, а верно преподавать то Евангелие, которое доверено им. Кого надо устрашить - устрашать, кого утешить -утешать, раздавая каждому пищу во время." Вальтер Бауэр (Walter G. Bauer) в греческо-английском лексиконе (A Greek-English Lexicon (5:580)) толкует слово как «преподавать слово правильно, здраво излагать его, верно приспосабливать, и смело проповедовать".

13 Невозможно сделать значительное отличие между Церковью и Израилем основываясь только на различном использовании этих слов. Безосновательно создавать различные толкования на основании значений слов или концепций в ВЗ и НЗ без экзегетического исследования отрывка.

г

п

Богословие заветов:

ВЗ пророчества и будущее

Израиля

Что же из себя представляет реформаторское толкование как школа и как точка зрения? Как богословы-реформаторы толкуют ВЗ пророчества и апокалиптическую литературу? Находят ли они какое-либо будущее для Израиля? Здесь не будет рассмотрена богословская традиция реформаторского богословия, но их герменевтический подход14. Богословие заветов—это мировоззрение многих реформаторских богословов, которое рассматривает Божий план истории искупления с точки зрения Божьих заветов с человечеством. Я буду использовать термин богословие заветов15 и диспенсационализм как две точки зрения Библии и особенно как два герменевтических подхода к толкованию ветхозаветных пророчеств и апокалиптики об Израиле.

Мировоззрение богословия заветов рассматривает Божий план через Его заветы, как основной контекст для толкования. Существуют

три завета: Завет дел16; завет благодати и завет искупления17. Завет благодати выражен прогрессивно посредством восьми отдельных заветов: Эдемский завет, завет с Адамом, завет с Ноем, завет с Авраамом, завет с Моисеем, Палестинский завет, Завет с Давидом и Новый Завет18. Каждый завет содержит три основные части: слова обетования, кровь и печать завета19. Завет благодати включает основное обещание (Я будут вашим Богом) и основной ответ человека (вера, любовь и пови-новение)20. Стивен Спенсер (Stephen Spencer) отмечает, что "это может характеризовать богословие, в котором концепция завета играет значительную роль в толковании Библии в подходе к заветам, даже центральную роль, так что он становится основой в понимании Писания и плана искупления"21. Поэтому богословие заветов рассматривается как мировоззрение, которое так же регулирует герменевтика, как и в дис-пенсациональном подходе.

Как результат, богословие заветов рассматривает ветхозаветные

14 Реформаторское богословие зачастую ассоциируется с кальвинизмом, богословием заветов, федеральным богословием, амиллени-анизмом и даже либерализмом.

15 Богословие заветов относиться к всему "реформаторскому богословию", которое следует методу завета в толковании ВЗ пророчеств и Апокалипсиса.

16 Завет дел включает договор взаимно-согласующихся сторон (Бог и человек), обещание (жизнь) и условие (повиновение).

17 Бог установил завет дел перед грехопаде-

нием Адама, в котором Адам должен был по-

виноваться Богу и получить вечную жизнь.

После падения, Господь установил завет бла-

годати, который включал всех людей, которые нуждались в благодати Божьей для спасения от греха. Завет благодати стал возмож-

ным только на основании завета искупления между Богом Отцом и Богом Сыном.

18 Богословие заветов предлагает еще один Завет: Вечный завет Бога Отца с Сыном, который отличается от других восьми прогрессивных заветов.

19 Kevin J. Conner and Ken Malmin, Interpreting the Scriptures: A textbook on How to Interpret the Bible. (Portland: Center Press, 1976), 130-31.

20 Кевин Коннер добавляет, что "источник заветов—это благодать Божья и цель заветов заключается в том, чтобы сделать человека по образу Божью и дать человеку полное общение с Ним." (Conner, Interpreting, 130-31).

21 Stephen R. Spencer, "Reformed theology, covenant theology and dispensationalism," (Dallas Theological Seminary, n.d.), 5.

L

J

г

1

пророчества о будущем Израиля как пророчества которые были исполнены в новозаветной Церкви. И Израиль и церковь являются народом Божьим: Израиль — это Церковь и Церковь — это новый Израиль (1 Кор 10:17; 12:12; Еф 2:14,15; Гал 3:28,39; 1 Пет 2:9-10 и Исх 19:5,6; Гал 6:16, Рим 9:8). Обещанное царство пришло с Иисусом и это Церковь, такие же люди Божии (Кол 1:13; От 1:5, 6); новый храм— это Церковь (Еф 2:19-22; 1 Кор 3:1617; 2 Кор 6:15 и Иез 37:27; Ин 2:19, 21 и Мк 14:58) и Новый Завет заключен с Церковью (Иер 31:31-37; Иез 36:15-28). Так что ветхозаветные пророчества были духовно исполнены в новозаветной Церкви (или в новом Израиле Божьем)22.

В этом подходе Библия не разделяет между Израилем и Церковью, но рассматривает их как людей Божьих (Еф 2, Рим 9,1 Пет 2:6 и Исх 19:5,6). Кефлей (Кеа'Ыеу) утверждает эту позицию ясно, когда он пишет: "Израиль, церковь Нового Завета рассматривается как исполне-

ние обещания Господа людям Божьим Ветхого Завета"23. Следовательно, Церковь наследует обещания завета и ветхозаветных пророчеств в Новом Завете. Таким образом, этнический Израиль не имеет будущего, потому что предсказанное будущее ветхозаветных пророчеств исполнилось в новозаветной Церкви. Суть не в Израиле или Церкви, а в людях Божьих в божественном плане. Так что не существует будущего для нации Израиля, потому что ветхозаветные пророчества исполнились духовно в Церкви (новом Израиле Божьем)24.

Павел: ВЗ пророчества и будущее Израиля в Рим 9-11

Далее, я хочу рассмотреть вопрос толкования ветхозаветных пророчеств о будущем Израиля в Новом Завете, а именно: как Новый Завет рассматривает будущее нации Израиля и толкует ветхозаветные пророчества об этом. Очевидно, Рим 9-11 является ключевым (центральным) текстом в новозаветном обсуждении

22 Богословие заветов предлагает несколько

причин, почему они не могут толковать ВЗ пророчества буквально. Во-первых, народ

Израильский разрушил завет своим неповиновением Богу и таким образом, обещания будут исполнены только тем людям Божьим, которые сохранили условия завета. Христос сказал, что обещанное царство пришло в мир и было дано народу, которое будет приносить плоды (Мт 21:43). Таким образом, буквальное обещание и его исполнение не для будущего народа Израиля, потому что они разрушили завет; вместо этого необходимо искать духовное исполнение в Церкви (Новом Израиле). Церковь заменила народ Израиля в Божьем плане и не существует буквального будущего для этнической нации, которое было бы найдено в ветхозаветном пророчестве. Все из них исполнились и должны быть истолко-

ваны в отношении Церкви. Во-вторых, апокалиптическая литература пророчеств требует того, чтобы истолковываться символически, как "время" недостаточно ясное из-за частого использования символического языка. Если апокалиптическое пророчество не понимать символически, тогда богословие заветов не сможет соответственно соединить некоторые пророчества, если их толковать буквально. Вдобавок к этому, они не соглашаются в отношении системы буквального изображения будущего, поскольку они противоречат друг другу.

23 Keathley, "The Relationship," n.p.

24 Например, сравните два комментария на отрывок из Ис 60:1-3: Edward, J. Young, The Book of Isaiah, Vol. 3, (Michigan: Eerdmans, 1981), 21-23, 37 и Библия с комментариями Скоуфилда, Ис 40:1-2.

г

п

будущего Израиля, и будучи более конкретным, я рассмотрю аналитический вопрос в отношении Рим 11:26: Какое будущее для нации Израиля видел Павел; как Павел использовал ветхозаветные пророчества чтобы толковать или определять это будущее? (Толковал ли он ветхозаветные пророчества буквально (как диспенсационалисты) или же он толковал их образно (как богословие заветов) или же толковал он их другим образом?). Я рассмотрю три идеи Павла в Рим 11:26: "...и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова". (1) Будущее нации Израиль; (2) будущее спасение; (3) использование ВЗ пророчеств.

"Весь Израиль." Основная мысль обсуждения Павла в Рим 9-11—это народ Израильский и в Рим 11:26 Павел заявляет, что "весь Израиль спасется" в соответствии с Бо-жиим планом. Значение фразы "весь Израиль" обсуждается между учеными и имеет как минимум четыре возможных интерпретации: (1) каждый (физически) еврей, (2) каждый (избранный) верующий еврей, (3) каждый (избранный) веру-

ющий еврей или язычник, (4) нация как целое (не обязательно каждый еврей)25. Большинство комментаторов соглашаются, что "весь Израиль" имеет корпоративное, диахроническое значение в широком смысле и "Израиль" означает этнический Израиль. Крэг (Craig) объясняет, что «... термин Израиль в его первоначальном значении, ... обозначает потомков Иакова, как этническую, культурную и национальную сущность»26. В этом контексте Павел обсуждает вопрос народа Израильского и слово «Израиль» означает этнический Израиль. В целом, в Рим 9-11 слово «Израиль» всегда относится к этническому Израилю (возможно Рим 9:7 является исключением). Настоящее отверждение Израиля не является исполнением ветхозаветных пророчеств для Израиля (даже Павел доказывает, что Бог исполнил Свои обещания в Рим [9:6]) и исполнение этих пророчеств произойдет в будущем (11:12), принятие (11:15) и спасение (11:26) Израиля. Рим 11:26 говорит о будущем спасении нации, которое произойдет в будущем корпоративном искуплении (восстановлении) в соответствие с

25 Ср. Emerthon, J. A. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans (Edinburgh: T. & T. Clark limited, 1979), 576; Moo, Douglas J. The Epistle to the Romans (Michigan: Eerdmans, 1996), 720.

Другие предложения включают в фразу "весь Израиль" значение остатка (национальных людей последних дней истории) будущего времени, которые придут к вере в огромном количестве. Данн (Dunn) аргументирует, что если "весь Израиль" имеет диахроническое корпоративное значение, фраза не может означать физический остаток последних дней, ср. Данн, The Theology, 527.

26 Craig A. Blaising. "The Future of Israel as a Theological Question" JETS, 44/3 (2001): 43551. My (Moo, The Epistle, n. 48, 721) отмечает, что Павел использует "Израиль" 10 раз в Рим 9-11 и во всех случаях он имеет ввиду этнический Израиль (9:6, 27, 31; 10:19, 21; 11:2, 7, 25). Данн (Dunn) же аргументирует, что "Весь Израиль" не означает "исторических людей людей этого имени" (Dunn, The Theology, 527), потому что "фраза встречается 148 раз в ВЗ и всегда определяет исторический, этнический Израиль" (Фитцмаэр [Fitzmyer] согласен с Данном [Dunn], The Theology, сноска 135, 527.)

L

J

г

1

Божьим планом, который был хорошо известен в Ветхом Завете и объяснен Павлом в Новом Завете27.

Спасение Израиля. Основная суть ветхозаветных пророчеств (перед пленом, во время плена и после плена) для будущего Израиля—это целостное восстановление нации, которое произойдет вскоре после плена. В перспективе Павла, это будущее Израиля будет в эсхатологическом спасении. Иудейская ветхозаветная идея восстановления Израиля включала: теократическое правление и трон Давидов (храм, Иерусалим, Сион), возвращение из плена на национальную землю, восстановление физического творения (ср. Рим 8:18-25) и восстановление взаимоотношений человечества с Богом (новая восстановленная жизнь в Новом Завете)28. Павел, в соответствие с его основной идеей

спасения, в послании к Римлянам говорит о будущем восстановлении Израиля с точки зрения эсхатологического спасения (Рим 11:15; 26).

Одна группа ученых29 толкует спасение Израиля в Рим 11:15, 26 как обращение к вере в последнее время (11:26) с точки зрения покаяния и обращения в христианскую веру30. Ранние церковные отцы понимали Павла в смысле всеобщего обращения евреев к вере в Христа,31 в то время как реформаторы толковали Израиль в значении "избранных" евреев и язычников и будущее спасение Израиля как целостное сообщество людей Божьих. Таким образом, спасение Израиля в Рим 11:26 понимается как спасение по вере (прощение грехов) евреев в последние времена32. Израиль—этнический Израиль, который придет к вере в последнее время33. Воскресе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Павел (Рим 9-11) рассматривает Божий план для Израиля и толкует настоящую ситуацию израильского отпадения от веры как временное (не вечное), частичное (не целое) место в истории (не завершение). В конце же времени "Израиль будет восстановлен на корне Божием." (Jerry Falwell, Edward E. Hinson and Michael Kroll Woodrow, eds. KJV Bible Commentary on CD-ROM. Version 2.1g. 1997).

28 В Иез 37:12 воскресение рассматривается как возвращение в землю Израиля, возвращение из плена. Ср. также Райт, Иисус и победа Бога.

29 Ученые (Напр. Ladd, Henry, и Scott) верят, что восстановление Израиля будет иметь место в истории как дело веры во Христа и другие группы толкуют спасение в Рим 11 как восстановление, которое будет иметь место в Мессианском веке после второго пришествия Христа в воскресении из мертвых.

30 Ср. Лэдд (Ladd), Генри (Henry), Скотт (Scott), Лютер (Luther).

31 Августин, Златоуст, Феодорит.

32 Лэдд (Ladd) пишет: "... спасение Израиля

произойдет в результате великого движения благочестия, которое приведет Израиль в Цер-

ковь; .Израиль не может спастись иначе, кроме как верой в Иисуса как Мессию Израиля. . Израиль в буквальном понимании, временно отвергнутый, еще придет к вере и снова станет частью оливкового дерева - истинного Божьего народа.» Лэдд, Богословие Нового Завета, 644. Скотт (Scott) пишет: "Однажды "весь Израиль" испытает (11:26) спасение от греха через веру во Христа. Это не будет национальным спасением, ничего не сказано ни о политическом существовании, ни о возвращении в свою землю". John R. W. Stott, The Message of Romans, (Leicster: Inter-Varsity Press, 1994), 304. Ср. Emerthon, Cranfield C. (eds.) Critical and Exegetical Commentrary on the Epistle to the Romans, (Edinburgh: T. &T. Clark Limited, 1979), 577.

33 Скотт предполагает, что Израиль—это нация как целое, а Генри отмечает: «они уверуют в Иисуса Христа как истинного Мессию, Которого распяли, и вольются в христианскую Церковь, станут одним стадом с язычниками под водительством Христа, Великого Пастыря» (Генри М. Толкование на книги Нового Завета. Т. 6. [Gouda. Holland:Dutch Reformed Tract Society. 1999, 244]). Ср. Merkle,

г

п

ние (11:15) толкуется так же как и спасение (спасение язычников по вере)34.

Другая группа ученых35 толкует спасение в эсхатологическом смысле воскресения из мертвых. Рассуждая о способе и времени спасения Израиля, Му (Moo) пишет, что: «в определенный момент в будущем, когда это случится, Павел показывает связь между «принятием» и эсхатологическим воскресением из мертвых (ст. 15)»,36 и Данн (Dunn) считает, что «жизнь после смерти является эсхатологическим спасением»37 или воскресением из мертвых: «окончательным воскресением в конце века\истории»38. Таким образом, выражение «Весь

Израиль» в 11:26 имеет корпоративное значение, которое также поддерживается идеей «полноты» в стихах 12 и 2539. Спасение Израиля означает «полное воссоединение со своим Богом»40 в их воскресении (искуплении) в новом Мессианском

веке41.

Ветхозаветные пророчества. Утверждение Павла, что "Весь Израиль спасется" подтверждается ветхозаветными цитатами из Ис 59:20, 21 (ст. 26) и Ис 27:9 (ст. 27)42. Ветхозаветные равиннисти-ческие толкования применяют эти отрывки к Мессии43. Павел же применяет данные цитаты к пришествию Христа44. Посредством этого отрывка (ст. 26, 27) Павел поддер-

который предполагает "... что Римлянам 11 не учит о будущем массовом обращении народа Израильского , но об остатке верующих Иудеев к концу времени.» Ben L. Merkle, "Romans 11 and the future of ethnic Israel," JETS, 43/4 (2000): 709-722; Restoration before the parousia: Vlach, Michael J. "Famous Theologians Who Affirm a Future for Israel." Cited 7 February, 2004. Online: http://www. theologicalstudies.org/israel_future.html. George Ladd, «Historic Premillennialism,» in The Meaning of the Millennium: Four Views, ed. Robert G. Clouse (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1977), 28.

34 Ср. Лэдд (Ladd), Theology, 644.

35 Данн (Dunn), Джери (Jary), Камбэлл (Cambell), Му (Moo), Меркл (Merkle).

36 Му (Moo), The Epistle, 724.]. Он аргументирует, что спасение—это будущее событие, потому что Израиль ныне "отвергнут" и Павел противопоставляет это их "полноте", "их принятию" и их привитию к маслине. (Там же, 723-34).

37 Данн (Dunn), Romans. 658. Данн (Dunn) и Шрейнер (Schreiner) доказывают, что фраза "ек (тыш) пекрып" (ст. 15) означает воскресение. Ср. Шрейнэр (Schreiner), Romans, сноска 13, 599.

38 Данн (Dunn), Romans, 658.

39 Ср. Му (Moo), The Epistle, 723.

40 Данн (Dunn), Romans, 691.

41 Му (Moo) и другие ученые критикуют бого-

словскую позицию (двух-заветнего богословия), которую предлагает, что Израиль спасется особым образом (Ветхий Завет - повиновение Торе) отличительным от христианского подхода к спасению через веру (Новый Завет - спасительная вера). Ср. Му (Moo), The Epistle, 725; Шрейнэр (Schreiner), Romans, 616; Крэг (Craig A Blaising), "The future of Israel as a Theological Question," JETS, 44.3 (2001): 435-451.

42 Ср. два чтения: a) (LXX) Ис 59:20, 21 и б) Рим 11:26.

а) TXei enecen Siwn o puomenoj Kai ¿pootpeyei ¿oeßeiaj ¿po Iacwß kai аитт autoij h pap' emou 5ia9hkT|

б) HXei ec Siwn o p uomenoj ¿pootpeyei ¿oeßeiaj ¿po 'Iacwß- cai аитт autoij т Pap' emou 5ia9iTcT

Эмертон предлагает, что ec вместо enecen может быть результатом влияния Пс 14:7, 53:6, 110:2, где искупитель приходит от Сиона. Му (Moo) упоминает, что Иисус— искупитель ec Siwn может означать, что он "происходит из евреев (ср. 9:5); ...или показать, что Христос спасет Израиль пришествием с "небесного" Сиона в свое пришествие". Му (Moo), the Epistle, 726. Ср. Эмертон (Emerthon), The International, 578. Данн (Dunn) указывает на универсальный характер завета и в этом контексте предлагает, что "искупитель придет от (небесного?) Сиона", но не "ради (земного) Сиона". (Данн [Dunn], Romans, 693).

43 Ср. Эмертон (Emerthon), International, 578.

44 Ср. o puomenoj в Рим 11:26 и 'Ihooun ton puomenon в 1 Фесс 1:10.

г

1

живает идею будущего спасения Израиля: завет будет исполнен при пришествии Искупителя и прощении грехов45. Большинство комментаторов приходят к выводу, что будущее восстановление Израиля случиться во время второго пришествия Христа46. Итак, Павел толкует ветхозаветные пророчества в отношении будущего восстановления ("будет спасен" ст. 26) Израиля, которое произойдет в эсхатологическом будущем, которое свяжет Израиль с верой во Христа, Новым Заветом (прощение) и пришествием Христа.

Народ Израильский будет спасен, но не в смысле «каждый еврей», но в значении корпоративного единства. Будущее спасение Израиля является эсхатологическим событием, но для Израиля по плоти - это надежда спасения по вере. Основной вопрос Рим 9-11 это отвержение народа Израильского. Но, Бог не отверг Свой народ, но народ отверг Его. Бог верен до конца. Он был верен в прошлом (Израиль), верен в настоящем (остаток) и будущем (восстановленный Израиль). Рим 11:25 указывает на верность Божью: Он будет верен Своему обе-

щанию для Израиля. Очень вероятно, что большая часть народа Израильского придет к христианской вере перед пришествием Христа, но Рим 11:26 не поддерживает прямо это (Рим 9-11 указывает на возможность для Израиля спастись по вере, но сама эта идея не исходит из Рим 11:26)47. Павел говорит о спасении Израиля в корпоративном смысле. Рим 11 рассматривает Израиль как целое (маслина) в Божьем плане, и спасение здесь относится ко всему Израилю в эсхатологическом смысле.

Заключение

Диспенсационализм представляет будущее для народа Израильского, а богословие заветов—нет. Хотя Павел и указывает на будущее для Израиля, он указывает на эсхатологическое спасение (искупление в воскресении, как отражено в Рим 11:26) и на спасение через веру во Христа ("если не пребудут в неверии" Рим 11:23). Однако диспенса-ционалисты представляют будущее восстановление Израиля в смысле возвращения их в их землю и воссоздании их религиозной, политической и национальной тождествен-

45 Возможно три ветхозаветных отрывка (Ис 59:20; 27:9 и Иер 31:33) отражают три идеи: пришествие Христа, прощение грехов и Новый Завет. Ср. Эмертон (Emerthon), Interpretation, 579; Шрейнэр (Schreiner), Romans, 619.

46 Ис 59 говорит о пришествии Яхве, чтобы искупить своих людей, в контексте поражения врагов. Эсхатологическая концепция Павла - это пришествие Христа, которое соответствует ветхозаветной идее спасения и восстановления. (Напр. 1 Фесс 4:13-5:11, Рим 8:18-24).

47 Павел использует идею спасения в посла-16

нии к Римлянам в эсхатологическом смысле (будущее время воскресения) и в реальном смысле (обращение через веру). Если "Израиль" в Рим 11:26 относится к этническому народу конца времени (где спасение означает обращение), тогда идея национального спасения всего Израиля (спасение как время воскресения) в конце времени не соответствует идее целостного спасения Израиля в 11:26. Иудеи и язычники приходят к спасению через веру, но 11:26 не поддерживает идею массового обращения всей нации в конце времени (хотя это возможно, что множество иудеев придут к вере).

Богословские размышления #7, 2006

г

ности48 перед вторым пришествием Христа. Слабость этого подхода заключается в том, что детальное толкование будущего для народа Израильского построено на диспенсаци-ональном мировоззрении веков и применением буквального толкования по отношению к отдельной диспенсации Израиля. Но, диспен-сациональная система толкования не является результатом экзегетики, или же буквального толкования. Даже когда Павел и диспенсациона-лизм представляют будущее Израиля, само будущее является достаточно отличительным. Слабость же толкования богословия заветов заключается в том, что стираются грани между Израилем и Церковью49. Это действительно так, что Новый Завет толкует исполнение многих ветхозаветных обещаний и ветхозаветных концепций в Церкви, но Павел определенно предсказывает будущее для Израиля. С другой стороны, такие концепции, как

храм, воскресение, спасение, и Израиль продолжают сохранять двойное значение в новозаветном уче-нии50. Так что эти две полярно противоположные позиции на будущее народа Израильского являются результатом мировоззрений, а не здравой экзегетики и синтеза. Две системы не являются плодом экзегетического подхода к толкованию Библии.

Толкование ВЗ пророчеств в отношении будущего народа Израильского или же к Церкви основаны на мировоззрении и применяемы к герменевтике. Диспенсациональ-ная школа толкует ветхозаветные пророчества буквально к народу Израильскому в его будущей диспен-цации (во время скорби и особой ролью в тысячелетнем царстве). Школа богословия заветов толкует ветхозаветные пророчества и концепции образно по отношению к Церкви, и не предвидит какого-либо специфического будущего для

48 Валвурд (Walvoord) рассматривает восстановление Израиля в диспенсациональной перспективе: "Во время восхищения церкви, язычники снова займут второе место в Божьей программе и евреи вернуться на свое место.

... Незавершенная программа семидесятой недели Даниила завершится в течение последнего периода перед вторым пришествием Христа. В течение этого периода среди неверующих евреев, Моисеевы законы и жертвоприношения вновь восстановятся. Насколько мы можем говорить о всем Израиле, нет свидетельств массового обращения к Христу. В течение этого периода, однако, остаток обратиться ко Христу." (Джон Ф. Валвурд [John

F. Walvoord], "Eschatological Problems VIII: Israel's Blindness," BSac 102.407 (1945): 28990). Но, ВЗ пророчества предсказывают будущее восстановление не только в политическом или религиозном смысле, но и в смысле духовного искупления. Так что такое толкование будущего восстановления упускает дух

ВЗ пророчества и теряет основной смысл восстановления.

49 Даже если богословие заветов верит, что Бог закончил свою программу с Израилем, Павел рассуждает, что "ожесточение произошло в Израиле отчасти" (Рим 11:25). Павел также допускает, что народ Израильский имеет надежду спасения посредством пребывания в вере.

50 Ср. концепцию храма: 1 Кор 3:16; 6:19; 2 Cor 6:16; Еф 2:21; где Павел использует naáj ("место Божиего обитания" (Комфорт [P. W. Comfort,) "temple," DPL, 924)] применяя духовно к Церкви и буквально к храму в 2 Фесс 2:4. Концепция Израиля: Ср.: Рим 9:6, 27,31; 10:19,21; 11:2,7,25; 1 Кор 10:18; 2 Кор 3:7, 13; Еф 2:12; Фил 3:5; и Рим 2:28-29; 4:11,16,18; 9:7,8. Гал 3:29, 6:16. Концепция воскресения: будущий аспект: 1 Кор 6:14; 15:35, 52; 2 Кор 1:9; 4:14 15:52; Рим 8:11 и настоящая реальность: Рим 6:4; Кол 2:12. Настоящий и будущий аспекты спасения: Рим 11:11 - 13:11; Фил 1:28- 2:12; 1 Фесс 5:9; 2 Тим 2:10; Ев 1:14; 2:3; и др.

г

1

народа Израильского51. Хотя Павел (и др. новозаветные авторы) толкуют ветхозаветные пророчества применительно к Церкви (Ос 2:23; 1:6,11 и Рим 9:24-25, Иоиль 2:28 и Деян 2:17, Гал 4:26; Евр 12:22, От 21:2, и т.д.), он также ясно поддерживает идею будущего спасения Израиля (Рим 11:26 - Ис 59:20, 21 и Рим 11:27 - Ис 27:9)52.

Две системы толкования (дис-пенсационализм и богословия заветов) рассматривались во свете взгляда Павла на будущее Израиля и на его использование ветхозаветных пророчеств. Основываясь на том, что было описано выше, я прихожу к заключению, что эти две школы толкования основаны на своем собственном мировоззрении, которое регулирует их герменевтику. То,

как Павел использовал ветхозаветные пророчества, не соответствует диспенсациональной школе толкования и только частично соответствует школе богословия заветов. Израиль имеет надежду на земное будущее (через обращение к Христу и в будущем эсхатологическом восстановлении) и ветхозаветные пророчества из Исаии толкуются Павлом в этой перспективе. С другой же стороны, Новый Завет не предсказывает полного национального восстановления в соответствии с ветхозаветной моделью народа Израильского. Более того, Новый Завет не учит об отдельной диспенса-ции для Израиля в Божьем плане. Итак, будущая надежда Израиля такова же как и надежда Церкви (спасение через веру).

Bi/i6Ai/iorpa$i/m

Bauer, Walter, Gingrich, F. Wilbur, and Danker, Frederick W. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. Chicago: University of Chicago Press, 1979.

Beale, G. K. "Peace and Mercy Upon the Israel of God: The Old Testament Background of Galatians 6,16b." Cited

20 February. Online http:// www.biblicalstudies.ru/NT/39.html. Berkhof, Louis. Systematic Theology.

Grand Rapids: Eerdmans, 1949. Bernard, Ramm L. Hermeneutics. Michigan: Baker Book House, 1967. Blaising Craig A. "The Future of Israel as a Theological Question" Journal of the

51 Богословие заветов критикует диспенсаци-

оналистов за их буквальный подход к пророчеству и духовный подход к истории. Скоу-филд толкует множество ясных исторических событий, людей и вещей духовно, в то время как в других случаях ясные исторические повествования становятся прототипом или же иллюстрацией истины, данной Богом, а также, в то же самое время пророчества толкуются исключительно буквально (ср. комментарии на Быт 1:16, 3:21; 6:14; 24:1; 37:2; 41:45; 43:34; Исх 2:2; 15:25; 25:1, 30; 26:15). Диспен-сациональное мировоззрение является ощутимым даже в толковании исторических книг

о будущем восстановлении и обращении Израиля в отдаленном будущем. Ср. Библия с комментариями Скоуфилда, Быт 43:34, Лев 23:24.

52 Примечательно, что Павел (и др. новозаветные авторы) не толкуют ветхозаветные пророчества во свете специфических деталей будущего спасения Израиля, таких, например, как национальное, религиозное (храм, Иерусалим, жертвы) или этническое восстановление. Концепция будущего восстановления в Рим 11 не включает идею ветхозаветных религиозных практик, но только допускает спасение остатка через веру в Иисуса.

г

п

Evangelical Theological Society. 44.3 (2001): 435-51.

Boettner, Loraine. The Millenium. Philadelphia: The Presbyterian and Reformed Publishing Company, 1966.

Brewer, Instone D. "The True Israel. Uses of the Names Jew, Hebrew, and Israel in Ancient Jewish and Early Christian Literature." Journal of Theological Studies 48.2 (1997): 620-22.

Bridge, Steven L "Jesus and Israel"s Traditions of Judgment and Restoration." The Catholic Biblical Quarterly 65.2 (2003): 274.

Brown, Colin, ed. New International

Dictionary of New Testament Theology, 4 vols. Grand Rapids: Zondervan, 19751985.

Brown, David. "Covenant Theology." n.p. Cited 26 December 2003. Online: http://www.tulip.org/acc/sco/ sco4.htm.

Brown, Harold. "Theological Reflections Covenant and Dispensation." Trinity Journal 2 NS (1981): 69-71.

Campbell, Roderick. Israel and the New Covenant. Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Company, 1954.

Clements, R. E. Prophecy and Covenant. London: SCM Press LTD, 1965.

Clouse, Robert G. ed. The Meaning of the Millennium: Four Views. Downers Grove: Inter Varsity Press, 1977.

Conner, Kevin J. and Ken Malmin, Interpreting the Scriptures: A textbook on How to Interpret the Bible. Portland: Center Press, 1976.

Cox, William E. The New Covenant Israel. Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1963.

Craig, Blaisin A. "The future of Israel as a Theological Question." Journal of the Evangelical Theological Society. 44.3 (2001): 435-451.

De Dietrich, Suzanne. God's Unfolding Purpose: A Guide to the Study of the Bible. Translated by Robert VcAfee

Brown. Philadelphia: The Westminster Press, n. d.

Decker, Rodney J. «The Church's Relationship to the New Covenant." Biblio-theca Sacra. 152.607 (1995): 291-306.

Dorman, Ted M. "A New Vision for Israel." Journal of the Evangelical Theological Society 44.3 (2001): 528-30.

Dunn, James G. D. The Theology of Paul the Apostle, Grand Rapids: Eerdmans, 1998.

_. Word Biblical Commentary.

Volume 38b, Dallas: Word Books, 1988.

Emerton J. A., Cranfield, C. E. B., Driver S. R., Plummer A., Biggs C. A. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans, Edinburgh: T. & T. Clark Limited, 1979.

Falwell, Jerry, Edward E. Hinson and Michael Kroll Woodrow, eds. KJV Bible Commentary [computer file], electronic ed., Logos Library System Version 2.1g. Nashville: Thomas Nelson, 1997.

Fuller, Daniel P. "The God of Promise and the Life of Faith." Journal of the Evangelical Theological Society 45.4 (2002): 674.

_. Daniel P. Gospel and Law: Contrast or Continuum. The Hermeneutics of Dispensationalist and Covenant Theology. Grand Rapids: Eerdmans, 1980.

Gillman, Florence Morgan. "Elusive Israel: The Puzzle of Election in Romans." The Catholic Biblical Quarterly 61.2 (1999): 357-59.

Green, Joel B. How to Read Prophecy. Downers Grove: InterVarsity Press, 1984.

Grenz, Sanley J. The Millennial Maze: Sorting out Evangelical Options, Downers Grove: InterVarsity Press, 1992.

Harbin, Michael A. «The Hermeneutics of Covenant Theology." Bibliotheca Sacra 143/571 (1986): 247-58.

Hawthorne, Gerald F., Martin, Ralph P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

1

and Reid, Daniel G. eds., Dictionary of Paul and His Letters, Downer's Grove, IL: InterVarsity Press, 1998.

_. Israel in Prophecy. Michigan:

Zondervan Publishing House, 1962.

_. Word Biblical Commentary, Vol.

25, Dallas, Texas: Word Books, Publisher, 1987.

Heil, John Paul. "From remnant to seed of hope for Israel: Romans 9:27-29." The Catholic Biblical Quarterly 64.4 (2002): 703-21.

Henry, Matthew Matthew Henry's Commentary on the Bible, Peabody, MA: Hendrickson Publishers, 1991.

Hochner, Honald. "Dispensationalism vs. Covenant Theology vs. New Covenant Theology." n.p. Cited 26 December 2003. Online: http://www.5solas.org/ media.php?id=120.

Home, Charles M. "The Meaning Of The Phrase 'And Thus All Israel Will Be Saved' (Romans 11:26)." Journal of Early Christian Studies 21 (1978): 33134.

Hunt, Dave. A Cup of Trembling: Jerusalem and Bible Prophecy. Eugene: Harvest House Publishers, 1995.

Johnson, John J. "A New Testament

Understanding of the Jewish Rejection of Jesus: Four Theologians on the Salvation of Israel." Journal Of The Evangelical Theological Society 43.2 (2000): 229-247.

Karlberg, Mark W. Covenant Theology in Reformed Perspective: Collected Essays and Book Reviews in Historical, Biblical, and Systematic Theology. Eugene: Wipf and Stock Publishser, 2000.

_.»Imate Discontinuities Between the

Testaments." Journal of Early Christian Studies 28.1 (1985): 920.

Keathley, Hampton. "The Relationship of the Church to Israel." n.p. Cited 24 Desember 2003. Online: http:// www.bible.org/docs/theology/dispen/ ct.htm.

Kennard, Doug. "Israel in the Development of Christian Thought." Journal of the Evangelical Theological Society 44.4 (2001): 733-35.

Khoo, Jeffrey. "Dispensational Premillen-nialism in Reformed Theology: The contribution of J. O. Buswell to the Millennial Debate." Journal of the Evangelical Theological Society 44.4 (2001): 697-718.

_. "The Last Things: Hope for This

World and the Next." Journal of the Evangelical Theological Society 44.1 (2001): 148-151.

Kittel, G., and G. Friedrich, eds. Theological Dictionary of the New Testament. Translated by G. W. Bromiley, 10 vos. Grand Rapids: Eerdmans, 1964-1976.

Kraus, C. Norman. Dispensationalism in America. Richmond: John Knox, 1958.

Kurtaneck, Nickolas. "Excellencies of Dispensationalism." Grace Theological Journal 3.2 (1962): 3-11.

Ladd, George. «Historic Premillennial-ism." The Meaning of the Millennium: Four Views, ed. Robert G. Clouse, Downers Grove, IL: InterVarsity, 1977.

_. A Theology of the New Testament,

Grand Rapids, Eerdmans, 1993.

_. Jesus and the Kingdom: The

Eschatology of Biblical Realism, New York: Harper and Row, Publishers, 1964.

_. The Blessed Hope. Grand Rapids:

Eerdmans, 1956.

_. The Gospel of the Kingdom:

Spiritual Studies in the Kingdom of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1959.

Lahaye, Tim. The Beginning of the End. Wheaton: Tyndale House Publishers, 1991.

Lamerson, Samuel. "Jesus and Israel"s Tradition of Judgement and Restoration." Journal of the Evangelical Theological Society 46.4 (2003): 724.

Langhammer, Joachim. What Will Happen to This World? The Interpretation of

г

п

God's Plan of Salvation. Translated from the Germany into Russian. Bad Sazuflen: Druckhaus Gummersbach, 1994.

Larsen, Emeritus David L. "Darby, Dualism, and the Decline of Dispensational-ism." Trinity Journal 24.2 (2003): 304.

Lehrer, Steve. "A Response to John

MacArthur on 'Dispensationalism and God's Plan for Israel'." n.p. Cited 26 December 2003. Online: http:// www.newcovenant.ws/steve/ John_Mac.html.

Linton, Alan H. "Israel"s Survival - Is there a future?" Cited 13 February 2004. Online: http:// www.theologicalstudies.org/ israel_future.html.

Luther, Martin. Commentary on the

Epstle to the Romans. Translated by J. Theolodore Mueller, Grand Rapids: Eerdmans, 1979.

Martens, Elmer A. God's Design: A Focus on Old Testament Theology. Grand Rapids: Eerdmans Baker Books, 1994.

McComiskey, Thomas Edvard. The Covenants of Promise: A Theology of the Old Testament Covenants. Michigan: Baker Book House, 1985.

McLaren, James S. "Judaism in the New Testament: Practice and Beliefs." The Catholic Biblical Quarterly 59.4 (1997): 764-66.

Merkle, Ben L "Romans 11 and the future of ethnic Israel." Journal of the Evangelical Theological Society 43.4 (2000): 709-722.

Merkle, Ben L. "Romans 11 and the future of ethnic Israel." Journal of the Evangelical Theological Society, 43.4 (2000): 709-722.

Miller, Allen O. Invitation to Theology: Resources for Christian Nurture and Discipline. Philadelphia: The Christian Education Press, 1958.

Moo, Douglas J. The Epistle to the Romans. Grand Rapids: Eerdmans, 1996.

Morgan, Christopher W. "Three Views on

the Millennium and Beyond." 43.3 (2000): 565-67.

Poythress, Vern S. Understanding Dispen-sationalists. Grand Rapids: Eerdmans, 1987.

Ragan, Ewing. "A New Covenant Critique of Dispensationalism." n. p. Cited 26 December 2003. Online:http:// www.christonomy.com/Articles/ Christonomy/newdipcrit.htm.

Ryrie, Charles G. Dispensationalism Today. Chicago: Moody Press, 1965.

Schnabel, Eckard J "Israel, the people of God, and the nations." Journal of the Evangelical Theological Society 45.1 (2002): 35-58.

Schreiner, Tomas R. Romans, Grand Rapids: Eerdmans, 1998.

Scofield Cyrus. I. The Scofield Reference Bible. New York: Oxford University Press, 1945.

_. The New Scofield Study Bible.

New York: Oxford University Press, 1985.

Shirley, Jackson C. The Millennial Hope: A Phase of War Time Thinking. Chicago: The University of Chicago Press, 1918.

Spencer, Stephen R., "Reformed theology, covenant theology and dispensational-ism." Ph.D. art., Dallas Theological Seminary, n.d.

Spencer, Scott F. "Provoked to Jealousy: The Origin and Purpose of the Jealousy Motif in Romans 9-11." The Catholic Biblical Quarterly 59.1 (1997): 145148. (note the all Israel will be saved at the parousica - 145.

Stott, John R. W. The Message of Romans, Leicster: Inter-Varsity Press, 1994.

Thorsell, Paul R. "The Spirit in the

Present Age: Preliminary Fulfillment of the Predicted New Covenant According to Paul." Journal of the Evangelical Theological Society 41.3 (1998): 397-424.

VanGemeren, Willem, "Israel as the Hermenutical Crux in the Interpreta-

г

1

tion of Prophecy." Westminster Theological Journal 45.1 (1983): 132144.

_. The Progress of Redemption: The

Story of Salvation from Creation to the New Jerusalem. Grand Rapids: Eerdmans, Baker Books, 1988.

_. "Should the church Evangelize

Israel? A Response to Franz Mussner and Other Sonderweg Proponents." Trinity Journal, 22.2 (2001): 197-228.

Vlach, Michael J. "Progressive Dispensa-tionalism." n.p. Cited on 22 December 2003. Online: http://mb-soft.com/ believe/txh/progdisp.htm.

Walvoord, John F. "A Review of The Blessed Hope by George E. Ladd," Bibliotheca Sacra 113.452 (1952): 289309.

_. Basic Theology. Wheaton: Victor

Books, 1986.

_. "Eschatological Problems VIII:

Israel's Blindness." Bibliotheca Sacra 102.407 (1945): 289-90.

_. "Eschatological Problems X: The

New Covenant with Israel." Bibliotheca Sacra 103.409 (1946): 17-18.

_. "Famous Theologians Who Affirm a

Future for Israel." n. p. Cited on 7 Fabruary 2004. Online: http:// www.theologicalstudies.org/ israel_future.html.

_. "What is Dispensationalism." n.p.

Cited on 22 December 2003. Online: http://www.theologicalstudies.org/ dispen.html.

Wendt, David. "The Problem with Radical Discontinuity." n. p. Cited 26 December 2003. Online: http:// hometown.aol.com/davidwendt/page/ rad.html.

White, David L. "My Shift to Covenant Theology and Amillennialism." n. p. Cited 26 December 2003. Online: http://qqohelet.tripod.com/shift.htm.

Young, Edward J. The Book of Isaiah. Grand Rapids: Eerdmans, 1981.

Библия с комментариями Скоуфилда.

Генри М. Толкование на книги Нового Завета. Т. 6. - Gouda. Holland:Dutch Reformed Tract Society. 1999.

Лэдд Д. Э. Богословие Нового Завета. -Спб.: Библия для всех. 2003.

Райт Н. Т. Иисус и победа Бога. - М.: ББИ. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.