ности деятельности компании на том или ином этапе ее функционирования. Фиксация и преодоление подобных издержек позволяют решать вопросы не только о форме и размере организации, моделях ее функционирования, но и эффективности соотношения интересов в структуре собственности и управления фирмой в конкретных условиях экономического развития России в XIX - начале XX в.
4. См.: Норт, Д. Указ. соч. С. 63.
5. См.: Поллак, Р. Трансакционный подход к изучению семьи и домашнего хозяйства [Текст] / Р. Пол-лак // THESIS. 1994. Вып. 6. С. 54-55.
6. Аигенко, Н. П. Купечество Удмуртии [Текст] / Н. П. Лигенко. Ижевск, 2001. С. 285.
7. Боханов, А. Н. Деловая элита России. 1914 [Текст] / А. Н. Боханов. М, 1994. С. 256.
8. Барышников, М. Н. Деловой мир Петербурга [Текст]: исторический справочник / М. Н. Барышников. СПб., 2000. С. 486.
9. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 23. Оп. 24. Д. 1073. Л. 165.
10. Там же. Л. 172.
11. Там же. Л. 178, 181.
12. Там же. Ф. 1343. Оп. 39. Д. 2090. Л. 14; Статистические сведения о фабриках и заводах экспонентов, получивших награды на мануфактурной выставке 1861 г. СПб., 1862. С. 45.
13. Статистические сведения о фабриках и заводах экспонентов... С. 45.
14. См. подробнее: Калядина, С. А. Василий Леонтьев.
15. РГИА. Ф. 23. Оп. 28. Д. 163. Л. 5-6; Д. 164. Л. 29.
16. Калмыков, С. В. Организационные формы предпринимательства [Текст] / С. В. Калмыков // История предпринимательства в России. Кн. 2. Вторая половина XIX - начало XX в. М., 2000. С. 82.
17. См.: Ананьич, Б. В. Банкирские дома в России 1860-1914 гг.: очерки истории частного предпринимательства [Текст] / Б. В. Ананьич. Л., 1991.
18. Использованы материалы юбилейного издания: Очерк 25-летней деятельности табачной фабрики А. Н. Шапошникова в Санкт-Петербурге [Текст]. СПб., 1898.
19. РГИА. Ф. 23. Оп. 12. Д. 555. Л. 26.
20. Использованы материалы сайта: http:// www.nevotabak.ru [Электронный ресурс].
21. РГИА. Ф. 23. Оп. 12. Д. 555. Л. 1.
22. Там же. Л. 79.
23. Там же. Л. 228.
24. Гурушина, Н. Н. Английские капиталы и частное предпринимательство в России [Текст] / Н. Н. Гу-рушина, И. В. Поткина // Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России: очерки. М., 1997. С. 101-104.
25. Подробнее о месте женщин в сфере российского предпринимательства: Барышников, М. Н. Женщины в структуре российского предпринимательства в начале XX века [Текст] / М. Н. Барышников // Факты и версии: историко-культурологический альманах: исследования и материалы. Кн. 2. Из истории экономики. СПб., 2001. С. 51-64; Он же. Женщины в составе правлений акционерных компаний в России во второй половине XIX - начале XX века [Текст] / М. Н. Барышников // История предпринимательства в России: XIX - начало XX века: сб. статей / под ред. А. Л. Дмитриева, А. А. Семенова. СПб., 2005. С. 17-38.
26. РГИА. Ф. 1343. Оп. 40. Д. 2402. Л. 5.
27. Там же. Ф. 23. Оп. 24. Д. 181. Л. 67.
28. Там же. Л. 77.
29. Там же. Ф. 1102. Оп. 2. Д. 1358. Л. 15.
30. Там же. Ф. 1343. Оп. 40. Д. 2272. Л. 9.
31. Там же. Д. 5243. Л. 4.
32. Барышников, М. Н. Деловой мир Петербурга... С. 354.
33. РГИА. Ф. 1102. Оп. 3. Д. 114. Л. 21.
34. Керзум, А. П. П. М. Горбунов - создатель Фабричного поселка в Красном Селе [Текст] / А. П. Керзум, Т. К. Иванова // История Петербурга. 2004. № 2. С. 52-53.
35. Гиндин, И. Ф. Банки и экономическая политика в России (XIX - начало XX в.). Избранное: очерки истории и типологии русских банков [Текст] / И. Ф. Гиндин. М., 1997. С. 442.
36. РГИА. Ф. 1102. Оп. 3. Д. 114. Л. 43, 49.
А. М. Ермаков
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЦИСТСКИХ ЖЕНСКИХ ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЯХ
В статье рассматриваются цели, методы и содержание политической подготовки девушек в лагерях нацистской женской Службы труда.
Лагерное воспитание в Германии культивировалось еще до прихода национал-социалистов к власти молодежным движением, участники которого стремились оградить молодое поколение от «буржуазного» стиля жизни и мира взрослых. Германский фашизм превратил лагерное бытие в нормальный образ жизни для миллионов людей: детей и подростков, юношей и девушек, мужчин и женщин. В частности, за годы гитлеровской диктатуры более 1 млн девушек в возрасте 17-25 лет провели от полугода до полутора лет в лагерях Имперской службы труда (РАД), объявленной Гитлером «школой нации». Приобретенные здесь мировоззрение, нормы поведения и стиль жизни многие годы влияли на образ мыслей и действий бывших участниц РАД. Поэтому анализ целей и содержания политического обучения девушек в нацистских трудовых лагерях позволит углубить понимание феномена национал-социализма.
Руководитель РАД, имперский трудовой фюрер Константин Гирль, рассматривал женскую Службу труда как «школу воспитания немецкого социализма, то есть немецкого народного сообщества», которая дает возможность преодолеть «социальные трещины, классовую ненависть и классовое высокомерие». Автор диссертации о формировании со-
ЕРМАКОВ Александр Михайлович - кандидат исторических наук, доцент по кафедре всеобщей истории ЯрГПУ им. Ушинского © Ермаков А. М., 2006
общества в женских трудовых лагерях Рената Хер-виг рассуждала о том, что студентки и выпускницы средних школ в лагере учатся уважать представительниц ручного труда, а девушки из рабочих и крестьянских семей признают более глубокие теоретические знания своих лучше образованных подруг [1]. В законе о РАД, подписанном Гитлером 26 июня 1935 г., перед Службой труда ставилась задача «национал-социалистически воспитывать немецкую молодежь в духе народного сообщества и правильного отношения к труду, прежде всего -подобающего уважения ручного труда» [2]. Наряду с воспитанием чувства национального единства перед женской РАД ставилась и вторая задача: указать девушкам на их место в «немецком народном сообществе» и нацистском государстве. Если в соответствии с нацистской идеологией мужчине отводилась гендерная роль героя-воина, то из девушек, направленных в трудовые лагеря, гитлеровцы хотели воспитать «настоящих немецких женщин и матерей, которым позднее спокойно может быть доверено воспитание нового поколения» [3].
Стремясь законсервировать существующие гендерные функции и даже обратить вспять эмансипацию женщин, осуществленную в Веймарской республике, национал-социалисты для реализации своей антимодернистской утопии поневоле обращались к методам современного индустриального общества. Как указывал один из ближайших сотрудников Гирля генерал-арбайстфю-рер Вильгельм Декер, «домашние условия обусловливают одностороннее и индивидуалистское воспитание дочерей в более сильной мере, нежели воспитание сыновей», но «будущие матери народа должны выполнять свой долг перед нацией не в меньшей мере, чем отцы». А значит, «женская молодежь в своей совокупности в еще большей мере, чем юноши, нуждается в том, чтобы быть воспитанной в духе народного сообщества и нового отношения к труду» [4]. Женская РАД «является единственной организацией, которая полностью изымает девушек из их привычного жизненного круга и включает в сплоченное лагерное сообщество» [5]. Нацисты не скрывали, что «для немецкой женщины такое общественное воспитание означает нечто совершенно новое. Раньше она воспитывалась только в семье и в большинстве случаев не смотрела дальше круга семьи или своего узкого сословия. Никто не требовал от нее, чтобы она где-то выполняла добровольную службу, никто не требовал и того, чтобы она знала о задачах и нуждах всего народа» [6]. Следовательно, женская Служба труда, как и другие нацистские молодежные организации, олицетворяла претензию на огосударствление воспитания молодежи вопреки традиционным институтам семьи и школы и на тотальный контроль над молодым поколением.
Как заявил Гирль в мае 1940 г., из девушек следовало подготовить не только носителей, но и пропагандистов усвоенных в женской РАД ценностей и идеалов. Участницы Службы труда должны были нести в общество «нашу национал-социалистическую веру в вечные ценности немецкого народа и в его будущее, горячую любовь к нашему народу, готовность к действию для народа, уважение к фюреру и безграничное доверие к нему» [7].
Для достижения этих целей национал-социалисты использовали комплекс мер прямого и косвенного действия. В пропагандистских материалах для ораторов, подготовленных в апреле 1943 г., говорилось, что девушки в РАД воспитываются трудом, коллективом сверстниц из разных слоев общества, «ясной национал-социалистической позицией руководительниц». В свободное от производительного труда время идеологическое воздействие осуществлялось в ходе занятий по домоводству, физического воспитания, практического ведения домашнего хозяйства, пения, занятий рукоделием. Однако первостепенную роль в идеологической обработке обитательниц лагерей играли политические занятия [8].
Политзанятия, которые по требованию имперского трудового фюрера всегда проводились начальницей лагеря и лишь в исключительных случаях - одной из ее помощниц, были призваны «ознакомить работниц (так нацисты именовали обитательниц лагерей. - А. Е.) с мировоззренческими принципами и знаниями и сделать их способными принимать живое участие в политической жизни своего народа». В лагерном распорядке на политические занятия отводилось от 2 до 4 часов в неделю [9].
Начальница отдела воспитания и обучения в имперском управлении РАД Хильда Вагнер охарактеризовала стоявшие перед государственно-политическим занятием цели следующим образом: «Политическое занятие в Службе труда не является уроком теоретического обучения. Оно вырастает из живого опыта труда и имеет задачу сообщить работницам столько политических знаний, сколько им нужно как женщинам, которые однажды должны с ответственностью вступить в жизнь. Работницы учатся здесь смотреть шире круга своей работы, лагеря или деревенского общества и видят крупные задачи народа. Они узнают, что работа, которую они выполняют, не случайно выполняется отдельным человеком для отдельной семьи, а что каждая семья является членом всего народа и что речь идет о том, чтобы содержать здоровыми этих членов, чтобы могло жить целое. Они узнают, каким законам жизни подчинен этот народ, и они лучше и глубже понимают те мероприятия, которые сегодня предпринимаются партией и государ-
ством. На этом занятии мы хотим сообщить не оторванные от жизни теоретические знания, а живое понимание сущности и роста немецкого народа» [10].
Национал-социалисты были обеспокоены равнодушием значительной части молодого поколения к политике. Карл Шук, который проводил занятия в лагерях РАД, столкнулся с тем, что один работник не смог на занятии показать на карте границы Германии, другой не смог ничего рассказать об условиях Версальского договора, а третий причислил к противникам Германии в Первой мировой войне Австрию и не знал, что «великими немецкими полководцами» 19141918 гг. были Гинденбург и Людендорф [11].
Наверное, именно поэтому политическим занятиям в Службе труда придавалось большое значение с первых дней нацистской диктатуры. Одна из высокопоставленных чиновниц РАД, Мария Бургшталлер, настаивала на том, что все обучение в Службе труда должно быть подчинено задаче политизации немецкой молодежи. «Политические знания, - считала она, - это знания о становлении немецкого народа, знания о современных возможностях жизни немецкого народа, далее, знания о задачах отдельного соотечественника по созданию возможностей для жизни немецкого народа» [12].
В 1940 г. Гирль писал, что «политическое занятие должно политически просветить работниц и сделать их способными следовать за событиями времени с правильным пониманием и внутренним участием. Прежде всего, оно должно воспитывать в работницах национал-социалистические воззрения и национал-социалистический образ мыслей, чтобы они сначала в качестве работниц в правильном духе исполняли свою службу, а позднее как национал-социалистически мыслящие и чувствующие женщины могли правильно занять свое место в семье и в народном сообществе». В связи с особой важностью политзанятий имперский трудовой фюрер требовал, чтобы они чаще всего проводились самой начальницей лагеря, обладающей «известной мерой исторического образования, чтобы суметь убедительнее оснастить свои политические занятия историческими указаниями и примерами» [13].
В 1933-1936 гг. в планы занятий входили изучение национал-социалистического мировоззрения, программы НСДАП, немецкой истории, демографической политики, расоведения и учения о наследственности, поселенческой политики, а также обсуждение текущих вопросов [14]. Например, учебный план 1934 г. содержал такие темы, как «Национал-социализм как мировоззрение», «Развитие Германии в 1919-1939 гг.», «Краткий обзор развития немецкой жизни с начала XIX века», «Крестьянство и политика по-
селений», «Демографическая политика в связи с расовыми вопросами», «Пограничные вопросы и немцы за границей». Некоторые темы были специально ориентированы на подготовку молодых женщин к жизни в нацистском Рейхе: «Задачи женщины в национал-социалистическом государстве», «Долг женщины перед семьей», «Женские профессии» [15].
Для проведения политических занятий в Службе труда издавалась целая серия учебников и пособий. Как считал Декер, книга для воспитания работников и работниц должна отвечать двум условиям: быть простой и быть однозначной. «Простой потому, что школьная молодежь в послевоенное время, которая уже сегодня должна нести политическую ответственность, в школе не получила никаких предпосылок для духовно-политического мышления. Однозначной, потому что эта молодежь должна научиться видеть нашу судьбу как целое, прежде чем она будет выполнять ограниченную задачу для чести этого целого» [16].
В 1933-1936 гг. в мужских и женских трудовых лагерях использовали иллюстрированные пособия «Позорные договоры (Планы Дауэса, Юнга и Локарно)», «Основы экономики», «Высшая школа и Служба труда», «Идея фюрера в германской истории», «Немецкий крестьянин». В 1935 г. теоретики воспитания в женской Службе труда выдвинули положение о том, что «самым простым и верным путем формирования из работниц немецких женщин» является обучение на геополитической основе. Первым идею использовать на государственно-политических занятиях в женских трудовых лагерях карты выдвинул профессор Карл Шпрингершмид, книга «Государство как сущность жизни» использовалась в женской РАД как наглядное пособие. Но более популярным стало пособие профессора Вальтера Штульфата «Судьба Германии. Книга по геополитическому воспитанию», которое к 1936 г. выдержало четыре издания [17].
Книга Штульфата состояла из пяти разделов. Первый раздел «Один народ: это его земля и его кровь, его фюрер и его идея» представлял собой геополитический, социал-дарвинистский и националистический взгляд на историю Германии. Работницы должны были запомнить, что немецкое «жизненное пространство», расположенное в центре Европы, находится под постоянной угрозой окружения со стороны Литвы, Польши, Чехии, Югославии, Италии, Франции, Бельгии, Дании. Преодолеть это опасное положение удалось только Бисмарку, в годы канцлерства которого Рейх имел только одного врага - Францию. Однако после заключения в 1894 г. франко-русского союза Тройственный союз вновь потерял тыл. Три карты посвящались англо-германским торговым противоречиям и строительству Германией силь-
ного военно-морского флота для защиты своей заморской торговли и колоний в Африке, Восточной Азии и на Тихом океане. Англия, чувствуя себя под угрозой, создает Антанту, а после войны навязывает Германии Версальский договор. Несколько карт рассказывали о содержании Версальского договора. Девушки должны были узнать, что страна потеряла 10% населения, 13% площади, 15,5% крупного рогатого скота, 14,6% пшеницы, 17,7% ржи, 17,2% картофеля, 26% угля, 68% цинковой руды, 75% железной руды, 90% торгового флота. Она осталась беззащитной против агрессивных соседей, к которым причислялись Польша, Чехословакия, Югославия, Италия, Франция и Бельгия. Главный враг - Франция - создает новые фронты против Германии на Западе и на Востоке. В качестве второго непримиримого врага был назван Советский Союз, проникающий в Центральную Европу, при поддержке Франции принятый в Лигу Наций и заключивший с ней военный союз. Длинный перечень восстаний, вызванных Коминтерном, был призван убедить юных читательниц в том, что большевизм угрожает западной, восточноазиатской и латиноамериканской культурам. В этих условиях фюрер идет новыми путями, заключив в 1934 г. пакт о ненападении с Польшей, а в 1935 г. - военно-морское соглашение с Великобританией.
Во втором разделе «Борьба за германское единство» рассказывалось, что языковая, государственная и военная границы Германии не совпадают друг с другом, причем веками складыванию единого государства препятствовали отсутствие «естественного центрального ландшафта», горные преграды между Севером и Югом, расположение рек, текущих рядом друг с другом или в противоположные стороны. Только в настоящее время немецкое «жизненное пространство» объединено сетью каналов, железных дорог и воздушных путей. Здесь же велась пропаганда деятельности организации «Сила через радость» и нацистской программы строительства имперских автобанов. Этот раздел, как и предыдущий, завершался цитированием одного из гитлеровских изречений: «Лучшим гарантом мира является фанатичное единство нации».
Третий и четвертый разделы книги посвящались истории борьбы немцев за «жизненное пространство» на Западе и на Востоке и охватывали период от раннего средневековья до 1930-х гг. Особое внимание уделялось восточным границам страны и взаимосвязи геополитики и демографии. Названия карт говорили сами за себя и звучали как лозунги: «Германский Восток слишком мало заселен», «Германский Восток испытывает давление превосходящих по численности народов Восточной Европы» (Рождаемость в зарубежных странах), «Не дай своему народу умереть!» (Спад рож-
даемости в Германии в 1913-1933 гг.), «Оставайся на немецком Востоке!» «Так бегство из деревни угрожает восточной границе», «Так в 1928 г. польские сезонные рабочие устремились в восточногерманское сельское хозяйство», «Укрепляй Восток крестьянскими поселениями!».
Последний раздел «О борьбе за немецкую хлебную свободу» был призван показать роль Службы труда в борьбе за продовольственное самообеспечение. Читатели узнавали, что обитатели мужских трудовых лагерей проводят мелиорацию болот, культивирование, регулирование рек, строят поселения на окраинах городов, проводят лесные работы и участвуют в дорожном строительстве. Участницы ДФАД оказывают помощь занятой тяжелым трудом немецкой женщине, которая не может содержать постороннюю рабочую силу [18].
Напрашивается вывод о том, что после изучения подобного учебника у девушек должно было сложиться убеждение в величии фюрера, необходимости беспощадной борьбы с внешними врагами, сопротивления натиску большевиков в Европе и нашествию славянских народов в восточные провинции Германии.
Следует обратить внимание на то, что значительное место в содержании политзанятий занимал расизм. В пропагандистской и учебной литературе для женской РАД подчеркивалась важность обращения с «вопросами расоведения»: «демографические потребности» должны стать частью внутреннего мира молодых женщин, причем предпосылкой этого становилось «живое понимание вопросов расоведения», приобретенное ими на основании «постоянного народного просвещения». Особенно важным национал-социалисты объявили учение о наследственности, так как «вялость и безгранично глупая объективность» привели немцев «к отказу от всякой расовой и национальной гордости». Но «воспитание» в Службе труда может это изменить, так как «любая немецкая женщина, носящая почетную одежду Службы труда», должна считать «позором» «бросаться на мужчину чуждой расы или порочного мужчину». Только таким способом немецкий народ в конечном счете «убережется от вскармливания полуидиотов и физически непригодных, которым дали жизнь безответственные родители, в то время как полноценные немцы больше не видят жизненного пространства для своего потомства», - писала одна из руководительниц РАД Тони Заринг [19].
С 1936 г. политзанятие представляло собой, главным образом, занятие по истории и политинформацию, делавшуюся на основании материалов прессы. Однако постепенно обучение, и без того крайне политизированное, уступало свои позиции неприкрытой политической обработке. Материа-
лы для политических занятий в женской Службе труда, изданные 1 апреля 1939 г., ориентировали начальниц лагерей на отказ от «обучения истории» и выдвигали на первый план мировоззренческую тематику [20]. В пропагандистской книге Гертруды Циприес изучение истории в женской РАД толковалось как инструмент для «понимания сегодняшнего дня», как предостерегающий пример и образец для подражания [21].
В другой книге Циприес следующим образом описывает текущую политическую работу в трудовом лагере: «Девушки с удивлением следили по карте за военными событиями. Дальше, все дальше в Голландию и Бельгию втыкала начальница лагеря флажки, пока они не замкнули кольцо вокруг Дюнкирхена и потом не были передвинуты широким фронтом во Францию. Все же потом наступил день, когда пришел в движение фронт на Верхнем Рейне» [22].
Гирль, настаивая на том, что «политическое занятие должно быть приближено к современности и связано с ней, но его нельзя путать с уроком по истории в народных и средних школах», ограничил материал, предназначенный для ознакомления. Он распорядился сконцентрировать изучаемую проблематику вокруг вопроса «Жизнь, борьба и действия фюрера в связи с борьбой немецкого народа за соответствующую расе жизнь от мировой войны до современности».
Предлагавшийся имперским трудовым фюрером курс политзанятий представлял собой знакомство с биографией Гитлера на фоне германской истории. В разделе «Молодость фюрера» начальница лагеря должна была дать сведения о созданной Бисмарком Германской империи, являющейся «основой для дальнейшего развития», о немецком народе, «расколотом внутри страны партиями, классами и конфессиями». Работницы должны были узнать, что в это время немцы в Австрии были отделены от Рейха и подвергались угнетению, а в самой Германии отсутствовало «сильное государственное руководство». Раздел «Фюрер - солдат мировой войны» посвящался рассмотрению истоков войны и причин поражения Германии. Следующий раздел представлял Гитлера как борца за единство и свободу немецкого народа и знакомил обитательниц лагеря с условиями Версальского диктата и большевистской угрозой, историей НСДАП, основами нацистского мировоззрения, биографиями лидеров партии. Среди «важных вех в истории Движения» главное место отводилось приходу национал-социалистов к власти.
Другая половина учебного курса посвящалась нацистской Германии, а соответствующий раздел назывался «Фюрер как созидатель и организатор Великогермании». Девушкам рассказывалось о политике унификации, устранении много-
партийной системы и создании авторитарного государства, законе о наследственных дворах, Германском трудовом фронте и организации «Сила через радость», борьбе с безработицей и организации социального вспомоществования в Третьем рейхе, расовых законах и четырехлетнем плане. Наконец, подробно рассматривались история и современное состояние Службы труда. В связи с этим еще раз указывалось на «задачи женщины в национал-социалистическом народном сообществе, значение правильного выбора супруга, принимая во внимание потомство, моменты, на которые при этом следует обратить внимание, значение многодетности для будущего нашего народа» [23].
В программу изучения девушками освобождения Рейха «от оков Версальского диктата» входили возвращение Саарской области, выход Германии из Лиги Наций, восстановление всеобщей воинской повинности, ремилитаризация Рейнской области, аншлюс Австрии, «освобождение» Су-детской области, «возвращение» Мемельской области, военный разгром Польши. Гиль требовал: «Каждая работница должна знать и получить ясное представление об истоках и предыдущем ходе войны, о чем в этой войне для нас идет речь, почему мы должны победить и победим» [24].
Начальницам лагерей предлагалось в течение первых двух месяцев дать общий обзор всех тем, в следующие два месяца рассмотреть каждый раздел подробно, а в последние два месяца службы работниц «еще раз углубить общее понимание» [25].
В распоряжении начальницы X округа женской РАД «Рейнланд» о проведении политических занятий в зимнем полугодии 1942-43 г., адресованном начальницам групп лагерей и начальницам лагерей, говорилось, что политическое обучение девушек следует начинать сразу же после того, как они получили обмундирование и ознакомились с распорядком дня лагеря.
Работницы должны внимательно следить за военными событиями. Это будет достигаться путем регулярного совместного ознакомления с событиями дня и их последующего обсуждения. «При этом начальница лагеря должна схватывать существенное, так чтобы работницы ежедневно имели ясную картину борьбы наших солдат. Девушкам всегда следует показывать почти нечеловеческую самоотверженность солдат. При этом следует указывать и на достижения мужской РАД». Углублению знаний должен был служить еженедельный доклад по газетам, причем «для понимания огромных достижений фюрера важно, чтобы наряду с военными событиями рассматривался труд в тылу, включая культурную работу и строительство в завоеванных областях. Далее, в этих еженедельных обобщениях следует
давать знания о народах, с которыми мы вместе сражаемся, и о состоянии их стран».
Основное обучение, которое должны были пройти работницы, проводилось в течение первых двух недель на 11 уроках и охватывало семь тем: «Обзорные сведения Имперской службе труда», «Организация Имперской службы труда», «Изучение родины», «Введение в карту и глобус», «Военные события с 1939 г.», «Театры военных действий последних трех лет» и «Современные театры военных действий». Узловым пунктом всей политической подготовки должна была стать личность Гитлера, которая послужит для девушек образцом во всей их будущей жизни. Любой учебный материал и обзор текущих событий должен был замыкаться на теме «Жизнь, борьба и деятельность фюрера в связи с борьбой немецкого народа за подобающую ему жизнь в период от мировой войны до наших дней» [26].
В ходе этих обзорных уроков следовало показать «ненависть и ревность Англии», которая, стремясь уничтожить Германию, развязала Первую мировую войну и инициировала Версальский договор. В этот «самый отчаянный час германской истории» Гитлер принял решение восстановить разрушенный Рейх, построив его «на внутреннем единстве и народном сообществе». Работницы должны были проследить, как с 1933 г. росла ненависть враждебных Германии государств, пока Великобритания не нашла антинемецкий инструмент в лице Польши.
Два следующих занятия отводились на краткий обзор германской истории 1871-1918 и 19181939 гг. Тринадцать занятий посвящались деятельности Гитлера, в связи с которой рассматривались положение Германии на рубеже Х1Х-ХХ вв., Первая мировая война, Версальский договор, основание и деятельность НСДАП, государственное устройство Третьего рейха, положение крестьянства и рабочих в нацистской Германии, развитие и деятельность Службы труда, демографическая политика гитлеровского режима, роль немецкой женщины в национал-социалистическом государстве, внешняя политика Рейха (возвращение Саарской области, выход Германии из Лиги Наций, введение всеобщей воинской повинности, оккупация Рейнской области, аншлюс Австрии, присоединение Судетской области, оккупация Чехословакии и Мемельской области).
Курс обучения завершался пятью повторительными занятиями, а для углубления знаний предлагалось провести в свободное время несколько вечеров по темам: «Поход по местам молодости фюрера» (по книге Краусса), «Гитлер, каким его никто не знает» (с использованием одноименного фотоальбома Г. Гоффмана), «Стройки фюрера» (с использованием иллюстрированной книги «Стройки Третьего рейха», изданной под редак-
цией А. Шпеера), «Как я впервые слышала фюрера» или «Как я видела фюрера и говорила с ним», «Из жизни и деятельности имперского трудового фюрера» (по книге «Речи и произведения имперского трудового фюрера»), «Стихи, сообщения и рассказы наших военных писателей» [27].
Достижение желаемого воспитательного результата считалось возможным в том случае, если занятие будет «простым, наглядным и увлекательным». Не поощрялось проведение политзанятий, состоящих только из доклада начальницы лагеря или только из вопросов и ответов. «Высказывания и объяснения руководительницы, вопросы и ответы работниц должны чередоваться и дополнять друг друга. Главное, чтобы руководительница добилась духовного сопровождения, сопереживания своих слушательниц», - говорилось в директиве имперского трудового фюрера. Руководительница, требовал он, должна добросовестно готовиться к каждому занятию, задавать простые вопросы, которые облегчают ответ, ориентируют на правильный ответ. «Принципиально неверно требовать определения трудных понятий или механического повторения выученных наизусть позиций». По мнению имперского трудового фюрера, сделать политзанятие «наглядным, увлекательным и современным» могло использование фотоснимков, учебных фильмов, прослушивание выступлений нацистских руководителей по радио, использование газетных статей [28].
Дать оценку действительности политических занятий позволяет анализ источников, происходящих от самих обитательниц лагерей. Так, в федеральном архиве Кобленца находятся ежемесячные доклады женского трудового лагеря Вальден-фельс (округ XXI Донау-ланд), написанные различными работницами. Они детально сообщают о темах занятий и их содержании. Как показывают многочисленные грамматические ошибки, они не прочитывались начальницей лагеря. «В течение месяца наряду с почти ежедневными докладами по газетам у нас проводились политические и мировоззренческие занятия, мы обсуждали прежде всего такие понятия, как народ, раса и другие. Мы говорим о народе, когда встречаем сообщество, у которого одна кровь и один язык и которое связано общей судьбой», - писала одна из девушек в мае 1940 г. Она же сообщала, что в ходе занятий подробно рассматривались история и структура НСДАП, причем в центре внимания находилась биография Гитлера.
«Наше обучение строилось на деятельности всех организаций НСВ, ДАФ, НСФ и т. д., при этом всегда обсуждалось противоречие с сегодняшним временем, которое существовало до взятия власти. Так мы получали четкий взгляд на время создания и достижения отдельных личнос-
тей. Затем мы перешли к мировой войне и Версальскому договору. Поставим перед собой сегодня вопрос, почему мы проиграли мировую войну? Можно ответить, потому что оказался несостоятельным внутренний фронт, враг неправильно повлиял и измотал мужчин и женщин, которые выполняли свой долг на родине, листочками и другими пропагандистскими средствами. Так как к тому же отсутствовали необходимые продукты питания, врагу это скоро удалось. Так как у нас и без того ничего не было, они отобрали у нас наши колонии, которые мы купили».
Девушка называет прекрасным вечер, организованный на основе докладов работниц по книге «От императорского двора до имперской канцелярии»: «Мы познакомились с жизнью фюрера, как он получал все больше сторонников, и наконец, о назначении имперским канцлером. Также о пунктах, которые фюрер поставил в свою программу, мы услышали подробные доклады. Наконец, как возникла НСДАП, и из каких подразделений состоит партия» [29].
Об успешности идеологической обработки в трудовых лагерях свидетельствуют и послевоенные воспоминания бывших работниц. Например, Урсула Забель рассказывает, что «политическое обучение... всегда было очень деловым, не было совершенно никаких оскорблений или недостойных нападок на противников в войне. Каждого инакомыслящего молчаливо уважали. По радио говорили совсем другим тоном». Увольнением из РАД грозило начальнице лагеря отношение к работницам, призванным из Люксембурга и Лотарингии. Одна из них на занятии сделала вид, что не может показать на карте ни одного города в районе боевых действий, найти границу Германии и даже отличить воду от суши. В конце концов начальница лагеря только приказала девушке сесть на место, не сделав даже замечания [30].
Таким образом, целью политического обучения и воспитания девушек в нацистских трудовых лагерях было превращение женской молодежи Третьего рейха не только в лояльного исполнителя воли руководящей верхушки, а в убежденного сторонника гитлеровского мировоззрения. Осуществлявшаяся в Имперской службе труда социализация молодых женщин была призвана способствовать реализации нацистской идеологической утопии - складыванию свободного от внутренних противоречий и конфликтов «народного сообщества», в котором женщине отводилась гендерная роль домохозяйки и многодетной матери, распространяющей свои взгляды, основанные на фанатичной вере в фюрера, в кругу семьи, на рабочем месте, среди подруг и соседей. Содержанием обучения в женской Службе труда были нацистская философия полов, материнство, здоровье, наследственность и расоведе-
ние, национализм, народное сообщество. Это должно было вызвать у женщин готовность поддерживать гитлеровский режим и безоговорочно выполнять любые порученные им задания на протяжении всего жизненного пути.
Примечания
1. Herwig, R. Gemeinschaft und Frauenarbeitsdienst. Diss. [Text] / R. Herwig. Jena, 1935. S. 32-33.
2. Reichsgesetzblatt [Text] 1935. Teil I. S. 769.
3. Marawske-Birkner, L. Der weibliche Arbeitsdienst. Seine Vorgeschichte und gegenwärtige Gestaltung [Text] / L. Marawske-Birkner. Leipzig, 1942. S. 254.
4. Decker, W. Deutschlands weiblche Jugend im Reichsarbeitsdienst [Text] / W. Decker // Jahrbuch des Reichsarbeitsdienstes. 1941. Berlin, 1941. S. 57.
5. Scheibe, W. Aufgabe und Aufbau des Reichsarbeitsdienstes. [Text] / W. Scheibe. Leipzig, 1938. S. 45.
6. Wagner, H. Die Erziehungsaufgabe des Arbeitsdienstes für die weibliche Jugend [Text] / H. Wagner // Jahrbuch des Reichsarbeitsdienstes. 1940. Berlin, 1941. S. 55.
7. Hied, K. Ausgewählte Schriften und Reden [Text] / K. Hierl. München, 1941. Bd. 2. S. 308.
8. Российский государственный военный архив. Ф. 1323. On. 3. Д. 110. Л. 89.
9. Schwerdtfeger-Zypries, G. Das ist der weibliche Arbeitsdienst! [Text] / G. Schwerdtfeger-Zypries. Berlin, 1940. S. 82.
10. Wagner, H. Op. cit. S. 55-56.
11. Stuhlfath, W. Deutsches Schicksal. Ein geopolitisches Erziehungsbuch [Text] / W. Stuhlfath. Lagensalza, Berlin, 1936. S. 3.
12. Цит. no: Ibid. S. 5.
13. Hierl, K. Op. cit. S. 297.
14. Herwig, R. Op. cit. S. 27.
15. Scholtz-Klink, G. Aufbau des Deutschen Frauenarbeitsdienstes. [Text] / G. Scholtz-Klink. Leipzig, 1934. S. 12.
16. Цит. no: Stuhlfath, W. Op. cit. S. 3.
17. Ibid. S. 6.
18. См.: Ibid. S. 7-60.
19. Saring, T. Der Deutsche Frauenarbeitsdienst [Text] / T. Saring. Berlin, 1934. S. 45.
20. Цит. no: Retzlaff, H. Arbeitsmaiden am Werk [Text] / H. Retzlaff. Leipzig, 1940. S. 28-29.
21. Schwerdtfeger-Zypries, G. Op. cit. S. 66.
22. Schwerdtfeger-Zypries, G. Arbeitsmaiden ganz vorn [Text] / G. Schwerdtfeger-Zypries. Berlin, 1941. S. 21.
23. Hierl, K. Op. cit. S. 298-299.
24. Ibid. S. 300-301.
25. Ibidem.
26. Цит. no: Watzke-Otte, S. «Ich war ein einsatzbereites Glied in der Gemeinschaft»... Vorgehensweise und Wirkungsmechanismen nationalsozialistischer Erziehung am Beispiel des weiblichen Arbeitsdienstes [Text] / S. Watzke-Otte. Frankfurt am Main, 1999. S. 319-320.
27. Цит. no: Ibid. S. 321-323.
28. Hierl, K. Op. cit. S. 301.
29. Цит. no: Watzke-Otte, S. Op. cit. S. 171.
30. Sabel, U. Reichsarbeits- und Kriegshilfdienst [Electronic resource] / U. Sabel // http://www.dhm.de/ lemo/html/nazi/innenpolitik/arbeitsdienst/index.html (05 февраля 2004).