Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЩЕННИКА ГРИГОРИЯ ПЕТРОВА В 1891-1908 ГГ'

ЦЕРКОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЩЕННИКА ГРИГОРИЯ ПЕТРОВА В 1891-1908 ГГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННИК ГРИГОРИЙ ПЕТРОВ / ЦЕРКОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БРАТСТВО РЕВНИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ / СОЮЗ ЦЕРКОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПРОПОВЕДЬ НАЧАЛА XX В

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаров Алексей Юрьевич

Статья посвящена анализу церковно-просветительской деятельности одного из самых талантливых петербургских проповедников и публицистов начала XX в. священника Григория Спиридоновича Петрова. Его имя и труды были незаслуженно забыты после снятия с него сана в 1908 г., однако его пример горячего церковного служения в период с 1891 по 1908 гг. представляет собой яркое свидетельство существовавших возможностей церковно-просветительской деятельности в синодальный период. Непредвзятый взгляд на служение священника Григория Петрова позволяет увидеть весь спектр его деятельности, включающий в себя помимо богослужения активное проповедничество, законоучительство, церковную публицистику, личную постоянную благотворительность и участие в собирании церковной общественности, выступающей за духовное возрождение народа и Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF GRIGORY SPIRIDONOVICH PETROV IN 1891-1908

The article is devoted to the analysis of the church educational activities of one of the most talented St. Petersburg preachers and publicists of the early 20th century, Priest Gregory Spiridonovich Petrov. His name and writings were undeservedly forgotten after his deposition in 1908, but his example of ardent church service in the period from 1891 to 1908 is vivid evidence of the existing possibilities of church educational activities in the Synodal Period. An unbiased look at the ministry of the Priest Gregory Petrov allows one to see the entire spectrum of his activities, including, in addition to worship, active preaching, teaching the law, church journalism, personal constant charity and participation in the gathering of the church community, advocating the spiritual revival of the people and the Church.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЩЕННИКА ГРИГОРИЯ ПЕТРОВА В 1891-1908 ГГ»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

А. Ю. Макаров

Церковно-просветительская деятельность священника Григория Петрова в 1891-1908 гг.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_249

Аннотация: Статья посвящена анализу церковно-просветительской деятельности одного из самых талантливых петербургских проповедников и публицистов начала XX в. священника Григория Спиридоновича Петрова. Его имя и труды были незаслуженно забыты после снятия с него сана в 1908 г., однако его пример горячего церковного служения в период с 1891 по 1908 гг. представляет собой яркое свидетельство существовавших возможностей церковно-просветительской деятельности в синодальный период. Непредвзятый взгляд на служение священника Григория Петрова позволяет увидеть весь спектр его деятельности, включающий в себя помимо богослужения активное проповедничество, законоу-чительство, церковную публицистику, личную постоянную благотворительность и участие в собирании церковной общественности, выступающей за духовное возрождение народа и Церкви.

Ключевые слова: священник Григорий Петров, церковно-просветительская деятельность, Братство ревнителей церковного обновления, Союз церковного обновления, православная проповедь начала XX в.

Об авторе: Алексей Юрьевич Макаров

Бакалавр богословия, заведующий административно-хозяйственной частью МОО «Культурно-

просветительский центр «Преображение».

E-mail: maleks74@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2088-6158

Ссылка на статью: Макаров А. Ю. Церковно-просветительская деятельность священника Григория Петрова в 1891-1908 гг. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 249-256.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

A. Yu. Makarov

Church and Educational Activities of Grigory Spiridonovich Petrov in 1891-1908

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_249

Abstract: The article is devoted to the analysis of the church educational activities of one of the most talented St. Petersburg preachers and publicists of the early 20th century, Priest Gregory Spiridonovich Petrov. His name and writings were undeservedly forgotten after his deposition in 1908, but his example of ardent church service in the period from 1891 to 1908 is vivid evidence of the existing possibilities of church educational activities in the Synodal Period. An unbiased look at the ministry of the Priest Gregory Petrov allows one to see the entire spectrum of his activities, including, in addition to worship, active preaching, teaching the law, church journalism, personal constant charity and participation in the gathering of the church community, advocating the spiritual revival of the people and the Church.

Keywords: Priest Gregory Petrov, church and educational activities, Brotherhood of Adherents of Church Renewal, Union for Church Renewal, Christian Orthodox preaching in the beginning of the 20th century.

About the author: Alexey Yurievich Makarov

Bachelor of Theology, head of the administrative department of the interregional NGO "Cultural

and Educational Center Preobrazhenie".

E-mail: maleks74@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2088-6158

Article link: Makarov A. Yu. Church and Educational Activities of Grigory Spiridonovich Petrov in 18911908. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 249-256.

* Photos are taken from open sources. 250

Одной из наиболее ярких и характерных фигур церковной жизни России начала ХХ в. был петербургский священник Григорий Спиридонович Петров. Его служение в сане и просветительская деятельность с 1891 по 1908 гг. являлись для многих источником евангельского осмысления и обновления церковной и общественной жизни. Запрещение его в 1908 г., обусловленное в большей мере не церковными, а государственными политическими мотивами, привело на долгие годы к забвению его имени. Вклад отца Григория Петрова в дело духовного просвещения народа, его пастырское служение, талант проповедника и законоучителя были необоснованно забыты, однако они представляют собой важный церковно-общественный опыт, свидетельствующий о плодотворности и определенной свободе служения священства в синодальный период, о чем важно помнить, составляя целостный исторический образ Церкви в последние десятилетия существования Российской империи.

Для священника Григория Петрова благодатное и неотъемлемое присутствие в служении пастыря проповеди было воспринято как норма со студенческой поры. Его наставниками в духовной академии были ставшие впоследствии митрополитами Антоний (Вадковский) и Антоний (Храповицкий). Последний непосредственно руководил и наставлял студентов1. В отчетах «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» за 1888-1889 проповеднический год присутствует фамилия Петрова, как одного из студентов духовной академии, чьи проповеди-беседы в Сергиевском всей артиллерии соборе «порадовали и утешили... своею содержательностью и отчетливым произношением»2. Главным в проповедническом служении отец Григорий считал обращение внимания пастырей на евангельское основание и идеал проповеди3. В 1902-1903 гг. в рамках деятельности Общества отец Григорий вел беседы как наблюдатель в Манеже при Мраморном дворце. В 1902 г. он провел 18 бесед, а в 1903 г. — 10. По отчетам Общества только в 1902 г. общее число слушателей на 23 беседах в Манеже Мраморного дворца составило 30.000 человек4. Просветительские беседы Петрова в рамках деятельности Общества проходили и в храмах св. Николая Чудотворца при городских скотобойнях (на Обводном канале около Московского проспекта)5, и в Сергиевском всея артиллерии соборе6.

1 Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви. [Очерк деятельности за] 1881 4/IV 1891 гг. СПб., 1891.

2 Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви : Отчет о деятельности общества за 1888/1889 год. СПб., 1889. С. 36.

3 Там же. С. 60.

4 Отчет «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» за 1901-02 проповеднический год. СПб., 1902. С. 108-109.

5 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Энциклопедия христианских храмов. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Лики России; Фонд «Спас», 2010. С. 334.

6 Костромин К., прот. Слово — оружие литератора: священник Григорий Петров // Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви. URL: http://spbda.ru/publications/ kostromm-k-a-slovo-orujie-Hteratora-svyaschenmk-grigoriy-petrov (дата обращения: 10.06.2018).

С лекциями о вреде пьянства и духовными наставлениями отец Григорий также принимал участие в деятельности Александро-Невского общества трезвости7. В книге А. В. Руманова есть свидетельство отца Григория о его еженедельной загруженности в 1902-1903 гг.: «Только в воскресенье и праздничные дни говорил обычно три раза, да на неделе еще 2, 3, 4 раза, всего 5, 6, 7 раз еженедельно»8. Свой долг пастыря он понимал так: «Пастырь должен быть готов дать ответ мятущимся людям не только в храме, но и в школе, и в доме, и в поле, и на улице — словом всюду, где только захватит его жизнь»9.

В преподавании Закона Божия отец Григорий также видел возможность своего церковно-просветительского служения. Зная на собственном опыте, насколько формально и безличностно преподается Закон Божий в духовных учебных заведениях и о том, что он «по своему влиянию на учащихся занимает самые дальние задворки»10, он ставит своей задачей в законоучительстве не требование заучивания текстов и имен из Библии, а стремление «оправдать жизнь религией, оправдать саму религию»11. В основание законоучительства должен быть положен «внутренний, великий и вечный смысл Библии», «величие каждого евангельского слова»12.

В работе протоиерея Константина Костромина об отце Григории Петрове есть сведения о том, что с момента окончания академии до 1895 г. он был законоучителем в районе Коломны, в Пятой Петербургской («Аларчинской») гимназии13. Через два года настоятельства, т.е. в 1893 г., молодого священника Григория Петрова переводят настоятелем храма святого Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище и дают в этом элитарном военном учебном заведении место законоучителя14.

Лекционная деятельность отца Григория распространяется на множество учебных заведений, в основном военного характера. Одновременно с преподаванием в Михайловском училище он начинает читать лекции в Пажеском корпусе15. Затем в течение нескольких лет он получает приглашение выступить со своими лекциями в престижном Александровском лицее и Политехническом институте16. Известно, что кроме преподавания в аудиториях престижных учебных заведений, отец Григорий Петров находил возможности выходить с проповедью и лекциями в столичные гимназии17.

Интерес к личности молодого талантливого священника возрос настолько, что приблизительно в конце 1902 — начале 1903 гг. ему поступило предложение быть воспитателем и законоучителем детей великих князей Павла Александровича и Константина Константиновича18.

По мнению священника Григория Петрова, законоучительство должно вестись в «духе живой религиозности по Евангелию»19, а для этого необходимо: 1) преодолеть оторванность академического богословия и печатающихся богословских трудов от веры простого народа, поскольку «духовно общество живет и развивается вне влияния духовных законоучителей»20; 2) больше уделять внимания разъяснению смысла молитвы как внутреннего, творческого и жертвенного акта, который может и должен

7 АнтоновВ.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга... С. 334.

8 Руманов А. В. Священник Г. С. Петров, член Государственной думы: Биогр. и история ссылки в монастырь. М.: И. Д. Сытин, 1907. С. 65-66.

9 Петров Г., свящ. О живом слове // Церковный вестник. 1905. № 4. Стлб. 98.

10 Петров Г. С. Школьный «закон Божий». М.: И. Д. Сытин, 1910. С. 14.

11 Там же. С. 16.

12 Там же. С. 21.

13 Костромин К., прот. Слово — оружие литератора.

14 Там же.

15 Щелкунов А.В. Формула добра и красоты. М.: Новый ключ, 2013. С. 6.

16 Костромин К., прот. Слово — оружие литератора.

17 Щелкунов А. В. Формула добра и красоты. С. 6.

18 Там же. С. 9.

19 Там же. С. 25.

20 Петров Г. С. Школьный «закон Божий». С. 36.

расшириться на всю жизнь человека как «служение правде, борьба и страдание за истину»21.

Еще одна сфера приложения сил священника Григория Петрова в деле церковного просвещения и пастырского обращения к народу — церковная публицистика. Необходимо заметить, что форма общения с паствой посредством печатных изданий не была уникальным явлением. Однако отец Григорий заслужил особое внимание и уважение в Российской империи как священник-писатель, потому что говорил с паствой на ее простом народном языке на самые болезненные и важные жизненные темы, в первую очередь о необходимости жить по Евангелию. Особую роль в его творчестве играет книга «Евангелие как основа жизни», изданная в 1898 г. За пять последующих лет она была переиздана 18 раз, в том числе и за рубежом22, — таков был интерес народа к вдумчивому и реалистичному призыву жить по Евангелию, высказанному от лица Церкви на современном языке. Протоиерей Константин Костромин считает, что эта книга вызвала широкий интерес из-за того, что она была «обращена к интеллигентному читателю и основана на философии, психологии, социологии ради главной цели — возвещения Евангелия как нравственной практической идеи»23.

Благодаря знакомству с И. Д. Сытиным священник Григорий Петров приобрел не только издателя своих статей и брошюр, но и настоящего единомышленника. Статьи отца Григория, посвященные церковно-общественным отношениям, вопросам пастырства и неформальному устроению жизни на евангельских основаниях веры постоянно выходили в периодических изданиях, финансируемых И. Д. Сытиным. Последний в 1901 г. пригласил отца Григория в газету «Русское слово»24, в которой тот печатался вплоть до ее закрытия большевиками в 1917 г. Исследователь истории газеты «Русское слово» А. Д. Менделеев, оценивая отца Григория как автора, пишет, что он «вместо факта печатал проповеди, свои мысли и наставления»25. Дважды И. Д. Сытин оказывал отцу Григорию помощь в создании отдельных периодических изданий, в которых священник был и главным редактором, и основным автором статей. Таковы журнал «Друг Трезвости», выходивший с 1900 по 1901 гг., и газета «Правда Божия», издававшаяся совсем недолго, с января по июнь 1906 г. Нравственный и евангельский акцент всегда были на первом месте для отца Григория в его публикациях. Так, в журнале «Друг трезвости» только 4 из 92 вышедших за его подписью статей касались социально-экономических проблем26.

Отдельные книги отца Григория в этот период были востребованы по всей стране, и продавались в магазинах Сытина в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Екатеринбурге, Воронеже, Варшаве27. О высокой популярности книг отца Петрова в провинции сохранились вспоминания В. В. Розанова: «Один мой родственник, приезжавший из провинции, сказал мне: "«Я устал возить на родину тюки его книг: так велико и непрерывно требование"»28.

Церковной тематике посвящены такие книги отца Григория, как «Беседы о Боге и Божьей правде» (2-е изд. М., 1904.), «Не с того конца» (СПб., 1905), «Великий пастырь» (СПб., 1905), «Преподобный Серафим Саровский» (2-е изд. М., 1904). Сборники

21 Там же. С. 23.

22 Щелкунов А.В. Формула добра и красоты. С. 13.

23 Костромин К., прот. Слово — оружие литератора.

24 Менделеев А.Г. Жизнь газеты «Русское слово»: Издатель: Сотрудники. М.: РОСПЭН, 2001. С. 8.

25 Там же. С. 79.

26 Петров Г, свящ. Клич друзьям трезвости // Друг трезвости. 1900. № 2; Его же. Наши мечты, надежды и желания // Друг трезвости. 1900. № 5; Его же. Парижская выставка // Друг трезвости. 1900. № 34; Его же. Светлые часы // Друг трезвости. 1900. № 49.

27 Рекламное объявление о новой книге свящ. Г. Петрова // Друг Трезвости. 1901. № 13-14. С. 38.

28 Розанов В.В. Народные чтения в Петербурге // Его же. Около церковных стен. М.: Республика, 1995. С. 304.

статей отца Григория, как правило, включали в себя разножанровые произведения и затрагивали, кроме церковной, почти всегда социально-экономическую и просветительскую темы. Протоиерей Константин Костромин к таковым относит сборники «Долой пьянство!» (М., 1901), «Школа и жизнь» (СПб., 1902), «Война и мир» (СПб.,1904), «Божьи свечи» (СПб., 1904), «Братья писатели» (6-е изд. СПб., 1904), «Города и люди. Думы и впечатления» (СПб., 1906), «Живые цветы» (4-е изд. СПб., 1907)29.

Отличительными качествами церковной публицистики священника Григория Петрова можно назвать: 1) реакцию на отклонение жизни от Евангельского духа, на отчуждение от Правды Божией; 2) уверенность в необходимости глубокой взаимосвязи церковной и общественной жизни; 3) обращенность ко всем слоям общества; 4) использование всех доступных средств массовой печати — периодические издания, книги, брошюры, листовки; 5) принципиально низкая стоимость издаваемых книг, доступных для самых бедных людей; 6) поиск новых форм распространения печатных проповедей и лекций, например, замещение входного билета на лекцию своей брошюрой30.

Благотворительность как участие в жизни Церкви была одной из самых распространенных форм церковной деятельности в России в начале ХХ в. Можно уверенно утверждать, что священник Григорий Петров придавал огромное значение делам милосердия и стремился помочь тем, кто к нему обращался за помощью. Священник Константин Аггеев, близко знавший отца Григория, говорил о нем так: «Его незлобие просто не знает пределов... дверь его квартиры не закрывается — и все за советами, за утешениями. А кто не знает, насколько трудна этого рода благотворительность, доступная только для людей высокого христианского настроения!»31 Так, в апреле 1907 г., в самый разгар гонений на отца Григория со стороны Святейшего Синода, в одном из своих писем к литературному критику и общественному деятелю Александру Алексеевичу Измайлову он ходатайствует о получении финансовой помощи для оставшегося без работы по болезни газетного работника из Ялты: «Узнал я его по письму ко мне с просьбою озлобленного чахоточного человека. Чем мог помог. Положение мрачное. он прошения прислал мне, а я не знаю, что с ними делать. Не поможете ли Вы, направить, куда следует, должным образом. Мое имя испортит дело. Простите, что утруждаю, но помочь человеку надо, а я не могу.»32 Из писем священника Константина Аггеева известно, что отец Григорий Петров выступал ходатаем перед митрополитом Антонием (Вадковским) о назначении молодого священника Иоанна Егорова законоучителем в Императорское воспитательное общество благородных девиц33.

Священник Григорий Петров внес весомый вклад в деятельность практически всех наиболее значимых столичных церковных и церковно-общественных объединений того времени, ставящих своей целью «обновить церковь и сделать ее понятной и привлекательной для людей»34. Среди них Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, Александро-Невское общество трезвости, Русское собрание35, Религиозно-философские собрания, Кружок 32-х петербургских священников и оформившееся на его основании потом Братство ревнителей церковного обновления.

29 Костромин К., прот. Слово — оружие литератора.

30 Менделеев А.Г. Жизнь газеты «Русское слово». С. 81.

31 Балакшина Ю.В. Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников), 1903-1907: Документальная история и культурный контекст. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. С. 221.

32 РО ИРЛИ. Ф. 115. Оп. 3. Д. 243. Л. 12 об.-13.

33 Балакшина Ю.В. Братство ревнителей церковного обновления. С. 154.

34 Костромин К., прот. Слово — оружие литератора.

35 «Русское собрание» — общественная организация культурно-просветительного (1901-1904, 1914-1917) и политического (1905-1914) характера, основана в 1901 г. (См.: «Русское собрание» // URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/3522447 (дата обращения: 10.06.2021).

Священник Григорий Петров сыграл серьезную роль в деятельности кружка «32-х» петербургских священников, выступивших в 1905 г. «с рядом письменных документов и обращений, в которых говорилось о неотложной необходимости реформ в Русской церкви»36. Из работы Ю. В. Балакшиной, посвященной этому внутрицер-ковному движению, можно в общих чертах составить представление об отношениях отца Григория с основателями кружка Н. П. Аксаковым, священником Константином Аггеевым, священником И. Ф. Егоровым, архимандритом Михаилом (Семеновым), священником А. П. Рождественским, а также причастности отца Григория Петрова к ключевым событиям в жизни кружка «32-х». На ведущую роль священника Григория Петрова в деятельности кружка указывает и С. Л. Фирсов в своей работе «Русская Церковь накануне перемен»37. Действительно, отец Григорий, разделявший мнение о необходимости церковных реформ и духовном просвещении народа, старался, обладая связями и авторитетом, всемерно поддерживать единодушных ему священников.

Священник Григорий Петров принимал деятельное участие в поисках благотворителей с целью учреждения в 1905 г. журнала для кружковцев, оформивших свое движение уже как Союз церковного обновления. В середине 1905 г., когда планируемый журнал Союза обрел рабочее название «Вестник жизни» и получил право бесцензурной печати, отец Григорий пытался привлечь к его изданию крупных издателей38, да и сам готов был предоставить финансовые средства39. Однако декабрьские революционные события 1905 г. не позволили проекту осуществиться. Только в журнале «Век», выходившем в 1906-1907 гг., эта идея Союза церковного обновления, диалога духовенства и интеллигенции смогла частично реализоваться40.

Проведя краткий анализ церковно-просветительской деятельности священника Григория Петрова в период его служения в сане с 1891 по 1908 гг., можно сделать вывод, что ее содержание было весьма многогранным и помимо богослужения охватывало активное проповедничество, законоучительство во многих петербургских высших и средних учебных заведениях, церковную публицистику, личную постоянную благотворительность и участие в собирании церковной общественности. Все это представляет собой важное свидетельство о широте существовавших возможностей церковно-просветительской деятельности в синодальный период.

Источники и литература

Источники

1. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви. [Очерк деятельности за] 1881 4/ГУ 1891 гг. СПб., 1891.

2. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви: Отчет о деятельности общества за 1888/1889 год. СПб., 1889.

3. Отчет «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» за 1898-89 проповеднический год.

4. Отчет «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» за 1901-02 проповеднический год.

5. Петров Г. свящ. О живом слове // Церковный вестник. 1905. № 4. Стлб. 97-99.

6. Петров Г. С. Школьный закон Божий: сборник рассказов. М.: И. Д. Сытин, 1910. 54 с.

7. Петров Г., свящ. Клич друзьям трезвости // Друг трезвости. 1900. № 2.

36 Балакшина Ю.В. Братство ревнителей церковного обновления. С. 59.

37 Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен: (Конец 1890-х — 1918 гг.). М., 2002. С. 324.

38 Балакшина Ю.В. Братство ревнителей церковного обновления. С. 111.

39 Там же. С.311.

40 Там же. С. 57.

8. Петров Г., свящ. Наши мечты, надежды и желания // Друг трезвости. 1900. № 5.

9. Петров Г., свящ. Парижская выставка // Друг трезвости. 1900. № 34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Петров Г., свящ. Светлые часы // Друг трезвости. 1900. № 49.

11. Рекламное объявление о новой книге свящ. Г. Петрова // Друг Трезвости. 1901. № 13-14.

12. РО ИРЛИ. Ф. 115. Оп. 3. Д. 243.

Литература

13. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Энциклопедия христианских храмов. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Лики России; Фонд «Спас», 2010. 511с.

14. Балакшина Ю.В. Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников), 1903-1907: Документальная история и культурный контекст. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. 421 с.

15. Костромин К., прот. Слово — оружие литератора: священник Григорий Петров // Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви. URL: https:// spbda.ru/publications/kostromin-k-a-slovo-orujie-literatora-svyaschennik-grigoriy-petrov (дата обращения 10.06.2021).

16. Менделеев А.Г. Жизнь газеты «Русское слово»: Издатель. Сотрудники. М.: РОСПЭН, 2001. 208 с.

17. Розанов В.В. Около стен церковных. М.: Республика, 1995. 557 с.

18. Руманов А.В. Священник Г. С. Петров, член Государственной думы: Биогр. и история ссылки в монастырь: С портретом и видами Череменецкого монастыря. М.: И. Д. Сытин, 1907. 143 с.

19. «Русское собрание» // URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/3522447 (дата обращения: 10.06.2021).

20. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен: (Конец 1890-х — 1918 гг.). М., 2002.

21. Щелкунов А. В. Формула добра и красоты. М.: Новый ключ, 2013. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.