Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ПСИХОЛОГИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малинкина Анна Михайловна, Мищенко Яна Петровна

Данная статья посвящена исследованию современных способов манипулирования акторов политического пространства. Авторами обозначены актуальные каналы политического манипулятивного воздействия в современных условиях. Представлены актуальные проблемы, которые могут возникать внутри общественно-политических процессов, вызванные манипулятивными методами воздействия. Автором предложена попытка обозначения тенденций в данном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL MANIPULATION IN THE PROCESS OF COMMUNICATION OF SOCIETY

This article is devoted to the study of modern ways of manipulating the actors of the political space. The authors identify the current channels of political manipulative influence in modern conditions. The current problems that may arise within socio-political processes caused by manipulative methods of influence are presented. The author offers an attempt to identify trends in this context.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ ОБЩЕСТВА»

УДК 32.019.5

Малинкина Анна Михайловна

Южно-Российский институт управления филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ

Мищенко Яна Петровна Южно-Российский институт управления филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ

Г. Ростов-на-Дону

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию современных способов манипулирования акторов политического пространства. Авторами обозначены актуальные каналы политического манипулятивного воздействия в современных условиях. Представлены актуальные проблемы, которые могут возникать внутри общественно-политических процессов, вызванные манипулятивными методами воздействия. Автором предложена попытка обозначения тенденций в данном контексте.

Ключевые слова:

Политика, управление, политическое манипулирование, коммуникативный инструментарий, коммуникация, общество, психология, воздействие.

POLITICAL MANIPULATION IN THE PROCESS OF COMMUNICATION OF SOCIETY

Annotation

This article is devoted to the study of modern ways of manipulating the actors of the political space. The authors identify the current channels of political manipulative influence in modern conditions. The current problems that may arise within socio-political processes caused by manipulative methods of influence are presented. The author offers an attempt to identify trends in this context.

Keywords

Politics, management, political manipulation, communication tools, communication, society, psychology, impact.

В современных условиях манипулятивные методы воздействия используются повсеместно и несут в себе как положительное, так и негативное целеполагание. Большинство политических речей современных политиков являются классическим образцом воздействия на аудиторию и определяют место манипулятивных методов в современном демократическом обществе.

Практическая актуальность данного феномена обозначена широким использованием политической пропаганды в период проведения выборов, гибридной войны, политических рекламных кампаний. Каждый человек использует различные методы манипуляции в своей повседневной деятельности, с целью достижения определенных целей, не говоря уже о политических акторах. Терминология данной научно-исследовательской работы имеет отношение к психологии, менеджменту, политическому консалтингу и охватывает общественные коммуникативные связи, непосредственно. [ 3, c.30]

В психологии, термин «манипуляция» принято трактовать следующим образом: манипуляция -скрытое управление другим субъектом (обществом, человеком, группой лиц), которое ведет к

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

актуализации определенных мотивационных состояний. Стоит отметить, что такое воздействие не всегда является выгодным для объекта воздействия.

В политическом дискурсе, стоит понимать манипуляцию как один из способов достижения цели. Еще в конце прошлого столетия, О.Т Йокояма определил политическую манипуляцию как явные транслирующийся цели, которые скрыты под наиболее выгодными политическими лозунгами и высказываниями. Основной характеристикой данного процесса является процесс непосредственного воздействия на психику субъекта. [ 4, с.149]

Наиболее яркими примерами современных политических манипуляций могут служить следующие: обещания в процессе предвыборной кампании, телевизионная реклама и реклама в интернете, прием «оскорбление личности», внушение, метод «переноса» частного факта в общую коммуникативную систему, повторение, искажение информации (фейки).

Для трансляции политических манипуляций, в различных развитых странах используют специальные каналы, эффективность которых определяется посредством определения общественных реакций и приоритетов. Наиболее актуальными каналами политического манипулирования являются:

1. Социальные сети и средства массовой коммуникации, говоря о Российской практике стоит выделить: Телеграмм, Твиттер, Тик-Ток, Ютуб.

2. СМИ, такие как: телевидение, радио, газеты, рассылки;

3. Политическая реклама - брошюры, банеры, листовки, журналы;

4. Создание бренда - мерч, слоган, имидж, идея;

5. Коммуникация внутренняя - интервью, дебаты.

С помощью перечисленных каналов процесс манипулирования реализуется в разы эффективней, можно сказать, что каждый элемент, является необходимым для наиболее качественного воздействия политического лидера (актора).

Таким образом, обращая внимание на практическую реализацию политического манипулирования в современных условиях, стоит отметить, что Интернет и социальные сети являются необходимым и наиболее эффективными каналами воздействия на общество и процессы, происходящие внутри него. [2, с.31]

Коммуникация общества в интернете носит интерактивный характер. Благодаря такому характеру, осуществляется взаимодействие в сети интернет между двумя и более сторонам. Вступать в непосредственный диалог с аудиторией позволяет интерактивность, а также она способствует возможности общения между собой представителей одной аудитории.

Можно выделить некоторые функции и особенности интернета в качестве рассмотрения его как медиа-пространства, где и реализуются манипулятивные методы воздействия:

1. Фокусное воздействие на конкретную целевую аудиторию;

2. Заинтересованность определённой организации в процессе реализации интерактивной функции в интернете;

3. Реализация адресных обращений в сфере пиара;

4. Учет индивидуальных особенностей каждого пользователя;

5. Реализация эффективной коммуникации;

6. Построение имиджа субъекта, который участвует в реализации политических PR технологий;

7. Четкая направленность обращения;

8. Отсутствие ограничений;

9. Отсутствие временных ограничений;

10. Отсутствие строго контроля, по сравнению с другими СМИ;

11. Быстрое распространение информации, которое приводит к достижению цели.

Интернет дает отличную возможность применять механизм влияния на всю целевую аудиторию полностью или только на ту ее часть, которая отвечает заданным критериям. Данные методы и феномены оказывают особое влияние на политические и общественные процессы, согласно многочисленным исследованиям.

Практическими примерами актуальными манипулятивного воздействия в политике, могут являться следующие:

Если говорить о реализации методов манипулирования в социальных сетях, стоит уделить особое внимание таким фактам, как - привлечение денежных средств обманным образом, распространение нецензурных фото и видео, таргетирование неуместной рекламы, призыв к проведению массовых мероприятий экстремистской направленности, публичное унижение граждан, и многое другое, по большей части координируется иностранными СМИ и медиа представителями и публичными личностями. Апробация внедрения в массовое сознание различной дезинформации была заложена очень давно (в конце ХХ века), еще с момента искажения и фальсификации ведущей роли России в победе во Второй мировой войне, а главным здесь, представляется осознание использования этой глобальной лжи в качестве элемента гибридной войны. [1, c. 467]

Можно сделать вывод, что манипулятивные методы воздействия стали неотъемлемой частью современных политических процессов в контексте общественных коммуникаций. Наиболее актуальными каналами воздействия является - цифровые каналы, что обусловлено стремительными глобальными процессами и психологическими особенностями современных граждан. Среди таких каналов воздействия выделяется интернет и средства массовой коммуникации.

Таким образом, положительному восприятию и высокой усвояемости PR-материала содействует предрасположенность пользователей Интернета к получению информации. Все граждане, которые имеют доступ к сети интернет, подходят к вопросу получения потока информации - осознанно. Тем не менее, если этот процесс происходит неосознанно, то распространение информации проходит с большей легкостью. На этот факт оказывают воздействие психологические и социальные аспекты, которые являются первичными в контексте использования Интернет-ресурсов со стороны населения. Список использованной литературы:

1. Моисеева А.В. «К вопросу о речевом манипулировании» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №1-1. - С. 456-478.

2. Субочев В. В. «Политико-правовое манипулирование как основа управления обществом в эпоху постправды» // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2019. №34. - С 23-67.

3. Шавардова Е.Ю. «Принципы и особенности современного манипулирования в политике» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2021. №1. - С 11-45.

4. Yokoyama, O. T. Lexical frequency and its implications: the case of contemporary edited Russian / О. T. Yokohama // Slavic and East European Journal. - 1986. - V. 30. 3- С. 149.

5. Шавардова Е.Ю. «Язык как средство политической коммуникации» Монография, ЦП «Компринт», 2017. - 198 с.

©Малинкина А.М., Мищенко Я.П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.