Научная статья на тему '«Амазонки» Третьего рейха: корпус руководительниц национал-социалистической женской организации'

«Амазонки» Третьего рейха: корпус руководительниц национал-социалистической женской организации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1105
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / ФАШИЗМ / ТРЕТИЙ РЕЙХ / ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ГЕРМАНСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ / ПАРТИЙНАЯ БЮРОКРАТИЯ / GENDER RELATIONSHIPS / GENDER IDEOLOGY / GENDER POLICY / SOCIAL POLICY / NATIONAL-SOCIALISM / FASCISM / THE THIRD REICHS / TOTALITARIAN STATE / NATIONAL-SOCIALIST FEMALE ORGANIZATION / NATIONAL-SOCIALIST GERMAN LABOUR PARTY / PARTY BUREAUCRACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермаков Александр Михайлович

В статье рассматриваются чиновничья иерархия Национал-социалистической женской организации, социальный состав, социальный статус, функциональные обязанности руководительниц и система их подготовки. Показано противоречие между формальным и реальным распределением тендерных ролей в нацистской Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Third Reich «Amazonians»: Guidance Corps of National-Socialist Women Organization

The bureaucratic hierarchy of the National-socialist femaleorganization, the social structure, the social status, the functional duties of the leaders and the system of their training are considered in the article. The contradiction between formal and real distribution of gender roles in Nazi Germany is shown.

Текст научной работы на тему ««Амазонки» Третьего рейха: корпус руководительниц национал-социалистической женской организации»

УДК 9(43)

А. М. Ермаков

«АМАЗОНКИ» ТРЕТЬЕГО РЕЙХА: КОРПУС РУКОВОДИТЕЛЬНИЦ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются чиновничья иерархия Национал-социалистической женской организации, социальный состав, социальный статус, функциональные обязанности руководительниц и система их подготовки. Показано противоречие между формальным и реальным распределением гендерных ролей в нацистской Германии.

The bureaucratic hierarchy of the National-socialist femaleorganization, the social structure, the social status, the functional duties of the leaders and the system of their training are considered in the article. The contradiction between formal and real distribution of gender roles in Nazi Germany is shown.

Ключевые слова: гендерные отношения, гендер-ная идеология, гендерная политика, социальная политика, национал-социализм, фашизм, Третий рейх, тоталитарное государство, Национал-социалистическая женская организация, Национал-социалистическая германская рабочая партия, партийная бюрократия.

Keywords: Gender relationships, gender ideology, gender policy, social policy, national-socialism, fascism, the Third Reichs, totalitarian state, Nationalsocialist female organization, National-socialist German Labour Party, Party bureaucracy

Современники в Третьем рейхе и за его пределами, а вслед за ними и многие специалисты-историки считали гитлеровскую Германию «государством мужчин», в котором женщины играли только роль подчиненных, роль жертв «мужской» политики. Сами национал-социалисты, их духовные и политические вожди, начиная от Гитлера и кончая руководителем любой местной партийной ячейки - ортсгруппенляйтером, рядовые члены НСДАП, да и немцы вообще, были убеждены, что политика - исключительная прерогатива мужчин. Так же полагали и члены союзнических комиссий по денацификации, которые налагали на женщин менее суровые наказания лишь по той причине, что они были женщинами и, следовательно, априори только выполняли чьи-то приказы и попросту не могли быть руководителями, инициаторами, организаторами преступлений. Известно, что из 170 тысяч немцев, проходивших денацификацию в американской оккупационной зоне, женщины составляли только 3% [1].

ЕРМАКОВ Александр Михайлович - кандидат исторических наук, доцент по кафедре всеобщей истории Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского © Ермаков А. М., 2009

Однако многие немки оказывали активную поддержку нацистскому режиму и состояли в Национал-социалистической женской организации (НСФ). НСФ и находившаяся под ее управлением организация Немецкое женское дело (ДФВ) в 1941 г. охватывали 6 млн женщин. Если исчислять количество всех немецких женщин в возрасте старше 18 лет в 30 млн, то в деятельности НСФ участвовала каждая пятая немка [2].

Возглавлявшее НСФ имперское управление по работе с женщинами (РФФ) никогда не переступало границ между «мужскими» и «женскими» сферами деятельности, установленных руководством гитлеровской партии и государства и одобряемых значительной частью немецкого населения. Все изменения в соотношении этих сфер, особенно заметные в годы войны, были санкционированы руководителями-мужчинами. НСФ прилагала постоянные усилия, чтобы избежать всяких обвинений в стремлении к эмансипации женщины, подчеркивало, что «вторжение» женщин в «мужские» профессии носит временный характер и обусловлено только войной.

Но противоречие между распропагандированным НСФ идеалом женственности и формированием у многих немок «мужских» качеств проявлялись в самой женской организации, работу в которой вели многочисленные начальницы. Имперская руководительница женщин Гертруда Шольк-Клинк была убеждена, что для ведения повседневной работы в женской организации совершенно не нужны «амазонки», обладающие такими «мужскими» качествами, как ум, дарование, опыт, знания. Однако она предъявляла к руководительницам НСФ высокие требования: «Является ли человек национал-социалистическим фюрером, зависит не от униформы и знаков различия, а только от самого человека, который одет в эту одежду, и, в конце концов, от того, действительно ли он связан с богом, или он -самовлюбленный, властолюбивый карлик. Мы не поднимаем много шума вокруг нашей работы. Мы хотим стоять рядом с немецкими мужчинами как единая, нерасторжимая общность под девизом работниц Службы труда, которые были первопроходцами идеи общности среди женщин: я -для тебя, ты - для меня» [3].

Однако активистки женской организации имели собственные амбиции. В отличие от большинства участниц НСФ, которые происходили, главным образом, из мелкобуржуазной городской среды, являлись домохозяйками, конторскими служащими и учительницами, в руководящем составе, начиная с уровня округа и гау, были широко представлены немки из верхнего слоя общества - дворянства и высокооплачиваемой верхушки интеллигенции [4]. Если одни из них воспринимали вступление в НСФ как награду, то

для других это была возможность сделать карьеру, а третьи - врачи, юристы и другие женщины с высшим образованием - только здесь могли работать по полученной специальности. В дисциплинарном отношении они подчинялись руководителям НСДАП соответствующего уровня, их назначение на должность также производилось гау-, крайс-, блок-, целлен- и ортсгруп-пенляйтерами партии по согласованию с вышестоящим учреждением НСФ. С 1934 г. они получали такое же служебное удостоверение «политического руководителя», как мужчины, но не имели униформы и знаков различия. Коричневое платье, поначалу распространенное в НСФ, было отменено специальным распоряжением в ноябре 1933 г., так как коричневый цвет формы монополизировали штурмовые отряды. Платье заменила «почетная парадная форма», которую разрешалось одевать «в особых случаях». Позднее в официальных документах говорилось о «темном служебном костюме», который должны носить все начальницы округов и сотрудницы их штабов. Все руководительницы носили значок с руническим символом плодородия. С 1937 г. на униформе руководительниц НСФ носились знаки различия, указывавшие на должности их обладательниц. Начальствующий состав НСФ, начиная от руководительниц округов, пользовался служебным автотранспортом, правда, с июня 1936 г. им запретили самостоятельно водить машину и включили в штаты управлений водителей-мужчин. В некоторых гау руководительницы-женщины могли позволить себе не только занимать несколько служебных помещений в здании партийной организации, но и снимать отдельные здания [5].

В 1937 г. руководительницы гау НСФ были зачислены в штат функционеров гитлеровской партии. Если раньше они едва могли покрыть из заработанных денег свои служебные расходы, то теперь получали ежемесячное жалованье, которое колебалось от 500 до 745 рейхсмарок. Если учесть, что каждый месяц им выплачивалась компенсация за служебные расходы в сумме 150200 рейхсмарок, то их доход превышал доходы мужчин-крайсляйтеров НСДАП. В финансовом отношении руководительницы гау НСФ приблизились к высоким министерским чиновникам и ландратам - высокопоставленным функционерам местных органов власти [6]. Ежемесячное жалованье самой Шольц-Клинк поначалу составляло 450 рейхсмарок, но позднее было повышено до 1 200 рейхсмарок. Кроме того, каждый месяц имперской руководительнице женщин выплачивалась 1 тысяча рейхсмарок в качестве возмещения издержек. Также она безвозмездно пользовалась пятью лимузинами, принадлежавшими РФФ. Как правило, высшие партийные руково-

дители получали в виде подарка участок земли, купленный по заниженной цене и освобожденный от налогов. Шольц-Клинк тоже не была здесь исключением - ей был подарен участок земли в берлинском районе Штеглиц стоимостью 250 тысяч рейхсмарок. Силами заключенных концлагерей здесь были построены вилла и бункер. Именно на этой вилле имперская руководительница женщин жила с 1940 г. до конца войны [7].

После 1936 г. система блоков и ячеек НСДАП, а значит, и НСФ, была изменена. Теперь они формировались не по количеству участниц, а по количеству семей. Каждый блок охватывал 4060 семей, каждая ячейка - от 4 до 6 блоков. Как правило, в блоке НСФ состояли около 10 участниц, в ячейке - от 11 до 50, а местная группа насчитывала от 51 до 500 женщин. Перед руководительницей блока стояла задача собирать взносы, распространять пропагандистские материалы, поддерживать связь с каждой семьей. Начальница ячейки выполняла те же задачи в отношении руководительниц блоков.

Осенью 1937 г. имперский организационный руководитель нацистской партии Роберт Лей выступил против намеченного Шольц-Клинк переименования сотрудниц НСФ в блоках и ячейках НСДАП в блок- и целленфрауэншафтсляйтерин. Лей предложил заменить «ляйтерин» (Leiterin) на «вальтерин» (Walterin), поскольку первое слово якобы подрывает авторитет мужчины-руководителя, которому управляющая блоком или ячейкой, в конечном счете, подчиняется. После того как заместитель фюрера Рудольф Гесс одобрил предложенное Шольц-Клинк переименование, Лей обратился к Гитлеру и заявил, будто имперская руководительница женщин добивается эмансипации, стремится подчинить всех немок себе, провозгласила «солидарность женщин», ведет дело к разрыву партии и наносит вред государству. Шольц-Клинк пришлось оправдываться в специальном письме, адресованном Гитлеру, Лею и Гес-су: «Если я сказала, что женщина стоит наряду с политическим руководителем, то, разумеется, имела в виду, что она стоит рядом с ним, отвечая за все женские задачи как его лучший товарищ и помощница. Я никогда не связывала это с дисциплинарным положением фрауэншафтсляйтерин по отношению к представителю власти и вообще не думала об этом. Авторитет представителя власти НСДАП устно и письменно установлен настолько однозначно, что всякое рассуждение об этом противоречит национал-социалистической идее». Лею пришлось отступить после получения 20 ноября 1937 г. уведомления о том, что высказывания Шольц-Клинк совпадают с мнением фюрера и его заместителя Гесса и что они оба «полностью удовлетворены ее работой и не хотят никаких изменений» [8].

Корпус руководительниц НСФ/ДФВ разрастался вместе с ростом самой женской организации. На митинге женщин в Аахене 15 марта

1936 г. Шольц-Клинк объявила, что в НСФ/ДФВ состоят 60 тысяч руководительниц [9], а уже в

1937 г. глава организационного управления РФФ Розель Кольне привела данные о том, что Национал-социалистическая женская организация располагает 32 руководительницами гауфрауэн-шафтов, 725 руководительницами крайсфрауэн-шафтов, 22 593 руководительницами ортсфрау-эншафтов, 59 802 руководительницами целлен-фрауэншафтов и 223 024 блокфрауэншафтов. Общее количество начальниц фрауэншафтов и отделов, консультанток в НСФ/ДФВ превышало 1 млн человек [10]. К декабрю 1940 г. количество гау возросло до 43 (включая зарубежную организацию), округов - до 892, а местных групп - до 30 605. Соответственно этому увеличилось и количество функционеров НСФ/ДФВ. Оплачиваемые должности руководительниц существовали только в округах, гау и самом РФФ, их занимали около 10 тысяч женщин (1%), остальные 99% сотрудниц выполняли свои обязанности на общественных началах. НСФ/ДФВ была настолько бюрократизирована, что соотношение между ее руководительницами и рядовыми участницами составляло 1:3 [11].

В соответствии с официальной статистикой имперского управления по работе с женщинами, по состоянию на 1 июня 1937 г. в управлении гау НСФ работали в среднем 9 начальниц отделов, 8 начальниц подотделов, 13 ответственных исполнительниц и референток, 21 помощница, а также машинистки и конторские служащие. В начале 1940-х гг. в управлениях некоторых гау были заняты более 100 женщин. При этом гау НСФ Восточная Пруссия располагала 121 сотрудницей, в управлении гау Дюссельдорф была занята 91 служащая, в небольшом гау Баварская Восточная Марка управленческий аппарат состоял из 20 человек, в гау Шлезвиг-Гольштейн - из 22. На общественных началах в управлениях гау были заняты 23,4% служащих, для остальных 76,6% с НСФ была связана постоянная оплачиваемая работа. Известно, что в гау Вюртемберг-Гогенцоллерн жалованье получали 67 женщин, а в гау Северная Вестфалия - 160 [12]. О размерах чиновничьего аппарата НСФ можно судить по данным из округа Брухзаль. В 1937 г. руководительница округа располагала отделами «Год домоводства», «Обучение матерей», «Экономическое домоводство», «Пограничные территории и заграница», «Культура -Воспитание - Обучение», «Расовая политика». Их руководительницы одновременно возглавляли соответствующие отделы в окружной организации ДФВ [13].

Как отмечает американский историк и социолог Дэвид Шёнбаум, по количеству функционеров НСФ уступала только Германскому трудовому фронту (ДАФ) и Национал-социалистическому союзу чиновников, но женская организация занимала предпоследнее место по количеству функционеров, состоящих в нацистской партии (чуть более 30%), опережая по этому показателю только ДАФ [14].

На самой вершине чиновничьей пирамиды НСФ находилась имперская руководительница женщин Гертруда Шольц-Клинк. С 1 января 1934 г. она стояла во главе Немецкой женской Службы труда (ДФАД), а 24 февраля 1934 г. была назначена руководительницей НСФ и ДФВ [15]. По мнению немецкой исследовательницы Дёрти Винклер, Гесс и его консультанты не случайно поставили во главе НСФ именно Шольц-Клинк. «Она не имела ни непосредственного доступа к фюреру, ни "внутренней власти" в НСДАП. К тому же она не обладала никакими собственными идеями о женской работе партии, ее речи и произведения были точным повторением партийной пропаганды и гитлеровских цитат. Но имперская руководительница женщин сама была лучшей пропагандой - в застегнутой на все пуговицы блузе, с прической, напоминающей тонзуру, и со своими одиннадцатью детьми она стала фирменным знаком "немецкой женщины и матери"» [16].

Современники и современницы считали, что Шольц-Клинк бесцветна, не особенно привлекательна внешне и не обладает выдающимся умом. В 1936 г. одна из сотрудниц назвала ее «простой, скромной женщиной». Как рассказала чиновница управления по работе с женщинами ДАФ Алиса Рильке, стиль руководства Шольц-Клинк часто вызывал недовольство подчиненных, «потому что имперская руководительница женщин мало занималась работой среди женщин, а вместо этого плела интриги, заметно больше интересовалась преумножением своего благосостояния и неделями не появлялась на службе» [17]. В то же время Шольк-Клинк была молода, честолюбива и прагматична. Позднее она изображала себя верной национал-социалисткой, которая ревностно пыталась делать все, что в ее силах, на любом посту, куда направляла ее партия, и никогда не пыталась получить ту или иную должность - ее «призывали», и она выполняла свой долг.

Шольц-Клинк приходилось бороться за любые проявления самостоятельности. Она постоянно испытывала давление фюрера ДАФ и имперского организационного руководителя рейх-сляйтера Роберта Лея. Имперская руководительница женщин, которую, несмотря на все ее честолюбие, нельзя было назвать ни воинственной,

ни властолюбивой, в ноябре 1936 г., как раз в те дни, когда ей был вручен золотой значок НСДАП, пожаловалась на то, что действия Лея препятствуют всякому разумному сотрудничеству между НСФ и ДАФ в сфере профессионального обучения молодых женщин. В начале 1937 г. трения достигли таких масштабов, что Шольц-Клинк и Лей с трудом смогли заключить временное соглашение о разграничении компетенций, и то лишь в области мировоззренческой подготовки женщин [18].

В качестве имперской руководительницы женщин Шольц-Клинк стояла в партийной иерархии ниже, чем имперские руководители-мужчины. Позднее она пыталась оспорить мнение о низкой значимости собственной персоны в глазах руководителей НСДАП: «Что касается моего собственного положения, то следует пояснить, что меня привлекали на все заседания гау- и рейхсляйтеров, что на публичных мероприятиях, как и во время моих визитов в зарубежные страны, мне постоянно предоставлялся статус рейхс-ляйтера, и я не могу припомнить ни единого случая, когда к этому статусу было бы проявлено неуважение» [19]. Действительно, различные партийные руководители, например, Альфред Ро-зенберг, состояли с Шольц-Клинк в переписке, приглашали ее на официальные мероприятия и не забывали поздравить с днем рождения, но обнаруженные историками документы свидетельствуют о том, что они лишь поддерживали фикцию [20]. Лей приравнял ранг имперской руководительницы женщин к рангам руководителей главных управлений НСДАП и гауляйтеров, в то время как фюреры других дочерних организаций нацистской партии одновременно имели звание рейхсляйтера НСДАП и стояли на партийной пирамиде на ступеньку выше ее [21].

Шольц-Клинк ни разу не удостоилась аудиенции у Гитлера, хотя утверждала, что, «как и все остальные значимые люди», говорила с фюрером, «когда этого хотела» [22]. Однако ее рассказы о якобы имевших место встречах с фюрером неправдоподобны. По ее словам, она утомляла Гитлера во время беседы, давая ему выговориться, а потом проводила свою точку зрения [23]. Но для Гитлера было типично совершенно другое - изматывать собеседника бесконечными монологами и навязывать свое мнение. 24 января 1938 г. Шольц-Клинк просила шефа партийной канцелярии Мартина Бормана: «Так мне до сих пор не удалось ни разу обсудить с фюрером области задач женщины, я обращаюсь к вам с просьбой... организовать для меня беседу с фюрером в Вашем присутствии, во время которой у меня была бы возможность в совершенно общем виде доложить о важнейших вопросах, касающихся женщин» [24].

Постоянные конфликты Шольц-Клинк с ведущими партийными функционерами из-за полномочий, неуважение и пренебрежение ею со стороны коллег-мужчин, фактическое бессилие женской организации измотали ее. Авторитарный стиль руководства имперской руководительницы женщин создал ей врагов и в собственных рядах. После выхода замуж за Хайсмайера она все больше уходила в личную жизнь.

В служебные обязанности Шольц-Клинк входили подготовка приказов, директив и указаний для НСФ и ДФВ, руководство работой РФФ, прием иностранных делегаций, пропагандистские поездки за границу, участие в разного рода представительских мероприятиях. Как правило, это были митинги женщин, на которых Шольц-Клинк выступала с речами. Она регулярно проводила встречи с руководительницами гау НСФ, различные организации Третьего рейха приглашали ее принять участие в открытии той или иной выставки, возложении венков, пленарном заседании. По данным итальянского историка Массимилиа-но Ливи, только с апреля 1937 по сентябрь 1942 г. имперская руководительница женщин приняла участие в 230 мероприятиях, в основном на общегерманском уровне [25].

Верхушку чиновничьего аппарата НСФ составляло имперское управление по работе с женщинами - РФФ. Еще при своем вступлении в должность Шольц-Клинк получила от Гесса полномочия подбирать себе сотрудниц, не считаясь с мнением партийных и государственных руководителей-мужчин. Она оставила в РФФ некоторых женщин, уже работавших при ее предшественниках, других же сотрудниц, с которыми, как правило, уже была знакома лично, выбирала в гау НСФ. Многие из них происходили из буржуазных семей, были хорошо образованы и преуспели на профессиональном поприще в качестве юристов, экономистов, журналистов, четыре из них являлись докторами наук [26]. Управление «Народное хозяйство - домашнее хозяйство» возглавила экономист Эльза Форверк, имевшая степень доктора, управление «Право и улаживание» - известная ученый и юрист Иль-за Эбен-Сервес, заместительницей Шольц-Клинк стала Эльза Пауль, которая была совершенно неизвестна широкой общественности, но выполняла в РФФ важные административные функции [27].

Если в различных ведомствах, управлениях, подразделениях РФФ в июне 1936 г. работали 170 сотрудниц, то к апрелю 1941 г. их количество возросло до 580. В составе РФФ к этому времени насчитывалось 125 различных служб, в том числе управление штаба, коммерческое управление, почтовая служба, регистратура, секретариат имперской руководительницы женщин,

отдел кадров, отдел проверки «арийского» происхождения участниц НСФ, управление вербовки ораторов и т. д. В целом РФФ состояло из одного высшего управления, одного главного управления, 12 управлений, 40 главных инстанций, 62 инстанций, 32 вспомогательных инстанций. В нем нашли свои рабочие места 148 штатных сотрудниц, 159 машинисток, 98 помощниц, 25 водителей. Хотя сама Шольц-Клинк не имела права принимать на службу сверх штата новых сотрудниц, это делалось с помощью сложной бюрократической процедуры, в которую были вовлечены Рудольф Гесс, партийный казначей Франц Ксавер Шварц и гауляйтеры [28].

После войны Шольц-Клинк утверждала, будто вместе со своими сотрудницами создала «нечто вроде государства в государстве. В моем министерстве были отделы экономических вопросов, вопросов воспитания, колониальных дел, вопросов потребления и здравоохранения, образования и благотворительности. Ни один мужчина туда не вмешивался. Мы могли позволить себе все, что угодно» [29].

Следующую ступень административной пирамиды НСФ занимали руководства гау - гауляй-тунги. Во время основания НСФ в октябре 1931 г. руководительницы гау были наделены незначительными полномочиями: в каждом структурном подразделении НСДАП, начиная от местной группы и кончая гау, учреждались должности консультанток по вопросам работы с женщинами. Сама же руководительница НСФ, тогда это была Эльсбет Цандер, занимала пост консультантки в имперском управлении партии. Консультанток на уровне гау назначали соответствующие гауляй-теры по согласованию с Цандер. Их задачи состояли в том, чтобы «одними только консультациями» помогать гауляйтерам решать «поставленные задачи», давать советы по выполнению тех или иных работ. В отношении нижестоящих должностных лиц НСФ в партийных округах они тоже выполняли лишь консультативные функции, поскольку те, в свою очередь, подчинялись крайс-ляйтерам НСДАП. Единственным их правом было проведение инспекторских проверок нижестоящих звеньев женской организации, распоряжение о которых также могло исходить только от гауляйтеров. Та же система действовала и на нижних этажах партийной иерархии. Имперский организационный руководитель НСДАП Грегор Штрассер специально подчеркивал, что в будущем особое значение придает децентрализации работы среди женщин в рамках местных партийных групп. В апреле 1932 г. в результате ропота в рядах самой НСФ и поражения Гитлера на президентских выборах Штрассер расширил полномочия руководительниц. Хотя в его распоряжении говорилось, что, по его убеждению, «работа

среди женщин внутри Движения должна даже больше, чем прежде, быть заботой ответственного политического руководителя», начальницы гау НСФ были включены в штат сотрудников гауляйтунгов НСДАП, им было предоставлено право отдавать распоряжения нижестоящим подразделениям женской организации, а руководительницы округов и местных ячеек были прямо подчинены им. В женской организации теперь проводился принцип фюрерства, означавший, что руководительница фрауэншафта лично, а не ее подчиненные, несет ответственность за выполнение всех приказов сверху. Относительно руководительниц местных ячеек Штрассер подчеркнул, что они, хотя и получают распоряжения от консультанток в гау и округах, «должны приспосабливать свои решения в рамках работы с женщинами к мероприятиям соответствующего политического руководителя и не могут нарушать их» [30].

Впрочем, еще до прихода национал-социалистов к власти консультантки активно сотрудничали со «своими» гауляйтерами, с которыми нередко были знакомы с первых лет существования нацистского Движения. Некоторые из этих нацистских активисток именно благодаря гауляй-терам лично знакомились с высшими руководителями нацистской Германии, включая Геббельса и самого Гитлера. Гауляйтер Бадена Роберт Вагнер хорошо знал Гертруду Шольц-Клинк, гауляйтер Швабии Карл Валь - свою консультантку Магду Доннер, гауляйтер Рейн-Пфальца Йозеф Бюркель - Паулину Швицгебель, гауляйтер Гес-сена-Нассау Якоб Шпренгер - Эрну Вестерна-хер, гауляйтер Саксонии Мартин Мучман - Шарлоту Рюлеман и т. д. Нередко между ними возникали дружеские отношения, о чем свидетельствуют взаимные частные визиты и совместные праздники. А в Мюнхене многие знали о том, что у гауляйтера Мюнхена-Верхней Баварии Адольфа Вагнера и его консультантки Луизы Роммельт есть внебрачный сын [31].

Средний возраст руководительниц гау НСФ при вступлении в должность составлял около 40 лет. Большинство из них в годы Первой мировой войны были добровольцами Германского Красного Креста или медицинскими сестрами в полевых госпиталях. Британская исследовательница Джил Стефенсон пишет, что они происходили, главным образом, из мелкобуржуазной среды [32], но исследования последних лет показали, что их отцами были фабриканты, владельцы крупных торговых фирм, высшие чиновники, служащие, а некоторые из них были дворянками. Например, в апреле 1941 г. три из 41 гау НСФ возглавляли дворянки (фон Миттервальнер, фон Хофман и фон Вольф в гау Каринтия, Кельн-Аа-хен и Мекленбург). Смиталь, руководительница

гау Штирия, имела степень доктора наук [33]. Только одна из руководительниц гау происходила из крестьянской семьи. Типичная руководительница гау НСФ - это горожанка, закончившая реальную школу, затем лицей, получившая профессию учительницы, медицинской или социальной работницы. Большинство из них можно причислить к «старым бойцам», потому что нередко они вступали в партию раньше, чем их мужья, - не только до 1933-го, но даже до 1930 г. Как правило, они все свободное время проводили на службе, а воспитание детей поручали домашней прислуге. Чтобы воспрепятствовать созданию имиджа «синего чулка», «суфражистки», «бой-бабы», они, как и Шольц-Клинк, всем своим поведением демонстрировали скромность, готовность пойти на жертвы, самоотречение, постоянную готовность помочь коллегам-мужчинам

[34].

Рабочий день руководительницы гау НСФ состоял из ознакомления с приказами гауляйтера и РФФ, поддержания контактов с представителями различных нацистских организаций, проведения совещаний и пресс-конференций, организации крупных мероприятий, приема «соотечественниц» - рядовых гражданок. Помимо того, они выполняли представительские функции, в том числе выступали на различных мероприятиях от лица имперской руководительницы женщин. Многие из них занимались политической публицистикой. Руководительницы гау постоянно интересовались положением дел в материнских школах, принимали на работу в них персонал: женщин-юристов, управляющих, медицинских сестер, мастериц домоводства. Наконец, ежедневный распорядок начальницы гау НСФ включал отдачу приказов начальницам округов, количество которых в отдельных гау превышало 60

[35]. Несомненно, руководительницы гау НСФ были частью политической элиты Третьего рейха, что лишний раз подтверждалось тем, что их приглашали на заседания для высших функционеров НСДАП, проводившиеся дважды в год. Четыре раза в год их собирала в Берлине Гертруда Шольц-Клинк, ежегодно именно они вместе с начальницами округов и сотрудницами РФФ составляли аудиторию слушательниц, перед которыми выступал Гитлер в рамках очередного партийного съезда [36].

О том, что многие из руководительниц гау НСФ вели себя независимо по отношению к мужчинам, возглавлявшим партийные и государственные инстанции, свидетельствуют показания одной из сотрудниц штаба гау НСФ в генерал-губернаторстве, которым управляла Мелани Аль-дингер. По словам этой сотрудницы, руководители-мужчины из близкого окружения генерал губернатора Ганса Франка напрасно старались

«втянуть фройляйн Альдингер в чисто внешние вещи. Десятки раз я видела, как фройляйн Аль-дингер нервничала, когда опять приходило приглашение на какое-нибудь представительское мероприятие. Альдингер ненавидела все поверхностное и поэтому совершено не заботилась об общении с господами, которые разыгрывали из себя властителей в чужом пространстве. Она не употребляла косметику, не курила и не носила вечерних платьев. Я ни разу не видела фрой-ляйн Альдингер одетой во что-то иное, кроме как в простой черный служебный костюм без знаков различия» [37].

Немало обязанностей возлагалось и на начальниц отделов в управлениях гау женской организации. Так, руководительница отдела обучения гау сама выступала с докладами в школах НСФ и перед рядовыми участницами НСФ/ДФВ, планировала проведение учебных курсов в школах, проведение заседаний руководительниц на уровне округов, организовывала крупные мероприятия для рядовых участниц. Она же отвечала за обучение претенденток на занятие руководящих должностей в БДМ, НСВ, ДАФ, Имперском продовольственном сословии и сестер Германского Красного Креста. Для выполнения этих задач ей приходилось сотрудничать с расово-политичес-ким управлением НСДАП, командованием военного округа, криминальной полицией [38].

Руководительница следующей ступени - начальница округа НСФ/ДФВ - в дисциплинарном отношении подчинялась крайсляйтеру НСДАП, ежедневно получала приказы от руководительницы гау, но и сама располагала немалым пространством, на котором могла принимать самостоятельные решения, руководить. Ее подчиненные были обязаны точно следовать отдаваемым ею инструкциям. Руководительницы местных групп - ортсфрауэншафтов - были обязаны устанавливать контакт с теми женщинами, которые не состояли ни в НСФ, ни в других нацистских организациях, отвечали за ознакомление жительниц населенного пункта с новыми законами и распоряжениями, подробно разъяснять их отдельные положения, добиваться положительного отношения к таким непопулярным у населения постановлениям, как законы «О наследственном здоровье», «О гражданстве рейха», «О защите немецкой крови и немецкой чести» [39].

Исполнение служебных обязанностей в НСФ требовало от женщин довольно больших затрат времени и сил, точного выполнения указаний сверху, принятия самостоятельных решений, активности. Нижние ступени иерархической лестницы в НСФ/ДФВ занимали восторженные приверженки национал-социализма, которые в основном и вели работу с рядовыми участницами

женской организации и с женским населением вообще. Но РФФ не питало иллюзий относительно уровня их образования и интеллекта, а потому рассматривало их обучение и мировоззренческую подготовку как одну из важнейших задач. В выступлениях окружного руководства НСФ и НСДАП при открытии школы руководительниц гау Баден в Брухзале в октябре 1934 г. говорилось о пробуждении «немецкой души», «чтобы нести в наш народ любовь и радость ко всему доброму, прекрасному и великому, немецкую верность, веру, немецкие нравы, благоговение перед старинными обычаями». Из женщин, занимающих должности в НСФ, следовало воспитывать «руководительниц» и «бойцов», чтобы они влияли на население в духе нацистской идеологии. Им вменялось в обязанность научить большинство немок «служить, идти на жертвы и выполнять свой долг» [40].

Подготовка руководительниц ячеек - фрау-эншафтов НСФ всех уровней затрагивала различные мировоззренческие и политические темы, так или иначе касающиеся работы женской организации. Руководительницы фрауэншафтов могли принимать участие в текущих учебных вечерах местной группы НСДАП. В каждой окружной ячейке НСФ была учреждена должность руководительницы по обучению, задачи которой состояли в мировоззренческой подготовке всех действующих в округе начальниц НСФ, контроле над их работой и немедленном вмешательстве при возникновении любых неясностей. Ей вменялось в обязанность быть особенно активной в небольших или проблемных местных группах НСФ. В городах и сельских населенных пунктах, имевших хорошие пути сообщения, руководительницы всех фрауэншафтов округа или местной группы должны были проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в месяц. Несмотря на это в некоторых регионах Германии - в Рурской области, в католических районах - они с трудом выполняли свою работу по национал-социалистической индоктринации женщин. Поэтому с руководительницами фрауэншаф-тов проводились упражнения в подготовке набросков и дидактических элементов докладов, помимо того, их обучали свободно владеть речью, умело вести дискуссию, интересно рассказывать, соединяя собственный опыт с положениями нацистской идеологии [41].

Поскольку важнейшей функцией руководительниц были исполнение приказов и их передача нижестоящим инстанциям, постольку в начале марта 1938 г. была издана специальная инструкция о том, как «старательной» начальнице фрауэншафта следовало доводить до подчиненных приказы РФФ. Как хорошая и убежденная национал-социалистка, она должна была знать,

что все мероприятия разрабатываются не конторскими служащими, далекими от реальной жизни, а женщинами, которые ревностно служат национал-социализму. Ей вменялось в обязанность внимательно изучить распоряжение, а в случае возникновения сомнений проконсультироваться у специалистов. Руководительница несла ответственность за доверие всех участниц группы к нацистской партии и государству, то есть должна была заботиться о том, чтобы все женщины считали любые распоряжение НСДАП и НСФ абсолютно верными. Ей следовало научиться передавать распоряжения очень близко к тексту, почти буквально, и комментировать те места, которые могут вызывать различные толкования. Категорически запрещались личные замечания, сожаление, извинения и т. п. Наконец, выполнение распоряжения не должно было перерождаться в критику и возражения или, что еще хуже, «деградировать до уровня парламентского голосования» [42]. Распоряжения РФФ распространялись в виде бюллетеней информационной службы, которые публиковались раз в две недели и рассылались не только в гау и округа, но и в местные группы НСФ. В годы войны их тираж доходил до 120 тысяч экземпляров [43].

Мировоззренческое обучение и профессиональная подготовка штатных и внештатных руководительниц осуществлялись в 32 школах гау и двух имперских школах. Имперские школы предназначались для обучения функционеров, занимавших должности на уровне гау. Одна из них, открытая в мае 1934 г., располагалась в Кобурге, другая, начавшая свою деятельность в апреле 1938 г., - в берлинском районе Ванзее [44]. К концу 1938 г. в имперских школах было проведено 111 учебных семинаров с участием 3 890 руководительниц [45].

С января 1935 г. в Высшей германской политической школе дважды в год проводился двухнедельный учебный семинар для верхнего эшелона руководительниц НСФ, на котором материал преподносился на лекциях и в ходе кружковой работы. Целью семинаров являлось «ознакомление руководительниц фрауэншафтов, большей частью занимающихся практической работой, с научными и политическими областями национал-социалистического мировоззрения» [46].

Первый семинар, участие в котором стоило 3 марки, посетили 500 руководительниц. На нем рассматривались темы «Женщина в доме и семье» (экономический круговорот; движущие силы в экономике; национал-социалистическая экономика; потребление и отдельная семья; особые задачи семейного хозяйства при современном экономическом положении; идея эффективности) и «Новое воспитание девочек в его отноше-

нии к расе, народу, родине, семье, государству, Богу» (Германия как прародина нордической культуры; начала дома и двора в сфере нордической культуры; древние германцы и их соседи; ремесло и искусство у древних германцев; борьба культур между римлянами и германцами; германская культура до введения христианства; культура и нравственность; свобода и брак; немецкая музыка; нордически-германское искусство; государство и семья; женщина в Третьем рейхе) [47]. На втором семинаре, проводившемся в мае 1935 г., читались лекции «по немецкой истории от Первого до Третьего рейха, расоведению и расовой политике, предыстории и ранней истории германцев, экономике и домоводству, вопросам воспитания и культуры» [48].

Хотя тематика семинаров, в основном, вращалась вокруг задач женщины в национал-социалистическом обществе, демографической политики, истории Германии с национал-социалистической точки зрения и расового вопроса, участницам предлагались не только эти материалы. С высшими руководительницами НСФ обсуждались такие темы, как «Политический католицизм», «Немецкое искусство, литература и драматургия», «Колониальная политика», «Семейное право», «Большевизм», «Еврейский вопрос», «Положение крестьянки в народном сообществе». Слушательницы проходили не только более подробное обучение нацистской идеологии, но и подготавливались к ее применению на практике - в воспитании девушек, охране здоровья в семье, ведении домашнего хозяйства, уходе за грудными младенцами. Акцент всегда делался на то, каким образом руководительницы НСФ доведут услышанное до широких кругов немецких женщин. К лету 1939 г. в Высшей германской политической школе было проведено десять семинаров с 3 260 участницами [49].

С 1934 г. во всех гау и округах НСФ проводились регулярные курсы или рабочие заседания руководительниц. Например, в первом учебном курсе в школе гау Баден принимали участие 16 рефренток по вопросам культуры и прессы. Им были прочитаны доклады «Национал-социализм как мировоззрение», «Организация торжеств», «Исследования расы и семьи», «Первопричины материнства». В последний день занятий один из местных чиновников ознакомил слушательниц с расово-гигиеническими мероприятиями гитлеровского государства. Он не скрывал от нацистских активисток, что в будущем предполагается стерилизовать 400 тысяч человек, в том числе 15 тысяч в гау Баден, и что к августу 1934 г. уже было прооперировано 1 400 человек. Позднее в этой же школе читались доклады «Женщина в народном сообществе», «О законе жизни женщины», «Женщина в профессиональ-

ной жизни», «Задачи и цели Национал-социалистической женской организации», «Задачи руководительницы местной группы», «Материнское призвание женщины в семье и народе», «Основные вопросы воспитания», «Опека подрастающей молодежи» [50].

Согласно материалам, опубликованным в ежегоднике РФФ «Deutsches Frauenschaffen» за 1937 г., учебный курс в школе гау НСФ Шлезвиг-Гольштейн проводился под лозунгом «Кто хочет жить, тот должен бороться». В первый день занятий читались лекции «Национал-социализм -учение воли и борьбы» (вводный доклад руководительницы школы), «О борьбе Гитлера за Рейх», введение к одноименной книге Ганцер «Борьба с трудностями в нашей работе с фрауэншафтами» (обсуждение), «Немецкая история с национал-социалистической точки зрения» (оратор от гау НСДАП). Вечером участницы курсов занимались совместным пением и слушали лекцию «Боевой дух и новая песня» [51]. В 1939 г. в школах гау Баден в Брухзале и Оберкирхе преподавательский состав, специально подготовленные активистки и ораторы читали доклады «Немецкое жизненное пространство», «Соотношение сил в политической борьбе держав», «Наша воля к победе», «Новый порядок на Востоке и политика по отношению к другим народам», «Тотальная война и военно-политическое значение женщины», «Плутократия и еврейство» [52]. Всего в течение 1935-1939 гг. в гау-школах НСФ было проведено 6 911 учебных семинаров с 350 611 слушательницами. Еще 31 442 руководительницы приняли участие в специальных расово-политических курсах [53].

Для идеологической обработки руководящего состава НСФ использовались также иные проводимые национал-социалистическим руководством мероприятия: имперские партийные съезды, выставки, спортивные состязания. В июне 1935 г. на острове Нордерней было организовано имперское учебное заседание с участием 3 тысяч руководительниц НСФ. Перед ними выступили доктор Вальтер Гросс - с докладом о вопросах расовой политики, доктор Фрауэндорфер - с докладом о тайных противниках национал-социализма (реакционерах, материалистах и представителях религиозной оппозиции), Шольц-Клинк - с докладом о задачах НСФ [54]. На второе заседание, проводившееся год спустя, также собрались 3 тысячи функционеров, но заняло оно уже шесть дней. Остров Нордерней с его великолепным ландшафтом соответствовал требованиям нацистской идеологии крови и почвы. В план работы семинара были включены гимнастика на пляже, поездки на парусниках и лодках, пение в дюнах, танцы и иные формы работы, выставки народного искусства и праздник летнего солнцестояния. Участво-

вать в заседании были приглашены все, начиная от руководительниц гау НСФ и заканчивая руководительницами блоков. Присутствие самой Шольц-Клинк завершало картину гармонии национал-социалистического народного сообщества, которая позднее была растиражирована в виде пропагандистских материалов НСФ [55]. Осенью того же года в орденском замке СС Грёс-синзее было организован учебный курс для руководительниц округов нацистской женской организации - крайсфаруэншафтсляйтерин [56].

Нацисты утверждали, что в НСДАП возникло «новое явление» - «руководство женщинами самими же женщинами. То, что женщина плечом к плечу с мужчиной служит народному порядку в многочисленных коллективах, работает, действует, стало для нас естественным». Теперь, рассуждали гитлеровцы, «мы можем говорить о "женщине-руководителе", руководительнице... Проблема женщины-руководительницы тоже вызывает вопросы, которые ожидают разработки в рамках общего учения о фюрерстве. Только женщина, которая сама располагает опытом руководства и подчинения в конкретных коллективах, может понять своего мужчину, жизнь которого течет в определенном коллективном порядке» [57].

Летом 1941 г. по распоряжению имперского управления по работе с женщинами 280 молодых руководительниц НСФ/ДФВ, только что закончивших обучение, на шесть недель были командированы в гау Вартеланд, чтобы «проверить свои силы» и преодолеть «польское бескультурье, косность и бесплановость». Отныне это нововведение стало обязательным элементом подготовки функционеров женской организации. Для девушек, большинство из которых прошли подготовку как руководительницы молодежных и детских групп НСФ/ДФВ, был организован трехдневный лагерь, после чего они были направлены в помощь местным руководительницам НСФ, опекуншам поселенцев, преподавательницам РМД либо поставлены во главе молодежных и детских групп [58].

В 1942 г. кандидатки в руководительницы нацистской женской организации - руководительницы молодежных и детских групп, местных и окружных отделений НСФ - были направлены не только в гау Вартеланд, но и в гау Верхняя Силезия. В период с середины мая до начала октября они от 4 до 6 недель во время своего отпуска проживали в лагерях, из которых каждое утро отправлялись в крестьянские хозяйства. В соответствии с нацистскими публикациями, только в гау Вартеланд в середине августа в 36 лагерях находились 600 молодых руководительниц НСФ [59].

На завершающих этапах войны от начальствующего состава НСФ требовали самоотвержен-

ности, стойкости и смелости. Руководительница гау НСФ Вюртемберг-Гогенцоллерн Анни Хайндль была готова бороться за национал-социализм с оружием в руках. Руководительница гау НСФ Гессен-Нассау Эрна Вестернахер как минимум раз в неделю посещала Франкфурт, хотя ее штаб, как и другие учреждения женской организации, был передислоцирован в сельскую местность. В октябре 1943 г. она довела до сведения окружных молодежных групп НСФ: «Время требует от нас, чтобы мы делали все, что в наших силах. У наших солдат нет ни свободного времени, ни возможности пощадить себя. Вы должны показать, что достойны их. Этого я в особой мере ожидаю от своих руководительниц». После того как войска союзников вступали в главные города гау, руководительницы, вопреки указаниям гауляйте-ров укрыться в безопасных районах, оставались вблизи своих учреждений или по месту жительства. Только одна из начальниц гау НСФ - Ева Ляйстиков из Хале-Мерзебурга - покончила жизнь самоубийством. Те активистки, которые находились на востоке Германии, разумеется, бежали от Красной Армии на запад [60].

После войны одни руководительницы НСФ добровольно сдались союзникам, другим же удавалось скрываться от денацификации годами. Как установила немецкая исследовательница Катрин Майер, в октябре 1946 г. 463 из 1 506 обитательниц американского лагеря в Людвигсбурге были чиновницами НСФ [61]. Проходя денацификацию, они старались убедить комиссию, будто их служебное рвение объяснялось «женской неосведомленностью» и «наивностью», и в один голос твердили, что их деятельность в организации, которая была филиалом НСДАП, не носила политического характера, а сами они не располагали никакой властью. Как заявила суду руководительница отдела пропаганды гау Баден Гертруда Гильг, «я верила тому, что говорил Адольф Гитлер. Во всех отраслях было заметно экономическое улучшение, и тогда я верила, что все хорошо. Я не понимала того, что происходило. Пожалуйста, подумайте о том, что мышление женщины отличается от мышления мужчины... Я часто выступала с речами на собраниях фрауэншафтов, но никогда не говорила о политике. Это было делом мужчин» [62]. А руководительница гау НСФ Гессен-Нассау Эрна Вестернахер утверждала, будто «работа с женщинами находилась вне всех политических событий, и я никогда не могла бы повлиять на них» [63].

В ходе судебных процессов все чиновницы НСФ, проходившие денацификацию, заявляли, что ничего или почти ничего не знали о репрессиях против политических противников нацистского режима, эвтаназии, антисемитских мерах. Некоторые говорили, что даже оказывали помощь

евреям. Лишь немногих из них судебные комиссии квалифицировали как «главных виновниц» или «изобличенных». Большинство попали в категории «менее изобличенные» и «попутчицы». Как правило, они провели в заключении от двух с половиной до трех лет и лишились части своего имущества в результате конфискаций [64].

Итак, Гитлер и другие нацистские руководители считали, что, изгнав женщин из рейхстага и лишив их права занимать чиновничьи должности, они покончили с присутствием немок в политической сфере. Того же мнения придерживались и судьи стран-победительниц, оценивая деятельность активисток НСФ/ДФВ как неполитическую, а значит, не преступную. В действительности нацистское государство, стремившееся превратить миллионы женщин в свои орудия, открыло десяткам, сотням тысяч немок доступ в политическую сферу и тем самым сделало шаг в направлении модернизации немецкого общества. Хотя руководительницы Национал-социалистической женской организации на всех уровнях были подчинены мужчинам, они располагали пространством для самостоятельных действий. Их статус как партийных чиновников формально подтверждался выдачей удостоверения, высокой оплатой штатных сотрудниц иерархической пирамиды и предоставлением им иных видов материального вознаграждения, ношением форменного платья со знаками различия, правом отдавать обязательные для исполнения распоряжения, наличием разветвленной системы профессиональной подготовки к руководящей деятельности, которая официально считалась исключительной прерогативой мужчин. Свое неформальное подтверждение этот статус находил в поддержании личных и служебных контактов с мужчинами-руководителями соответствующего уровня, а также в том факте, что Шольц-Клинк по разным поводам вступала в конфликты с представителями нацистской верхушки и находила влиятельных покровителей. За тщательно создаваемым пропагандой и самими активистками НСФ/ДФВ образом скромной, исполнительной и послушной помощницы начальников-мужчин скрывалась «амазонка», отнюдь не соответствующая гендерным стереотипам, готовая выполнять серьезные политические, то есть «мужские», задачи и наделенная такими же «мужскими» качествами: чувством ответственности, умением руководить, дисциплиной, смелостью в принятии решений, профессиональной компетентностью, высоким уровнем образования и интеллекта.

Примечания

1. Steinbacher S. Einleitung // Volksgenossinnen. Frauen in der NS-Volksgemeinschaft. Hrsg. von S. Steinbacher. Göttingen, 2007. S. 21.

2. Scholtz-Klink G. Die Frau im Dritten Reich. Eine Dokumentation. Tübingen, 1978. S. 75.

3. Schulungstagung der NS-Frauenschaft // Das Archiv. 1935. Juni. S. 386.

4. Kater M. Frauen in der NS-Bewegung // Vierteljahreshefte für Zeitgeschichte. 1983. Heft 2. S. 238.

5. Dammer S. Kinder, Küche, Kriegsarbeit - Die Schulung der Frauen durch die NS-Frauenschaft // Mutterkreuz und Arbeitsbuch. Zur Geschichte der Frauen in der Weimarer Republik und im Nationalsozialismus. Frankfurt am Main, 1981. S. 221-222.

6. Michel A. «Führerinnen» im Dritten Reich: Die Gaufrauenschaftsleiterinnen der NSDAP // Volksgenossinnen. Frauen in der NS-Volksgemeinschaft. Hrsg. von S. Steinbacher. Göttingen, 2007. S. 120.

7. Livi M. Gertrud Scholz-Klink: Die Reichsfrauenführerin. Politische Handlungsräume und Identitätsprobleme der Frauen im Nationalsozialismus am Beispiel der «Führerin aller deutschen Frauen». Münster, 2005. S. 111.

8. ömt. no: Böltken A. Fhhrerinnen im «Fhhrerstaat»: Gertrud Scholtz-Klink, Trude Mohr, Jutta Rhdiger und Inge Viermetz. Pfaffenweiler, 1995. S. 52.

9. Das Archiv. 1936. März. S. 1529.

10. Zur Organisation // Deutsches Frauenschaffen. Jahrbuch der Reichsfrauenführung. Dortmund, 1937. S. 10.

11. Die Organisation der NS-Frauenschaft / Deutsches Frauenwerk // Deutsches Frauenschaffen im Kriege. Jahrbuch der Reichsfrauenführung 1941. Dortmund, 1941. S. 19.

12. Michel A. «Führerinnen» im Dritten Reich. S. 120.

13. Michel A. «Alte Kämpferinnen». Dora Horn-Zippelius und Gertrud Gigl, Propaganda- und Gauschulungsleiterinnen der NS-Frauenschaftin Baden // Kißener M., Scholtyseck J. (Hrsg.). Die Führer der Provinz. NS-Biographien aus Baden ud Württemberg. Konstanz, 1997. S. 252-253.

14. Schoenbaum D. Die braune Revolution. Eine Sozialgeschichte des Dritten Reiches. Köln; Berlin, 1968. S. 231.

15. Livi M. Op. cit. S. 73-74.

16. Winkler D. Frauenarbeit im «Dritten Reich». Hamburg, 1977. S. 33-34.

17. Ibid. S. 40.

18. Kater M. Op. cit. S. 227.

19. Scholtz-Klink G. Op. cit. S. 72.

20. Livi M. Op. cit. S. 111.

21. ömt. no: Kater M. Op. cit. S. 227.

22. Koonz C. Mütter im Vaterland. Frauen im Dritten Reich. Freiburg, 1991. S. 47.

23. Scholtz-Klink G. Op. cit. S. 417.

24. ömt. no: Böltken A. Op. cit. S. 60.

25. Livi M. Op. cit. S. 124.

26. Stephenson J. The Nazi Organization of Women. London, 1981. P. 119-120.

27. Livi M. Op. cit. S. 79.

28. Ibid. S. 106.

29. Koonz C. Op. cit. S. 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Arendt H.-J., Hering S., Wagner L. (Hrsg.). Nationalsozialistische Frauenpolitik vor 1933: Dokumentation. Frankfurt am Main, 1995. S. 182-183, 202, 230.

31. Michel A. «Führerinnen» im Dritten Reich. S. 118119.

32. Stephenson J. Nationalsozialistischer Dienstgedanke, bürgerliche Frauen und Frauenorganisationen im Dritten Reich // Geschichte und Gesellschaft. 1981. Heft 3-4. S. 563.

33. Deutsches Frauenschaffen im Kriege. S. 129.

34. Michel A. «Führerinnen» im Dritten Reich. S. 122-123.

35. Ibid. S. 121-122.

36. Tagung der NS-Frauenschaft // Das Archiv. 1936. September. S. 840.

37. ömt. no: Michel A. «Führerinnen» im Dritten Reich. S. 130-131.

38. Michel A. «Alte Kämpferinnen». S. 257.

39. Ibid. S. 251-252.

40. Ibid. S. 243.

41. Dammer S. Op. cit. S. 228-229.

42. Ibid. S. 229.

43. Hauptabteilung Presse-Propaganda // Deutsches Frauenschaffen im Kriege. S. 83.

44. Scholtz-Klink G. Op. cit. S. 77.

45. Stephenson J. «Verantwortungsbewußtsein»: Politische Schulung durch die Frauenorganisationen im Dritten Reich // Erziehung und Schulung im Dritten Reich. Teil 2. Hochschule, Erwachsenenbildung. Hrsg. von M. Heinemann. Stuttgart, 1980. S. 197.

46. Die Aufgaben der Frau im Aufbauwerk des Führers // Das Archiv. 1935. Mai. S. 194.

47. Dammer S. Op. cit. S. 230.

48. Die Aufgaben der Frau im Aufbauwerk des Führers. S. 194.

49. Stephenson J. «Verantwortungsbewußtsein». S. 197.

50. u,mt. no: Michel A. «Alte Kämpferinnen». S. 244, 252.

51. Scholtz-Klink G. Op. cit. S. 129.

52. Michel A. «Alte Kämpferinnen». S. 257.

53. Stephenson J. «Verantwortungsbewußtsein». S. 199.

54. Schulungstagung der NS-Frauenschaft // Das Archiv. 1935. Juni. S. 386.

55. Dammer S. Op. cit. S. 230-231.

56. Michel A. «Alte Kämpferinnen». S. 252.

57. Brauße H. B. Die Führungsordnung des deutschen Volkes. Grundlegung und Führungslehre. Hamburg, 1940. S. 142-143.

58. Poggensee E. Junge Fhrerinnen beim Osteisatz im Gau Wartheland // NS-Frauenwarte. 10. Jg. Heft 8. S. 115.

59. Aus unserer Frauenarbeit // NS-Frauenwarte. 11. Jg. (1942). August. Heft 3. 3. Umschlagseite; Menzerath M. Alle im gleichen Dienst // NS-Frauenwarte. 11. Jg. (1942). September. Heft 5. S. 58.

60. Michel A. «Führerinnen» im Dritten Reich. S. 131-132.

61. Mayer K. Entnazifizierung von Frauen. Die Internierungslager der US-Zone Deutschlands 1945-1952. Berlin, 2004. S. 212.

62. Michel A. «Alte Kämpferinnen». S. 263.

63. u,mt. no: Michel A. «Führerinnen» im Dritten Reich. S. 115.

64. Ibid. S. 135-136.

УДК 9(47)

О. В. Рычкова

СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ОЦЕНКАХ АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЫ В КОНЦЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В публикуемой статье представлен анализ основных аспектов советской идеологии в оценках американских периодических изданий: причины эволюции американских воззрений, геополитические нюансы идеологии, сочетание идеологического инструментария и дипломатической практики.

The article is devoted to analysis of the main aspects of Soviet foreign-policy in American Press: motives of American view evolution, geopolitical ideological nuances, combination of ideological instruments and di plomatic practice.

Ключевые слова: общественное мнение, советско-американские отношения, Вторая мировая война

Keywords: public opinion, Soviet-American relations, World War II

Близившееся окончание Второй мировой войны имело результатом фокусировку внимания общественности США на проблемах, не связанных с ходом военных действий. В условиях политической нестабильности в Европе в американской периодике особое место заняла идеологическая проблема. Положения марксистско-ленинского учения о всемирной революции в Европе в американском восприятии способствовали слиянию внешнеполитического курса СССР и его идеологии в единое целое. Зачастую не только рядовые американцы, но и представители прессы, не будучи знакомыми с основными положениями коммунистической теории, не различали границы между политикой советского государства и идеологическими лозунгами. Вопрос оценивания официальной идеологии СССР и её воздействия на выбор политической стратегии приобретал, таким образом, фундаментальный характер. Редакторы «Тайм» без обиняков заявили, что отныне в Европе разворачивается борьба между тоталитарными и демократическими идеологическими силами и что советская идеология будет в центре этого конфликта [1]. Проблема советской идеологии рассматривалась американскими журналистами преимущественно с позиций перспектив ее конкретно-географического распространения на Восточную Европу, идейно-политическое будущее которой выглядело весьма туманно.

РЫЧКОВА Ольга Владимировна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ВятГГУ © Рычкова О. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.